ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Валентина Власенко
Диалектическое соотношение художественных и этнокультурных практик в педагогической деятельности учителя сельской школы
В статье констатируется постепенное вытеснение художественных и этнокультурных практик из системы образовательного пространства современной сельской школы и рассказывается о проекте «Этнокультурные и художественные практики как фактор формирования и развития полифункционального потенциала сельского педагога» в рамках научной темы «Подготовка полифункционального педагога для современной сельской школы» кафедры ЮНЕСКО Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы. Первым шагом реализации данного проекта стал конкурс «Художественное мастерство сельского учителя».
Ключевые слова: художественное мастерство сельского учителя, этнокультурные и художественные практики в школе, современная сельская школа, культурное наследие России, социокультурные практики, кафедра ЮНЕСКО
Валентина Васильевна Власенко,
канд. культурологии, доцент, заместитель зав. кафедрой ЮНЕСКО, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа) [email protected]
В современной культуре, после более чем столетнего доминирования идеи инновационности, важнейшей проблемой становится сохранение и утверждение традиционных основ культуры. И это неслучайно. Сегодня, вопреки открывшимся возможностям развития и утверждения поливариантности, то есть гармоничного сочетания разного во всех аспектах жизнедеятельности людей, происходит стремительно нарастающее направление человечества к единообразию. Характерной чертой культуры прошлого было
утверждение национальной самобытности, через овладение этнокультурными практиками, обладающими индивидуальными (специфическими) особенностями в жизненном бытии каждого народа. Но сегодня процессы глобализации и информатизации способствуют внедрению унифицированных социокультурных практик, что ведет к элиминации этнокультурных ценностей, к элиминации самобытности того или иного народа и в целом - к однообразию. Один из примеров. В отчете деятельности межправительственной программы «Информация для всех» (ЖАР) за 2008-2013 годы Е.И. Кузьмин, председатель межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», отмечает, что «в условиях глобализации, разгоняемой ИКТ, языки вымирают ускоренно, и, по некоторым прогнозам, к концу XXI в. отомрет 90% из 7000 существующих сегодня языков, и с ними исчезнут знания и особая картина мира, которые созданы и живут только в этих языках», подчеркивая: «поэтому очень важно развивать и использовать различные инструменты для сохранения и развития многоязычия» [4, с.15].
Отметим, что в условиях глобализации вымирают не только языки, но и художественные ремесла, фольклор во всех его видах и разновидностях, и именно поэтому необходимо сохранять, развивать и утверждать этнокультурные формы бытия человека, поскольку они являются источником разнообразия и одним из важнейших факторов устойчивого развития.
Художественные и этнокультурные практики как инструмент порождения и развития инноваций
Этнокультурные и художественные практики исследователями рассматриваются в русле социокультурных практик и, соответственно, им присущи все особенности последних. По Бурдье, «...практика является изменением социального мира, производимым агентом» [5].
| | Социокультурные практики как специфическая область
Л | деятельности человека, отдаленная от повседневных
| а узкоутилитарных проблем, ориентированы «на созда-
| 2 ние и распространение ценностно-нормативных прин-
™ | ципов, образцов и символов, придающих различным
£ формам социальной деятельности культуросообраз-
| ность» [1, с.275]. Социокультурные практики способны нивелировать воздействие среды на человека и стать
® источником саморазвития. Субъект социокультурных
'§ практик является носителем (потенциально или реаль-
| но) социально значимого качества, и в процессе взаи-
§ модействия с ним происходит открытие и «рождение»
с нового человека.
ей
* Обратимся к еще одной насущной проблеме совре-| менной культуры - маргинализации личности, одной | из причин которой является механическое воспроиз-| ведении насильственно насаждаемых практик, кон-I струирующих социокультурную реальность в новых I условиях. Тем самым выявляется особая роль тради-
* ций в процессе социокультурной идентификации 1 личности. Сохраняя как актуальные традиционные § социокультурные практики посредством механизма | преемственности, «люди создают условия для порожде-® ния и усвоения инноваций» [1, с.278]. К числу таких | практик мы относим этнокультурные и художествен-Ц ные практики в их взаимосвязи и взаимообусловлен-^ ности. Этнокультурные и художественные практики, 5 согласно теории социокультурной коммуникации, за-| крепляют социальный опыт в культуре повседневно-| сти. «Корневая система» этнокультурных практик тес-4 нейшим образом переплетена с «корневой системой»
художественных практик. Известно, что на первобытной ступени развития человечества художественное творчество «было разлито практически по всему пространству культуры: ремесло имело характер «прикладного искусства», обряды и ритуалы, характер театра-• 152 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №1 (50) 2016
лизованных действий, сама повседневная речь была насквозь образной, метафоризированной...» [3, с.799]. И сегодня этнокультурный компонент является сердцевиной таких художественных практик, как народная хореография, народная музыка, словесный фольклор, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство и др.
Этнокультурные и художественные практики как системное целое
Обратимся к анализу сущности, содержания и структуры этнокультурных и художественных практик. Содержательной основой этнокультурных практик является этнокультура. Опираясь на модель этно-культуры А.Б. Афанасьевой, «выявляющую в зримой форме ее структуру» [2] и морфологический анализ мира искусств, выделим необходимые и достаточные для овладения подрастающим поколением социокультурных практик, в которых синкретично слито художественное и этническое. По классификации, основанной на онтологическом принципе, система искусств расчленяется на три группы: пространственные, временные и пространственно-временные. Изобразительные искусства и архитектура входят в группу пространственных искусств, музыка и искусство слова - временных, искусство актера и искусство танца - пространственно-временных. Эти три первоначальных класса искусств, «охватывают и все новообразования современной художественной культуры . равно как и эмбрионы будущих искусств.» [3, с.217]. Таким образом, то, что на протяжении веков в народной культуре передавалось из уст в уста в музыкальном и словесном фольклоре (временные искусства), из рук в руки в декоративно-прикладном искусстве (пространственное искусство) и «из ног в ноги» в мастерстве народной хореографии (пространственно-временное
искусство) одновременно представляет целостную систему искусств и должно войти в систему образовательного пространства современной сельской школы.
Художественные и этнокультурные практики в современной сельской школе
Сегодня художественные и этнокультурные практики, заменяемые иными практиками, постепенно исчезают из системы образовательного пространства современной сельской школы. Между тем их обязательность обусловлена рядом факторов.
Во-первых, сельская школа тесно связана с социально-экономической жизнью своего села. С одной стороны, ее жизнедеятельность зависит от производственной и социальной инфраструктуры села, а с другой стороны, сельская школа влияет на жизнь сельского населения, ибо является основным интеллектуально-культурным центром села.
Во-вторых, стратегия образования на селе, кроме создания условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, должна быть подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума. Приобщение учащихся к этнохудожественным ремеслам способствует сохранению национальных культурных традиций и приобретению опыта создания на селе малых предприятий народных промыслов и ремесел.
В-третьих, как показали социологические исследования, широта образовательной среды сельской школы в значительной степени определяется эрудированностью педагога, широтой его индивидуального пространства, тем, как удовлетворяются его основные культурно-образовательные потребности. Кроме того, в современной культуре тотального глобализма происходит элиминация традиционных культурных
и этнических ценностей. В этих условиях по-новому осознаются функция села как хранителя традиционной этнической культуры, функция сельской школы как гаранта укрепления и развития села, и неизмеримо возрастает роль учителя не только как хранителя сельской школы, но и хранителя традиционных устоев культуры, прилагающего все силы к их развитию. Именно поэтому научной темой кафедры ЮНЕСКО Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы была определена «Подготовка полифункционального педагога для современной сельской школы», в рамках которой был разработан проект ««Этнокультурные и художественные практики как фактор формирования и развития полифункционального потенциала сельского педагога».
Первым этапом реализации данного проекта стала организация и проведение конкурса «Художественное мастерство сельского учителя». Выбор темы конкурса был не случаен и определялся как особой функцией искусства в деле воспитания и образования подрастающего поколения, так и ключевой фигурой учителя в насыщении образовательной среды школы духом искусства, в том числе и этнического. В конкурсе приняли участие учителя разных профилей (и «физики», и «лирики»), разного статусного положения (и рядовые учителя, и руководящий корпус). Участники конкурса, проводимого по шести номинациям (хореографическое искусство, вокальные ансамбли, вокальное исполнительство, авторская песня, инструментальное исполнительство, аппликация), продемонстрировали высокий художественный вкус и подлинное мастерство исполнения, что было единодушно отмечено членами всех конкурсных жюри. Отрадно отметить, что значительное место в выборе репертуара музыкально-хореографической части конкурса наряду с классикой и эстрадой принадлежало народной песне, народным инструмен-
там, народным танцам. Конкурс позволяет выявить школы - центры этнокультурных и художественных практик и на их базе организовать сетевое взаимодействие сельских школ Республики Башкортостан, распространяя опыт введения сельских школьников в мир этнохудожественного мастерства.
Литература:
1. Астафьева О.Н. Социокультурные практики в постнеклассической науке // Пост-неклассические практики: опыт концептуализации: Колл. монография / Под общ. ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: М1'ръ, 2012.
2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. С.189-195.
3. Каган М.С. Избранные труды в 7 т. СПб.: Петрополис, 2008, Т. V, кн. 2.
4. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Отчет за 2008-2013 гг. /Пер. с англ. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015.
5. Шматко Н.А. На пути к практической теории практики. «Послесловие» к книге П.Бур-дье Практический смысл. [Электронный ресурс]. URL: http://bourdieu.name/content/ shmatko-puti-k-prakticheskoj-teorii-praktiki (дата обращения 29.01.2016)
Valentina Vlasenko,
Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Deputy Head of the UNESCO Chair, M. Akmoullah
Bashkir State Pedagogical University (Ufa)
Dialectical relationship of artistic and ethno-cultural practices in a pedagogical activity of rural school teachers
Abstract: The article covers the gradual displacement of artistic and ethno-cultural practices from the rural school educational environment and tells about the project "Ethno-cultural and artistic practices for forming and developing multifunctional potential of a rural teacher" as a part of the topic "Training of a multifunctional teacher for a modern rural school" offered by the UNESCO Chair at M. Akmoullah Bashkir State Pedagogical University. The contest called "The artistic skills of a rural teacher" was the first event of this project.
Keywords: artistic skills of rural teachers, ethno-cultural and artistic practices in school, a modern rural school, cultural heritage of Russia, socio-cultural practices, UNESCO Chair