ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Алия Арасланова, Людмила Гирфанова, Екатерина Карунас
[Подготовка полифункционального педагога для современных с ельских школ в интересах образования для устойчивого развития
Деятельность педагога по сути своей полифункциональна. Особенно востребована полифункциональность педагога в сельской местности, где школа зачастую служит своеобразным социокультурным центром на селе. Авторы рассказывают о востребованных вид ах педагогической деятельности, о роли Информационно-образовательного портала Республики Башкортостан и БГПУ им. М. Акмуллы в подготовке полифункциональных педагогов для современных сельских школ, отвечающих требованиям ФГОС и профессиональному стандарту «Педагог». В статье также очерчен круг взаимодействия педагогического вуза и школ.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, современная сельская школа, подготовка и переподготовка учителей, повышение квалификации педагогов, полифункциональный педагог сельской школы, БГПУ им. М. Акмуллы, компетентностный подход, ФГОС НОО, новые виды педагогической деятельности, функции учителя, качество образования, непрерывное образование
Одной из пяти приоритетных областей Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития является подготовка и переподготовка преподавателей [1]. Устойчивое развитие требует изменений в мышлении и способах действия [2, с.108-110]. Преподаватели выступают одним из самых важных рычагов ускорения изменений в области образования и обучения устойчивому развитию, что актуализирует проблему подготовки полифункционального педагога для сельских школ в современной социокультурной ситуации.
Проблема полифункциональности педагога тесно связана с компетентностным подходом к образованию. Как известно, компетентностный подход предполагает
Алия Талгатовна Арасланова,
доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук
Людмила Петровна Гирфанова,
доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, исполнительный директор кафедры ЮНЕСКО по направлению «Образование», [email protected]
Екатерина Владимировна Карунас, специалист отдела аппаратно-программных решений информационно-технического управления физико-математического факультета
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (Уфа)
овладение определенной совокупностью компетенций для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Компетенции включают в себя не только знания, умения, навыки необходимой деятельности, но и хотя бы минимально требуемый опыт и сформированные профессионально значимые качества личности. Деятельность педагога по сути своей полифункциональна. Особенно востребована полифункциональность педагога в сельской местности, где школа зачастую является своеобразным социокультурным центром на селе [3, с.154-155].
Образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, способов деятельности и принятию нестандартных решений [4, с.91-93]. В настоящее время залогом профессионального успеха уже не могут служить знания, полученные один раз в жизни. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Именно поэтому современные стандарты образования ориентированы не только
»1 3 *
Ц ¡1
о 5
1;Е
на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо быть мобильным, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать широким набором компетенций для выполнения разнообразных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями работника.
Полифункциональная деятельность - выполнение субъектом нескольких функций для решения различных профессиональных задач. Функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Реализация функции осуществляется через определенный вид профессиональной деятельности. В содержании ФГОС нового поколения вид профессиональной деятельности рассматривается как методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования. Расширение сферы деятельности современной школы, выражающееся в появлении новых видов педагогической деятельности требует организации подготовки полифункционального специалиста нового типа.
Социально-экономическое развитие общества, востребованность на современном рынке труда специалистов с широкими профессиональными возможностями формируют четкие требования работодателей к выпускникам педвуза, для соответствия которым необходима подготовка специалиста-педагога к осуществлению полифункциональной педагогической деятельности в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Полифункциональная педагогическая деятельность -это деятельность, в ходе которой педагог осуществляет выполнение нескольких профессиональных функций, системно объединенных компонентами педагогической
деятельности. В образовательной сфере востребованы специалисты-практики, способные к выполнению множества видов педагогической деятельности и осуществлению множества функций.
Педагогическая деятельность учителя реализуется в определенных ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем. Определенная совокупность таких разнородных действий приводит к реализации той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности. Для приобретения и совершенствования профессионализма и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности. Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в образовательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции учителя: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналити-ко-оценочная, исследовательско-творческая, гностическая (исследовательская).
В системе образования полифункциональный специалист, в отличие от монофункционального учителя -«урокодателя», реализует все множество функций педагогической деятельности, ориентируясь на задачи развития учащихся. Для реализации множества функций специалисту необходимо владеть определенным кругом компетенций и личностными качествами: верой в силы и возможности обучающихся, интерес
»1 3 *
Ц ¡1
о 5
1;Е ф
к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других позиций, точек зрения, развитое аналитическое мышление педагога, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе. Компетентный полифункциональный специалист-педагог должен уметь выстраивать свой трудовой процесс, координировать профессиональное взаимодействие с коллегами, администрацией и родителями учащихся, строить образовательный процесс с ориентацией на получение конечного результата. Следовательно, деятельность современного педагога является полифункциональной по содержанию, что требует расширения £ = границ его подготовки.
В настоящее время в системе высшего педагогического образования недостаточно разработана технология профессиональной подготовки студентов к полифункциональной педагогической деятельности, что порождает противоречие между потребностями общества, государства, рынка труда в компетентных специалистах нового типа, способных конструктивно решать полифункциональные профессионально-педагогические задачи, и недостаточно разработанными теоретическими основами и научно-методическим сопровождением процесса профессиональной подготовки выпускников вуза к решению этих задач.
Полифункциональность дает возможность объединения выполняемых функций, что предотвращает необходимость подготовки узконаправленных специалистов в области образования, необходимых для достижения высокого качества образования. За счет полифункциональных возможностей направление деятельности педагога может меняться, что повышает его профессиональный потенциал и дает конкурентные преимущества на рынке труда.
Очевидно, что невозможно научить сразу и всему. Нельзя объять необъятное. Но можно научить человека учиться, постоянно заниматься самообразованием, дать «ключи» к образованию через всю жизнь, к так называемому непрерывному образованию. Способность к саморазвитию, к постоянному самообразованию лежит в основе понимания сущности полифункциональности педагога, где основой является овладение универсальными способами педагогической деятельности.
Как уже было сказано, в современной социокультурной ситуации на первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Соответственно, важной задачей является создание развитой инфраструктуры непрерывного образования.
В БГПУ им. М. Акмуллы с 2008 г. развиваются проекты, способствующие успешному внедрению электронного обучения в образовательном пространстве Башкортостана. Главным из них является Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан - это уникальный инструмент формирования системы обеспечения информационно-цифровыми ресурсами учебно-методического назначения участников образовательного процесса, включая учителей, обучающихся и их родителей, а также органов управления образованием путем аккумулирования передового педагогического опыта и статистической информации в едином информационном пространстве. Ресурсы olimp.bspu.ru, distolimp.bspu.ru, olimp-alfa.bspu.ru -специально созданные порталы для организации и проведения дистанционных олимпиад и конкурсов, позволяющие объединить участников, организаторов и экспертов не только республики, но и других регио-
«е
•I *
Ц ¡1
о 5
1;Е ф
нов и стран, дать им возможность творческого самовыражения и самореализация в любой научной области с учетом индивидуальных способностей.
Другой важный проект - Система дистанционного обучения БГПУ им. М. Акмуллы, предназначенная для освоения образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, магистратуры, дополнительных общеобразовательных программ, программ переподготовки, включает в себя основные составляющие образовательного процесса, предоставляет возможность гибкой настройки права доступа к различным формам учебных ресурсов. Система также активно используется для проведения курсов повышения квалификации, £ = переподготовки кадров, при партнерском сотрудниче-
стве с регионами РФ, при реализации сетевых программ (Уфа, Пермь, Челябинск).
Большое значение для организации самостоятельной учебной работы школьников имеет проект «Открытая школа» (school.bspu.ru) - это коллекция видеоуроков по предметам школьной программы, постоянно пополняемая и находящаяся в открытом доступе для учеников: ученику достаточно лишь выбрать интересующий его видеоурок из медиабазы. Ученик, желающий пересмотреть урок еще раз, легко может найти его в базе, так как видеоматериалы индексированы по дате, классу и дисциплине. Также есть возможность пройти пробное ЕГЭ и профориентационное тестирование.
Нами видятся три основных уровня взаимодействия вуза и школ: методологический, теоретический и практический. Реализация данных уровней предполагает (в соответствующем порядке):
• организацию сетевой формы работы «школа-вуз» с открытием профильных экспериментальных площадок;
• совершенствование дистанционных форм методической помощи педагогам;
• совершенствование функциональных возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций;
• аккумулирование ресурсов в решении однотипных задач: создание учебного медиаконтента, массовая переподготовка кадров, подключение баз знаний и электронных библиотечных систем.
При создании полноценной инфраструктуры непрерывного образования средствами электронного обучения возникают необходимые социально-педагогические условия для осуществления самообразования и саморазвития личности педагога, особенно в сельской местности, и реализации полифункциональной сущности педагогической деятельности, содержанием которой должно стать образование для устойчивого развития.
Библиография:
1. UNESCO Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. UNESCO, 2014 // Официальный сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002305/230514R. pdf (дата обращения 19.01.2016).
2. Рекомендации научно-практической конференции «Качественное образование для всех: приоритет устойчивого развития общества» // Качественное образование для всех: приоритет устойчивого развития общества. М.: Этносфера, 2006. 238 с. С.108-111.
3. Власенко В.В. Диалектическое соотношение художественных и этнокультурных практик в педагогической деятельности учителя сельской школы // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2016. №1 (50). С.150-157.
4. Горячев Ю.А. Международное образование и деятельность ЮНЕСКО: практика и тенденции развития. Учебное пособие. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2012. 192 с.
Alia Araslanova,
Associate Professor of the Pedagogy Chair, Ph. D. in Pedagogy Lyudmila Girfanova,
Associate Professor of the Pedagogy Chair, Ph. D. in Pedagogy, Executive Director of the UNESCO Chair in Education, [email protected]
Yekaterina Karunas,
Specialist of the Software & Hardware Solutions Division of the Information and Technical Department of the Physics and Mathematics Faculty
Bashkiria State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa)
Training of a multifunctional teacher for modern rural schools to t he benefit of education for sustainable development
Teacher professional activities are inherently multi-functional. Teacher multi-functionality is e specially relevant in rural areas, where a school often serves as a socio-cultural center. Th e authors highlight the most relevant types of pedagogic activities and emphasize the role of information and educational website of the Bashkortostan Republic and Bashkiria State Pedagogical University named after M. Akmulla in training multifunctional teachers for modern rura l schools, who meet requirements of Federal State Education Standards and the Teacher P rofessional Standard. The paper also outlines the scope of interaction of the pedagogical hig h er educational institution and schools.
Keywords: education for sustainable development, modern rural school, teacher training, retra ining and advanced training, multifunctional teacher of a rural school, Bashkiria State Pedagogical University named after M. Akmulla, the federal state educational standard o f primary general education, teacher functions, lifelong learning