Мюллер Анастасия Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе Многопрофильного колледжа Института спорта, туризма и сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Muller Anastasia Alekseevna, Deputy Director for Educational Work of the Multidisciplinary College of the Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (NRU), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Средовой подход в конструировании среды воспитания профессиональной образовательной организации / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 94-100.
УДК 377 ББК 74.200
средовой подход в конструировании среды воспитания
профессиональной образовательной организации
О. А. Суйкова
В статье приведены основные положения средового подхода, методология которого применима для формирования воспитательной среды образовательной организации в соответствии с направлениями воспитательной работы, обозначенными в программе воспитания и социализации обучающихся ПОО. Теоретическая часть статьи раскрывает концептуальные основы средового подхода в воспитании и предлагает ПОО использовать статико-динамическую модель Ю. С. Мануйлова для конструирования собственных образовательных сред с выходом на прогнозируемые результаты воспитания, выраженных в требованиях ФГОС СПО в части формирования общих компетенций. На примере конструирования среды бизнес-ориентированной направленности показано, как структурируется такая среда, чем наполняется, как влияет на развитие личности студента и формирует ОК 11 (использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере).
Ключевые слова: среда воспитания, средовой подход в воспитании, воспитание средой, опосредование, осреднение, «ниши», «стихии», средовое продуцирование воспитательного результата.
Современная ситуация общественного развития приводит нас к необходимости учитывать возрастающее значение среды в воспитании и развитии молодого поколения. Известный тезис, что человек развивается в деятельности [1], сегодня может быть подвергнут определенному сомнению, если среда затрудняет или препятствует самой деятельности. А современная среда, развивая свою инструменталь-ность, приобретает все больше доминирующих качеств, которые не всегда действуют во благо воспитания социально ответственных граждан. Воспитательная система образовательной организации при использовании традиционных воспитательных подходов (личностного, индивидуального, персонализированного и др.) может потерпеть фиаско, если вступит в противо-
речие со средой, не учитывая социокультурный контекст развития обучающегося.
Вопросы исследования возможностей среды в последнее время актуализировались в связи с изменением роли среды в жизни человека. Наше внимание привлек разработанный Ю. С. Мануйловым средовой подход, который предлагает технику обращения среды в воспитательное пространство и методы управления влияниями среды в воспитании детей [2]. Данный подход дает инструменты опосредованного (через среду) влияния на развитие личности ребенка, воспитания у него определенных качеств и проявления этих качеств в деятельности. Мы придаем среде определенную окраску, наполнение, звучание, чтобы она «сработала» на наши цели, чтобы «разрешила» использовать ее
потенциал в узком смысле — воспитывая конкретные качества личности. Подход к воспитанию ребенка со стороны среды при использовании ее разрешающих возможностей выступает и как условие реализации и важное дополнение к существующему инструментарию воспитательной работы, и как способ оптимизации влияния среды на личность воспитанника. Оптимизация в этом случае заключается в «стягивании» конкретных свойств среды на цели воспитания. Поэтому у педагогов появляется необходимость преобразования среды под конкретный результат — продуцируемые качества личности.
Под средовым подходом Ю. С. Мануйлов понимает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата [3]. То есть подразумевается исследование среды на выявление ее максимальных возможностей для воспитания молодежи. Актуализация результатов такого исследования проявится в конструировании конкретной среды воспитания. Насколько среда становится средством диагностики, указывает такой показатель, как «количество проявлений продуцируемых качеств личности». Опираясь на эти данные, субъекты управления воспитанием конструируют новую среду, которая работает на планируемый результат, — расширяют ее разрешающие возможности. А для этого нужно хорошо знать все параметры среды и при ее проектировании, а тем более продуцировании воспитательного результата, используя метод «детского конструктора», подбирать соответствующие компоненты среды для получения требуемого результата. Содержательная окраска воспитательной среды определит то поле, куда будет направлена активность воспитуемого, исходя из его личностных потребностей актуализации.
Такой подход вызывает доверие в силу его мощного методологического основания, где в основу положены: теория сложных самоорганизующихся систем (Е. Н. Князева, С. П. Кур-дюмов, И. Пригожин и др.); коэволюцион-ная концепция современной натурфилософии (Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев и др.); положения структурно-функционального подхода (В. И. Ар-шинов, Ю. Г. Марков и др.); теория воспитательных систем (В. А. Караковский, Л. И. Новикова и др.); теория социализации подрастающего поколения (И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.); положения психологии развития (В. И. Слободчиков
и др.) [3].
Любая среда потенциально полезна, если выявить этот потенциал, направить его в сози-
дательное русло, сконструировать и актуализировать среду, благоприятную для воспитания. Функционально среда является тем окружением, среди чего (кого) пребывает субъект воспитания, посредством чего осуществляется его жизнедеятельность и развитие. Субстанционально, по мнению автора данного подхода, среду можно представить как структуру, состоящую из стихий, ниш и меченных ими индивидуумов.
Стихия — это поток, волна, порыв, движение, движущая сила, устремление, мотив, заинтересованность, поиск, обучение, творчество, тенденция и пр. Стихии могут быть природными, социальными, социокультурными. И применительно к индивидууму они могут выполнять функции принуждения, увлечения, захвата, инерции, организации и пр., тем самым «пометить» его своей спецификой [2].
Ниша — очерченное пространство возможностей среды, которые опосредуют развитие индивидуума. Ниши обладают событийными возможностями (насыщенность событиями) и трофическими возможностями (иметь и уметь что-то вследствие этого). «Трофика» в переводе с греческого — «то, что питает». Следовательно, ниши способствуют формированию каких-либо качеств через свое питательное содержание. Для личности ниши могут быть представлены социальными группами, профессиональными сообществами, группами по интересам, семейными ареалами, культурными агентами (музыка, театр, литература и пр.). Среда как источник питания может длительное время оставаться неизменной, тогда как тип питания может изменяться вместе со сменой общественной ситуации [2; 3].
Меченые индивидуумы — это индивидуумы, склонные к определенным видам занятий, роду деятельности; предрасположенные к определенным действиям, проявлениям своей индивидуальности; проявляющие определенную форму активности, линию поведения; увлеченные определенными видами творчества [2; 3]. В зависимости от своих склонностей и потребностей личность занимает соответствующую нишу в социальной среде (лицедей играет роли в театре, журналист освещает события в статьях, политик участвует в управлении государством, ученый томим желанием исследовать и открывать). Та стихия, которая захватывает, увлекает, заставляет человека выполнять действия, совершать любой рабочий ход, может мягко и ненасильственно управлять процессом средо-образования в целях воспитания человека через
резонансные воздействия на жизненно важные точки «меченых». Таким образом, субъекты управления могут генерировать среды по меткам ниш и соответствующих им стихий.
Статико-динамическая модель среды, по Ю. С. Мануйлову, состоит из двух компонентов: статичного (ниши) и динамичного (стихии), в которых в зависимости от своих притязаний со-бытует индивидуум.
При явной условности предложенных автором в качестве названий терминов для нас ценно понимание их сути и содержания.
В отношении воспитательной среды профессиональной образовательной организации средовой подход может стать той совокупностью действий со средой, которая технологически превратит ее в средство воспитания, сгенерировав ее по направлениям воспитательной деятельности (нишам), проектируя событийное питание (стихии), продуцируя воспитательный результат (формирование и проявление качеств личности).
Обращаясь к структуре программы воспитания и социализации студентов ПОО, отражающей направления воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС СПО, мы можем в качестве «ниш» определить сами направления: профессионально ориентирующее, граждан-ско-патриотическое, экологическое, культурно-творческое, спортивное и здоровьесберегающее, бизнес-ориентирующее. В качестве «стихий», которые приводят в действие целенаправленный воспитательный процесс по этим направлениям, будут служить планы мероприятий (план-график
проектов). «Мечеными», то есть принадлежащими определенной среде, мы можем назвать студентов, избравших в соответствии со своими склонностями и потребностями направления своей деятельности в рамках проектов.
Системообразующим фактором в конструировании каждой среды будет служить цель. Тогда воспитательная среда, к примеру, биз-нес-ориентирующего направления, имея своей целью формирование ОК 11 (использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере), будет наполнена соответствующим окружением (питанием). Окружение включает в себя предметно-пространственный, событийно-поведенческий, информационно-культурный компоненты, которые охватывают разные аспекты среды: вещественное, процессуальное, учебно-познавательное, информационное [2, 3] и пр. Чем больше таких компонентов выделят субъекты управления воспитанием, тем больше «разрешающих» возможностей предоставит воспитанникам среда; тем точнее и качественнее будет сконструирована воспитательная среда ПОО; тем более явными и конкретно-специфическими будут сформированы качества студентов, «работающие» на ОК 11, проявляющих свои способности к предпринимательской деятельности.
В качестве примера предлагается таблица 1, систематизирующая ориентировочные представления о средообразовании бизнес-ориенти-рующего направления.
Таблица 1
Возможности воспитательной среды бизнес-ориентирующего направления
Компоненты окружения Направления Наполнение среды (питание)
Предметно-пространственный Вещественное - тематические стенды, планшеты, плакаты, информационные телепанели; - бизнес-ориентирующая атрибутика; - тематические выставки в библиотеке; - оформление аудиторий, коридоров; - оборудование для звукового и музыкального сопровождения образовательного процесса (радиостанция) и пр.
Процессуальное - воспитательные часы бизнес-ориентирующей направленности; - организация участия в тематических конкурсах, акциях, праздниках, форумах; - профориентационные мероприятия; - подготовка выставок, конкурсов, выступлений, научных работ, участие в грантах и пр.
Учебно-познавательное - предметные учебно-методические комплексы; - воспитательный (бизнес-ориентированный) аспект урока; - исследовательская, поисковая деятельность студентов; - курсы ДО; - самообразование и пр.
Окончание таблицы 1
Компоненты окружения Направления Наполнение среды (питание)
Событийно-поведенческий Социокультурное - взаимодействие с социальными партнерами; - встречи с представителями бизнеса; - социально значимые проекты, социальная практика; - профориентационная деятельность и пр.
Профессионально-деятельностное - работа в учебной фирме; - участие в проектах программы воспитания и социализации; - разработка личного проекта фирмы; - выработка ценностных основ бизнес-ориентированного поведения; - знакомство с зарубежным опытом бизнес-деятельности и пр.
Психолого-педагогическое - творческая лаборатория или временные проблемные группы педагогов по бизнес-ориентирующему направлению; - обучающий методический семинар; - система диагностики целевой направленности воспитательного процесса в группах; - система мониторинга успешности целевой направленности воспитательного процесса (развитие личности, формирование ОК 11) и пр.
Информационно-культурное Политико-правовое - занятия по программе «Политические и правовые основы бизнеса в современном обществе»; - участие в олимпиадном движении по вопросам бизнес-права; - уроки социального педагога «О правах и обязанностях подростков»; - предметное содержание модуля «Право» общеобразовательного курса «Обществознание» и пр.
Информационно-аналитическое - анкетирование студентов и родителей по вопросам биз-нес-ориентирующей подготовки, анализ данных, выработка рекомендаций; - использование возможностей местной радиостанции, газеты, интернета для информирования общественности, студентов и родителей по вопросам успешности бизнес-ориентирующей подготовки в ПОО и пр.
Прочие (выделенные педагогами согласно специфике среды, направленной на формирование соответствующих ОК)
Из таблицы видно, что предметно-пространственное окружение бизнес-ориентирующей среды наполнено наглядным (вещественным) питанием, процессуально охватывает пространство внешних (организационных) и внутренних (познавательных) процессов и ориентировано на визуализационные и идентификационные возможности среды в отношении формирования содержательного образа бизнес-ориентиру-ющей среды ПОО.
Событийно-поведенческое окружение насыщено событиями бизнес-ориентирующей направленности и продуцирует проявление
соответствующих паттернов поведения, которые характеризуются определенным способом проявления и формой выражения и закрепляются в стереотипических формулах поведения, как в профессиональной деятельности, так и в социуме в целом. Данное окружение должно охватить участие в событиях и обучающихся, и педагогов, и представителей социума, чтобы извлечь из этого максимальное количество возможностей для конструирования среды воспитания и социализации ПОО.
Функцией информационно-культурного окружения среды является полное насыщение
информацией специфического и аналитического характера. Здесь сосредоточена информация обо всех действиях и внутри среды, и со средой, и вне среды. Чем важна такая информация? Она дает картину того, правильно ли «приготовлена» среда для продуцирования планируемого результата, а также указывает место топологически выверенного «укалывания» среды в нужное время и в нужном месте [4] для коррекции прогнозируемого результата при необходимости. Кроме того, нам важна информация о содержании возможностей конструируемой среды: событийных (достаточное ли количество?) и деятельностных (все ли созданы условия для выбора деятельности?). Все проекты, составляющие содержание проектно-ориентированной программы воспитания и социализации ПОО, сгенерированы по определенным средам, свойства которых являются аттракторами в ситуации выбора студентами сферы деятельности, местом приложения своих склонностей и потребностей.
А продуцируемый воспитательный результат будет обеспечен разработанным планом-графиком реализации проектов. Календарный план задает ритм, темпоральность, силу воздействия на среду и на студента, обеспечивая воспитательный процесс определенными параметрами стихий (чередование конкурсов; возможности участия в проекте или управления им; интерес к познанию нового; сила саморазвития, выраженная в результате, и пр.).
Таким образом, конструируемая среда игрой своих стихий вынуждает субъекта воспитания следовать коридором возможностей, который предоставляет ему выбранная им сфера деятельности (проект). Для этого субъекты управления воспитанием для надлежащих значений ниш находят те динамические характеристики стихий, которые будут «работать» на формирование соответствующих ОК.
Таблица 1 может быть использована для разработки среды любой направленности, указанной во ФГОС СПО в части требований к формированию ОК. В этом случае наполнение среды, ее питание будет носить специфический характер: «профессионально-ориентированный, граждан-ско-патриотический, экологический, культурно-творческий, спортивный, здоровьесберегающий, бизнес-ориентированный» [5].
Возвращаясь вновь к таблице 1, мы можем увидеть, что для формирования ОК 11 необходимо разработать такое количество бизнес-ориентированных проектов, которые обеспечивали бы среду бизнес-ориентированного содержания надлежащими свойствами через предметно-
пространственное, событийно-поведенческое, информационное [3] наполнение среды, чтобы эти свойства стали аттракторами в процессе самоопределения студентами сферы приложения своих интересов.
Как же понять, стала ли среда средством диагностирования ОК студентов? Для этого следует соотнести требования ФГОС СПО в части содержания ОК и свойств среды, формирующих конкретные компетенции, а также количество проявлений продуцируемых свойств личности студента. К примеру, для оценки ОК 11 («использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» [5]) нам важно более точно определить составляющие заявленной компетенции. Это могут быть: понимание социальной значимости и ответственности бизнеса; готовность к предпринимательской деятельности; профессионально значимые знания (правовые, специальные, психологические и пр.) и качества личности (лидерские, коммуникативные, мобильные и пр.). Далее важно определиться с методиками подсчета результатов и, выразив результат в цифрах, дать оценку результативности воздействий среды [6].
Перед планированием проектов субъект управления воспитанием должен продумать, насколько каждый конкретный проект может продуцировать результат в виде сформированной компетенции. В случае с бизнес-ориентированной воспитательной средой это могут быть проекты, направленные на бизнес-обучение, бизнес-просвещение, бизнес-деятельность, бизнес-взаимодействие и пр. Это будут ниши, которые наполнены содержанием соответствующей специфики. Стихиями, которые будут оживлять, захватывать, увлекать, заставлять индивида, станут планы-графики таких проектов.
Таким образом, конструируя общую воспитательную среду ПОО, важно понимать, что она будет генерировать в себе несколько специфических по своему предметному содержанию сред (профессионально ориентированного, гражданско-патриотического, бизнес-ориентированного, экологического и др. направлений), отличающихся друг от друга способами осуществления, временем и формами протекания. Результативность воздействия каждой из таких сред оптимизируется, если будут продуманы и учтены все аспекты предметно-пространственного, событийно-поведенческого, информационно-культурного наполнения среды; если будут предусмотрены безусловные аттракторы в виде привлекательных для студентов свойств
среды приложения их интересов; если будет учтен социокультурный контекст развития обучающихся в социуме.
Средовой подход в воспитании, предложенный Ю. С. Мануйловым (1997 г.), и его ста-
тико-динамическая модель дают возможность использовать среду как средство воспитания, как динамичного «посредника», побуждающего личность самостоятельно двигаться к результату [2].
Библиографический список
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 712 с.
2. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. — 2-е изд., пе-рераб. — Москва ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157 с.
3. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1997. — 193 с.
4. Князева, Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 62-69.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования // Федеральный институт развития образования : [сайт]. — Москва, 2021. — URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/concept_fgos_ spo_4_01_04_15.pdf (дата обращения: 30.11.2021).
6. Сташкевич, И. Р. Программа воспитания и социализации студентов ПОО: вопросы формирования / И. Р. Сташкевич, Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 113-143.
For citation: Suikova, O. A. Environmental approach in designing the educational environment of a professional educational organization / O. A. Suikova // Innovative development of vocational education. — 2022. — .№ 1 (33). — P. 94-100.
environmental approach in designing the educational environment of a professional educational organization
O. A. Suikova
The article presents the main provisions of the environmental approach, the methodology of which is applicable to the formation of the educational environment of an educational organization in accordance with the areas of educational work indicated in the program of education and socialization of vocational educational organizations' students. The theoretical part of the article reveals the conceptual foundations of the environmental approach in education and suggests that vocational educational organizations use the static-dynamic model of Yu. S. Manuylov to design their own educational environments with access to the predicted results of education, expressed in the requirements of the Federal State Educational Standards of secondary vocational education in terms of the formation of general competencies.
Using the example of designing a business-oriented environment, it is shown how this environment is structured, what it is filled with, how it affects the development of the student's personality and forms general competence 11 (using knowledge of financial literacy, plan entrepreneurial activities in the professional field).
Key words: environment of education, environment approach in education, education by environment, mediation, averaging, "niches", "elements", environmental production of educational result.
References
1. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, Peter, 2000, 712 p. (In Russian)
2. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Environmental approach in education]. Moscow, N. Novgorod, Publishing House of the Volga-Vyatka Academy of Public Administration, 2002, 157 p. (In Russian)
3. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Environmental approach in education], Dr. ped. sci. diss. thesis. Moscow, 1997, 193 p. (In Russian)
4. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Antropnyy printsip v sinergetike [Anthropic principle in synergetics], Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 1997, no. 3, pp. 62-69. (In Russian)
5. Kontseptsiya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov srednego professional'nogo obrazovaniya. Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya, 2021, available at: https:// firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/concept_fgos_spo_4_01_04_15.pdf (accessed: 30.11.2021). (In Russian)
6. Stashkevich I. R., Malova E. O. Programma vospitaniya i sotsializatsii studentov POO: voprosy formirovaniya [The program of education and socialization of VEO students: issues of formation], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 113-143. (In Russian)
Суйкова Ольга Александровна, начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Suikova Olga Alexandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogics and Innovations, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]