Научная статья на тему 'Педагогические аспекты выбора профессии и допрофессиональной подготовки'

Педагогические аспекты выбора профессии и допрофессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / EDUCATION / CHOICE OF PROFESSION / LABOR TRAINING / PRE-PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Татьяна Федоровна

Некоторые аспекты в ракурсе многократного видоизменения отечественной системы образования раскрывают актуальные вопросы формирования у школьников готовности к труду и выбору профессии. Анализируется состояние исследуемой проблемы в педагогической теории за исторический период от первых опытных станций 1918-1919 годов и трудового обучения до современного образовательного процесса допрофессиональной подготовки. Допрофессиональная подготовка рассматривается как образовательный процесс, обеспечивающий определённый уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of the choice of profession and pre-professional training

Some aspects from the perspective of multiple modifications of the domestic education system reveal the topical issues of formation of students ' readiness for work and choice of profession. The article analyzes the state of the studied problem in pedagogical theory for the historical period from the first experimental stations of 1918-1919 and labor training to the modern educational process of pre-professional training. Pre-vocational training is considered as an educational process that provides a certain level of preparation for future professional activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты выбора профессии и допрофессиональной подготовки»

Педагогические аспекты выбора профессии и допрофессиональной подготовки

Турутина Татьяна Федоровна

канд. пед. наук, доцент, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет, tftss@list.ru

Некоторые аспекты в ракурсе многократного видоизменения отечественной системы образования раскрывают актуальные вопросы формирования у школьников готовности к труду и выбору профессии. Анализируется состояние исследуемой проблемы в педагогической теории за исторический период от первых опытных станций 1918-1919 годов и трудового обучения до современного образовательного процесса допрофессиональ-ной подготовки. Допрофессиональная подготовка рассматривается как образовательный процесс, обеспечивающий определённый уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образование, выбор профессии, трудовое обучение, допрофессиональная подготовка.

о

Е

£

СП

0

(Ч ^

01 г

Актуальность выбора темы обусловлена необходимостью формирования у школьников готовности к выбору профессии. Готовность к выбору профессии в архитектурно-художественной сфере отличается характером будущей профессиональной деятельности и предполагает ещё на школьной стадии образования освоить архитектурную графику, черчение, рисунок, композицию и пр., польку вступительные испытания в вуз предполагают экзамен по этим дисциплинам. В этой связи следует создание специальных педагогических условий допрофессиональной подготовки. Для решения задачи определения целесообразных педагогических условий важно исследовать феномен допрофессиональной подготовки образовательной системы в педагогической теории и практике.

Продолжая исследования обратим внимание, что общеобразовательная система страны как живой организм «... подвержена изменениям во взаимосвязи с внешним реформированием социально - культурной, политической и экономической жизни общества. В истории своего развития она многократно видоизменялась» [13].

В поле зрения ученых исторические этапы сложного становления отечественного образования, и вместе с этим педагогические задачи профессиональной ориентации школьников, их трудовое воспитание и обучение.

Б.С. Гершунский исследуя практико-ориентирован-ные образовательные концепции отмечает сложные периоды истории: «От обязательного всеобщего среднего образования - к его фактической ликвидации, резкому снижению базовой образовательной подготовки учащихся в школе; .от идей всеобщего профессионального образования к ликвидации даже первоначальной профессиональной подготовки учащихся в школе» [4].

Можно заметить, что прошло 100 лет с тех пор когда внимание педагогов было направлено на трудовое воспитание и трудовое обучение учащихся. Ещё со времен основания Наркомпросом первых опытных станций в 1918-1919 годах, усилия педагогических коллективов направлены на формирование производственных навыков у обучающихся в процессе школьного обучения. Надо сказать, что у истоков первых опытных станций стояли С.Т. Шацкий и П.Н. Лепешин-ский. Со временем росло число опытных станций, создавались школы трудового воспитания, где важным и ответственным педагогическим делом было организация трудового обучения.

Возникновение учреждений внеклассной и внешкольной деятельности позволяет заниматься вопросами тру-

дового обучения во внеурочные время, что даёт возможность в школах «...основное внимание уделять повышению качества обучения основам наук» [9].

В учебных планах того исторического периода отсутствуют уроки труда, что не способствует трудовому воспитанию, развитию трудовых навыков, не даёт школьникам представления о различных сферах профессиональной деятельности. В то время как «трудовое воспитание - воспитание базисных черт характера, справедливо замечает В.С. Безрукова, - обеспечивающих успех в труде.. Трудовое обучение - это ознакомление учащихся с основами техники, технологии, материалами, организацией и экономикой труда и производства» [2].

Однако, достаточно длительное время трудовое обучение и трудовое воспитание в общеобразовательной школе не являются актуальными вопросами. 1952 - 1964 годы характеризуются периодом, когда начинает внедряться политехническое обучение. «В старших классах вводится производственное обучение и профессиональная подготовка. Увеличивается срок обучения с 10 до 11 лет. К сожалению, изучение теоретических и практических основ профессии в эти годы всё больше приобретало не допрофессиональный, а скорее узкий профессиональный характер» [13].

Период перехода образовательной системы на двухлетнее школьное обучение после восьмилетки привело «.к закрытию в школах учебных цехов, мастерских, учебно-опытных участков, сокращение числа ученических производственных бригад» [11].

Исследуя педагогические аспекты выбора профессии школьниками и состояния общеобразовательной школы 60-70-х годов, обращаемся к работе, где В.П. Беспалько пишет: «.крупный изъян общей концепции школьного образования того времени - почти полная потеря общей цели функционирования школьной педагогической системы: общее образование вообще, безотносительно к будущей жизнедеятельности школьников» [3].

Такой подход в обучении школьников не мог обеспечить полноценно профессиональной ориентацией, дать представления о содержании той или иной профессии, характерных особенностях профессиональной деятельности, подготовить к выбору профессионального пути.

Чтобы улучшить состояние профориентационной работы со школьниками, расширить диапазон их знаний и развить способности, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности, для решения этих важных задач в 70-80-е годы на уровне правительства принимаются соответствующие положения.

В хронологической последовательности нашего исследования представляется интересным ряд следующих постановлений. «Постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1974 года «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» было направлено на создание межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК). В 1974 году предполагалось целенаправленное решение ряда важных задач: укрепление связи школы с жизнью, приведение содержания обучения и воспитания в соответствие с требованиями науки, техники, производства и культуры, привлечение коллективов предприятий к работе по трудовой подготовке школьников и так далее. С целью улучшения организации работы по подготовке школьников к выбору профессии было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22 декабря 1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к

труду». А также инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 28 августа 1978 года предписывало «.средним общеобразовательным школам создать учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации, а в восьмилетних школах - уголки профориентации». В постановлении 1984 года ЦК КПСС и См СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации и организации общественно полезного, производительного труда», говорилось о необходимости повышения уровня работы учебно-методических кабинетов профориентации, введения в школах курса «Основы производства. Выбор профессии» [13].

Как видим образовательные трансформации были направлены на реализацию качества образования и предполагали существенные изменения в общеобразовательной школе трудового обучения и профессиональной ориентации. Вместе с тем, подготовка рабочих кадров в рамках общеобразовательной школы становится неприемлемой. «В интересах повышения качества общего образования, - пишет Н.А. Хроменков, -признано целесообразным снять со школы обязанность массовой профессиональной подготовки рабочих кадров» [14].

Качественно меняется образовательная система, создаются условия для профориентационной работы, трудовое обучение в школах способствует формированию необходимых для жизни трудовых навыков.

«Общеобразовательной школе, - подчёркивает В.П. Беспалько, - фактически возвращена её общая (основная) цель - подготовка труженика, путём придания всему процессу и содержанию обучения в школе трудовой, профессиональной направленности» [3].

Дальнейшие производственно-технологические преобразования в России, развитие современных информационных технологий влекут за собой изменения в профессиональной ориентации общества. Переход к интенсивному развитию и конкуренция на рынке труда выдвигают принципиально новые требования к содержанию образования.

Э.Д. Днепров и его соавторы, характеризуя образовательную систему в переходный период пишут, что «рыночные отношения, конкуренция, свободный выбор усилят интерес и потребность в допрофессиональной подготовке и раннем профессиональном самоопределении» [5].

Н.К. Сергеев, отмечая в своих исследованиях изменения существующей практики подготовки кадров обращает внимание на переход системы образования к многоступенчатой и многоуровневой модели подготовки специалистов. Он пишет: «Развиваются различные допро-фессиональные формы работы с молодежью, ориентированной на профессию» При этом, замечает автор: «К сожалению, эти тенденции наукой еще должным образом не осмыслены» [10].

Действительно, наблюдаем в историческом периоде этого времени возникновение допрофессиональной подготовки. При чем следует заметить, что допрофессио-нальная подготовка реализуется и в общеобразовательных школах, и в учреждениях дополнительного образования, и на подготовительных курсах в вузах не только как профориентация, но и первичное целенаправленное знакомство с элементами профессиональной деятельности будущей профессии.

Исходя из того, что впервые знакомство с разными профессиями происходит на этапе школьного обучения, многие учёные считают именно это время следует рассматривать как период допрофессионализма.

По утверждению Н.В. Немовой: «Допрофессионализм включает в себя три этапа: первичное ознакомление с

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

о

Е

СП

о

профессией; адаптация в профессии; самоактуализация, сознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, и своего предназначения в профессии» [8].

Опираясь на исследования учёных, формирование допрофессиональных качеств обучающихся понимаем как процесс допрофессиональной подготовки, предполагающий проектирование образовательной траектории, ориентированной на допрофессионализм.

Л. В. Байбородова исследуя концептуальные основы и модели обучения школьников, выделяет следующие функции допрофессиональной подготовки: диагностическую, стимулирующую, образовательную, воспитательную, корректирующую, функцию самоопределения, коммуникативную. В своей работе автор рассматривает до-профессиональную подготовку как образовательный процесс в школе [1].

Теоретический анализ педагогических аспектов показал, что если считать допрофессиональную подготовку как образовательный процесс, где практическая учебная деятельность школьников является неотъемлемой частью, тогда педагогическая деятельность может включать: «.подготовку к выбору профессии - ознакомление с миром профессий, выявление и развитие профинтере-сов и профпригодности» [7].

Важно подчеркнуть, что выявление профессиональных интересов и развитие профпригодности для сферы архитектурно-художественной сферы деятельности особенно актуально в силу особенного творческого характера профессии.

«Вместе с тем отсутствие в традиционной образовательной парадигме психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможности адаптации школьников к освоению будущего профессионального образования и выбора профессионального пути без дополнительного образования, привело к возникновению учреждений разных типов, видов и уровней с различными дополнительными образовательными программами» [13].

Начиная с 1988 года в образовательной системе меняется роль внешкольных организаций. Имеет значение развитие учреждений дополнительного образования и новых программ досуга. Однако, «несмотря на многообразие образовательных программ досуговых учреждений, основная роль в подготовке человека к предстоящей взрослой жизни, к труду принадлежит общеобразовательной школе» [13].

Можно согласиться с утверждением Н.Н. Дьяченко, что цель общеобразовательной школы дать «.основы для последующего профессионального обучения, ознакомить с общими принципами и научными основами производства» [6].

Именно основы для последующего профессионального обучения в вузах архитектурно-художественного профиля нужны школьникам, поскольку являются для них вступительными испытаниями в вузы. Поэтому «в качестве диагностической цели общего образования должна выступать подготовка к профессиональному обучению» [12].

Подготовка к дальнейшему обучению в профессиональных учреждениях осуществлялась не только на подготовительных курсах в соответствующих вузах, но и в профильных классах школ и гимназий. В период возникновения профильных классов начала 90-х не только архитектурно-художественного направления, но и других (физических, математических, гуманитарных и пр.), существенным недостатком общеобразовательных школ была проблема нехватки учителей для допрофессио-нальной подготовки. Эти вопросы удалось решить путём привлечения вузовских преподавателей и обучения учителей специальным дисциплинам.

Учитывая необходимость в профессиональной ориентации школьников и помощи в выборе профессии и сегодня допрофессиональная подготовка является актуальной. Возрастает роль допрофессиональной подготовки, как востребованность в качественной подготовке для поступления в вузы. В той или иной форме «процесс допрофессиональной подготовки реализуется в разных образовательных структурах и формах: как подготовительные курсы в вузах, курсы подготовки в учебных комбинатах, курсы в учреждениях дополнительного образования, специальные курсы в производственно-технических школах, профильное обучение в общеобразовательных школах» [13].

Однако, теоретический анализ педагогических аспектов и практическая работа позволяют утверждать, что «.в современных условиях общеобразовательной школы допрофессиональная подготовка не ставит перед собой задачу подготовки учащихся к непосредственной производственной деятельности и не даёт права на присвоение производственной квалификации. Для школьников допрофессиональная подготовка в единении с общим образованием соотносится как: профессиональная ориентация; рациональность обучения; активизация деятельности; освоение специальных знаний и умений, норм и правил, условий труда и возможностей профессии; саморазвитие и формирование себя как будущего профессионала; осознание профессионального самоопределения» [13].

Наши практические исследования лежат в поле готовности школьников к выбору профессии в архитектурно-художественной сфере и допрофессиональной подготовки для предполагаемой будущей профессиональной деятельности. Известно, что будущая профессиональная сфера архитектурно-художественной деятельности достаточно обширна. Включает в себя работу в проектных институтах и мастерских; предприятиях промышленности и строительства; институтах науки и учреждениях образования. Профессиональная деятельность может быть связана с проектированием зданий, сооружений и объектов различного назначения; согласованием проектов; оформлением чертежей; авторским надзором и т.д.

Сравнительный анализ целесообразности допрофесси-ональной подготовки в профильных классах общеобразовательной школы и на подготовительных курсах показал, что процесс профессиональной ориентации хоть и отличается по форме организации, однако реализуется в полной и равной степени в соответствии с программой, обозначенными целями и поставленными задачами. Что касается подготовленности школьников к выбору профессии, то вузы не ставят перед собой такие вопросы, поскольку содержат другие целевые установки в своей системе образования. Кроме того, на подготовительные курсы в вузы приходят не только школьники, а желающие разного возраста. Процесс профессионального самоопределения не ограничивается жёсткими рамками и эффективно реализуется как в вузе, так и в общеобразовательной школе, имея отличительные черты (об этом в нашем диссертационном исследовании представлено более подробно). Что касается подготовки к вступительным экзаменам можно заметить, что при одинаковом целеполагании характер процесса и результативность разняться.

Опрос обучающихся и их родителей свидетельствует, что на подготовительных курсах недостаточно времени для подготовки к вступительным экзаменам. Чтобы тщательно подготовиться желательно посещать такие курсы два, а лучше три года. Краткосрочные четырёх месячные курсы для начинающих неприемлемы вообще. К достоинствам подготовительных курсов можно отнести возможность заниматься у квалифицированных преподавателей, работающих в этих же вузах.

Обучение в профильных классах может проходить по всей вертикали с 1 по 11 классы и охватывать широкий диапазон дисциплин допрофессиональной подготовки на принципах преемственности. Как один из вариантов преемственности на рисунке 1 представлена структура преемственности профильных дисциплин в процессе обучения учащихся общеобразовательной школ ы.

В то же время рисунок 1 свидетельствует о том, как допрофессиональная подготовка в школе может включать ряд профильных дисциплин. Содержание дисциплин базируется на истории, традициях и опыте отечественного образования; ориентируется на особенности передовых школ в области архитектуры и градостроительства; учитывает требования, предъявляемые к выпускникам на вступительных экзаменах; обеспечивает профильный характер и принцип преемственности процесса обучения.

Таблица 1

Рис. 1. Структура преемственности профильных дисциплин в процессе обучения учащихся общеобразовательной школы

При этом видим, что содержательный перечень дисциплин отражает курс допрофессиональной подготовки, ориентированный на вступительные экзамены в вузы, дальнейшее обучение профессии и профессиональную деятельность в архитектурно-художественной сфере. Дальнейшее обучение профессии возможно в учреждениях профессионального образования по таким направлениям как архитектура гражданских и общественных зданий, архитектура уникальных зданий и сооружений, промышленная архитектура, архитектура малых форм, ландшафтная архитектура, градостроительство, дизайн (промышленный, интерьера, рекламы и пр.), реставрация, реконструкция и т.д.

Для проведения этапа экспериментальной проверки практической реализации допрофессиональной подготовки в школе (гимназии, профильные классы - первая экспериментальная группа), в вузе (подготовительные курсы - вторая экспериментальная группа), досуговых центрах (художественные школы, кружки, творческие клубы - третья экспериментальная группа) нами анализировались процессы: профессиональной ориентации, подготовки к выбору профессии, формирования профессионального самоопределения и подготовки к вступительным экзаменам на соответствующие специальности. Реализация в полной мере процессов предполагает высокий уровень, не достаточная в той или иной степени -это средний уровень, отсутствие наличия какого-либо процесса проявляет низкий уровень.

Допрофессиональ ная подготовка Школа (профильные классы) Вуз (подготовител ьные курсы) Досуговый центр (художествен ные школы, кружки)

1 экс. группа 2 экс. группа 3 экс. группа

профессиональная ориентация средний высокий средний

подготовка к выбору профессии высокий средний низкий

формирование профессиональног о самоопределения высокий средний средний

подготовка к вступительным экзаменам высокий высокий средний

Из табл. 1 видим, что уровень процессов профессиональной ориентации и подготовки к вступительным экзаменам в вузах высокий. Это обусловлено насыщенным и целенаправленным содержанием самих процессов (обучение по специальным профильным дисциплинам, мастер-классы, дни открытых дверей, выставки, экскурсии, беседы со специалистами, и т.д.). Подготовка к выбору профессии и формирование профессионального самоопределения происходят при этом опосредованно.

Также показательным является соотношение количества обучающихся на начальном этапе обучения по образовательной программе допрофессиональной подготовки с контингентом поступающих в соответствующие вузы. Опрос и анкетирование школьников на этапе допрофессиональной подготовки и оформления документов для поступления в вузы позволил выявить динамику, представленную на рисунках 2,3.

Рис. 2. Динамика готовности к выбору профессии

Рис.3. Динамика подготовки к вступительным к экзаменам

Как свидетельствует график реализация образовательной программы допроффесиональной подготовки в профильных классах постепенно формирует готовность к выбору профессии в сфере архитектурно-художественной деятельности и в 11 классе школьники, уже опреде-

о о

09 Т т

О т

П

т Д А

£ т о ж О т

О

т т № и О 00 №

лившись с выбором будущей профессии целенаправленно готовятся к вступительным экзаменам в соответствующие вузы.

Рисунок 3 демонстрирует этапы подготовки к вступительным экзаменам в вузы. Например, отличительна недостаточность допрофессиональной подготовки в досу-говых центрах. Художественные школы способствуют и профессиональной ориентации, и профессиональному самоопределению, однако обеспечить достаточный уровень подготовки к вступительным испытаниям не могут. В то время как профильные классы школ и подготовительные курсы вузов справляются с такими образовательными задачами допрофессиональной подготовки.

Таким образом, экспериментальная работа и анализ статистических результатов свидетельствуют об эффективности и целесообразности современного процесса до-профессиональной подготовки, способствующего формированию профессионального самоопределения и готовности к выбору профессии.

В заключении подводя итог, можно сказать следующее: теоретический анализ педагогических аспектов выбора профессии позволил увидеть исторические трансформации нашей страны за длительный период времени, а вместе с тем неизбежные изменения и качественные преобразования образовательной системы от трудового обучения, трудового воспитания к процессу современной и необходимой допрофессиональной подготовке.

В ходе исследований было выявлено, что допрофес-сиональная подготовка — это самостоятельный образовательный процесс. Может осуществляться для любой возрастной группы людей. Кроме того, может быть составляющим элементом обучения в общеобразовательной школе. При этом процесс допрофессиональной подготовки обеспечивает школьников профессиональной ориентацией; даёт уровень специальной подготовки к вступительным экзаменам в соответствующие вузы.

Практической реализацией и экспериментальной проверкой процесса допрофессиональной подготовки для направления архитектурно-художественной профессиональной сферы деятельности доказано, что в профильных классах «.выступая частью общего образования, она непосредственно влияет на формирование готовности учащихся к выбору последующего профессионального обучения и будущей профессиональной деятельности» [13].

Литература

1. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 93-99.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 334 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Совер-

„ шенство, 1998. - 608 с.

§ 5. Днепров Э.Д. и др. Всероссийское образование в пе-

£ реходный период. Программа стабилизации и развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«2 [Текст] / Э.Д. Днепров. - М.: Просвещение, 1991. - 238 с.

® 6. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание

еч учащейся молодёжи. [Текст] / Н.Н. Дьяченко // Профпеда-

гогика. - М.: Высш. шк., 1988. - 142 с. 01 ' г

7. Журкина А.Я. Сущность трудового воспитания. Содержание трудового воспитания школьников. [Текст] / А.Я. Журкина. - М.: Педагогика, 1989. - 169 с.

8. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. [Текст] / Н.В. Немова // Библиотека журнала «Директор школы». - М.; Сентябрь, 1999. - 176 с.

9. Пальянов М.П. Всестороннее развитие личности школьника. М.: Томск, 1985. - 273 с.

10. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя [Текст]: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. / Н.К. Сергеев. - Волгоград, 1998. - 81 с.

11. Скаткин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. [Текст] / М.Н. Скаткин, Э.Г. Костяшкин. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.

12. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнёрство: что ждёт работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) [Текст] / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - М.: Аспект, 2004. - 32 с.

13. Турутина Т.Ф. Профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательной школы в процессе профильного обучения [Текст]: дис. .канд. пед. наук / Т.Ф. Турутина. - Екатеринбург, 2004. - 186 с.

14. Хроменков Н.А. Ускорение и реформа общеобразовательной школы [Текст] / Н.А. Хроменков. - М.: Сов. Россия, 1988. - 192 с.

Pedagogical aspects of the choice of profession and pre-

professional training Turutina T.F.

National research Moscow state University of civil engineering Some aspects from the perspective of multiple modifications of the domestic education system reveal the topical issues of formation of students ' readiness for work and choice of profession. The article analyzes the state of the studied problem in pedagogical theory for the historical period from the first experimental stations of 1918-1919 and labor training to the modern educational process of pre-professional training. Pre-vocational training is considered as an educational process that provides a certain level of preparation for future professional activities. Key words: education, choice of profession, labor training, pre-

professional training. References

1. Bayborodova L.V. Conceptual framework and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren [Text] / L.V. Bayborodova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2015. - No. 5. -S. 93-99.

2. Bezrukova V.S. Pedagogy. Projective pedagogy [Text]: textbook

for engineering and pedagogical institutes and industrial pedagogical technical schools / V.S. Bezrukova. - Yekaterinburg: Business Book, 1996. - 334 p.

3. Bespalko V.P. Components of educational technology [Text] / V.P.

Pespalko. - M.: Pedagogy, 1989 .-- 192 p.

4. Gershunsky B.S. The philosophy of education for the XXI century.

In search of practice-oriented educational concepts [Text] / B.S. Gershunsky. - M.: Perfection, 1998 .-- 608 p.

5. Dneprov E.D. and other. All-Russian education in transition. Stabilization and Development Program [Text] / ED Dnieper. - M .: Education, 1991 .-- 238 p.

6. Dyachenko N.N. Professional education of students. [Text] / N.N.

Dyachenko // Professional Pedagogy. - M .: Higher. Shk., 1988 .-- 142 p.

7. Zhurkina A.Ya. The essence of labor education. The content of

labor education of schoolchildren. [Text] / A.Ya. Zhurkina. - M .: Pedagogy, 1989 .-- 169 p.

8. Nemova N.V. Management of methodical work at school. [Text] /

N.V. Nemova // Library of the school principal. - M .; September, 1999 .-- 176 p.

9. Palyanov M.P. Comprehensive development of the personality of

the student. M .: Tomsk, 1985 .-- 273 p.

10. Sergeev N.K. Theory and practice of the formation of pedagogical complexes in the teacher's continuing education system [Text]: dis. in the form of scientific. doc. ... dr ped. sciences. / N.K. Sergeev. - Volgograd, 1998 .-- 81 p.

11. Skatkin MN, Kostyashkin EG Labor education and career guidance for schoolchildren. [Text] / M.N. Skatkin, E.G. Kostyashkin. - M .: Education, 1984. - 191 p.

12. Smirnov I.P., Tkachenko E.V. Social partnership: what does the employer expect? (Results of the pilot All-Russian sociological research) [Text] / I.P. Smirnov, E.V. Tkachenko. - M .: Aspect, 2004 .-- 32 p.

13. Turutina T.F. Professional self-determination of secondary school students in the process of specialized training [Text]: dis. ... cand. ped sciences / T.F. Turutin. - Yekaterinburg, 2004 .-- 186 p.

14. Khromenkov N.A. Acceleration and reform of a comprehensive school [Text] / N.A. Khromenkov. - M .: Owls. Russia, 1988 .-192 p.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.