Научная статья на тему 'Специфика воспитательного процесса в президентских кадетских училищах'

Специфика воспитательного процесса в президентских кадетских училищах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДЕТ / ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЕННАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CADET EDUCATION / CADET / PRESIDENTIAL CADET SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS / PRINCIPLES OF EDUCATION / CHARACTERISTICS OF EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATION PROGRAM / MILITARY AND PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Шаннаан Олегович

В данной статье обоснована важность и актуальность изучения особенностей системы воспитания в президентском кадетском училище как учебного заведения с инновационной образовательной программой. Определено место президентского кадетского училища в системе кадетского образования, установлены его отличия от иных кадетских образовательных учреждений. Изучена законодательная основа функционирования учебного заведения, представлены актуальные данные о функционирующих на данный момент на территории Российской Федерации президентских кадетских училищах. Рассмотрены главные особенности функционирования образовательного учреждения.Работа содержит подробный анализ кадетского воспитания как одной из важнейших составляющих образовательного процесса в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность президентских кадетских училищ. Также отдельно выделены и рассмотрены особенности воспитательного и образовательного процессов.В работе раскрыты основные характеристики кадетского воспитания: опора на традиции российской армии; привитие чувства ответственности за себя и товарищей, выработка навыков подчинения закону и морали, формирования чувства достоинства; учет психологических и умственных способностей каждого кадета; передача опыта и навыков со стороны офицеров-воспитателей. Кроме того, описаны главные принципы воспитательного процесса, среди которых личностный подход, социальная адекватность, сотворчество, культуросообразность, успешность, спиралеобразный характер обучения, ценностный принцип и принцип целостности. Также работа содержит анализ воспитательного процесса в президентских кадетских училищах на примере «Кызылского Президентского кадетского училища».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of the educational processin presidential cadet schools

This article substantiates the importance and relevance of studying the features of the education system in the presidential cadet school as an educational institution with an innovative educational program. The place of the presidential cadet school in the system of cadet education is determined; its differences from other cadet educational institutions are established. The legislative basis for the functioning of the educational institution has been studied; current data on the presidential cadet schools operating at the moment in the Russian Federation are presented. The main features of the functioning of the educational institution are considered.The article contains a detailed analysis of cadet education as one of the most important components of the educational process in accordance with the regulations governing the activities of presidential cadet schools. The features of the educational and educational processes are also separately identified and considered.The paper describes the main characteristics of cadet education: reliance on the traditions of the Russian army; inculcation of a sense of responsibility for oneself and comrades, development of skills to obey the law and morality, and form a sense of dignity taking into account the psychological and mental abilities of each cadet; transfer of experience and skills from the side of educating officers. In addition, the main principles of the educational process are described, among which are a personal approach, social adequacy, co-creation, cultural identity, success, the spiral-like nature of instruction, the value principle and the principle of integrity. The article also contains an analysis of the educational process in presidential cadet schools on the example of the “Kyzyl Presidential Cadet School”.

Текст научной работы на тему «Специфика воспитательного процесса в президентских кадетских училищах»

Специфика воспитательного процесса в президентских кадетских училищах

Ондар Шаннаан Олегович,

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, должность воспитателя (воинское звание лейтенант в запасе), Кызылское президентское кадетское училище

E-mail: won986@rambler.ru

Аннотация. В данной статье обоснована важность и актуальность изучения особенностей системы воспитания в президентском кадетском училище как учебного заведения с инновационной образовательной программой. Определено место президентского кадетского училища в системе кадетского образования, установлены его отличия от иных кадетских образовательных учреждений. Изучена законодательная основа функционирования учебного заведения, представлены актуальные данные о функционирующих на данный момент на территории Российской Федерации президентских кадетских училищах. Рассмотрены главные особенности функционирования образовательного учреждения.

Работа содержит подробный анализ кадетского воспитания как одной из важнейших составляющих образовательного процесса в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность президентских кадетских училищ. Также отдельно выделены и рассмотрены особенности воспитательного и образовательного процессов.

В работе раскрыты основные характеристики кадетского воспитания: опора на традиции российской армии; привитие чувства ответственности за себя и товарищей, выработка навыков подчинения закону и морали, формирования чувства достоинства; учет психологических и умственных способностей каждого кадета; передача опыта и навыков со стороны офицеров-воспитателей. Кроме того, описаны главные принципы воспитательного процесса, среди которых - личностный подход, социальная адекватность, сотворчество, культуросо-образность, успешность, спиралеобразный характер обучения, ценностный принцип и принцип целостности. Также работа содержит анализ воспитательного процесса в президентских кадетских училищах на примере «Кызылского Президентского кадетского училища».

Ключевые слова: кадетское образование, кадет, президентское кадетское училище, воспитательные процесс, образовательный процесс, кадетское воспитание, принципы воспитания, характеристики воспитания, инновационная программа образования, военная и государственная служба.

В последние годы в системе российского образования все больше внимания - а вместе с тем и финансирования - отводится развитию кадетского образования. Необходимость стимулирования такого рода образования во многом вызвана потребностью современного российского общества в высококвалифицированных военных и иных государственных служащих. Особое место в системе кадетского образования занимают президентские кадетские училища, которые представляют собой новые учебные заведения с инновационной образовательной программой.

Однако, несмотря на то, что прошло достаточно времени с момента образования первого президентского кадетского училища, для многих до сих пор остается открытым вопрос о том, чем воспитание и образование учебного заведения такого типа отличается от суворовского училища, например, чем и объясняется актуальность исследования заявленной темы. Итак, изучение специфики воспитания кадетов в президентских училищах следует начать с определения места президентского кадетского училища в системе кадетского образования.

Регулирование российского кадетского образования осуществляется на базе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым обучение по интегрированным программам реализуется в рамках целого ряда общеобразовательных организаций. Среди таковых - президентское кадетское училище, суворовское военное училище, кадетский военный корпус, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, морской кадетский корпус, морской кадетский военный корпус, казачий кадетский корпус, а также военно-музыкальное училище.

Сегодня на территории Российской Федерации действует восемь президентских кадетских училищ: Оренбургское (начало образовательную деятельность в сентябре 2010 года), Ставропольское (сентябрь 2011 года), Краснодарское (сентябрь 2012 года), Тюменское (сентябрь 2013 года), Владивостокское (сентябрь 2014 года), Севастопольское (сентябрь 2014 года), Кемеровское (сентябрь 2019 года) и Кызылское (сентябрь 2014 года) [9].

Порядок приема будущих кадетов, осуществления и организации воспитательной и образовательной деятельности президентского кадетского училища устанавливается федеральными государственными органами, чьи действия согласовываются с Министерством науки и высшего образования РФ [7].

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

Итак, определив место президентского кадетского училища среди иных учреждений кадетского образования, следует определить его особенности. Президентское кадетское училище является инновацией среди прочих образовательных организаций, введенной указанным ранее Законом в 2012 году. Среди основных отличий президентских кадетских училищ необходимо отметить следующие:

- функционируют как федеральные государственные казенные общеобразовательные учреждения;

- недвижимое имущество и земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, закрепляются за президентскими кадетскими училищами на праве оперативного управления и постоянного пользования;

- главная цель - подготовка кадетов к государственной службе [3].

Кроме того, необходимо выделить более частные особенности протекания образовательного процесса. Так, в отличие от суворовских, президентские кадетские училища предоставляют своим воспитанникам возможность начать обучение сразу после начальной школы. Срок обучения варьируется в зависимости от желаемого уровня военно-профессиональной подготовки и выбранной образовательной программы и может длиться от двух до семи лет. Воспитанниками президентского кадетского училища могут стать только молодые люди, подходящие по контингенту, который определяется целым перечнем нормативно-правовых актов, среди которых Устав конкретного образовательного учреждения, приказ Министра обороны и Положение. Кроме того, существенным отличием образовательной программы президентских кадетских училищ представляется узкая профессиональная направленность - военная служба, что определяет военную подготовку как основной профиль учебного заведения.

Обозначив особенности функционирования президентских кадетских училищ и их образовательной деятельности, можно приступить к определению специфики воспитательного процесса. Итак, исходя из основной цели кадетского образования (подготовка воспитанников к государственной или военной службе), воспитание учащихся является одной из важнейших составляющих всего образовательного процесса, что закреплено уже указанными выше нормативными актами [6].

В самом общем понимании кадетское воспитание представляет собой систему формирования личности кадета, строго ориентированную на общие начала российского государственного устройства с целью его подготовки к служению Отечеству [2, с. 180]. Основные характеристики кадетского воспитания могут быть описаны следующим образом.

о Базой для системы воспитания служат традиции российской армии, в частности - принципы еЗ подчинения и уважения, строгое соблюдение ри-Ц туалов воинской службы и так далее. Основными

целями воспитания являются привитие чувства ответственности за себя и товарищей, выработка навыков беспрекословного подчинения правилам закона и морали, а также формирование чувства собственного достоинства [4, с. 112]. Программа образования ориентирована на самоподготовку кадетов и постоянный контроль их уровня образования, что позволяет отслеживать недостатки системы воспитания и оперативно реагировать на них. Воспитательный процесс осуществляется с учетом психологических и умственных способностей каждого кадета, что способствует целенаправленной ориентации и профессиональной подготовке к военной и государственной службе [1, с. 175]. Воспитание осуществляется профессионально подготовленным коллективом офицеров-воспитателей, прошедшим школу житейского и военного опыта.

Принципами современной концепции воспитательной работы президентских кадетских училищ являются следующие:

- личностный подход - анализ когнитивных, психологических и возрастных особенностей каждого кадета с учетом естественности процесса саморазвития формирующейся личности;

- социальная адекватность - обеспечение социальной поддержки и формирование готовности обучаемых к социальной самозащите;

- сотворчество - совместный поиск эффективных методов и форм деятельности, осуществляемый преподавателями и кадетами;

- культуросообразность - формирование личности выпускников с опорой на лучшие примеры мировой и русской воинской культуры;

- успешность - помощь воспитанникам в выработке веры в собственные силы;

- спиралеобразный характер обучения - структурирование материала образовательной и воспитательной программы в соответствии с психолого-возрастными особенностями кадетов и последовательность преподавания каждого выделенного блока;

- ценностный принцип - определение ценностных отношений в качестве основы воспитательного процесса;

- целостность - необходимость учета всех вышеизложенных принципов [5].

Специфика воспитательного процесса в президентских кадетских училищах не может быть рассмотрена отдельно от реальной практики кадетского воспитания. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности воспитания на примере конкретного учебного заведения. Таковым примером может послужить «Кызылское Президентское кадетское училище» - одно из последних появившихся учреждений данного типа.

В соответствии с его уставом основными целями воспитательной работы являются создание и поддержание условий для полноценного физико-интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся; формирование навыков межличностной коммуникации и толерантности, са-

мообразования и творческого саморазвития; повышение социальной активности, самостоятельности и ответственности учащихся за себя и товарищей; общекультурное развитие посредством приобщения к национальной культуре [11].

Для достижения обозначенных целей преподавательский состав «Кызылского Президентского кадетского училища» осуществляет целый ряд образовательно-воспитательных мероприятий, реализуемых в различных формах. Основной формой взаимодействия преподавателя и кадета являются учебные занятия, позволяющие контролировать уровень включенности обучаемого в тему занятия и успешность выполнения домашнего задания. На базе учреждения ведутся работы по стимулированию как внешнего преподавательского взаимодействия, так и взаимопомощи внутри группы учащихся, направленное на совместный поиск решения проблем воспитания и обучения. Также для воспитанников систематически проводятся встречи с педагогом-психологом, организуются беседы с офицерами-воспитателями.

Особенностью Кызылского Президентского кадетского училища является совместное создание преподавателями и воспитанниками плана по ликвидации выявленных пробелов. Выявить образовавшиеся проблемы представляется возможным благодаря постоянному обсуждению результатов учебной и воспитательной деятельности преподавателями и кадетами, к которому также привлекаются родители воспитанников младшего возраста. Кроме того в качестве меры контроля на еженедельных собраниях обсуждаются итоги успеваемости.

Особое внимание уделяется внеклассной работе, которая проводится по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание (например, изготовление тематических стенгазет, концертная самодеятельность ко Дню Победы, участие в смотрах и парадах, встречи с ветеранами, оборонно-массовая работа, организация фестивалей инсценированной военной песни);

- духовно-нравственное воспитание (участие в тематических классных часах, играх, беседах);

- здоровье сберегающее воспитание (участие во внутренних, региональных и всероссийских спортивных чемпионатах и первенствах);

- культуротворческое и эстетическое воспитание (участие в экскурсиях в Ботанических садах, театрах оперы и балетах, кадетских балах и театральных постановках, посещение выставочных центров, акций и мастер-классов);

- безопасность и правовое воспитание (участие в научных конференциях о праве, развитие прикладных навыков применения правовых знаний в житейской практике);

- экологическое воспитание (реализация тематических диспутов, классных часов-дискуссий, единых классных часов, например, к Международному дню Земли) [10, с. 50].

Однако следует сказать, что в российских президентских кадетских училищах помимо описанных направлений также реализуются такие как социальная ответственность и компетентность (дни самоуправления, декады правового знания), трудолюбие (посвящение в кадеты, дни открытых дверей), ценностное воспитание (фотоконкурсы, «минута славы») и так далее [8, с. 132].

Подводя итоги изложенному в данной работе материалу, необходимо отметить, что воспитание учащихся президентского кадетского училища это одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Поскольку президентские кадетские училища являются инновацией среди прочих образовательных организаций, они имеют ряд отличий, касающихся как общего режима функционирования, так и внутренних образовательных и воспитательных процессов.

Основными особенностями функционирования образовательного учреждения представляются работа в статусе федерального государственного казенного учреждения, закрепление права на оперативное управление и постоянное пользование государственным недвижимым имуществом и подготовка кадетов к государственной службе как основная цель учреждения. Специфика воспитания кадетов в президентском училище заключается в опоре на традиции российской армии; привитии чувства ответственности за себя и товарищей, выработке навыков подчинения закону и морали; формировании чувства достоинства как главной цели воспитания, учете психологических и умственных способностей каждого кадета, передаче опыта и навыков со стороны офицеров-воспитателей.

Литература

1. Болтов Д.А. Формирование личности подростка в кадетском корпусе [Текст] / Д.А. Болтов // Молодой ученый. 2009. - № 3. - С. 172-177.

2. Вазлеев В.А. Содержание кадетского воспитания и образования [Текст] / В.А. Вазлеев // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 178-181.

3. Васильев В.Е. Понятие и сущность современных кадетских учреждений России [Электронный ресурс] / В.Е. Васильев // Военное право. Сборник документов. URL: http://voenprav.ru/ doc-3473-1.htm (дата обращения: 10.09.2019)

4. Галанин Ю.Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография [Текст] / Ю.Г. Галанин. М.: Рид Интерреклама. 2007. - 200 с.

5. Кучеренко Д.С. Особенности воспитания обучающихся в кадетских училищах (на примере ВПКУ) [Электронный ресурс] / Д.С. Кучерено // Портал педагога. URL: https://portalpedagoga. ш^е^у/риЬНк/риЬ^=15010 (дата обращения: 10.09.2019)

6. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о т о от

з

и о со

[Электронный ресурс]. URL: http://cronao.ru/ images/docs/LBK/Kontseptsia_kadetskogo_ obrazovania_v_Rossiyskoy_Federatsii.pdf (дата обращения: 10.09.2019)

7. Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями...» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_168921/ (дата обращения: 10.09.2019)

8. Рябчук А.В. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище [Текст] / А.В. Рябчук, З.М. Кузнецова, В.С. Головня // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 4. - С. 130-134.

9. Сайт Министерства обороны Российской Федерации. Президентские кадетские училища [Электронный ресурс]. URL: https://ens.mil.ru/ education/secondary/presidential_cadet_school. htm (дата обращения: 10.09.2019)

10. Соболева О.Е. Воспитание в современных кадетских корпусах [Текст] / О.Е. Соболева // Начальная школа: плюс-минус. 2009. - № 2. - С. 47-53.

11. Устав ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище Министерства обороны Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://kzpku.mil.ru/upload/site120/ document_file/GILoajC6Nu.pdf (дата обращения: 10.09.2019)

the specifics of the educational process in presidential cadet schools

Ondar S.O.,

Novosibirsk state pedagogical University, Kyzyl presidential cadet school

This article substantiates the importance and relevance of studying the features of the education system in the presidential cadet school as an educational institution with an innovative educational program. The place of the presidential cadet school in the system of cadet education is determined; its differences from other cadet educational institutions are established. The legislative basis for the functioning of the educational institution has been studied; current data on the presidential cadet schools operating at the moment in the Russian Federation are presented. The main features of the functioning of the educational institution are considered. The article contains a detailed analysis of cadet education as one of the most important components of the educational process in accordance with the regulations governing the activities of presidential cadet schools. The features of the educational and educational processes are also separately identified and considered.

The paper describes the main characteristics of cadet education: reliance on the traditions of the Russian army; inculcation of a sense of responsibility for oneself and comrades, development of skills to obey the law and morality, and form a sense of dignity taking into account the psychological and mental abilities of each cadet; transfer of experience and skills from the side of educating officers. In addition, the main principles of the educational process are described, among which are a personal approach, social adequacy, co-creation, cultural identity, success, the spiral-like nature of instruction, the value principle and the principle of integrity. The article also contains an analysis of the educational process in presidential cadet schools on the example of the "Kyzyl Presidential Cadet School".

Keywords: cadet education, cadet, presidential cadet school, educational process, educational process, cadet education, principles of education, characteristics of education, innovative education program, military and public service.

References

1. Boltov D.A. The formation of the personality of a teenager in the cadet corps [Text] / D.A. Boltov // Young scientist. 2009. - No. 3. - P. 172-177.

2. Vazleev V.A. The content of cadet upbringing and education [Text] / V.A. Vazleev // Young scientist. 2018. No. 3. P. 178-181.

3. Vasiliev V. E. The concept and essence of modern cadet institutions in Russia [Electronic resource] / V.E. Vasiliev // Military law. Collection of documents. URL: http://voenprav.ru/doc-3473-1. htm (accessed September 10, 2019)

4. Galanin Yu.G. Cadet education: Historical foundations, practical experience, successes and problems of the formation of cadet education in modern conditions: monograph [Text] / Yu.G. Galanin. M .: Reed Interreklama. 2007. - 200 p.

5. Kucherenko D.S. Features of education of students in cadet schools (for example, VPKU) [Electronic resource] / D.S. Kuchereno // The portal of the teacher. URL: https://por-talpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=15010 (accessed date: 09/10/2019)

6. The basics of the Concept and the State standard of cadet education in Russia [Electronic resource]. URL: http://cronao.ru/ images/docs/LBK/Kontseptsia_kadetskogo_obrazovania_v_ Rossiyskoy_Federatsii.pdf (accessed September 10, 2019)

7. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 21, 2014 N515 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in federal state educational institutions with special names ..." [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_168921/ (accessed: 09/10/2019)

8. Ryabchuk A.V. The specifics of the educational process in the cadet school [Text] / A.V. Ryabchuk, Z.M. Kuznetsova, V.S. Golovnya // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. 2016. - No. 4. -P. 130-134.

9. Website of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Presidential Cadet Schools [Electronic resource]. URL: https://ens.mil.ru/education/secondary/presidential_cadet_ school.htm (accessed September 10, 2019)

10. Soboleva O.E. Education in modern cadet corps [Text] / O.E. Soboleva // Elementary school: plus or minus. 2009. - No. 2. - P. 47-53.

11. The charter of the Federal State Budgetary Educational Institution "Kyzyl Presidential Cadet School of the Ministry of Defense of the Russian Federation". [Electronic resource]. URL: http://kzpku.mil.ru/upload/site120/document_file/GILoajC6Nu. pdf (accessed September 10, 2019)

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.