Научная статья на тему 'Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи'

Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ОТКРЫТОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Лариса Сергеевна

В статье предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как к открытому воспитательному пространству развития гражданских качеств молодежи. Актуальность такой постановки вопроса продиктована авторским опытом реализации молодежных социальных проектов в институциональных и неинституциональных формах работы с детьми и молодежью и анализом его результатов. Материалы статьи основаны на анализе многолетнего опыта проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна моя Россия» (2003-2019 гг.), Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся (2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social project activity as an open education space for the development of civil qualities of young people

The article proposes an approach to the social project activity of young people as an open education space for the development of civil qualities of young people. The relevance of such a question is dictated by the author’s experience in the implementation of youth social projects in institutional and non-institutional forms of work with children and young people and analysis of its results. The materials of the article are based on the analysis of the long-term experience of the All-Russian competition of youth author’s projects and projects in the field of education, aimed at the socio-economic development of Russian territories “My country is my Russia” (2003-2019), the Competition to identify the best educational experience on the formation of civil identity of students (2017).

Текст научной работы на тему «Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи»

Современные стратегии развития образования :

от проектов к результатам

Modern educational development strategies:

from projects to results

24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Образование», разработанный Министерством просвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект включает в себя десять федеральных проектов: «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Ключевыми целями нацпроекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В связи с важностью задач национального проекта мы представляем рубрику «Современные стратегии развития образования: от проектов к результатам».

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

удк 37.04 doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-289-294

Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное

пространство развития гражданских качеств молодежи

Л. С. Пастухова

Центр управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

В статье предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как к открытому воспитательному пространству развития гражданских качеств молодежи. Актуальность такой постановки вопроса продиктована авторским опытом реализации молодежных социальных проектов в институциональных и неинституциональных формах работы с детьми и молодежью и анализом его результатов. Материалы статьи основаны на анализе многолетнего опыта проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально -экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия» (2003-2019 гг.), Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся (2017).

Ключевые слова: социально-проектная деятельность, гражданские качества, открытое воспитательное пространство, пространство социально-проектной деятельности, молодежь, воспитание, проект.

Social project activity as an open education space

for the development of civil qualities of young people

L. S. Pastukhova

Department for Innovative Project Management, Institute for Strategy of Education Development of the RAE, Moscow

The article proposes an approach to the social project activity of young people as an open education space for the development of civil qualities of young people. The relevance of such a question is dictated by the author's experience in the implementation of youth social projects in institutional and non-institutional forms of work with

© Пастухова Л. С., 2019

children and young people and analysis of its results. The materials of the article are based on the analysis of the long-term experience of the All-Russian competition of youth author's projects and projects in the field of education, aimed at the socio-economic development of Russian territories "My country is my Russia" (2003-2019), the Competition to identify the best educational experience on the formation of civil identity of students (2017).

Keywords: social project activity, civil qualities, open education space, social project activity space, young people, education, project.

Введение

Обращаясь к педагогическому мировоззрению А. С. Макаренко, нельзя не согласиться с идеей, пронизывающей все его работы, что воспитание совершается на каждом квадратном метре Земли. Многолетний опыт практической деятельности с детьми и молодежью дает нам безусловное тому подтверждение. Одновременно и сам вопрос формирования «чувства сообщества», принадлежности к родной стране, территории как месту проживания, в нашем понимании - это вопрос системы образования и молодежной политики, тесно сопряженный с вопросами формирования гражданских качеств подрастающего поколения, реализации социальных практик участия детей и молодежи в принятии решений на школьном, студенческом, местном уровнях. В данной статье будут представлены некоторые размышления и выводы по итогам анализа многолетнего опыта проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия»1 (далее - конкурс «Моя страна - моя Россия»); предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как открытому воспитательному пространству развития и формирования гражданских качеств молодежи. Цель нашего анализа - исследование социально-проектной деятельности как открытого воспитательного пространства формирования и развития гражданских качеств молодежи. Нами применялись теоретические (анализ литературы по теме исследования) и практические (опрос, наблюдение, анализ эмпирического опыта) методы исследования.

Результаты

Сравнивая понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство», С. В. Ивано-

1 Подр.: www.moyastrana.ru

ва отмечает, что «образовательная среда, выступая как нарративный, коммуникативный феномен, проясняет суть и значение современного образования, подчеркивает необходимость проектирования образовательного пространства как мира будущего». При этом в качестве образовательного пространства она определяет «...объектный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство» [2]. Термин «воспитательное пространство» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики Л. И. Новиковой [4] и продолжает активно разрабатываться другими учеными, в частности, Н. Л. Селивановой, П. В. Степановым, отмечающими такую его объективную характеристику, как многомерность. Воспитательное пространство рассматривается как «педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка (пространство личности) или определенное множество детей: класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, области» [5, с. 19]. Выделяют три способа создания воспитательного пространства: 1) пространственно-образующим фактором выступает образовательная организация, интегрирующая различных социально-педагогических партнеров; 2) инициаторами и создателями воспитательного пространства являются разные групповые субъекты на равных правах (семья, объединения по интересам, образовательные организации, молодежные и детские объединения и др.); 3) в центре создания воспитательного пространства стоит не образовательная организация, а групповой субъект, осуществляющий образовательную деятельность в единстве с другими социальными функциями, что как раз и имеет место в социально-проектной деятельности, реализуемой по инициативе неформальных молодежных групп [5, с. 10].

Механизм воспитательного влияния социаль -но-проектной деятельности существенно отличается от механизма формально (институционально) организованного воспитания, где есть программы, стандарты, педагоги и воспитатели. В проектной работе как феномене педагогической практики спонтанное, непреднамеренное воспитание актуализируется благодаря проявлению в ней и закреплению определенных личностных качеств воспитанников, в данном случае - гражданских. Таким образом, понятием открытого воспитательного пространства обозначается нами совокупность деятельностных, средовых, событийных условий, которые выполняют своего рода компенсаторную роль, то есть восполняют и дополняют отсутствие формальных инструментов воспитания и вместе с тем создают более эффективный воспитательный инструментарий. В отличие от традиционно понимаемой среды, которая складывается спонтанно, открытое воспитательное пространство есть продукт проектной деятельности, ее своеобразный атрибут, и в этом плане оно выступает как квазиспонтанный образовательный процесс. А его же основными субъектами являются сами исполнители проекта.

Нами был проведен анализ нескольких тысяч молодежных социальных проектов, ежегодно поступающих на конкурс «Моя страна - моя Россия». При отборе молодежных проектов для анализа и концептуального осмысления уделялось внимание примерам опыта, которые в наибольшей степени характеризуются связью с местным сообществом, с территорией - местом проживания или учебы молодого человека. Базовые критерии, которым уделялось внимание при отборе: социальная значимость для территории и местного сообщества; нацеленность на вовлечение и участие местных жителей в развитии социального партнерства и взаимодействия в рамках территории (города, села, микрорайона); ориентация на потребности территории, раскрытие и развитие потенциала местных жителей; принадлежность к истории, местным традициям, особенностям культуры; открытость к внешним коммуникациям; потенциал проекта и его ориентация на развитие в среднесрочной или долгосрочной перспективе; направленность проекта на связь и преемственность между поколениями; выраженный воспитательный и социализирующий потенциал проекта. Наша практика проводимого с 2003 года конкурса «Моя страна - моя Россия» показыва-

ет, что результаты социально-проектной деятельности тем заметнее, чем ближе они к актуальным проблемам территории, сообщества, где живут, учатся или уже работают замечающие и осознающие эти проблемы молодые люди.

Опираясь на уже существующие в науке определения, в данной статье предлагаем авторское определение социально-проектной деятельности как разновидности проектной деятельности молодежи, результатом которой является, с одной стороны, создание социально полезного продукта, решение конкретной социальной проблемы, актуальной для человека, коллектива, образовательной организации, территории, местного сообщества в целом и др., а с другой - формирование социокультурных компетентностей участников проекта.

Социально-проектная деятельность в этом ключе дает ярко выраженный образовательный результат. Если говорить о компоненте обучения, получения новых знаний и нового опыта, то в первую очередь это можно увидеть в результатах школьных, студенческих, молодежных проектов. Критерии оценки конкурсных работ: актуальность и социальная значимость проекта для территории (города, села), кадровое обеспечение (наличие команды, единомышленников), финансово-экономическая обоснованность и другое. Уже в ходе подготовки конкурсной работы из своей идеи авторы формируют проект: кто-то связывает его с профильными региональными целевыми программами, кто-то формирует бизнес-план; авторы собирают письма поддержки от хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, общественных организаций. Часто это очень серьезный «образовательный маршрут», который вне зависимости от победы или проигрыша ценен для автора: в ходе проекта выявляется новая информация, добываются важные и актуальные знания. Этот механизм работает как в системе школьного, так и профессионального образования.

Вместе с тем наряду с учебным эффектом важность имеют воспитательные, социализирующие возможности, актуальные для участников проектов всех возрастов. С точки зрения воспитательных возможностей перспективно выделять результаты социально-проектной деятельности молодежи не только и не столько как произведенные конкретные социальные продукты, а в первую очередь как возможности для развития личностных качеств, субъектного отношения к своим гражданским обязанностям в ходе реализации проекта

и презентации его результатов; изменение качества отношений в школьном, студенческом коллективе, молодежных группах, что приводит к рождению и формированию крепких творческих команд, которые в будущем могут развивать российские территории. Реализация же первых проектов -это, по сути, первые управленческие социальные пробы, тесно сопряженные с решением проблем территории - места учебы, проживания или работы молодых авторов. Социально-проектное творчество детей и молодежи формирует в территориях открытое воспитательное пространство. Иными словами, сама социально-проектная деятельность в силу своих уникальных педагогических ресурсов и возможностей становится фактором формирования такого пространства.

Роль и место открытого воспитательного пространства в формировании подрастающего поколения можно оценить, лишь исследуя механизм его социализирующего влияния на молодежь. В структурно-онтологическом аспекте оно выступает тем каркасом, в котором композиционно соединены семья, институциональные и неформальные (инициативные) молодежные проекты, свободные формы работы с детьми и молодежью. В функциональном аспекте открытое воспитательное пространство - это продукт межличностного (внутри проектной группы), межгруппового (между проектной командой и целевыми группами) взаимодействия и внешних (между исполнителями проектных заданий и оценивающими их экспертами) связей и отношений, совокупность которых способствует реализации замысла проекта. Как форма коллективного самовоспитания и саморазвития будущих граждан, социально-проектная деятельность имеет очевидные преимущества перед возможностями формальной образовательной организации. Воспитывающие и социализирующие ситуации, возникающие стихийно (в форме гражданской инициативы) или создаваемые целенаправленно (при педагогическом сопровождении), в открытом воспитательно-образовательном пространстве трансформируются в наиболее эффективные условия деятельности и развития молодежи. Отметим, что социально-проектная деятельность, включенная в образовательный процесс, организуется в соответствии с образовательным стандартом и имеет много общего с известным проектным методом обучения. Его характерные черты [1] можно представить следующим образом: 1) в учеб-

ном процессе рассматривается не «явление», а практическая потребность человека; 2) имеет место вариативный путь достижения цели, и это требует составления и обсуждения плана работы; 3) для достижения результата требуется включение участников проекта в различные виды деятельности: эмпирическое наблюдение, анализ опытных данных, моделирование, проектирование, изготовление продукта (модели); 4) в соответствии с абрисом практического результата разрабатываются научные принципы, теоретические и нормативные модели, позволяющие достичь этого результата; 5) ведется работа с источниками информации, альтернативные варианты развития проекта обсуждаются с «коллегами» и «оппонентами»; 6) организуется коллективно распределенная деятельность; 7) продумывается презентация и процедура защиты проекта. Эти инвариантные черты присущи проекту при любой форме его организации - как в учебном процессе, так и за его рамками. В этом случае основанием для проекта является организуемая и сопровождаемая педагогами «идея», «программа», «общественно полезное дело». Эффективность и того, и другого варианта определяется мотивацией обучающихся, их творческой активностью, решением познавательных и организационных задач, умелым педагогическим сопровождением. В социально-проектной деятельности, организуемой по типу молодежных инициативных социально направленных проектов, ситуация существенно иная. Молодые люди сами включаются в неформальные разновозрастные ассоциации (команды) и находят социально значимый объект для своих занятий. Они самостоятельно создают программу, доказывают свою состоятельность через критериально-конкурсную систему, обретают реальный опыт участия в принятии решений на местном и региональном уровнях, опыт участия в социально-экономическом развитии территории и ее преобразовании, опыт взаимодействия с властными и хозяйственными структурами и субъектами.

Обобщение нашего опыта позволило выделить следующие принципы формирования и развития социально-проектной деятельности молодежи как фактора создания открытого воспитательного пространства:

Обсуждение результатов

Таким образом, отметим, что открытое воспитательное пространство характеризуется:

(1) отсутствием формальной организации, внешней системы управления, добровольностью и одновременно целесообразностью взаимодействия участников проекта; (2) наличием объединяющей цели-идеи; (3) перспективой собственного роста в связи с участием в проекте, внутрикомандным содружеством и конкуренцией с другими командами, способствующими моделированию особенностей жизнедеятельности человека в современном гражданском обществе; (4) свободой «входа» в пространство проекта и «выхода» из него, отсутствием готовых, заданных заранее предписаний и правил жизнедеятельности или небольшое их количество - вроде «правил для учащихся» или условий конкурса (эти нормативы вырабатываются самими участниками проектной команды); (5) свободным выбором ролей, в том числе роли лидера-воспитателя, которая также может быть сменной; (6) самооценкой, самоконтролем поведения, не нуждающегося во внешнем контроле, и коллективным самовоспитанием качеств, значимых для решения задачи проекта и другим.

Таким образом, открытость проекта и отсутствие в нем механизма принуждения обеспечивают его высокую эффективность в воспитании гражданской идентичности по сравнению с институциональными формами воспитательной работы. Становление такого механизма воспитания гражданской идентичности требует, как показал опыт, выполнения ряда условий, среди которых можно назвать: акцентирование внимания на гражданско-нравственных аспектах проекта при его разработке; включение историко-культурного, семейно-биографического компонентов в содержание образовательной деятельности участников проекта; ориентация организаторов и участников проектной деятельности на восприятие ее как формы социального образования, обретения опыта ориентировки в социуме и умения преодолевать организационные и коммуникативные затруднения, восполнять дефицит социальных, политических и экономических знаний, навыков и компетенций. Опыт педагогической поддержки молодежной проектной деятельности показывает, что речь идет о возможностях социально-проектной деятельности в актуализации новых «агентов социализации» [3] и создания реальных практик молодежной гражданской активности. Стихийность, самоорганизация и импровизация выступают в этом случае условиями естественного процесса воспитания, добиться которого в условиях формальных институтов сложнее.

Выводы

Отметим, что формируемое средствами социально-проектной деятельности открытое воспитательное пространство не является альтернативным для устоявшихся институциональных форм работы с детьми и молодежью. Модель «открытых воспитательных пространств» - это модель, указывающая «маршруты» дополнения и расширения возможностей существующих формальных практик. Результаты их анализа по материалам, представленным на Конкурс «Моя страна - моя Россия» (2003-2019 гг.) и Конкурс по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся (2017), свидетельствуют о том, что мастерство и профессионализм педагога способствуют формированию открытого воспитательного пространства. Обучение и длительная поддержка, сопровождение проектных команд способствуют в целом увеличению доли активистов, развитию молодежного городского самоуправления, лидеров местного сообщества, заинтересованных в развитии «малой Родины». Подчеркнем важность вовлечения в проектную деятельность не только ученической общественности, но и молодых педагогов, начинающих свою трудовую практику и выделяемых в отдельную целевую группу. При этом одним из ключевых является принцип ответственности перед собой, окружающими, перед малой и большой Родиной. Он дополняется принципом непрерывного образования участников проектов и трансляции практик гражданской активности и участия в социальном окружении, в целевых группах реализуемых молодыми людьми проектов, в местном сообществе.

Модель «открытых воспитательных пространств» - это модель, создающая возможности для развития существующих образовательных механизмов и указывающая, апробирующая «маршруты» дополнения, усиления и расширения возможностей существующих формальных практик. Педагогическая составляющая в открытом воспитательном пространстве - не словесное или предметно-деятельностное воздействие педагога на молодого человека, а совокупность условий, коллизий, импульсов, которые детерминируют определенные переживания и действия участников проектной деятельности. В нашем исследовании речь идет о действиях, чувствах, практиках, имеющих социально-гражданскую направленность. Исследование социально-проектной деятельности

как одного из условий функционирования откры- к выявлению новых ресурсов воспитания россий-того воспитательного пространства открывает путь ской гражданской идентичности у молодежи.

Литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 23-28.

3. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. № 10. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/vospitanie-kak-sostavnaya-chast-protsessa-sotsializatsii (дата обращения: 06.05.2019).

4. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-143.

5. Селиванова Н.Л., Баранова Н.А., Шакурова М.В., Баранов А.Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента : монография. М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 192 с.

References

1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noi programme [Competence model: from idea to educational program]. Pedagogika = Pedagogy, 2003, no. 10, pp. 8-14. (In Russ.).

2. Ivanova S.V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskakh otlichii [Education space and education milieu: in search of differences]. Tsennosti i smysly = Values and meanings, 2015, no. 6 (40), pp. 23-28. (In Russ.).

3. Mudrick A.V. Vospitanie kak sostavnaya chast' protsessa sotsializatsii [Education as component of socialization process]. Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya = St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, 2008, no. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kak-sostavnaya-chastprotsessa-sotsializatsii (accessed 06.05.2019). (In Russ.).

4. Novikova L.I., Sokolovskiy M.V. «Vospitatel'noe prostranstvo» kak otkrytaya sistema (Pedagogika i sinergetika) ["Education space" as an open system (Pedagogy and Synergetics)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and Contemporary World, 1998, no. 1, pp. 132-143. (In Russ.).

5. Selivanova N.L., Baranova N.A., Shakurova M.V., Baranov A.E. Vospitatel'noe prostranstvo vuza v lichnostnom i professional'nom stanovlenii studenta : monografiya [Education space of a university in the personal and professional development of a student : monograph], Moscow, FSBSI ISED of the RAE, 2017, 192 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 19.04.2019 г.; принята к публикации 22.05.2019 г.

Submitted 19.04.2019; revised22.05.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 289-294. DOI: 10.30914/20726783-2019-13-2-289-294

Об авторе

Пастухова Лариса Сергеевна

кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник, Центр управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва, [email protected]

Citation for an article :

Pastukhova L. S. Social project activity as an open education space for the development of civil qualities of young people. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 289-294. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-289-294 (In Russ.).

About the author Larisa S. Pastukhova

Ph. D. (Political sciences), Associate Professor, Senior Researcher, Department for Innovative Project Management, Institute for Strategy of Education Development of the RAE, Moscow, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.