Научная статья на тему 'Возможности использования песенного фольклора в профессиональной подготовке будущих учителей музыки'

Возможности использования песенного фольклора в профессиональной подготовке будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / КОБЗАРСКОЕ ИСКУССТВО / PROFESSIONAL TRAINING / MUSIC TEACHER / MUSICAL FOLKLORE / KOBZAR ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

В статье раскрываются теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Рассматриваются вопросы использования в процессе обучения музыкального фольклора, как многофункционального фактора воспитания педагогической культуры на основе музыкального национального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING SONG FOLKLORE IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS

The article reveals the theoretical aspects of professional training of future music teachers. The article deals with the use of musical folklore as a multifunctional factor in the education of pedagogical culture on the basis of musical national art.

Текст научной работы на тему «Возможности использования песенного фольклора в профессиональной подготовке будущих учителей музыки»

Был проведен обзор литературы по определениям и развитию мультимедиа. Кроме того, обзор литературы был проведен по мультимедиа как метода обучения с теоретической и педагогической точек зрения. Анализируя слабость и силу CALL, обсуждаются некоторые практические и эффективные способы обучения, предложенные профессиональными педагогами и квалифицированными учителями, о том, как эффективно использовать мультимедиа в классе Г1, с. 121.

Выводы. В результате использования компьютерных способов при преподавании иностранных языков повышается активность учащихся, студентов на занятиях. Масса существенных задач может быть реализована при основанной таким образом деятельности. Учитель может повысить мотивацию и самостоятельность учеников, найти индивидуальный подход при введении нового материала и та далее.

Обзор литературы позволил прийти к следующему заключению: мультимедийное обучение английскому языку является новейшей техникой, имеющей как сильные, так и слабые стороны. Учителя, которые считают мультимедийные занятия наиболее важным фактором эффективности обучения, должны в полной мере использовать мультимедиа для создания аутентичной среды преподавания и обучения языку, где ученики могут легко и эффективно овладеть языком.

Проанализировав применение мультимедийных средств на занятиях по иностранному языку, мы поняли, что потенциал использования мультимедийных средств при изучении иностранного языка, развитию навыков во всевозможных видах разговорной деятельности высок. Сейчас компьютерные технологии на занятиях по английскому языку применяются на различных фазах занятия при преподавании фонетической стороны речи, обучении пониманию речи на слух, чтению, разговорной речи.

Еще мы обнаружили, что все типы компьютерных технологий имеют не только значительные преимущества в сопоставлении с обычными методами обучения, но и некоторые несовершенства. Несомненные преимущества мультимедийных технологий включают в себя то, что их применение на уроках иностранного языка дает возможность учесть особенности постижения информации обучающимися.

Было проведено тематическое исследование, чтобы оценить реакцию обычных студентов, изучающих английский язык, на использование технологий в процессе обучения.

Итак, использование на занятиях мультимедийных средств приняло довольно широкомасштабный характер. У многих учащихся есть дома компьютеры, и они обладают базовыми навыками его использования.

Литература:

1. Марьянская Н.В., Современные образовательные технологии на уроках английского языка. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2011/08/23/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii

2. Обидина М.Б., Использование мультимедийных технологий на уроках. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library / 2013/12/15/ ispolzovanie-multimediynykh-tekhnologiy

3. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // http://rus.neicon.ru:8080/xmlui/bitstream/handle

4. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М., П-Центр, 2009. - 240 с.

5. Фирфарова В.М., Использование мультимедийных учебников при дистанционном обучении английскому языку. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/04/28/statya-na-temu-ispolzovanie

6. Яменко О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. - М., 2013. - № 4. - 120 с.

7. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=867706

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Рассматриваются вопросы использования в процессе обучения музыкального фольклора, как многофункционального фактора воспитания педагогической культуры на основе музыкального национального искусства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель музыки, музыкальный фольклор, кобзарское искусство.

An^tatton. The article reveals the theoretical aspects of professional training of future music teachers. The article deals with the use of musical folklore as a multifunctional factor in the education of pedagogical culture on the basis of musical national art.

Keywords: professional training, music teacher, musical folklore, Kobzar art.

Введение. В наше время проблема использования фольклора в профессиональной подготовке, как одного из характерных показателей национального искусства и культуры, остается весьма острой. Народная песня практически исчезла из быта, особенно городского, вековые традиции народа во многих регионах России забываются. Поэтому не удивительно, что усовершенствование системы музыкально-эстетического воспитания касается, прежде всего, вопросов использования фольклора как объективного фактора

воспитания интереса к народным музыкальным истокам. На современном этапе вопрос воспитания народной песней стал одним из ведущих в профессиональной работе учителя музыки. И педагоги, и музыканты едины в том, что вековечные духовные традиции и потенциал народа должны стать приобретением личности.

Изложение основного материала статьи. Противоречивость современного музыкально-воспитательного процесса, неоднозначность подходов к использованию народного музыкального наследия в воспитании будущего профессионала-музыканта, побуждают к поиску эффективных путей музыкального воспитания и формированию педагогической культуры на основе музыкального национального искусства. Проблемы, которые при этом возникают, лежат не столько в плоскости практики, сколько в историко-теоретическом осмыслении процесса музыкального обучения и воспитания.

Определяющая роль национального искусства в музыкально- образовательной деятельности освещается в исследованиях Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева и др. Теоретические основы народной педагогики в процессе воспитания, а также идеи реализации этнических традиций активно раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Т. Картавцевой, И.С. Кона, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Разнообразные возможности включения народной культуры и различных методик освоения музыкального фольклора в образовательный процесс рассматриваются в научных материалах М.А. Алдошина, Л.С. Бабенко, Т.С. Комарова, Л.Л. Куприянова, М.А. Некрасова, Л.В. Шамина и др.

Определенную ценность несут педагогические идеи Н. Леонтовича, который придавал первостепенное значение народной песне как жанру, наиболее близкому и понятному разным возрастным категориям, считая народную музыку незаменимой в воспитании подрастающего поколения [7]. К. Орф [6] в своей музыкально-педагогической деятельности определял фольклор как первооснову развития музыкальной культуры юношества. Венгерский композитор и педагог З. Кодаи [4] в музыкальном воспитании и образовании отдавал приоритет народной песенной культуре.

Вокальное и инструментальное творчество народа - неувядающая красота его духовной культуры. Все грани жизни, его мечты и надежды отражены в песнях и думах, сказках и легендах. Красота и благородство души, высокий и гордый полет мысли и воодушевление вместили в свои творения в течение столетий поколения безымянных народных певцов и поэтов. Нежные и душевные, наполненные глубокой жалостью, тревогой, сердечностью и человечностью - произведения славянского песенного фольклора своей красотой известны всему миру.

Фольклорное произведение в целом представляет некий семиотический текст, его компоненты, в свою очередь, также знаковые тексты. Например, вербальный (словесный) текст, музыкальный (напев, инструментальный наигрыш) текст. «Каждое фольклорное произведение, с одной стороны, представляет собой совокупность образующих его элементов, а с другой - компонент текста более крупного масштаба и, следовательно, должно рассматриваться в его контексте» [2; с. 99]. Например, свадебная песня, включает в себя слово, напев, движение. Она в свою очередь является частью свадебного обряда, в контексте которого определяются содержание и форма, поэтический текст, напев и движения.

Многогранность информационного текста фольклорного произведения воспринимается в единстве только при непосредственном наблюдении его исполнения. Современная фольклористика требует, чтобы запись фольклорного произведения с наибольшей полнотой и достоверностью отражала и его текст, и его контекст. Для верного прочтения текста фольклорного произведения необходимо расшифровать и осмыслить его контекст. Иначе даже опытным искусствоведам бывает сложно проанализировать произведение народного творчества, и истинный смысл его остается скрытым.

Фольклор как явление культуры устной традиции на современном этапе продолжает существовать и в письменной традиции. На протяжении веков эти традиционные формы исполнительства, взаимодействуя, оказывают влияние друг на друга. В современном музыкальном искусстве фольклорные произведения входят в репертуар домашнего музицирования, не обусловленного бытовой функцией, в учебные программы общего и специального образования, активно звучат с концертной эстрады. Это повсеместная реальность. Но в этой реальности значительно меняется и функция, и форма фольклорных произведений. Сегодня их освоение происходит на основе письменных источников, при этом исполнитель буквально следует тексту, а вариативность и импровизационность фактически утрачивается. Включение фольклорного репертуара в художественные концертные программы приводит зачастую к необходимости «подгонять» фольклорные произведения под нормы этих программ, что влечет за собой вторжение в текст: он сокращается, многие компоненты его утрачиваются, заменяются непонятные многим диалектные фразы в словесном тексте [3].

Этот же процесс характерен и для популярных нотных изданий с образцами народного творчества, в которых происходит своеобразный перевод их на общераспространенный литературно-музыкальный язык. Исполнители-солисты и творческие коллективы, которые по своему назначению и роду деятельности должны пропагандировать фольклор, например народные академические хоры, сознательно интерпретируют фольклорные произведения на основе новых концертно-эстетических критериев. «Вырастая из фольклора и постоянно учась у него, новая исполнительская форма по-своему решает социальные и художественные задачи, переводя фольклорную певческую традицию на другой исполнительский язык, в область иной эстетики. И этот новый мир... имеет свои законы: звукоизвлечения, голосоведения, фактуры, динамики, формы, которые отличаются от фольклорных.» [1; с. 12].

Чтобы успешно воспитывать у своих воспитанников музыкальную культуру на основе национального искусства, педагог и сам должен быть глубоко убежденным в жизненной силе народного творчества, любить и наслаждаться народной музыкой, хорошо понимать ту специфику, которая отличает народное творчество от произведений профессиональных композиторов, музыки других народов. Он должен понимать, что интерес современной педагогики к народным истокам это не ностальгия или модная ретроспектива, а осознание и уважение тех колоссальных духовных усилий сотен предыдущих поколений, которые обусловили сегодняшний уровень культуры нашего общества.

Процесс становления национальной самобытности Крымского региона порождает новые условия развития музыкальной культуры, в том числе кобзарского искусства, как важной составляющей её части. Вокально-инструментальные коллективы исполнителей на народных инструментах, в том числе на бандуре, на сегодняшний день широко представлены на Крымском полуострове, о чем свидетельствует активное участие таких исполнителей в ежегодном фольклорном конкурсе «Звени, бандура!», проводимом на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) КФУ им. В. Вернадского. Среди активных участников

можно назвать коллективы из Севастополя, Симферополя, Феодосии, Керчи, Ялты.

Способ приобретения и передачи культурно-социального опыта кобзарского искусства сегодня активно входит в сферу воспитательной работы с разными возрастными группами, предусматривая целостное развитие личности, её духовных и познавательных способностей, приобщение к национальным ценностям культуры, вызывая потребность к музыкально - творческой деятельности. Сохранение и возрождение творчества певцов - кобзарей, а на современном этапе исполнительская работа солистов и участников ансамблей бандуристов способствует совершенствованию национального музыкального воспитания, развитию самобытной фольклорной культуры и искусства [8; с. 12].

На современном этапе феномен кобзарской музыкальной культуры является не только своеобразным продолжением народных музыкальных традиций, но и фактором формирования современной исполнительской музыкальной культуры. Новый этап в развитии фольклорного исполнительского искусства неразрывно связан с профессиональной подготовкой в системе музыкально - педагогического образования. Искусство кобзарей как одно из проявлений глобального мироощущения приобретает особое значение в период роста популярности бандурного исполнительства и презентации кобзарской культуры в мире. Народный инструмент звучит сейчас в разных странах: России, Украине, Канаде, США, Австралии и других странах.

На основе анализа работ отечественных композиторов, педагогов, музыковедов можно дать определение кобзарского искусства как особой многокомпонентной формы, которая предусматривает органическую взаимосвязь музыки и текста, синтез вокального и инструментального исполнительства. Творческая практика бандуристов рассматривается одновременно как особый способ познания информации по истории музыкальной культуры и как один из факторов национального воспитания. Кобзарское искусство требует детального изучения и переосмысления его места в процессе совершенствования музыкального воспитания, раскрытие его как целостного своеобразного и уникального явления, изучение закономерностей его исторического, этнического развития, специфики развития этого вида искусства как фрагмента социокультурной среды.

Профессиональная подготовка будущих учителей музыки состоит в целостном подходе к обучению и воспитанию студентов на национальных традициях фольклорной музыки, в частности кобзарского искусства. Ведь песенное наследие кобзарей один из важных и значимых составляющих компонентов национальной культуры и духовной жизни народа. Д.Кабалевский называл народные песни и танцы «своеобразной энциклопедией жизни народов мира» [5; с. 26].

Анализ музыкально-песенного материала фольклорного наследия кобзарей даёт возможность сделать вывод, что он, развиваясь в тесной взаимосвязи с особенностями языковой культуры, накопил свою интонационную специфику, которая отличается высокой художественностью, разнообразием способов выразительности, оригинальными музыкальными образами, отражением разнообразных чувств и настроения человека, связанных с окружающей средой. Кобзарское искусство за время своего существования (более пяти веков) сохранило свою специфику, содержание и свой колорит. Оно характеризуется своеобразными национальными воспитательными возможностями, которые обеспечивают ему жизнеспособность в длительных испытаниях временем [9].

Песенный фольклорный материал, как один из лучших образцов мировой музыкальной культуры, имеет значительные воспитательные возможности и может успешно использоваться как способ усовершенствования национального воспитания, повышения эффективности традиций исполнительского искусства. Воспитательное значение кобзарского искусства обусловлено тем, что его содержание несёт реальное отражение жизни народа, любви к Отечеству.

Музыкальное кобзарское творчество вполне может являться действенным способом профессиональной подготовки, непосредственно влиять на мировоззрение, духовное развитие, формирование ценностных ориентаций студентов. Народное вокальное творчество осуществляет активное влияние на сферу моральных взаимоотношений, способствует совершенствованию общей культуры, формированию полноценного самосознания.

Народная песня всегда утверждала высокую духовность народа, красоту и гармонию мира. В ней нашла отражение вся жизнь народа, его мудрость, мечты и надежды, горе и радость, прославление труда и память о значительных событиях, народных героях. Творчество кобзарей годами вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость людей и передавало их последующим поколениям, активно пропагандируя моральные нормы и эстетические идеалы. Кобзарское песенное наследие отличается богатством тем, форм, интонаций и образов. Эта многогранность объясняется тем, что песенный фольклор слагался в процессе разнообразной деятельности человека. Народно-песенные традиции формировались на протяжении многих столетий, что и определяет их художественно-эстетическое совершенство и художественную ценность. «Прекрасные образцы кобзарского искусства содержат все критерии действенности художественных произведений: силу влияния, художественное совершенство, лаконичность выражения мыслей и чувств, простоту и глубокое внутренние содержание» [8; с. 20].

При работе с фольклорным репертуаром педагог часто сталкивается с региональным стилевым многообразием и самих фольклорных текстов, и манеры исполнения, являющейся их неотъемлемой частью. В этом случае наиболее эффективной формой работы будет опора на исполнительские традиции своего региона. Не ставя целью овладение через исполнительство различными местными стилями, можно ограничиться их слуховым восприятием, используя фонограммы. Разумеется, единых рецептов того, как вводить в репертуар коллектива фольклорный материал, не может быть дано. Важно, чтобы в любой форме обращения к народному творчеству основной задачей было понимание его специфических стилевых и художественных свойств. Важно также исходить при этом из исполнительских особенностей фольклорного материала. Необходимо чувствовать и то, как работать с художественным образом и драматургией фольклорных произведений, чтобы логично и последовательно обращаться к раскрытию извечных ценностей, скрытых в его глубине не скользя лишь по поверхности внешних проявлений.

Вводя в практический репертуар творческих коллективов вокальные произведения разных народов, нужно стремиться к исполнению их на языке оригинала. Тогда песня сохраняет свой национальный колорит и запоминается надолго, к тому же пение на разных языках, построенных на различных интонационно-музыкальных системах, развивает музыкальные способности и художественный вкус.

Фольклорное искусство имеет ярко выраженную дидактическую педагогическую направленность.

Использование произведений этого художественного направления в профессиональной подготовке студентов дает, несомненно, положительный развивающий эффект. Текст и музыка таких произведений поэтичны и очень выразительны, они обогащают новыми впечатлениями, предлагают яркие образы окружающей жизни, учат радоваться добру, сочувствовать чужому горю, воспитывать национальное достоинство, уважение, чуткое отношение ко всему созданному народом. Одним из условий повышения заинтересованности студентов народным фольклорным искусством является связь между музыкой и литературой. Ни один вид искусства, взятый отдельно, не в состоянии решить всю полноту профессиональной подготовки и всестороннего развития студентов, хотя каждый из них влияет на решение этих задач.

Выводы. В процессе профессиональной подготовки на основе фольклорного искусства достигается комплекс художественно-творческого развития, осознанное восприятие содержания музыки и текста песен. Оно выражается в заинтересованном переживании драматургии произведения, в понимании студентами своеобразия комплекса средств художественной выразительности, в способности к аргументированным суждениям об изученных произведениях, в осознании важности роли народной песни в жизни каждого человека. Как показывает практика, эстетический уровень восприятия народного искусства является предпосылкой и основой усвоения содержания произведений. Профессиональная подготовка с привлечением кобзарского искусства является специфической частью педагогического процесса, который формирует моральные идеалы, духовные потребности и интересы.

Литература:

1. Власова. О. Воспитание студентов на национальных традициях фольклорного искусства // Родная школа. - № 10. - 2000. - С. 12-15.

2. Волкова С. Фольклор как педагогический феномен // Образование и управление. - 2003. - С. 98-101.

3. Гулова В.Ю. Национальная культура в воспитании современного учителя музыки // Музыка в школе. - № 1. - 2002. - С. 44-45.

4. Добсаи Л. Метод Кодаи и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии / сост. и общ. ред. Л.А. Баренбойма. - М.: Сов. композитор, 1983. - С. 41-64.

5. Кабалевский Д.Б. Беседы о музыке для юношества // Советская культура, Вып. 1. - Музгиз, 1981. -С. 24-28.

6. Леонтьева О. Карл Орф. - М.: Музыка, 1964. - 160 с.

7. Леонтович М.Д. 36 статей и материалов, сост. В. Довженко. - К., 1947.

8. Нырко А.Ф. Кобзарское наследие // Народное творчество и этнография. - № 2. - 1990. - С. 8-21.

9. Шпачкова С. Педагогика музыкального фольклора. // Искусство в школе. - № 6. - 1998. - С. 57-59.

Педагогика

УДК: 37.01

доктор педагогических наук, доцент кафедры

экономики и права Павловского филиала Шобонов Николай Александрович

«Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (ННГУ) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и права Павловского филиала Смагина Марина Владимировна

«Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (ННГУ) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития сельской школы в аспекте традиций народной культуры, подчеркивается важная роль культуросообразного образования на селе в формировании человеческого капитала жителей сельских территорий.

Ключевые слова: сельская школа; этнокультурные традиции; народная культура.

Annotation. The article discusses the development of a rural school in the aspect of the traditions of folk culture, emphasizes the important role of cultural education in countries in the formation of human capital of rural population. Keywords: rural school; ethnocultural traditions; folk culture.

Введение. Современная сельская школа продолжает обладать уникальной возможностью воспитывать подрастающие поколения в диалоге с сохранившимися на селе традициями народной культуры, способствовать формированию этнической идентичности, переосмыслению этнокультурных традиций, вписыванию их в контекст современной культуры. Погружение сельских школьников в пространство культуры предполагает не только освоение знаний традиционной культуры, но и культуры информационной эпохи. Поэтому культурологической задачей сельской школы является осуществление диалога культуры прошлого и современности, организация взаимодействия в воспитательно-образовательном пространстве культурных традиций и новаций [3].

Изложение основного материала статьи. Идеи культурно-исторической педагогики активно развивались в советский и постсоветский период развития отечественного образования.

В соответствии с личностно-ориентированными культурологическими концепциями воспитания (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург), интегративную функцию в модели «культуросообразной школы» выполняет воспитательное пространство, в котором представлен весь универсум ценностей культуры и совокупность социальных, культурных, жизненных выборов, осуществляемых в педагогическом процессе, ориентированном на включение ребенка в социокультурный опыт. К числу культурных практик школьника в модели культуросообразной школы в Нижегородской области относятся: исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные практики.

В образовательно - культурном пространстве ряда муниципальных районов Нижегородской области, в том числе в Арзамасском, Вачском, Вознесенском, Воскресенском, Дивеевском, Павловском, Сосновском и др. они и сегодня продолжают оставаться востребованными и актуальными. В модели «культуросообразной школы» отдается приоритет реализации важнейшей функции воспитания - приобщению детей к ценностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.