Научная статья на тему 'Методы оценки эффективности и качества организации и проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры и искусства'

Методы оценки эффективности и качества организации и проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ / МЕТОДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ARCHITECTURE / DESIGN / CONSTRUCTION / CREATIVE COMPETITIONS / THE METHODS OF ARCHITECTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий Ирина Владимировна

В статье рассматривается возможность совершенствования профессиональной подготовки профильных специалистов в области архитектуры с помощью организации творческих конкурсов. Обосновывается возможность развития отдельных направлений профессионального образования с помощью привлечения к образованию молодых людей, обладающих склонностями к различным видам архитектурной деятельности. Три взаимосвязанных процесса: информационный, научно-методический и образовательный обеспечивают эффективность подготовки к конкурсам будущих участников и выявляют их творческий потенциал в соответствии с заданными параметрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ESTIMATING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF ORGANISATION OF CREATIVE COMPETITIONS FOR YOUNG PEOPLE IN THE FIELD OF ARCHITECTURE AND ART

The paper considers the possibility of improving the professional training of specialists in the field of architecture by means of the art competitions. The possibility of the development of vocational education can be realized by attracting the young people having the abilities for various architectural activities. Three interrelated processes: information, research and educational-methodical provide the effective training for competitions and reveal the creative potential of future participants in accordance with the specified parameters.

Текст научной работы на тему «Методы оценки эффективности и качества организации и проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры и искусства»

УДК 67.01.45

ТОПЧИЙ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, канд. архит., top@markhi. ru

Московский архитектурный институт,

107031, г. Москва, ул. Рождественка, 11

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА

В статье рассматривается возможность совершенствования профессиональной подготовки профильных специалистов в области архитектуры с помощью организации творческих конкурсов. Обосновывается возможность развития отдельных направлений профессионального образования с помощью привлечения к образованию молодых людей, обладающих склонностями к различным видам архитектурной деятельности. Три взаимосвязанных процесса: информационный, научно-методический и образовательный обеспечивают эффективность подготовки к конкурсам будущих участников и выявляют их творческий потенциал в соответствии с заданными параметрами.

Ключевые слова: архитектура; дизайн; конструирование; творческие конкурсы; методы архитектурного образования.

TOPCHIY, IRINA VLADIMIROVNA, Cand. of arch. sc., top@markhi. ru

Moscow Institute of Architecture,

11 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031, Russia

METHODS OF ESTIMATING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF ORGANISATION OF CREATIVE COMPETITIONS FOR YOUNG PEOPLE IN THE FIELD OF ARCHITECTURE AND ART

The paper considers the possibility of improving the professional training of specialists in the field of architecture by means of the art competitions. The possibility of the development of vocational education can be realized by attracting the young people having the abilities for various architectural activities. Three interrelated processes: information, research and educational-methodical provide the effective training for competitions and reveal the creative potential of future participants in accordance with the specified parameters.

Keywords: architecture; design; construction; creative competitions; the methods of architectural education.

Творческие конкурсы для будущих абитуриентов архитектурных вузов России впервые были организованы в 80-х гг. ХХ в. Их появление совпало с плохой демографической ситуацией и снижением конкурса поступающих в архитектурные вузы. Целью проведения олимпиад для школьников в архитектурных вузах было и желание найти талантливых подростков, помочь поступить им в вуз, минуя стрессовые ситуации на вступительных экзаменах. Наряду со вступительными экзаменами, требовавшими от абитуриентов длительной подготовки и вложения больших финансовых средств, организаторы

© И.В. Топчий, 2012

предлагали проводить внутривузовские олимпиады и конкурсы как альтернативные возможности поступления в вузы [1, 2].

Конкурсы для абитуриентов назывались «Внутривузовскими олимпиадами по композиции» и были сходны с заданиями по композиции в программах довузовской подготовки. Конкурсное задание могло быть выполнено в виде рисунка или макета. Концептуальные темы конкурса и специфика материала позволяли участникам передать свою идею в условной, абстрактной форме. Именно это и требовалось членам жюри для того, чтобы оценить природные способности участников к композиции и присущее им чувство гармонии.

Рост численности абитуриентов в архитектурных школах в 80-90 гг. ХХ в. повысил уровень требований к их начальной подготовке по рисунку, черчению, композиции, способствовал распространению различных форм и программ довузовской подготовки. Внутривузовские олимпиады проводились во многих архитектурных школах России. Их популярности способствовали рост интереса к получению архитектурных профессий [3]. Тематика конкурсных заданий внутривузовских олимпиад основывалась на программах начального этапа обучения в высшей школе и связывалась с методами обучения проектированию и объемно-пространственной композиции. Различия в подходах к постановке заданий и оценке работ объяснялись различиями в методах обучения в региональных школах архитектуры (рис. 1).

г. Екатеринбург г. Новосибирск г. Уфа

г. Томск г. Москва г. Саратов

Рис. 1. Работы победителей региональных конкурсов «Мой родной город» демонстрируют различия в оценке работ участников: реалистичные изображения знаковых памятников городской архитектуры (нижний ряд) и символические плоскостные изображения городов (верхний ряд)

Анализ результатов конкурсов показал, что их победителями чаще всего становятся учащиеся довузовских отделений архитектурных школ, ученики специализированных архитектурных классов средних школ, студий. Такие участники своими работами «оправдывают ожидания» членов жюри, и их обучение в вузе облегчается достигнутым до вуза взаимопониманием.

Следствием популярности архитектурной специальности явилось распространение организаций довузовского образования и появление конкуренции. Поиск новых способов привлечения школьников к получению дополнительного образования и новых приемов работы с молодежью производился с помощью изучения опыта работы коммерческих структур. Творческие конкурсы для молодежи рассматривались как часть образовательного процесса и как часть рекламно-информационной компании, направленной на привлечение в вуз талантливой молодежи. Конкурсы также служили способом формирования общественного мнения, привлекая внимание общества к профессионально важным вопросам и социально значимым темам.

Идея проведения поисковых творческих конкурсов для молодежи основывалась на интересах самих подростков, а именно на их желании оценить свои способности, попробовать свои силы в архитектурной деятельности, высказать свое мнение о современной миссии архитектора. С архитектурной позиции академического сообщества подростки не столько создавали архитектурные произведения, сколько демонстрировали свою социальную активность и именно этим представляли интерес. Темы конкурсов «Мой родной город», «Патриотическая олимпиада», «Московская мозаика» фокусировали внимание на социальных аспектах архитектурной деятельности, возлагали ответственность за будущее пространственной среды городов на участников.

Традиционные конкурсы и внутривузовские олимпиады по композиции, привлекая к участию одаренных школьников, как правило, не учитывали их интерес к получению различных профессиональных специальностей: дизайну архитектурной среды, архитектурному конструированию, реставрации памятников культуры, градостроительству, ландшафтному проектированию и так далее. В период становления новой специальности «Дизайн архитектурной среды» поисковые конкурсы привлекали внимание подростков к творчеству архитекторов-дизайнеров. Конкурсы «Вилка, ложка, поварешка», «Конкурс ваз», «Хрустальные шахматы» и проводились по инициативе архитекторов-дизайнеров совместно с руководителями довузовских отделений МАРХИ и представителями торговых и производственных организаций, чья деятельность связана с производством и продажей деталей оформления интерьеров. Благодаря присутствию реальных «заказчиков» участники конкурсов получали возможность ощутить себя в роли архитектора-дизайнера. Интересы «заказчика» заключались в изучении эстетических и функциональных предпочтений современных подростков, особенно тех, кто планирует стать потребителями их продукции. Преподаватели архитектурного вуза были заинтересованы в сотрудничестве с торговыми и производственными организациями, в совместной работе по изучению актуальных направлений в современном дизайне и организации совместной оценки конкурсных работ. Разнообразие направлений дизайнерской деятельности способствовало появлению множества новых тем поисковых конкурсов (рис. 2).

Рис. 2. Поисковые конкурсы по направлению «Дизайн архитектурной среды» определили тематику заданий и создали условия для сотрудничества с общественными, торговыми и производственными организациями (работы победителей конкурсов «Хрустальные шахматы» и «Космические города»)

Тематика поисковых конкурсов привлекла к появлению новых социальных связей между организациями профессионального и общего образования, способствовала установлению контактов вуза с общественными организациями. Основой сотрудничества послужила общность задач, решаемых различными структурами.

В процессе проведения поисковых конкурсов появились новые социальные связи, обусловленные общими интересами, соответствием задач профессионального образования и организаций-партнеров. Задача архитектурного образования, состоящая в повышении уровня подготовки будущих студентов, отвечала задачам общеобразовательных учебных заведений и общественных организаций в воспитании и образовании школьников, повышении уровня культуры молодежи. Задача профессиональной ориентации подростков, повышения уровня мотивации их при поступлении в архитектурный вуз соответствовала заинтересованности торговых и промышленных организаций в проведении маркетинговых исследований (рис. 3).

Актуальная тематика поискового конкурса определялась с помощью экспертов - преподавателей кафедр вуза, архитекторов-проектировщиков, представителей производственных, торговых организаций и профессиональной прессы.

Анализ десятилетней практики проведения поисковых конкурсов в МАРХИ показал, что с их помощью могут быть решены следующие задачи:

- популяризация передового опыта профессионального архитектурного образования и привлечение будущих абитуриентов к поступлению в архитектурный вуз;

- развитие творческого потенциала одаренных подростков, проведение их профессиональной ориентации;

- организация новых направлений довузовской архитектурной подготовки;

- развитие социальных связей между архитектурной профессией и различными социальными группами;

- проведение маркетинговых исследований, направленных на определение эстетических, инженерно-технических и функциональных предпочтений современных подростков - будущих участников архитектурной деятельности.

Тематика конкурсов Актуальные задачи профессионального образования «Побочный эффект» -решение задач организаций-партнеров

2006 - «Мой родной город»

2007 - «Патриотическая олимпиада»

2008 - «Вилка, ложка, поварешка»

2009 - «Потолочный светильник» «Хрустальные шахматы»

2009 - «Московская мозаика»

2010 - «Школа будущего»

2010 - «Архитектурный костюм»

2011 - «Город будущего»

2012 - «Школьный маяк»

Рис. 3. Общность задач профессионального архитектурного образования и организаций-партнеров - основа сотрудничества при проведении поисковых конкурсов

При организации поисковых конкурсов использовались различные формы распространения информации как с помощью традиционных средств информации, так и через сеть Интернет. Для привлечения новых групп молодежи создавались специальные сайты, которые позволяли сформировать информационно-образовательный социум. Интерактивное взаимодействие между организаторами конкурса и будущими участниками позволяло проводить постоянное обновление информации, создало условия для превращения информационной компании в непрерывный процесс.

Тематика заданий традиционных конкурсов и внутривузовских олимпиад, проводимых архитектурными вузами, находилась в рамках программ довузовского и начального профессионального образования. Ставя задачи повышения уровня качества конкурсных работ, привлечения новых групп участников, организаторы поисковых конкурсов использовали инновационные образовательные технологии. Принципы Открытого образования, позволяющие создать равные условия для получения знаний для всех, кто хотел бы их получить, были использованы для публикаций материалов по подготовке к конкурсу в От-

Обмен международным опытом

Совершенствование методов преподавания в региональных архитектурных школах

Развитие национальных и региональных традиций в архитектуре

Поиск новых путей формообразования

Поддержка и развитие новой специализации «Дизайн архитектурной среды»

Поддержка и развитие традиций конструирования в материалах, возрождение ремесленных мастерских

Открытие выставочных залов в аудитории ДУОМО (г. Флоренция)

Проведение международных выставок

Пропаганда образования и культуры, сохранение конкурса среди абитуриентов

Популяризация профессиональной прессы, производственных и торговых компаний

Увеличение численности учащихся на подготовительных курсах МАРХИ

крытых образовательных курсах (ООК)[4]. Разнообразие курсов на сайте ООК учитывало различные природные способности подростков и различия в мотивах у потенциальных участников конкурсов (рис. 4).

Традиционные группы участников Организаторы традиционных конкурсов

новые группы участников поисковые конкурсы

Рис. 4. Увеличение численности участников поисковых конкурсов за счет привлечения различных социальных групп молодежи

Для методической помощи будущим участникам и пояснений требований к работам в Интернет были размещены примеры работ мастеров архитектуры и искусства - цифровой методический фонд. Доступность и полнота знаний, представленная потенциальным участникам для подготовки к конкурсам, возможность использования их в удобное время и в требуемом объеме создали условия для организации образовательного процесса.

Организация поисковых конкурсов для молодежи в области архитектуры состоит в становлении взаимосвязанных научно-аналитического, информационного и образовательного процессов, каждый из которых обеспечивает их эффективность:

- в ходе научно-аналитического процесса на основе методов научного исследования производится обоснование концепции конкурса (выбор темы, определение цели и задач, планирование результатов); разрабатываются рекомендации для организации информационного и образовательного процессов;

- в ходе информационного процесса производится увеличение числа потенциальных участников конкурса, формируется виртуальный социум, объединенный идеями конкурса, в который входят организаторы конкурса (представители вуза и организаций-партнеров) и будущие участники;

- в ходе образовательного процесса выполняется задача повышения уровня готовности потенциальных участников к выполнению конкурсных за-

даний, развитие их творческих способностей и художественных навыков, знакомство с работами мастеров архитектуры и искусства.

Качество организации поискового конкурса определяется комплексным взаимодействием всех процессов и эффективностью каждого из них (рис. 5).

МЕТОДИКА ОПЁНКИ Э*ФЕКТИВН0СТИ и КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЙ ТВОРЧЕСКИХ конкурсов для молодежи в области архитектуры и искусства. ивучно-эивпитичмнийпроовм _______________ А образом!апьный процесс

Научное обоснование тематики конкурса, методик проведения информационного и образовательного процессов

1

информационный

Формирование и поддержка нового информационного социума

I

образовательны!

Организация и проведение дополнительного образования будущих участников конкурса

Корректировка учебных программ дополнительного и профессионального образования

ацнониый процесс

_

Организация виртуальной и традиционной выставок, публикация отчета о результатах конкурса

іалитический процесс

Анализ результатов конкурса на предмет соответствия их заявленным целям и задачам

Рис. 5. Методика оценки эффективности и качества организации поисковых конкурсов для молодежи в области архитектуры

Разработанный метод оценки эффективности и качества организации и проведения творческих конкурсов для молодежи в области архитектуры и искусства может быть использован для развития новых направлений в архитектурном образовании.

Библиографический список

1. Архитектурная олимпиада - первый этап профессиональной деятельности / И.И. Анисимова, С.М. Куповский, В.П. Чуклова // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, 28-30 апреля 2008 года. Тезисы докладов. - М. : Архитектура-С, 2008. - С. 225-226.

2. Радзюкевич, А.В. Довузовская подготовка абитуриентов - будущих проектировщиков [Электронный ресурс] / А.В. Радзюкевич // Интернет-конференция, МАРХИ, 2008 г. -Условия доступа : http://www.marhi.ru/olimpiada/

3. Топчий, И.В. Поиск преемников в профессии / И.В. Топчий // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, 28-30 апреля 2008 года. Тезисы докладов. - М. : Архитектура-С, 2008. - С. 245-246.

4. Адрес доступа к Открытым образовательным курсам по архитектуре www.open-marhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.