Научная статья на тему 'Традиции производства художественных изделий из лозы в Кирово-Чепецке'

Традиции производства художественных изделий из лозы в Кирово-Чепецке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции производства художественных изделий из лозы в Кирово-Чепецке»

Кувшинова Елена Львовна

Предприятие по производству изделий народных художественных промыслов ООО «Азимут» (г. Кирово-Чепецк, Кировская обл., Российская Федерация); руководитель предприятия, член художественно-экспертного Совета по народным художественным промыслам Кировской области; e-mail: ivolga4@yandex.ru

ТРАДИЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОЗЫ В КИРОВО-ЧЕПЕЦКЕ

На фоне возникшего в последние годы интереса к местам традиционного бытования народных художественных промыслов, будет небезынтересно вспомнить об искусстве плетения корзин и корзиночных изделий. Как сейчас обстоят дела с этим давним традиционным народным ремеслом, занятием жителей сельской местности, которое бытовало повсеместно по всей России?

Ни количественно по числу мастеров, ни территориально, народные художественные промыслы не могли сравниться с традиционными народными ремёслами, бытовавшими как воздух - везде. Вятский край особенно богат ивовым прутом, что обусловило в определенной степени сохранение и развитие лозоплетения

в регионе. До наших дней дошла память о мастеровых предках, остались музейные коллекции предметов народного искусства и, главное, индивидуальные мастера и предприятия народных промыслов и ремесел, где любят, сохраняют и удивляют гостей лучшими образцами подлинно народного искусства.

Вятская губерния долго представляла собой, как говорили, «мужицкое царство». Помимо земледелия и скотоводства, крестьяне «самоуком» старательно обучались грамоте, активно занимались промыслами и ремеслами, среди которых корзиночный промысел был одним из самых распространенных. Делали предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, плетёные

Рис. 1 - Образцы современной продукции из лозы ООО «Азимут» (г. Кирово-Чепецк)

Кувшинова Елена Львовна

ловушки для зверей и птиц. Люди круглый год много работали, активно торговали, следовательно, и жили хорошо - бедняцких хозяйств в крае было немного, преобладали крестьяне-середняки.

На территории с. Усть-Чепца (поселения, на месте которого впоследствии был основан город Кирово-Чепецк) и близлежащих сел проходили большие базары и ярмарки, куда съезжались со всех окрестных деревень и волостей Вятского уезда, а также Нижегородского, Вологодского и прочих уездов и губерний. Здесь встречались купцы из Глазова, Казани, Москвы. Привозил местный мастеровой люд плетеную из лозы мебель - стулья, кресла и даже буфеты, пестери из бересты (заплечные сумки для ягод), лозяные верши, корзины, сумки для рыбы; в некоторых источниках упоминаются даже лапти из тальника (ивовой коры).

В обычные дни недели молодежь и дети ходили в церковно-приходскую и земскую школы, помогали родителям по хозяйству, занимались учебой, рисованием; в зимнее время приобщались к кустарным ремеслам и подсобным производствам - так возникали целые семейные династии кустарей, сохранившие основу промысла для современных мастеров.

Не случайно именно на Вятке сегодня располагается одно из довольно известных в России производств художественных изделий из лозы - ООО «Азимут» в г. Ки-рово-Чепецк. Представлена эта отрасль также большим количеством мастеров-надомников и творческих мастерских. В отличие от некоторых других народных ремесел, лозоплетение не несет «налета музейности», зато имеет все шансы для успешного врастания в современный рынок. Особенным успехом у туристов и гостей региона пользуются мастер-классы по плетению из лозы изделий мелких и средних форм, техника инкрустации берестой, работа в комбинированной технике в сочетании со столярной работой. Несмотря на все достижения технического прогресса, альтернативы удобным и легким корзинкам из ивового прута до сих пор не придумали. Оказывается, делать из этого природного материала можно практиче-

ски все - вплоть до качественных полов, мебели и небольших построек. Плетеные короба для выкладки товаров уверенно занимают место на полках кировских супермаркетов. Хозяйственные корзины для овощей, ягод, фруктов, белья, игрушек органично вписались в обиход современного дома. Подарок в оригинальной упаковке из лозы считается образцом хорошего вкуса. Красивые и практичные домики из лозы и текстиля для содержания домашних любимцев стали привычной частью интерьера квартиры. Искусство плетения позволяет создавать уникальные изделия во всем их многообразии.

Есть, однако, в этом ремесле одна особенность, мешающая ему приобрести широкую популярность. Дело в том, что искусство плетения из лозы - это тяжелый физический труд, а им современные (и, увы, особенно молодые) люди зачастую брезгуют. Поэтому крупных предприятий по производству высокохудожественных изделий из лозы, да еще и ориентированных на работу в секторе туризма, в нашей стране очень и очень мало. Следует также отметить, что возрождение ремёсел в том виде, в каком они существовали на момент 20-30-х гг. XX в., для широкого показа подходит только в зонах консервации народной культуры. Создание же маршрутов, интересных туристу, напрямую связано с жизненной необходимостью того или иного промысла в каждой конкретной ситуации и каждом конкретном регионе. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любой промысел в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязан к предметной среде человека. Ремесло существует как конкретный, востребованный обществом товар, иначе это реконструкция, искусственная игра в «старое».

В этом смысле на первый план и выходит роль предприятий народных промыслов. Именно они действуют как центры притяжения в своих регионах. Именно они - действующие производственные единицы - сегодня занимаются актуализацией ремесел во всех проявлениях, насыщают продукцией прилавки магазинов,

обеспечивают передачу опыта, обучение и занятость населения, делают промыслы интересными и современными, востребованными как объекты интереса и показа в т.ч. и у туристов.

Можно определить два вида ремесленных сувениров - аутентичные предметы и новые изделия. Производственникам, безусловно, понятно стремление обывателя и туриста получить недорого и быстро что-то от образцов народного искусства. Но с таким односторонним подходом исконная функция традиционных народных ремёсел будет неизменно угасать. Современный мастер, опираясь на тех-

нологическую и производственную базу своего предприятия, создает не столько сувениры, сколько практичные и утилитарные изделия в ремесленных традициях своих предков, тем самым продлевая им жизнь. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования в обществе, то она не сможет выступать в качестве его основы. Для нас выражение «жить по-русски» имеет вполне конкретное значение: жить и работать в той среде, которая продолжает предметную среду наших предков в самом лучшем, в самом современном ее звучании.

ТУРДАЙДЖЕСТ

ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИИ

С 4 по 6 сентября 2015 г. в рамках празднования дня города в г. Дмитров прошёл I Фестиваль народных художественных промыслов малых и средних городов России, организованный Ассоциацией «Народные художественные промыслы России», при поддержке Ассоциации малых и средних городов России и Администрации Дмитровского муниципального района Московской области.

Программа фестиваля включала в себя ярмарку народных художественных промыслов, мастер-классы и выставку высокохудожественных произведений молодых мастеров и заслуженных художников России.

Свои изделия представили предприятия промыслов, а также мастера и художники из 20 городов и регионов страны: Москвы, Уфы, Набережных Челнов, Ворсмы, Ельца, Калуги, Торжка, Тулы, Дмитрова, Урюпинска, Екатеринбурга, Суздаля, Озёрска, Коврова, Оренбурга, Вербилок, Твери, п. Дятьково, Волгореченска, п. Одоева, Сергиево-Посада и др. Гости ярмарки смогли ознакомиться и приобрести, как традиционные, так и авторские современные изделия.

Фестиваль стал ярким событием, возрождающим и поддерживающим традиции народной культуры регионов страны, представил видовое разнообразие народных промыслов и ремесел, а также современные тенденции развития народной культуры.

По материалам сайта «Ассоциации НХП России» http://www.nkhp.ru/dmitrov.htm (дата обращения: 15.10.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.