\аудпоиго г Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 37.04
Проблема этнокультурного многообразия сельских школ
В. В. Хегай
Институт психологии и педагогики СахГУ, г. Южно-Сахалинск
Аннотация.
Ключевые слова:
Поднимается проблема этнокультурного многообразия. Автор анализирует ряд проблем, связанных с адаптацией мигрантов. Особое внимание уделено постановке задач, стоящих перед сельской школой.
сельская школа, этнокультурное многообразие, толерантность, миграция.
Сегодня складывается ситуация, стимулирующая взаимодействие и взаимозависимость культур и народов. Многообразие общества усиливается за счёт интенсивных этнокультурных процессов, которые происходят в современном обществе и являются характерной чертой его развития. Всё более углубляющаяся глобализация экономики, интернационализация социокультурных процессов ведут к значительному росту культурно-языковых контактов, смешению населения, мобильности и миграции.
Меняется этнокультурная ситуация и в Российской Федерации: уровень мобильности населения снизился после распада СССР, однако в процессе экономического роста страны усилились миграционные потоки, которые существенно изменили этнонациональный состав государства. Первым делом, в начале 1990-х, вернулись этнические русские. Общее число приехавших русских в 1992-2000 гг. оценивается в 8 млн человек. Далее, в процессе экономического роста в стране, большую долю миграционного потока составили трудовые мигранты.
В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную этническую структуру, состоящую из более 100 этносов и этнических групп. По данным Федеральной миграционной службы, в 2015 году отмечено значительное количество прибывших из-за пределов России - 17 083 849 человек, в том числе из государств участников СНГ. Также заметно увеличение количества человек, получивших гражданство РФ - 209 799 человек,
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 157 791 человек. [2]. В таблице 1 представлены данные Федеральной миграционной службы (по состоянию на 5 апреля 2016 года) о количестве находящихся в стране иностранных граждан.
Таблица 1
Этнический состав миграционного потока в Россию
№ п/п Гражданство Мужчины (чел.) Женщины (чел.) Итого (чел)
1. Азербайджан 338 562 180 257 518 819
2. Беларусь 369 765 283 828 653 593
3. Казахстан 370 632 251510 622 142
4. Киргизия 351 121 223 073 574 194
5. Таджикистан 727 330 151 206 878 536
6. Узбекистан 1 428 167 327 614 1 755 781
7. Украина 1 445 213 1 036 195 2 481 408
Миграционные потоки очень многообразны. У большинства мигрантов возникает ряд проблем, связанных с интеграцией в местное сообщество. Во-первых, это проблема языка: не все мигранты владеют русским языком, из-за чего возникают трудности при контакте с местным населением.
Согласно ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 1 января 2015 года иностранный гражданин обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации [5]. Это необходимо, если мигрант обращается за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу. Отсюда возникает проблема, связанная с трудоустройством: ввиду того что не все мигранты имеют сертификат владения русским языком, они вынуждены устраиваться на низкоквалифицированные должности с небольшой заработной платой.
Одной из серьезнейших проблем является адаптация детей-мигрантов в образовательной среде. Ввиду того что ребёнок-мигрант не знает русского языка, культуры и традиций, он находится в трудных условиях, поскольку та среда, откуда он приехал, отличается от среды нового места жительства. В процессе интеграции ребёнок может забыть свой язык, культурные этнические особенности. Все перечисленные факторы делают процессы обучения и адаптации затруднительными, вследствие чего дети-мигранты нуждаются в педагогической помощи и поддержке.
Существует и проблема воспитания у детей основной группы населения принятия других культур. Из-за того, что ребёнок недостаточно знает об образе жизни, традициях и обычаях представителей других национальностей, возникают конфликты и недопонимание. Современное образование должно обращать внимание на этот аспект, так как в силу развивающихся международных отношений выпускники должны быть готовы к взаимодействию с людьми из
разных стран.
Подготовка молодого поколения к взаимодействию с представителями многих этносов и культур является одной из приоритетных задач в документах международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы). Вопросы поликультурного образования рассматриваются в таких международных документах, как Гамбургская декларация об обучении взрослых, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека, Европейская хартия о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека 2010 года, Всеобщая декларация прав человека. В Российской Федерации задачи поликультурного образования отражены в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О языках народов Российской Федерации», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), а также в федеральных государственных образовательных стандартах. На основе этих документов была разработана Концепция поликультурного образования в Российской Федерации, учитываюшая национальные (общегосударственные), национально-региональные и этнокультурные потребности многонационального народа России [4].
Приоритетной задачей политики РФ как одной из наиболее многонациональных стран мира является стабилизация межнациональных отношений. Учебные заведения выполняют задачу, поставленную государством: формируют культуру межнационального общения. Отличительной особенностью школ России является национальное многообразие учащихся. Сегодня практически нет мононациональных образовательных учреждений. В любой общеобразовательной организации или вузе присутствуют учащиеся различных этносов, поэтому педагоги должны воспитывать уважение не только к традициям народов России, но и к истории и культуре других народов.
Актуальным является решение вопросов этнокультурного многообразия в школах, расположенных в сельской местности. Сельские школы в России составляют около 70 % от всех образовательных школ. Есть регионы, где число сельских школ достигает 80 %. На селе обучается третья часть всей страны [1]. Каждая школа имеет особенности, сформированные под влиянием окружающего общества, с учётом проблем и перспектив села, культурного и исторического наследия, географического расположения, а также численности обучающихся. Важное значение имеет тот факт, что сельская школа оказывает большее влияние на жизнь человека и его окружение, чем городская школа. Она является центром духовно-нравственного развития школьников в селе, т. к. значительную часть времени дети проводят в школе, где за счёт малоком-плектности обучение носит скорее индивидуальный характер, нежели групповой. Ввиду своей изолированности такая школа сохраняет многие элементы традиционной народной культуры, поддерживает связь воспитания и обучения сельских школьников с народными традициями.
Перед сельской школой стоит ряд важных задач. Во-первых, воспитание у подрастающего поколения этнической толерантности. Этнокультурное многообразие в школе усиливает проблему взаимоотношений и, как следствие, проблему этнической толерантности учеников. Для того чтобы сформировать у школьников культуру межнациональных и межличностных взаимоотношений, необходимо включить в этот процесс семью и социальное окружение, использовать ресурсы средств массовой информации, художественной литературы и
других отраслей искусства.
Во-вторых, поддержка национальной культуры у детей-мигрантов, с одной стороны, а с другой - формирование российской идентичности, которая является звеном, объединяющим мигрантов с основной группой населения, при этом помогает сохранять у них принадлежность к своей национальности. У детей не должны проявляться замкнутость или враждебность по отношению к другим культурам. Необходимо поддерживать духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника-мигранта, знакомить с культурой и традициями России. Воспитание, обращённое к национальным ценностям, развивает в личности то, что является наиболее значимым с точки зрения национальных культурных традиций, и позволяет приблизиться к основаниям и механизмам формирования российского характера [3].
В-третьих, подготовка квалифицированных кадров для работы в сельских школах. Педагог, работающий в сельской школе, должен выполнять много функций, одной из которых является создание поликультурной образовательной среды, оказывающей большое влияние на формирование у школьников этнокультурных компетенций, уважения к традициям других культур и терпимого отношения друг к другу.
Современная сельская школа, обладая специфическими особенностями, играет важную роль в формировании у выпускников компетенций, обеспечивающих их готовность к дальнейшей жизни, обучению, общению в многонациональном коллективе. Решение поставленных перед ней задач в области поликультурного образования будет содействовать гармонизации межнациональных отношений в российском обществе.
Список литературы
1. Байбородова, Л. В. Как живёт современная сельская школа России? [Электронный ресурс] / Л. В. Байбородова // Российско-американский форум образования. -2010. - Вып. 3. - URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1 000779&iid=8 (дата обращения: 22.06.2016).
2. Главное управление по вопросам миграции МВД России [Электронный ресурс] // Статистика [2016]. - URL: // http://www.гувм.мвд.рф (дата обращения: 22.06.2016).
3. Гукаленко, О. В. Воспитание в современной России / О. В. Гукаленко // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 3-17.
4. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Чеченской Республики [2016]. - URL: http://mon95.ru/deyatelnost/podmen yu-25/84-2013-12-29-17-55-32-2/2318-489 (дата обращения: 22.06.2016).
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ ред. от 30.12.2015. - URL: http:// www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 19.06.2016).
\аудпоиго г Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
The Problem of Ethnic and Cultural Diversity of Rural Schools
V. V. Khegay
Psychology and Education Department, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article considers the problem of ethnic and cultural diversity. The author analyzes a number of issues related to adaptation of migrants. Particular attention is paid to formulating problems which rural schools face.
Keywords: rural school, ethnic and cultural diversity, tolerance, migration.
Хегай Валерия Валерьевна
магистрант
Институт психологии и педагогики, Сахалинский государственный университет
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 296
тел.: 8(4242)452343 e-mail: [email protected]
Khegay Valeria Valerievna
Master's Degree Student Psychology and Education Department, Sakhalin State University
296 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008
tel. 8(4242)452343
e-mail: [email protected]