Научная статья на тему 'Воспитательная работа педагогического коллектива при актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса'

Воспитательная работа педагогического коллектива при актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЦЕННОСТИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CADET MILITARY CORPS / EDUCATIONAL PROCESS / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царёв Иван Николаевич

В статье раскрывается особенности организации воспитательной работы с кадетами в образовательной среде кадетского корпуса. Процесс воспитания строится на грамотном педагогическом взаимодействии воспитателей и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царёв Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF CADET MILITARY CORPS PEDAGOGICAL STAFF AIMED TO ACTUALIZE THE CADETS’ MOR-AL VALUES OF PATRIOTIZM AND CITIZENSHIP

The article reveals the peculiarities of cadets’ upbringing process organization within the educational environment of cadet military corps. The educational process is based on the competent pedagogical cooperation of tutors and teachers.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа педагогического коллектива при актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса»

потенциал которых позволяет оптимально организовывать полилингвальное образовательное пространство вуза в рамках подготовки будущих специалистов.

Выводы. Таким образом, необходимо констатировать, что организация полилингвального образовательного пространства - одна из основных целей развития современной системы высшего образования. Тенденция изучения родного и иностранных языков усиливается ежегодно, а межкультурное взаимодействие становится все более актуально в условиях открытого информационного общества. Будущим специалистам крайне важно уметь выстраивать коммуникации на родном и иностранном языках, понимать ценности и нормы других культур, знать и чтить традиции и культуру своего государства.

Полилингвальное образовательное пространство вуза рассматривается нами как сложный и многоуровневый пространственный конструкт в совокупности структурных составляющих (информационно-содержательной, деятельностно-событийной, ценностно-ориентационной, коммуникативно-нормативной), отражающий межкультурный и межъязыковой характер взаимодействия субъектов образовательного процесса в ценностном измерении, наполненного ценностными смыслами, способствующими восхождению обучающихся к общецивилизационным, национальным и личностно-ориентированным ценностям с целью самоопределения, самоидентификации и самореализации в жизни, познании, труде и общении.

Литература:

1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта: Наука, 2016. 288 с.

2. Бахтикиреева У. М., Ташенов С. Б. Проблемы и перспективы били полилингвального образования в рамках постсоветской макросистемы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ict.edu.ru/ ft/003609/chapter5.pdf .

3. Вульфсон Б. Л. Образовательное пространство на рубеже веков. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 200б.

4. Камболаев Т. Т. Полилингвальная образовательная модель в системе образования РСО-Алания // Диалог со временем. 2008. № 6. С. 3.

5. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 137

6. Осиянова О. М. Многоязычие как определяющий подход языковой политики в современном лингвистическом образовании // Вестник ОГУ. № 1. 2005. С. 101.

7. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 3.

8. ХакимовЭ. Р. Проблемы и перспективы развития поликультурного образования / Образование и межнациональные отношения. Educationand Interethnic Relations -IEIR 2012 / под ред. Э.Р. Хакимова. Ч.1. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. С. 19-23

Педагогика

УДК: 373

начальник, заслуженный военный специалист РФ Царёв Иван Николаевич

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» (г. Санкт-Петербург)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО

КОРПУСА

Аннотация. В статье раскрывается особенности организации воспитательной работы с кадетами в образовательной среде кадетского корпуса. Процесс воспитания строится на грамотном педагогическом взаимодействии воспитателей и преподавателей.

Ключевые слова: образовательная среда, кадетский корпус, воспитательная работа, ценности.

Annotation. The article reveals the peculiarities of cadets' upbringing process organization within the educational environment of cadet military corps. The educational process is based on the competent pedagogical cooperation of tutors and teachers.

Keywords: educational environment, cadet military corps, educational process, moral values.

Введение. Одна из актуальных проблем современного общества - воспитание личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и быть патриотом, сознательно посвятить свою жизнь защите Отечества. Современные кадетские корпуса используют успешный исторический опыт закрытых учебных заведений по воспитанию «государственных людей» с детства [2]. Но, тем не менее, вся деятельность современных кадетских корпусов не упорядочена относительно единой цели -становления ценностей патриота и гражданина.

Изложение основного материала статьи. Воспитательная работа в кадетском военном корпусе проводится в соответствии с требованиями руководящих документов и реализуется через программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса.

Духовно-нравственное развитие воспитанников - это и освоение дисциплин, и развитие у воспитанников универсальных учебных действий, и их собственное поведение во всевозможной внеучебной деятельности. Именно в степени развитости у воспитанников способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений к действительности фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы [3].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» поставлена следующая задача: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1].

Целью воспитания и социализации воспитанников на ступени основного общего и среднего образования СПбКВК остаётся интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Для достижения поставленной цели воспитания и социализации воспитанников и в соответствии с новыми федеральными стандартами будут решаться следующие задачи:

- освоение кадетами ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством;

- вовлечение кадет в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности воспитанников по саморазвитию;

- овладение кадетами социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.

Базовыми ценностями воспитательной системы Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса являются: Человек, Человечество, Патриотизм (гражданственность), Семья, Дом, Природа, Здоровье, Уважение к другим странам и народам, Самосовершенствование, Познание и самопознание, Творчество и Ценность прекрасного.

Возможности организации образовательного процесса в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе для актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников достаточно большие. Корпус расположен в г. Петергофе - культурно-историческом пригороде Санкт-Петербурга, который основан в самом начале XVIII столетия императором Петром I.

Учебный комплекс Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса включает два учебных здания со светлыми, удобными классами и современной учебно-материальной базой, спортивный комплекс, уникальный библиотечный фонд, столовую и клуб.

При организации образовательного процесса педагогический коллектив ставит себе задачу не только заложить определенный общеобразовательный уровень, но и подготовить выпускника для дальнейшего обучения в учреждениях высшего военного профессионального образования, то есть человека широкой эрудиции, высокой культуры, с развитым чувством гражданского долга. Поэтому программа обучения включает, помимо предметов обязательной школьной программы, широкий блок дополнительного образования. Внеурочная деятельность кадет осуществляется в следующих направлениях: естественнонаучное, лингвистическое, оборонно-спортивное, научно-техническое, художественно-эстетическое.

Высокий технологический уровень проведения учебно-воспитательного процесса обеспечивается посредством новой системы - КМБ Школа. Свободный доступ в интернет, локальные сети, виртуальные прогулки по кадетскому корпусу, электронный дневник, обмен информацией в системе между воспитанником и родителями, родителями и преподавателями - все это неотъемлемые части образовательного процесса.

Образовательное пространство современного кадетского военного корпуса должно быть открытым и выполнять интегрирующую функцию, объединять в единое целое воспитание, обучение, процесс усвоения прав и обязанностей, способствовать актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников, обеспечивать успешное выполнение задач, возникающих в процессе подготовки к профессиональной деятельности будущих военных. Это позволяет дополнить внутренние ресурсные возможности кадетского корпуса воспитательной средой города Санкт-Петербурга и области, использовать в целях воспитания всё возможное социальное пространство.

Модель воспитывающей среды включает в себя малый социум воспитанника кадетского военного корпуса, и является частью образовательной среды. Модель малого социума воспитанника представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель малого социума воспитанника кадетского военного корпуса

Система воспитания нашла своё воплощение в характерных методах и организационных формах педагогического взаимодействия. Можно выделить четыре этапа реализации:

1. Диагностический. Включение в работу отдельных элементов системы воспитания.

2. Целеполагание. Определение целей направлений воспитательной работы.

3. Деятельностный. Последовательная реализация системы воспитания на учебных курсах кадетского военного корпуса.

4. Рефлексивный. Усовершенствование, творческая доработка отдельных элементов системы воспитания, адаптация к особенностям стиля педагогической деятельности коллективов учебных курсов.

В процессе педагогического взаимодействия воспитателями и преподавателями используются несколько педагогических тактик. Например, защита (необходима при работе с подростками в условиях учебного заведения интернатного типа); наставничество (эффективно в условиях кадетского корпуса, т.к. воспитатели являются непосредственными организаторами жизнедеятельности подростков); помощь и содействие (взрослыми активно рекламируются предлагаемые варианты, предполагается, что подросток самостоятельно выберет и воспользуется предложениями). Педагогическое взаимодействие самая важная педагогическая тактика, которую стремятся использовать воспитатели с первых дней после зачисления подростков в кадетский корпус, дает чувство сопричастности к общим жизненным ценностям.

Важным для реализации системы воспитания подростков в условиях кадетского военного корпуса представляется тот факт, что сам процесс актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанника, понимается не только как процесс внутриличностного, но и межличностного становления, в основу которого положены духовные возможности подростка и социальный опыт воспитателей.

Главный смысл воспитательного взаимодействия заключается в том, что в процессе совместной жизнедеятельности в условиях кадетского военного корпуса подростки устанавливают личное взаимодействие с представителями профессиональной группы военнослужащих. Это позволяет им получить социальный опыт армейского уклада жизни в различных, в том числе и житейских ситуациях [5]. Личное взаимодействие выстраивается эффективно для актуализации ценностей патриота и гражданина, если педагоги опираются в своей деятельности на следующие положения:

- понять подростка воспитатель может только сам; в этой связи возникают такие требования к педагогу, как: способность к максимальной объективности и беспристрастности в процессе понимания воспитанника; способность видеть воспитанника вне созданного им мнения о себе; способность видеть ситуацию, в которой происходит общение, глазами подростка; способность к самопониманию, к независимому мышлению;

- воспитатель способен понять только того подростка, который составляет часть его жизни, в котором он заинтересован; стержневой характеристикой способности к диалогическому общению, которое делает возможным следование названному принципу и обеспечивает успех со-деятельности, является толерантность, предполагающая установку личности на независимость, на «несиловое» отношение к любым идеям, а самое главное — ответственность личности за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех;

- актуализировать ценности патриота и гражданина воспитанник способен только сам, прилагая усилия к осмыслению этого феномена.

Названные положения играют роль стабилизатора всей образовательной деятельности кадетского военного корпуса, структурируют её содержание, и являются регулирующим правилом преобразующего взаимодействия педагогов и воспитанников, обеспечивают взаимопонимание всех участников образовательного процесса.

В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе разработаны и реализуются следующие программы по актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников:

1 учебный курс - «На выпускников равняйсь!»;

2 учебный курс - «Профессия в погонах»;

3 учебный курс - «Мы будем помнить Ваши имена»;

4 учебный курс - «Память»;

5 учебный курс - «Кадет-курсант-офицер»;

6 учебный курс - «Мы славим артиллерию страны»;

7 учебный курс - «От семьи до защитника Отечества»;

Эти программы реализуются через направления воспитательной работы и традиционные мероприятия.

Таблица 1

Основные направления воспитательной работы Санкт-Петербургского кадетского военного

корпуса

Направления воспитательной работы Содержание Традиционные мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, корпуса. Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, изучение правовой культуры Участие в Параде Победы на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. «Вахта Памяти». Классные часы, тематические беседы и часы общения «День народного единства», «С чего начинается Родина?», «Уроки Мужества». Торжественное обещание воспитанников, поступивших в кадетский военный корпус. Мероприятия в рамках празднования юбилейных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Дней воинской Славы. Экскурсии в музеи, встречи с ветеранами и интересными людьми. Работа группы кадет в зале (военно- историческом) Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса. Реализация проекта «Помню! Горжусь!», «Бессмертный полк». Конкурсы стенгазет, плакатов. День защитника Отечества. День героев Отечества. Наведение и поддержание порядка на воинских захоронениях. День города - День основания Санкт- Петербурга. Встречи с представителями силовых структур

Воспитание социальной ответственности и компетентности предусматривает формирование нравственного уклада жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития воспитанников, включающую воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов российской армии, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса, семьи и других субъектов общественной жизни Тематические классные часы «Правила поведения в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе», «Профилактика употребления ПАВ», «Права и обязанности семьи», «Социальные нормы». День самоуправления. Дни правовых знаний. День именинника в рамках учебных курсов. Конкурс социального рисунка «Скажем наркотикам «Нет!». Мероприятия с обучающимися «Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Красные Зори» в рамках реализации Программы «Согрей своим теплом». Мероприятия в рамках Договора о сотрудничестве с Центром развития «Анима» (с детьми-колясочниками)

Воспитание решая задачи воспитания, Посещение выставок, театров.

нравственных чувств, убеждений, этического сознания необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, определять ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет воспитание нравственных чувств и этического сознания Встречи с интересными людьми. Экскурсии по историческим местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Участие в творческих всеармейских, городских и районных конкурсах. Мероприятия в Интернате для престарелых и инвалидов в п. Стрельна в рамках реализации программы «Согрей своим теплом». Организация и проведение конкурса «Кадетская овация» (во время летней учебной практики в учебном центре г. Луга)

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их взаимодействия. Сохранение и укрепление здоровья кадет, воспитания у них стремления к здоровому образу жизни. Привитие кадетам навыков здорового образа жизни, формирования осознанного добровольного отказа от вредных привычек. Формирование у кадет основ безопасного жизнеобеспечения Спортивные соревнования на кубок Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса. Всемирный день без табака - «Модно быть здоровым - модно не курить!». Товарищеский матч по мини-футболу между сборной воспитанников и сборной командой воспитателей и преподавателей кадетского корпуса, приуроченный ко Дню отказа от курения. Всеармейский месячник «Армия против наркотиков»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии осмысление воспитанниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Кадеты не только получают знания, но и учатся жить День знаний. Чествование учителей в Международный день учителя. Вечера встречи с выпускниками. Мероприятия по профориентации и выявлению профессиональных намерений воспитанников. Выпускные вечера, праздники последнего звонка. День кадетского военного корпуса. День открытых дверей. Конкурсы «Кадет года», «Самая чистая комната»; «Лучшее общежитие». Экскурсии в воинские части и высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность кадета с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Создание культурологической среды корпуса Экскурсии, культпоходы. Посещение театров, выставок, музеев и т.п. Праздничное мероприятие, посвященное Международному женскому дню. Смотр-конкурс стенной печати

Управление коллективом подростков сложная, но успешно решаемая в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе задача. Жизнь в кадетском корпусе подчинена руководящим документам Министерства обороны Российской Федерации. Кадетские коллективы созданы по образу и подобию военных коллективов [4]. Наличие младших командиров (командиров отделений, заместителей командиров взводов, старшин рот) с одной стороны является связующим звеном между воспитателями и кадетами, а с другой - структурой ученического самоуправления. Реализуемая в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе модель самоуправления имеет следующие характеристики:

- способ педагогического взаимодействия - сотрудничество;

- цель - самоактуализация личности в условиях кадетского самоуправления;

- принцип - взаимодействие педагогического руководства и кадетского самоуправления;

- стиль - доверительный, взаимное понимание и поддержка в развитии кадетского самоуправления;

- механизмы - социализация, убеждение, идентификация, педагогическая поддержка, успех;

- ценности - образованность, свобода выбора, ответственность, авторитет, доверие, права человека;

- социальные роли - лидер, организатор, исполнитель;

- возрастные новообразования - стремление к самостоятельности, избирательные лидерские качества, обобщённое социальное самосознание;

- технологии - диалог, игра, социальный проект;

- результат - развитие демократической культуры личности [6].

Участие в деятельности Совета чести кадет помогает воспитанникам научиться быть требовательными, объективными, самостоятельными, правильно реагировать на критику, нести ответственность не только за себя, но и за поступки товарищей.

Выводы. Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность - выступают в качестве элементов мировоззрения. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания и развития, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовно-нравственных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса.

Литература:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.

2. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб.: Издание Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, 1988. - 671 с.

3. Марьина Л.П. Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного образования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социологических наук. СПб, 2005. - 23 с.

4. Перевалов В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений, М., 1991.

5. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: Психология военного управления, М., 1989.

6. Рожков М. Воспитание гражданина. Уроки социальности. 5-9 классы. - Изд-во: Владос, 2011. - 80 с.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Чаладзе Елена Автандиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук Михайлова Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ алалией в процессе текстообразования

Аннотация. Статья посвящена изучению специфики использования невербальных средств общения детьми с моторной алалии при создании ими связных текстов. Полученные данные позволяют эффективно организовать дифференциальную диагностику и коррекционно-логопедическую работу.

Ключевые слова: коммуникация, язык, невербальные средства коммуникации, интонация, мимика, жесты, вербальные средства, связный текст, моторная алалия, степени нарушения языковой системы при алалии.

Annоtation. The article is devoted to the study of the specifics of the use of non-verbal means of communication by children with motor alalia when they create connected texts. The obtained data allow you to effectively organize the differential diagnosis and correction and logopedic work.

Keywords: communication, language, non-verbal means of communication, intonation, mimicry, gestures, verbal means, coherent text, motor alalia, degrees of violation of the language system in alalia.

Введение. Язык, как известно, является орудием и важнейшим средством человеческого общения, первичной и естественной формой выражения мысли человека. Однако это не означает, что лишь вербальные средства являются единственными средствами, участвующими в реализации речевой деятельности. Коммуникативный процесс - это целостность, которая охватывает как внутренние латентные его механизмы, так и внешние проявления, доступные для восприятия и аналитического изучения. "Когда человек говорит или слушает речь, - отмечал Н.И.Жинкин, - работают не только определенные локусы коры головного мозга, артикуляция и слух, работает весь человек в целом... вся поза, мимика, жестикуляция говорящих между собой людей теснейшим образом связаны с содержанием и формой речи" [7, с. 154].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффекторы, вовлеченные в функциональную систему коммуникации - руки, тело, артикуляторные органы, манипулируя в координатах пространства и времени с коммуникативными целями, служат не только источником афферентных импульсов для координации их движений, но одновременно (а в плане взаимодействия участников коммуникации прежде всего) средством воздействия - жест, мимика, поза, речь.

В плане восприятия и оценки информационной значимости невербальной части сообщения следует иметь в виду, что у человека ".воспитывается с самого начала жизни навык распределения внимания между вербальной и невербальной частями коммуникативного акта, всегда включенного в более широкую сферу, чем собственно речевая деятельность. Участники коммуникации подсознательно осуществляют учет информативной ценности обоих частей" [7, с. 90].

В связи с этим вероятно даже аналитический подход к оценке информативной значимости невербальных компонентов текста не всегда обеспечивает выявление его истинной информационной ценности. И.Н.Горелов показал, что невербальные компоненты могут выполнять основные определяемые языкознанием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.