Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Докшин Александр Яковлевич, Суйкова Ольга Александровна

В статье предлагаются выводы, сделанные по результатам деятельности педагогических работников ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум - казачий кадетский корпус» по программе региональной инновационной площадки на тему «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления». Показана конструкция патриотически ориентированной социообразовательной среды и ее содержательное наполнение, обеспечивающее научность и системность воспитательной работы по формированию патриотических качеств личности студентов. Обозначена активная роль студенческого самоуправления и социального партнерства в коллективной воспитательной работе; названы некоторые методы и средства, обеспечивающие результат. В статье предложены критерии и показатели оценивания патриотичности, конгруэнтно соотнесенные с показателями ФГОС СПО в части ОК 6 и местными национально-культурными традициями. Приведены некоторые оцифрованные результаты. Авторами представлены организационно-педагогические условия успешной реализации инновационного проекта и критерии эффективности процесса патриотического воспитания студентов ПОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Докшин Александр Яковлевич, Суйкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE EDUCATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF THE PERSONALITY OF STUDENTS

The article proposes conclusions based on the results of the activities of the teaching staff of the “Verkhneuralsk Agrotechnological College - Cossack Cadet Corps” under the program of the regional innovation platform on the topic “Student self-government as a means of educating patriotism based on the national and cultural traditions of Cossack self-government”. The construction of a patriotically oriented socio-educational environment and its content, which provides scientific and systematic educational work on the formation of patriotic qualities of students’ personality, is shown. The active role of student self-government and social partnership in collective educational work is indicated; some methods and means providing the result are named. The article proposes criteria and indicators for assessing patriotism, which are congruently correlated with the indicators of the Federal State Educational Standard of the SVE in terms of general cultural competence 6 and local national and cultural traditions. Some digitized results are given. The authors presented the organizational and pedagogical conditions for the successful implementation of an innovative project and the criteria for the effectiveness of the process of patriotic education of VEO students

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

9. Suykova O. A. Kontseptual'nye osnovaniya formirovaniya v Chelyabinskoy oblasti sistemy raboty po samoopredeleniyu i professional'noy orientatsii obuchayushchikhsya [Conceptual foundations for the formation in the Chelyabinsk region of a system of work on self-determination and professional orientation of students], Sb. materialov V Mezhregion. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. «Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Mekhanizmy upravleniya kachestvom obrazovaniya v kontekste realizatsii regional'noy politiki v sfere otsenki kachestva obrazovaniya» [Proceedings of V Interregional. scientific-practical. conf. in 2 parts "Problems and prospects for the development of systems for assessing the quality of education. Mechanisms of education quality management in the context of the implementation of regional policy in the field of education quality assessment"], Chelyabinsk, RTsOKIO, 2020, part 1, pp. 138-149. (In Russian)

Гулюмова Мария Андреевна, начальник Центра самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Челябинской области ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: gma@chirpo.ru

Сичинский Евгений Павлович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», доктор исторических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: esichinski@rambler.ru

Gulyumova Maria Andreevna, Head of the Center for self-determination and career guidance of students, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: gma@chirpo.ru

Sichinskiy Evgeniy Pavlovich, Rector of the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: esichinski@rambler.ru

Для цитирования: Докшин, А. Я. Возможности социообразовательной среды профессиональной образовательной организации в воспитании патриотических качеств личности студентов / А. Я. Докшин, О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 126-133.

УДК 37.0 ББК 74.200.52

возможности социообразовательной среды профессиональной образовательной организации

в воспитании патриотических качеств личности студентов

А. Я. Докшин, О. А. Суйкова

В статье предлагаются выводы, сделанные по результатам деятельности педагогических работников ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» по программе региональной инновационной площадки на тему «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления». Показана конструкция патриотически ориентированной социообразовательной среды и ее содержательное наполнение, обеспечивающее научность и системность воспитательной работы по формированию патриотических качеств личности студентов. Обозначена активная роль студенческого самоуправления и социального партнерства в коллективной воспитательной работе; названы некоторые методы и средства, обеспечивающие результат. В статье предложены критерии и показатели оценивания патриотичности, конгруэнтно соотнесенные с показателями ФГОС СПО в части Ок 6 и местными национально-культурными традициями. Приведены некоторые оцифрованные результаты. Авторами представлены организационно-педагогические условия успешной реализации инновационного проекта и критерии эффективности процесса патриотического воспитания студентов ПОО.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенческое самоуправление, социообра-зовательная среда профессиональной образовательной организации, возможности социо-образовательной среды, патриотические качества личности, национально-культурные традиции.

Несмотря на возросшую актуальность решения воспитательных вопросов, связанных с активным проявлением патриотической позиции современных молодых людей, деятельность педагогических работников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) не всегда структурирована и целенаправленно системна. Зачастую используются устаревшие методы воспитания, не дающие реальных результатов; не применяются принципы социального, исторического, национально-культурного подходов, направленные на создание условий развития личности молодого человека. Таким образом, недостаточно полно учитываются законодательные основы патриотического воспитания российской молодежи.

С учетом современных вызовов времени целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу нашей страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач национальной безопасности и устойчивого развития России [1].

В свете актуальности этого вопроса педагогический коллектив ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» (далее — ГБПОУ «ВАТТ — ККК») в течение трех лет работал над реализацией инновационного проекта «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления». В основу исследования был положен средовой подход (Ю. С. Мануйлов) с его мощным методологическим основанием, включающим: теорию сложных самоорганизующихся систем (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов и др.), теорию социализации подрастающего поколения (И. С. Кон, А. В. Му-дрик и др.), положения психологии развития (В. И. Слободчиков и др.), положения структурно-функционального подхода (Ю. Г. Марков и др.), теорию воспитательных систем (В. А. Ка-раковский, Л. И. Новикова и др.) [2].

Основная идея инновационного проекта ГБПОУ «ВАТТ — ККК» состояла в том, что процесс патриотического воспитания молодежи в условиях патриотически ориентированной социообразовательной среды станет

результативным при создании следующих организационно-педагогических условий:

1) разработана и теоретически обоснована модель патриотически ориентированной социо-образовательной среды ГБПОУ «ВАТТ — ККК»;

2) разработана и реализована структурно-функциональная модель реализации патриотического воспитания молодежи в условиях патриотически ориентированной социообразо-вательной среды;

3) разработана и реализована Концепция воспитания патриотизма ГБПОУ «ВАТТ — ККК» на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления;

4) целенаправленно реализуется управление инновационным проектом в соответствии с календарным планом инновационной деятельности;

5) разработана и реализуется внутренняя система повышения квалификации педагогических кадров в области воспитания патриотизма у студентов как компонента системы их профессионального образования — постоянно действующий семинар «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления»;

6) разработана и реализуется система мониторинга результатов инновационной деятельности.

Социообразовательная среда ПОО представляется как многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающее в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающее социализацию личности [3].

Для исследования возможностей социо-образовательной среды, сконструированной под цели инновационного проекта, были разработаны теоретическая модель среды и организационно-педагогические условия ее успешного функционирования. Данная модель обозначила функциональную, содержательную и деятель-ностную составляющие воспитательного процесса по формированию патриотически ориентированных качеств личности студентов ПОО.

Функциональная составляющая выражена нормативно-правовым обеспечением инновационной деятельности и созданием условий для

реализации модели. Содержательная сторона вопроса была обеспечена программно-методическими разработками и созданием критериального аппарата исследования. Деятельност-ная составляющая включала планы работы по разным направлениям деятельности коллектива техникума в свете поставленной проблемы.

Реализуя модель патриотически ориентированной социообразовательной среды в реальном образовательном процессе, организация взяла на себя заботу о создании такой среды, которая бы:

- опиралась на естественные основы патриотизма, заложенные воспитанием в семье и закрепленные вековыми традициями местного казачества;

- была наполнена патриотическим содержанием, охватывающим все сферы жизни студенчества, в том числе и казачьего кадетского корпуса;

- привлекала заинтересованных социальных партнеров с их разнообразными возможностями;

- актуализировала активную деятельность студенческого самоуправления в качестве образцов поведения и проявления патриотичности;

- мотивировала педагогический состав к повышению компетентности в вопросах формирования патриотических качеств личности молодых людей;

- развивала местный патриотизм для решения экономических вопросов Верхнеуральского района;

- явилась источником материала для тиражирования опыта педагогических работников ГБПОУ «ВАТТ — ККК».

Вопрос создания такой среды, поддержания ее функциональности, развития ее компонентов, содержательного насыщения и обогащения возможностями, исследования ее воспитательного потенциала стоял перед коллективом ГБПОУ «ВАТТ — ККК» на протяжении всего периода жизни инновационного проекта. А для этого нужно было хорошо знать все параметры среды при ее проектировании, а тем более при продуцировании воспитательного результата, используя метод «детского конструктора», подбирать соответствующие компоненты среды для получения требуемого результата. Действенным средством для изучения подходящих параметров среды являлся системный мониторинг: исследуемых личностных качеств; условий реализации инновационного проекта; эффективности применяемых средств; продуктивности воспитательного процесса; достаточности ме-

роприятий для насыщения среды патриотическим содержанием и пр.

Проблема создания такой среды была исследована педагогами с разных сторон, в числе которых: содержание патриотически ориентированной среды; ее наполнение; реальные и потенциальные возможности; жизнеспособность; адаптируемость к разным условиям; технологичность и пр.

Обратная связь с участниками процесса, анкетирование студентов и педагогов, экспертное оценивание различных параметров деятельности давали оперативную информацию для дальнейшего конструирования социообра-зовательной среды, «затачивания» ее под цели проекта [4].

Поэтому и модель среды, и модель педагогической деятельности в этой среде, и концепция воспитания патриотизма ГБПОУ «ВАТТ — ККК» носили динамический характер, как бы подтверждая, что изменяющиеся социальные условия будут вносить соответствующие им изменения.

Концепция воспитания патриотизма ГБПОУ «ВАТТ — ККК» обозначила основные принципы организации данного процесса и направления деятельности, что позволило организовать всю работу педагогического коллектива в систему. Таким образом, среда как система, в которой происходит воспитание патриота, реализует актуализацию принципов через цели воспитания, субъектов воспитания с их личностными особенностями, организационные формы педагогической деятельности, способы и возможности реализации целей инновационного проекта. Система является инвариантной, так как обусловлена трансформацией среды в зависимости от ее наполнения и динамики патриотической позиции студентов.

Система мониторинга результатов реализации инновационного проекта складывается из трех срезов (констатирующий, середина процессуального этапа и итоговый) и включает в себя несколько аспектов оценивания и сравнения:

- готовность педагогических работников к реализации инновационной деятельности;

- измерение уровня патриотичности студентов;

- эффективность воздействия патриотически ориентированной социообразователь-ной среды.

Диагностика готовности педагогов к реализации инновационной деятельности выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер, таких как: оценка

уровня готовности педагогических работников к реализации инновационной деятельности, системная возможность обратной связи, конструктивность, управленческая компетентность. Оценивание компонентов готовности педагогов к реализации инновационной деятельности производится на основе следующих критериев: методологического, технологического, рефлексивного. Критерии, в свою очередь, формируются через ряд показателей (таких как: методологическая культура, инновационный стиль мышления, творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектирование и моделирование новаций, способность к саморазвитию, способность к самоанализу в рамках инновационной деятельности в практических формах деятельности), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия.

По названным показателям к завершению регионального инновационного проекта был отмечен рост заинтересованности педагогических работников в результативности проекта в среднем на 47 %.

При изучении активности патриотической позиции студентов техникума на констатирующем и итоговом этапах исследования (исходя из выявленных уровней проявления патриотической направленности личности: высокого, среднего, низкого) был проведен анализ по следующим критериям:

- когнитивный, определяющий уровень развития патриотически ориентированных знаний, являющихся основой понимания патриотизма и целостного самоопределения личности;

- ценностно-мировоззренческий, характеризующий степень сформированности системы ценностей, взглядов, убеждений, принципов, позволяющий определить роль, место и значение личности в жизни общества;

- мотивационно-потребностный, характеризующий уровень патриотической направленности личности, цели, установки, определяемые духовно-нравственными потребностями и интересами, формирующими целеполагание личности в качестве гражданина — патриота Отечества;

- деятельно-поведенческий, определяющий готовность личности к полноценной самореализации в качестве гражданина — патриота Отчизны; к выполнению патриотической миссии.

Наблюдая динамику осознанного проявления патриотичности среди студентов, коллеги пришли к некоторым выводам.

1. Патриотичность не заложена в генах человека — это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм как феномен имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традициям. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотичность проявляется через различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны, ее традициям; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм. То есть истинная патриотичность проявляется через трансляцию позитивных, патриотически ориентированных качеств, которые должны быть сформированы обществом, в том числе педагогическими работниками, в подрастающем поколении.

2. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей патриотического воспитания ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус», социально консолидирующей его составляющей является увеличение значения связи студента с местом, где он родился, с его малой Родиной, с историей его семьи, с традициями и ценностями местного казачества.

3. Проявление патриотичности в поступках молодых людей является индикатором успешности воспитания в образовательной организации. Поэтому в организации должна быть создана такая среда обитания, которая всеми своими возможностями и атрибутами работала бы на формирование позитивных, патриотически ориентированных качеств личности студентов.

4. Решение задачи воспитания патриотических качеств личности студентов невозможно без обновления содержания патриотического воспитания, дифференциации его практики на основе более полного учета особенностей местной молодежи, обогащения существующих и разработки новых методов, форм, средств формирования готовности к защите Отечества. В качестве новых методов воспитания патриотичности для данной местной среды могут выступать: активная позиция студенческого самоуправления; тесная связь с местным казачеством, профессиональными военными, духовенством; добровольческая деятельность.

5. Результаты прироста личностных качеств патриотического содержания и общих

компетенций ФГОС СПО в части ОК 6 [5], обогащения ценностного поля молодых людей, потребности активного преобразования действительности, соблюдения национально-культурных традиций народов, населяющих близлежащие районы, были следующими:

- по когнитивному критерию количество студентов с низким уровнем проявления критерия снизилось на 19 %; с высоким уровнем выросло на 40 %;

- по ценностно-мировоззренческому критерию количество студентов с низким уровнем проявления критерия снизилось на 10 %; с высоким уровнем увеличилось на 21 %;

- по мотивационно-потребностному критерию количество студентов с низким уровнем проявления критерия снизилось на 17 %; с высоким уровнем увеличилось на 17 %;

- по деятельностно-поведенческому критерию количество студентов с низким уровнем проявления критерия снизилось на 6 %; с высоким уровнем увеличилось на 34 %.

В результате системной работы в патриотически ориентированной социообразовательной среде в 90 % мероприятий (не только патриотического характера, но и образовательных), при активной роли лидеров студенческого самоуправления, были отмечены: повышение социальной активности — у 87 % студентов техникума, коррекция ценностных установок личности — у 51 % студентов, повышение уровня ответственности за порученное дело — у 39 % студентов, повышение уровня проявления патриотических качеств личности — у 66 % студентов. Это средние показатели, подсчитанные по результатам оценочных процедур во всех филиалах техникума за три отчетных года.

Наиболее действенными оказались интерактивные методы воспитания, включающие в себя: сотрудничество в группах по реализации различных патриотически ориентированных проектов; ролевые и деловые игры; дискуссии и обсуждение вопросов студенческой жизнедеятельности; консолидацию усилий объединенного студенческого совета (всех филиалов техникума); взаимодействие с социальными партнерами; активную поведенческую политику студенческого самоуправления как самого сильного фактора воспитания патриотических качеств личности студентов. Интерактивные методы создают условия для актуализации мотивационной, познавательной, рефлексивной и поведенческой сфер личности, формирования социальной ответственности, развития гуманистических установок; способ-

ствуют укреплению позитивной самооценки, уверенности в будущем; помогают раскрыть и реализовать коммуникативный и творческий потенциал студентов; позволяют проводить целенаправленную ценностно-смысловую и де-ятельностную ориентацию воспитательного процесса в соответствии с целями и задачами инновационного проекта и основными государственными ориентирами патриотического воспитания молодежи [6].

Для оценивания эффективности работы педагогического коллектива по проблемам воспитания патриотических качеств личности студентов, формирования у них патриотического сознания, мотивации проявления сознательного позитивного поведения, формирования и развития ответственности за судьбу своей малой Родины и всего Отечества применялась система экспертного оценивания мероприятий по следующим критериям: активность, целенаправленность, степень организации, сбалансированное использование средств, разнообразие форм и методов применения, взаимоотношения участников процесса, мотивация к действию, использование инновационных технологий в процессе, достижение результата.

Достижение планируемого результата обеспечивалось: за счет усиления активности как студентов, так и педагогов, родителей, социальных партнеров; улучшения организации мероприятий; участия во внешних мероприятиях; использования проектной технологии в подготовке и реализации мероприятий и взаимодействий; освещения в средствах массовой информации близлежащих муниципальных образований.

Результаты реализации модели патриотического воспитания в техникуме могут быть представлены следующими цифрами.

Мониторинг доли обучающихся:

- вовлеченных в деятельность органов студенческого самоуправления (в общем количестве обучающихся) — 15 %;

- охваченных практико-ориентированными мероприятиями патриотической направленности (в общем количестве обучающихся) — 95 %;

- вовлеченных в казачье-кадетскую деятельность и активное преобразование среды в патриотически ориентированную (в общем количестве обучающихся) — 12 %;

- вовлеченных в добровольческую деятельность (в общем количестве обучающихся) — 61 %;

- сдавших нормативы ГТО (в общем количестве обучающихся) — 74 %;

- вовлеченных в деятельность молодежных организаций, объединений, пользующихся государственной поддержкой (в общем количестве обучающихся), — 31 %;

- с ОВЗ или инвалидов, охваченных практи-ко-ориентированными мероприятиями патриотической направленности (в общем количестве обучающихся с ОВЗ или инвалидностью) — 60 %;

- участвующих во внешних мероприятиях патриотической направленности (в общем количестве обучающихся) — 41 %;

- победителей внешних мероприятий патриотической направленности (в общем количестве участвующих) — 31 %;

- участвующих в конкурсах профессионального мастерства, WSR, Абилимпикс (в общем количестве обучающихся) — 2 %;

- победителей конкурсов профессионального мастерства, WSR, Абилимпикс (в общем количестве участвующих) — 45 %.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что:

- ГБПОУ «ВАТТ — ККК» успешно апробировал инновационный метод воспитания личности с развитыми гражданскими и патриотическими качествами в специально организованной патриотически ориентированной со-

циообразовательной среде при активной роли студенческого самоуправления;

- организацией была разработана и реализована концепция воспитания патриотизма профессиональной образовательной организации, которая явилась теоретической основой создания воспитывающей среды и проверки результативности ее воспитательного воздействия;

- был разработан оценочный инструментарий определения результативности и эффективности процесса воспитания патриотических качеств у студентов;

- методическое обеспечение процесса воспитания патриотических качеств у студентов, в частности на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления, представлено: тематическим глоссарием; разработкой и описанием модели патриотически ориентированной социообразовательной среды; разработкой и описанием модели педагогической деятельности по воспитанию патриотических качеств личности студентов; методическими рекомендациями по сути проекта; методическими разработками педагогических работников по реализации мероприятий патриотического характера; обобщением опыта в публикациях и выступлениях по теме проекта.

Библиографический список

1. Южаков, В. А. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: законодательные основы, современные особенности в сфере профессионального образования / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 141-151.

2. Суйкова, О. А. Средовой подход в конструировании среды воспитания профессиональной образовательной организации / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 94-100.

3. Циулина, М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды : монография / М. В. Циулина. — Челябинск : Цицеро, 2012. — 203 с. — ISBN 978-5-91283-271-0.

4. Лобанова, Е. Г. Патриотически ориентированная социообразовательная среда как средство патриотического воспитания студентов профессиональной образовательной организации / Е. Г. Лобанова, М. А. Бурцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 115-124.

5. Беликов, В. А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В. А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 12-21.

6. О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы : Указ Президента РФ от 08.07.2019 № 327 // Президент России : [офиц. сайт]. — 2020. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/44425 (дата обращения: 20.06.2022).

For citation: Dokshin, A. Ya. Possibilities of the socio-educational environment of a professional educational organization in the education of patriotic qualities of the personality of students / A. Ya. Dokshin, O. A. Suikova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 126-133.

possibilities of the socio-educational environment of a professional educational organization in the education of patriotic qualities of the personality of students

A. Ya. Dokshin, O. A. Suikova

The article proposes conclusions based on the results of the activities of the teaching staff of the "Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps" under the program of the regional innovation platform on the topic "Student self-government as a means of educating patriotism based on the national and cultural traditions of Cossack self-government". The construction of a patriotically oriented socio-educational environment and its content, which provides scientific and systematic educational work on the formation of patriotic qualities of students' personality, is shown. The active role of student self-government and social partnership in collective educational work is indicated; some methods and means providing the result are named. The article proposes criteria and indicators for assessing patriotism, which are congruently correlated with the indicators of the Federal State Educational Standard of the SVE in terms of general cultural competence 6 and local national and cultural traditions. Some digitized results are given. The authors presented the organizational and pedagogical conditions for the successful implementation of an innovative project and the criteria for the effectiveness of the process of patriotic education of VEO students.

Key words: patriotic education, student self-government, socio-educational environment of a professional educational organization, possibilities of a socio-educational environment, patriotic qualities of a person, national and cultural traditions.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Juzhakov V. A. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskoj molodezhi: zakonodatel'nye os-novy, sovremennye osobennosti v sfere professional'nogo obrazovanija [Military-patriotic education of Russian youth: legislative foundations, modern features in the field of vocational education], Inno-vacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2022, no. 1 (33), pp. 141-151. (In Russian)

2. Sujkova O. A. Sredovoj podhod v konstruirovanii sredy vospitanija professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Environmental approach in designing the environment of education of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2022, no. 1 (33), pp. 94-100. (In Russian)

3. Ciulina, M. V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov vozmozhnostjami socioobrazovatel'noj sredy: monografija /Patriotic education of schoolchildren by the possibilities of the socio-educational environment: monograph]. Chelyabinsk, Cicero, 2012, 203 p., ISBN 978-5-91283-271-0. (In Russian)

4. Lobanova E. G., Burceva M. A. Patrioticheski orientirovannaja socioobrazovatel'naja sreda kak sredstvo patrioticheskogo vospitanija studentov professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Patriotically oriented socio-educational environment as a means of patriotic education of students of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2022, no. 1 (33), pp. 115-124. (In Russian)

5. Belikov V. A. Metodologicheskie osnovanija reshenija problem vospitanija i socializacii lichnos-ti obuchajushhihsja v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija [Methodological foundations for solving the problems of education and socialization of the personality of students in the system of secondary vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, 1 (25), pp. 12-21. (In Russian)

6. O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pamjati i slavy: Ukaz Prezidenta RF ot 08.07.2019 № 327 // Prezident Rossii, 2020, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44425 (accessed: 20.06.2022). (In Russian)

Докшин Александр Яковлевич, директор ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхне-уральск, e-mail: vattvur@yandex.ru

Dokshin Alexander Yakovlevich, Director of the Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: vattvur@yandex.ru

Суйкова Ольга Александровна, начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: soa@chirpo.ru

Suikova Olga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogics and Innovations, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: soa@chirpo.ru

Для цитирования: Молчанов, С. Г. Технология определения востребованных работодателем социально-профессиональных компетенций / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 133-143.

УДК 377 ББК 74.47

технология определения востребованных работодателем

социально-профессиональных компетенций

С. Г. Молчанов

Проблема определения востребованных работодателем социально-профессиональных компетенций связана с необходимостью не только формировать их, но и оценивать их же в рамках процессов: а) профессионально ориентированного воспитания и б) профессионально-производственной социализации. Обсуждение и уточнение смысла феномена «профессионально ориентированное воспитание» обосновывается необходимостью не только исследования способов формирования социально-профессиональных компетенций, но и инструментального обеспечения оценивания их выраженности с участием: а) представителей предприятий-работодателей, б) педагогов, в) обучающихся, г) родителей. В статье предлагаются возможные варианты создания социограмм с участием представителей работодателя, педагогических работников и обучающихся профессиональной образовательной организации. Описание технологии сравнительного анализа социального заказа на социально-профессиональные компетенции будущего работника (обучающегося СПО) с позиции потенциального работодателя и с позиции самих будущих специалистов производится на базе исследования, проведенного на базе ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».

Ключевые слова: аутореализация, аутоидентификация, профессионально ориентированное воспитание, профессионально-производственное пространство, профессионально-производственная социализация, социально-профессиональная компетенция (компетентность).

В рамках региональной инновационной площадки (РИП) на базе ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» (2020-2023 гг.), глобальной целью которой является описание организационно-педагогических условий профессионально ориентированного воспитания в ПОО, мы решаем и несколько частных, связанных с основной, задач, в числе которых:

1) уточнение определения феномена «профессионально ориентированное воспитание»;

2) оценивание динамики позитивной со-циализованности обучающихся, их социаль-

но-профессиональных компетенций, востребованных работодателем;

3) отбор и (или) разработка способов увеличения выраженности квалитативной компетентности педагогических работников, а конкретно в части оценивания позитивной социализован-ности обучающихся (см. задачу 2);

4) внедрение в деятельность работников кадровых служб организаций-работодателей технологии оценивания социализованности студента-практиканта и (или) будущего работника (его социально-профессиональных компетенций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.