Научная статья на тему 'О внедрении различных форм довузовской подготовки в архитектурно-художественном образовании'

О внедрении различных форм довузовской подготовки в архитектурно-художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / НЕПРЕРЫВНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошеутова Ольга Леонардовна

Данная статья посвящена рассмотрению ситуации, сложившейся в предпро-фессиональном архитектурном образовании. Определяется место и значимость архитектурно-дизайнерской подготовки, как важнейшей ступени в развитии творческой личности. Выявляются проблемы, связанные с внедрением интеграционной модели обучения. Описывается история становления и развития различных форм довузовской подготовки, осуществляемой в настоящее время в высшей архитектурной школе (на примере НГАХА). Анализируется влияние обучающих программ на степень сформированности профессиональных представлений об избираемой специальности у абитуриентов. Обозначается роль профильных предметов изучаемых в процессе довузовской подготовки. Показывается их влияние на раскрытие творческого потенциала будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О внедрении различных форм довузовской подготовки в архитектурно-художественном образовании»

УДК 378.14

Кошеутова Ольга Леонардовна

Доцент кафедры архитектурной теории и композиции Новосибирской архитектурно-художественной академии, olga.leonarda@mail.ru, Новосибирск

О ВНЕДРЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению ситуации, сложившейся в предпро-фессиональном архитектурном образовании. Определяется место и значимость архитектурно-дизайнерской подготовки, как важнейшей ступени в развитии творческой личности. Выявляются проблемы, связанные с внедрением интеграционной модели обучения. Описывается история становления и развития различных форм довузовской подготовки, осуществляемой в настоящее время в высшей архитектурной школе (на примере НГАХА). Анализируется влияние обучающих программ на степень сформированности профессиональных представлений об избираемой специальности у абитуриентов. Обозначается роль профильных предметов изучаемых в процессе довузовской подготовки. Показывается их влияние на раскрытие творческого потенциала будущих специалистов.

Ключевые слова: довузовская подготовка, непрерывное архитектурное образование, интеграционная модель обучения, формирование творческой личности.

Kosheutova Olga Leonardovna

Assistant-Professor of the Department of Architectural Theory and Composition at the Novosibirsk State Academy ofArchitectural and Fine Art, olga.leonarda@mail.ru, Novosibirsk

ON THE INTRODUCTION OF VARIOUS FORMS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN THE ARCHITECTURAL AND ARTISTIC EDUCATION

Abstract. This article is devoted to the situation in pre-service architectural education. The place and importance of architectural design training as the most important stage in the development of creative personality are defined. Problems associated with the implementation of the integration model of learning are identified. The various forms of pre-university training, currently being implemented in the higher school of architecture (for example NGAHA) are described. Analyzes the impact of training programmes on the degree of development of professional views about the elected speciality among entrants. Indicated the role of core subjects studied in the process of pre-university training. Shown their influence on the creativity of future specialists.

Keywords: pre-university training, continuous architectural education, integrative model education, formation of creative personality.

Модернизационные процессы имеющие место в российской системе образования, обусловлены тенденциями поиска новых путей ее развития и появлением иных критериев для определения смысла и качества. «Наличие смысла является необходимым условием успешной деятельности личности. Чтобы деятельность вообще могла состояться как самобытный процесс, у нее должна быть единая смысловая точка отчета» [3, с.95]. Изменения, происходящие в обществе, не могут не влиять на такую важнейшую область человеческой деятельности как

сфера высшего профессионального образования. Переход от знаниевой концепции к развитию аналитического мышления обучающегося, приводит нас к осознанию, что «все большее признание получает понимание, согласно которому в первую очередь необходимо осваивать принципы, методы, способы действия, а не знания и теории» [7, с. 87]. Рассматривая вопрос взаимосвязи образования и социокультурной адаптации личности М. А. Абрамова отмечает, что образование, выполняя интегрирующую функцию, одновременно разделяет индивидов в соот-

ветствии с их различными наклонностями и способностями. По словам автора, дифференциация и специализация, осуществляемая образованием, обусловлена выполнением функции по воспроизводству и изменении социальной структуры в целом и ее конкретных элементов в частности [1, с. 33].

В этой связи мы можем отметить, что к настоящему времени выявился ряд проблем, связанных с подготовкой будущих кадров для высшей архитектурно-дизайнерской школы. Обозначим некоторые из них:

- недостаточная сформированность профессиональных представлений об избираемой специальности у абитуриентов.

- низкий общекультурный уровень выпускников общих, средних и средне-специальных учебных заведений.

- слабая графическая подготовка.

В решении этих проблем особое место уделяется системе довузовского образования. Одним из путей повышения ее эффективности является поиск различных форм организации работы с участниками образовательного процесса. В частности применение интеграционной модели в архитектурно-художественном образовании позволяет выделить взаимосвязь основных компонентов и уровней развития, определиться в вариативности их возможностей, и, в последствие, подойти к процессу развития и повышения качества дополнительного образования более системно.

Актуальность такого подхода отмечена многими авторами. Так, анализируя модель развития учреждения дополнительного образования с применением интеграционного подхода, предлагаемого Т. Н. Гущиной, Н. Г. Иобидзе, Т. М. Таловой, из ряда приведенных авторами компонентов можно особенно выделить следующие:

- ценностно-целевой компонент, обуславливающий формирование мотивации к получению профессионального образования;

- содержательный компонент [4, с. 68].

По данным исследования проведенного К. В. Кияненко в программах довузовской подготовки содержатся две установки: одна - на широкое эстетическое развитие детей, другая - на более прагматичное профессиональное. Первая представлена курсами по рисунку, живописи, композиции.

Вторая развивает способности к черчению, архитектурной графике, архитектуре и дизайну, архитектуре и строительству. Общий спектр программ по длительности таков, что охватывает все варианты: от 11 лет до одного года» [5]. Исследование существующей на сегодняшний день ситуации в системе довузовского образования в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии позволяет сделать заключение о динамичности поисков и систематичном внедрении разнообразных форм довузовской подготовки [2, с 85.].

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия довузовскую архитектурно-дизайнерскую подготовку осуществляет с 1993 года. Для этой цели изначально был создан центр довузовской подготовки, который, впоследствии был переименован в факультет предпрофесси-ональной подготовки. В НГАХА, уже сложилась традиция проведения олимпиад и творческих конкурсов для всех желающих проявить свои творческие возможности [2, с. 86].

Основной целью довузовской подготовки является всесторонняя поддержка приезжающих из региона абитуриентов в освоении профильных дисциплин необходимых для поступления в вузы творческой направленности. На факультете ведется подготовка по выявление наиболее одаренных детей в области архитектурно-художественной творчества, осуществляется углубленная профориентационная работа. Также в задачи факультета входит оказание образовательных услуг по подготовке к поступлению в творческие вузы. Абитуриенты параллельно с обучением в средне-специальных и общеобразовательных учебных заведениях, имели возможность проходить предпрофес-сиональную подготовку на подготовительных курсах. Попадая в среду ориентированных на общие цели и интересы сверстников, учащиеся в процессе довузовского обучения могли соотнести уровень своей подготовки с одногруппниками, ощутить степень привлекательности выбираемой специальности, как бы «примерить» её на себя [6, с. 179].

Чтобы не лишаться части абитуриентов, надумавших поступать в академию только весной, была разработана ускоренная программа обучения. И, наконец, летом перед

экзаменами проходили ознакомительные курсы (так называемые летние подготовительные курсы), длящиеся около одного месяца. На них в основном проходили подготовку те абитуриенты, которые не могли посещать курсы раньше. В основном это были приезжие из других городов. Таким образом, наиболее полную предпрофессио-нальную подготовку в академии могли получить потенциальные студенты, только проживающие в Новосибирске.

Несмотря на то, что почти половина всех подающих для поступления документы абитуриентов имеет в своём арсенале опыт обучения в детских художественных школах, детских школах искусств, студиях детского творчества, часть из них получила образование в средне специальных учебных заведениях, трудности при поступлении испытывают все. Это обусловлено рядом причин. Во всех творческих учебных заведениях существует своя программа обучения, цели, и задачи которой существенно отличаются от целей и задач довузовской подготовки, осуществляемой в НГАХА. И способы формирования навыков и развития способностей к архитектурно-художественной деятельности детей тоже предлагаются разнообразные. Это, в конечном итоге, приводит к определенным трудностям в процессе подготовки к поступлению в архитектурно-художественный вуз. Как правило, академический рисунок преподается в большинстве художественных школ по подобным программам.

Особенную сложность абитуриенты испытывают при обучении архитектурной композиции, поскольку данный предмет является специфическим для основной массы поступающих. В школьной программе часто либо не преподается, либо в очень малом объеме представлен такой предмет как черчение, навыков работы с проекционным изображением ученики не имеют. Однако, по мнению ряда преподавателей вуза, именно композиция помогает раскрыть творческий проектный потенциал абитуриентов, и в полной мере помогает продемонстрировать объёмно - пространственное воображение, а также показывает способности к творческому процессу работы с формами. Именно эти качества в дальнейшем помогут студенту реализовать свои творческие замыслы.

Условия, объем и программа предмета

«Архитектурная композиция» были разработаны преподавателями кафедры Архитектурной теории и композиции НГАХА, возглавляемой с момента её основания кандидатом архитектуры, профессором В. И. Сазоновым. В процессе освоения программы ученики получают возможность познакомиться с основами архитектурной композиции, развить пространственное мышление, получить навыки графической подачи объемного изображения [2, с. 88].

В настоящее время с преобразованием факультета довузовской подготовки в факультет предпрофессионального образования претерпела существенное изменение структура всего подразделения.

На базе НГАХА образована школа детского проектного творчества «Контур». Школа приглашает для обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет, мечтающих стать архитекторами, дизайнерами и художниками. Ребят просто любящих рисовать или заниматься любыми видами изобразительного творчества. Целью школы является формирование базовых знаний, умений и навыков в композиции, архитектурном рисунке, проектно-художественной графике, макетировании, моделировании, живописи.

Это не просто аналог художественной школы, не общее художественное образование - это профессиональное адаптивное образование в области архитектуры и дизайна. Это звено, которое связывает дошкольное, школьное и высшее профессиональное образование. Открыты курсы в Краснообске, Бердске, Академгородке, Усть-Каменогорске.

Направления, предлагаемые для изучения в школе: рисунок, композиция, живопись, объемное моделирование и макетирование, проектное творчество, основы дизайна, участие в преобразовании предметной среды, история архитектуры и истории архитектуры.

Продолжают свою работу профориента-ционные подготовительные курсы, набор на которые проводится среди учеников 8-9 классов. Курсы помогают определиться с выбором будущей профессии, знакомят с вузом и требованиями к абитуриенту. Ученики осваивают основы изобразительной грамотности, а также пробуют себя в роли архитекторов и дизайнеров. Занятия на курсах помогают развить проектное мышление. Дают

возможность участвовать в выставках, конкурсах, олимпиадах. Занятия проводятся по следующим предметам: проектное творчество, основы изобразительной грамотности, компьютерная графика. Период обучения составляет один или два года. По окончании курса обучения слушатели получают сертификат о прохождении профориентационных подготовительных курсов факультета довузовской подготовки НГАХА.

Специально для иногородних абитуриентов были организованы и успешно работают дистанционные подготовительные курсы. До появления этой формы довузовской подготовки большая часть потенциальных студентов оставалась за пределами набора. Сказывалось отсутствие или недостаточность специальной подготовки. На курсы принимаются учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ, лица со средним общим и средним профессиональным образованием. Обучение на дистанционных курсах дает возможность в дни школьных каникул (четыре раза в год), очно посещать занятия, проводимые непосредственно в академии. Участвовать в мероприятиях факультета довузовской подготовки: открытых архитектурно-дизайнерских олимпиадах, выставке «Абитуриент года», пробных и итоговых экзаменах для абитуриентов. В течение всего периода обучения абитуриент имеет возможность осуществлять он-лайн консультации, оперативную проверку и рецензирование присылаемых работ. Слушателям, прошедшим полный курс обучения выдается сертификат или сертификат с отличием.

Продолжают свою работу традиционные очно-заочные (вечерние) подготовительные курсы, осуществляющие подготовку к вступительным экзаменам на специальности: архитектура, градостроительство, дизайн архитектурной среды, дизайн. Срок обучения составляет 1 или 2 года. Занятия проводятся по всем творческим предметам, предложенным для конкурсного отбора. По окончании курса обучения проводятся пробные и итоговые выпускные экзамены. Выдаются сертификаты с перечнем дисциплин и оценок. Также слушатели очно-заочных вместе с остальными желающими могут участвовать в выставках, олимпиадах и конкурсах, проводимых факультетом довузовской подготовки. Победители этих мероприятий, а

также обладатели сертификатов с отличием имеют право преимущественного поступления при полупроходном балле.

В НГАХА организованны занятия на воскресных подготовительных курсах. Особенностью этой формы обучения является одномоментная интенсивность проводимых занятий. Один раз в неделю на протяжении всего дня проводятся занятия по академическому рисунку и архитектурной композиции. Таким образом, абитуриенты за четыре воскресных занятия получают месячный объем информации по дисциплинам и развивают необходимые практические навыки. Слушателями подобных курсов становятся приезжающие из районов области ребята или в исключительных случаях жители города, не имеющие возможности посещать вечерние курсы. Первые результаты таких занятий показывают эффективность подобной формы обучения, а также востребованность, поскольку появилась возможность привлечения талантливых учеников, проживающих в отдаленных районах области.

Особое место в структуре факультета занимает структурное подразделение подготовительного отделения, которое существует при Академии с 1997 года с ежегодным набором двух групп от 12 до 20 слушателей в каждой группе. Цель организации подготовительного отделения - отбор и повышение уровня общеобразовательной подготовки молодежи региона в сфере архитектурно-художественного творчества, для поступления и успешного обучения в Академии по специальностям: «Архитектура», «Градостроительство», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн».

В рамах учебного процесса слушатели подготовительного отделения получают подготовку, помогающую поступить не только в НГАХА, но и другие архитектурно-художественные вузы. Программа, предлагаемая на подготовительном отделении, включает в себя лекционные и практические занятия как по специальным дисциплинам (рисунок, композиция, живопись, черчение, введение в профессию, основы начертательной геометрии), так и подготовку по общеобразовательным предметам, таким как математика и русский язык. Программа рассчитана на один учебный год (с октября по июнь) и состоит из двух семестров. Организация

учебного процесса максимально приближена к обучению на первом курсе НГАХА. По окончании подготовительного отделения слушатели сдают выпускные экзамены и получают свидетельство об окончании подготовительного отделения, с указанием оценок полученных по итогам обучения.

Процессы, происходящие в обществе, затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Реформа системы образования серьезно повлияли на качество получаемого абитуриентами образования, что в свою очередь отразилось на работе подготовительного отделения. Прежде всего, изменился уровень начальной творческой подготовки слушателей отделения. Часть абитуриентов не получали довузовскую подготовку в академии, и являются выпускниками ДХШ или иных учебных заведений. Тем не менее, специфика их довузовской подготовки на подготовительном отделении не учитывается, и срок обучения остается прежним -один год. Попытки выровнять условия для обучения были сделаны за счет добавления третьего (летнего) семестра.

В заключении можно констатировать, что на сегодняшний день факультет предпро-фессионального образования НГАХА является региональным центром, ведущим про-фориентацонную и специализированную подготовку молодежи региона к вступительным испытаниям в вузы творческой направленности. Академия стала образовательным центром для повышения квалификации преподавателей и поддержки развития сети учебных заведений разного образовательного уровня. Это школы, колледжи, профессиональные училища, лицеи, которые ведут начальную профессиональную и предпро-фессиональную подготовку ребят, обучающихся по профилю академии на территории региона. Многообразие организованных НГАХА форм довузовской подготовки существенно влияет на эффективность качества архитектурно-художественного образования в целом, осуществляя процесс непрерывного образования, важность которого неоднократно и на разных уровнях подчеркивали многие специалисты.

Специфика формирования профессио-

нальной компетентности будущего специалиста, обусловлена множеством факторов, среди которых важно отметить своевременное вхождение в мир будущей профессии, для создания условий осознания и принятия ценностных смыслов [8, с 80], которыми будет проникнута их будущая жизнь и в том числе, профессиональная. В этой связи широта спектра, предлагаемых НГАХА форм для знакомства учащихся и абитуриентов в рамках довузовской подготовки не только с миром архитектуры и дизайна, но и для более чуткого осознания своих возможностей, истинных потребностей - является одним из ценнейших вкладов в профессиональную подготовку и их самореализацию. Реализуя на практике личностно-ориентированный подход, мы получаем возможности и для раннего выявления одаренных детей и для разработки индивидуальных траекторий их будущего развития.

Библиографический список

1. Абрамова М. А. Образование и социокультурная адаптация личности // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №6. - С. 30-37

2. Абрамова М. А., Кошеутова О. Л. Интеграция в архитектурно-художественном образовании. -.Новосибирск, Сибприн, 2013. -142 с.

3. Ануфриева Д. Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе обучения // Идеи и идеалы. - №2. -2010. - Т.2. - С. 93-98.

4. Гущина Т. Н., Иобидзе Н. Г., Талова Т. М. Модель развития учреждения дополнительного образования детей за счет возможностей интеграции общего и дополнительного образования // Педагогика. - № 3 (56) - 2008 - С. 66- 72.

5. Кияненко К. В. Высшие архитектурные школы России: попытка инвентаризации // http:// www.uar.ru/pdf/kiyanenko.pdf

6. Кошеутова О. Л. Довузовская подготовка как этап профессионального самоопределения личности // Философия образования. - №4. -2012. -С. 174-180.

7. Ромм Т. А. Социальность современного образования // Идеи и идеалы. - №1. - 2010. -Т.1. - С. 87-92.

8. Троцкая А. И. Социально-профессиональные ценности как смыслообразующая основа профессиональной подготовки студентов // Сибирский педагогический журнал. - №4. - 2013. -С. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.