Научная статья на тему 'Событийность и потенциал воспитательного пространства президентского кадетского училища'

Событийность и потенциал воспитательного пространства президентского кадетского училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / среда / воспитательное пространство / кадеты / кадетское училище / воспитательные события / education / environment / educational space / cadets / cadet school / educational events

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Шаннаан Олегович

Средовый подход к исследованию воспитания кадет открывает новые потенциалы воспитания за счет преобразования внешней социокультурной и внутренней образовательной среды кадетского училища, специальным образом, организованное воспитательное пространство. Воспитательное пространство кадетского училища несет в себе черты значимого типа личности и, одновременно, обеспечивает возможность развития индивидуальности кадета. Исследования воспитательного пространства президентского кадетского училища предполагают выделение характеристики, в отношении которой планируется и ведется его развитие. Наряду с развитием предметно-пространственного, поведенческого, информационного и других видов окружения, определенные возможности повышения эффективности воспитания достигаются развитием событийности воспитательного пространства. Автором развитие событийности воспитательного пространства кадетского училища рассмотрено как совместная системная деятельность педагогического коллектива и самих воспитанников. В статье дана общая характеристика этапам развития событийности, содержанию этого вида деятельности и подходам к ее организации в условиях кадетского училища. Статья выполнена в жанре теоретического обзора с использованием методов систематизации и классификации научных теорий и концепций средового подхода. Автором использованы классические и современные, в том числе зарубежные работы в области развития воспитательной среды. Методологическую основу составляют философские и лингвистические концепции событийности, исследование этимологии понятие «событие». Практическое значение статьи заключается в рекомендациях по развитию событийности в кадетских образовательных организациях, оценке изменений воспитательного пространства по данному параметру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENTS AND POTENTIAL OF THE CADET SCHOOL ENVIRONMENT IN EDUCATION

You can get a new result in the education of students of the cadet school if you explore the educational environment of the cadet school and find new pedagogical ways of organizing it. The educational environment of the cadet school conveys the characteristics of the type of personality that is necessary for society. At the same time, it provides the opportunity to develop the individuality of the cadet. Studies of the educational space of the presidential cadet school imply the identification of the characteristic in respect of which its development is planned and ongoing. To obtain a new result in education, it is necessary not only to develop the material environment, but also to create events in it with educational effect. The creation of special events was studied by the author of the article as a joint activity of teachers and cadets. The article gives a general description of the stages of creating events, the content of this type of activity and approaches to its organization in the conditions of a cadet school. The article was made in the genre of theoretical review using methods of systematization and classification of scientific theories and concepts of the medium approach. The author used classical and modern works, including foreign works in the field of educational environment development. The methodological basis is the philosophical and linguistic concepts of an educational event, the study of etymology is the concept of “event.” The practical significance of the article lies in recommendations for the development of events in cadet colleges, the assessment of changes in the educational space according to this parameter.

Текст научной работы на тему «Событийность и потенциал воспитательного пространства президентского кадетского училища»

Событийность и потенциал воспитательного пространства президентского кадетского училища

Ондар Шаннаан Олегович,

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, должность воспитателя (воинское звание лейтенант в запасе), Кызылское президентское кадетское училище E-mail: won986@rambler.ru

Средовый подход к исследованию воспитания кадет открывает новые потенциалы воспитания за счет преобразования внешней социокультурной и внутренней образовательной среды кадетского училища, специальным образом, организованное воспитательное пространство. Воспитательное пространство кадетского училища несет в себе черты значимого типа личности и, одновременно, обеспечивает возможность развития индивидуальности кадета. Исследования воспитательного пространства президентского кадетского училища предполагают выделение характеристики, в отношении которой планируется и ведется его развитие. Наряду с развитием предметно-пространственного, поведенческого, информационного и других видов окружения, определенные возможности повышения эффективности воспитания достигаются развитием событийности воспитательного пространства. Автором развитие событийности воспитательного пространства кадетского училища рассмотрено как совместная системная деятельность педагогического коллектива и самих воспитанников. В статье дана общая характеристика этапам развития событийности, содержанию этого вида деятельности и подходам к ее организации в условиях кадетского училища. Статья выполнена в жанре теоретического обзора с использованием методов систематизации и классификации научных теорий и концепций средового подхода. Автором использованы классические и современные, в том числе зарубежные работы в области развития воспитательной среды. Методологическую основу составляют философские и лингвистические концепции событийности, исследование этимологии понятие «событие». Практическое значение статьи заключается в рекомендациях по развитию событийности в кадетских образовательных организациях, оценке изменений воспитательного пространства по данному параметру.

Ключевые слова: воспитание, среда, воспитательное пространство, кадеты, кадетское училище, воспитательные события.

Воспитание будущего офицера предполагает формирование у него особого мировоззрения, личностных качеств и образований, компетенций и готовностей и представляет собой довольно амбициозную задачу, которую мало поставить, но и следует обеспечить. Развитие воспитательных систем сегодня связано с поиском дополнительных возможностей, в числе которых - среда, преобразованная специальной деятельностью педагогического коллектива в воспитательное пространство.

Базовые теории средового подхода (Н.М. Бо-рытко [1], Л.И. Новикова [2], Ю.С. Мануйлов [3], Н.В. Ходякова [4], Н.Е. Щуркова [5], Л. Хатчинсон [6] и др.), практико-ориентированные исследования, выполненные с его позиций, дают возможность сопоставить понятия «среда» и «пространство» и установить, что, «среда» - есть родовое явление для целого ряда пространств - ее особых организаций, отвечающих определенным задачам. «Воспитательная среда - это объективная реальность, которая субъективно воспринимается, переживается, осмысливается и оценивается, избирается и трансформируется каждым участником образовательного процесса, в силу чего выступает, и потенциальным содержанием, и потенциальным средством образования и развития личности» [4, С. 9]. Пространство, как следует, например, из определения Н.М. Борытко - есть достаточно четко выраженный взгляд на состояние воспитательной среды, организация среды, точно отвечающая поставленной педагогической цели, такие действия, которые, собственно, делают среду воспитывающей [1]. Иными словами, один из путей поиска и реализации дополнительных потенциалов в воспитании кадет - есть путь целесообразной организации воспитательного пространства кадетского училища таким образом, чтобы в нем вполне естественным путем передавался и осваивался образ выпускника, отвечающий актуальным задачам воспитания. Формирование воспитательного (в зарубежных источниках - образовательного) пространства, несмотря на то, что средовой педагогике больше века, признается одним из ведущих объектов инновационного развития образования [7].

Воспитательное пространство кадетского училища, как мы считаем, вполне может быть определено как упорядоченная открытая социокультурная среда, обеспечивающая непрерывное опосредованное воздействие на воспитанника для формирования заданного типа личности. Такой тип отражает: значимые (для будущей профессии,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

общества и самой личности) качества; значимые результаты и достижения социального развития; значимые возможности и результаты самореализации. Специальным образом организованное образовательное пространство опосредовано, без прямого воздействия на личность передает ожидания педагогов в отношении развивающейся личности [8]. Воспитательное пространство - едва ли не ведущая категория новейшей идеологии образовательных экосистем [9], которая предусматривает, одновременно, воспитание личности заданного типа и предоставление воспитаннику максимальных возможностей для индивидуализации. Более того, не только отечественная (для которой это традиция), но и зарубежная педагогика все чаще обращаются к среде, как ведущему фактору развития личности [10]. Формирование воспитательного пространства, как путь поиска дополнительных потенциалов воспитания, связанное с ним опосредованное управление развитием личности кадета, т.е. управление через заданные характеристики среды - с одной стороны, точно отвечает принципам гуманной педагогики и ненасильственного воспитания, а, с другой, позволяет развивать систему воспитания без привычного наращивания объема воспитательных мероприятий и иных экстенсивных путей. Однако, вопросы развития воспитательного пространства не часто рассматриваются в связи с проблематикой воспитания кадет, прежде всего потому, что характеристики среды дают отсроченный воспитательный эффект, не формализуются, трудно измеряемы и еще более трудно доказуемы. Тем не менее, имеющиеся исследования (например, Н.С. Искрин [11]), М.В. Шакурова, Е.В. Алехина и О.В. Денисова [12], Ю.Н. Синицын, Е.Н. Жирма и Ю.Н. Буняк [13], пр. авторы) позволяют выделить активно используемые способы преобразования среды в воспитательное пространство: создание предметно-пространственного, событийного, поведенческого, информационного окружения в пространственно-временных границах пребывания воспитанника; формирование определенного уклада жизнедеятельности; использование преимуществ, или, напротив, коррекция недостатков внешней социокультурной среды образовательной организации. В отношении воспитательного пространства кадетского корпуса, колоссальный резерв повышения воспитательного потенциала пространства содержит в себе его событийность, прямо определяющая субъективное отношение кадета к среде и предъявляемому в ней образу выпускника кадетского корпуса.

Развитие воспитательного пространства кадетского корпуса - это комплексная и системная деятельность, поддерживающая формирование того типа личности, который наиболее соответствует образу современного выпускника, причем созда-5 ние событийности - лишь одно из возможных ее S направлений. С позиции целого ряда авторов, со° бытие следует оценивать как поворотную, биогра-5в фическую точку в развития личности, изменение

направлений и темпа такого развития, да и в целом, жизни человека может быть подвергнуто событийному анализу. Это дает основание К.В. Дрозду [14], В.А. Педану [15], Г.П. Соловьеву [16] и др. для того, чтобы даже выделять отдельный, событийный методологический подход в воспитании. Идея подхода в том, что воспитательное воздействие может планироваться как педагогическое событие - лично значимая, эмоционально переживаемая воспитанником ситуация.

Событийность, как характеристика воспитательного пространства разработана Ю.С. Мануйловым, который дает педагогическому событию определение через концепт «СО». «Структурное деление слова «со-бытие» как способа бытия на инвариантную со и корневые переменные. - пишет автор, - позволило определить частные формы со-бытия: со-трудничество, со-гласие, со-переживание, со-существование и др., поддающиеся, как показывает опыт, классификациям. Так, нерасчленённая и абстрактная категория «со-бытие» обрела конкретное содержание в виде вышеприведённого ряда слов. Этот формализованный и унифицированный ряд вносит строгую определённость в то, что составляет основу образа жизни» [17]. Ситуация, согласно мнению Ю.С. Мануйлова [17], Ходяковой [4] и пр. только тогда становится воспитательным событием, когда она проживается совместно педагогом и воспитанником, воспитанником и коллективом, когда она реф-лексируется и приобретает отчетливый личный смысл. Отсюда не очень приятный вывод о том, что среди многочисленных воспитательных мероприятий достаточно псевдособытийных, почти не имеющих воспитательного эффекта. Они занимают объем и оттягивают на себя ресурсы, прежде всего, самые дефицитные - временные, но, при этом, не несут в полной мере воспитательного воздействия. Воспитательным событием, в равной степени, не становятся мероприятия, организованные руководством, педагогами и командирами, в том случае, если кадеты не находят и не разделяют личного смысла участия в них, и различные акции, флешмобы и драйвы, отвечающие интересам кадет, но не передающими смыслы различных видов совместной, воспитывающей деятельности.

Событийность - не только характеристика воспитательного пространства, это связующее звено между воспитательной работой, организованной в логике деятельностного подхода и условиями ее эффективности, лучше всего понимаемыми в логике средового подхода. Организация события в воспитательном пространстве кадетского училища включает несколько шагов. Первый шаг - инициирование события - представляет собой проектирование ситуации с учетом возможных механизмов и факторов развития личности. Уверены в том, что замысел любого события - это, прежде всего, его психологический анализ и расчет. Второй шаг - внедрение события в воспитательное пространство, предполагает детальный учет интересов и потребностей предполагаемых участников

событий. Нам кажется, что событийность возникает только в тех случаях, когда ситуация отвечает потребностям педагогов (в реализации воспитательных задач) и воспитанников (в самореализации, удовлетворении интереса, общении и пр.). Наконец, третий шаг - закрепление события в образе жизни кадета - требует выбора из общей череды событий таких, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик, где участие стабильно приобретает лично значимые смыслы. Актуальной педагогической задачей является закрепление такого события не только через планы воспитательной работы, но через обычаи и традиции кадетского училища. Отметим, что событийность - это не объемы и совокупность событий, а их качество.

Событие в воспитательном пространстве кадетского училища служит связующим звеном классической триады средового подхода ниши -стихии - меченные [17], поэтому, в первом, на наш взгляд, самом важном шаге, необходимы:

- поиск, выбор и создание соответствующей ниши - точки пересечения предметно-пространственного, информационного и поведенческого окружения кадета, расположенной как во внутренней, образовательной, так и во внешней социокультурной среде кадетского училища. Чем шире взгляд педагога на возможные ниши, тем богаче потенциалы воспитательного пространства. Для кадетского училища весьма актуальным является использование социокультурного пространства региона, города возможностей, которыми обладают различные виды государственной службы;

- стимулирование инициатора события. Это также одна из важнейших сторон развития кадетского образования, связанная с педагогическими кадрами, человеческим ресурсом. Практика показывает, что меченными, создающими вокруг себя стихийные потоки, являются не столько умудренные опытом воспитания личного состава в крупных масштабах, маститые ветераны, сколько люди, искренне увлеченные каким-либо делом, обладающие талантом и способностями педагога, способными увлечь воспитанников. Разумеется, идеальный вариант сочетание этих характеристик, но он встречается не часто;

- проектирование события. Известные нам концепции образовательного, воспитательного события (например, у В.И. Слободчикова [18], С.В. Фроловой [19], Н.В. Ходяковой [4], К. Хай-ер [20] и др.), показывают, что оно имеет все признаки педагогического проекта и организуется на основе принципов проектного управления;

- обязательным действием является расчет и прогнозирование воспитательного воздействия события, которые, впоследствии, могут служить основой для его рефлексии.

- прогнозирование воспитательного воздействия, которое событие может оказать на личность.

Формирование событийности - есть один из видов деятельности педагогического коллектива кадетского училища по повышению потенциалов воспитательного пространства. Это одно из направлений изменения качества воспитательного пространства, связанное с его детальным изучением. Как вид деятельности он может характеризоваться через решаемые задачи и этапы, последовательная смена которых приводит к новому качественному состоянию воспитательного пространства.

Первый этап можно условно назвать этапом событийного наполнения воспитательного пространства кадетского училища. Множество проектируемых и реализуемых событий дополняется теми событиями внешней социокультурной среды, в которые может быть вовлечен кадет. События внутренней среды позиционируются во всех составляющих образовательного процесса: учебном процессе, внеурочной деятельности, воспитательной работе, квазипрофессиональной деятельности и повседневной жизни кадет. Уровень, ранг и охват события имеет гораздо меньшее значение, чем эмоциональный и рефлексивный след, который оно оставляет у воспитанника. События внешней, социокультурной среды могут относится:

- к деятельности образовательных и культурных, общественных, спортивных и религиозных организации и объединений;

- к деятельности органов государственного, территориального и муниципального управления;

- к открытому информационному и информационно-образовательному пространству;

- к природе, территориям и природопользованию, экологии;

- к деятельности детских и юношеских общественных объединений;

- к деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации (воинских части и организации, военные вузы, общественные организации, профессиональные сообщества, объединения ветеранов) и других инфраструктур различных видов государственной службы.

- социокультурные среды других видов государственной службы, обладающие не меньшими возможностями, чем Вооруженные Силы, но почти не использующимися в воспитании. Каждое новое событие - это проект, новое, ранее не существовавшее в этом пространстве явление, или же новое качество привычного явления. Проектирование события в воспитательном пространстве училища базируется на теориях Ю.Н. Арсеньева, Т.Ю. Давыдовой и А.А. Сычугова [21], В.Н. Буркова и Д.А. Новикова [22], Н.А. Штур-биной, Е.С. Яхонтовой, И.А. Савченко и А.Ю. Верг-линского [23], др. теоретиков проектного подхода в педагогике. Следуя рекомендациям авторов, проектируя событие, учитываются цели, замыслы, содержание, ресурсы, ограничения, риски, качество результата. По сути - это отдельное педагогическое исследование, имеющее прогностиче-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ский характер и опирающееся на математических расчет. Проект - это применение в развитии событийности воспитательного пространства кадетского училища, в создании нового конкретных и уже существующих возможностей, опыта и компетенций командиров, педагогов и воспитателей, заранее известных и разработанных методов, стандартов, норм и т.д. воспитательной работы.

Проектирование воспитательного пространства, в т.ч. и событий, служило предметом исследования М.В. Питиль [24], которая утверждает, что формирование воспитательного пространства, как деятельность педагогического коллектива вообще имеет проектную природу. Она проявляется в совместном характере деятельности воспитателей и воспитанников, организации взаимодействия, совпадающих интересах, единстве полномочий и ответственности, конкретных заданиях.

После того, как события приобретают множественный и разнонаправленный характер, деятельность педагогического коллектива может осуществляться на следующем этапе - индивидуализации событийности. По характеру, модальности и воспитательному эффекту, все события воспитательного пространства могут быть представлены через цепочки событий, нацеленные на решение определенной группы воспитательных задач. Такие цепочки, как нам кажется, способны создавать условия дифференциации воспитательного взаимодействия и даже формирования индивидуального воспитательного маршрута.

Еще одним основанием группировки и индивидуализации событийности служит ее интеграция в стихии определенного вида. Стихия внутри воспитательного пространства, как ее определил Ю.С. Мануйлов [Стихии], представляет собой параметр вероятности среды, однонаправленное движение масс, вовлекающее за собой все новых и новых участников. «Как в локальной, так и широкой социальной средах, - пишет автор, - обнаруживают свое присутствие различные стихии. Это стихии научного поиска, интеллектуальной игры, самодеятельного творчества, изобретательности, свободомыслия, конкуренции, противоборства» [25]. В образовательной среде, следуя Ю.С. Мануйлову [26], целесообразно учитывать стихии заинтересованности, поиска, игры, противоборства, воспроизведения знаний, доброжелательности, труда, творчества и пр. Каждая их стихий по своему объединяет цепочки событий в жизни кадета, формируя участки воспитательного пространства кадетского училища.

Наконец, заключительным этапом педагогической деятельности по развитию событийности воспитательного пространства становится интеграция событий, суть которой заключается в отборе из числа вариативных цепочек тех, которые имеют наивысший эмоциональный отклик, совпадающий § с целью воспитания. Такие события закрепляются ^ в укладе жизни кадета через многочисленные тра-° диции и обычаи, ритуалы и образцы. Происходит ав нормирование, описание, стандартизация собы-

тия, задается его повторяемость. Рано или поздно, такое событие становится частью среды, без которой среда не мыслится.

Таким образом, поиск новых возможностей воспитания кадет может осуществляться в направлении раскрытия потенциалов среды кадетского училища, которая, при целесообразной организации, превращается в воспитательное пространство. Возможности достижения нового качества воспитательного пространства, в числе прочих факторов, достигаются развитием событийности. Развитие событийности - это задача всего педагогического коллектива, и кадет.

Литература

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н.М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

2. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / Л.И. Новикова. - М.: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д.п.н.: 13.00.01 / Мануйлов, Юрий Степанович. - М., 1997. - 193 с.

4. Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дис. ... д.п.н.: 13.00.01 / Ходякова Наталия Владимировна. - Волгоград, 2013. - 465 с.

5. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 78 с.

6. Hutchinson, L. Educational environment / Linda Hutchinson // BMJ. - 2003. - Apr 12. - 326(7393). -pp. 810-812. - DOI: 10.1136/bmj.326.7393.810

7. Burbulesa, N.C. et al. Five trends of education and technology in a sustainable future Geography and Sustainability / Nicholas C. Burbulesa, Guorui Fanb, Philip Reppc // Geography and Sustainability. - 2020. - Vol. 1, I.2. - рр. 93-97. -DOI: https://doi.org/10.1016Zj.geosus.2020.05.001

8. Jeremy, D.F. Expectations and the Educational Environment / Jeremy D. Finn // AERA. - 1972. -Vol. 42. - рр. 387-410. - DOI: https://doi. org/10.3102/00346543042003387

9. Razinkina, Е. et al. Influence of the educational environment on students' managerial competence / E. Razinkina, L. Pankova, I. Trostinskaya, E. Pozdeeva, L. Evseeva, A. Tanova // Environmental Management and Economics. -2019. - Vol. 110. - рр. 97-108. - DOI: https://doi. org/10.1051/e3sconf/201911002097

10. Bervoetsa, S., Zenoub, Y. Intergenerational correlation and social interactions in education / Sebastian Bervoetsa, Yves Zenoub // European Economic Review. - 2017. - Vol. 92. - рр. 13-30. - DOI: https://doi.org/10.1016/]. euroecorev.2016.11.005

11. Искрин, Н.С. Воспитательное пространство образовательного учреждения: сущность, струк-

тура, управление: монография / Н.С. Искрин. -Самара: Вереск, 2010. - 271 с.

12. Шакурова, М.В. и др. Воспитательное пространство в зеркале социально-педагогической реальности: коллективная монография / М.В. Шакурова, Е.В. Алехина, О.В. Денисова. - Воронеж: ВГПУ, 2018. - 163 с.

13. Синицын, Ю.Н. Воспитательное пространство школы: монография / Ю.Н. Синицын, Е.Н. Жирма, Ю.Н. Буняк. - Краснодар: Экоин-вест, 2016. - 253 с.

14. Дрозд, К.В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства / К.В. Дрозд // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 8(24). - С. 112-118

15. Педан, В.А Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования / В.А. Педан // Человек и образование. - 2016. -№ 1. - С. 104-107

16. Соловьев, Г.П. Событийный подход в воспитании школьников / Г.П. Соловьев // Вестник Удмурдского университета. - 2009. - № 2. -С.103-110

17. Мануйлов, Ю.С. Язык «СО» [электронный ресурс] / Ю.С. Мануйлов // Персональный сайт. - Режим доступа: http://sreda-lab.narod.ru/ index/0-7 (дата обращения 27.09.2020)

18. Слободчиков, В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков // Событийность в образовании и педагогической деятельности. - 2010. - № 1(43). - С. 5-14

19. Фролова, С.В. Проектирование события индивидуального образовательного маршрута вне-учебной деятельности студента / С.В. Фролова // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1120-1122

20. Heyer, K. An Analysis of Aims and the Educational «Event» / Kent den Heyer // Canadian Journal of Education. - 2015. - Vol. 38, No. 1. - pp. 1-27. - DOI: https://www.jstor.org/stable/ canajeducrevucan.38.1.03

21. Арсеньев, Ю.Н. и др. Управление проектами и принятие решений: эффективность, надежность, качество, безопасность, риски: монография / Ю.Н. Арсеньев, Т.Ю. Давыдова, А.А. Сычугов. - Тула: Изд-во ТулГу, 2018. - 359 с.

22. Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Как управлять проектами: научно-практическое издание / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.

23. Штурбина, Н.А. Современная практика управления проектами в российских образовательных системах: монография / Н.А. Штурбина, Е.С. Яхонтова, И.А. Савченко, А.Ю. Верглин-ский. - М.: МАКС Пресс, 2019. - 159 с.

24. Питиль, М.В. Проектный подход к формированию воспитательного пространства региона: дис. ... к.п.н.: 13.00.01 / Питиль Марина Валентиновна. - Самара, 2008. - 243 с.

25. Мануйлов, Ю.С. О Стихии, стихийности и сти-хиальности в образовании [электронный

ресурс] / Ю.С. Мануйлов // Персональный сайт. - режим доступа: http://sreda-lab.narod.ru/ index/0-13 (дата обращения 28.09.2020) 26. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы сре-дового подхода в воспитании [электронный ресурс] / Ю.С. Мануйлов // Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании. - режим доступа: http:// sreda-lab.narod.ru/index/0-11 (дата обращения 09.09.2020)

EVENTS AND POTENTIAL OF THE CADET SCHOOL ENVIRONMENT IN EDUCATION

Ondar Sh.O.

Novosibirsk state pedagogical University

You can get a new result in the education of students of the cadet school if you explore the educational environment of the cadet school and find new pedagogical ways of organizing it. The educational environment of the cadet school conveys the characteristics of the type of personality that is necessary for society. At the same time, it provides the opportunity to develop the individuality of the cadet. Studies of the educational space of the presidential cadet school imply the identification of the characteristic in respect of which its development is planned and ongoing. To obtain a new result in education, it is necessary not only to develop the material environment, but also to create events in it with educational effect. The creation of special events was studied by the author of the article as a joint activity of teachers and cadets. The article gives a general description of the stages of creating events, the content of this type of activity and approaches to its organization in the conditions of a cadet school. The article was made in the genre of theoretical review using methods of systematization and classification of scientific theories and concepts of the medium approach. The author used classical and modern works, including foreign works in the field of educational environment development. The methodological basis is the philosophical and linguistic concepts of an educational event, the study of etymology is the concept of "event." The practical significance of the article lies in recommendations for the development of events in cadet colleges, the assessment of changes in the educational space according to this parameter.

Keywords: education, environment, educational space, cadets, cadet school, educational events.

References

1. Borytko, N.M. In the space of educational activity: Monograph / N.M. Borytko. - Volgograd: Change, 2001. - 181 p.

2. Novikova, L.I. Pedagogy of education. Selected pedagogical works / L.I. Novikov. - M.: Per Se, 2010. - 336 p.

3. Manuilov, Yu.S. Environment approach in education: dis... Ph.D.: 13.00.01 / Manuilov, Yuri Stepanovich. - M., 1997. -193 p.

4. Khodyakova, N.V. Situational-environmental approach to the design of personality-developing educational systems: dis. . Ph.D.: 13.00.01 / Khodyakova Natalia Vladimirovna. - Volgograd, 2013. - 465 p.

5. Shchurkova, N. E. Education: a new view from the standpoint of culture / N.E. Shchurkov. - M.: Educational center "Pedagogical search", 1997. - 78 p.

6. Hutchinson, L. Educational environment / Linda Hutchinson // BMJ. - 2003. - Apr 12. - 326 (7393). - pp. 810-812. - DOI: 10.1136 / bmj.326.7393.810

7. Burbulesa, N.C. et al. Five trends of education and technology in a sustainable future Geography and Sustainability / Nicholas C. Burbulesa, Guorui Fanb, Philip Reppc // Geography and Sustainability. - 2020. - Vol. 1, I.2. - pp. 93-97. - DOI: https://doi. org/10.1016/j.geosus.2020.05.001

8. Jeremy, D.F. Expectations and the Educational Environment / Jeremy D. Finn // AERA. - 1972. - Vol. 42. - pp. 387-410. -DOI: https://doi.org/10.3102/00346543042003387

9. Razinkina, E. et al. Influence of the educational environment on students' managerial competence / E. Razinkina, L. Pankova, I. Trostinskaya, E. Pozdeeva, L. Evseeva, A. Tanova // Environ-

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы о со

mental Management and Economics. - 2019. - Vol. 110. - pp. 97-108. - DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201911002097

10. Bervoetsa, S., Zenoub, Y. Intergenerational correlation and social interactions in education / Sebastian Bervoetsa, Yves Zenoub // European Economic Review. - 2017. - Vol. 92. - pp. 13-30. - DOI: https://doi.org/10.1016Zj.euroecorev.2016.11.005

11. Iskrin, N.S. Educational space of an educational institution: essence, structure, management: monograph / N.S. Iskrin. - Samara: Veresk, 2010. - 271 p.

12. Shakurova, M.V. and others. Educational space in the mirror of social and pedagogical reality: collective monograph / M.V. Shakurova, E.V. Alekhina, O.V. Denisov. - Voronezh: VSPU, 2018. - 163 p.

13. Sinitsyn, Yu.N. Educational space of the school: monograph / Yu.N. Sinitsyn, E.N. Zhirma, Yu.N. Bunyak. - Krasnodar: Ekoin-vest, 2016. - 253 p.

14. Drozd, K.V. Pedagogical potential of the event approach to the organization of interaction between the subjects of the educational space / K.V. Drozd // Privolzhsky Scientific Bulletin. -2013. - No. 8 (24). - S. 112-118

15. Pedan V.A. The role of the event approach in creating an educational network by an institution of additional education / V.A. Pedan // Man and Education. - 2016. -No. 1. - S. 104-107

16. Soloviev, G.P. Event approach in the education of schoolchildren / G.P. Soloviev // Bulletin of the Udmurd University. -2009. - No. 2. - P. 103-110

17. Manuilov, Yu.S. Language "SO" [electronic resource] / Yu.S. Manuilov // Personal site. - Access mode: http://sre-da-lab.narod.ru/index/0-7 (date of treatment 09/27/2020)

18. Slobodchikov, V.I. Co-existence educational community - the source of development and the subject of education / V.I. Slo-

bodchikov // Events in education and pedagogical activity. -2010. - No. 1 (43). - S.5-14

19. Frolova, S.V. Designing an event of an individual educational route of a student's extracurricular activities / S.V. Frolova // Young scientist. 2014. No. 4. S. 1120-1122

20. Heyer, K. An Analysis of Aims and the Educational "Event" / Kent den Heyer // Canadian Journal of Education. - 2015. - Vol. 38, No. 1. - pp. 1-27. - DOI: https://www.jstor.org/stable/cana-jeducrevucan.38.1.03

21. Arseniev, Yu.N. and others. Project management and decisionmaking: efficiency, reliability, quality, safety, risks: monograph / Yu.N. Arseniev, T. Yu. Davydova, A.A. Sychugov. - Tula: TulGu Publishing House, 2018. - 359 p.

22. Burkov, V.N., Novikov, D.A. How to manage projects: scientific and practical edition / V.N. Burkov, D.A. Novikov. - M.: SIN-TEG-GEO, 1997. - 188 p.

23. Shturbina, N.A. Modern practice of project management in Russian educational systems: monograph / N.A. Shturbina, E.S. Yakhontova, I.A. Savchenko, A. Yu. Verglinsky. - M.: MAKS Press, 2019. - 159 p.

24. Pitil, M.V. Project approach to the formation of the educational space of the region: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Pitil Marina Valentinovna. - Samara, 2008. - 243 p.

25. Manuilov, Yu.S. About Elements, spontaneity and spontaneity in education [electronic resource] / Yu.S. Manuilov // Personal site. - access mode: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-13 (date of treatment 09/28/2020)

26. Manuilov, Yu.S. Conceptual foundations of the environmental approach in education [electronic resource] / Yu.S. Manuilov // Public Scientific Laboratory of Environment and Environmental Research in Education. - access mode: http://sreda-lab.narod. ru/index/0-11 (date of access 09/09/2020)

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.