Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на воспитание кадетов в условиях президентских кадетских училищ'

Анализ факторов, влияющих на воспитание кадетов в условиях президентских кадетских училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Ш.О.

В статье проведен анализ системного влияния различных факторов на эффективность процесса воспитания кадетов в президентских кадетских училищах. Для этого выявлена степень изученности вопроса в научной литературе, проведена систематизация факторов, объективно оказывающих влияние на воспитательный процесс. Выявлены условия реализации воспитательного процесса в трех президентских кадетских училищах в различных регионах Российской Федерации. Проведенный анализ влияния различных факторов на результативность воспитательного процесса позволил выделить инвариантную и вариативную составляющие этого процесса, сформулировать критерии измерения успешности воспитательного процесса в результате систематического влияния различных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на воспитание кадетов в условиях президентских кадетских училищ»

Анализ факторов, влияющих на воспитание кадетов в условиях президентских кадетских училищ

Ондар Шаннаан Олегович,

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, won986@rambler.ru

В статье проведен анализ системного влияния различных факторов на эффективность процесса воспитания кадетов в президентских кадетских училищах. Для этого выявлена степень изученности вопроса в научной литературе, проведена систематизация факторов, объективно оказывающих влияние на воспитательный процесс. Выявлены условия реализации воспитательного процесса в трех президентских кадетских училищах в различных регионах Российской Федерации. Проведенный анализ влияния различных факторов на результативность воспитательного процесса позволил выделить инвариантную и вариативную составляющие этого процесса, сформулировать критерии измерения успешности воспитательного процесса в результате систематического влияния различных факторов. Ключевые слова: образовательный процесс, воспитание детей среднего и старшего школьного возраста, воспитательный процесс в условиях президентских кадетских училищ.

о

Е

£

в) ^

0

п

01 г

Введение

Воспитание кадетов президентских кадетских училищ невозможно переоценить в общей системе образования последних, предусматривающего понимание ими гражданской ответственности, как граждан Российской Федерации, формирования у них «патриотического» сознания. Так, в частности, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6], разработанная на основе опыта анализа и обобщения факторов, влияющих на сферу воспитания, накопленный за относительно продолжительный исторический период, включающий не одно десятилетие, нацелена на все социальные слои и возрастные категории общества при сохранении приоритета патриотического воспитания граждан, в первую очередь — молодежи и детей, в непростых современных экономических и геополитических условиях.

Первым нормативным документом в этой связи является Программа на 2001-2005 гг. В ней, в частности, предполагается «всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем патриотического воспитания, разработку трудов по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев и флотоводцев России, написание учебников. Предусматривается разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, к военной службе и достойному служению Отечеству» [16].

Однако, каждый из приведенных выше нормативных документов, как и ряд других [10; 15; 17; 21], следует рассматривать, как обобщенное в виде нормативно-правового документа логическое продолжение истории развития методологических подходов, методов, технологий воспитания кадетов в отечественных образовательных учреждениях [11; 13; 22]

Для понимания сущностных основ влияния различных объективных факторов на воспитание кадетов президентских кадетских училищ необходимо применение историко-генетического подхода [1; 2; 5; 11].

Формулировка цели статьи и задач

Цель: Проанализировать механизм влияния различных факторов на процесс воспитания кадетов, обучающихся в президентских кадетских училищах .

Задачи:

- определить значимость процесса воспитания кадетов президентских кадетских училищ;

- установить степень изученности процесса воспитания кадетов в научной литературе;

- на основании анализа научных источников выявить и систематизировать факторы, влияние которых на воспитательный процесс доказано;

- выявить комплекс существующих условий организации процесса воспитания в реальных президентских кадетских училищах;

- сформулировать критерии оценки изменения эффективности воспитательного процесса в результате влияния различных факторов.

Анализ психолого-педагогических источников литературы позволил выявить научно обоснованные требования к воспитанию кадетов президентских кадетских училищ, обуславливающие наличие комплекса организационно-методических факторов процесса образования кадетов в рассматриваемых училищах [7; 12; 13].

Обобщая результаты исследования множества ученых А.М. Вырщиков приходит к следующему выводу: «готовность к защите Родины может быть рассмотрена не только с функциональной, но и со структурной точки зрения» [4]. Он утверждает, что исследователи выделяют здесь три компонента:

- нацеленность личности кадета на деятельность, которая соответствует его идейной убежденности;

- наличие знаний, необходимых для такой деятельности (в частности — в военной сфере);

- сформированность умений использования знаний в целях защиты своей страны от внешних и внутренних угроз.

Рассматривая сущность готовности к такого рода деятельности А.М. Вырщиков характеризует ее как целостную система, стимулирующую активность «в сфере воинской деятельности всей личности, всех ее структурных компонентов. Поэтому готовность к защите Родины должна быть адекватна структуре личности обучающегося, и его военно-патриотическую воспитанность недопустимо сводить к отдельным ее составляющим: морально-политическим оценкам, суждениям, военно-техническим знаниям, умениям и навыкам, уровню физического развития, военно-патриотической активности и т. д.» [4].

Ряд не упомянутых А.М. Вырщиковым исследователей также отмечают, что готовность к защите отечества - это комплекс свойств личности, включающих твердую решимость, физическую и нравственную готовность к выполнению гражданского долга. Эти качества связаны между собой и определяют целостную структуру готовности к рассматриваемой профессиональной деятельности [1; 3; 8; 18]. Неординарность компонентов и сложность структуры готовности к такой деятельности, как комплекса личностно значимых качеств, обуславливает различную значимость факторов, влияющих на воспитание такой личности [11; 19; 20; 22].

В частности, факторы воспитания, объективно влияющие на готовности кадетов к воинской службе теоретически обоснованы и описаны в [14; 20]. Здесь они разделены на группы: общие и специальные.

Общие факторы - это в своем роде интегра-тивные условия. Они влияют на сформирован-ность готовности к защите родной страны в целом. Среди них перечисляются факторы, способствующие:

- сформировавшейся убежденности кадетов в целесообразности защиты

существующего государственного строя, осознания своего конституционного долга, определения своей роли в этой деятельности (в своих жизненных планах);

- формированию осознанных мотиваций ведущих видов повседневной деятельности: учебной, трудовой,спортивной;

- формированию мотива к сознательной самоподготовке к преодолению объективно существующих затруднений — физических, умственных и нравственных в будущей службе в рядах вооруженных сил;

- выработке способности к соблюдении требований воинской

дисциплины в условиях предельных нагрузок, в ситуациях риска, стресса и т.д.

Некоторые исследователи также относят сюда даже факторы, способствующие выработке готовности к «героическим действиям и поступкам в экстремальных условиях» [3; 13].

Группа специальных факторов объединяет неоднородные положения, которые целесообразно систематизировать на подгруппы.

1. Относящиеся к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности, и в частности к:

-развитию познавательных психических процессов (память, воображение, мышление,

многостороннее восприятие действительности), волевых свойств (эмоциональная устойчивость, настойчивость, стойкость, храбрость,

мужество, целеустремленность, дисциплинированность, исполнительность), социально психологических качеств (коллективизм, товарищество, взаимовыручка, взаимопомощь), эмоциональных качеств;

- формированию приспосабливаемости к реальным условиям профессиональной деятельности и коллектива, накоплению соответствующего поведенческого опыта в условиях профессиональной деятельности;

- формированию умения контролировать поведение, скрывать или подавлять

свои чувства (растерянность, страх, паника и т.д.);

- формированию способности переноса профессионально значимых качеств с одного вида деятельности на другой [20].

2. Относящиеся к формированию качеств технической и военной подготовки:

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

м

01 г

- получению естественнонаучных знаний, относящихся к современной военной технике, а также новых требований, которые предъявляет современная техника человеку;

- в области обретения военных умений (тактических, строевых, огневых и т.д.), а также в области гражданской обороны;

- получению опыта деятельности в конкретной ситуации в военно-прикладной

сфере (вождение мотоцикла, автомобиля, стрельба из огнестрельного оружия, и т. д.), умению в максимальной степени сконцентрироваться на решении задач эффективного использования оружия и военной техники;

- формированию умения переноса общих технических знаний и умений в военно-техническую сферу [19; 20].

3. Относящиеся к физической подготовке:

- факторы, способствующие развитию общефизических качеств: быстроты, силы, выносливости и т.д.;

- факторы, способствующие развитию специальных физических качеств таких, как устойчивость к горной болезни, укачиванию, статическим напряжениям в условиях ограничении двигательного режима (гипокинезии) и др. [20].

В ходе проведенной в различных регионах Российской Федерации экспериментальной работы по анализу факторов, влияющих на воспитание кадетов, были задействованы кадеты и преподаватели президентских кадетских училищ (ФГКОУ): «Кы-зылское президентское кадетское училище (учреждение «повышенного» уровня), «Ставропольское президентское кадетское училище», «Петрозаводское президентское кадетское училище» и некоторых других учебных заведений рассматриваемого профиля.

При этом следует учитывать наличие организационно-технических факторов, имеющих место в указанных образовательных учреждениях и объективно влияющих на воспитательную составляющую образовательного процесса в стенах этих заведений.

Так, в Кызылском президентском кадетском училище учебно-воспитательный процесс ведется с 6 сентября 2014г. по основным общеобразовательным программам. Прием кадетов происходит только с 5-го класса на семи — летний срок:

- с 5 по 9 классы кадеты получают основное общее образование, осваивают общеобразовательные программы основного общего образования, в аспекте воспитания формируется личность кадета, происходит ее становление, определяются базовые интересы и способность к социальному самоопределению;

- в 10 и 11 классах происходит освоение общеобразовательных программ среднего общего образования, происходит развитие устойчивых познавательных интересов и способности к творчеству на основе дифференцированного обучения, формируется комплексное представление об изучаемых дисциплинах, умения вести самостоятель-

ную учебную деятельность с учетом профориентации;

- в ходе освоения дополнительных образовательных программ происходит интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданское и физическое развитие личности кадетов, а также их подготовка к возможному поступлению в образовательные организации высшего образования.

Ставропольское президентское кадетское училище работает с 1 сентября 2011г. на месте бывшего Ставропольского высшего военного авиационного училища. Кроме Ставропольского края ведется набор кадетов из Московской, Воронежской, Астраханской, Ульяновской, Ростовской, областей, Приморского, Камчатского, Хабаровского, Краснодарского краев и других российских регионов. В будущем общая численность обучающихся достигнет 840 человек.

Продолжительность обучения и образовательные уровни — аналогичны описанным выше.

Среди главных особенностей учебно-воспитательного процесса (факторов, непосредственно влияющих на воспитательную сферу) следует в первую очередь отметить системное использование информационной системы Школа», свободный доступ в сеть Интернет, локальные компьютерные сети. Такие инновации, как электронный дневник, обмен информацией в системе между кадетами, преподавателями и родителями - все это повседневные реалии воспитательного процесса в Ставропольском училище. Организовано питание кадетов в формате «шведский стол».

Третьего сентября 2016 года был торжественно заложен первый камень начала строительства Петрозаводского президентского кадетского училища, анонсированного, как инновационное образовательного учреждения для подготовка разносторонне образованных и патриотически настроенных кадетов, ориентированных на государственную и военную службу [9].

Учебно-воспитательный процесс организован в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего, среднего (полного) общего образования, а также программами допобразования. Акцент сделан на изучении иностранных языков, информационные технологий, занятиях физической культурой и спортом.

Среди факторов, позитивно влияющих на процесс (и результат) воспитания кадетов, в стенах училища предоставлены возможности для развития творческих способностей: возможность заниматься в радиотехническом клубе, конструкторском бюро, фото- и видеостудиях, секции робототехники, а также в музыкальных, танцевальных коллективах, 15 спортивных секциях.

В аспекте организационно-технических факторов следует отметить оснащенность учебно-воспитательного процесса компьютеризированными рабочими местами кадетов и преподавателей мультимедийными проекторами, интерактивными досками с возможностью выхода в сеть Интернет.

Каждый кадет получает персональный переносной компьютер - ноутбук.

Таким образом, нами было выявлены различия в условиях реализации воспитательного процесса в трех перечисленных президентских кадетских училищах.

В соответствии с поставленными задачами на следующем этапе был проведен сравнительный анализ влияния различных факторов на результативность воспитательного процесса. Выяснилась принципиальная возможность выделения инвариантной и вариативной составляющих этого процесса. Все это стало основой для разработки системы диагностики сформированности уровня воспитанности кадетов, как результата воздействия различных факторов, универсальной, пригодной для применения в различных кадетских училищах.

Отметим, что мы исходим из теоретически доказанного в научной литературе положения, согласно которому проявления сформированности убеждений, как и знаний и умений, происходит исключительно в практической деятельности [11; 12; 19; 20]

Предлагаем использовать трех-уровневую шкалу (низкий, средний, высокий).

Низкий уровень характеризуется малой степенью поведенческой организации и управляемости. Высока вероятности стихийных проявлений. Взаимодействие между субъектами воспитательного процесса (кадетами) практически отсутствует. Субъект-объектные отношения (педагог — кадет) носят формальный характер. Стимулирующая мотивация в процессе деятельности не проявляется, из-за чего ожидаемый результат, как правило, не достигается.

Средний уровень характеризуется минимальной активностью участников взаимодействия, слабой организованностью самого воспитательного процесса, несбалансированным, бессистемным использованием различных факторов, влияющих на воспитательный процесс. Приоритетом является достижение лишь ближайших задач. Перспективные и инновационные направления взаимодействия, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные (равно как и субъект-субъектные) взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и кадетов совпадают лишь частично. Позитивная мотивация в процессе взаимодействия проявляется непостоянно. Ожидаемый результат достигается частично, т.е. не в полной мере.

Высокий уровень воспитанности характеризуется целенаправленностью, активностью, высоким уровнем организации взаимодействия его субъектов, методически оправданным использованием средств, методов, технологий для достижения прогнозируемого результата. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых в целом совпадают, они гармоничны. Мотивация в процессе совместной деятельности устойчиво позитивная. Ожидаемый результат достигается в полной мере.

Выводы.

Таким образом в соответствии с поставленными целью и задачами в ходе анализа научных источников было определены роль и значение процесса и результата воспитания кадетов в президентских кадетских училищах, степень отражения перечисленного в научных исследованиях, нормативно-правовых актах, степень изученности вопроса.

Проведены выявление и систематизация факторов, объективно оказывающих влияние на воспитательный процесс.

Выявлен комплекс условий реализации воспитательного процесса в трех президентских кадетских училищах в различных регионах Российской Федерации.

Проведенный сравнительный анализ влияния различных факторов на результативность воспитательного процесса позволил выделить инвариантную и вариативную составляющие этого процесса. Это, в свою очередь, позволило сформулировать объективизированные критерии оценки сформированности уровня воспитанности кадетов в результате систематического влияния различных факторов.

Литература

1. Адищев В.И. Образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX - начала ХХ века: теория, концепции, практика: моногр. / В.И. Адищев. - М.: Музыка, 2007. -344 с.

2. Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России (XVIII век начало XX века): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / В.Р. Басаев; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. -169 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бестужев А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного воспитания и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших / А.Ф. Бестужев. - СПб., 1807. - 268 с.

4. 29. Вырщиков,А.М. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика / А.М. Вырщиков. М.: Просвещение, 1990. - 31 с.

5. 30. Гасанов, З.Т. Педагогика межнационального общения / З,Т. Гасанов М.: Просвещение, 1999. - С.148, 151- 153, 244.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/programs/664/about/

7. Захава Б.Е. Кадетские корпуса / Б. Е. Захава. - М.: Академия, 2000. - 254 с.

8. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1886.- С.213.

9. Источник: Кадеты России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruscadet.ru]

10. Источник: Официальный сайт Министерства обороны РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.mil.ru.

11. 53. Конжиев, Н.М. Научно-педагогические основы построения и функционирования системы военно — патриотического воспитания учащихся

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

средней общеобразовательной школы: автореф. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.М. Конжиев; Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск, 1987.202 с.

12. Макаренко A.C. Воспитание гражданина / A. C. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. -302 с.

13. Микрюков В. Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: автореф. дис. ...докт. пед. наук.:13.00.01/ В.Ю. Микрюков; Московский пед. ун-т. - Москва , 2009. - 33 с.

14. Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. - СПб.: «АВПТ - ОДО», 1889.- 322 с.

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N 1074 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерстваобразования Российской Федерации и Министерства образования и наукиРоссийской Федерации"// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/04/sila-site-dok.html

16. [2001-2005]. Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 г. от 16 февраля 2001. №122/ подго-тов. По поручению Прав. Росс. Федерации // Научно-публицистический журнал 2001 - №1 С. 86-87.

17. 59. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации офиц. текст. -М.: Норма: Норма - Инфра-М, 2002. - 128 с.

18. Свиридов В.А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - ХХ века: дис. .докт. пед. Наук.: 13.00.01 / В. А. Свиридов; Воронежский гос. ун-т. - Воронеж, 2006.- С. 128-193.

19. 62. Средин В.Г. Учебное пособие для педагогических институтов / В.Г. Средин М.: Просвещение. - 1989. - 96 с.

20. 63. Средин,В.Г Основы военно-патриотического воспитания [Текст]: Учебное пособие по специальности №2115 Преподаватель начального военного бучения и физического воспитания. / В.Г.Средин, Л.Н.Бублик, Ю.С. Васютин; под ред. Г.В. Средина М.: Просвещение 1988г. -192 с.

21. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ -М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2017. - 144 с.

22. Чураков С.В. Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки: дисс. ...кан.пед.наук: 13.00.01 / С. В. Чура-ков; Магнитогорский гос. ун - т.- Магнитогорск, 2011. 197 с.

Analysis of factors affecting cadetes education under conditions of presidential cadetian schools Ondar Sh.O.

Novosibirsk state pedagogical University

The article concerns analyzes of system influence of various factors

on the effectiveness of the process of educating of cadets in

presidential cadet schools. The degree of study of the issue in

the scientific literature has been revealed, a systematization of factors objectively influencing the educational process has been carried out. The conditions for the implementation of the educational process in the three presidential cadet schools in various regions of the Russian Federation are revealed. The analysis of the influence of various factors on the effectiveness of the educational process allowed us to identify the invariant and variable components of this process, to formulate criteria for measuring the success of the educational process as a result of the systematic influence of various factors. Keywords: educational process, the education of middle aged and senior aged children at secondary school, the educational process under real conditions of presidential cadet schools. References

1. Adishchev V.I. Education in women's institutions and cadet corps

of Russia in the second half of the nineteenth and early twentieth centuries: theory, concepts, practice: monograph. / IN AND. Adischev. - M .: Music, 2007. - 344 p.

2. Basayev V.R. Formation and development of cadet corps in imperial Russia (XVIII century and the beginning of the XX century): dis. ... Cand. ist Sciences: 07.00.02 / V.R. Basayev; Omsk State ped. un-t - Omsk, 2000. - 169 p.

3. Bestuzhev A.F. Rules of military education regarding noble education and instruction for officers, who have dedicated themselves to military service / A.F. Bestuzhev. - SPb., 1807. -268 p.

4. 29. Vyrschikov, A.M. Military-patriotic education: theory and practice / A.M. Vyrschikov. M .: Enlightenment, 1990. - 31 p.

5. 30. Hasanov, Z.T. Pedagogy of interethnic communication / W, T.

Hasanov M .: Education, 1999. - p. 148, 151-153, 244.

6. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian

Federation for 2016-2020." [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/programs/664/about/

7. Zakhava B.E. Cadet corps / B. E. Zakhava. - M .: Academy,

2000. - 254 p.

8. Instructions for the educational part of the cadet corps. - SPb.,

1886.- P.213.

9. Source: Cadets of Russia. [Electronic resource]. - Access Mode:

http://www.ruscadet.ru]

10. Source: Official website of the Ministry of Defense of the Russian Federation. [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.mil.ru.

11. 53. Konzhiev, N.M. Scientific and pedagogical foundations of the construction and functioning of the system of military -patriotic education of students of secondary schools: author. Dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / N.M. Konzhiev; Petrozavodsk State un-t - Petrozavodsk, 1987.- 202 p.

12. Makarenko A.C. Education of a citizen / A. C. Makarenko. - M .: Enlightenment, 1988. -302 p.

13. Mikryukov V. Yu. Theory and practice of military-patriotic education of students in modern Russia: author. dis. ... Dr. ped. Sciences.: 13.00.01 / V.Yu. Mikryukov; Moscow ped. un-t -Moscow, 2009. - 33 p.

14. The general program and instruction for teaching subjects in the cadet corps. - SPb .: "AVPT - ALC", 1889.- 322 p.

15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 18, 2013 N 1074 "On recognition of certain regulatory legal acts of the State Committee of the Russian Federation for Higher Education, Ministry of General and Vocational Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation and Ministry of Education and Science of the Russian Federation as invalid Federation "// [Electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.ru/2013/11/04/sila-site-dok.html

16. [2001-2005]. Program Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2001 - 2005 of February 16, 2001. No. 122 / prepared. On behalf of the Rights. Ross. Federations // Journal of Science and Journalism 2001 - №1 p. 86-87.

17. 59. Russian Federation. Constitution. Constitution of the Russian Federation text. - M .: Norma: Norma - Infra-M, 2002. -128 p.

18. Sviridov V.A. Formation and development of military education in Russia in the second half of the nineteenth and twentieth centuries: dis. ... Dr. ped. Science .: 13.00.01 / V. A. Sviridov; Voronezh State. un-t - Voronezh, 2006.- p. 128-193.

19. 62. Sredin V.G. Textbook for pedagogical institutes / V.G. Sredin M .: Enlightenment. - 1989. - 96 p.

20. 63. Sredin, V. G Basics of military-patriotic education [Text]: Tutorial on the specialty № 2115 Teacher of elementary military training and physical education. / V.G. Sredin, L.N. Bublik, Yu.S. Vasyutin; by ed. G.V. Middle M .: Enlightenment 1988. -192 s.

21. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ - Moscow: Exmo Publishing House, 2017. - 144 p.

22. Churakov S.V. Moral education of Suvorov in the process of general education: diss. ... Kan.Ped.Science: 13.00.01 / S.V. Churakov; Magnitogorsk State. Un - T.- Magnitogorsk, 2011. 197 p.

o o 00 ■o m 5 m

O m n m b A

X £ m O

x o m

0

01 ■o A u o 00 A X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.