Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход к самоопределению учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке (концептуальные положения)'

Личностно ориентированный подход к самоопределению учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке (концептуальные положения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Г.И.

В статье рассматривается проблема становления и развития профессио¬нально-педагогических навыков у учащихся-спортсменов, обучающихся в специализированных спортивных и профильных классах физкультурно-спортивной направленности. Определяются педагогические принципы допрофессиональной подготовки. Реали¬зация данных принципов в практике педагогической работы про¬фильных классов позволила выстроить модель самоопределения учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке. Анализ процесса становления личности в подростковом и юношеском возрасте в парадигме современного личностно ориенти¬рованного образования позволил выбрать в качестве методологиче¬ской основы образовательного процесса системный, личностно ори¬ентированный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL-ORIENTED APPROACH TO SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-SPORTSMEN IN BEFORE PROFESSIONAL TRAINING (CONCEPTUAL THESIS)

The problem of formation and development of professional-pedagogical skills of students-sportsmen, studied in special sport and profile forms of physical and sport direction is considered in the article. Pedagogical principals of before professional training are determined here. Realization of these principals in practice of pedagogical work in profile forms allowed building model of students-sportsmen self-determination in before professional training. Analysis of personality formation process in teenager and youthful age in paradigm of modern personnel-oriented education allowed choosing system, personnel-oriented approach as methodological foundation of education.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход к самоопределению учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке (концептуальные положения)»

Скворцов Г.И.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ В ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

В статье рассматривается проблема становления и развития профессионально-педагогических навыков у учащихся-спортсменов, обучающихся в специализированных спортивных и профильных классах физКультурно-спортивной направленности. Определяются педагогические принципы допрофессио-нальной подготовки. Реализация данных принципов в практике педагогической работы профильных классов позволила выстроить модель самоопределения учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке. Анализ процесса становления личности в подростковом и юношеском возрасте в парадигме современного личностно ориентированного образования позволил выбрать в качестве методологической основы образовательного процесса системный, личностно ориентированный подходы.

Система организации физкультурно-спортив-ной работы с учащимися общеобразовательных школ и внешкольных учебно-воспитательных учреждений спортивного профиля в виде специализированных классов по видам спорта в нашей стране действует уже около сорока лет. Традиционная система формирования спортивных групп по интересам, занимающихся тем или иным видом спорта, достаточно изучена. В последнее время в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях начали создаваться специализированные физико-математические, экономические, юридические, лингво-гуманитарные, менеджерские, спортивные и др. классы, которые ориентируют старшеклассников на выбор профессии.

До недавнего времени проблемой допрофес-сиональной подготовки занимался целый ряд ученых (К.К. Платонов, А.Е. Голомшток, Л.Л. Кондратьева, H.A. Томин и др.), которые рассматривали разные формы и категории профориентацион-ной работы среди старшеклассников, такие как «профессия», «профессиональная подготовка», «профориентация», «профпросвещение», «про-финформация», «профпропаганда», «профконсуль-тация», «профдиагностика», «профотбор», «профпригодность», «профадаптация» и ряд др. Все эти понятия и виды допрофессиональной подготовки учащихся в зачаточном состоянии присутствуют при работе с учащимися спортивных классов. Профессия - вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определенной подготовки и соответствующих умений и навыков.

К.К. Платонов пишет, что «логика диалектическая» требует, чтобы действительно знать предмет, надо охватить и изучить все его стороны, все связи и «опосредования». Социальное прогнозирование немыслимо без проектирования новых профессий (7).

Возможности учебных заведений нового типа позволяют учителям определить новое содержание,

формы и методы допрофессиональной подготовки учащихся и самоопределения личности школьника, включить в свою педагогическую деятельность стратегию развития и становления юного спортсмена в условиях довузовской подготовки.

В проекте концепции модернизации школы обозначены новые ориентиры образовательной системы страны, которые направлены на обеспечение конкурентоспособной подготовки выпускников в современных условиях:

- предоставляются учащимся дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы;

- старшие классы средней школы и лицеев станут по преимуществу профильными и предоставят школьникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов;

- профильное, углубленное изучение ряда дисциплин, допрофессиональное обучение в средних и предпрофессиональное обучение в старших классах, позволяющее обеспечить достаточную подготовку учащихся к продолжению образования (3; 9).

Обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях перехода к профилированному образованию в старших и выпускных классах должно предусматривать: рост социального статуса учителя, ориентацию на личность учителя, его субъективное развитие и саморазвитие, его способности к общему и профессиональному самообразованию; необходимость взаимосвязи, координации различных этапов профессионального становления - от допро-фессиональной подготовки до переподготовки и повышения квалификации.

Таким образом, в теории педагогики обострились следующие противоречия:

- между потребностью общества в высоком профессионализме разных специалистов, необходимостью овладения педагогическими знаниями, умениями уже с подросткового возраста и нераз-

работанностью теории и практики допрофессио-нальной подготовки;

- между деградацией некоторой части современной молодежи и запросом государства на «идеальную» модель специалиста, способного решать глобальные проблемы общества;

- между «сформировавшейся за многие годы советской моделью профориентации школьников» и требованиями новой социально-экономической ситуации, в которой данная модель, ориентированная на «формирование достойной смены рабочему классу», оказалась чужеродным компонентом (6).

Допрофессиональная предвузовская подготовка учащихся или молодежи - это профессиональная ориентация на конкретную профессию, самооценка своих реальных способностей и возможностей в выборе профессии, стремление к получению профессионального образования и самореализации себя как личности через освоение и первоначальное знакомство с будущей работой.

В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, B.C. Собкин и др. утверждают, что одна из наиболее существенных задач в наше время состоит в пересмотре ценностей и целей образования, в замене крайне одностороннего, по сути технократического подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений культурно-гуманистическим содержанием этих процессов. Надо стремиться к формированию свободного, высокообразованного, нравственно чистого человека, хорошо ориентирующегося и действующего в условиях демократического общества, построенного на основе гуманных отношений. Такое содержание образования предполагает обращение с учащимися как подлинными субъектами, способными к самосовершенствованию себя при осуществлении определенной деятельности на основе формирования у подростков и молодежи рефлексии - универсального способа построения отношений и собственной деятельности (4).

Признание самоценности личности учащегося и приоритетности потребностей личности может быть выражено в помощи учащемуся для того, чтобы он мог на личностном уровне реализоваться не только как Человек Труда, но и как Человек Общества и как Человек Культуры (6, с. 21).

Феноменология психологических новобразо-ваний ранней юности (старшего школьного возраста) касается личностно-смыслового самоопределения учащихся относительно своих будущих перспектив, связанных с выбором профессии. В этой связи различные ракурсы рассмотрения особенностей старшего школьного возраста позволяет вы-

делить в качестве центрального момента вопрос о становлении ценностных ориентаций, наиболее значимыми из которых являются мотивационно-потребностные, целевые, допрофессиональные, характеризующие процесс социализации. Таким образом, проблематика изучения ценностных ориентаций старшеклассников тесно смыкается с проблемой формирования взглядов на будущую профессию, которые будут определяющими в развитии социальной зрелости личности, ее самоопределении и самореализации.

Современные тенденции образовательного процесса предусматривают обращение к личнос-тно ориентированному подходу, который в центр учебно-воспитательной системы ставит личность учащегося, развитие его природных сил и задатков, становление его самобытности, формирование установок на социальную, творческую и профессиональную самореализацию (5). Данный подход предполагает признание учащегося субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных отношений и взаимодействий (8). Личностно ориентированный подход к допрофессиональной подготовке предполагает приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальной траектории ценностных ори-ентаций выбора профессий.

Согласно ведущим идеям личностно ориентированного обучения нами были определены ведущие принципы самоопределения личности учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке. При этом под самоопределением мы понимаем - процесс и результат выбора спортсменом цели и средств самосовершенствования в конкретном виде спорта и личностных качеств. Одновременно это и этическое понятие, определяющее отношение спортсмена к избранной спортивной деятельности, которая позволяет ему быть физически подготовленной, высоконравственной и культурно образованной личностью.

Педагогические принципы допрофессио-нальной подготовки.

Принцип включения личности в значимую допрофессиональную деятельность определяет организация и изменение таких видов деятельности учащейся молодежи, в которых осуществляется ее саморазвитие и самоопределение в жизне-творчестве. Задачи педагога - в совместной с юными спортсменами разработке таких видов и форм значимой профессионально-спортивной деятельности, при которых каждый из спортсменов чув-

Личностно ориентированный подход к самоопределению учащихся спортсменов...

Скворцов Г.И.

ствует, что в ней он нужен людям как неповторимая личность.

Спортивно ориентированный принцип, который выражает следующие положения: допрофес-сиональная подготовка учащихся-спортсменов должна обеспечить прежде всего становление личности школьника, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности;

- допрофессиональная подготовка учащихся-спортсменов должна обеспечить целостное развитие личности школьника и готовность ее к дальнейшему образованию и жизнедеятельности за стенами школы;

- допрофессиональная подготовка юных спортсменов должна гарантировать каждому школьнику комфортность в ученическом коллективе спортивного класса, должна создать условия для мотивации успешности в спортивной деятельности, его постоянного продвижения вперед;

- допрофессиональная подготовка учащихся-спортсменов должна обеспечить личностную значимость для занятий спортом каждого школьника, создать для него личностный смысл в поступках и образе жизни, что позволит заложить механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты и самовоспитания, необходимые для становления самобытного - личностного индивидуума, диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией;

- допрофессиональная подготовка юных спортсменов должна сформировать человекообра-зующую функцию, суть которой состоит в сохранении и воспитании экологии человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности.

Принцип деятельностно ориентированный предполагает формирование и воспитание юного спортсмена как субъекта собственной жизнедеятельности, открывающий рефлекторный мир собственного «Я» и умеющий управлять им.

Принцип индивидуально-личностного подхода допрофессиональной подготовки. Определяет положение учащегося-спортсмена в качестве активного субъекта учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы физического и духовного развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами профессионально-спортивной деятельности на основе рефлексии. Всестороннее изучение личности учащегося-спортсмена выступает необходимым условием успешности допрофессионального образования, а ее саморазвитие, формирование

субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

Спортивно-деятельностный принцип обеспечивает допрофессиональной подготовке юных спортсменов предметно практическую направленность: у учащихся спортивных классов должны быть сформированы способы и приемы спортивной деятельности и деятельности познавательной. Они должны уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижений. Обучение деятельности предполагает, что каждый юный спортсмен, чтобы обрести себя как личность, должен научиться выстраивать свой мир знаний, одновременно осуществляя самоконтроль своих достижений, овладевать творческими способами решения спортивных и жизненных задач.

Принцип ценностно-смысловой направленности допрофессиональной подготовки отражает современные достижения гуманистической философии, психологии и педагогики личности и создает условия для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни, обогащенного общечеловеческими ценностями: духовность, альтруизм, милосердие, доброжелательность, нравственность, патриотизм и др. В связи с этим необходимо обогатить допрофессиональный образовательный процесс ситуациями творчества, переживания, побудить каждого учащегося-спортсмена занять в нем активную позицию, поддержать волю, желание, мужество, актуализировать физическое самовоспитание (2), помочь учащемуся-спортсмену самому решать задачи спортивной деятельности и своей жизни.

Принцип природосообразности допрофесси-ональной подготовки означает отношение к учащемуся как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Природосообразное воспитание при допрофессиональной подготовке осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояние его здоровья, создает условия для удовлетворения его доминантных спортивных и профессиональных потребностей: в движении, игре, спортивной деятельности, познании, общении с людьми и природой, в творчестве, обеспечивает нормальную преемственность этапов детского развития (1).

Принцип сотрудничества педагога с детьми определяет необходимость вовлечения учащейся молодежи в общий педагогический труд и спортивную деятельность, вызывающую у них радостное

личности школьника в связи с переходом на профилированное образование.

Появляются технологии и системы, построенные на личностно ориентированном подходе к образованию, качественно меняющие отношение к ученику как к личности, приобретающей самостоятельно знания об окружающем мире и способной изменяться в процессе обучения. Все это требует с новых позиций пересмотреть сущность допрофес-сиональной подготовки (9).

Современная педагогическая наука отражает допрофессиональную подготовку учащихся как систему. При этом допрофессиональная подготовка трактуется нами в трех аспектах: нормативном, историческом и педагогическом. Этим обусловлен выбор методологических оснований изучения образовательных процессов: системного, личностно ориентированного, преемственного.

С одной стороны, системный подход позволил выявить общесистемные свойства, функции и закономерности развития допрофессиональной подготовки учащихся в образовательном процессе, вскрыть противоречия внутри ее.

С другой стороны, личностно ориентированный подход обеспечивает опору на индивидуальность учащегося-спортсмена при развитии и становлении его личности в образовательном процессе, раннем выборе профессии, ее осознании как ценности. А преемственность как неотъемлемая составляющая этих подходов позволила рассмотреть допрофессиональную подготовку школьника в образовательном процессе с позиций ее целостности, как динамический непрерывный процесс проектирования личности будущего спортсмена-тренера, становление всех его нравственных, эстетических и физических качеств.

Таким образом, юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориен-

чувство успеха, движения вперед, развития; основным становится взаимодействие тренера и юного спортсмена в продвижении к определенным целям, совпадающим с запросами общества на гражданина отечества.

Реализация данных принципов позволила создать модель самоопределения учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке по девяти ключевым профессиональным потенциалам, отвечающую требованиям современной педагогики (табл. 1).

При этом самоопределение подразумевает процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоусовершенствования в конкретных обстоятельствах жизни, в том числе и выборе профессии.

Современная российская школа переживает кардинальные перемены: изменяются приоритеты целей, направленные на развитие и становление

Таблица 1. Модель самоопределения учащихся-спортсменов в допрофессиональной подготовке

Ключевые потенциалы Сущность

1. Ценностный Восприятие человеческой жизни как главной ценности. Осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность. Социальная активность: достижение в спорте должны служить на благо отечеству

2. Спортивный Любовь к спорту как возможность совершенствовать себя. Стремление к соперничеству. Уверенность в своих силах, в себе. Целеустремленность в достижении успеха. Способность концентрировать усилия, переносить физические и психические нагрузки. Самостоятельность, собранность и энергичность

3. Познавательный Знания, умения и навыки должны соответствовать образовательному стандарту специализированных классов: знание видов спорта, общие и специальные физические упражнения, основы техники и тактики данного вида спорта, спортивный инвентарь и т.д.

4. Творческий Профессиональные навыки должны формироваться в соответствии с личностными запросами и задатками: трудолюбие, воля, целеустремленность, терпение, упорство, инициатива, самостоятельность, самообладание

5. Коммуникативный Умение выполнять лидирующую роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации, умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи и привычки. Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками, товарищами по спорту и тренером, умение идти на компромисс

6. Художественный Эстетическая культура спорта, художественная активность и значимость этических норм в спорте, культура тела и спортивной одежды и др.

7. Экологический Экология спорта, отношений в спортивной жизни и деятельности, экология души - необходимость действовать в согласии с телом и душой, противостоять меркантильным запросам

8. Деловой Умение выстраивать деловые отношения, составлять деловые контракты, знать цену своим спортивным и профессиональным возможностям

9. Профессиональный Демонстрация подлинного интереса к образовательной и воспитательной деятельности, обладание наблюдательностью и рефлексией. Стремление к знаниям в области психологии и педагогики, умение работать с детьми, организовывать их тренировочную, спортивную и воспитательную деятельность. Владение показом, спортивной терминологией, умение подсказать по существу технических и методических ошибок

Личностно ориентированный подход к самоопределению учащихся спортсменов...

Скворцов Г.И.

таций: овладения понятийным мышлением, накопления достаточного личностного и морального опыта, занятия определенного социального положения. Процесс формирования ценностных ори-ентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Все это способствует целенаправленному осознанию личности уча-

щегося в обществе, а значит и правильному, эффективному выбору профессии. Поэтому проблема ценностных ориентаций в юношеском возрасте должна учитывать человеческую индивидуальность учащегося, его склонности и способности, субъективный опыт. Именно этот процесс учтен нами при создании концепции допрофессиональ-ной подготовки учащихся-спортсменов.

Список использованной литературы:

1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №1. - С.17-24.

2. Быков В.С. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 47 с.

3. 12-летняя школа - проблемы и перспективы развития общего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского -М.: Педагогика, 1999. - 261 с.

4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - №1. - С. 29-40.

5. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. - 51 с.

6. Кустова Н.В. Педагогическая технология управления процессом самоопределения на профессию учителя (специализация физической культуры): Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1994. - 184 с.

7. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.

8. Трубайчук Л.В. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. - М.: Издательский Дом «Восток», 2001. - 81 с.

9. Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. Серия 10. Институт развития образования и воспитания. Центр личностно ориентированного и развивающего образования. - Челябинск: ЧГПУ. -2001. - №1. - С.11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.