Научная статья на тему 'О проблемах реализации довузовской подготовки в архитектурном образовании современной России'

О проблемах реализации довузовской подготовки в архитектурном образовании современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошеутова Ольга Леонардовна

В статье определена роль архитектурного образования в развитии страны в неразрывной связи с процессами, происходящими в обществе. Рассматривается образование вообще и архитектурное в частности как стратегический ресурс развития государства. Показано влияние архитектурного образования на становление личности. Представлена система архитектурного довузовского образования как сложная, состоящая из многих элементов структура. Поднимаются проблемы архитектурного образования в целом, и рассматривается их влияние на развитие довузовской подготовки. В качестве одной из причин указывается несовершенство школьной программы, влияющее на способности выпускника к проектному творчеству. Отображается разрыв между знаниями, полученными в процессе довузовской подготовки и дальнейшим использованием этих знаний во время обучения в вузе. Отмечается роль педагога в процессе пропедевтического архитектурного образования. Креативность мышления рассматривается как предпосылка к успешности обучения в вузе. Высказываются предложения по улучшению качества довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах реализации довузовской подготовки в архитектурном образовании современной России»

_ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..._

УДК 72:378

Кошеутова Ольга Леонардовна

Соискатель, кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета, доцент кафедры архитектурной теории и композиции Новосибирской архитектурно-художественной академии, olga.leonarda@mail.ru, Новосибирск

о проблемах реализации довузовской подготовки в архитектурном образовании современной россии

Аннотация. В статье определена роль архитектурного образования в развитии страны в неразрывной связи с процессами, происходящими в обществе. Рассматривается образование вообще и архитектурное в частности как стратегический ресурс развития государства. Показано влияние архитектурного образования на становление личности. Представлена система архитектурного довузовского образования как сложная, состоящая из многих элементов структура. Поднимаются проблемы архитектурного образования в целом, и рассматривается их влияние на развитие довузовской подготовки. В качестве одной из причин указывается несовершенство школьной программы, влияющее на способности выпускника к проектному творчеству Отображается разрыв между знаниями, полученными в процессе довузовской подготовки и дальнейшим использованием этих знаний во время обучения в вузе. Отмечается роль педагога в процессе пропедевтического архитектурного образования. Креативность мышления рассматривается как предпосылка к успешности обучения в вузе. Высказываются предложения по улучшению качества довузовской подготовки.

Ключевые слова: довузовская подготовка; архитектурное образование; становление творческого мышления личности.

Kosheutova Olga Leonardovna

Post-graduate of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Faculty of Technology and Enterprise at the Novosibirsk State Pedagogical University. Associate professor of the Department of Architectural Theory and Composition at the Novosibirsk State Academy of Architectural and Fine Art, olga.leonarda@mail.ru, Novosibirsk

on the problems of pre-university training implementation

in architectural education in modern russia

Abstract. The article defines the role of architectural education in the development of the country and its connection with the processes taking place in the society. Education in general and architectural education in particular are viewed as a strategic resource for the development of the state. Influence of architectural education on development of the personality is shown. The system of architectural pre-university education is examined as a composite multi-element structure. The problems of architectural education in general and their influence on the development of pre-university education are analyzed in this article. One of these reasons is imperfection of school program which affects the ability of graduates to create projects. The paper reveals the gap between the knowledge gained in the process of pre-university training and further use of that knowledge in academic studies. The role of the teacher in the propaedeutic architectural education is under consideration. Creative thinking is seen as a prerequisite to the successful training at the university. Some suggestions on improving the quality of pre-university education are given.

Keywords: pre-university training, architectural education, establishing of personality creative thinking.

Архитектура является одним из факторов формирования восприятия человеком окружающей среды. В ней также находят отражение те процессы, которые происхо-

дят в обществе. Деятельность архитектора со времен Древнего Рима заключалась не только в умении проектировать и возводить здания, но и в служении культуре и искус-

ству общества, трансляции обширных знаний. Архитектурное образование, неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе. Именно вследствие такого рода их взаимосвязи, какие-либо качественные преобразования, происходящие в обществе, приводят к аналогичным процессам в сфере архитектурного образования. Так Петровские реформы в России привели к появлению в Санкт-Петербурге и в Москве первых государственных академических школ по архитектуре. На этапе перехода России к капитализму возникло новое образовательное учреждение, имеющее непосредственное отношение к архитектурному образованию - Институт гражданских инженеров. Октябрьская революция 1917 года придала мощный импульс изменениям во всех направления деятельности общества, в связи, с чем начало ХХ века в архитектурном образовании России ознаменовалось появлением авангардной школы - ВХУТЕМАС, в которой были разработаны революционные по своему значению идеи в области архитектурно-художественного образования. Начинания преподавателей этой школы заложили мощную основу для дальнейшего развития высшего профессионального образования в области подготовки художников и архитекторов. Социалистические преобразования в России в последующий период, привели к появлению целой сети региональных архитектурных школ, состоящей из самостоятельных специализированных институтов и факультетов при строительных и политехнических институтах. Усиливающиеся тенденции массовости в сфере архитектурно-художественного образования, породили развитие системы средних специальных заведений. Повсеместно возникли художественные кружки, студии и школы [1].

Технические и научные достижения стремительно изменяли жизнь общества, наполняя новым содержанием архитектуру. Совершенствовался опыт передачи культурных ценностей из поколения в поколение, не оставались неизменными и конкретные методы обучения разным видам человеческой деятельности, в том числе и архитектурной.

Отмеченная выше взаимосвязь развития архитектуры, а как следствие архитектурно образования и социальных процессов позволяет нам сделать вывод, что образование

вообще и архитектурное в частности можно рассматривать как стратегический ресурс развития государства. Государство прогрессирует только в том случае, когда постоянно обновляется и развивается система образования.

Влияние архитектурного образования на становление личности отмечал выдающийся педагог Я. А. Коменский, который рассматривал рисование как общеобразовательный предмет, при этом, не делая различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и художественных школах. И хотя Коменский не включил рисование в курс школьной программы как обязательный предмет, он опирался на сложившуюся систему обучения рисованию в академии художеств. Как предмет рисование в школе не разделялось на рисунок и живопись, а включало в себя общие знания в области изобразительной грамоты. Это стало характерной чертой для школьного обучения вплоть до конца ХХ века в большинстве европейских стран. Одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования отмечал английский философ и педагог Джон Локк. Большую роль в развитии навыков рисования для познания определенной действительности через обучение с натуры отмечал французский философ Жан-Жак Руссо. Пытаясь наиболее глубоко проанализировать важность рисования, он выделил занятия «искусством не ради самого искусства», а ради приобретения «верного глаза и гибкой руки» [3, с.3].

Умение нестандартно мыслить, обладание развитым проектным мышлением особенно актуально в настоящее время не только в профессии архитектора, но и является одним из требований, предъявляемым работодателем к выпускникам вузов. Начальная архитектурно-художественная подготовка, в силу своей направленности на развитие именно этих качеств, становится всё более востребована, и может стать значимой ступенью в развитии творческого мышления индивида.

В настоящее время система архитектурного довузовского образования, представляет собой сложную, состоящую из многих элементов структуру. На начальном этапе -это школы искусств или художественные школы. Далее, уже много лет существую-

щие при общеобразовательных школах, профильные классы. И непосредственно при вузах, работающие центры довузовской подготовки. Такая система позволяет обеспечить работу с различными по уровню подготовки абитуриентами и позволяет, используя индивидуальный подход удовлетворить потребности абитуриента, заключающиеся как в многолетней и многопрофильной подготовке, так и в разовых консультациях. Особенно значима дифференциация предоставленных возможностей для абитуриентов по подготовке к поступлению и с точки зрения их материальных ресурсов и с точки зрения создания условий для гибкого реагирования на изменения, происходящие в системе образования и в обществе в целом.

Тем не менее, довузовская подготовка до сих пор не имеет правового статуса. Не сформирована её нормативная база и целостный учебно-методический комплекс, сориентированный на специфические формы работы с абитуриентами [4].

К препятствиям, встающим на пути развития и реализации ее творческого потенциала, можно отнести процессы перестройки существующей системы школьного образования, сопровождающиеся такими изменениями как:

- введение обязательного ЕГЭ, подготовка к которому не способствует выработке умения задавать вопросы, так как предлагает выбор готового решения;

- авторитарность методики преподавания подавляющая личность ученика.

Впоследствии, указанные недостатки традиционного школьного обучения отражаются на способности выпускника к проектному творчеству, поскольку за время его обучения не формируется интерес к постижению нового, готовность принимать без подсказки самостоятельное решение, что в итоге обуславливает снижение творческого потенциала. Школьная программа ориентирована на прагматичный подход в освоении знаний. В структуре предлагаемых учебных программ изобразительные и развивающие творческий потенциал предметы сведены к минимуму. Часто такие предметы как черчение и рисунок вообще отсутствует в программе. Эти обстоятельства существенно сказываются на уровне подготовки абитуриентов, поступающих в вуз. Особенно не-

гативно такое положение дел отражается на обучении молодежи в архитектурных вузах, где творчество является необходимым условием для самореализации в избранной профессии. Архитектурно-художественные вузы - это та сфера профессионального обучения, где от студента требуется постоянное генерирование идей, нахождение оригинальных решений, способность посмотреть на поставленную задачу с нестандартного ракурса.

По идее, человек, собирающийся посвятить себя деятельности архитектора, должен начинать рисовать с раннего детства и продолжать совершенствоваться на всём протяжении своей профессиональной карьеры. К начальному периоду обучения в вузе абитуриент должен иметь некий гарантированный уровень предпрофессиональной подготовки, обеспечивающий возможность успешного усвоения программы высшей школы. В противном случае требования к уровню начального вузовского образования вынужденно снижаются до уровня школьного образования, что и наблюдается в настоящее время.

По мнению С. К. Саркисова одним из главных критериев высшего архитектурного образования является творческое мышление. «К сожалению, при поступлении в институт не проводится проверка степени соответствия абитуриента этому критерию, а довузовская подготовка, как правило, не ориентирована на архитектурное образование. Только в процессе обучения в вузе выявляются способности и индивидуальные особенности студентов, позволяющие им в перспективе достичь необходимого для профессиональной деятельности потенциала» [1, с. 13].

Однако неправильно было бы считать источником проблем только недостаточность школьной подготовки. Система довузовского архитектурного образования так же нуждается в значительной корректировке. «Архитектурному творчеству учат, хотя и методически по-разному, но концептуально все же одинаково: учат, главным образом, практически, путем введения ученика непосредственно в творческий процесс создания архитектурного решения» [1, с. 5].

Сегодня на этапе довузовской архитектурной подготовки абитуриент получает на-

выки академического рисунка, знакомится с закономерностями живописного изображения. Это - безусловно, необходимо как инструмент выражения в графике будущих авторских замыслов. Но академический рисунок не раскрывает способность ученика к творческому мышлению, так как развиваются зачастую прикладные умения. Абитуриенты механически повторяют одни и те же постановки, и, поступая в вуз, в дальнейшем не прогрессируют в своих умениях. В вузе требуются совсем иные навыки, связанные с развитием объемно-пространственного воображения, которые помогают развивать занятия по архитектурной композиции. Но существует разрыв между знакомством с общими композиционными закономерностями и дальнейшим использованием этих знаний во время обучения в вузе. Студент начинает испытывать трудности в освоении учебной вузовской программы, особенно по проектным дисциплинам. По нашему мнению такая проблема вызвана развитием чисто ремесленных навыков, нацеленностью на достижение конкретного сиюминутного результата, недостаточным пониманием сути выбранной профессии, определенной натренированностью на достижение конкретного результата и невозможностью в дальнейшем применить полученные в процессе довузовской подготовки навыки.

В настоящее время ведется активный поиск путей решения накопившихся в системе начального архитектурного образования проблем. Анализируется создание условий для реализации эффективных образовательных технологий по выявлению, развитию и адаптации одаренных детей. По мнению Д. Л. Мелодинского «достичь более высокого педагогического уровня можно лишь преодолев ещё очень живучие в архитектурной школе эмпирические методы обучения и воспитания учащихся» [2, с. 33].

Развитие креативности мышления может являться одним из факторов, влияющих на повышение качества довузовской подготовки и служить предпосылкой к успешности обучения в вузе. Психологической наукой и педагогической практикой установлено, что креативность - это качество личности, имеющее интеллектуальные предпосылки, ее можно и нужно развивать. Креативность характеризуется особым типом творческого

мышления, развитым воображением, эстетикой мировосприятия, отсутствием алгоритма деятельности, желанием продуктивного действия в условиях новизны. Довузовская подготовка абитуриентов должна выполнять такие функции как: формирование ценност-но-мотивационных оснований высшего образования и умений самостоятельно получать знания («учить учиться»); обеспечение более легкой и продуктивной адаптации учащихся к системе высшего образования; педагогическую поддержку абитуриентов. На сегодняшний день система довузовской подготовки абитуриентов обладает достаточным опытом такой деятельности.

Нельзя не отметить роль педагога в процессе пропедевтического архитектурного образования, которая заключается в необходимости почувствовать творческую индивидуальность ученика, определить пути её развития в процессе обучения. В архитектурной школе должны не просто обучать основам профессии, а помогать самоопределяться и само развиваться. Авторитарный метод подачи знаний должен уступить место свободе творческого самовыражения. Принципы обучения творчеству, это, прежде всего, принципы свободы бытия, принципы свободного творческого самоопределения учителя и ученика.

Принимая во внимание то обстоятельство, что главенствующую роль в архитектурном образовании играет архитектурное проектирование, большое значение имеет дополнение комплекса графических предметов курсом по теории и истории архитектуры. Каждая из дисциплин имеет свою практическую значимость в учебном процессе. Для повышения эффективности качества образовательного процесса, на наш взгляд, рекомендуется дополнить курс архитектурной композиции фрагментарными включениями из таких дисциплин, как «основы макетирования», «основы цветоведения», «введение в профессию». Использование этих предметов на начальном этапе профессионального образования может поспособствовать повышению качества довузовской подготовки и привести к более осмысленному отношению выбираемой профессии. Хорошей возможностью для реализации творческого потенциала и возможности самоопределения по отношению к выбранной профессии могут

служить предметные олимпиады. Проведение архитектурных творческих олимпиад не является новшеством в системе архитектурного образования России. Такие творческие соревнования проводят многие архитектурные вузы страны: МАРХИ, УралГАХА, НГА-ХА, СФУС. Практика проведения олимпиад вскрывает различный характер проблем подготовки абитуриентов. У одной категории процесс генерирования идей сопровождается слабыми навыками в технике подачи, что существенно препятствует воплощению замысла. У другой категории учеников достаточная графическая подготовка, но слабая композиционная подготовка, что приводит к преобладанию стереотипности мышления. Такие абитуриенты выдают хорошо поданное, к сожалению, шаблонное, неоригинальное решение. И существует третья категория абитуриентов, неспособных как к генерированию идей, так и показывающих полное отсутствие художественно графической подготовки. Для них олимпиада может послужить хорошей возможностью проверить свои способности и определиться с выбором профессии. Олимпиада может служить хорошим средством для выявления проблемных разделов тех или иных предметов. Проанализировав ошибки, допускаемые участниками можно сделать соответствующие выводы и скорректировать программу подачи входя-

щих в курс довузовской архитектурной подготовки предметов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о довузовской подготовке как о важном этапе архитектурного образования, помогающем развить и укрепить навыки необходимые для освоения профессии архитектора, дизайнера. Обеспечить успешное и последовательное вхождение в учебный процесс после поступления в вуз, возможность расширения границ творческого потенциала - всё это является первостепенными задачами довузовской подготовки.

Библиографический список

1. Архитектурное образование: проблемы развития: монография. - М.: Эдиториап УРСС, 2002. - 152 с.

2. Мелодинский Д. Л. Методы обучения архитектурному проектированию //Проблемы архитектурного образования (начальный этап обучения): межвуз. сб. - Ростов н/Д.: Рост. архит. ин-т, 1992. - 158 с.

3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1980. - 239 с.

4. Францева Ю. Е. Оценка эффективности довузовской подготовки абитуриентов в системе «школа - университет» [Электронный ресурс]. URL:http://www.dissercatcom (дата обращения: 15.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.