Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ-ВЫПУСКНИКОВ'

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ-ВЫПУСКНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРА / QUALITY OF THE OFFICER'S TRAINING / WORK PRACTICE / PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвиненко Денис Викторович, Жигадло Александр Петрович

Проблема и цель. Исследование посвящено выявлению и анализу проблем и противоречий профессиональной педагогической подготовки офицеров-выпускников военных вузов Российской Федерации и Республики Казахстан. Цель статьи - обосновать актуальность данного вида подготовки в формировании личности офицера, востребованного в современной армии. Методология. Исследование основывается на результатах экспериментального исследования организации профессиональной педагогической подготовки в военных вузах России и Республики Казахстан, изучении трудностей адаптации молодых офицеров к выполнению должностных обязанностей в области обучения и воспитания личного состава. Результаты. Авторами выявлены ресурсы производственной практики для повышении качества профессиональной педагогической подготовки будущего офицера. Выводы. Показана обусловленность качества профессиональной педагогической подготовки будущего офицера наличием выделенных проблем и противоречий, доказывается необходимость их разрешения для достижения эффективности подготовки педагогически компетентного военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логвиненко Денис Викторович, Жигадло Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CONTRADICTIONS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF OFFICERS-GRADUATES

Introduction. The study is devoted to the identification and analysis of problems and contradictions in the professional pedagogical training of officers graduating from military universities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The purpose of the article is to justify the relevance of this type of training in shaping the personality of an officer in demand in the modern army. Materials and Methods. The study is based on the results of an experimental study of the organization of professional teacher training in military universities of Russia and the Republic of Kazakhstan, the study of the difficulties of adapting young officers to the performance of official duties in the field of training and education of personnel. Results. The authors identified the resources of practical training in improving the quality of professional pedagogical training of the future officer. Conclusions. The conditionality of the quality of professional pedagogical training of the future officer by the presence of identified problems and contradictions is shown. The need for their resolution to achieve the effectiveness of the training of a pedagogically competent military specialist is proved.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ-ВЫПУСКНИКОВ»

УДК 378.147.88 DOI 10.17238^П1998-5320.2020.39.129

Д. В. Логвиненко,

Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан

А. П. Жигадло,

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ-ВЫПУСКНИКОВ

Проблема и цель. Исследование посвящено выявлению и анализу проблем и противоречий профессиональной педагогической подготовки офицеров-выпускников военных вузов Российской Федерации и Республики Казахстан. Цель статьи - обосновать актуальность данного вида подготовки в формировании личности офицера, востребованного в современной армии. Методология. Исследование основывается на результатах экспериментального исследования организации профессиональной педагогической подготовки в военных вузах России и Республики Казахстан, изучении трудностей адаптации молодых офицеров к выполнению должностных обязанностей в области обучения и воспитания личного состава.

Результаты. Авторами выявлены ресурсы производственной практики для повышении качества профессиональной педагогической подготовки будущего офицера.

Выводы. Показана обусловленность качества профессиональной педагогической подготовки будущего офицера наличием выделенных проблем и противоречий, доказывается необходимость их разрешения для достижения эффективности подготовки педагогически компетентного военного специалиста. Ключевые слова: качество подготовки офицера, производственная практика, педагогическая компетентность офицера.

Проблема и цель. Реформа современных Вооружённых Сил ставит в центр военно-педагогических систем офицера-педагога, организующего обучение и воспитание личного состава. Поэтому одним из гарантов успешности военной реформы, фактором, обеспечивающим эффективность действий личного состава Вооружённых Сил, становится совершенствование профессиональной педагогической подготовки будущего офицера.

Результаты изучения практики профессиональной педагогической подготовки будущих офицеров, сложившейся в Российской Федерации и Республике Казахстан, показали не только сходство подходов к её организации, но и общий характер выявившихся проблем и трудностей.

В документах, принятых на государственном уровне, подчёркивается возрастающая потребность военного дела в профессиональной педагогической подготовке офицера. В Военной Доктрине Республики Казахстан совершенствование системы подготовки войск, внедрение передовых технологий обучения и воспитания военнослужащих напрямую связываются с обеспечением безопасности государства, защиты от внешних угроз. Успешность внедрения в содержание, формы и методы подготовки военнослужащих обучения новым способам боевых действий, отработанных в условиях войн современного формата, зависит от педагогической подготовки офицера.

Значение педагогической компетентности офицера актуализируется ведущимися психологическими и информационными войнами, противостояние в которых повышает значимость обеспечения морально-психологической устойчивости личного состава к идеологическому воздействию. В решении этой задачи руководство Вооружёнными Силами Республики Казахстан, в отличие от своих российских коллег, заняло позицию усиления воспитательной, в т. ч. идеологической составляющей подготовки военнослужащих.

Методология. Результаты исторической ретроспекции свидетельствуют о том, что в военно-педагогической школе наиболее активно и продуктивно научные разработки в области профессиональной педагогической подготовки будущего офицера велись в советский период военного строительства (А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов [1], А. И. Каменев [2] и др.). Именно в это время была разработана целостная концепция обучения и воспитания советских воинов, утвердился практико-ориентированный характер профессиональной педагогической подготовки курсантов военных вузов, без ослабления её фундаментальной теоретической основы.

На рубеже XX-XXI вв. эти достижения в значительной степени были утрачены в силу иной расстановки акцентов акцентов в понимании строительства Вооружённых Сил в постсоветский период. Возвращение к пониманию значимости профессиональной педагогической подготовки буду-

щего офицера наметилось уже с начала XXI в. в связи с повышением требований к личному составу армии [3, 4, 5]. Однако, как показывает практика, восстановление утраченных позиций всегда представляет собой трудоёмкий и проблематичный процесс.

В настоящее время предметом изучения стали вопросы формирования педагогической (психолого-педагогической) компетентности будущего офицера [6, 7]. Педагогическая подготовка рассматривается как важное направление профессиональной подготовки курсантов военных вузов [8].

В то же время анализ ряда руководящих документов, регулирующих характер и содержание профессиональной подготовки офицера, показывает, что педагогическая составляющая его деятельности ещё не получила необходимого осмысления и адекватной оценки на нормативном и организационном уровнях. В квалификационных требованиях к офицеру педагогические функции «растворяются» в функциях управления деятельностью подчинённого личного состава, не выделены отдельные типы педагогических задач с учётом перспективного развития военного дела, педагогической теории и практики.

Анализ программ профессионально-должностной (командирской подготовки) офицера в военных вузах Российской Федерации и Республики Казахстан показывает отсутствие в них разделов, касающихся педагогической и психологической подготовки офицера. Однако изучение приказов и актов проверки боевой готовности воинских частей, документов об аттестации офицеров, служебных характеристик и отзывов о профессиональной деятельности молодых офицеров свидетельствует о том, что проверяющие выделяют как отдельную актуальную проблему реальные возможности офицера воспитывать у личного состава дисциплинированность, ответственность и уважение к закону как главный фактор морально-психологического состояния, дисциплины и правопорядка в воинских частях. Наш собственный опыт говорит о том, что способность офицера решать задачи обучения и воспитания личного состава ценятся сейчас в такой же степени, как и уровень владения вооружением и техникой, вне зависимости от его должностного предназначения (командир, инженер, специалист обеспечения и др.). Подобная ситуация обусловлена переоценкой важности педагогической составляющей профессиональной деятельности офицера и предопределяет изменение требований к подготовке офицерских кадров.

Таким образом, выявляется противоречие между опережающими потребностями профессиональной педагогической деятельности и недостаточной разработанностью проблем профессиональной педагогической подготовки будущего офицера. Изменение значения педагогической составляющей в профессиональной деятельности офицера уже осознаётся и приводит к обоснованию практических решений в области профессиональной подготовки офицера, востребованного вооружёнными силами государств.

Проведённые нами исследования показывают, что профессиональная педагогическая подготовка офицера сейчас происходит в основном путём освоения педагогического опыта старших офицеров воинской части, где служит выпускник военного вуза. Педагогические умения и навыки, опыт обучения и воспитания личного состава в подобной ситуации формируются стихийно, перениматься могут и устаревшие методы. Соответственно, и сам процесс профессиональной адаптации офицера как субъекта педагогической деятельности может занимать 2-3 года. Беседы с 37 выпускниками военных вузов, прослужившими два года и более в офицерской должности, свидетельствуют, что боевую подготовку и обучение личного состава, воспитание военнослужащих, обеспечение дисциплины и правопорядка они относят к числу наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается выпускник военного вуза. Большие затруднения вызывает также выстраивание взаимоотношений с коллегами и подчинёнными, контроль над личным составом и управление им, а эти направления деятельности имеют педагогический смысл и непосредственно касаются управления развитием субъектов военной деятельности. Среди причин возникших затруднений 40,5 % респондентов назвали недостаток педагогического опыта, 13,5 % -нехватку педагогических знаний, которые, по весьма распространённому мнению, они могли бы получить в процессе обучения в военном вузе, если бы правильно оценивали в тот период их значение.

Среди наиболее распространённых проблем, с которыми сталкивается молодой офицер в педагогической деятельности после обучения в военном вузе, по мнению респондентов, оказались следующие: необходимость решать на практике задачи, которые не разбирались в процессе обучения, частое несовпадение условий реальной педагогической деятельности с моделируемыми в военном вузе, недостаточное владение психологической составляющей педагогической деятельности (диагностика, мотивацион-ное управление, контроль и оценка развития военнослужащих, коррекция поведения и др.).

В силу того, что представленные данные характеризуют субъективную оценку профессиональной педагогической подготовки, они должны были получить подтверждение. В ходе бесед с командирами воинских частей и их заместителями (всего 9 человек) мы выявили единство мнений офицеров в том, что: 1) организация педагогической подготовки курсантов в полной мере отвечает потребностям

практики; 2) выпускники военных вузов не обладают развитой способностью анализировать собственную педагогическую деятельность, определять и решать задачи профессионального педагогического развития; 3) испытывая трудности в освоении педагогического опыта воинской части, молодые офицеры тем более не могут творчески интерпретировать его и использовать на практике.

Общая оценка молодыми офицерами своёй педагогической подготовки в вузе по 10-балльной шкале (где 10 баллов означают «полностью обеспечивает решение педагогических задач военной службы», а 0 баллов - оценку «полностью не обеспечивает») едва поднимается выше среднего значения, что позволяет отнести изучаемую проблему к числу актуальных в теоретическом и практическом плане. Подтверждение нашего вывода мы сделали и на основе анализа 117 отзывов на выпускников 2016 г. двух военных вузов Республики Казахстан (Военного института Сухопутных войск и Военного института Национальной гвардии): в 55 из них был указан тот факт, что в войска пришли офицеры со слабым опытом обучения и воспитания. При этом во всех остальных аспектах сами отзывы в большинстве случаев являлись положительными.

Обобщение полученных результатов закономерно приводит к необходимости обратиться к целостному процессу развития будущего офицера как субъекта педагогического труда. И здесь проявляется ещё одно противоречие - между сложившейся организацией профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза и актуальной потребностью в развитии офицера-выпускника как субъекта педагогического труда. Разрешение этого противоречия связано с выявлением предпосылок реорганизации профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза. К их числу мы можем отнести:

- изменение стандартов профессиональной подготовки офицера и квалификационных требований к нему;

- приведение в соответствие профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза опережающим потребностям военного дела (изменение требований заказчика, процедур государственной аттестации, стимулирование научных исследований, посвященных проблемам профессиональной педагогической подготовки будущего офицера);

- формирование в ходе реформирования системы высшего и профессионального военного образования и самих Вооружённых Сил новых требований к обучению и воспитанию курсантов и условий образовательного процесса.

Результаты. Научная разработка данной проблемы должна помочь определить пути преодоления факторов, сдерживающих развитие профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза. Например, при наблюдаемом сокращении объёма учебных дисциплин следует более полно использовать возможности производственной практики в профессиональной педагогической подготовке курсантов. Именно в ходе производственной практики в полной мере у курсантов формируется адекватная оценка значения педагогических задач в содержании их будущей профессиональной деятельности, понимание их интеллектуальной и психологической сложности.

Кроме того, в стандартах подготовки военных специалистов не выделены компетенции, которые составляют содержательную и практическую стороны профессиональной компетентности, сами же военные вузы не могут разрабатывать и реализовывать дополнительные профессиональные компетенции военного специалиста. В результате профессиональная педагогическая подготовка будущего офицера является не в полной мере отвечающей требованиям компетентностного подхода.

В силу этого особого внимания требует организация непосредственной подготовки курсантов к практике. Следует отказаться от свободного распределения индивидуальных заданий на практику без учёта особенностей развития курсанта как субъекта профессиональной деятельности. Подбор таких заданий может способствовать преодолению трудностей профессионального становления каждого конкретного курсанта как субъекта педагогической деятельности, формированию его компетенций, связанных с педагогической деятельностью в войсках. В настоящее время основные параметры педагогических задач индивидуального задания на практику доводятся до курсантов только на установочной конференции, что лишает возможности и курсантов, и руководителей практики смоделировать возможные действия курсантов в период практики, спрогнозировать развитие ситуаций обучения и воспитания личного состава, предусмотреть возможные решения в нестандартных педагогических ситуациях.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что выявленные нами проблемы и противоречия объясняют в целом невысокое качество профессиональной педагогической подготовки. Повышение эффективности профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза объективно связано с разработкой теоретических основ организации производственной практики, с совершенствованием её содержания в соответствии с требованиями компетентностного подхода.

Библиографический список

1. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М. : Воениздат, 1985. 159 с.

2. Каменев А. И. Роль педагогической культуры офицеров в укреплении воинской дисциплины : лекция для офицеров, изучающих вопросы военной пед-ки и псих-и в системе марксистско-ленинской подг-ки. Куйбышев : Б. И., 1987. 32 с.

3. Вдовюк В. И., Фильков С. М. Основы воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации : курс лекций. М. : Моск. гос. инст-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, 2003. 147 с.

4. Левочкин А. Н. К вопросу о воспитании личного состава [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. 2015. Т. 7. № 3. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/51PVN315.pdf

5. Петренко А. С. Профессионально-педагогическая культура в теоретическом и практическом опыте ХХ в. // Право и образование. М. : Изд-во АЭО, 2007. № 1. С. 181-191.

6. Дашкин В. М. К вопросу формирования психолого-педагогической компетентности курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации // Учёные записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. СПб : 2019. № 3 (169). С. 90-93.

7. Павленко А. И. Педагогическая компетентность выпускника военного вуза: к постановке проблемы [Электронный ресурс] // Перспективы Науки и Образования : международный электронный научный журнал. 2016. № 6 (24). URL: https://cyberleninka.ruarticle/npedagogicheskaya-kompetentnost-vypusknika-voennogo-vuza-k-postanovke-problemy/viewer

8. Пивоваров Р. В. и др. Готовность будущего офицера к различным видам деятельности как результат профессиональной подготовки курсантов в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2018. № 3. Т. 6. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/gotovnost-buduschego-ofitsera-k-razlichnym-vidam-deyatelnosti-kak-rezultat-professionalnoy-podgotovki-kursantov-v-voennyy-institut

D. V. Logvinenko,

Head of the Department of Educational and Methodical Work, Petropavlovsk Military Institute of the National Guard of the Republic of Kazakhstan, 6 Zh. Kizatova ave., Petropavlovsk, 150009, Republic ofKazakhsan ORCID ID: http:orcid.org/0000-0001-7276-0023

e-mail: deius@mail.ru A. P. Zhigadlo,

Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Rector of Siberian State Automobile and HighwayUniversity,

5 Mira ave., Omsk, 644080, Russian Federation, ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-8883-3167 Scopus Author ID 57202984669 e-mail: rector@sibadi.org

PROBLEMS AND CONTRADICTIONS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF OFFICERS-GRADUATES

Introduction. The study is devoted to the identification and analysis of problems and contradictions in the professional pedagogical training of officers graduating from military universities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The purpose of the article is to justify the relevance of this type of training in shaping the personality of an officer in demand in the modern army.

Materials and Methods. The study is based on the results of an experimental study of the organization of professional teacher training in military universities of Russia and the Republic of Kazakhstan, the study of the difficulties of adapting young officers to the performance of official duties in the field of training and education of personnel.

Results. The authors identified the resources of practical training in improving the quality of professional pedagogical training of the future officer.

Conclusions. The conditionality of the quality of professional pedagogical training of the future officer by the presence of identified problems and contradictions is shown. The need for their resolution to achieve the effectiveness of the training of a pedagogically competent military specialist is proved.

Keywords: quality of the officer's training, work practice, pedagogical competence of the officer.

References

1. Barabanschikov A. V., Mutsynov S. S. Pedagogical culture of an officer: scientific research, military experience, practical recommendations, a look into the future. Moscow: Military Publ., 1985. 159 p. (In Russian).

2. Kamenev A. I. The role of pedagogical culture of officers in strengthening military discipline (Lecture for officers studying military pedagogy and psychology in the system of Marxist-Leninist training). Kuibyshev: B. I, 1987. 32 p. (In Russian).

3. Vdovyuk V. I., Filkov S. M. Fundamentals of educational work with the personnel of the Armed Forces of the Russian Federation: a course of lectures. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia, 2003. 147 p. (In Russian).

4. Levochkin A. N. On education of the staff. Internet-journal "Naukovedenie". 2015, vol. 7, no. 3. (In Russian)

5. Petrenko A. S. Professional and pedagogical culture in theoretical and practical experience of the XX century. Law and education. M.: AEO Publ., 2007, no. 1, pp. 181-191 (In Russian).

6. Dashkin V. M. On the formation of psychological and pedagogical competence of cadets of the military institution of the National Guard troops of the Russian Federation. Scientific notes of P.E. Lesgaft University. SPb: 2019, no. 3 (169), pp. 90-93 (In Russian).

7. Pavlenko A. I. Pedagogical competence of a military institution graduate: to the problem statement. International electronic scientific journal "Prospects of Science and Education". 2016, no. 6 (24). Available at: (In Russian).

8. Pivovarov R. V. [et al]. Readiness of the future officer to various types of activities as a result of professional training of cadets at the military Institute of the National Guard troops of the Russian Federation. Online magazine «World of science». 2018, no. 3, vol. 6 (In Russian).

Поступила в редакцию 13.01.2020 © Д. В. Логвиненко, А. П. Жигадло, 2020

Авторы статьи:

Денис Викторович Логвиненко, начальник отделения учебно-методической работы учебного отдела Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, 150009 Республика Казахстан, Петропавловск, ул. Ж. Кизатова, 6, e-mail: deius@mail.ru

Александр Петрович Жигадло, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, ректор Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета, 644080, Омск, пр. Мира, 5, e-mail: ap_zhigadlo@mail.ru

Рецензенты:

А. А. Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.