Научная статья на тему 'Модель сельского социокультурного комплекса как центра профессиональной ориентации школьников на деятельность в агропромышленном комплексе'

Модель сельского социокультурного комплекса как центра профессиональной ориентации школьников на деятельность в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / CLUSTER / MODEL / RURAL SCHOOL / RURAL SOCIO-CULTURAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворончихина Наталья Анатольевна, Филимонюк Людмила Андреевна

В статье представлена модель сельского социокультурного комплекса, разработанная на базе МБОУ СОШ №16 (с. Казьминское, Ставропольский край), которая ориентирована развитие трудовых традиций, повышение уровня профессиональной ориентированности в современных социально-экономических условиях; реализацию идей агро-бизнес образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF RURAL SOCIO-CULTURAL COMPLEX AS THE CENTRE OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS ON ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article presents a model of rural socio-cultural complex, developed on the basis of MBOU school №16 (village Kazminskoe, Stavropol region), which focuses on the development of labor traditions, improving the level of professional orientation in modern socio-economic conditions; implementation of the ideas of agro-business education.

Текст научной работы на тему «Модель сельского социокультурного комплекса как центра профессиональной ориентации школьников на деятельность в агропромышленном комплексе»

Педагогика

УДК 378

руководитель отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, аспирант Ворончихина Наталья Анатольевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального обучения Филимонюк Людмила Андреевна

ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск)

МОДЕЛЬ СЕЛЬСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА КАК ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Аннотация. В статье представлена модель сельского социокультурного комплекса, разработанная на базе МБОУ СОШ №16 (с. Казьминское, Ставропольский край), которая ориентирована развитие трудовых традиций, повышение уровня профессиональной ориентированности в современных социально-экономических условиях; реализацию идей агро-бизнес образования.

Ключевые слова: кластер, модель, сельская школа, сельский социокультурный комплекс.

Annotation. The article presents a model of rural socio-cultural complex, developed on the basis of MBOU school №16 (village Kazminskoe, Stavropol region), which focuses on the development of labor traditions, improving the level of professional orientation in modern socio-economic conditions; implementation of the ideas of agro-business education.

Keywords: cluster, model, rural school, rural socio-cultural complex.

Введение. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определяют, что «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1-3].

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

В новых исторических условиях школе необходимо вернуть роль важнейшего института социализации на селе, определить пути решения задачи подготовки школьника к успешной деятельности в рамках новой системы социальных отношений, обусловленных, с одной стороны, законами рынка, с другой - ценностями культуры постиндустриального общества. При этом от сельской школы общество ждет сохранения традиционных функций, связанных с трансляцией народной культуры, особого сельского образа жизни. Столь многоплановые задачи, стоящие сегодня перед сельской школой, требуют разработки модели культуросообразной, диалогической школы, объединяющей в своей деятельности работу по освоению этнонациональных, в том числе педагогических, традиций и актуальных культурных и социальных практик. Сельская школа изначально объединяла в своей деятельности социокультурные традиции и педагогические новации, поэтому современное развитие исторических типов данного синтеза на основе современных методологических подходов может иметь большое значение для модернизации сельской школы на современном этапе [4;6].

Изложение основного материала статьи. Наиболее значимые с педагогической точки зрения исторические модели сельской школы России всегда были связаны с проектами профессионального, трудового обучения. Будущее России как передовой державы невозможно без развитого агропромышленного комплекса (АПК), который в настоящее время переживает бурный подъём. Поэтому профессиональная ориентация сельских школьников на деятельность в агропромышленном комплексе при современных социально-экономических условиях является неотъемлемой частью социального заказа российского общества и соответствует государственному стандарту общего образования. В тоже время модернизация российского общества, современный этап развития села и его перспективы настоятельно требуют переосмысления подходов и создания новых моделей профессиональной ориентации школьников на деятельность в агропромышленном комплексе.

Миссия педагогического сопровождения, реализуемая сельской школой, будет заключаться в моделировании вариантов личностного развития школьника, в совместной корректировке жизненных смыслов детей и взрослых, в гарантии безопасного разрешения трудной жизненной ситуации школьника, в реальном удовлетворении потребности самовыражения, в стимулировании саморазвития и самовоспитания, в оказании максимального содействия личностной и социальной самореализации выпускников.

В силу недостаточной проработанности в действующем законодательстве вопросов нормативно-правового обеспечения интеграции и кооперации образовательных учреждений разного уровня и организаций социально-культурной сферы мы предлагаем использовать следующие понятия: социально-культурный комплекс - учреждение культуры, выполняющее широкий круг функций, относящихся к культуре, спорту, оздоровлению и здравоохранению, социальной помощи, организации досуговой и общественной жизни взрослых; образовательный центр - учреждение, осуществляющее образовательную деятельность разных видов, уровней и направленности.

Центры создавались и создаются для решения задач, которые не могут быть решены на уровне базовой школы. К ним относятся прежде всего формирование современной информационно-насыщенной практико-ориентированной среды развития образования, включающей в т.ч. и доступ к глобальным, национальным и региональным информационным ресурсам (посредством Интернета и других систем связи). За счёт такого доступа образовательные центры могут осуществлять переподготовку учителей (включая учителей базовых школ) и администраторов образовательных учреждений на принципиально новом уровне, создавать системы дистанционного обучения регионального и межрайонного уровней, связывать учреждения общего

образования между собой, а также, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

В отличие от связей вертикального подчинения, сельский социокультурный центр МБОУ СОШ №16 (с. Казьминское, Ставропольский край) (далее - ССКК) имеет в основании своей архитектуры горизонтальные связи, основанные на идеях кластерного похода в образовании [3;5].

Сельский социокультурный комплекс кластерного типа - это добровольное объединение образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных организаций и органов власти, субъектов предпринимательства, использующее конвенциональные инструменты социального партнерства и сетевого взаимодействия для решения насущных задач по развитию образования в рамках определенной территории или в отдельно взятом образовательном учреждении.

Стратегическая ось кластерного взаимодействия - совокупность инструментальных средств по созданию инновационного продукта, совместный стратегический проект, определяющий горизонтальные и вертикальные взаимосвязи в кластере и включающий совокупность следующих структурных элементов: организационно-территориальная структура (кластерная плоскость) - различные среды, их объединения; ресурсная структура (кластерная вертикаль) - объединение ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, образовательных и т.д.) в зависимости от задачи; функциональная структура (пересечение кластерной плоскости и кластерной вертикали) - функция - инновационное решение задачи.

Проектируемый нами образовательный кластер включает три кластерные плоскости.

Первая кластерная плоскость - «территория» образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба педагогического сопровождения).

Вторая кластерная плоскость - «территория» школьных клубов и центров.

Третья кластерная плоскость состоит из четырех сред: социальной (представители власти, общественные организации, система социальных учреждений, население села, институт семьи); научной (научные школы, вузы, ссузы, консультационные центры); экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (различные производственные предприятия, предприятия торговли); культурно-образовательной (организации культуры, организации дошкольного и дополнительного образования).

Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.

Образовательный кластер - это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия. В перспективе, в зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред может быть абсолютно разное количество маршрутов. Определяющим в их формировании будет являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера является ребёнок, его интересы, потребности, возможности (таблица 1)

Таблица 1

Взаимосвязь основных участников модели ССКК

№ п/п Субъекты сетевого (кластерного) взаимодействия Направление взаимодействия Основные результаты и эффекты Нормативно-правовое и программное обеспечение

1.1. МБОУ СОШ № 16 1. Совместные сетевые Развитие Договоры о

Кочубеевскго района мероприятия взаимодействия в взаимодействии .

1.2. СПК колхоз- творческой. рамках социальных Программа ССКК

племзавод «Казьминский» спортивной, социально-значимой проектов. Повышение авторитета

1.3. Администрация МО направленности, школы и престижа её

Казьминского повышающие социальных партнёров

сельсовета воспитывающий и (о чём свидетельствуют

1.4. СПК колхоз- развивающий результаты

племзавод «Полярная Звезда» потенциал социума. 2. Организация независимых социальных опросов).

1.5. Администрация МО Мищенского сельсовета. социальных и профессиональных проб для обучающихся в сфере СХП и социальной инфраструктуре села 3. Совершен-ствование образователь-ной среды школы , её материально - технической обеспеченности Гармонизация отношений и обогащение социокультурной жизни сельского социума.

2.1. МОУ СОШ № 16 1. Реализация сетевой Развитие Договоры о

Кочубеевскго района интегративной взаимодействия в взаимодействии .

2.2. СПК колхоз- образовательной области Программа ССКК

племзавод «Казьминский» программы воспитания, дополнительного образования,

2.3. ДОУ №2 с.Казминское индивидуального развития и осуществления профориента-ционной,

2.4. МОУ ДОД ДДЮТ предпрофес- профилакти-ческой,

2.5. ДЮСШ №3 сиональной методической,

2.6. СДК с. Казьминское подготовки культурно-

2.7. НГГТИ школьников, ориентированная на социальный заказ АПК. 2. Сетевые образовательные проекты и мероприятия. просветительской работы.

3.1. МОУ СОШ № 16 Кочубеевскго района 1. Организация на базе МОУ СОШ №16 1. Профессиональное самоопределение Договоры о взаимодействии.

3.2. СПК колхоз-племзавод сетевых образовательных учащихся. 2. Поддержка Программа ССКК Муниципальная

«Казьминский» мероприятий, ученических и программа развития

3.3. ОУ Кочубеевского направленных на молодёжных социально- образования.

района повышение престижа значимых инициатив.

3.4. Отдел образования АКМР сельскохозяйственных профессий, а так же 3. Развитие кадрового потенциала села.

3.5. Управление СХ АКМР слётов УПБ И ТОШ, слётов участников движения «Отечество», Школ актива и др.

Главная цель ССКК - конституциирование системы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка, формирование соответствующей модели локального социокультурного пространства из компонентов, реализующих функцию воспитания и социализации личности, ориентации молодёжи на жизнеустройство и профессиональную деятельность в системе АПК Ставропольского края.

Приоритетными направлениями для ССКК МБОУ СОШ №16 являются:

- модель открытого образовательного пространства (мощным звеном которой является школьный Центр музейной педагогики - мультикультурный креативный образовательный кластер-музей);

- модель современного информационного образования сельских школьников (ИИЦ «Без названия»);

- модель интеграции детско-взрослого сообщества через «Спортивный клуб «Энергия»» - как условие эффективного управления сферой здорового досуга и развития детей и взрослых;

- модель образовательного процесса на основе сетевой интегративной образовательной программы воспитания, индивидуального развития и предпрофессиональной подготовки школьников, ориентированной на социальный заказ АПК.

- модели диссеминации инновационного педагогического опыта и экспонирования результатов на внешних социальных площадках.

Основными этапами реализации разработанной модели ССКК являются: проектно-мобилизационный; поисково-преобразовательный; рефлексивно-обобщающий (таблица 2).

Таблица 2

Этапы реализации модели ССКК

Этапы построения модели срок Основные направления деятельности

I проектно-мобилизационный Разработка проектного замысла Модели ССКК, ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы

Составление Положения о ССКК

Создание координационного совета для управления жизнедеятельностью ССКК

Разработка программы деятельности по формированию ССКК

2017 г. Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования системы ССКК

II поисково-

преобразовательный о 2 ь Реализация программы совместных действий по формированию ССКК

сентябрь 2018 - июн Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей воспитанников и учащихся

Организация мониторинга для изучения потребностей и интересов воспитанников и учащихся и исследования эффективности образовательного процесса

III рефлексивно-обобщающий 1 9 о и 20 ь2 Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по построению воспитательной системы ССКК

тн к о ею о К Определение перспектив дальнейшего развития ССКК

Ожидаемыми эффектами развития ССКК являются: высокий уровень образованности и творческого развития личности, готовность выпускников к самостоятельному решению качественно значимых проблем; усиление положительного воздействия школы на жизнь сельского социума, укрепление традиций сельского уклада жизни; развитие социально-ценностных форм досуга, оптимизация социальной обстановки в сельском поселении; сохранение и укрепления здоровья, сформированность физической культуры личности; укрепление связей между учреждениями образования, культуры, здравоохранения и семьей и школой с целью эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка; привлечение детей, родителей и общественности к проведении общественно значимых мероприятий, акций по месту жительства; развитие трудовых традиций, повышение уровня профессиональной ориентированности в современных социально-экономических условиях; реализация идей агро-бизнес образования.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что ожидаемыми перспективами реализации модели ССКК являются:

- предложенная модель сможет значительно расширить функциональные возможности учреждений, организаций и обогащает содержание образования;

- реализованная модель увеличивает возможности для привлечения ресурсов, укрепления материально-технической базы и оптимального ее использования;

- внедрённая модель создаст реальные механизмы для образовательной системы, работающие не только для настоящего, но и для будущего сельской территории.

Литература:

1. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России // http://www.maystro.ш/..Л976_kontsept..nma_rossii.pdf.

2. "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271) //http://www.school2ur.narod.ru/2016-2017/3..pdf дата сохранения: 20.05.2016.

3. Стратегия развития системы образования Ставропольского края // http://www.stavminobr.ru/.../strategiya-r...020-goda.html.

4. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили. -Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.

5. Постановление администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № 1243 от 28.12.2016 года "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края" в новой редакции //http: //www. kochubrono. edusite.ru/p3aa1 .html.

6. Фролов, И.В. Организационно-методические аспекты профильного обучения учащихся в сельской школе. / Инновационная деятельность в сельской школе: материалы научно-практич. семинара/ АГПИ им. А.П. Гайдара. - Арзамас, 2006.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Гилева Анжела Валентиновна

Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЮСЬВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье проанализирован опыт этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в конце ХХ - начале XXI века в дошкольных образовательных учреждениях Юсьвинского муниципального района Пермского края. Поднимается вопрос о важности регионального компонента в процессе этнокультурного воспитания. Описаны формы, технологии этнокультурного воспитания, а также направления взаимодействия с социальными партнерами. Основными источниками для анализа ценного педагогического опыта по этнокультурному воспитанию послужили воспоминания руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Юсьвинского муниципального района, методические разработки педагогов, продукты творческой деятельности детей и взрослых. Актуальность работы обусловлена тем, что изучение опыта этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста на территории Пермского края позволит реконструировать региональные воспитательные практики, транслировать ценный педагогический опыт этнокультурного воспитания в новых временных условиях и определить стратегии дальнейшего исследования данной проблемы. На основе анализа полученных материалов выделены педагогические идеи, актуальные для современного дошкольного образования. Автор подчеркивает мысль о том, что изучение педагогического опыта детских садов позволит акцентировать внимание на идеях сензитивности дошкольного детства в процессе этнокультурного воспитания.

Ключевые слова: региональный компонент, содержание дошкольного образования, этнокультурное воспитание, Юсьвинский муниципальный район.

Annotation. The article analyzes the experience of ethnocultural education of preschool children in the late twentieth and early twentieth centuries in pre-school educational institutions of the Yusvinsky municipal district of the Perm Krai. The issue of the importance of the regional component in the process of ethno-cultural education is being raised. Forms, technologies of ethnocultural education, as well as directions of interaction with social partners are described. The main sources for the analysis of valuable pedagogical experience in ethno-cultural education were memories of leaders and educators of pre-school educational institutions of the Yusvinsky municipal district, methodological development of teachers, products of creative activity of children and adults. The relevance of the study is due to the fact that the study of the experience of ethnocultural education of preschool children on the territory of the Perm region will help reconstruct regional educational practices, translate the valuable pedagogical experience of ethno-cultural education in the new temporary conditions and determine strategies for their further research. On the basis of the analysis of the received materials pedagogical ideas, actual for modern preschool education are allocated. The author emphasizes the idea that studying the pedagogical experience of kindergartens will help to emphasize the idea of the sensitivity of preschool childhood in the process of ethno-cultural education.

Keywords: regional component, content of pre-school education, ethno-cultural education, Yusvinsky municipal district.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Важной частью педагогической истории Пермского края является опыт этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Интересные формы этнокультурного воспитания и образовательные традиции были выявлены в ходе экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Юсьвинского муниципального района Пермского края. Период конца XX - начала XXI века характеризовался возросшим интересом к культуре народов Прикамья и использованию ее потенциала в образовательной практике. Село Юсьва находится в Коми-Пермяцком национальном округе и имеет отличительные особенности, которые отражались в содержании этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление с региональными особенностями родного края обеспечивало выпускникам детского сада благополучную социализацию в обществе и воспитывало любовь к родной земле. Работу по этнокультурному воспитанию с детьми дошкольного возраста следует строить с учетом принципа культуросообразности и интеграции, которые обеспечат учет национальных ценностей и традиций в дошкольном образовании и объединят всех участников образовательных отношений для достижения высокого результата взаимодействия. Чрезвычайно важным является положение о том, что процесс этнокультурного воспитания нужно начинать в дошкольном возрасте - сензитивном периоде развития личности ребенка [1]. Именно в этот период происходит возникновение важнейших психических новообразований, к которым можно отнести появление контуров цельного детского мировоззрения, формирование этнокультурных ценностей, зарождение механизмов социальной адаптации и духовно-нравственных основ личности ребенка. Целью данной статьи является описание и анализ опыта этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в конце XX - начале XXI века в дошкольных образовательных учреждениях Юсьвинского муниципального района Пермского края. Подчеркивается значимость использования регионального компонента в процессе этнокультурного воспитания.

Изложение основного материала статьи. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Юсьвинского муниципального района Пермского края вопросы этнокультурного воспитания детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.