УДК 37.04 DOI 10.17238^1998-5320.2020.39.62
А. П. Жигадло,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск
С. И. Бастраков,
Омский автобронетанковый инженерный институт
ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ВУЗА
Проблема и цель. Исследование посвящено развитию воспитательной среды современного военного вуза. Цель статьи - уточнение закономерностей развития, актуализации потенциалов воспитательной среды со-временного военного вуза.
Методология. Исследование основывается на системном и средовом подходах, методе средооб-разующей и научно-исследовательской педагогической деятельности.
Результаты. Авторами проанализирована экспериментальная деятельность, охватывающая организационно-обеспечивающую, процессуально-коммуникативную и эмоционально-стимульную стороны воспитательной среды Омского автобронетанкового инженерного института. Выводы. Определены педагогические средства, позволяющие создать условия для развития воспитательной среды современного военного вуза в специальной средообразующей деятельности. Ключевые слова: целесообразная организация, педагогическое наполнение, сравнительная оценка, воспитательная среда.
Проблема и цель. Системный подход, используемый многими исследователями, предполагает после выбора признака, относительно которого описывается упорядоченность системы, определение её структуры и содержания, исследование закономерных связей между средообразовательны-ми действиями руководства, изучение педагогических коллективов военного вуза, самих курсантов и смены качественных состояний среды как системного объекта. В теориях средового подхода эти закономерности являются базисом проектирования среды, содержание управления которой в дальнейшем определяется на практике. Среди итогов их изучения можно выделить общие условия развития воспитательной среды военного вуза, требованием к которым станет возможность применения во всех военных вузах в интересах профессионального воспитания курсантов.
Развитие педагогического процесса, исходя из работ С. В. Вьюгиной [1], Р. Е. Булата [2], мы видим в его переходе из одного качественного состояния в другое, в результате чего вся педагогическая система приобретает новые или видоизменяет существующие функции в отношении воспитания личности. Главная из этих функций - это целесообразная педагогическая и организационно-управленческая деятельность.
К проблеме развития воспитательной среды образовательного учреждения обращались Вят-кина И. В., Гарифуллина Н. К., Курзякова А. А. [3], Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О. [4] и др., которыми целенаправленная педагогическая деятельность выведена на передний план.
Практически все авторы, осуществляющие исследование воспитательной среды с позиций средового подхода, обращаются к её диагностике. Опора на научные положения, обоснованные
Ю. С. Мануйловым и Г. Г. Шеком [5], Д. А. Ивановым [6], позволяет оценивать качественное состояние воспитательной среды современного военного вуза в двух оценочных планах: по отношению к организации, педагогическому наполнению и управлению средой в процессе средообразова-тельной деятельности (объективная оценка) и по отношению к личности курсанта (множество субъективных оценок, обладающих определённой общностью).
Критерием объективной оценки воспитательной среды военного вуза является её целесообразность, т. е. соответствие целям профессионального воспитания. Критерием субъективной оценки - её продуктивность, т. е. способность создавать субъективные среды курсантов, в которых происходит опосредованное влияние на процесс профессионального развития личности.
Основываясь на исследованиях Ю. С. Мануйлова и Г. Г. Шека [5], в целях развития воспитательной среды военного вуза, повышения результативности средообразующей деятельности руководства военного вуза, командиров и преподавателей, педагогических и воинских коллективов, самих курсантов мы выделили три основных организационно-педагогических условия:
- устойчивое стремление к упорядоченности воспитательной среды, способствующее согласованности актуального состояния средовой инфраструктуры и меняющегося внешнего социума, потребностей профессионального воспитания курсантов и воспитательных технологий, используемых в военном вузе;
- стремление к максимальной реализации принципа культуросообразности среды в отношении профессиональной культуры Вооружённых Сил РФ;
- стремление максимально использовать инфраструктуру воспитательной среды и контекст жизнедеятельности курсантов для организации трофики среды, направленной на профессиональное воспитание, стремление к более полной реализации потенциалов профессионального воспитания среды в конкретных воспитательных процессах.
Методология. Содержательно программа эксперимента может быть разделена на три блока, каждый из которых предполагает реализацию одного из выделенных нами организационно-педагогических условий развития воспитательной среды военного вуза (на примере Омского автобронетанкового инженерного института (далее - ОАБИИ)).
1. Целесообразная организация воспитательной среды современного военного вуза, которая предполагает развитие инфраструктуры воспитательной среды с её организационно-обеспечивающей стороны. Основное содержание этого блока реализовано в 2016-2018 учебных годах.
2. Педагогическое наполнение воспитательной среды, т. е. экспериментальные действия, развивающие и совершенствующие уклад, образ жизни курсантов, которые были выполнены в 20172019 учебных годах. Исследовательские акценты здесь обусловлены возможностями оказать влияние на воспитательную среду с её процессуально-коммуникационной стороны.
3. Управление взаимодействием курсантов и воспитательной среды военного вуза.
Сравнительная оценка воспитательной среды ОАБИИ до эксперимента и в экспериментальных условиях предполагала получение, анализ и сравнение объективных данных о состоянии воспитательных потенциалов среды, о её влиянии на процесс формирования профессиональных и личностных качеств будущих офицеров. Оценка воспитательной среды военного вуза осуществлялась в начале (сентябрь 2016 - февраль 2017 гг.) и в конце эксперимента (январь - июнь 2019 г.).
Результаты. Целесообразная организация воспитательной среды современного военного вуза
В течение 2016-2018 учебных годов были выполнены основные преобразования инфраструктуры воспитательной среды, упорядочивающей её относительно выбранных объектов. Изменениям подвергались предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное окружения, составляющие инфраструктуру воспитательной среды военного вуза.
В процессе согласования воспитательной среды ОАБИИ и военного социума мы стремились к достижению такого состояния, при котором:
- средовая инфраструктура максимально включала в процесс профессионального воспитания объекты военного социума и внешней социокультурной среды;
- осуществлялась защита курсанта от внешнего деструктивного влияния;
- воспитательная среда военного вуза моделировала военный социум в соответствии с концепциями, стратегиями и программами развития Вооружённых Сил РФ.
В экспериментальной практике значительно изменились формы и методы участия курсантов в воспитательных мероприятиях воинских частей Омского гарнизона. От простого посещения мы перешли к исследованию и осмыслению ритуалов и традиций, к рефлексии и фиксации отношений, «пробе сил» в применении компетенций воспитателя ещё до войсковых стажировок.
Обобщая результаты рефлексии курсантов по итогам встреч и бесед, экскурсий, других форм профессионального воспитания при условии расширения инфраструктуры среды, мы установили факт изменения в их сознании различных представлений и образов, связанных с военной службой. Отметим самое существенное: изменение представлений о реальной ответственности офицера, изменение представлений о взаимоотношениях офицеров и подчинённого личного состава, изменение представлений о жизни и быте военнослужащего.
В 2016-2018 учебных годах были начаты экспериментальные действия по защите воспитательной среды военного вуза от внешних деструктивных воздействий на личность курсанта, оказывающих негативное влияние на процесс профессионального воспитания будущих офицеров. Эта часть основывалась на двух идеях, нуждавшихся в экспериментальной проверке:
• первая: современное профессиональное воспитание курсанта осуществляется не в нейтральной и не в стихийно-негативной обстановке, а в условиях информационной войны, основным сред-
ством которой являются медиаопосредованные коммуникативные технологии, оказывающие воздействие манипулятивного характера на массовое сознание;
• вторая: в условиях информационного общества продуктивная воспитательная среда требует создания противоположного, положительного информационного окружения.
Решающее значение имело развитие информационного окружения курсантов за счёт:
- максимального использования медиа- и информационных ресурсов в информационном поле вуза (сайт Министерства обороны, образовательный портал ОАБИИ, телеканалы центрального и регионального телевидения, ТРК ВС РФ «Звезда», независимые информационные ресурсы и пр.); достигалось это за счёт анализа ресурсов (выполнялось курсантами), отбора целесообразной информации и обеспечения её восприятия курсантами;
- заказа тематических информационных материалов (история, литература, публицистика, политика, юриспруденция) экспертным группам и специалистам, их представления в наиболее воспринимаемых форматах (видеоролики, клипы, презентации, статьи и пр.), по возможности включением этих материалов в содержание учебных программ и воспитательной работы;
- организации обзора информационных материалов (информирование и комментирование выполнялись курсантами);
- развития доступной для курсантов коммуникации с ровесниками, студентами и курсантами других вузов (телемосты, встречи, онлайн-семинары и беседы); особое значение имело развитие коммуникации с офицерами - выпускниками военных вузов.
Второе направление предполагало формирование критической рефлексивной позиции курсантов и в этом смысле было более педагогическим, чем организационным. Экспериментальная работа была нацелена на основные проблемы формирования критической рефлексивной позиции:
- наличие опыта критической оценки информации (достигалось за счёт привлечения курсантов ко всем видам экспериментальных работ по формированию информационного окружения в военном вузе);
- формирование навыка самостоятельной оценки факта, формирование и аргументация собственного суждения (основной метод - проблемная беседа и дискуссия в системе воспитательной работы);
- развитие понимания сути информационной войны, её основных методов, средств и технологий (эта задача решалась в рамках дисциплин гуманитарного блока).
Педагогическое наполнение воспитательной среды военного вуза
В течение 2017-2019 учебных годов экспериментальные действия были сосредоточены на педагогическом наполнении воспитательной среды современного военного вуза: в ней яснее и чётче должны быть отражены профессиональная культура и образ жизни офицера. Педагогически целесообразной является такая воспитательная среда, где за предметами и событиями отчётливо видны и воспринимаются отношения, характерные для офицерского корпуса Вооружённых Сил РФ.
Во втором блоке эксперимента коллективом военного вуза активно решалась задача формирования образа современного выпускника военного вуза, отличительных черт выпускника ОАБИИ с ориентировкой на ближайшую перспективу.
В настоящее время формирование и актуализация образа современного офицера осуществляется в ОАБИИ посредством актуализации образа выдающихся выпускников военного вуза - героев войны и военной службы, исследования образа офицера-современника, прогнозирования новых компетенций и профессионально важных качеств личности офицера.
В 2017-2019 учебных годах экспериментальная средообразующая деятельность включала: изменение системы организационных установок, норм и правил военно-профессиональной, учебной и повседневной деятельности курсантов, а также формирование, становление и развитие коллективов (воинских и педагогических), развитие их воспитательных возможностей.
Экспериментальным инструментом формирования единых подходов и развития индивидуальных позиций преподавателей и командиров военного вуза служил постоянный методологический семинар «Педагогика среды и опосредованного управления», включённый в рамках эксперимента в профессионально-должностную подготовку названных субъектов образовательного процесса, но открытый для посещения курсантов (табл.).
Тематика методологического семинара «Педагогика среды и опосредованного управления»
№ п / п Тема дискуссии Средняя оценка интереса к мероприятию
1 Воспитательная среда современного военного вуза: результаты диагностического исследования 3,8
2 Средовые факторы профессионального воспитания 4,2
3 Проекты воспитательной среды и их реализация на практике 4,4
4 Прямое и опосредованное управление профессиональным развитием: достоинства и недостатки 4,2
5 Первичные воинские коллективы как воспитательная среда 4,2
6 Оценка и экспертиза воспитательной среды 4,0
7 Психологический климат и взаимоотношения в среде 3,9
8 Уклад современного военного вуза 4,1
9 Использование возможностей среды в воспитательной работе 4,3
10 Роль командира, преподавателя в развитии воспитательной среды военного вуза 4,2
Работа по развитию первичных воинских коллективов, упорядочивание норм и правил взаимоотношений внутри коллектива в соответствии с проектом воспитательной среды встраивались в систему воспитательной работы военного вуза и дополняла ее. Та деятельность, которая относится непосредственно к содержанию опытно-экспериментальной работы, условно отнесена нами к трём направлениям.
Первое направление - просветительское. В рамках направления проводились занятия с курсантами на основе исторического материала, описывающего уклад и взаимоотношения в офицерских коллективах, коллективах воспитанников военных, юнкерских училищ, кадетских корпусов дореволюционного времени, военных училищ советского времени.
Второе направление - социально-психологическое. Реализовывалось с помощью группы профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса.
Третье направление - деятельностное. Заключалось в создании ситуаций, в которых коллектив, группа используют нормы и правила взаимоотношений, характерные для актуального уровня развития профессиональной культуры Вооружённых Сил РФ.
Выводы. Таким образом, к 2019 г. воспитательная среда ОАБИИ характеризовалась расширением инфраструктуры, необходимостью и открытостью, а также положительной динамикой развития уклада и событийности, заданными в процессе целесообразного наполнения среды. Объекты внешней среды (прежде всего, военного социума) стали использоваться более эффективно, чем ранее, поэтому мы предполагаем, что благодаря этому будет достигнут положительный эффект в профессиональном воспитании курсантов военного вуза. Ещё одним продуктивным результатом экспериментальной деятельности стало определение перечня объектов и событий социокультурного пространства региона, которые могут иметь интерес для развития предметно-пространственного и поведенческого окружения курсантов военного вуза.
В настоящее время эксперимент по развитию воспитательной среды современного военного вуза продолжен до 2021 г. Его основное содержание составляет управление взаимодействием, т. е. формирование движущих сил профессионального развития личности курсанта в воспитательной среде военного вуза, которая в качестве средств использует имеющуюся инфраструктуру, а в своём содержании предполагает опору на профессиональный контекст военно-профессиональной, учебной и повседневной деятельности курсантов.
Библиографический список
1. Вьюгина С. В. Особенности развития педагогической системы в образовательной среде технологического вуза // Вестник Казанского технологического университета. Казань, 2012. Т. 15. Вып. 24. С. 196-198.
2. Булат Р. Е. Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. СПб, 2015. № 4 (232). С. 137-143.
3. Вяткина И. В., Гарифуллина Н. К., Курзякова А. А. Воспитательная среда как инструмент профессионального воспитания выпускников технических вузов // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2015. № 2 (17). С. 18-23.
4. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О. Реально-виртуальная воспитательная среда вуза как педагогическое средство формирования у студентов навыков самосохранения здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. М. : Академия естествознания, 2018. № 2. С. 32-37.
5. Мануйлов Ю. С. Шек Г. Г. Опыт освоения средового подхода в образовании. Н. Новг-д : Растр-НН, 2008. 219 с.
6. Иванов Д. А. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий. М. : Моск. Центр качества образования, 2006. 327 с.
A. P. Zhigadlo,
Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor,
Rector of Siberian State Automobile and HighwayUniversity, 5 MiraAve., Omsk, 644080, Russian Federation, e-mail: [email protected] S. I. Bastrakov Lecturer,
Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, 14 Voenny gorodok, Omsk, 644098, Russian Federation e-mail: [email protected]
CHECKING THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN MILITARY INSTITUTION
Introduction. The research is devoted to the development of the educational environment of a modern military institution. The purpose of the article is to clarify the laws of development and actualization of the potential of the educational environment of a modern military institution.
Materials and Methods. The research is based on the system and environment approaches, the method of environment forming and research pedagogical activities.
Results. The authors analyze experimental activities that cover the organizational-providing, procedural-communicative, and emotional-incentive aspects of the educational environment of Omsk TankAutomotive Engineering Institute.
Conclusions. The authors define pedagogical means that allow creating conditions for the development of the educational environment of a modern military institution in a special environment forming activity.
Keywords: appropriate organization, pedagogical content, comparative assessment, educational environment.
References
1. Vyugina S. V. Features of the development of the pedagogical system in the educational environment of technological universities // Bulletin of Kazan Technological University. Kazan, 2012. Vol. 15. Rel. 24. Pp. 196-198 (In Russian).
2. Bulat R.E. Quality of higher education at a high educational institution as a pedagogical system // Scientific and Technical Journal of Saint Petersburg State Polytechnic University. 2015, vol. 4 (232), pp. 137-143 (In Russian).
3. Vyatkina I. V., Garifullina N. K., Kurzyakova A. A. Educational environment as a means for professional education of graduates of technical universities // Bulletin of Mari State University. 2015, vol. 2 (17), pp. 18-23 (In Russian).
4. Safronova A. N., Verbitskaya N. O. Real-virtual educational environment of higher school as a pedagogical means of forming students' skills of self-preservation of health // Scientific review. Pedagogical science. 2018, vol. 2, pp. 32-37 (In Russian).
5. Manuilov, Yu. S., Shek, G. G. The experience of the development of the environmental approach in education. N. Novgorod: Rastr-NN, 2008. 219 p. (In Russian).
6. Ivanov, D. A. Expertise in the field of education: goals, concepts, tools. Moscow: Moscow Center for education quality, 2006. 327 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 4.02.2020 © А. П. Жигадло, С. И. Бастраков, 2020
Авторы статьи:
Александр Петрович Жигадло, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, ректор Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета, 644080, Омск, пр. Мира, 5, e-mail: [email protected]
Сергей Иванович Бастраков, преподаватель кафедры эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники, Омский автобронетанковый инженерный институт, 644098, Омск, 14-й Военный городок, 119, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
И. А. Маврина, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет.
Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.