ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 37.014.5 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10079
Критерии эффективности проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры*
Новые подходы к результатам обучения в общеобразовательной школе и введение Единого государственного экзамена изменили сложившуюся практику взаимодействия между школами и профессиональным архитектурным образованием. Были установлены новые правила проведения школьных олимпиад, дающих преимущества при поступлении в вузы, созданы и реализованы масштабные программы профессиональной ориентации. Благодаря этим действиям инициатива в оценке степени профессиональной пригодности к архитектуре, исходившая ранее от представителей профессионального архитектурного сообщества, перешла к органам управления образованием. В результате этого у архитектурных школ произошло снижение интереса к поиску новых форм профессиональной ориентации, оценке потенциальных способностей абитуриентов и привлечению в вузы одаренных студентов.
В статье анализируются различия в задачах профессиональной ориентации, воспитания и предпрофессионального образования, концепции творческих художественных конкурсов для молодежи в области архитектуры и дизайна и выявляются критерии их эффективности. Сравниваются интересы в проведении творческих конкурсов у представителей высших учебных заведений, торговых, общественных организаций и административных структур. Выявляются процессы, сопровождающие проведение конкурсов: научно-методический, образовательный и информационный. Делаются выводы о важности объе-
Как цитировать статью: Топчий И. В. Критерии эффективности проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62). С. 59-75.
И. В. Топчий
Кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (государственной академии)
E-mail: 1553810@bk.ru
Irina V. Topchiy
PhD (Architecture), Director of the Preparatory Courses in Moscow Institute of Architecture (State Academy), Russia
динения интеллектуальных, информационных и административных ресурсов организаций разного рода.
В результате исследования были определены критерии эффективности творческих конкурсов. К ним относятся: научное обоснование темы и концепции, связь с актуальными задачами общества и архитектуры, подбор организаций, заинтересованных в результатах конкурса, создание образовательного процесса для подготовки будущих участников, объединение информационных ресурсов организаций-участников, массовость участников.
Ключевые слова: творческий конкурс, профессиональная ориентация, дополнительное образование, эффективность творческих конкурсов, дополнительное архитектурное образование.
«В своих работах архитектор объединяет прошлое, настоящее и будущее, в неразрывной целостности человеческой судьбы»
З. Гидеон, архитектор, архитектурный критик, первый секретарь Международного конгресса современной
архитектуры
Социально-экономические трансформации первых десятилетий ХХ! века показали, что интеграция в глобальное мировое сообщество приводит к существенным изменениям традиций национального образования. Система непрерывного образования, сложившаяся в советский период, меняется не только в формальном виде, но и в смысловом, концептуальном. Следуя опыту ведущих европейских стран, обеспечивая равные права на получение профессионального образования, была введена независимая система оценки знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений — Единый государственный экзамен (ЕГЭ), которая нарушила сложившиеся знаниевые связи между средними школами и вузами и создала административные, организационные, информационные, учебно-методические барьеры. В вузах творческой направленности вступительные испытания, проводимые преподавателями вузов, сохранились и после введения ЕГЭ. Они призваны оценивать творческий потенциал будущих студентов и требуют дополнительной подготовки. Одновременно с ЕГЭ появились олимпиады, которые должны были дать шанс детям и подросткам, живущим в небольших городах и селах и не имеющим физических и финансовых способностей получить довузовскую подготовку, поступить в ведущие вузы страны.
Проявить свои творческие способности молодежи можно было через участие в творческих конкурсах. Конкурсы не давали преференции при поступлении. Какие задачи решали и продолжают решать творческие конкурсы для молодежи в области архитектуры сегодня, и в чем состоит их интеллектуальный потенциал для архитектуры?
Оценивая задачи творческих конкурсов для молодежи с позиции их ценности для участников, а именно демонстрацию творческих способностей и соотнесение их качествами, необходимыми для успешной профессиональной карьеры, конкурсный процесс следует отнести к сфере профессиональной ориентации. Исследованию методов профориентации, учитывающему профессиональную специфику будущей деятельности, посвящены работы Дзисько М. А., Лурье М. Л., Никитина Г. А., Смирнова А. В., Соловьева А. Н., Теплой Н. А., Цыбизовой Н. Ю., Чернецкой Т. А. и других [4; 9; 13; 15, 16]. Была доказана целесообразность развития врожденных интеллектуальных и физических способностей в области искусства, спорта, экономики и других областях для более продуктивного профессионального образования.
Анализ методов профессиональной ориентации в современных университетах был проведен в работах Малаховской Е. А., Безусовой Т. В., Пилюгиной Е. И., Ивановой М. Д. и других [2; 5; 14]. Были выявлены активные и пассивные формы профориентации, описан универсальный комплекс мероприятий, обеспечивающий связи между университетами и общеобразовательными учреждениями.
Методы раннего развития творческих способностей детей и подростков, формирующие основы профессионального мышления в сфере архитектуры, дизайна пространственной среды, были обоснованы в работах Данченко Л. В., Кошеутовой О. Л., Поляковой Л. М., Гринева А. В., Топчий И. В. и других [3; 7; 9, 13, 17]. Исследования выявили слабые стороны современных методов профессиональной ориентации старшеклассников, такие как нехватка времени на профориентацию и недостаток научно обоснованных методов, а также игнорирование возможностей использования контактов с родителями для помощи в профориентации подростков.
Научные подходы к организации творческих конкурсов для молодежи, ставящих задачу профессиональной ориентации, рассматривались в работах Афанасьевой И. В., Копцевой Т. А., Кравченко А. В., Матекиной Т. В., Пономаревой Е. В. и других [1; 8; 11; 14]. В них была
определена важность и ценность конкурсов для развития архитектуры и архитектурно-дизайнерского образования.
Задачи профессиональной ориентации находятся в числе стратегических приоритетов отечественной внутренней политики. Они входят в состав приоритетной государственной программы РФ «Развитие образования», федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Билет в будущее», региональных проектов «Университетские субботы», «Инженерный класс», «Медицинский класс» и других программ региональных и местных уровней. Забота государства о создании равных условий для поступления в вузы и помощь в профориентации сопровождается организационной и финансовой помощью, в также контролем за выполнением запланированных мероприятий.
При всех положительных сторонах этих явлений существует и обратная сторона «медали». Она заключается в унификации подходов к профориентации, усреднении требований к разным специальностям и минимизации творческой оставляющей при планировании профори-ентационных мероприятий. Тем временем профессиональное образование в сфере искусства требует индивидуального подхода не только к каждому школьнику, но и к самому процессу общения с будущими студентами. По словам академика РААСН А. В. Степанова, «архитектор — дело штучное».
На протяжении полутора веков с момента возникновения профессионального образования зодчих в России профессиональная ориентация происходила во время довузовской архитектурной подготовки и вступительных экзаменов. В первых архитектурных школах Москвы и Петербурга проверка знаний по математике, письму была объективно необходимой, поскольку в конце XIX—начале XX века около 90% населения нашей страны были неграмотными. Умение рисовать, которому учили до начала профессионального образования и которое оценивалось при переходе из подготовительного к основному отделению, показывало потенциал в архитектурной профессии.
В 1920-х годах методы обучения архитектурному проектированию и принципы поступления в вузы были подвергнуты ревизии, архитекторы искали «новые методы» обучения и новые способы оценки способностей к архитектуре. Стремясь открыть доступ к архитектурной профессии рабочим, крестьянам и уволенным в запас красноармейцам, московский ВХУТЕМАС отменил вступительные испытания,
что негативно сказалось на процессе и результатах обучения. Через несколько лет, в 1930-х годах, произошел возврат к дореволюционным подходам к отбору абитуриентов.
Распространение художественных конкурсов для молодежи началось в 60-х годах ХХ века. Тогда же впервые довузовское архитектурное образование стало массовым и превратилось в начальную ступень непрерывного профессионального образования: содержание довузовских программ художественно-визуализационной направленности (рисунок и черчение) имело логическое продолжение в программах профессионального образования. Но художественные конкурсы проводились и вне системы непрерывного образования: в художественных студиях, секциях домов культуры, в летних молодежных лагерях, и помогали проявить способности к художественно-предметному творчеству.
В последней трети ХХ века проведением художественных конкурсов для абитуриентов — будущих студентов высших школ архитектуры вплотную занялись вузы. Ставилась задача популяризации профессионального образования, необходимо было найти подростков, обладающих неординарными природными способностями. Причиной роста активности явился и демографический спад, который переживала наша страна в начале 1980-х годов и который стал причиной снижения конкурса при поступлении. Ранее интерес к архитектуре и строительству поддерживался масштабными государственными строительными программами, высоким статусом архитектурной профессии и относительно небольшим числом архитектурных школ. К началу 1980-х, в результате «борьбы с излишествами» в архитектуре и внедрения массового домостроения, статус архитектурной профессии снизился и уменьшился конкурс при поступлении с пяти до двух-трех человек на одно место. Отбирая среди меньшего числа претендентов, вуз принимал менее подготовленных и мотивированных студентов, что негативно сказывалось на результатах последующей учебы.
К середине 1990-х годов демографическая ситуация выровнялась, а статус архитектурной профессии вырос. В результате вновь увеличился конкурс среди абитуриентов архитектурных школ и интерес к творческим конкурсам со стороны кафедр архитектурных факультетов несколько снизился. Но соревновательный процесс продолжил развиваться в рамках дополнительного архитектурного образования для детей. Сегодня можно сказать, что универсальность подходов,
присущая художественным конкурсам, имеет свои преимущества. К ним относятся мероприятия с большим воспитательным эффектом. Они стоят в одном ряду с другими мероприятиями, направленными на знакомство с историческими датами и событиями. К примеру, массовые художественные конкурсы, организованные по инициативе архитектурных факультетов и приуроченные к празднованию Дня Победы и 50-летия полета в космос Ю. Гагарина. В современных художественных конкурсах принимают участие школы, вузы, общественные организации, производственные и торговые компании. Каждая организация привносит свои интересы и темы, создавая синергети-ческий эффект, который не могут обеспечить ЕГЭ, олимпиады и другие унифицированные подходы к оценке личных достижений и способностей. Поисковые конкурсы «Мой любимый город» (Флоренция, Италия, 2008), «Школа будущего» (Москва, 2010), «Наследники В. Шухова» (Москва, 2012-2019), организованные по инициативе архитектурных факультетов, объединяли интересы академического сообщества Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья, некоммерческого фонда Ромуальдо Дель Бьянко (Италия), чешской производственной компании Preciosa, российских производителей строительных материалов «Террадек» и «Металлика-дизайн», торговой компании «Гледис» и других будущих заказчиков.
О формальном характере практикующейся сегодня замены вступительных экзаменов на художественную олимпиаду свидетельствует копирование содержания и критериев оценки конкурсных заданий о заданиях вступительных испытаний творческой направленности. По сути, происходит дублирование вступительных испытаний. По этому пути пошли архитектурные школы Сибирского и Южного федеральных округов, архитектурные школы Новосибирска, Томска, Красноярска и Ростова-на-Дону [12].
Рассмотрим различия в мотивации участников и организаторов художественных конкурсов и олимпиад.
Очевидно, что участие детей и подростков в творческих соревнованиях вызвано желанием показать свои способности и поступить в вуз художественной направленности.
Для учителей дополнительного образования, руководителей авторских школ, студий, кружков юного архитектора, подготовительных курсов и отделений и других институций дополнительного образования,
работающих на коммерческих основаниях, необходимы информационные поводы для рассказа о себе, то есть реклама. Творческие конкурсы, посвящаемые актуальным профессиональным темам, общественно значимым событиям и знаковым фигурам в отечественной архитектуре, вызывают интерес участников, СМИ, объединяют различные социальные группы: преподавателей вузов и институций дополнительного образования, школьных учителей, детей и их родителей, представителей архитектурного сообщества и администрации городов, тем самым привлекая внимание общества к профессионально важным вопросам и социально значимым темам, повышая статус архитектурной профессии, и служат эффективным способом популяризации дополнительного образования. Если для сферы образования реклама не является приоритетным направлением деятельности, то производственные и торговые компании осознают ее важность в полной мере.
Привлечение детей и подростков к участию в художественных конкурсах воспринимается представителями торгово-производственных компаний как один из атрибутов РЯ-компании, направленных на формирование позитивного общественного мнения. Интерес детей к участию в конкурсах объясняется их психологическими характеристиками, их зависимостью от мнения родителей, школьной среды и сверстников, то есть затрагивает их социальное окружение. Благодаря этому конкурсы получают широкий социальный резонанс. Данное обстоятельство учитывается коммерческими компаниями и иногда приводит к замещению содержательной составляющей конкурсов рекламной. Рассмотрим примеры целей и содержания художественных конкурсов, проводимых по инициативе коммерческих организаций.
Так, крупнейшая энергетическая компания «Газпром межрегион-газ», проводя конкурс художественных работ для детей сотрудников, стремится создать у сотрудников позитивное восприятие компании и настрой. Наряду с конкурсом рисунков компания проводит песенные, эстрадно-цирковые и музыкальные фестивали. Косвенно участвуя в профессиональной ориентации подрастающего поколения, организует семейный досуг сотрудников, формирует корпоративный имидж и положительное маркетинговое окружение, что положительно сказывается на ее конкурентоспособности [10].
По аналогичному пути пошла торговая сеть гипермаркетов «Леонардо», по инициативе которой несколько лет проводится все-
российский конкурс детского рисунка. В числе его организаторов — Международная творческая общественная организация «Союз педагогов-художников» и торговая марка художественных материалов «Vista Artista». Декларируемыми задачами конкурса является поддержка детского творчества и раскрытие талантов.
С точки зрения профессионального архитектурного образования, минусами подобных конкурсов является отсутствие связи с образовательным процессом в профессиональном образовании и размытые требования к уровню художественно-графической подготовки. Но с точки зрения общеобразовательных учебных заведений, где дисциплина ИЗО опирается на воспитательную и познавательную роль рисования, подобные конкурсы являются весьма эффективными [6]. Их главное достоинство — массовость и доступность.
Резюмируя, можно сказать, что изучение методов организации и проведения художественных конкурсов коммерческими компаниями позволяет вузам выработать новые эффективные формы проведения предпрофессиональных конкурсов и олимпиад.
Мотивация поддержки художественных конкурсов для молодежи со стороны общественных организаций строится на развитии ценных социальных инициатив молодежи, привлечении ее к процессу преобразования пространственной среды. Они используют конкурсы для продвижения гуманитарных идей, решения образовательных и воспитательных задач, в том числе изучения художественных предпочтений современной молодежи, формирования новых творческих коллективов и общественного мнения.
Взаимодействие общественных организаций с вузами помогает найти необходимое содержание, ориентацию на конкретную сферу деятельности. В случае с архитектурой — на преобразование пространственной среды, а также возможность более глубокого научного подхода к выбору темы, оценке работ, подготовке участников. Научное обоснование необходимо при составлении Положения о конкурсе, его наличие является одним из критериев эффективности.
Мотивация к организации творческих конкурсов со стороны административно-управляющих образовательных структур строится на понимании необходимости предоставления школьникам информации о возможностях развития своих способностей и использования их для новых достижений в сфере профессионального образования.
темы молодежных конкурсов
год
актуальные проблемы архитектуры и архитектурного образования
интересы организаций-партнеров
«Мой родной город»
«Патриотическая
Олимпиада»
«Вилка, ложка,
поварешка»
«Потолочный
светильник»
«Хрустальные шахматы» «Школа будущего* «Архитектурный костюм*
«Космические города» «Школьный маяк»
1-7 конкурсы "Наследники В.Шухова" ^Унесенные ветром» «30 радуга» «Вперед! К свету» «Геометрия спорта» «Азбука В Шухова*
Обмен международным опытом Совершенствование методов преподавания архитектуры Развитие региональных и национальных традиций е архитектуре и искусстве Поиск новых способов формообразования
Поддержка и развитие новой архитектурной специальности «Дизайн архитектурной средь»»
Развитие методов архитект урно-дизайнерс кого образования, основанных на конструировании в материалах Знакомство и с творческим наследием развитие идей русского инженера В.Шухова, патриотическое воспитание будущих архитекторов
Открытие выставочных залов галереи ДУОМО{Фонд Ромуапъдо дель Бьянко,
Флоренция} Повышение узнаваемости брендов (производственные компании TERRADEC, МЕТАЛЛИКА ДИЗАЙН, PRECIOSA) Проведение маркетинговых исследований (PRECtOSA,тортовая компания Глэдис)
Проведение государственно» политики в сфере образования с
учетом региональных особенностей города Москвы и в интересах жителей города Москвы
{Департамент образования
г,Москвы) Объединение инициатив учителем, педагогов, лидеров
столичного образования и жителей мегаполиса с целью обеспечения непрерывного роста качества образования города Москвы та счет эффективного использования ресурсов города ГМЦ)
Рис. 1. Сравнение целей вузов и организаций-партнеров при проведении творческих конкурсов
Взаимодействуя с вузами в проведении творческих конкурсов, круглых столов, семинаров, мастер-классов и лекций для учащихся общеобразовательных школ и учреждений уровня СПО, административные организации обеспечивают информационную и, в ряде случаев, финансовую поддержку. Основанием для сотрудничества служит общность образовательных и воспитательных целей вузов и управляющих структур образования. Мотивация к организации творческих конкурсов для молодежи может быть оценена на примере одного из ведущих архитектурных вузов страны — Московского архитектурного института (государственной академии), который несколько десятилетий проводит поисковые конкурсы для молодежи. Рассмотрим, какие задачи могут быть решены с их помощью:
- распространение инновационного опыта, авторских программ и методов в довузовском архитектурном образовании;
- популяризация новых направлений профессионального архитектурного образования;
- повышение авторитета архитектурной профессии в обществе, привлечение молодежи к получению архитектурных специальностей, повышение конкурса при поступлении в вуз;
- развитие интеллектуальных способностей и креативности молодого поколения, снижение уровня девиантного поведения подростков;
- организация семейного досуга и укрепление семейных ценностей;
- создание интеллектуальной коммуникации между архитектурой и смежными профессиями: инженерией и визуальными искусствами;
- развитие системы дополнительного архитектурного образования детей и взрослых, привлечение к нему новых участников;
- организация коммуникации между архитектурой и обществом, направленной на выявление степени готовности представителей разных социальных групп к внедрению новых экологических, технических, эстетических инноваций.
Оценка эффективности и качества творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры и искустеа
научно-аналитический процесс
научное обоснован и е темы конкурса, методик проведении информационной компании и образовательного процесса
информационный процесс
формирование информационного поля, вовлечение в него новый социальным групп
образовательный процесс
разработка программ, организация и проведение формального и неформального дополнительного образования
№
образовательный процесс
корректировка программ общего и дополнительного образования детей
информационный процесс
информирование и регистрация участников через интернет-сайты организаций-партнеров, проведение виртуальной и реальной выставок, публикация отчета
научно-аналитический процесс
анализ результатов конкурса на
предмет соответствия работ целям и задачам: количественная оценка числа участников, информационный охват
Рис. 2. Анализ процессов организации и проведения творческих конкурсов в области архитектуры и искусства
Большинство выявленных преимуществ основываются на появлении новых знаниевых коммуникаций, которые служат отправной
точкой для творческих поисков участников конкурсов. Принимая во внимание масштаб и разнородность информационных каналов, доступных сегодняшним школьникам, подразумевающих возможность использования как лучших образцов современной архитектуры и дизайна, так и аналогов низкого эстетического уровня или несанкционированного заимствования (плагиата), оргкомитетами конкурсов ежегодно разрабатываются информационно-образовательные программы подготовки.
Рассмотрим особенности информационного сопровождения конкурсов в образовательной сфере. Уникальной разработкой российских архитекторов стали программы, опубликованные на интернет-сайтах Открытых образовательных курсов МАРХИ (Открытых курсов) по архитектуре [17].
Опыт зарубежных стран показывает, что публикацией онлайн-кур-сов открытого образования на всех континентах занимаются университеты — лидеры в мировом образовании и образовании своих стран. Открытые курсы в области архитектуры и городского планирования опубликованы Массачусетским технологическим институтом (г. Кембридж, США), Делфтским техническим университетом (г. Делфт, Нидерланды), Миланским Политехом (г. Милан, Италия) и рядом других университетов [22; 23]. Следует отметить, что годы мирового экономического кризиса сделали отношение к открытому образованию более практичным: ведущие университеты вышли из состава международного консорциума открытого образования, созданного в Технологическом институте штата Массачусетс и, создав собственные платформы, используют их для публикации учебных курсов в открытом доступе. Там публикуются учебные курсы, созданные на средства международных грантов, не имеющие сильного коммерческого потенциала в использовании. В открытом доступе технологическими университетами публикуются курсы по архитектуре, базирующиеся на новых информационных технологиях [20; 21].
К 2019 году опыт создания и использования неформального образования в форме открытых курсов в РФ составляет более десяти лет. Осознание необходимости создания открытых курсов по архитектуре для свободного распространения новых архитектурных знаний и увеличения числа социальных групп, изучающих архитектуру, пришло в середине первого десятилетия XXI века. Преодоление замкнутости
профессиональной среды с помощью знаниевых коммуникаций стало одним из проявлений новых подходов к проектированию, стоявших в одном ряду с «партисипацией» и «соучаствующим» проектированием. Открытое образование в архитектуре давало возможность познакомить публику с инновационными технологическими достижениями, внедрение которых требует одобрения и приятия публикой. Для детей, их родителей и школьных учителей открытое образование служит одной из форм профессиональной ориентации, уже на этапе завершения школьного образования показывая многообразие путей развития профессиональной карьеры в архитектуре.
Для нашей страны, страны с развивающейся экономикой, создание открытого образования в начале XXI века, через пятнадцать лет после отказа от планового ведения хозяйствования, явилось одним из проявлений демократизации общества, в котором создаются условия для самообразования граждан независимо от уровня образования, места проживания и социального статуса.
Художественные конкурсы обладают следующими потенциальными возможностями: развитие взаимодействия между представителями разных городских социумов, выявление актуальных художественных предпочтений и образцов культуры, реализация творческих способностей молодежи, стимулирование ее активности. Оптимальным представляется организация взаимодействия между образовательными организациями общего среднего, среднего специального или профессионального образования, производственными, торговыми организациями, получение поддержки от органов управления образованием. В этом случае происходит объединение интеллектуальных, информационных и административных ресурсов организаций, увеличивающее потенциальную численность участников конкурсов (Рис. 3).
Для достижения эффективности творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры необходимо проведение комплексного анализа актуальной ситуации: научно-методической, образовательной и информационной.
Организация и проведения конкурсов для молодежи должна опираться на научный анализ актуальных проблем в области архитектуры или архитектурного образования, который помогает в определении темы конкурса и становится основой при составлении конкурсного задания. Научное обоснование целей и задач конкурса, планирование
результатов, состав потенциальных участников являются показателем качества конкурса.
объединение информационных ресурсов организаций партнеров для распространения знаний в области архитектуры и подготовки
участников молодёжных конкурсов
Open
Educational Resources
260-300 млн человек в мире владеют русским языком -все они потенциальные пользователи Открыты* курсов по архитектуре
глобальная информация
ЮИЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ВУЗОВ
httpliistutlymnrhl.i'il/
МЙРХИ
фокусная информация
{ФОСТРАКСТВО МОСКВЫ
Ежегодно а институциях допел нительного образования детей в МАРХИ
обучаются около 300 школьников. Все они готовы участвовать е молодежных творческих конкурсах
8 Москве более 1100 млн
школьников Все они могут участвовать в творческих конкурсах
административные ресурсы
Рис. 3. Преимущества объединения информационных ресурсов организаций-партнеров при проведении творческих конкурсов для молодежи
Научно-образовательный процесс становится более эффективным при учете интересов разных социальных групп и ориентации участников на практический результат. Поэтому организация творческого конкурса в содружестве организаций общего и профессионального образования, производственных, торговых и общественных компаний позволяет ожидать наиболее плодотворных результатов.
Образовательный процесс, ориентированный на содержание профессионального образования и связанный с ним, повышает эффективность конкурса.
Показателем эффективности конкурса является число его участников и информационный охват. Целесообразно объединение интеллектуальных ресурсов высших школ архитектуры с производственными, торговыми организациями — потенциальными потребителями проектных услуг, а также с информационно-административными ресурсами структур управления образованием.
Информационная эффективность конкурса обеспечивается под-
Критерии эффективности проведения творческих конкурсов для молодежи ... держкой его административными и управляющими структурами.
Литература
1. Афанасьева И. В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: дис. ... канд. искусствоведения. Кемерово, 2011. 181 с.
2. Безусова Т. В., Шестакова Л. Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // Novainfo, . 2016. № 54-2 [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/8479 (дата обращения: 30.07.2019).
3. Данченко Л. В. Формирование геометро-графических компетенций у будущих архитекторов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2015. 199 с.
4. Дасько М. А. Особенности методики плавательной подготовки обучаемых старших классов военно-морских довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.
5. Исаева А. О., Сятчихина М. И., Малаховская Е. К. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // СибАК: студенческий научный журнал. 2018. № 10 (30) [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/journal/ student/30/107671 (дата обращения: 26.07.2019).
6. Копцева Т. А. Особенности проведения современных конкурсов детского рисунка // Педагогика искусства. 2016. № 1. С. 37-43 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-provedeniya-sovremen-nyh-konkursov-detskogo-risunka (дата обращения: 26.07.2019).
7. Кошеутова О.Л. Преемственность архитектурно-художественного образования в процессе довузовской и вузовской подготовки: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2016. 25 с.
8. Кравченко А. В., Талина Г. В., Хапалажева Э. А. и др. О роли творческих конкурсов в системе подготовки современных школьников (на примере творческих конкурсов по истории) // Наука и школа. 2014. № 1. С. 120-125.
9. Лурье М.Л. Обеспечение довузовской подготовки в условиях Болонского процесса на основе культурологического подхода: на примере обучения математике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пермь, 2011. 202 с.
10. Макашева З. М. Брендинг. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
11. Матекина Т. В. Система довузовской подготовки как технологическая модель опережающего обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2011. 229 с.
12. Межрегиональные олимпиады школьников в 2019 году по направлению «Архитектура и искусство»: перечень Минобрнауки [Электронный ресурс]. URL: https://olimpiada.ru/activities?type=any&subject%5B31%5D=on&class=any&period_ date=&period=year&perechen=on (дата обращения: 30.07.2019).
13. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 619-623.
14. Полякова О. М., Гринев Р. В. Новые технологии архитектурного макетирования в профессиональной ориентации и подготовке кадров. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сб. тр. пятого междунар. эколог. конгресса, 2015. Самарский научный центр РАН [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25335480 (дата обращения: 08.08.2019).
15. Пономарева Е. В. Профориентационные конкурсы как одна из форм разви-
тия творческих способностей обучающихся // Концепт. 2015. Т. 13. С. 1166-1170 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/85234.htm (дата обращения: 08.08.2019).
16. Соловьев А. Н. Моделирование процесса подготовки абитуриентов в условиях модернизации инженерного образования: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2012. 265 с.
17. Топчий И. В. Использование «Открытых образовательных курсов по архитектуре» с целью продвижения инновационных разработок и развития дополнительного архитектурного образования // Архитектура и современные информационные технологии. 2012. № 2 (19) [Электронный ресурс]. URL: http://www.marhi. ru/AMIT/2012/2kvart12/topchiy/abstract.php (дата обращения: 08.08.2019).
18. Топчий И. В. Управление социальными аспектами профессионального развития профильных специалистов с использованием инновационных форм дополнительного архитектурного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. C. 41-44.
19. Чернецкая Т. А. Довузовская математическая подготовка школьников на основе применения технологий дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2014. 245 с.
20. Architecture // MITOPENCOURSEWARE. Massachusetts Institute ofTechnology [Электронный ресурс]. URL: https://ocw.mit.edu/courses/architecture (дата обращения: 25.07.2019).
21. Evans T., Nation D. Opening Education. Policies and Practices from Open and Distance Education. London, 2013. 229 p. DOI: doi.org/10.4324/9780203350959.
22. Polimi Open Knowledge [Электронный ресурс]. URL: https://www.pok.po-limi.it (дата обращения: 07.08.2019).
23. Sustainable Urban Freight Transport: A Global Perspective // TUDelft [Электронный ресурс]. URL: https://online-learning.tudelft.nl/courses/sustainable-urban-freight-transport-a-global-perspective (дата обращения: 08.08.2019).
THE ART CREATIVE COMPETITIONS FOR YOUTH PERFORMANCE CRITERIA
The introduction of Unified State Exams has changed the practice of interaction between schools and professional architectural education. New rules for conducting school Olympics were established, which give advantages for applicants when entering universities, regional vocational guidance programs have been created and implemented. Thanks to these actions, the initiative in assessing professional suitability for architecture, which had previously proceeded from the professional architectural community, passed to the educational authorities. As a result the interest among architectural schools in the search for new forms of vocational guidance decreased, as well as the desire to assess the potential abilities of applicants and attract talented students to the Universities.
The article analyzes the differences in the tasks of vocational guidance, upbringing and pre-vocational education, distinguishing the concepts of creative art contests for young people in the field of architecture and design
and identifies criteria for their effectiveness.
Interests are compared in holding creative competitions of representatives of higher educational institutions, trade, public organizations and administrative structures. The processes accompanying the competitions are identified: scientific, methodological, educational and informational. Conclusions are drawn about the importance of combining the intellectual, informational and administrative resources of organizations of various kinds.
As a result of the study, criteria for the effectiveness of creative competitions were determined. These include: the scientific substantiation of the topic and concept, the relationship with the urgent tasks of society and architecture, the selection of organizations interested in the results of the competition, the creation of an educational process for preparing future participants, the pooling of information resources of organizations, the number of the participations.
Keywords: creative contest, professional orientation, additional education, the effectiveness of creative competitions, additional architectural education
References
• Afanaseva I. V. Hudozhestvennyj konkurs kak sredstvo aktualizacii processa stanovleni-ya sub"ekta kul'tury: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Kemerovo, 2011. 181 s. [In Rus].
• Architecture // MITOPENCOURSEWARE. Massachusetts Institute of Technology [Elektronniy resurs]. URL: https://ocw.mit.edu/courses/architecture (Data obrasheniya: 25.07.2019).
• Bezusova T. V., Shestakova L. G. Metody proforientacionnoj raboty vysshego uchebnogo zavedeniya // Novainfo, 2016 № 54-2 [Elektronnyj resurs]. URL: https://novainfo.ru/ar-ticle/8479 (data obrashcheniya: 30.07.2019). [In Rus].
• Cherneckaya T. A. Dovuzovskaya matematicheskaya podgotovka shkol'nikov na osnove primeneniya tekhnologij distancionnogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. Penza, 2014. 245 s. [In Rus].
• Danchenko L. V. Formirovanie geometro-graficheskih kompetencij u budushchih arhi-tektorov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Kazan', 2015. 199 s. [In Rus].
• Das'ko M. A. Osobennosti metodiki plavatel'noj podgotovki obuchaemyh starshih klass-ov voenno-morskih dovuzovskih obrazovatel'nyh uchrezhdenij Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04. Sankt-Peterburg, 2013. 24 s. [In Rus].
• Evans T., Nation D. Opening Education. Policies and Practices from Open and Distance Education. London, 2013. 229 p. DOI: doi.org/10.4324/9780203350959.
• Isaeva A. O., Syatchihina M. I., Malahovskaya E. K. Metody proforientacionnoj raboty vysshego uchebnogo zavedeniya // SibAK: studencheskij nauchnyj zhurnal. 2018. № 10 (30) [Elektronnyj resurs]. URL: https://sibac.info/journal/student/30/107671 (data obrashcheniya: 26.07.2019). [In Rus].
• Kopceva T. A. Osobennosti provedeniya sovremennyh konkursov detskogo risunka // Pedagogika iskusstva. 2016. № 1. S. 37-43 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.art-
education.ru/electronic-journal/osobennosti-provedeniya-sovremennyh-konkursov-detskogo-risunka (data obrashcheniya: 26.07.2019). [In Rus].
• Kosheutova O. L. Preemstvennost' arhitekturno-hudozhestvennogo obrazovaniya v processe dovuzovskoj i vuzovskoj podgotovki: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Omsk, 2016. 25 s. [In Rus].
• Kravchenko A. V., Talina G. V., Hapalazheva E. A. i dr. O roli tvorcheskih konkursov v sisteme podgotovki sovremennyh shkol'nikov (na primere tvorcheskih konkursov po is-torii) // Nauka i shkola. 2014. № 1. S. 120-125. [In Rus].
• Lure M.L. Obespechenie dovuzovskoj podgotovki v usloviyah Bolonskogo processa na osnove kul'turologicheskogo podhoda: na primere obucheniya matematike: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Perm', 2011. 202 s. [In Rus].
• Makasheva Z.M. Brending. SPb.: Piter, 2011. 288 s. [In Rus].
• Matekina T. V. Sistema dovuzovskoj podgotovki kak tekhnologicheskaya model' oper-ezhayushchego obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Rostov-na-Donu, 2011. 229 s. [In Rus].
• Mezhregional'nye olimpiady shkol'nikov v 2019 godu po napravleniyu «Arhitektura i iskusstvo»: perechen' Minobrnauki [Elektronnyj resurs]. URL: https://olim-piada.ru/activities?type=any&subject%5B31%5D = on&class=any&period_ date=&period=year&perechen=on (data obrashcheniya: 30.07.2019). [In Rus].
• Pilyugina E. I., Ivanova M. D. Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Molodoj uchenyj. 2017. № 15. S. 619-623. [In Rus].
• Polimi Open Knowledge [Электронный ресурс]. URL: https://www.pok.polimi.it (дата обращения: 07.08.2019).
• Polyakova O. M., Grinev R. V. Novye tekhnologii arhitekturnogo maketirovaniya v professional'noj orientacii i podgotovke kadrov. Ekologiya i bezopasnost' zhiznede-yatel'nosti promyshlenno-transportnyh kompleksov: sb. tr. pyatogo mezhdunar. ekolog. kongressa, 2015. Samarskij nauchnyj centr RAN [Elektronnyj resurs]. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=25335480 (data obrashcheniya: 08.08.2019). [In Rus].
• Ponamareva E. V. Proforientacionnye konkursy kak odna iz form razvitiya tvorcheskih spo-sobnostej obuchayushchihsya // Koncept. 2015. T. 13. S. 1166-1170 [Elektronnyj resurs]. URL: http://e-koncept.ru/2015/85234.htm (data obrashcheniya: 08.08.2019). [In Rus].
• Solov'ev A. N. Modelirovanie processa podgotovki abiturientov v usloviyah modernizacii inzhenernogo obrazovaniya: dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.08. Kaliningrad, 2012. 265 s. [In Rus].
• Sustainable Urban Freight Transport: A Global Perspective // TUDelft [Электронный ресурс]. URL: https://online-learning.tudelft.nl/courses/sustainable-urban-freight-transport-a-global-perspective (дата обращения: 08.08.2019).
• Topchij I. V. Ispol'zovanie «Otkrytyh obrazovatel'nyh kursov po arhitekture» s cel'yu prodvizheniya innovacionnyh razrabotok i razvitiya dopolnitel'nogo arhitekturnogo obrazovaniya // Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. 2012. № 2 (19) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/2kvart12/topchiy/abstract. php (data obrashcheniya: 08.08.2019). [In Rus].
• Topchij I. V. Upravlenie social'nymi aspektami professional'nogo razvitiya profil'nyh special-istov s ispol'zovaniem innovacionnyh form dopolnitel'nogo arhitekturnogo obrazovaniya // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2010. № 6. C. 41-44. [In Rus].