5. Beloborodova M. E. Refleksivnaja dejatel'nost' studentov v uchebnom processe i osobennosti ee organizacii v virtual'noj informacionnoj srede [Reflexive activity of students in the educational process and features of its organization in a virtual information environment], Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informacionnye kompjuternye tehnologii v obrazovanii [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education], 2013, No. 9, pp. 59-63. (In Russian)
6. Osipova T. P. Refleksivno-dejatel'nostnyj podhod v processe professional'noj podgotovki studentov [Reflexive-activity approach in the process of professional training of students], Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, No. 1, Vol. II. (Psychological and pedagogical sciences), pp. 163-166. (In Russian)
7. Prozorova M. N. Pedagogicheskaja refleksija kak neobhodimoe uslovie podgotovki studentov k professional'noj dejatel'nosti [Pedagogical reflection as a necessary condition for preparing students for professional activity], Pedagogika. Obshhestvo. Pravo. [Pedagogy. Society. Right], 2012, No. 2 (2), pp. 23-29. (In Russian)
8. Sedykh E. P. Proektirovanie refleksivnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v uslovijah setevogo obuchenija [Designing the reflective activity of students in the conditions of network learning], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, No. 4, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21239 (accessed: 02.10.2020). (In Russian)
9. Trifonova Yu. A. Proektirovanie refleksivnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v uslovijah setevogo obuchenija [Reflexive forms of psychological and educational support for professional training of students (in the conditions of a pedagogical college)] Cand. psychol. sciences dis. Abstr. Kemerovo, 2013, 22 p. (In Russian)
10. Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V. Pedagogicheskaja olimpiada kak sredstvo razvitija tvorcheskogo potenciala lichnosti [Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of a person], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, No. 6, pp. 33-39. (In Russian)
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», доктор педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture, Doctor of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Пономоренко, Н. Ю. Роль студенческого самоуправления в системе патриотического воспитания Верхнеуральского агротехнологического техникума — казачьего кадетского корпуса / Н. Ю. Пономоренко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 93-98.
УДК 371 ББК 74.200
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЕРХНЕУРАЛЬСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА — КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Н. Ю. Пономоренко
В современном обществе, как никогда ранее, востребованы уверенные в себе деловые люди с яркой индивидуальностью, с присущей им активной гражданско-патриотической позицией, способные принимать взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки, служить интересам Отечества. Однако сегодня утрата базовых национальных ценностей российского общества остро высветила проблему содержания нравственных качеств молодежи, в частности
гражданско-патриотического самосознания, уважения национальной культуры и духовных традиций, осознания обязанностей и ответственности перед семьей и обществом. В статье представлен опыт воспитания патриотизма у студентов техникума на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления посредством студенческого самоуправления.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, национально-культурные традиции, национальные ценности, казачье самоуправление, казачий кадетский корпус, студенческое самоуправление.
Разные периоды нашей истории диктовали свои ценности, а методы воспитания молодых людей были адекватны целям развития общества. В течение многих десятилетий перед педагогами стоял вопрос воспитания базовых российских национальных ценностей у подрастающего поколения. Цели и ценности были производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Система общественных отношений, наполненная осознанием причастности к духовно-нравственным традициям многонациональной страны, строилась и развивалась на основе хранимых социально-исторических, культурных, семейных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Опора на такой духовно-нравственный базис позволяла молодым людям противостоять негативным разрушительным силам и развивать в себе самые наилучшие качества личности. Фундаментом этого базиса, прочным моральным основанием многонациональной страны был патриотизм: любовь к Отечеству, ответственность за его будущее, бескорыстное служение его интересам, готовность к защите. Патриотическое воспитание молодежи нашей страны во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса, за исключением периода 90-х годов XX века, когда начал активно пропагандироваться космополитизм, стал отрицаться социальный заказ на воспитание, на зависимость его содержания и методов от социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной. Утрата базовых национальных ценностей в этот сложный период нашей истории не преминула сказаться на составе ценностей подрастающего поколения страны. Потеря ориентиров всегда приводит к деградации и катастрофе, касается ли это экономики, социальных отношений, образования или воспитания детей.
За последние 15 лет в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан. Основой в этом стала Концепция патриотического воспитания граждан РФ,
в которой определены цель, задачи, основные принципы деятельности государства, общества и отдельных граждан в данной сфере.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р, в числе задач определяет формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, а одним из направлений развития воспитания в РФ обозначает поддержку общественных объединений в сфере воспитания, которая предполагает:
- поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
- поддержку ученического самоуправления и повышение роли организации обучающихся в управлении образовательным процессом;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей [1].
Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 03.09.2018, одной из целей определяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций» [2]. Сейчас особенно необходимы уверенные в себе, деловые люди, способные принимать взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки, служить интересам Отечества. В то же время в обществе наблюдается утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа, которая проявляется в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры и национального исторического опыта.
Однако Россия возрождается от сердца, а сердцем ее всегда считалась глубинка — люди,
свято любящие свою землю, свою малую родину, люди, сохранившие лучшие традиции своих предков, свою культуру, свои национальные и социальные ценности. Драгоценный опыт передачи традиционных ценностей российского казачества, который не исчез и не растворился в хаосе социальных катаклизмов нашего общества, сохранился за счет семейного воспитания, естественных основ патриотизма, которые привносятся в сознание ребенка с молоком матери. Традиционный быт и жизнедеятельность казаков глубинки, воспитание трудолюбия, уважения к земле, труду, правам и обязанностям гражданина своего Отечества формируют в молодых людях тот нравственный стержень, который естественным образом крепнет в этой среде, становясь нормой жизни.
Казачество на Урале имеет древние крепкие корни. Организация местного самоуправления в казачьей общине позволяла соблюдать социальное и духовное равновесие между ее членами и передавать из поколения в поколение необходимый запас прочности нравственной и правовой культуры. Местное самоуправление включает в себя такие важные элементы жизнедеятельности, как самоорганизация, саморегуляция и самодеятельность, основанные на определенных способностях групп людей, проживающих на одной территории. Самоорганизация проявляется в способности создавать органы и выдвигать людей, наделенных с общего согласия правом управлять делами этой группы. Саморегуляция означает способность выдвигать собственные социальные нормы (обычаи, традиции, коллективные правила, отношение к религии, ритуалы и т. д.) применительно к своим условиям, а также организованно обеспечивать реализацию этих норм. Высокая степень саморегуляции являлась во все времена гарантом успешности индивида и общества, особенно в вопросах самосовершенствования на протяжении всей жизни, независимо от возраста индивида и его социального статуса [3]. Самодеятельность выражается в способности группы, осознающей свое единство, самостоятельно осуществлять хозяйственные и иные действия, используя для этого преимущественно собственные ресурсы и возможности.
Характерными особенностями общественной психологии казачества являлись патриотизм, воинский долг, свобода и чувство собственного достоинства.
Династии казаков, сохранивших свою историю, населяют почти половину территории Челябинской области. Казачество является
хранителем лучших традиций культурного наследия исторического прошлого [4].
Верхнеуральский агротехнологический техникум — одно из старейших образовательных учреждений Челябинской области, история которого как областной школы комбайнеров начинается с 1934 года. За свою долгую, почти 85-летнюю историю техникум менял свое название, статус, подчиненность, но всегда оставался центром образования и традиционной национальной культуры окружающих территорий. Все структурные подразделения техникума находятся на территориях, которые ранее входили в состав Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Здесь всегда был исконно казачий край. В Верхнеуральске размещался штаб Второго отдела Оренбургского казачьего войска. Большая часть населения принадлежала к казачьему сословию с его особым жизненным укладом, бытом и традициями по воспитанию молодежи на основе преданности Отечеству.
Патриотическое воспитание в Верхнеуральском агротехнологическом техникуме направлено прежде всего на такие социально-возрастные категории граждан, как семья, студенческая молодежь, коллективы дополнительного образования, трудовые коллективы окружающих территорий, представители культуры и образования. При этом отмечается, что деятельность педагогов техникума и представителей студенческого самоуправления осуществляется в соответствии с принципами, обозначенными в Концепции патриотического воспитания граждан РФ:
- принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу государственных и общественных структур по воспитанию патриотизма;
- принцип последовательности и адресного подхода, предполагающий использование особых форм и методов патриотического воспитания в разных возрастных, профессиональных и социальных группах людей;
- принцип активности, который предусматривает разумную инициативу в воздействии на изменение ценностных установок, отражающих национально-культурные интересы России;
- принцип учета региональных особенностей в укреплении регионального и российского патриотизма;
- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания с учетом социально-ценностного опыта прошлых поколений, гордости за национальную историю, традиции, свою Родину, семью.
Во всех филиалах техникума существует кадетский актив, который организует вокруг себя среду, насыщенную духом национально-культурных традиций казачьего самоуправления. Одним из основных направлений воспитательной работы в казачьем кадетском корпусе является привитие чувства патриотизма и гражданской ответственности, верности своему Отечеству, любви к малой родине, которые выступают в качестве объектов ценностного отношения. Кадеты организуют тематические мероприятия, на которые приглашаются ветераны, представители казачьего самоуправления и духовенства. Из числа кадет сформирована добровольная народная дружина «Казачий страж», которая регулярно проводит рейды и дежурства. Естественные основы патриотизма, заложенные с раннего детства через быт, традиции, нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре, прорастают в детях в виде привязанности к своему краю, любви и уважения к Отечеству, стремления его чтить и защищать. Образ Отечества предстает как образ родного дома, семьи и земли, на которой ты вырос.
Вся деятельность кадетов строится на добровольном начале, потому что патриотизм, как всякое чувство, требует глубины переживания и не терпит принуждения. Патриотические и национальные чувства очень деликатные и искренние, они прячутся глубоко в душе человека от всякой фальши, неправды и лицемерия. Искусственное внешнее побуждение не поддерживает, а убивает их.
Мероприятия патриотической направленности проводятся системно, с последовательной периодичностью и организуются преимущественно активистами студенческого самоуправления и волонтерами, которые своим примером мотивируют других обучающихся. Для молодежи данный возрастной группы характерны активность действий, инициативность, стремление к самостоятельности, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, переоценка ценностей.
По примеру исторически сложившейся системы самоуправления взрослых казаков наполняется идейным содержанием система студенческого самоуправления. Молодежь техникума с большим интересом перенимают знания и практические умения военных казаков по строевой подготовке, владению боевым оружием, фланкировке, выездке лошадей и пр. Кадеты ежегодно участвуют во многих военизированно-тематических конкурсах, фестивалях,
сборах. Помимо мероприятий спортивной и военно-патриотической направленности, актив студенческого самоуправления техникума организует и готовит команды для участия в районных и областных конкурсах вокального и фольклорного творчества.
Воспитательная работа с допризывниками опирается на прочный фундамент, заложенный в профессиональной образовательной организации, подпитывается естественными основами духовно-нравственного воспитания в семьях — носителях исконно казачьих национально-культурных традиций и ценностей. Во все времена главными ценностями для казака были служение Отечеству и честь. Ни один из кадетов-выпускников не уклонился от службы в Вооруженных силах РФ. Без сомнения, основы, заложенные в казачьем кадетском корпусе техникума, очень пригодились выпускникам в армии: знание начальной военной подготовки, основ стрелковой подготовки, усиленная физическая подготовка. Выпускники отмечают, что обучение в казачьем кадетском корпусе — это не только яркая и интересная жизнь, это еще и возможность развиваться и совершенствоваться физически и духовно, это знакомства с новыми интересными людьми, это возможность подготовить себя к службе в армии. Молодые люди считают свой профессиональный выбор верным: они ни разу не пожалели о том, что после школы поступили учиться в Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус.
Таким образом, можно заключить, что система патриотического воспитания студентов техникума, опираясь на работу актива студенческого самоуправления, представляет собой целенаправленную деятельность высокой степени актуальности. Обсудив с коллегами материалы рубрики «Дискуссионный клуб» научно-практического журнала «Инновационное развитие профессионального образования», посвященные вопросу формирования Программы воспитания и социализации студентов ПОО, мы поддержали своевременность и актуальность разработки рабочей группой (ВТК) макета вышеназванной программы и, в частности, направлений воспитательного процесса [5]. Учитывая специфику воспитательной работы нашей ПОО, мы выделили следующие стратегические направления воспитания:
- гражданско-патриотическое воспитание, направленное на воспитание правовой культуры студентов техникума, высокой нравственности, осознанной гражданской позиции, гражданского мировоззрения, готовности к сознательному,
бескорыстному добровольному служению своему народу, что подтверждается высокой активностью молодых людей в обретении воинских навыков и участии в волонтерском движении;
- военно-патриотическое воспитание, ориентированное на формирование у студентов-кадетов моральных качеств, обеспечивающих их способность к вооруженной защите Российского государства, его граждан; уважения и высокого общественного престижа службы в ВС РФ; направленности на исполнение гражданского долга;
- историко-патриотическое воспитание, направленное на повышение уровня знания российской истории и уважения к ней, ее героям; развитие краеведения; укрепление чувства сопричастности к опыту предков; формирование исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве; поддержание и развитие культурно-гуманистических аспектов жизнедеятельности местного казачьего сообщества;
- социально-патриотическое воспитание, направленное на активизацию межпоколенче-ской преемственности граждан, укрепление их
социальной общности, развитие их добровольческой активности, укрепление института семьи, заботу о людях пожилого возраста;
- культурно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у студентов стремления к знаниям о богатейших культурных традициях России и своей малой родины, преемственности культурных традиций многонациональной страны и своего края, их безусловной ценности для развития современной культурной и общественно-государственной жизни российской глубинки, противостояние деструктивному влиянию реакционных культов, повышение мотивации духовного и интеллектуального саморазвития;
- спортивно-патриотическое воспитание, направленное на формирование позитивного отношения молодежи края к ценности здоровья, развитие массовой физической культуры и спорта, укрепление морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, ответственности.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. — URL: https://www.minstroyrf.ru/docs/14598/ (дата обращения: 10.11.2020).
2. Заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 03.09.2018. — URL: http://government.ru/news/33829/ (дата обращения 10.11.2020)
3. Прокопенко, Е. Е. Самоуправление казачества в условиях демократизации российского общества: на материалах Кубанского и Терского казачьих войск : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Е. Е. Прокопенко. — Ставрополь, 2002. — 26 с.
4. Фомин, О. В. Культура и традиции казачества как условие патриотического воспитания молодежи (по материалам инновационной работы) / О. В. Фомин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 2. — С. 122-128.
5. Программа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО): вопросы формирования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 113-142.
For citation: Ponomorenko, N. Yu. The role of student self-government in the system of patriotic education of the Verkh-neuralsk agro-technological college — the Cossack cadet corps / N. Yu. Ponomorenko // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 93-98.
THE ROLE OF STUDENT SELF-GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE VERKHNEURALSK AGRO-TECHNOLOGICAL COLLEGE — THE COSSACK CADET CORPS
N. Yu. Ponomorenko
In modern society, more than ever before, there is a demand for self-confident business people with a bright personality, with their inherent active civil-patriotic position, capable of making informed decisions, taking responsibility for their actions, and serving the interests of the Fatherland. However, today the loss of the basic national values of Russian society has sharply highlighted the problem
of the content of the moral qualities of young people, in particular, civic-patriotic identity, respect for national culture and spiritual traditions, awareness of responsibilities and responsibility to family and society. The article presents the experience of instilling patriotism among college students on the basis of the national and cultural traditions of Cossack self-government through student self-government.
Key words: patriotism, patriotic education, national and cultural traditions, national values, Cossack self-government, Cossack cadet corps, student self-government.
References
1. Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r., available at: https:// www.minstroyrf.ru/docs/14598/ (accessed: 10.11.2020) (In Russian)
2. Zasedanie prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam 03.09.2018, available at: http://government.ru/news/33829/ (accessed: 10.11.2020) (In Russian)
3. Prokopenko E. E. Samoupravlenie kazachestva v uslovijah demokratizacii rossijskogo obshhestva: na materialah Kubanskogo i Terskogo kazach'ih vojsk [Self-government of the Cossacks in the conditions of democratization of Russian society: on the materials of the Kuban and Terek Cossack troops], Cand. polit. sci. diss. Abstr, Stavropol, 2002, 26 p. (In Russian)
4. Fomin O. V. Kul'tura i tradicii kazachestva kak uslovie patrioticheskogo vospitanija molodezhi (po materialam innovacionnoj raboty) [Culture and traditions of the Cossacks as a condition for patriotic education of youth (based on the materials of innovative work)], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2013, No. 2, pp. 122-128. (In Russian)
5. Programma vospitanija i socializacii studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij (POO): voprosy formirovanija [The program of education and socialization of students of professional educational organizations (VEO): formation issues], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 3 (27), pp. 113-142. (In Russian)
Пономоренко Наталья Юрьевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: [email protected]
Ponomorenko Natalya Yurievna, teacher, Verkhneuralsk agro-technological college — Cossack cadet corps, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Формирование у студентов системы СПО ценностно-смыслового отношения к саморазвитию / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 98-102.
УДК 377 ББК 74.57
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К САМОРАЗВИТИЮ
О. А. Суйкова
Ценность саморазвития для современных людей не всегда является основной жизненной мотивацией, поэтому разработка методов формирования ценностного отношения к саморазвитию у молодежи становится для образовательных организаций весьма актуальной. Такую задачу в условиях профессиональных образовательных организаций можно решить в рамках реализации психолого-педагогической модели, которая описана в статье.
Ключевые слова: саморазвитие, отношение к саморазвитию, ценности, смысл, ценностно-смысловое отношение к саморазвитию.