Научная статья на тему 'Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора'

Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / КОМПОЗИЦИЯ / ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ВУЗЫ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ARCHITECTURAL PROPAEDEUTICS / COMPOSITION / PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL DESIGN / ARCHITECTURAL UNIVERSITIES / CREATIVE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольстет Ольга Анатольевна

В статьe представлена авторская разработка модели поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора на пропедевтическом уровне начиная с довузовского этапа (с привлечением средств дистанционной подготовки) и его преемственности на первых курсах архитектурных специальностей в вузе на примере Ростовской архитектурной школы. Рассмотрены исследования Нечаева Н.Н. и Сулименко С.Д. на архитектурном отделении Дальневосточного политехнического института, которые выявили нелинейный характер формирования пространственного мышления и необходимость в разработке системного подхода на пропедевтическом этапе обучения. Эти исследования легли в основу новой концептуальной модели. Составлен перечень входных компетенций предъявляемых к абитуриентам поступающим в архитектурные вузы для обеспечения качества пропедевтической подготовки на вузовском этапе. Выявлена методическая особенность Ростовской архитектурной школы, которая заключается в синтезе одновременно как задач в области объемно-пространственной композиции, так и проектных задач, а так же комбинировании приемов макетирования и ручной архитектурной графики с компьютерной графикой (SketchUp, CorelDraw, Photoshop, AutoCad). Приведены схемы нескольких отдельных этапов реализации формирования индивидуального творческого метода архитектора, а так же общая схема всей представленной концептуальной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF STAGED FORMATION OF AN INDIVIDUAL CREATIVE METHOD OF AN ARCHITECT

The article considers the development of a model of gradual formation of individual creative method of an architect in the propaedeutic level since pre-university stage (with the involvement of distance training) and its continuity of the first courses of architectural disciplines in high school in terms of the Rostov school of architecture. There have been examined some studies by Nechaev N.N. and Sulimenko S.D. at the architectural department of the Far Eastern Technical University, that have revealed a non-linear nature of the formation of spatial thinking and the need to develop a systematic approach in the propaedeutic phase of training. These studies formed the basis of a new conceptual model. A list of the input competence requirements for applicants entering architectural universities to ensure the quality of training at university propaedeutic phase is done. Methodological feature of the Rostov school of architecture, which is both a synthesis of problems in the field of three-dimensional composition and design problems is revealed, as well as a combination of methods of modeling and manual architectural drawing with computer graphics (SketchUp, CorelDraw, Photoshop, AutoCad). The schemes of a number of separate stages of the formation of individual creative method of the architect, as well as the general scheme of the whole conceptual model is given

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора»

УДК 72.07

18.00.00 Архитектура

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОЭТАПН ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АРХИТЕКТОРА

UDC 72.07 Architecture

CONCEPTUAL MODEL OF STAGED FORMATION OF AN INDIVIDUAL CREATIVE METHOD OF AN ARCHITECT

Кольстет Ольга Анатольевна соискатель, старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства Ростовский государственный строительный университет,

Институт градостроительства и архитектуры, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

Kolstet Olga Anatolyevna

applicant, senior lecturer of the Architecture and

Chair of Planning

Rostov State University of Civil Engineering, Institute of Urban Planning and Architecture, Rostov-on-don, Russia, e-mail: [email protected]

В статье представлена авторская разработка модели поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора на пропедевтическом уровне начиная с довузовского этапа (с привлечением средств дистанционной подготовки) и его преемственности на первых курсах архитектурных специальностей в вузе на примере Ростовской архитектурной школы. Рассмотрены исследования Нечаева Н.Н. и Сулименко С.Д. на архитектурном отделении Дальневосточного политехнического института, которые выявили нелинейный характер формирования пространственного мышления и необходимость в разработке системного подхода на пропедевтическом этапе обучения. Эти исследования легли в основу новой концептуальной модели. Составлен перечень входных компетенций предъявляемых к абитуриентам поступающим в архитектурные вузы для обеспечения качества пропедевтической подготовки на вузовском этапе. Выявлена методическая особенность Ростовской архитектурной школы, которая заключается в синтезе одновременно как задач в области объемно-пространственной композиции, так и проектных задач, а так же комбинировании приемов макетирования и ручной архитектурной графики с компьютерной графикой (SketchUp, CorelDraw, Photoshop, AutoCad). Приведены схемы нескольких отдельных этапов реализации формирования индивидуального творческого метода архитектора, а так же общая схема всей представленной концептуальной модели

The article considers the development of a model of gradual formation of individual creative method of an architect in the propaedeutic level since pre-university stage (with the involvement of distance training) and its continuity of the first courses of architectural disciplines in high school in terms of the Rostov school of architecture. There have been examined some studies by Nechaev N.N. and Sulimenko S.D. at the architectural department of the Far Eastern Technical University, that have revealed a non-linear nature of the formation of spatial thinking and the need to develop a systematic approach in the propaedeutic phase of training. These studies formed the basis of a new conceptual model. A list of the input competence requirements for applicants entering architectural universities to ensure the quality of training at university propaedeutic phase is done. Methodological feature of the Rostov school of architecture, which is both a synthesis of problems in the field of three-dimensional composition and design problems is revealed, as well as a combination of methods of modeling and manual architectural drawing with computer graphics (SketchUp, CorelDraw, Photoshop, AutoCad). The schemes of a number of separate stages of the formation of individual creative method of the architect, as well as the general scheme of the whole conceptual model is given

Ключевые слова: АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА, КОМПОЗИЦИЯ, ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ВУЗЫ, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Keywords: ARCHITECTURAL PROPAEDEUTICS, COMPOSITION, PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL DESIGN, ARCHITECTURAL UNIVERSITIES, CREATIVE METHOD

Актуальность исследования состоит в необходимости создания методики поэтапного, непрерывного процесса обучения будущих

специалистов в области архитектуры, с внедрением дистанционной подготовки по творческим дисциплинам к поступлению в вуз и последующим обучением на пропедевтическом этапе вуза, с активным использованием компьютерных технологий, для развития креативных способностей, профессиональных компетенций и выхода всех студентов на достаточно высокий профессиональный уровень, с формированием индивидуального творческого метода архитектора.

В основу разработанной концептуальной модели поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора положены исследования психолога Нечаева Н.Н. и архитектора Сулименко С.Д. на архитектурном отделении Дальневосточного политехнического института. Эти исследования выявили нелинейный характер формирования пространственного мышления, двойственную (предметно-знаковую) природу моделирования и необходимость в категорийном, системном подходе в пропедевтических упражнениях, направленных на формирование общепрофессионального, но в то же время собственного творческого метода [4].

Существуют различные виды научных моделей исследования. Так, например, О.Л. Карпова выделяет одиннадцать разновидностей моделей, в том числе и концептуальную модель, которая определяется как модель, «основанная на информационной базе данных и программе действий» [7].

В рамках данного исследования наиболее оптимальной для реализации поставленных задач является концептуальная модель.

Концептуальная модель - это теоретико-методологическое обоснование педагогической деятельности преподавателя по созданию условий, способствующих формированию социальной компетентности обучающихся; совокупность представлений о целях, содержании, организации, способах, средствах и результатах этой деятельности [1].

Главной целью разработанной модели является непрерывное поэтапное формирования индивидуального творческого мышления архитектора начиная с довузовской подготовки и на первых двух курсах вуза.

Модель проходит следующие этапы реализации:

I этап. Формирование художественного видения (умение видеть форму и образ).

Первый этап - довузовский. Базируется на уровне детских садов, детских художественных школ, школ искусств, общеобразовательных школ. На данном этапе происходит формирование видения, развитие наблюдательности, фотографической памяти, анализа формы, становление глазомера и дальнейшего воспроизведения конкретных образов с натуры (натюрморты, пленэрные зарисовки, рисунок с изображений, гипсовые постановки и т.д.). У учащихся задействован понятийный аппарат образов. После прохождения первого этапа большая часть обучающихся, как правило, отсеивается, выбрав себе другие направления для дальнейшего обучения. К этой категории относятся дети в возрасте от 3 до 14 лет, которые пока еще окончательно не определились с выбором дальнейшей профессии и пробуют себя в различных сферах деятельности, в том числе и в художественном творчестве (рисунок 1).

II этап. Формирование основ ассоциативно-образного и пространственного мышления.

Начало становления ассоциативно-образного мышления на этапе довузовской подготовки идет параллельно по трем составляющим, каждая из которых включает в себя один из профильных предметов: рисунок, черчение и композиция (рисунок 2).

Обучение на этом этапе происходит на подготовительных курсах, организованных вузом (очных и дистанционных с применением интернет-технологий) и в профильных архитектурных классах базовых

общеобразовательных школ. Контингент обучающихся составляют школьники старших классов, которые уже сделали выбор в пользу архитектурной специальности, как будущей сферы своей деятельности.

Первая составляющая: «Становление восприятия -формирование навыка графического воспроизведения сложной объемной формы с передачей перспективы».

На занятиях по рисунку от учащихся требуется воспроизвести по заданной теме существующие черты натурного объекта с помощью «модели - подобия». Требуется выполнить построение гипсовой головы с натуры в различных ракурсах с дальнейшей проработкой по тону. Основными задачами являются умение видеть и выделять значимые понятия (объем, пространство, пропорции и т.д.), а так же владеть спецификой техники рисунка головы с натуры с помощью объемно-пространственного построения и академической графической подачи, используя пространственные характеристики объекта.

Далее для развития пространственного мышления от учащихся требуется идеализировать натурные пространственные отношения. Обучающихся необходимо научить видеть натурный объект как «композицию определенного вида» и даже образно уметь воспроизводить ее в виде «идеальной модели». С этой целью натурный объект (гипсовую голову) отворачивают от зрителей и просят воссоздать образ по памяти.

Вторая составляющая: «Становление представлений -формирование навыка трехмерного воспроизведения и мысленного вращения несложного геометрического объекта».

Главной целью является умение прослеживать пространственные отношения натурных объектов, то есть представлять объект с натуры в различных ракурсах, вращая его в пространстве. Учащимся выдается карточка с заданием, в котором требуется воссоздать вид архитектурной

детали сбоку и построить ее изометрическое изображение по двум существующим видам - главному и сверху.

Так же для того, чтобы развить начальное творческое представление о возможных изменениях заданных пространственных отношений (первые попытки формообразования объекта) ставится следующая задача: выполнить на видовых проекциях необходимые разрезы, а на изометрическом изображении сделать четверть выреза детали. Развитие профессионального моделирования понимается, как умение сформировать пространственные переходы («превращение» и «формообразование») объекта из одного состояния в другое. В данном случае необходимо проанализировать, что случится с формой, если из нее вычесть некую часть, как в объеме, так и в проекциях.

Третья составляющая: «Индивидуализация представлений -формирование навыка создания и воспроизведения в графике новой сложной формы».

Отличительной чертой данной составляющей является полное отсутствие конкретного натурного объекта. Целью составляющей является создание абсолютно новой объемно-пространственной композиции из заданных геометрических тел на поставленную тему. Особый интерес представляют индивидуальные творческие решения абитуриента.

Главными задачами составляющей являются:

• умение создавать ассоциативные образы на базе новых несложных геометрических плоскостных фигур;

•умение выполнять переход от плоскостного изображения к объемному;

•умение создавать ассоциативные образы на базе новых несложных геометрических объектов с заданной образной характеристикой, представлять их в разных ракурсах с использованием врезок и передачей светотени без наличия натурного объекта.

Для выполнения поставленных задач темы по композиции делятся на две подгруппы: конкретные - на архитектурные образы (мегаполис, небоскреб, завод, детская площадка и т.д.) и абстрактные - на различные состояния (ускорение, преодоление силы тяготения, доминирование, противостояние и т.д.), что позволяет развивать как ассоциативно-образное, так и начальное абстрактное мышление.

На занятиях по композиции происходит одна из самых сложных, с точки зрения психологии, форм управления учебным процессом. Исполнения заданий абитуриентами являются почти самостоятельными. От преподавателя требуется организационно-мотивационная коррекция работы. Индивидуализация представлений является наиболее важной из всех трех стадий довузовской подготовки. Именно в этот момент начинаются первые попытки формирования индивидуального стиля, который являются базисом для всего последующего вузовского обучения в процессе овладения творческой деятельностью.

Для поступления на архитектурные специальности необходимо сдавать три профильных предмета - рисунок, черчение и композиция. Соответственно и подготовка к ним на довузовском этапе должна идти одновременно с параллельным освоением всех трех составляющих. Этот фактор является несомненным плюсом в процессе обучения будущих студентов, так как у них появляется возможность в краткой форме ознакомится и пройти все стадии одновременно для дальнейшего наиболее полного погружения в процесс формирования индивидуального творческого стиля в период обучения в вузе.

Описанные выше этапы являются категоризацией первичных профессиональных дефиниций (базовых понятий) в период довузовской подготовки. Для обеспечения качества пропедевтической подготовки архитекторов на вузовском этапе все абитуриенты должны владеть определенными входными компетенциями, которые отражают

сформированность архетипических элементов пространственного мышления:

•владеть основами пространственного мышления и воображения, предметно-конструктивной изобретательностью (композиция);

•оперировать пространственными образами при создании формальной абстрактной композиции;

•анализировать архитектурную пространственную форму и уметь выделять главные и второстепенные объемные элементы, организующие ее;

• принимать нестандартные композиционные решения в процессе выполнения заданий и упражнений;

• иметь зрительную чувствительность при отображении пространственных свойств существующей предметной формы средствами рисунка;

• уметь видеть, анализировать несложную архитектурную форму (черчение), изображать ее проекции и выполнять необходимые разрезы;

• владеть основами визуальной культуры, проявлять творческую инициативу, иметь способности к неординарному мышлению;

III этап. Формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления.

Третий этап проходит на первом курсе в первом семестре обучения в вузе, и включает в себя два уровня:

1 уровень - формирование навыков композиционного моделирования;

2 уровень - формирование навыков ассоциативно-образного формотворчества.

Реализация этапа происходит в процессе выполнения следующих работ: «Композиция, форма, пространство» и «Ассоциативно-образное моделирование на основе природной формы». Акцент в работах сделан на

процесс абстрактного моделирования и формирование пространственных представлений [6].

IV Этап. Формирование архитектурно-проектного пространственного видения.

Заключительный этап всей модели охватывает второй семестр первого курса (1 и 2 уровень) и первый семестр второго (3 и 4 уровень);

1 уровень - формирование навыков моделирования закрытого пространства;

2 уровень - формирование навыков моделирования открытого пространства;

3 уровень - формирование основ параметрического проектирования;

4 уровень - формирование первичных навыков архитектурного проектирования.

Апробация этапа ведется в процессе исполнения следующих работ; «Освоение внутреннего пространства», «Формирование открытого коммуникативного пространства», «Формообразование вертикальной доминанты в пространстве», «Индивидуальный жилой дом» [6].

Четвертый этап является связующим звеном между пропедевтическим циклом и дальнейшим обучением студентов по программе старших курсов на занятиях по архитектурному проектированию.

Для того, что бы формирование индивидуального творческого метода архитектора происходило поэтапно и системно, в описанной модели необходимо соблюдение следующих условий:

• доступность в получение информации, на довузовском этапе (внедрение дистанционной подготовки);

•непрерывность и преемственность обучения начиная со второго этапа (довузовская подготовка - очные и дистанционные курсы) и до окончания четвертого этапа в вузе;

• параллельность пропедевтического курса с необходимыми компьютерными дисциплинами на всех этапах и уровнях обучения в вузе;

•обеспеченность пропедевтического учебного курса компетентным педагогическим составом (архитекторами-методистами), который владеет как теоретическими знаниями объемно-пространственной композиции, так и практическими навыками (проектная практика и знания компьютерной графики);

•творческая ориентированность учебного процесса (создание творческой атмосферы на демократической основе, где педагог-архитектор выступает интегратором всех художественных и технических дисциплин).

Необходимыми средствами для реализации модели являются:

• на довузовском этапе - ряд систематизированных заданий и упражнений по композиции, черчение и рисунку (на очных подкурсах), а так же разделение этих заданий, с более глубоким погружением в предмет, в зависимости от уровня подготовки абитуриентов по трем категориям знаний - низкий, средний и высокий (на дистанционных подкурсах);

• на вузовском этапе - шесть курсовых работ, включающих в себя клаузуры, задания по трехмерному моделированию, архитектурной графике и макетированию.

•методики, тесты, анкеты, опросники, учебные пособия, средства массовой информации и коммуникации, специальная литература.

По итогу внедрения модели в учебный процесс на довузовском этапе с использованием средств дистанционной подготовки и на вузовском этапе ожидаемым результатом данного исследования является:

• преемственность метода с уровня довузовской подготовки на уровень пропедевтического этапа начальной вузовской подготовки и с дальнейшим использованием метода на старших курсах;

• выравнивание уровня абитуриентов, обучающихся как на очных подготовительных курсах, так и на дистанционных;

•выравнивание уровня профессиональной подготовки всех обучаемых студентов;

•формирование у студентов индивидуального творческого метода архитектора;

•способность применить индивидуальный творческий метод архитектора в любых конкретных проектных заданиях как на старших курсах обучения в вузе, так и в последующей профессиональной деятельности.

Конечным результатом по формированию модели индивидуального творческого метода архитектора является ее апробация в учебном процессе на довузовском этапе и начальном вузовском.

Более подробное содержание модели поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора представлено на рисунке 3.

Если первых два этапы проходят в рамках довузовской подготовки, то последующие являются первой ступенью обучения студентов в вузе в курсе архитектурной пропедевтики.

Архитектурная пропедевтика - область педагогического знания, занимающаяся вопросами подготовки архитектурных кадров, базирующаяся на положениях общей и художественной педагогики [2]. Архитектурная пропедевтика понимается так же как: 1) объективированная методика профессионального обучения специалистов, вобравшая совокупный опыт практиков архитектурной педагогики. Способ организации процесса овладения архитектурной композицией в ходе творческой учебной проектировочной деятельности; 2) примеры и средства объемно-пространственной композиции (ОПК), закладываемые в качестве профессиональной базы и методики архитектурного

проектирования на начальном этапе обучения; 3) композиционно-художественные средства на уровне социокультурных представлений и оценок [3].

Архитектурная композиция является стержнем основной профилирующей дисциплины «Архитектурное проектирование», которая на младших курсах носит название «Основы архитектурного проектирования» и включает следующие разделы:

• архитектурная графика;

• композиционное моделирование (практика: макетирование и виртуальное моделирование);

•композиционное моделирование (теория: лекционный курс);

• начало архитектурного проектирования.

Целью дисциплины «архитектурная графика» является усвоение студентами навыков работы с фиксированной графикой, знакомство с ее способами, приемами и различными техниками, умение использования инструментов (рапидографы, линеры, маркеры и т. д.) и изучение средств композиции с применением архитектурной графики. Архитектурная графика способствует развитию у студентов общей культуры подачи своей работы на кафедральных просмотрах и используется в дальнейшей профессиональной деятельности.

Дисциплина «композиционное моделирование» состоит из практических и теоретических занятий. На практике происходит изучение средств, методов и видов композиции с помощью макетирования и компьютерного моделирования (виртуального) в программах SketchUp, CorelDRAW, Photoshop. Студенты развивают навыки работы по формообразованию в процессе создания бумажного макета параллельно с применением трехмерной компьютерной графики.

Целью теоретических занятий является обобщение практического опыта, обучение профессиональной терминологии. Занятия проводятся в

виде общекурсовых лекций и групповых бесед по вопросам архитектурной пропедевтики.

Дисциплина «начало архитектурного проектирования» является связующим звеном при переходе от пропедевтики к этапу реального проектирования с постановкой конкретных функциональных задач. Она включает в себя шесть курсовых заданий, описанных выше.

Учитывая, что технические основы архитектурно-строительного дела излагаются в других параллельных курсах, в курсе архитектурной пропедевтики основное внимание уделяется изучению композиционных средств архитектуры: объему и пространству, тектонической структуре, пропорциям, масштабу и сомасштабности, приемам гармонизации др. Важнейшей задачей этих работ является развитие у будущих архитекторов ассоциативно-образного мышления, объемно-пространственного воображения, которые являются необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.

При поступлении на первый курс архитектурных специальностей студенты владеют различным уровнем требуемых компетенций для дальнейшего обучения в вузе, в зависимости от уровня их подготовки на довузовском этапе. В группах первого курса одновременно обучаются бюджетные, коммерческие и целевые студенты с различными как теоретическими, так и практическими навыками. Для охвата большей аудитории потенциальных студентов, достижения наилучшего результата на вступительных испытаниях и равного уровня входных компетенций предъявляемых к абитуриентам, в предложенную модель введено дистанционное обучение на довузовском этапе [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Таким образом, благодаря этапу архитектурной пропедевтики происходит разрушение житейских стереотипов мышления абитуриентов и студентов с дальнейшим развитием у них креативных способностей для формирования индивидуального творческого метода архитектора.

Литература

1. Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов / Е. Н. Борисенко //Вестник КемГУ 2013 № 2 (54) Т. 2.

2. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика) / Д.Л. Мелодинский. - М.: «Эдиториал УРСС», 2000. - С. 312.

3. Мелодинский Д.Л. Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: автореф.дис. доктора искусствоведения: 18.00.01 / Д.Л. Мелодинский. - М, 2003. - С. 412.

4. Нечаев Н.Н., Сулименко С.Д. Методы архитектурного творчества: Учебное пособие / Н.Н. Нечаев, С. Д. Сулименко - Р.-н.-Д.: Редакционно-издательский отдел Ростовского инженерно-строительного института, 1988. - 105 C.

5. Новые подходы в системе подготовки к поступлению в архитектурные вузы / О. Т. Иевлева, О. А. Кольстет // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №88(04).

в. Роль архитектурной пропедевтики в становлении профессиональных навыков архитектора / О.А. Кольстет // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №10в(02).

7. Содержание прогностической модели развития самообразовательной деятельности студентов вуза / О. Л. Карпова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 8.

References

1. Konceptual'naja model' pedagogicheskogo soprovozhdenija formirovanija social'noj kompetentnosti studentov / E.N. Borisenko //Vestnik KemGU 2013 № 2 (54) T. 2.

2. Melodinskij D.L. Arhitekturnaja propedevtika. (Istorija, teorija, praktika) / D.L. Melodinskij. - M.: «Jeditorial URSS», 2000. - S. 312.

3. Melodinskij D.L. Koncepcii hudozhestvennogo formoobrazovanija v arhitekturnyh shkolah XX veka. Razvitie tvorcheskih idej VHUTEMASa i Bauhauza: avtoref.dis. doktora iskusstvovedenij a: 18.00.01 / D.L. Melodinskij. - M, 2003. - S. 412.

4. Nechaev N.N., Sulimenko S.D. Metody arhitekturnogo tvorchestva: Uchebnoe posobie / N.N. Nechaev, S.D. Sulimenko - R.-n.-D.: Redakcionno-izdatel'skij otdel Rostovskogo inzhenerno-stroitel'nogo instituta, 1988. - 105 C.

5. Novye podhody v sisteme podgotovki k postupleniju v arhitekturnye vuzy / O.T. Ievleva, O.A. Kol'stet // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU). - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №88(04).

в. Rol' arhitekturnoj propedevtiki v stanovlenii professional'nyh navykov arhitektora / O.A. Kol'stet // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU). - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №10в(02).

7. Soderzhanie prognosticheskoj modeli razvitija samoobrazovatel'noj dejatel'nosti studentov vuza / O. L. Karpova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2008. - № 8.

Рисунок 1. Этап I. Формирование художественного видения.

Рисунок 2. Этап II. Формирование основ ассоциативно-образного и пространственного решения.

чавдЩ

Рисунок 3. Концептуальная модель поэтапного формирования индивидуального творческого метода архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.