Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПАТРИОТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / «МАРГИНАЛЬНЫЙ» ВОЗРАСТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТИПА ТИПА «ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ - СТУДЕНТ» / ПАТРИОТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АКТИВНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Елена Геннадьевна, Бурцева Марина Александровна

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания студентов профессиональной образовательной организации (ПОО) в современных условиях образовательной системы села. Акцент делается на содержании, методах и формах работы, предназначенных для патриотического воспитания молодежной среды «маргинального» возраста. Показана значимость патриотически ориентированной социообразовательной среды в воспитании патриотичности студентов ПОО. Акцентируется влияние практической деятельности активистов студенческого самоуправления ПОО на проявление активной патриотической позиции, актуализацию организационного потенциала и мотивацию молодежи к проявлению социальной активности. В статье обозначены критерии проявления патриотичности студента и названы мероприятия, направленные на формирование активной патриотической позиции, а также ОК 6 в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предложена система организации внеурочной деятельности студентов в среде, насыщенной патриотически ориентированными событиями. Выделена роль взаимодействия «педагог - родитель - студент» в организации и проведении общих мероприятий. Результаты гражданско-патриотического воспитания студентов Снежненского и Кизильского филиалов ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум - казачий кадетский корпус» обоснованы системностью и целенаправленностью воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанова Елена Геннадьевна, Бурцева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC-ORIENTED SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the features of patriotic education of students of a vocational educational organization (VEO) in the modern conditions of the educational system of the village. The emphasis is on the content, methods and forms of work intended for the patriotic education of the youth environment of “marginal” age. The importance of a patriotically oriented socio-educational environment in the upbringing of the patriotism of VEO students is shown. The influence of the practical activities of the activists of the student self-government of the VEO in the manifestation of an active patriotic position aimed at updating their organizational potential and motivating young people to be socially active is emphasized. The article outlines the criteria for the manifestation of a student’s patriotism and names the activities that form a certain orientation of the manifestation of this position and the formation of general competence 6 in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of secondary vocational education. A system for organizing extracurricular activities of students in an environment rich in patriotically oriented events is proposed. The role of interaction “teacher-parent-student” in the organization and conduct of common events is highlighted. The results of civil and patriotic education of students of the Snezhnensky and Kizilsky branches of the “Verkhneuralsk Agrotechnological College - Cossack Cadet Corps” are substantiated by the consistency and purposefulness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Сведения для цитирования: Лобанова, Е. Г. Патриотически ориентированная социообразовательная среда как средство патриотического воспитания студентов профессиональной образовательной организации / Е. Г. Лобанова, М. А. Бурцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 115-124.

УДК 377 ББК 74.200.52

патриотически ориентированная

социообразовательная среда как средство

патриотического воспитания студентов

профессиональной образовательной организации

Е. Г. Лобанова, М. А. Бурцева

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания студентов профессиональной образовательной организации (ПОО) в современных условиях образовательной системы села. Акцент делается на содержании, методах и формах работы, предназначенных для патриотического воспитания молодежной среды «маргинального» возраста. Показана значимость патриотически ориентированной социообразовательной среды в воспитании патриотичности студентов ПОО. Акцентируется влияние практической деятельности активистов студенческого самоуправления ПОО на проявление активной патриотической позиции, актуализацию организационного потенциала и мотивацию молодежи к проявлению социальной активности. В статье обозначены критерии проявления патриотичности студента и названы мероприятия, направленные на формирование активной патриотической позиции, а также ОК 6 в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предложена система организации внеурочной деятельности студентов в среде, насыщенной патриотически ориентированными событиями. Выделена роль взаимодействия «педагог — родитель — студент» в организации и проведении общих мероприятий. Результаты гражданско-патриотического воспитания студентов Снежненского и Кизиль-ского филиалов ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» обоснованы системностью и целенаправленностью воспитательного процесса.

Ключевые слова: патриотическое воспитание молодежи, «маргинальный» возраст, взаимодействие типа «педагог — родитель — студент», патриотически ориентированная социообразовательная среда, активная среда воспитания.

Среда, в которой живет и воспитывается человек, всегда накладывает отпечаток на его мировоззрение, характер и поведение. Молодежь — это огромная аудитория, которая как губка впитывает всю информацию, поступающую извне, и воспринимает ее как потенциально возможный вариант для апробации, не всегда убедившись в ее достоверности. Важнейшим структурным элементом молодежной популяции является студенчество, которое во многом предопределяет перспективы и направления развития всего общества. Поэтому воспитание студенческой молодежи является одной из важнейших задач руководства государства в целом и руководства отдельных регионов в частности [1].

В связи с этим для решения вопросов патриотического воспитания студентов ПОО в 2019 г. ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус»

(далее — ГБПОУ «ВАТТ-ККК») приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1489 от 19.04.2019 был присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления».

За основу своей деятельности педагоги техникума взяли идею организации образовательного пространства в виде патриотически ориентированной социообразовательной среды, предоставляющей каждому студенту возможность максимально полно реализовать свой личностный потенциал в избираемой им общественной деятельности. Конструирование такой среды в соответствии с основными положениями средового подхода (Ю. С. Мануйлов [2]) и стало важным условием формирования патриотичности студентов ГБПОУ «ВАТТ-ККК».

Во все времена патриотическое воспитание было приоритетным направлением отечественной национальной политики, и до 90-х годов прошлого столетия эта задача успешно решалась использованием методов и средств, предложенных государством. Тяжелый период восстановления ценностных основ общества и формирования объединяющей национальной идеи сказался на мировоззрении молодых людей, отчаянно пытавшихся найти себя в различных видах деятельности, не всегда созидательных. Однако с развитием информационно-коммуникационных технологий кругозор российского гражданина значительно расширился — у него появилась возможность получать наглядную информацию о жизни за пределами своей Родины, сравнивать уровень жизни в разных странах, устанавливать контакт с представителями других наций, постигать основы культур разных народов. Соответственно, повышенный интерес к другим культурам привел к постепенному спаду интереса к изучению истории и культуры своей страны, родного языка и литературы. Сегодня это проявляется в потере интереса к учебе, снижении социальной активности, демонстрации эгоистических качеств личности, отсутствии эмпатии и толерантности у молодых людей, подверженности деструктивным влияниям.

Когда речь идет о проявлении патриотичности у студентов СПО, мы говорим о детях «маргинального» возраста (15-18 лет). В рамках данной статьи мы рассматриваем подростковую маргинальность, которая характеризуется пребыванием подростка на границе между двумя социальными сферами — миром детей и миром взрослых [3]. Именно этот период жизни человека связан с формированием активной жизненной позиции, принципов, базовых моральных качеств. Главная задача педагога, работающего с детьми «маргинального» возраста, заключается в активизации работы триады «педагог — родитель — студент», поскольку только комплексный подход к воспитанию и образованию может обеспечить положительный результат.

В рамках темы инновационного развития ПОО предполагалось применение трех методологических подходов: системно-деятель-ностного, средового и проектного. Системная деятельность педагогического коллектива всех филиалов ГБПОУ «ВАТТ-ККК» по проектированию и созданию патриотически ориентированной социообразовательной среды осуществлялась в числе прочего и через реализацию программы воспитания и социализации

обучающихся в части организации проектной деятельности студентов в проектах гражданско-патриотического направления.

Согласно средовому подходу, автором которого является Ю. С. Мануйлов, компоненты конструируемой среды должны охватывать предметно-пространственное, событийно-поведенческое, информационно-культурное окружение [2], что само по себе насыщено и событиями, и материальными артефактами, и психолого-педагогическим обеспечением, и взаимодействием с социумом. Кроме того, создаваемая среда должна стать средством не только продуцирования, но также и диагностирования прогнозируемых результатов. В случае с патриотически ориентированной социообразовательной средой результат задан требованиями ФГОС СПО (ОК 6 — проявлять гражданско-патриотиче-скую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения). Для продуцирования этого результата среда должна содержать такой спектр возможностей, чтобы проявление патриотичности у студентов ПОО соотносилось с содержанием ОК 6. Были определены составляющие заявленной компетенции:

- наличие общечеловеческих и граждан-ско-патриотических ценностей в структуре личности;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма, места и значения России в мировой цивилизации;

- способность к анализу процессов и явлений, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах развития России;

- знание и соблюдение конституционного права и законов государства, прав и обязанностей гражданина России, проявление активной гражданской позиции в деятельности;

- убеждение в необходимости защиты национальных интересов России, позитивное отношение и интерес к Вооруженным Силам РФ, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества (для юношей).

Согласно этим критериям, конструируемая патриотически ориентированная социообразо-вательная среда должна не только содержать достаточное количество проектов, программных, организационных диагностирующих материалов и инструментов, но и привлекать инновационные сферы взаимодействия, «работающие» на разрешающие возможности среды в формировании ОК 6.

Было проведено анкетирование студентов ПОО по выделенным критериям с целью выяснения исходного (на момент начала инновационной деятельности) состояния патриотичности студентов первого курса. Оценить данные результаты позволила методика оценки качества и эффектив-

ности патриотического воспитания в образовательной организации, предложенная Департаментом образования г. Москвы, ГБОУ ДПО «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания» [4]. Таблица 1 систематизирует оценочный материал по каждой из составляющих ОК 6.

Подбор методик оценивания ОК 6

Таблица 1

Составляющие компетенции ОК 6 Методики оценивания составляющих*

- наличие общечеловеческих и гражданско-па-триотических ценностей в структуре личности Анкета № 5 «Патриотические ценности молодежи». Анкета № 7 «Отношение к патриотическим ценностям»

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма, места и значения России в мировой цивилизации, способность к анализу процессов и явлений, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах развития России Анкета № 3 «Определение уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота». Анкета № 6 «Выявление уровня понимания студентами сущности патриотизма». Анкета № 7 «Отношение к патриотическим ценностям»

- знание и соблюдение конституционного права и законов государства, прав и обязанностей гражданина России, проявление активной гражданской позиции в деятельности Анкета № 4 «Гражданственность и патриотизм». Анкета № 9 «Патриотическая направленность личности». Анкета № 10 «Выявление уровня активности студентов в патриотической деятельности»

- убеждение в необходимости защиты национальных интересов России, позитивное отношение и интерес к Вооруженным Силам РФ, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества (для юношей) Анкета № 1 «Сформированность патриотизма и отношения к военной службе у молодежи призывного возраста». Анкета № 9 «Патриотическая направленность личности»

*Нумерация анкет взята из методического сборника «Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации» (Департамент образования г. Москвы, ГБОУ ДПО «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания»).

Констатирующее анкетирование 2019 г. показало, что уровень наличия патриотических качеств у первокурсников соответствует среднему (исходя из выявленных уровней — высокого, среднего, низкого): студенты недостаточно хорошо знают историю и культуру своей страны; неточно понимают патриотическую тематику; не всегда являются инициаторами общественных дел; понимают необходимость защиты Отечества, но потребность в этом не

сформирована; у них выявлен недостаточный уровень осознания гражданско-патриотическо-го долга.

Таким образом, в рамках инновационного проекта встала проблема создания в ГБПОУ «ВАТТ-ККК» среды с возможностями воздействия на личностные качества студентов. Для этого была проанализирована окружающая со-циообразовательная среда и изучены ее потенциальные возможности (табл. 2).

Спектры возможностей патриотически ориентированной социообразовательной среды

Таблица 2

Окружение Направления Наполнение среды (питание)

Вещественное - форма кадетов, знамя;

е - тематические стенды, планшеты, плакаты, газеты, боевые листки;

о - государственная атрибутика;

§ и н е - триколор в оформлении пространства техникума;

ест 5 У - экспонаты музея;

мн дан - тематические выставки библиотеки;

ер Пс - оформление классов, коридоров, жилых комнат кадетов;

По р - выставки, фотографии, картины;

п - звуковое и музыкальное сопровождение образовательного процесса

(радиостанция, телепанель)

Продолжение таблицы 2

Окружение Направления Наполнение среды (питание)

Предметно-пространственное Процессуальное - образ жизни кадетов; - присяга, линейки, построения, военизированные мероприятия, сборы; - познавательные процессы; - воспитательные часы; - участие в проектах, конкурсах, акциях, праздниках, форумах; - работа в музее; - взаимоотношение участников образовательного процесса; - подготовка выставок, конкурсов, выступлений, научных работ, участие в грантах

Трудовое - субботники, трудовые десанты, акции, уборка аудиторий; - работа на учебном хозяйстве; - трудовые отряды в каникулярное время; - шефство над территорией техникума; - шефство над территорией парков и скверов города и поселков городского типа, волонтерство; - трудовые обязанности в семье, помощь нуждающимся (животные, дети, старики)

Учебно-познавательное - предметные учебно-методические комплексы; - воспитательный (патриотически ориентированный) аспект урока; - проектная, исследовательская, поисковая краеведческая деятельность студентов; - курсы дополнительного образования гражданско-патриотической направленности; - подготовка выставок, конкурсов, выступлений, научных работ; - активные методы учения; - самообразование

Событийно-поведенческое Социокультурное - взаимодействие с учреждениями культуры и дополнительного образования по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма; - встречи с деятелями культуры, военными, активистами-общественниками, духовенством; - социально значимые проекты; - участие в конкурсах, акциях, праздниках, форумах; - подготовка подарков; - волонтерское движение; - студенческое самоуправление; - здоровьесберегающая направленность образовательного процесса

Профессионально-деятельностное - центр содействия развитию личности студента; - карта воспитательного пространства для самореализации личности обучающегося; - взаимодействие со структурами управления, педагогическими учреждениями высшего и среднего профессионального образования по вопросам кадетской подготовки и гражданско-патриотического воспитания

Патриотическое - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, профессиональными военными, сотрудниками правоохранительных органов и воинами-интернационалистами, активистами казачьего движения, духовенством; - «Зарница», туристические слеты, военные сборы, праздники, концерты; - работа в музее; - информационные возможности сайта; - шефство над пожилыми людьми; - сочинения, стихи, эссе, рисунки, фото

Психолого-педагогическое - творческие лаборатории и временные проблемные группы педагогов; - психолого-педагогический семинар «Теоретические и методические основы гражданско-патриотического воспитания»;

Окончание таблицы 2

Окружение Направления Наполнение среды (питание)

- система диагностики целевой направленности воспитательного процесса в группах; - система мониторинга успешности целевой направленности воспитательного процесса в группах (развитие личности, формирование коллектива)

Информационно-культурное Духовно-нравственное - курсы дополнительного образования: «Казачество» и «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; - встречи с представителями духовенства; - музыкальная гостиная «Песни наших отцов и дедов»; - программа воспитания и социализации техникума; - встречи с литераторами, художниками, музыкантами; - воспитательные часы по теме гражданско-патриотического воспитания (например, «Нравственность — это тоже патриотизм»); - проекты, турниры, дебаты, марафоны, викторины, участие в благотворительных акциях и аукционах

Историческое - экскурсии по местам боевой славы; - экскурсии по достопримечательным историческим местам города, края; - участие в поисковых экспедициях; - работа в библиотеках и архивах; - исследовательские и практико-ориентированные проекты; - краеведческая деятельность, кружок «Экскурсовод»

Политико-правовое - занятия по программе «Политические и правовые основы общества»; - участие в олимпиадном движении по вопросам права; - соревнования по основам дорожного движения; - уроки социального педагога «О правах и обязанностях подростков»; - предметное содержание модуля «Право» общеобразовательного курса «Обществознание»

Информационно-аналитическое - анкетирование студентов и родителей по вопросам гражданственности и патриотизма, анализ данных диагностики, выработка рекомендаций; - использование возможностей местной радиостанции, газеты, интернета для информирования общественности, студентов и родителей по вопросам воспитания и обучения

Таблица 2 иллюстрирует возможности комплексного подхода к решению задач инновационного проекта, что предполагает тщательный и подробный анализ социообразовательной среды и дополнительный подбор элементов (мероприятий, обеспечения, взаимодействия и пр.) для развития разрешающих возможностей среды в части воспитания патриотичности у студентов техникума.

Обращаясь к структуре программы воспитания и социализации студентов ПОО, отражающей направления воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС СПО, мы сформировали перечень проектов гражданско-патриотического направления и разработали план-график реализации проектов. Кроме того, в рамках инновационной деятельности присутствовал календарный план реализации проекта, который акцентировал внимание на двух аспектах: развитии роли студенческого самоуправле-

ния в решении вопросов воспитания и активном привлечении казачьей общественности для сохранения преемственности национально-культурных традиций казачьего самоуправления.

Казачество всегда играло огромную роль в патриотическом воспитании молодежи, являясь образцом защитника Отечества. Казачий уклад и традиции — это наше культурное историческое прошлое. В связи с тем, что филиалы техникума расположены в разных районах области, имеется уникальная возможность изучать историю Верхнеуральского и Оренбургского казачества.

Как форма самостоятельной общественной деятельности, студенческое самоуправление ставит основной целью воспитание специалиста, способного без каких-либо адаптационных периодов профессиональной деятельности перейти в режим самостоятельного движения в осуществлении своего профессионально-личностного

развития. Наряду с этим стоит еще одна немаловажная задача воспитания — развитие социально активной позиции молодежи, в частности, привлечение к общественной управленческой деятельности студентов образовательных организаций.

Педагоги Кизильского и Снежненского филиалов ГБПОУ «ВАТТ-ККК» хорошо выстраивают систему работы такой направленности. В рамках работы студенческого самоуправления функционирует Совет, который организует взаимодействие студентов, педагогов, родителей и общественности. Взрослые хорошо понимают, что воспитание достойных созидательных граждан своего села обеспечит им спокойную жизнь в старости. Поэтому такое продуктивное в воспитательном отношении взаимодействие мотивирует к активности и взрослых людей, и молодежь. Студенческий совет совместно с активистами — студентами и представителями местного казачества принял решение в качестве продуктивного метода воспитания использовать положительный пример активистов студенческого самоуправления в актуализации своей патриотической позиции. Такая активная позиция может стать дополнительным источником мотивации для участия студентов в мероприятиях патриотического характера. Было обозначено, что реализация задач патриотического воспитания будет осуществляться через насыщенную патриотически ориентированную социообразовательную среду техникума под девизом: «Ни дня без мероприятия».

В целом патриотическое воспитание студентов подразумевает формирование патриотического сознания и поведения личности; реализацию ее творческого потенциала на благо своей страны и народов, населяющих ее; развитие социально-экологической культуры. В связи с этим цель патриотического воспитания студентов СПО заключается в развитии таких патриотических чувств, как: любовь к Родине, своему народу; уважительное и толерантное отношение к другим национальностям, проживающим на территории страны; преданность Отечеству; готовность к самореализации на благо общества, во имя интересов государства и его граждан [5]. Именно поэтому профессиональные образовательные организации, решая задачи образования, должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

Поэтому, конструируя социообразователь-ную среду патриотически ориентированного содержания, учитывая все нюансы среды, работающие на цель, педагоги ГБПОУ «ВАТТ-ККК» разработали такой план реализации инновационного проекта, который удовлетворял бы требованиям ФГОС СПО в части воспитания ОК 6 и целям РИП в части выявления возможностей студенческого самоуправления в воспитании молодежи. Такой план мы назвали «Звездный круг». Понятие «круг» для казаков является традиционным атрибутом казачьего самоуправления. Очевидно оно и для студентов Южного Урала, выросших в традициях уральского казачества, и для всех остальных обучающихся техникума, так как мероприятия «Звездного круга» протекают очень содержательно, целенаправленно, с акцентом на национально-культурные традиции казачьего самоуправления и при непосредственном участии активистов студенческого самоуправления. Почему «звездный»? Потому что целью каждого мероприятия этого плана является открытие новой «звезды» — предоставление возможности каждому студенту проявить себя в выбранной им деятельности под девизом: «Зажги свою звезду!». План реализации инновационного проекта ежегодно пополняется новыми формами и методами, проектами и идеями, тем самым обогащая содержательное наполнение социообразовательной среды техникума мероприятиями и проектами граждан-ско-патриотической направленности.

Основные методы гражданско-патриоти-ческого воспитания студентов ГБПОУ «ВАТТ-ККК» заключаются в вовлечении молодых людей в разные виды патриотически ориентированной деятельности.

1. Общественные гражданско-патриотиче-ские движения. Почти в каждой семье села Ки-зильское и поселка Снежный есть своя героическая история, продолжающаяся с начала XX века по сей день. Студенты участвуют в акции «Бессмертный полк» (как в очном, так и в интерактивном режимах). Студенческое самоуправление стало организатором традиционного туристического похода к месту расстрела и захоронения священнослужителей и казаков в 1921 г. Была произведена уборка территории, места подхода к захоронению и облагораживание могилы.

2. Поисково-исследовательская работа. Такая работа по сбору материалов о наших земляках — ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах тыла проводится постоянно. Тематика исследований — «Все помнится, никто не забыт». Традиционными в селе Кизильское

стали встречи с местными писателями и поэтами, проведение тематических вечеров «Волна памяти», посвященных ветеранам локальных военных конфликтов. В поселке Снежный совместно с учащимися Снежненской школы проводятся конкурсы чтецов, посвященные Дню Победы, неделя русского языка и литературы, конкурсы сочинений.

3. Общественные военно-патриотические движения. В 2016 г. было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» с целью повышения престижа военной службы, сохранения патриотических традиций, воспитания чувства гражданского долга. Со всеми ребятами, вновь поступившими на обучение в техникум, проводятся дискуссии на тему «Служба в армии: долг или неволя?». Студенты не только констатировали факт необходимости службы, но и обосновывали его: служить Отечеству всегда было самой почетной обязанностью мужчин, а уклонение представителя сильного пола от этой миссии, с одной стороны, говорит о его слабости, а с другой — подрывает обороноспособность государства.

4. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества) — одно из главных проявлений патриотизма. В этом направлении осуществляется тесное взаимодействие с военным комиссариатом Карталинского района. Им организовываются дополнительные курсы по подготовке к службе в армии. Например, наши студенты были направлены в Чебаркульскую дивизию для получения военной специальности «водитель-механик малого танка легкого бронирования». Ребятами оформлен стенд «Наши выпускники на защите Родины».

5. Социальные проекты и акции. В нашем техникуме проводятся мероприятия военно-спортивного характера (два-три раза в год), повышающие самооценку студентов, уровень их военно-спортивной подготовки, мотивирующие к выполнению гражданского долга в рядах Вооруженных Сил России. Очень популярно проведение молодежных спортивных состязаний с привлечением болельщиков («Туристический слет», «Легкоатлетический кросс»). Развивается и волонтерское движение. Ребята оказывают помощь в подготовке и проведении районной спартакиады, помогают пожилым людям в уборке территории около домов, очистке территории вокруг поселка, в подготовке и проведении празднования Дня Победы, производят ремонт хоккейной коробки, очистку от снега.

6. Широкое использование возможностей интернета. В данном направлении студенты занимаются созданием и ведением ресурсов, которые будут отражать историю государства, малой родины, образовательной организации. В настоящее время создается интернет-ресурс «Виртуальный музей истории уральского казачества».

7. Тематические мероприятия. В данном направлении проводится очень много ценностно ориентированных тематических викторин, конкурсов патриотической песни, литературных вечеров, посвященных поэзии Великой Отечественной войны («Война — печальней нету слова»), классных часов на патриотическую тематику, просмотров видеофильмов. В частности, демонстрировались художественные фильмы о нашем земляке — Герое Советского Союза В. Г. Зайцеве. О нем сняты два фильма: «Ангелы смерти» (1992 г.) режиссера Ю. Озерова (главную роль сыграл Ф. Бондарчук) и «Враг у ворот» (2001 г.) режиссера Ж.-Ж. Анно (в главной роли — Дж. Лоу). Каждый год в техникуме проводится традиционный смотр-конкурс «Казачья удаль», на котором студенты демонстрируют хорошие результаты в конкурсе казачьей песни, строевой подготовке, разборке и сборке автомата, викторинах.

8. Ежегодная акция «Красная гвоздика» под девизом «Я помню. Я горжусь» бытует в Кизильском уже долгое время. Студенты изготавливают букеты, гирлянды и возлагают их в парке Победы к мемориалу памяти односельчан, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Акция позволяет сохранить воспоминания о героях, которые есть в каждой семье.

9. В целях не только пропаганды туризма и здорового образа жизни, но и улучшения санитарного состояния природы, воспитания бережного отношения к родной земле традици-онна экологическая акция «Чистое уважение», которая предполагает ежегодную уборку монумента Славы воинам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, а также обелиска героям, павшим за защиту советской власти. Благоустройство и поддержание чистоты таких исторических мест воспитывает у молодежи желание бережнее относиться к памятным местам истории своей малой родины и сохранять память для будущих поколений.

10. В ряду самых любимых мероприятий — организация флешмоба «Помним...», приуроченного ко Дню памяти и скорби (22 июня). Участники берут с собой круглые свечи и возле мемориала Героев Советского

Союза и Героев Социалистического Труда, Аллеи Славы выкладывают из них слово «ПОМНИМ». В определенное время свечи зажигают под проникновенную музыку. В данном мероприятии участвует все село, ветераны надевают медали, казаки и кадеты приходят в парадной форме. Такое мероприятие, обращенное к самым тонким и сокровенным человеческим чувствам, приносит огромную пользу в деле воспитания патриотических качеств личности молодого человека [6-8].

Все эти формы и методы работы в ГБПОУ «ВАТТ-ККК» применяются уже не один год, они проверены временем. А современные формы воспитания, поддерживаемые цифровыми технологиями и обращенные к личности непосредственно в силу их технической специфики, позволяют еще глубже проникнуть в сознание и душу личности. Включение студентов в разнообразные виды практической деятельности формирует у них опыт патриотического поведения. А показателями проявления уровня патриотичности студентов техникума являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшеству-

ющих поколений, стремление защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и на процветание страны.

Таким образом, конструируемая согласно принципам средового подхода, патриотически ориентированная социообразовательная среда ПОО показывает эффективность в отношении продуцируемых качеств личности студентов.

Подводя итог вышесказанному, можно добавить, что патриотическое воспитание в ПОО должно гармонично сочетаться с приобщением студентов к лучшим достижениям мировой цивилизации. Такая система способствует развитию дальновидного мышления, приверженности национальному наследию и осознанию его роли и места в духовном развитии мира, а также уважению и открытости по отношению ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к собственному наследию заставляет человека уважать чувства других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа. Патриотизм — одно из самых глубоких чувств человека, укоренившихся в сознании поколений благодаря многовековой борьбе за свободу и независимость Родины.

Библиографический список

1. Яровова, Т. В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях / Т. В. Яровова // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 2 (38). — С.107-113.

2. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. — 2-е изд., пе-рераб. — Москва ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157 с. — ISBN 5-85152-230-5.

3. Бережков, Н. А. Маргинальность подростков и особенности ее проявления в условиях стрессогенной социальной среды / Н. А. Бережков, А. В. Меликян // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 5. — С. 32-35.

4. Лутовинов, В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / В. И. Лутовинов // Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (ООВКК) : [сайт]. — Краснодар, 2021. — URL: http://oovkk.ru/?page_id=343 (дата обращения: 03.12.2021).

5. Докшин, А. Я. Система патриотического воспитания в Верхнеуральском агротех-нологическом техникуме — казачьем кадетском корпусе / А. Я. Докшин, Ю. Б. Переродина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 95-101.

6. Кудряшова, Е. В. Студенческое самоуправление как фактор повышения уровня патриотизма студентов профессиональных образовательных организаций / Е. В. Кудряшова, Ю. Б. Переродина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 97-100.

7. Немцева, Л. Я. Музей в образовательном процессе казачьего кадетского корпуса / Л. Я. Немцева, Е. Г. Лобанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 128-132.

8. Бурцева, М. А. Об организации взаимодействия классного руководителя с лидерами студенческого самоуправления / М. А. Бурцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 98-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Lobanova, E. G. Patriotic-oriented socio-educational environment as a means of patriotic education of students of professional educational organization / E. G. Lobanova, M. A. Burtseva // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 115-124.

patriotic-oriented socio-educational environment as a means of patriotic education of students of professional educational organization

E. G. Lobanova, M. A. Burtseva

The article discusses the features of patriotic education of students of a vocational educational organization (VEO) in the modern conditions of the educational system of the village. The emphasis is on the content, methods and forms of work intended for the patriotic education of the youth environment of "marginal" age. The importance of a patriotically oriented socio-educational environment in the upbringing of the patriotism of VEO students is shown. The influence of the practical activities of the activists of the student self-government of the VEO in the manifestation of an active patriotic position aimed at updating their organizational potential and motivating young people to be socially active is emphasized. The article outlines the criteria for the manifestation of a student's patriotism and names the activities that form a certain orientation of the manifestation of this position and the formation of general competence 6 in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of secondary vocational education. A system for organizing extracurricular activities of students in an environment rich in patriotically oriented events is proposed. The role of interaction "teacher-parent-student" in the organization and conduct of common events is highlighted. The results of civil and patriotic education of students of the Snezhnensky and Kizilsky branches of the "Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps" are substantiated by the consistency and pur-posefulness of the educational process.

Key words: patriotic education of youth, "marginal" age, interaction of the "teacher — parent — student" type, patriotically oriented socio-educational environment, active education environment.

References

1. Yarovova T. V. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoy molodezhi v sovremennykh usloviyakh [Patriotic education of student youth in modern conditions], Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences], 2015, no. 2 (38), pp. 107-113. (In Russian)

2. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Environmental approach in education]. Moscow, N. Novgorod: Publishing House of the Volga-Vyatka Academy of Public Administration, 2002, 157 p., ISBN 5-85152-230-5. (In Russian)

3. Berezhkov N. A., Melikyan A. V. Marginal'nost' podrostkov i osobennosti ee proyavleniya v usloviyakh stressogennoy sotsial'noy sredy [Marginality of adolescents and features of its manifestation in a stressful social environment], Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel' [Tauride Scientific Reviewer], 2015, no. 5, pp. 32-35. (In Russian)

4. Lutovinov V. I. Kriterii i osnovy metodiki otsenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospi-taniyu [Criteria and basics of methodology for evaluating the results of work on patriotic education], Krasnodarskaya kraevaya obshchestvennaya organizatsiya veteranov (pensionerov, invalidov) voy-ny, truda, Vooruzhennykh Sil i pravookhranitel'nykh organov (OOVKK) [Krasnodar regional public organization of veterans (pensioners, disabled people) of war, labor, the Armed Forces and law enforcement agencies (OOVKK)], Krasnodar, 2021, available at: http://oovkk.ru/?page_id=343 (accessed: 03.12.2021). (In Russian)

5. Dokshin A. Ya., Pererodina Yu. B. Sistema patrioticheskogo vospitaniya v Verkhneural'skom agrotekhnologicheskom tekhnikume — kazach'em kadetskom korpuse [The system of patriotic education in the Verkhneuralsk agrotechnological college — the Cossack cadet corps], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 2 (22), pp. 95-101. (In Russian)

6. Kudryashova E. V., Pererodina Yu. B. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor povysheniya urovnya patriotizma studentov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Student self-government as a factor in increasing the level of patriotism of students of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3 (23), pp. 97-100. (In Russian)

7. Nemtseva L. Ya., Lobanova E. G. Muzey v obrazovatel'nom protsesse kazach'ego ka-detskogo korpusa [Museum in the educational process of the Cossack cadet corps], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 128-132. (In Russian)

8. Burtseva M. A. Ob organizatsii vzaimodeystviya klassnogo rukovoditelya s liderami stu-dencheskogo samoupravleniya [On the organization of interaction between the class teacher and the leaders of student self-government], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 98-101. (In Russian)

Лобанова Елена Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхне-уральск, e-mail: elena_lobanova_65@mail.ru

Бурцева Марина Александровна, мастер производственного обучения ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: bmarina130297@mail.ru

Lobanova Elena Gennadievna, Teacher "Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps", Russian Federation, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: elena_lobanova_65@ mail.ru

Burtseva Marina Alexandrovna, Master of Industrial Training "Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps", Russian Federation, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: bmarina130297@mail.ru

Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Формирование и оценивание социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, С. К. Ангелов-ская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 124-131.

УДК 377 ББК 74.47

формирование и оценивание

социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации

Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, С. К. Ангеловская

В статье представляются основные итоги из опыта функционирования региональной инновационной площадки (далее — РИП) на базе ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» (2018-2021 гг.), которые включают: а) описание процедур формирования и оценивания позитивной социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) и б) подтверждение гипотезы о том, что участие обучающихся в реализации проектов оказывает положительное влияние на формирование их позитивной социальной активности. Целенаправленное педагогическое воздействие с использованием технологии социализационно-образовательного проектирования и инструментов оценивания проектов до и после их реализации, а также фиксации выраженности аван- и постпроектной позитивной социальной активности, позволяет обеспечивать ее позитивную динамику, а именно снижение числа обучающихся, находящихся в статусе социальной пассивности, а также увеличение числа обучающихся в статусе репродуктивно-сти и продуктивности.

Ключевые слова: апробация, креативность, метод проектов, пассионарность, позитивные социальные компетенции, проект, проектная деятельность, профессиональная образовательная организация, созидательность, социальный проект, социализационно-образо-вательный проект, технология проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.