Использование произведений этого художественного направления в профессиональной подготовке студентов дает, несомненно, положительный развивающий эффект. Текст и музыка таких произведений поэтичны и очень выразительны, они обогащают новыми впечатлениями, предлагают яркие образы окружающей жизни, учат радоваться добру, сочувствовать чужому горю, воспитывать национальное достоинство, уважение, чуткое отношение ко всему созданному народом. Одним из условий повышения заинтересованности студентов народным фольклорным искусством является связь между музыкой и литературой. Ни один вид искусства, взятый отдельно, не в состоянии решить всю полноту профессиональной подготовки и всестороннего развития студентов, хотя каждый из них влияет на решение этих задач.
Выводы. В процессе профессиональной подготовки на основе фольклорного искусства достигается комплекс художественно-творческого развития, осознанное восприятие содержания музыки и текста песен. Оно выражается в заинтересованном переживании драматургии произведения, в понимании студентами своеобразия комплекса средств художественной выразительности, в способности к аргументированным суждениям об изученных произведениях, в осознании важности роли народной песни в жизни каждого человека. Как показывает практика, эстетический уровень восприятия народного искусства является предпосылкой и основой усвоения содержания произведений. Профессиональная подготовка с привлечением кобзарского искусства является специфической частью педагогического процесса, который формирует моральные идеалы, духовные потребности и интересы.
Литература:
1. Власова. О. Воспитание студентов на национальных традициях фольклорного искусства // Родная школа. - № 10. - 2000. - С. 12-15.
2. Волкова С. Фольклор как педагогический феномен // Образование и управление. - 2003. - С. 98-101.
3. Гулова В.Ю. Национальная культура в воспитании современного учителя музыки // Музыка в школе. - № 1. - 2002. - С. 44-45.
4. Добсаи Л. Метод Кодаи и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии / сост. и общ. ред. Л.А. Баренбойма. - М.: Сов. композитор, 1983. - С. 41-64.
5. Кабалевский Д.Б. Беседы о музыке для юношества // Советская культура, Вып. 1. - Музгиз, 1981. -С. 24-28.
6. Леонтьева О. Карл Орф. - М.: Музыка, 1964. - 160 с.
7. Леонтович М.Д. 36 статей и материалов, сост. В. Довженко. - К., 1947.
8. Нырко А.Ф. Кобзарское наследие // Народное творчество и этнография. - № 2. - 1990. - С. 8-21.
9. Шпачкова С. Педагогика музыкального фольклора. // Искусство в школе. - № 6. - 1998. - С. 57-59.
Педагогика
УДК: 37.01
доктор педагогических наук, доцент кафедры
экономики и права Павловского филиала Шобонов Николай Александрович
«Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (ННГУ) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономики и права Павловского филиала Смагина Марина Владимировна
«Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (ННГУ) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития сельской школы в аспекте традиций народной культуры, подчеркивается важная роль культуросообразного образования на селе в формировании человеческого капитала жителей сельских территорий.
Ключевые слова: сельская школа; этнокультурные традиции; народная культура.
Annotation. The article discusses the development of a rural school in the aspect of the traditions of folk culture, emphasizes the important role of cultural education in countries in the formation of human capital of rural population. Keywords: rural school; ethnocultural traditions; folk culture.
Введение. Современная сельская школа продолжает обладать уникальной возможностью воспитывать подрастающие поколения в диалоге с сохранившимися на селе традициями народной культуры, способствовать формированию этнической идентичности, переосмыслению этнокультурных традиций, вписыванию их в контекст современной культуры. Погружение сельских школьников в пространство культуры предполагает не только освоение знаний традиционной культуры, но и культуры информационной эпохи. Поэтому культурологической задачей сельской школы является осуществление диалога культуры прошлого и современности, организация взаимодействия в воспитательно-образовательном пространстве культурных традиций и новаций [3].
Изложение основного материала статьи. Идеи культурно-исторической педагогики активно развивались в советский и постсоветский период развития отечественного образования.
В соответствии с личностно-ориентированными культурологическими концепциями воспитания (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург), интегративную функцию в модели «культуросообразной школы» выполняет воспитательное пространство, в котором представлен весь универсум ценностей культуры и совокупность социальных, культурных, жизненных выборов, осуществляемых в педагогическом процессе, ориентированном на включение ребенка в социокультурный опыт. К числу культурных практик школьника в модели культуросообразной школы в Нижегородской области относятся: исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные практики.
В образовательно - культурном пространстве ряда муниципальных районов Нижегородской области, в том числе в Арзамасском, Вачском, Вознесенском, Воскресенском, Дивеевском, Павловском, Сосновском и др. они и сегодня продолжают оставаться востребованными и актуальными. В модели «культуросообразной школы» отдается приоритет реализации важнейшей функции воспитания - приобщению детей к ценностям
народной культуры. Необходимым и важным звеном в создании условий для организации разнообразных образовательных процессов, их включения в жизнь сообщества является проектирование культурных практик школьника.
Реализация идеи культуросообразной школы невозможна без использования этнопедагогического подхода. Этот подход реализовывался через проект создания и функционирования ресурсного районного этнокультурного центра в Сосновском муниципальном районе, объединивший усилия сельских образовательных организаций общего и дополнительного образования. Этот центр дал возможность расширить область внеурочной работы по творческому освоению учащимися традиционной культуры (это изучение сохранившихся традиций и использование этих знаний в самостоятельной работе учащихся по реконструкции тех или иных видов этно-культурной практики). Решению поставленных задач культуросообразной школы способствовали основные метапроекты: «Культурно-экологический пейзаж», «Сосновский мост», интегративный проект образовательных организаций общего и дополнительного образования Сосновского района и Нижегородской лаборатории аудиовизуальной этноэкологической антропологии «Народный костюм Сосновского края», результатом которого явился выпуск двухтомного диска и учебной программы по изучению этноса и культуры района.
Объектом проектирования культуросообразной деятельности, на наш взгляд, должны выступать условия, способствующие воспитанию социально-активной, культуротворческой личности. Научно-методическое обеспечение процесса должно осуществляется за счет привлечения к работе специалистов: экологов, краеведов, музейных работников, их сетевому взаимодействию. Можно привести еще один пример такого взаимодействия.
Воскресенский краеведческий музей является инициатором сетевого взаимодействия с образовательными организациями района по расширению этнокультурных практик. Так в 2019 году в Воскресенском краеведческом музее (методист Емельянова Е.А.) открылась мультимедийная экспозиция «Отголоски», посвященная жизни Воскресенского района в ХХ веке. Экспозиция реализована в рамках гранта программы Российского Фонда Культуры «Гений места. Новое краеведение». Для того чтобы понять, как именно «жила страна» в ХХ веке работники музея нашли особый способ повествования об исторических событиях - фольклор. Обращение к фольклору как к языку повествования об исторических событиях обусловлено высокой степенью сохранности фольклорных практик в Воскресенском районе.
Посещение экспозиции стимулирует исследовательскую деятельность школьников, они выполняют доклады о своих населенных пунктах на уроках краеведения. В экспозиционном разделе для школьников проводится квест «Форт-боярд по-Воскресенски», в ходе которого обучающиеся ищут «ключи» к загадкам родного края, а после в работе в группах моделируют герб Воскресенского района, подчеркивая те особенности района, которые им кажутся наиболее существенными [1].
В музее последовательно представлены некоторые события ХХ века, такие как коллективизация, разрушение церквей и преследование за веру, Великая Отечественная война, лесные пожары 1972 года.
Экспозиция «Отголоски» позволяет проводить интегрированные уроки по истории и литературе с элементами регионального компонента по темам «Коллективизация в СССР» и «Великая Отечественная война» для 11 класса. У сельских школьников формируется представление об истории не как о чем-то далеком и глобальном, а о близком и локальном. Они начинают осознавать себя и свои семьи частью истории России, что воспитывает чувство гражданской ответственности и патриотизма. У многих старшеклассников после увиденного и прослушанного появляется желание взять интервью у своих родителей, бабушек и дедушек. Школьники на селе включаются в сбор фольклорного, краеведческого и исторического материала. Совместная работа музея и сельской образовательной организации позволяет наладить межпоколенческие связи в семьях сельских школьников, сохранять этнокультурные традиции [1].
Роль школы в сельском социуме в качестве этнокультурного центра предполагает не только изучение культурного наследия Нижегородского края, но и преобразующее воздействие культуросообразной школы на окружающую ее среду. В данном направлении работали и продолжают работать проекты: «Школа сельских социокультурных практик», «Этно-эколого-культурологическое образование в адаптивной школе», «Социализация личности, основанная на сочетании общечеловеческих ценностей и этнокультурных традиций местного социального контекста», «Школа этно-экологического проектирования» и др. Весьма важно, что все виды деятельности объединяют детей, учителей и жителей села [3].
На наш взгляд, организация социокультурных практик и проектов школьников является наиболее продуктивной формой культурной и социальной идентификации личности выпускника сельской школы. Сельская школа имеет возможность проводить изменения интегративного характера образовательных процессов, в единой взаимосвязи природы, человека, культуры, сельскохозяйственного производства, ориентируясь на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, в которой максимально реализуются ценности, интересы и способности человека, заботливое и бережное отношение к земле, технике, окружающей природе, с культурными потребностями личности и участием в социально-экономическом обновлении села. Социокультурные практики и проекты ориентированы на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы восстановления села и крестьянства, возвращение школе роли этно- социо -культурного центра на селе, что может стать важным шагом на пути преодоления кризиса социальной идентичности.
Многие сельские районы Нижегородской области являются центрами традиционной культуры и, чрезвычайно важно, чтобы этот потенциал достаточно полно использовался в воспитательной деятельности, организации учебного процесса сельских школьников.
Так, Варежская сельская школа Павловского района традиционно уделяет большое внимание возрождению народных промыслов, воспитанию патриотизма, уважения к людям труда, бережное отношение к природе родного края, его истории и народным традициям. Уже более 15 лет школа занимается возрождением народного промысла лозоплетения, на основе авторской программы учителей Плакидина В.И. и Плакидиной С.Н. «Художественное плетение изделий из лозы». Многие специалисты считали, что это одна из самых ярких и самобытных программ, помогающая как подготовить ребят к жизни в рыночных условиях, так и познакомить их с одной из древнейших техник народного творчества, прижившихся и получивших распространение на территории родного края. Школа была школой-лабораторией по художественному плетению изделий из лозы и методическим центром по подготовке учителей и студентов в области лозоплетения. Из разных регионов России, вплоть до Сибири, приезжали в Вареж за опытом, десять дней
здесь учились ремеслу школьники из Англии, приехавшие вместе с профессором Йорского университета Джеймсом Питтом, автором программы по технологии. Вообще варежская школа подготовила более 20 учителей по лозоплетению, которые работают в учебных заведениях не только Нижегородской, но и других областей страны. В 1997 году сельская школа организовала конкурс "Лоза", на котором собрались юные мастера из соседних районов. Затем он проводился три года подряд уже в статусе областного, а в четвертый раз стал Всесоюзным. В 2006 году в школе появился отдельный пристрой, полностью оборудованный для занятий по лозоплетению.
Рассмотрим комбинированную рабочую программу дисциплины «Технология» Варежской сельской школы с элементами народного творчества и проанализируем ее:
Таблица 1
Класс Содержание раздела Результаты освоения раздела Часы раздела Процент от
программы, программы, посвященного программы, общего
посвященного народному творчеству посвященного количества
народному творчеству народному творчеству часов дисцилины
5 Виды природных ив, виды плетения, Научить приемам плетения изделий из ивового прута 10 15%
5 инструменты и оборудование для плетения изделий, плетение основы изделия
6 Плетение изделий из Научить заготавливать, 11 16%
6 лозы, виды плетения, изготовление изделий «панно, корзиночка, подставка». обрабатывать ивовый прут, правильно его хранить; научить изготавливать плетеные изделия без донышка и на плетеном круглом донышке; научить находить и предъявлять информацию об истории лозоплетения в родном крае
7 Показатели качества прута, расчет необходимого для Научить подбирать материалы и оборудование для изготовления изделий из 12 17,5%
7 изготовления изделия количества прута, плетение загибок на тренажере, плетение изделия «Настенное панно» ивового прута; выполнять эскизы изделий из лозы; научить находить и предъявлять информацию об истории народного ремесла лозоплетения в России и за рубежом
8 Заготовка прута для ленты-глянец, изготовление ленты- Научить подбирать материалы и оборудование для изготовления изделий из 6 17,5%
8 глянец с помощью колунка, шмола и шофа, плетение изделия «Кашпо» на основе технологической карты ивового прута; выполнять эскизы изделий из лозы; научить создавать технологическую карту изделия
9 Плетение овальной Научить подбирать материалы 8 23,5%
9 корзиночки, плетение подноса круглой формы и оборудование для изготовления изделий из ивового прута; выполнять эскизы изделий из лозы
Всего с 47 18%
5 по 9
класс
Как видно из таблицы, на данный момент технике лозоплетения, как примеру народно-прикладного творчества, в школе уделяется всего 47 часов, или 18% от времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины «Технология» в среднем звене. Это не в пример меньше того, что выделялось школой в предыдущие десятилетия. Утрачена традиция проведения конкурсов по лозоплетению, ярмарок-продаж, открытых уроков и обучающих семинаров. Сегодня народные промыслы (в частности лозоплетение) переживают глубокий кризис: прерваны связи поколений; нарушены традиции городской и сельской жизни; закрылись некогда процветающие предприятия, выпускающие изделия народно-прикладного творчества; уменьшается число мастеров, владеющих лозоплетением; низкий уровень подготовки учителей к обучению школьников народно-прикладным видам труда, регламентация учебной и внеурочной деятельности, запрет использования труда детей в школе [2].
Сейчас много говорят о возврате к традиционным воспитательным подходам, в том числе и к трудовому воспитанию, этнокультурным практикам. Законодатели предлагают ввести в школах, детских садах и других образовательных организациях трудовое воспитание. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, и в профильном комитете нижней палаты назвали идею правильной. Кроме того, поправки поддерживают в Минпросвещении. В федеральный закон «Об образовании в РФ» (статья 2) предлагается ввести понятие
"трудовое воспитание", определяемое как "процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов" [4]. Трудовое воспитание, по мнению законодателей, лежит в основе гражданского и нравственного становления личности. Поэтому трудолюбие в россиянах надо воспитывать с детства. В федеральном законе могут быть закреплены такие понятия, как «общественно полезный труд», «труд по самообслуживанию», особенности организации трудового воспитания детей, в том числе с использованием этнокультурного компонента.
Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом трудового воспитания обучающихся возможно формирование у обучающихся представлений о ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда на основе осознания важности добросовестного труда, бережного отношения к результатам труда; трудолюбия и ответственности, навыков самообслуживания; интереса к различным профессиям, к традиционным народным промыслам.
Совершенно очевидно, государство возвращается в систему трудового, этнокультурного воспитания, профессиональной ориентации сельских школьников. Сегодня было бы неплохо поработать над ошибками, извлечь уроки и предложить новые и «забытые старые» формы этнокультурного воспитания школьников в условиях села. Государство должно обозначить приоритеты в развитии сельской школы, обозначить место и роль сельского образования в комплексном развитии сельских территорий, формировании и развитии местных рынков труда, а для этого необходима широкая база социоэтнокультурных и трудовых практик. Сегодня нужна поддержка развитию системы трудовой подготовки, этнокультурных традиций в системе воспитания сельского школьника со стороны органов местного самоуправления муниципальных районов с учетом индивидуальных особенностей сельских школьников и с учетом муниципального рынка труда. Многое в решении этих вопросов зависит и от руководителей образовательных организаций, директоров сельских школ, от их умения и желания заниматься инновационной деятельностью по сохранению и использованию идей культуросообразной школы, народной педагогики.
Выводы. Образование на селе в состоянии помочь сохранению и развитию богатства и традиций народной культуры, народного декоративно-прикладного искусства. Диалогический характер восприятия знаний в области декоративно-прикладных искусств предопределен самой сущностью народного творчества. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений (диахронный диалог культур), влияет на формирование художественных вкусов (диалог традиции и социума), и его основу неизменно составляет творческий ручной труд мастера (реконструкция).
Правительство РФ в последнее время проявляет интерес к развитию сельских территорий. За последние пять лет были приняты Стратегия устойчивого развития сельских территорий (2015 г.), Стратегия пространственного развития РФ (февраль 2019 г.). Сегодня Правительство РФ разрабатывает Программу комплексного развития сельских территорий.
Государство должно обозначить приоритеты в развитии сельской школы, обозначить место и роль сельского образования в комплексном развитии сельских территорий. Устойчивое развитие сельских территорий напрямую зависит от качества человеческого капитала жителей села, а значит и от эффективной работы сельской школы по приобщению школьников к этнокультурным традициям и воспитанию любви к малой родине.
Литература:
1. Емельянова Е.А. Мультимедийная экспозиция «Отголоски» Воскресенского краеведческого музея как пространство сохранения и трансляции традиционной культуры и образовательно-воспитательная площадка. // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Народная культура в системе современного образования: проблемы, опыт, перспективы». Арзамас, 2019.
2. Плакидин В.И. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов. - Автореферат диссертации канд. пед. наук: М., 2006.
3. Шобонов Н.А. Социально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ. - Автореферат диссертации док. пед. наук: Н. Новгород, 2010.
4. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/Zakonoproekty-nahodyashhiesya-na-rassmot (дата обращения 01.06.2019 г.)
Педагогика
УДК:372.893
доктор педагогических наук, профессор Штрекер Нина Юрьевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается и анализируется отношения к истории, а так же её восприятие в различных странах Европы и США. Данное исследование позволяет выявить тенденции развития исторического образования на современном этапе развития в странах Евросоюза и США.
Ключевые слова: историческое образование, обучение, история, учитель, ученики, исторические источники.
Annotation. The article examines and analyzes the relationship to history, as well as its perception in different countries of Europe and the United States. This study allows us to identify trends in the development of historical education at the present stage of development in the European Union and the United States. Keywords: historical education, training, history, teacher, students, historical sources.