ББК 74.05
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-РОССИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ)
© 2008 г. Г.Ф. Карпова, Л.А. Кольстет
Институт архитектуры и искусств Institute of Architecture and Arts Southern Federal University
Южного федерального университета, Rostov-on-Don, Budionnovskiy Ave., 39, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский 39,
тел. раб: (863)239-09-87 t. (863)239-09-87
Представлена историческая динамика развития отечественной архитектурно-художественной подготовки в период с XVIII — по XXI в. Рассмотрены основные направления допрофессиональной подготовки. Описаны опыт и основные принципы работы системы подготовки ИАРХИ ЮФУ.
Ключевые слова: архитектурно-художественная подготовка, архитектурно-художественное образование, система непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования.
In the article the historical dynamics of Russian pre-institute architect and art development is represented from the 18th to 20—21th centuries. The main approaches of the pre-professional preparation are considered. The experience and basic principles ofpre-institute system work of this preparation of the Institute of Architecture and Arts Southern Federal University are described.
Keywords: pre-institute architect and art preparation, pre-institute architect and art education, the system of unbroken architect and art bringing up and education.
На современном этапе архитектурное образование расширяет область своего влияния на общество. Изменения затрагивают всю систему архитектурного образования, в том числе и довузовскую. Открытость и креативность становятся характерными чертами архитектурного образования.
Историческая динамика понятия «довузовская подготовка и ее содержание» неразрывно связана с этапами становления архитектурного образования. В разные исторические периоды оно обозначало как период отсутствия высших учебных заведений, так и предварительную подготовку к получению высшего профессионального образования с появлением вузов. Все эти значения объединялись общим термином «профессиональная подготовка».
Данное понятие и соответствующее ему содержательное наполнение исторически менялись. До XVIII в. преобладало научение архитектурному мастерству в строительных артелях на основе подражания мастеру, позднее в иконописных мастерских под надзором художников-иконописцев. Это была школа мастеров, где разновозрастных учащихся учили на личном примере без разделения на допрофессиональную и профессиональную подготовку.
В XVIII в. впервые были предприняты усилия по созданию допрофессиональной архитектурно-художественной подготовки. Этот процесс стал возможен с появлением в России архитектурных образовательных учреждений, функционирующих на основе регулярного педагогического процесса. Единая методика обучения архитектурной деятельности пока еще отсутствовала, умение ценилось выше знаний. В Воспитательном училище при Академии художеств в Петербурге создается своеобразная общеобразовательная школа с художественным уклоном. В училище принимали мальчиков с пяти-шести лет. Воспитатель-
ное училище можно рассматривать как первый исторический опыт допрофессиональной архитектурно-художественной подготовки, профессиональной ориентации, профвоспитания и отбора. Обучение велось на примере классических античных образцов в отрыве от непосредственной архитектурной деятельности с преобладанием рисунка и живописи, которые становятся главным предметом, критерием мастерства. В то же время ведущим архитекторам-педагогам Москвы (Д.В. Ухтомский, П.Р. Никитин, Б.И. Баженов, М.Ф. Казаков) и Петербурга (А.Ф. Кокоринов, А.П. Лосенко) удалось объединить традиции народного воспитания и классические новшества [1]. Было доказано, что сами образцы классического искусства не воспитывают профессионально. Это возможно только в процессе профессионального обучения, в совместной работе ученика и мастера.
В середине XIX в. все больше внимания уделяется технической подготовке будущих архитекторов, это приводило к увеличению числа инженерных дисциплин и повышению требований к образовательному уровню абитуриентов. По Уставу 1896 г. из отделения вспомогательных наук Училища живописи ваяния и зодчества было выделено общеобразовательное отделение [2]. Прием на это отделение осуществлялся по результатам вступительных экзаменов по рисованию и общеобразовательным предметам. Учащиеся, его окончившие, переводились в первый класс художественного отделения. Для учащихся от 12 до 20 лет оно явилось первым опытом довузовской подготовки в Москве.
Идея допрофессиональной подготовки в XIX в. получила также развитие в виде начального профессионального художественного образования в сети средних художественных школ, частных студий, кур-
сов, архитектурно-художественных училищ. Хотя эти учебные заведения ориентировались на получение среднего художественного образования и просвещение широких слоев населения, тем не менее их следует включить в систему учебных заведений, предваряющих подготовку к получению высшего архитектурного образования в Академии художеств. Учебная работа велась по самостоятельным программам и сочеталась с творческими и иногда практическими заказами.
Творческие подходы и предшествующий опыт архитектурно-художественных училищ определили новые организационные формы допрофессио-нальной подготовки в XX в. Особенностью данного периода явилось создание разнообразных форм допрофессиональной архитектурно-художественной подготовки. Стремление создать систему непрерывного художественного воспитания и образования привело к появлению детских художественных школ, студий при домах пионеров, клубах и музеях. Выпускники художественных школ имели хорошую графическую подготовку. Однако вся эта сеть учреждений была немногочисленной и не могла охватить значительную часть школьников средствами индивидуального развития. В средней школе время обязательного обучения отводилось больше на общеобразовательные предметы. Изобразительное творчество в школе считалось второстепенным предметом.
В XX в. появляются два основных направления довузовской подготовки: архитектурно-художественная подготовка и архитектурно-художественное образование. Первая состояла преимущественно из внут-ривузовских структур: рабфака, подготовительных курсов, подготовительных отделений и основной своей целью имела подготовку абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Традиционной формой испытания абитуриентов при поступлении в архитектурный вуз был академический рисунок, что согласовывалось с представлением о классической школе обучения архитектуре.
Ко второму направлению относится довузовское архитектурно-художественное образование, которое не было нацелено только на поступление в вуз и сосредотачивалось на развитии личности средствами архитектуры и дизайна (архитектурно-художественные студии, профильные классы общеобразовательных школ при архитектурных вузах). Появление этого направления было связано с тем, что рекламно-информационная система профориентационной работы и существующие структуры довузовской подготовки и ко второй половине XX в. оказались недостаточными. Все более стал ощутим кризис в системе пополнения архитектурных вузов подготовленными абитуриентами, это было связано с потерей престижа архитектуры в обществе, заменой архитектурной деятельности на инженерную. Академический рисунок как форма испытания выявлял только репродуктивные способности воспроизведения существующих предметных форм и не соответствовал современной моде-
ли подготовки абитуриента архитектурного вуза. На новом этапе потребовался научный подход к переосмыслению архитектурного образования и довузовской подготовки. Теоретиками и практиками архитектурного образования к этому времени было доказано, что для архитектора важна другая психологическая характеристика профессионального сознания - пространственное мышление и пространственное воображение [3]. При формировании у учащихся этих качеств акцент переносится с академического рисунка на изучение пропедевтических заданий из области объемно-пространственной композиции.
Относясь к системному классу образований, архитектура как междисциплинарная область интегрирует в себе несколько главных компонентов: гуманитарные, социальные и физические науки, технологии и изобразительные искусства. Архитектура рассматривается как основа в достижении гуманитарного качества образования, так как заключает в себе функциональные методы познания, необходимые во всякой деятельности. Все это позволило в конце XX в. решениями ЮНЕСКО и Международного Союза архитекторов говорить о необходимости введения архитектуры в ряд общеобразовательных дисциплин средней школы, обеспечив качественную трансформацию системы общего образования [4]. Таким образом, создается система непрерывного архитектурного образования, которая дает осведомленность в архитектуре как для будущих архитекторов, так и для пользователей зданий.
Для выявления и развития способностей учащихся в области архитектуры появилась необходимость в системе непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования. В настоящее время можно выделить четыре его уровня: дошкольное (детские сады), начальное школьное (начальные классы), неполное среднее школьное (средние классы), среднее школьное (старшие классы). Такие системы существуют при высших архитектурных школах, которые осуществляют методическое обеспечение учебного процесса всех структурных подразделений. В качестве принципа построения отношений «школа - вуз» положены системные закономерности.
Ростовский архитектурный институт (с 2007 г. Институт архитектуры и искусств ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет») (ИАрхИ ЮФУ) со дня своего основания в 1988 г. взял курс на развитие разносторонней довузовской архитектурно-художественной образовательной деятельности. На сегодняшний день эта система в основном сложилась и состоит из нескольких ступеней (рисунок).
Как видно из рисунка, развитие уровневого образования является составной частью истории Ростовской архитектурной школы. Основными вехами этого пути были кафедра архитектуры, архитектурное отделение, архитектурный факультет при Ростовском архитектурно-строительном институте; Ростовский государственный архитектурный институт; Ростовская государственная акаде-
мия архитектуры и искусства; Институт архитектуры и искусств ЮФУ.
Целостная система довузовской подготовки оформилась в период существования Архитектурного института и Академии архитектуры и искусства.
Первая ступень комплекса «Школа - лицей -вуз» обеспечивает получение начального профильного и предпрофильного образования и состоит из вузовских и вневузовских структур. По углубленным программам, разработанным учеными ИАрхИ, обучают семь учебных заведений Ростова (МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 2, 51, школы № 67, 76, гимназия № 35, Донская реальная гимназия и Производственный строительно-художественный лицей № 10) и восемь школ в регионе (Волгодонск, Пролетарск, Таганрог, Ставрополь, Нальчик, Черкесск, Анапа, Ессентуки). Все эти учебные заведения включают предметы архитектурно-художественного профиля в учебный план, а их выпускники имеют льготы при поступлении в ИАрхИ.
К первой ступени довузовской подготовки относятся также вневузовские структурные подразделения, действующие на основе договоров о творческом сотрудничестве, которым вуз оказывает методическую помощь в их просветительской деятельности. Таким образом, строится работа еще с 50 общеобразовательными и художественными школами, УПК, клубами и Дворцами молодежного творчества Ростова и региона.
К внутривузовским структурным подразделениям первой ступени относятся детская художественная школа и подготовительные курсы.
Вторая ступень позволяет получить среднее профессиональное архитектурно-художественное образование (Ростовский архитектурно-строительный колледж, Художественное училище им. Грекова).
Система довузовского архитектурно-художественного образования в ИАрхИ встроена в полный цикл многоуровневой подготовки школа - лицей - вуз и функционирует на основе следующих принципов:
1. Целостность. При разработке системы довузовской подготовки ИАрхИ учитывалось современное научное понимание системы как взаимосвязи отношений, взаимодействий всех элементов. Это означает -динамизм, изменчивость, подвижность всей системы в структурной единой взаимосвязи. Система работает как внутри себя (внутривузовские подразделения), так и за пределами вуза (вневузовские подразделения).
Здесь могут возникать новые уровни. Выбор системности дает возможность перенести закономерности и особенности построения системы и на стратегию формирования отношений: на организацию управления, передачу, корректировку и обмен информации.
2. Непрерывность архитектурно-художественной подготовки учащихся. На довузовском этапе она обеспечивается тремя периодами обучения в начальной, средней и старшей школе. В дальнейшем обучение продолжается в высшей школе, аспирантуре и на факультете повышения квалификации.
3. Преемственность. Довузовская архитектурно-художественная подготовка является одним из иерархических уровней существующей системы общего образования и нуждается в своем кадровом обеспечении. В ИАрхИ для обеспечения преподавания детям творческих дисциплин была открыта дополнительная педагогическая специальность «Профессиональное обучение», затем дополнительная квалификация «Преподаватель».
4. Доступность. В основу организации нашей системы довузовской подготовки заложен принцип доступности, определяющий подходы и формы деятельности по обеспечению возможности получения первичного архитектурно-художественного образования, основ архитектурных и художественных знаний. Система довузовской подготовки охватывает как внутри-вузовские структуры, так и вневузовские: Детскую художественную школу и подготовительные курсы ИАрхИ, базовые школы города, области, региона. В школах максимальное внимание уделяется одаренным детям. В дальнейшем предполагается введение вопросов, связанных с архитектурой и окружением (по предложению ЮНЕСКО), в школы как часть общекультурного образования.
5. Создание творческой атмосферы. Творческая атмосфера создается путем сотворчества педагога и ученика. При этом мы применяем сочетание регламентированных форм достижения целей и поиск нетрадиционных путей решения творческих проблем. Стимуляция воображения и фантазии - неотъемлемые составляющие создания творческой атмосферы, способствуют не только сохранению, но и развитию оригинальности мышления.
6. Ориентация на интенсивные технологии, учет возрастных психофизических особенностей. Ярким проявлением нашей системы довузовской подготовки является технология, при которой не только самые талантливые учащиеся добиваются высоких результатов, но и учащиеся со средними способностями, благодаря совершенствованию способов освоения знаний, дают положительные результаты.
Ростовская архитектурная школа (динамика развития и уровни образования)
ХХ в.
XXI
в.
е
ещ и тут
л и
ич й т
7 о с
чу к н
19 е с и
10 еок с н о ^ й и к с е ч
0 9 е ч р е 4 4 9
ем 1 ре
м -7 ем
о м
К 19 о к
Ростовский Ростовская Ростовский
инженерно-строительный | государственная государственный
институт Г* академия Г^ строительный
1944-1992 1 строительства университет
1 | 1992-1997 1 | 1997
Кафедра архитектуры 1945-1964
Архитектурное отделение 1964-1969
Архитектурный факультет 1969-1988
1ГТ
Аспирантура Региональный центр переподготовки кадров
Система послевузовской подготовки
Художественное училище им. Грекова
Строительный колледж
Ростовский
государственный
архитектурный
институт
1988-2000
Бакалавр
Специалист/магистр
& к
I
Ii
СЦ & ор Я
я X ^ &
Я «
Ростовская государственная академия архитектуры и искусства 2000-2007
Специалист
а-к
то г § &
Система довузовской подготовки
Вузовские структуры
рук
д о
С
ж
о оду
ух
й I
ло он кр
В F
я к н аеи нтл ьип лхи s & Я ф а цс
8 s 5
р е д пих ая нчие ыхн
ьн чу нн
ьл з е
ел из вт и - к
та в о
ле и
ат м
ов ын ж
ароз енн до
още улг
ю ^
О о
Вневузовские структуры
ск
е л п м
мок
к Я 3
и ^
F Ä иа
иогг арут
а тк
чн рА
ч
ц
и
л й
ж о
доух
т и о
ортС
еж р о
дух
Южный
федеральный университет
Институт архитектуры и искусств 2007
Можно говорить, что на рубеже XX-XXI вв. сложилась культурологическая концепция довузовского архитектурно-художественного образования, суть её состоит во введении архитектурно-художественных знаний во все общеобразовательные школы. При этом реформирование образования может идти не только за счет межпредметной интеграции, но и по пути принципиально новой образовательной парадигмы: изменения содержания и технологии образования в целом на основе творческого преподавания в искусстве.
Литература
Жилкина З.В. Довузовское архитектурное образование в России. М., 1998.
Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749 - 1990 гг.: Сб. 1 / Сост. Р.Н. Блашке-вич, Ф.И. Гринберг, Л.И. Иванова-Веэн. М., 1995. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика). М., 2000. Хартия ЮНЕСКО / МСА по архитектурному образованию. Пересмотренная версия 2005 г. Офиц. текст: по состоянию на октябрь 2005 г. / Пер. с англ. Е.В. Даниловой. М., 2005.
Поступила в редакцию
6 марта 2008 г.