В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
УДК 741.742.5
DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-105-108
ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ РИСУНКА ААИ ЮФУ)
© 2016 г. Т.П. Неклюдова
Неклюдова Татьяна Петровна -
кандидат искусствоведения, доцент,
заведующая кафедрой рисунка,
Академия архитектуры и искусств
Южного федерального университета,
пр. Буденновский, 39, г. Ростов-на-Дону, 344082.
E-mail: [email protected]
Neklyudova Tatyana Petrovna -
Candidate of Arts, Associate Professor,
Head of the Department of Architecture,
Academy of Architecture and Arts
of the Southern Federal University,
Budennovski Ave, 39, Rostov-on-Don, 344082, Russia.
E-mail: [email protected]
Исследуются основные методологические ориентации преподавания рисунка Ростовской академии архитектуры и искусств Южного федерального университета и подытоживается 25-летний опыт преподавания кафедры рисунка южнороссийской архитектурно-художественной высшей школы. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются учителя сегодня, раскрываются задачи высшей школы, осуществляющей подготовку студентов архитектурной и художественной направленности.
Ключевые слова: архитектура, педагогика, учебный процесс, архитектурно-художественной образование, изобразительная деятельность, рисунок.
The article considers the main methodological orientation of teaching drawing at Rostov Academy of Architecture and Art of Southern Federal University, and sums up 25 years of experience in teaching drawing at the Department of the architectural and South Russian artistic high school. The article deals with the problems teachers face today and discloses the problem of high school teaching students of architectural and artistic specialty.
Keywords: architecture, education, educational process, architectural and artistic education, representational activities, drawing.
Изобразительная деятельность является неотъемлемой частью профессии архитектора и дизайнера, главным средством творческого метода, поэтому для успешного выполнения любой проектной задачи, будущие специалисты должны иметь не только пространственно-графическое воображение, но и творческое мышление. Обучение дает им возможность овладеть графической грамотой, развить творческие способности, зрительную память, научиться мыслить, наблюдать и анализировать.
Рисунок выполняет две функции: учебно-познавательную, когда он служит средством изучения натуры, действительности, накопления профессиональных знаний и умений, и творческую, базирующуюся на основе уже полученных знаний и навыков, во имя создания нового и оригинального творческого замысла. Имея определенную направленность, обе функции органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности.
В течение полного курса обучения рисунку в Академии архитектуры и искусств Южного федерального
университета студентам предлагается выполнить целый ряд последовательных заданий - от академических, аналитических до творческих, развивающих у студентов общую художественную культуру, умение и понимание изображать различные формы, пространство и окружающую среду с натуры, по памяти и воображению. Для архитектора и дизайнера рисунок - начало начал, средство создания образа, выраженного в конечном итоге в проекте, а также универсальная форма подготовительной работы, непосредственно фиксирующей весь ход творческой мысли. Все предпроектные этапы начинаются с карандашного композиционного наброска. Рисунок является тем катализатором, который заставляет активизировать механизм творческого процесса [1, 2].
Однако сегодня, в эпоху «всеобщей компьютеризации», целый ряд обучающихся считает, что необязательно прилагать лишние усилия в рисунке, что существует инструмент, который может решить все изобразительные задачи. Такие студенты не осознают, что профессионализм формируется
именно при изучении натуры, исследовании законов формообразования и что приобретаемый рисовальный опыт позволяет рассуждать, делать выводы и создавать новое при помощи компьютера, куда осознанное вкладывается для дальнейшей реализации, интерпретации и прочих преобразований. Запас ярких художественных образов возникает только через рисунок с натуры. Главное в этом процессе формирования будущего специалиста -накопление зрительных впечатлений. Умение видеть не только геометрические формы и пропорции, но и положение объекта в пространстве, общие массы изображаемых форм, фактуру материала, цвет, светотень, связь с окружающей средой в сочетании со знаниями принципов и методики ведения конструктивно-структурного рисунка, навыками работы с различными графическими материалами создают благодатную почву для формирования профессиональных качеств будущего специалиста. В истории проектной практики через рисунок, эскиз разрабатывались и формировались многие идеи великих проектировщиков. Ничто лучше не развивает воображение и память, чем постоянное рисование с натуры, особенно набросков, в которых целое схватывается быстрее, чем части. Чем больше прогрессируют цифровые технологии, тем больше ценятся произведения, хранящие тепло человеческих рук и энергию его мысли.
Основу курса «Рисунок» большинства архитектурных вузов и факультетов России составляет академический и аналитический линейно-конструктивный рисунок с натуры, а также рисунок по представлению. В процессе освоения этой дисциплины решаются различные задачи, одна из которых - фундаментальная, где рисунок выступает как способ познания мира, средство развития визуального мышления, объемно-пространственного воображения, общей художественной культуры. Другая задача прикладная, направленная на выработку практических навыков фиксирования с помощью различных графических приемов и средств визуальных образов в процессе профессиональной деятельности.
Сегодня мир изменился, и традиционная академическая методика, где большее количество аудиторного времени отводится натурным штудиям, не позволяет развить таких качеств, как умение сочинять и свободно выражать свои мысли графическими средствами. Приоритет «академического» рисования уже не удовлетворяет запросов дизайнерских и проектных кафедр. Учебный рисунок должен быть прежде всего инструментом проектного мышления. Характер заданий, их последова-
тельность в рамках учебной программы, постановка задач должны основываться на базе композиционного анализа и знания основ формальной композиции. Кафедра рисунка Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета пытается корректировать эти проблемы, используя передовые педагогические технологии, способствующие быстрому, качественному усвоению нового материала и повышению художественного мастерства. Вид деятельности для всех технологий один - закрепление знаний во время изображения объема с натуры, по памяти, по воображению.
Внедряя новые методики, мы сталкиваемся с рядом проблем, одна из которых - неправильный подход к преподаванию основ изобразительной грамоты учебного рисунка на начальном и среднем этапе обучения. Становясь студентом, обучаясь в вузе, человек не видит в рисунке композиционного начала, воспринимает его формальную основу в отрыве от практической составляющей, а может не видеть и не понимать вообще [3].
Занимаясь в профильных классах школ и на подготовительных курсах, ученик воспринимает по отдельности основы формальной композиции и рисунок, без какой-то органической связи. В некоторой степени это связанно с низким уровнем довузовского образования, когда основной целью ставится «натаскивание» к вступительным экзаменам. Учащийся еще не приобрел практических навыков проведения линии, не научился видеть пропорции и анализировать натуру, не изучил основы перспективного построения, а ему с самого начала ставятся сложнейшие композиционные и натурные задачи.
Программа годовых подготовительных курсов настолько «сжата», что после нескольких упражнений абитуриенты переходят к рисованию головы. Разумеется, что такой «марш-бросок» научить рисовать не может. Это все равно, что учиться высшей математике, не овладев арифметикой. Довузовский центр работает в отрыве с базовыми кафедрами. Слабая художественная подготовка также сказывается в требованиях высокого уровня баллов ЕГЭ, когда абитуриент все свободное время уделяет общеобразовательным предметам, а художественные дисциплины отодвигаются на второй план. Это и понятно, ведь не набрав соответствующих баллов ЕГЭ, бесполезно учиться рисованию, документы в вуз все равно не примут.
Возвращаясь к сказанному, видим, что необходима серьезная корректировка обучающих программ начального и среднего этапа и соответствующий качественный педагогический уровень.
Только получив хорошую базовую основу владения рисунком, студенту легко учиться, решать творческие задачи и овладевать профессиональными знаниями. Главное в довузовском обучении -не подготовка к вступительным испытаниям, а развитие пространственного мышления, творческого воображения и практического навыка, где умение мыслить, видеть и изображать являются неразрывными звеньями одной цепи. Вначале необходимо научить видеть, владеть рукой и мыслить.
За последние годы вырос кадровый потенциал кафедры рисунка, преподаватели проявили способность к инновационной деятельности. Несмотря на отсутствие индивидуальных мастерских и выставочного пространства, кафедра ежегодно внедряет 6-7 проектов, среди которых наиболее важными являются совместные выставки преподавателей и студентов. Если еще 10 лет назад преподавателей пугало слово «мастер-класс», и проведение совместных выставок преподавателей и студентов считалось невозможным, то теперь такая практика стала неотъемлемой частью учебного процесса.
Важно подчеркнуть, что цель образовательной программы - не только профессиональная подготовка современных художников и архитекторов, но и создание профессиональной художественной среды, способной самостоятельно воспроизводиться и осуществлять художественные проекты. Усовершенствуется система просмотров учебных работ, они проводятся не только в конце семестра, но и в течение учебного процесса с включением обсуждения самих студентов. В такой практике прививаются навыки критического анализа, стимулируется выработка собственной позиции в отношении того или иного культурного феномена, его самостоятельная интерпретация.
На базе кафедры создана творческая мастерская «OpenEyes», в ее состав входят как студенты первых - пятых курсов, так и те, кто недавно окончил вуз. «OpenEyes» реализует свои проекты в различных выставочных залах и креативных пространствах Ростова-на-Дону. Наиболее значительными были «Покрова земли», «Живое», «История одного натюрморта», «Камень, ножницы, бумага». По инициативе кафедры создан проект межвузовской межрегиональной выставки-конкурса «Учебный рисунок», который проводится с 2008 г. По его результатам ежегодно издается каталог. На первых порах в проекте участвовало несколько вузов Ростовской области, а сегодня с нами сотрудничают не только вузы России, но и присылают свои работы студенты из Монреаля. Ориентация студента на выставочную деятельность, начиная с промежуточного
просмотра, заставляет его серьезно относиться к текущей учебной работе, в которой важно все - от композиции, грамотного решения поставленной задачи до демонстрации графического мастерства.
Главное в методике обучения рисунку заключается в том, что студенты ориентируются на активный познавательный и исследовательский характер работы, на овладение общекультурными профессиональными компетенциями, являющимися базой, фундаментом будущей созидательной деятельности. Каждый студент пытается выработать свой графический почерк в рисунке, открыть от задания к заданию возможности для его совершенствования с целью овладения профессиональной фиксацией идей и образов, возникающих в процессе архитектурного проектирования.
За последние годы на кафедре рисунка был обновлен и зафиксирован в электронном виде методический фонд, созданы авторские методики, экспериментальные группы, откорректированы существующие учебные программы с включением заданий рисования по представлению и творческих работ. Архитектурно-композиционная тематика направляет студента на освоение экономных, но выразительных приемов рисования по представлению, столь востребованных при выполнении клау-зур на проектных кафедрах. В каждом семестре выделяется несколько часов для занятий на пленэре, что, во-первых, подготавливает студентов к пленэрной практике, а также способствует методическому освоению рисования архитектуры. В новых откорректированных программах уделяется немалое внимание предварительным эскизам. На этапе эскизирования идет работа над отдельными деталями архитектурного сооружения, его пропорциями, выбором наиболее удачной точки зрения и линии горизонта, которые решают многие композиционные вопросы. Эскиз определяет масштабность сооружения, помогает найти правильные пропорции целого и деталей, а также элементов окружающей среды. Чем тщательнее выполнен эскиз, тем точнее и качественнее выполняется впоследствии окончательный вариант рисунка. Для студентов ежегодно проводятся мастер-классы по широкоугольной перспективе, наброскам обнаженной натуры, графическим техникам.
Наши главные цели - формирование творческого нешаблонного мышления, выбор индивидуальной траектории, развитие умения самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, и в соответствии с ним мы пытаемся построить программу обучения таким образом, чтобы студент мог автономно решать те или иные учебные задачи.
Госстандартом и учебным планом заложено так мало времени на освоение дисциплины, что научиться графической грамоте в столь короткий срок практически невозможно. Да, вероятно, и не нужно, поскольку для выполнения проектов есть набор технических средств. На сегодняшний день мы располагаем большими возможностями средств визуальной коммуникации, чтобы не только использовать их в проектной деятельности, но и применять в самостоятельной работе по рисунку. Ей мы также отводим важную роль. Ее отличие от аудиторной - свобода выбора мотива, индивидуальность графического языка. Самостоятельная работа студентов оценивается коллегиально, одновременно с аудиторными заданиями. Она контролируется также в виде портфолио, эскизов и набросков, выполненных по заданным темам. Это способствует плавному переходу к новым стандартам по сокращению учебного времени и переноса объема тяжести познавательного процесса на самостоятельную работу студентов.
Пополнение арсенала педагогических приемов очень важно для становления молодых преподавателей. Нетрудно указать надежный источник. Это посещение занятий по другим дисциплинам. В этом случае задача учебного отдела - организация такого обмена. Здесь важно заметить, что этот обмен тем эффективнее, чем дальше отстоят друг от друга
преподаваемые дисциплины. Расширяется техническая информационная база, что также содействует повышению уровня подготовки студентов. Однако в настоящий момент низкие материальные возможности вуза затрудняют прохождение специализированных курсов повышения квалификации преподавателей, и это также замедляет развитие и продвижение новых художественных технологий в учебную практику.
Литература
1. Рисунок : учеб. пособие / под ред. Т.П. Неклюдовой. Ростов н/Д., 2007.
2. Максимов О.Г. Рисунок в профессии архитектора. М., 1999.
3. Архитектурный рисунок: современные технологии обучения /ред.-сост. А.О. Иванов. Новосибирск, 2014.
References
1. Risunok [Drawing]. Text book. Ed. T.P. Neklyudova. Rostov-on-Don, 2007.
2. Maksimov O.G. Risunok v professii arkhitektora [Drawing in the Profession of an Architect]. Moscow, 1999.
3. Arkhitekturnyi risunok: sovremennye tekhnologii obucheniya [Architectural Pattern: Modern Technologies of Training]. Ed. collected by A.O. Ivanov. Novosibirsk, 2014.
Поступила в редакцию 10 ноября 2015 г.