Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОО / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сташкевич Ирина Ризовна, Малова Елена Олеговна

В статье обосновывается авторская гипотеза о том, что воспитательный процесс в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) организован успешно, если рабочая программа воспитания реализуется в следующих организационно-педагогических условиях: социо-образовательная среда ПОО строится в соответствии с проектной методологией; воспитательный процесс организуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), предусматривающим формирование у студентов соответствующих компетенций; коллективы ПОО готовы реализовывать воспитательный процесс в условиях перманентных вызовов в соответствии с современными целевыми установками с применением современных средств и технологий. Верификация авторской гипотезы проводится на основе многолетних исследований состояния воспитательного процесса в ПОО Челябинской области с учетом результатов функционирования региональных инновационных площадок в системе профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сташкевич Ирина Ризовна, Малова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL PROGRAM AS A TOOL FOR ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article substantiates the author’s hypothesis that the educational process in a professional educational organization (hereinafter referred to as PEO) is organized successfully if the working program of upbringing is implemented in the following organizational and pedagogical conditions: the socio-educational environment of PEO is built in accordance with the project methodology; the educational process is organized in accordance with the federal state educational standard of secondary vocational education (hereinafter referred to as the FSES SVE), which provides for the formation of relevant competencies among students; PEO teams are ready to implement the upbringing process in the face of permanent challenges in accordance with modern targets using modern tools and technologies. Verification of the author’s hypothesis is carried out on the basis of many years of research on the state of the upbringing process in the PEO of the Chelyabinsk region, taking into account the results of the functioning of regional innovation platforms in the system of vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

2. Molchanov S. G., Kovyazina E. P. Terminologicheskoe prostranstvo innovatsionnogo feno-mena «professional'noe vospitanie» [Terminological space of the innovative phenomenon "professional education"], Pedagogicheskoe iskusstvo [Pedagogical art], 2020, no. 1, pp. 9-21. (In Russian)

3. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Feder. zakon № 273-FZ [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 21.12.2012: odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 10.04.2022). (In Russian)

4. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii. Rossiyskaya gazeta, 2013, 13 dekabrya. (In Russian)

5. Molchanov S. G. Otbor soderzhaniya sotsializatsii i otsenivanie sotsializovannosti [Selection of the content of socialization and evaluation of socialization]. Saarbrücken (Germany), Lambert Academic Publsching, 2014, 47 p. (In Russian)

6. Ladsous J. Travail social [Social work]. Montpellier, Actif, 1990, 118 p. (In French)

7. Surnacheva E. Reformy i vybory [Reforms and elections], Vlast'[Power], 2013, 23 dekabrya. (In Russian)

8. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : rasporyazhe-nie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r. Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180402 (accessed: 16.04.2022). (In Russian)

9. O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody» : postanovl. Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493. Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444f6d660f 819f372f9c3a11e247/ (accessed: 16.04.2022). (In Russian)

10. O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 19 avgusta 2016 g. № 823: postanovl. Pravitel'stva RF ot 23.12.2021 № 2422. Pravitel'stvo Rossii, 2022, available at: http://government.ru/docs/all/138411/ (accessed: 16.04.2022). (In Russian)

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор кафедры теории, методики и менеджмента в дошкольном образовании ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Molchanov Sergey Grigorievich, Professor of the Department of Theory, Methods and Management in Preschool Education, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Сташкевич, И. Р. Программа воспитания как инструмент организации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 143-151.

УДК 37.0 ББК 74.00:74.47

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛьНОГО ПРОЦЕССА

в профессиональной образовательной организации

И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова

В статье обосновывается авторская гипотеза о том, что воспитательный процесс в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) организован успешно, если рабочая программа воспитания реализуется в следующих организационно-педагогических условиях: социо-образовательная среда ПОО строится в соответствии с проектной методологией; воспитательный процесс организуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО), предусматривающим

формирование у студентов соответствующих компетенций; коллективы ПОО готовы реализовы-вать воспитательный процесс в условиях перманентных вызовов в соответствии с современными целевыми установками с применением современных средств и технологий. Верификация авторской гипотезы проводится на основе многолетних исследований состояния воспитательного процесса в ПОО Челябинской области с учетом результатов функционирования региональных инновационных площадок в системе профессионального образования.

Ключевые слова: воспитательный процесс в ПОО, рабочая программа воспитания, проектный подход, проектно-технологический принцип профессионального образования.

Майский 2018 г. Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» актуализировал проблему воспитания, выделив цели и целевые показатели в образовании, которые легли в основу национального проекта «Образование», одна из целевых установок которого сформулирована как «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1].

Осознание на государственном уровне необходимости и важности воспитания в процессе получения образования нашло отражение во внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ», предписывающем образовательным организациям разработать и реализовывать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Мы полагаем, что воспитательный процесс в ПОО организован успешно, если рабочая программы воспитания реализуется в следующих организационно-педагогических условиях:

1) социообразовательная среда ПОО строится в соответствии с проектной методологией;

2) воспитательный процесс организуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО), предусматривающим формирование у студентов соответствующих компетенций;

3) коллективы ПОО готовы реализовывать воспитательный процесс в условиях перманентных вызовов в соответствии с современными целевыми установками с применением современных средств и технологий.

Верифицируя выдвинутую гипотезу, отметим, что в связи с высокой результативностью проектная методология в настоящее время активно применяется как в производственной, так и в социальной сфере. В стране реализуется большое количество проектов разного уровня: национальных, федеральных, региональных, институциональных и пр.

В своих исследованиях прошлых лет мы обосновали применение проектно-технологи-ческого принципа обучения для повышения результатов собственно учебной деятельности при развитии такого личностного качества обучаемых, как познавательная самостоятельность [2]. В настоящее время считаем целесообразным распространить этот принцип на профессиональное образование в целом, как на учебный, так и на воспитательный процессы. Тогда в соответствии с проектно-технологическим принципом профессионального образования социообразовательная среда ПОО, формируемая руководящими и педагогическими работниками ПОО при активном участии студенческого самоуправления, должна обеспечивать вовлечение студентов в реализацию воспитательных/социальных проектов различной направленности, технологизируя (гарантируя) при этом результативность воспитательного процесса путем формирования соответствующих компетенций студентов и развитие их позитивных личностных качеств. Чем более широк спектр проектов, в реализации (а иногда и в инициировании) которых участвуют студенты путем личностного выбора (профессиональные, патриотические, культурно-творческие, экологические, предпринимательские, профилактические и пр.), тем более вероятен воспитательный эффект за счет персонализированного по сути воспитания, но в условиях коллективной/командной работы. И если мы говорим об индивидуальных образовательных маршрутах, имея в виду индивидуальную траекторию обучения, то создание социообразо-вательной среды ПОО позволит выстроить персонализированное воспитание. Надо понимать, что персонализированное воспитание — это не воспитание индивидуалиста, а воспитание с учетом интересов и личностных предпочтений студента в условиях коллективной/командной работы по реализации проектов. А, как проверено многолетней практикой, воспитывающую силу коллектива нельзя недооценивать.

Необходимо отметить: выдвинутое нами предположение о том, что если социообразо-вательная среда ПОО строится в соответствии

с проектной методологией, то воспитательный процесс идет более успешно, подтверждается реальной образовательной практикой ГБПОУ «Копейский политехнический колледж», коллектив которого в процессе инновационной деятельности констатировал развитие позитивной социальной активности студентов [3].

Обосновывая второе выдвинутое нами положение, подчеркнем, что в 2020 году под руководством ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — ЧИРПО) была разработана региональная версия рабочей программы воспитания и социализации студентов ПОО, проецирующая задачи национальных и федеральных проектов на решение задач воспитания в ПОО, предполагающая воспитание гармоничной целеустремленной личности, патриотов своей страны и профессии через включение студентов в реальную деятельность/ проекты по таким направлениям, как профессионально ориентирующее, гражданско-патрио-тическое, экологическое, культурно-творческое, спортивное и здоровьесберегающее, бизнес-ори-ентирующее [4]. К тому же очевидно, что воспитательный процесс в образовательных организациях вынужден купировать негативное влияние цифро-визации, исходя из того, что современный молодой человек формируется и развивается в цифровой среде, часто по навязанным из интернета правилам, подменяя реальный мир виртуальным. Это диктует необходимость расширения спектра воспитательных мероприятий. В регионе работа по профилактике асоциальных проявлений у обучающихся осуществляется на основе типового плана противодействия экстремизму и терроризму, также в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области проводится конкурс на лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. Таким образом, организация воспитательного процесса в регионе осуществляется через мероприятия, проекты,

Изучение состояния воспитательной работы в ПОО Челябинской области показывает, что социообразовательная среда развивается, наполняясь современными элементами: помимо секций и творческих коллективов появляются клубы, позволяющие активно организовывать воспитательный процесс; развивается волонтерское движение (табл. 1)

программы/планы по профилактике асоциальных проявлений, которые реализуется при непосредственном участии представителей органов студенческого самоуправления, представителей волонтерских организаций, наставников (рис. 1).

Нужно отметить, что мероприятия, проекты рабочей программы воспитания согласуются с региональным планом мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание молодежи [5], календарным планом воспитательной работы, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации [6], федеральными/региональными проектами, мероприятиями, акциями.

Говоря о готовности руководящих работников и педагогических коллективов ПОО реали-зовывать воспитательный процесс в условиях перманентных вызовов в соответствии с современными целевыми установками с применением современных средств и технологий, необходимо отметить, что ЧИРПО в рамках системы непрерывного повышения квалификации в формальной, неформальной и информальной формах [7] выстроена работа по научно-методическому сопровождению внедрения проектного подхода в воспитательную работу.

При организации повышения квалификации были учтены результаты изучения состояния воспитательной работы в ПОО Челябинской области, а именно: в 2019 году — исследование «Организация воспитательной работы в ПОО в 2018/19 учебном году», в 2021 году — исследование «О реализованных/реализуемых проектах/мероприятиях в ПОО» (рис. 2).

Таблица 1

Элементы социообразовательной среды ПОО Челябинской области

№ Элементы социообразовательной среды Количество ПОО, % Кол-во элементов Среднее кол-во вовлеченных студентов,%

1 Волонтерские организации 94 % 65 20 %

2 Спортивные клубы 39 % 27 24 %

3 Спортивные/военно-спортивные секции 91 % 209 18 %

4 Творческие клубы 39 % 54 9 %

5 Творческие коллективы 82 % 145 15 %

Рис. 1. Формы и средства организации воспитательного процесса в ПОО

¡5 Гражданско-патриотическое

оэ

га а.

Профессионально ориентирующее

£ Культурно-творческое

I-

з с

§ Спортивное и здоровьесберегающее

з

£ Экологическое

.141

123

1П9

17П7

13П3

11П7

7П1

Бизнес-ориентирующее 432

2П17

П 5ПП 1ППП 15ПП 2ППП

количество мероприятий/проектов

2021 г. = 2019 г.

25ПП

Рис. 2. Количество воспитательных проектов/мероприятий в ПОО Челябинской области

Анализ результатов проведенных исследований показывает, что количество проведенных мероприятий на порядок превышает количество реализованных проектов.

В рамках формального повышения квалификации разработанный и реализуемый курс ДПП ПК «Проектирование развития системы воспитания и социализации обучающихся ПОО» (72 ч.) в 2020/21 учебном году прослушали 16 человек, в 2021/22 учебном году — 18 человек, на 2022/23 учебный год подали заявки 17 человек.

Ситуацию с недостаточным овладением современными средствами и технологиями реализации воспитательного процесса в проектной методологии несколько смягчают такие элементы неформального повышения квалификации, как конференции разного уровня, областные научно-практические семинары и семинары-практикумы, заседания областного методического объединения заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, руководителей музеев, комнат боевой и трудовой славы и других методических объединений, областные конкурсы. При организации этих мероприятий ЧИРПО привлекает потенциальных социальных партнеров, готовых взаимодействовать с ПОО, в том числе: МКУ

Очевидно, что при существенной перестройке воспитательной работы этого совершенно недостаточно, что подтверждается проведенным ЧИРПО исследованием 2022 года. Мониторинг реализации рабочих программ воспитания за 2021/22 учебный год показал, что количество реализованных/реализуемых проектов составляет 783, а количество проведенных мероприятий — 11 159. Это свидетельствует о том, что проектный подход организации воспитательной работы не является доминирующим (рис. 3).

«Центр народного единства», ВИК «Дивизион», мультимедийный исторический парк «Россия — Моя история», региональный штаб «Юнармия», Российский Союз Молодежи Челябинской области, Челябинская региональная молодежная общественная организация поддержки инициатив «Молодежная палата», Челябинский областной общественный благотворительный фонд «Будущее Отечества» имени В. П. Поляничко, МКУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска, Межрегиональная научно-просветительская общественная организация «Урало-Сибирский Дом Знаний», Челябинское региональное отделение ОМОО «Российский союз сельской молодежи», инклюзивный молодежный клуб «Наше место», АНО «Ассоциация волонтеров Южного Урала» и др.

Другие

I-

о ю га а

15

0

1 .0

ш

I-

га I-

128 44

Бизнес-ориенти рующее

Спортивное и здоровьесберегающее

Культурно-творческое Экологическое

Гражданско-патриотическое

Профессионально ориентирующее

77

463

146

II 131

95

II 137

153

2144

2869

650

3530

1555

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 1000 2000 3000

Количество проектов/мероприятий = Мероприятия II Проекты

4000

Рис. 3. Количество проектов, мероприятий в 2021/22 уч. г.

За последние три года неформальным повышением квалификации были охвачены более 1500 человек.

Создавая условия для информального повышения квалификации работников ПОО по реализации воспитательного процесса в современных условиях обучения, ЧИРПО издает журнал «Инновационное развитие профессионального образования», на который подписаны все ПОО региона; методические материалы; на странице лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» (далее — Лаборатория), которая в ЧИРПО организует научно-методическое сопровождение воспитательного процесса в ПОО региона, размещаются необходимые для работы нормативные и методические материалы, о чем информируются все заинтересованные лица посредством официальных страниц ЧИРПО в социальных сетях. Так, с целью формирования матрицы реализации проектов/мероприятий по всем предусмотренным региональным макетом направлениям программ воспитания и обмена опытом в мае 2022 года были отобраны и размещены в открытом доступе на странице Лаборатории сайта ЧИРПО наиболее успешные воспитательные практики. А для максимально продуктивной организации процесса граждан-ско-патриотического воспитания обучающихся ПОО и популяризации лучшего опыта организации воспитательной работы в этом направлении были консолидированы авторские разработки педагогов мероприятий/проектов, направленные на гражданско-патриотическое воспитание студентов, и опубликованы в аннотированном каталоге «Воспитание гражданина-патриота» (в помощь преподавателю) в подразделе «Материалы для формирования программы воспитания студентов» Лаборатории на сайте ЧИРПО. В аннотированном каталоге представлено 40 методических разработок, 6 из которых — проекты и 34 — мероприятия (1 акция, 1 форум, 1 конференция, 3 учебных занятия, 1 концерт, 1 конкурс исследовательских творческих работ, 3 спортивных мероприятия, 1 викторина, 4 литературно-музыкальные композиции, 18 классных часов), что также свидетельствует о преобладании традиционных форм проведения воспитательной работы в ПОО.

Остановимся на результативности воспитательного процесса. Результатом реализации региональной версии программы воспитания согласно ФГОС СПО является выпускник со сформированными общими компетенциями (далее — ОК) [8]. Как оценивать их сформирован-ность?

Анализ инновационной деятельности в ПОО региона позволяет выделить несколько подходов к оценке сформированности общих компетенций обучающихся.

1. Экспертное оценивание. В роли эксперта может выступать как куратор группы, так и студенты (методика С. Г. Молчанова [9]). Этот подход апробирован в результате инновационной деятельности ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» и вошел в образовательную практику, несмотря на его значительную трудоемкость [10].

2. Оценивание по разработанным/адаптированным оценочным материалам — апробировано в инновационной деятельности ГБПОУ «Копейский политехнический колледж». Для снижения трудоемкости процесс был оцифрован [11].

3. Электронное портфолио студента — как технология оценивания сформированности общих компетенций апробируется в настоящее время ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» в соответствии с задачами региональной инновационной площадки.

В любом случае это многотрудный процесс, который предстоит изучать и совершенствовать для внедрения в массовую образовательную практику.

Институтом изучения детства, семьи и воспитания в качестве результата воспитательной работы предлагается рассматривать личностные результаты воспитания [12]. Несмотря на неопределенность данного понятия, можно выделить слагаемые компетенций в каждом из направлений воспитательной работы, а также установить взаимосвязь направлений воспитательной работы, общих компетенций ФГОС СПО, личностных результатов ФГОС СОО и личностных результатов воспитания, выделенных Институтом изучения детства, семьи и во спитания [13].

В заключение отметим, что хотя проектный подход в воспитании в ПОО региона пока не стал доминирующим, наши исследования позволяют констатировать: 100 % ПОО реализуют проекты в таких направлениях, как профессионально ориентирующее, гражданско-патриоти-ческое и экологическое (рис. 4).

В 68 % ПОО реализуют проекты не только в выделенных в региональном макете направлениях воспитательной работы, но и в таких направлениях, как: правовое, профилактическое, волонтерство, студенческое самоуправление, цифровая культура, научное/научно-техническое.

Рис. 4. Количество ПОО (%), реализующих воспитательные проекты

120%

Направления воспитательной работы

Это дает основание утверждать, что воспитательная работа в ПОО постепенно перестраивается, а программа воспитания, реализуемая

в выделенных организационно-педагогических условиях, является действенным инструментом совершенствования этого процесса.

Библиографический список

1. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 29.07.2022).

2. Сташкевич, И. Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса : дис. ... д-ра пед. наук / И. Р. Сташкевич. — Челябинск, 2004. — 354 с.

3. Аннотированный каталог региональных инновационных площадок Челябинской области // ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» : [офиц. сайт]. — Челябинск, 2022. — URL: hüps://chiфo.m/files/lab-mnovac-deiat/2021/Аннотирован-ный%20каталог.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

4. Программа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО): вопросы формирования (дискуссионный клуб) // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 113-142.

5. План мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание молодежи // ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» : [офиц. сайт]. — Челябинск, 2022. — URL: hüps://chiфo.m/fNes/macarenko/2021/приказ%201716.pdf (дата обращения: 02.04.2022).

6. О примерном календарном плане воспитательной работы (вместе с «Примерным календарным планом воспитательной работы на 2022/2023 учебный год», утв. Минпросвещения России 10.06.2022 ДГ-120/06вн) : [Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № ТВ-1146/06] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_419902/13603f5b6bc0edd21a654ce28eaef6b0d5fa4a7a/?ysdid=l50gk8 6gka33007663 (дата обращения: 07.04.2022).

7. Сичинский, Е. П. О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич, З. А. Федосеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — № 8. — С. 72-75.

8. Сташкевич, И. Р. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2. — С. 49-52.

9. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении профессионального образования : пособие для кураторов академических групп / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012. — 64 с.

10. Подшивалова, Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1. — С. 72-82.

11. Малиновский, Е. С. Формирование и оценивание социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1. — С. 124-130.

12. Программа воспитания для профессиональных образовательных организаций // Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения: 29.07.2022).

13. Соответствие результатов воспитательной работы с учетом нормативных изменений // ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» : [офиц. сайт]. — Челябинск, 2022. — URL: https://chirpo.ru/files/1228/2022/Соответствие%20направле-ний%20и%20результатов%20воспитательной%20работы.pdf (дата обращения: 27.07.2022).

For citation: Stashkevich, I. R. The educational program as a tool for organizing the educational process in a professional educational organization / I. R. Stashkevich, E. O. Malova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 143-151.

THE EDUCATIONAL PROGRAM AS A TOOL FOR ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

I. R. Stashkevich, E. O. Malova

The article substantiates the author's hypothesis that the educational process in a professional educational organization (hereinafter referred to as PEO) is organized successfully if the working program of upbringing is implemented in the following organizational and pedagogical conditions: the socio-educational environment of PEO is built in accordance with the project methodology; the educational process is organized in accordance with the federal state educational standard of secondary vocational education (hereinafter referred to as the FSES SVE), which provides for the formation of relevant competencies among students; PEO teams are ready to implement the upbringing process in the face of permanent challenges in accordance with modern targets using modern tools and technologies. Verification of the author's hypothesis is carried out on the basis of many years of research on the state of the upbringing process in the PEO of the Chelyabinsk region, taking into account the results of the functioning of regional innovation platforms in the system of vocational education.

Key words: educational process in PEO, working program of upbringing, project approach, design and technological principle of vocational education.

References

1. Natsional'nyy proekt «Obrazovanie». Minprosveshcheniya Rossii, 2021, available at: https:// edu.gov.ru/national-project (accessed: 29.07.2022). (In Russian)

2. Stashkevich I. R. Teoriya i praktika razvitiya poznavatel'noy samostoyatel'nosti kursantov voennykh vuzov pri komp'yuternom soprovozhdenii uchebnogo protsessa [Theory and practice of the development of cognitive independence of cadets of military universities with computer support of the educational process]. Dr. ped. sci. diss. Chelyabinsk, 2004, 354 p. (In Russian)

3. Annotirovannyy katalog regional'nykh innovatsionnykh ploshchadok Chelyabinskoy oblasti. GBU DPO «Chelyabinskiy institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya», Chelyabinsk, 2022, available at: https://chirpo.ru/files/lab-innovac-deiat/2021/AHHOTupoBaHHHM%20KaTanor.pdf (accessed: 01.04.2022). (In Russian)

4. Programma vospitaniya i sotsializatsii studentov professional'nykh obrazovatel'nykh organi-zatsiy (POO): voprosy formirovaniya (diskussionnyy klub) [The program of education and socialization

of students of professional educational organizations (PEO): issues of formation (discussion club)], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 113-142. (In Russian)

5. Plan meropriyatiy, napravlennykh na grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi. GBU DPO «Chelyabinskiy institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya», Chelyabinsk, 2022, available at: https://chirpo.ru/files/macarenko/2021/npuKa3%201716.pdf (accessed: 02.04.2022). (In Russian)

6. O primernom kalendarnom plane vospitatel'noy raboty (vmeste s «Primernym kalendarnym pla-nom vospitatel'noy raboty na 2022/2023 uchebnyy god», utv. Minprosveshcheniya Rossii 10.06.2022 DG-120/06vn): [Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 17.06.2022 № TV-1146/06], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419902/13603f5b6bc0edd2 1a654ce28eaef6b0d5fa4a7a/?ysclid=l50gk86gka33007663 (accessed: 07.04.2022). (In Russian)

7. Sichinskiy E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [On the system of continuous professional development of employees of secondary vocational education in the Chelyabinsk region], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumani-tarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities], 2018, no. 8, pp. 72-75. (In Russian)

8. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professional'nogo obrazovaniya kak orien-tir v vospitatel'noy rabote [The standard of secondary vocational education as a guideline in educational work], Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [World of science, culture and education], 2020, no. 2, pp. 49-52. (In Russian)

9. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivani-ya sotsializovannosti yunoshey i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya: posobie dlya kuratorov akademicheskikh grupp [Methods for selecting the content of socialization (OSS-HPE) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-YUD-HPE) in an educational institution of vocational education: a manual for curators of academic groups]. Chelyabinsk, Entsiklopediya, 2012, 64 p. (In Russian)

10. Podshivalova, E. N. Metodika provedeniya sotsializatsionnykh zanyatiy «Otbor soderzhaniya sotsializatsii» i «Otsenivanie sotsializovannosti» [Methodology for conducting socialization classes "Selection of the content of socialization" and "Assessment of socialization"], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 1, pp. 72-82. (In Russian)

11. Malinovskiy E. S., Molchanov S. G., Angelovskaya S. K. Formirovanie i otsenivanie sotsial'noy aktivnosti obuchayushchikhsya professional'noy obrazovatel'noy organizatsii [Formation and evaluation of social activity of students in a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2022, no. 1, pp. 124-130. (In Russian)

12. Programma vospitaniya dlya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy. Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2022, available at: https:// institutvospitaniya.rf/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazo-vatelnykh-organizatsiy/ (accessed: 29.07.2022). (In Russian)

13. Sootvetstvie rezul'tatov vospitatel'noy raboty s uchetom normativnykh izmeneniy. GBU DPO «Chelyabinskiy institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya», Chelyabinsk, 2022, available at: https://chirpo.ru/files/1228/2022/C00TBeTCTBMe%20HanpaB^eHMM%20u%20pe3y^bTaT0B%20 B0cnMTaTe^bH0M%20pa60Tbi.pdf (accessed: 27.07.2022). (In Russian)

Сташкевич Ирина Ризовна, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», доктор педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Малова Елена Олеговна, заведующая лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Stashkevich Irina Rizovna, Vice-Rector for Research and Innovation, Chelyabinsk Institute of Vocational Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Malova Elena Olegovna, Head of the Laboratory "Pedagogy of A. S. Makarenko" Chelyabinsk Institute of Vocational Education, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.