Научная статья на тему 'Управление рисками инновационного проекта'

Управление рисками инновационного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / SWOT-АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / INNOVATION PROJECT / SWOT ANALYSIS / UNCERTAINTY FACTORS / RISKS OF THE INNOVATION PROJECT / RISK MANAGEMENT / RISK MINIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна, Кудряшова Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы выявления факторов определенности и неопределенности условий реализации инновационного проекта. Показано различие понятий «неопределенность» и «риск» для проекта. Учитывая, что риски это в основном возможность неблагоприятных последствий для целей проекта, даны рекомендации по управлению рисками инновационного проекта на основе данных SWOT-анализа и проектирования стратегии минимизации рисков. Регистрация рисков позволяет отслеживать прогресс реализации проекта и всегда держать угрозы во внимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECT

The article discusses the issues of identifying factors of certainty and uncertainty of the conditions for the implementation of an innovative project. The difference between the concepts of «uncertainty» and «risk» for the project is shown. Considering that risks are mainly the possibility of adverse consequences for project aims, recommendations are given for managing the risks of an innovative project based on data from a SWOT analysis and designing a risk minimization strategy. Risk registration allows to track the progress of the project and always keep threats in mind.

Текст научной работы на тему «Управление рисками инновационного проекта»

Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Управление рисками инновационного проекта / О. А. Суйкова, Е. В. Ку-дряшова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 96-101.

УДК 377:65.0 ББК 74.57/65.290-2

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

О. А. Суйкова, Е. В. Кудряшова

В статье рассматриваются вопросы выявления факторов определенности и неопределенности условий реализации инновационного проекта. Показано различие понятий «неопределенность» и «риск» для проекта. Учитывая, что риски — это в основном возможность неблагоприятных последствий для целей проекта, даны рекомендации по управлению рисками инновационного проекта на основе данных SWOT-анализа и проектирования стратегии минимизации рисков. Регистрация рисков позволяет отслеживать прогресс реализации проекта и всегда держать угрозы во внимании.

Ключевые слова: инновационный проект, SWOT-анализ, факторы неопределенности, риски инновационного проекта, управление рисками, минимизация рисков.

Управление реализацией инновационного проекта зачастую сталкивается с некоторыми факторами, влияющими на качество процессов, которые обеспечивают результативность инновационной деятельности. При недостаточном анализе информации на этапе разработки проекта в процессе осуществления инновационных мероприятий могут проявиться неопределенности, влияющие на качество результатов. Такие неопределенности называют рисками проекта. Неоднозначность проявления рисков заставляет разработчиков серьезно относиться к рассмотрению степени критичности риска и возможных последствий его воздействия на проект [1].

Неопределенность понимается как неточность и неполнота информации об условиях реализации проекта. Результаты проявления неопределенности могут быть положительными (непредвиденная прибыль, другая выгода), отрицательными (потери, убытки) и нулевыми (отсутствие результата). В отличие от неопределенности, риск есть субъективная характеристика конкретного проекта с точки зрения возможности неблагоприятных последствий для целей проекта [2]. Под рисками проекта мы понимаем все то, что у нас может не получиться, — те моменты, которые могут поставить под угрозу реализацию проекта.

Таким образом, о риске чаще всего говорят в негативном смысле. Вместе с тем существуют специальные методы, которые помогают не только выявить проектные риски и определить с большей или меньшей точностью множество различных вариантов развития проекта,

но и описать деятельность образовательной организации и условия реализации проекта в рисковых ситуациях.

Чтобы учесть все возможные риски и ничего не упустить, необходимо их классифицировать. Обобщающая классификация, базирующаяся на реальной практике проектной деятельности, учитывает ряд следующих типичных, наиболее часто встречающихся рисков, с которыми сталкиваются участники проектов:

- риск, связанный с нестабильностью текущей экономической ситуации;

- риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе;

- риск, связанный с неопределенностью природно-климатических условий;

- производственно-технологический риск, связанный с проблемами материально-технологической базы проекта;

- риск, связанный с неполнотой или неточностью информации о финансовом положении и деловой репутации партнеров проекта;

- риск, связанный с неопределенностью целей, интересов и поведения участников проекта.

Существуют также систематические (присущие практически всем проектам) и несистематические риски (присущие только конкретному проекту). Риски можно распознавать по субъектам, по степени ущерба, по сферам проявления, по источникам возникновения и пр. Однако для каждого конкретного проекта специфика рисков, их уровень, место и степень проявления будут уникальными [3]. Поэтому необходимо отметить важность учета анализа рисков для создания системы управления

рисками на стадиях инициации, планирования, реализации и завершения проекта.

Управление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Исходя из технологии управления рисками, которая учитывает следующие компоненты: идентификацию, качественную и количественную оценку рисков, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков, можно выделить ряд наиболее важных моментов для обеспечения большей информированности о типах и уровнях рисков проекта на всех стадиях его жизненного цикла [4, с. 37].

Коллектив ГБПОУ «Верхнеуральский аг-ротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» работает над инновационной проблемой «Студенческое самоуправление как средство воспитания у студентов патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления».

Для решения вопроса управления рисками инновационного проекта в организации было назначено ответственное лицо, которое отвечает за сбор сведений о возможных рисках, идентифицирует их, организует анализ и формирует регулярные отчеты на протяжении всего срока проекта. Чаще всего это не требует полной занятости — ответственный может выполнять и другие роли в проекте.

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект. Качественный и количественный анализ дают специфическую информацию для планирования реагирования на риски и управления ими.

Модель процесса реагирования на риски может включать в себя: анализ риска (выявление, оценка, выбор методов воздействия на риск); снижение риска (исключение риска, снижение вероятности возникновения, снижение возможного ущерба); сохранение риска (отказ от действий, направленных на компенсацию ущерба, создание резервного фонда, привлечение внешних источников).

Анализ рисков дает выявление, оценку рисков и выбор методов воздействия на риск. Далее принимается решение: либо идет борьба с риском (исключение риска, снижение вероятности возникновения риска, снижение возможного ущерба), либо идет сохранение риска, но разрабатывается план упреждения негативных влияний за счет привлечения внешних ресурсов или создания резервных фондов.

Планирование и выполнение действий по управлению рисками, определение бюджета, предназначенного для управления рисками, остаются в ведении руководителя проекта. Особенно важно, что формирование бюджета (или фонда) для управления рисками существенно влияет на ассортимент средств, которыми можно воспользоваться для преодоления рисков.

Самостоятельная борьба с рисками в инновационном проекте, как правило, начинается с традиционного SWOT-анализа и описания возможностей и угроз проекту [5, с. 227]. К этому подключается анализ документации: нормативной, финансовой, управленческой, договорной и пр.

В паспорте регионального инновационного проекта ГБПОУ «Верхнеуральский агротехно-логический техникум — казачий кадетский корпус» прописаны только самые крупные риски:

- деструктивное влияние средств массовой информации на сознание подрастающего поколения;

- нестабильность социально-экономического состояния региона и, как следствие, уменьшение количества социальных партнеров;

- ухудшение социально-экономического положения семей обучающихся;

- ограничение бюджетного финансирования кадетского образования в техникуме;

- нестабильность внебюджетных доходов организации.

А проведенный SWOT-анализ факторов, влияющих на реализацию инновационного проекта, дает информацию для более подробного и полного рассмотрения угроз проекту.

Данные SWOT-анализа позволяют ранжировать выявленные факторы в зависимости от важности влияния на инновационный процесс: определяются возможности, построенные на сильных сторонах проекта; сильные стороны, которые могут быть снижены угрозами проекту; слабые стороны, которые не позволяют использовать возможности проекта; слабые стороны проекта, которые делают образовательную организацию уязвимой для угроз (табл. 1).

Затем разрабатываются меры по преодолению (или во избежание) самых серьезных слабостей и противостоянию (или во избежание) самым сильным угрозам.

Кроме того, важно составить таблицу учета рисков. Для этого необходимо выписать слабые стороны внутренней среды и угрозы внешней среды в столбец «Риски проекта» и описать по разработанным критериям каждый из них (табл. 2).

Таблица 1

8\\ ОТ-аналн5 внутренних и внешних факторов реализации инновационного проекта

Внутренние факторы Внешние факторы

Сильные стороны Возможности

1. Имеющийся интеллектуальный потенциал педагогов техникума позволяет решать различные по сложности задачи воспитательной работы. 2. Имеется богатый опыт реализации программы дополнительного образования «Казачий кадетский корпус». 3. Стабильно сильная деятельность актива студенческого самоуправления. 4. Действует информационно-коммуникационный контент для постоянной связи филиалов техникума. 5. Ведется исследовательская работа в рамках РИП. 6. Происходит постоянное повышение квалификации педагогов по проблеме РИП. 7. Происходит расширение сети партнерского взаимодействия (казачья общественность, духовенство, производственный сектор, учреждения науки и культуры). 8. Создан музей казачьей культуры на территории техникума. 9. Наличие попечительского совета территорий и совета техникума 1. Занятие лидирующих позиций в создании патриотически ориентированной образовательной среды в области. 2. Взаимодействие с социальными партнерами по вопросам воспитания, социализации и профориентации молодежи. 3. Удовлетворение потребностей молодежи в дополнительных образовательных услугах. 4. Возможность развивать патриотическую линию воспитания населения города через работу музея «Казачье подворье». 5. Взаимодействие с частями ВС по вопросам проведения совместных военизированных сборов и других мероприятий с кадетами. 6. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг. 7. Усиление роли студенческого самоуправления в решении различных вопросов обучения и воспитания студентов. 8. Занятие лидирующих позиций в конкурсном кадетском движении региона. 9. Поиск возможностей финансирования кадетского образования

Слабые стороны Угрозы

1. Недостаточное финансирование кадетского образования. 2. Недостаточный уровень организации социального партнерства. 3. Ограниченный спектр дополнительных образовательных услуг. 4. Отсутствует единая локальная сеть образовательного учреждения. 5. Недостаточное использование новых педагогических, информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. 6. Устаревшая МТБ, в том числе компьютерная база техникума 1. Неблагополучная демографическая ситуация в территории и снижение количества контингента студентов. 2. Ограничение бюджетного финансирования кадетского образования техникума. 3. Снижение платежеспособности потребителей образовательных услуг. 4. Низкий уровень развития патриотических качеств молодежи. 5. Нестабильность внебюджетных доходов. 6. Незаинтересованность планируемых социальных партнеров в активном взаимодействии. 7. Деструктивное влияние средств массовой информации

Таблица 2

Таблица учета рисков инновационного проекта

Риски проекта Последствия для проекта Степень критичности Мероприятия по минимизации риска

1. Неблагополучная демографическая ситуация в территории и снижение количества контингента студентов Ослабление роли студенческого самоуправления за счет малого пополнения активных лидеров Критично - Активное профориентацион-ное информирование соседних территорий о преимуществах кадетского образования ПОО

2. Ограничение бюджетного финансирования кадетского образования ПОО Ослабление образовательных и воспитательных возможностей проекта Критично - Развитие учебного хозяйства. - Взаимодействие с Министерствами Челябинской области. - Поиск инвесторов

3. Снижение платежеспособности потребителей образовательных услуг Невостребованность программ дополнительного образования Критично - Акционный подход в предоставлении услуг дополнительного образования.

Окончание таблицы 2

Риски проекта Последствия для проекта Степень критичности Мероприятия по минимизации риска

- Привлечение рекламо-ориен-тированных партнеров. - Поиск инвесторов

4. Низкий уровень развития патриотических качеств молодежи Низкая результативность деятельности РИП. Низкий уровень патриотизма молодежи района. Отток молодежи из села, отсутствие сельскохозяйственных кадров Критично - РИП (развитие среды). - Музейная и «семейная педагогика». - Студенческое экскурсионное бюро. - Краеведческие десанты. - Волонтерство. - Кадетское воспитание. - Патриотически ориентированное социальное партнерство

5. Нестабильность внебюджетных доходов Ослабление образовательных и воспитательных возможностей проекта Средней критичности - Развитие маркетинговой деятельности. - Создание собственных добровольных фондов. - Привлечение стороннего инвестирования. - Развитие дистанционного образования с организацией соответствующего центра

6. Незаинтересованность планируемых социальных партнеров в активном взаимодействии Ослабление образовательных и воспитательных возможностей проекта Средней критичности - Планирование и приглашение на совместные мероприятия. - Рекламирование и освещение в СМИ деятельности социальных партнеров

7. Деструктивное влияние средств массовой информации Низкий уровень развития духовно-нравственных качеств личности молодежи Критично - Расширение сети партнерского взаимодействия (казачья общественность, духовенство, производственный сектор, учреждения науки и культуры)

8. Ограниченный спектр дополнительных образовательных услуг Нестабильность внебюджетных доходов. Недостаточность удовлетворения образовательных запросов населения Средней критичности - Развитие маркетинговой деятельности. - Увеличение количества и разнообразия услуг дополнительного образования. - Развитие непрерывных технологий образования для населения

9. Отсутствует единая локальная сеть ПОО Несовременный уровень ин-формационно-образователь-ной среды Средней критичности - Формирование единой локальной сети ПОО. - Оснащение современным программным комплексом

10. Устаревшая МТБ, в том числе компьютерная база техникума Ослабление образовательных и воспитательных возможностей проекта Критично - Поиск инвесторов. - Исследование внутренних потенциальных возможностей ПОО

11. Недостаточное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе ПОО Деструктивное влияние стагнации на интеллектуальный потенциал педагогического состава ПОО Критично - Развитие непрерывных технологий образования для населения. - Развитие дистанционного образования с организацией соответствующего центра

Возможно, в процессе анализа могут быть обнаружены новые риски — их также стоит вписать в эту таблицу. И чем более подробно будут прописаны способы минимизации рисков, тем проще будет управлять ими.

После составления таблицы рисков нами были внесены соответствующие корректировки в календарный план реализации регионального инновационного проекта.

Управление рисками — это не одноразовое мероприятие. Вероятность и последствия однажды выявленных рисков могут в дальнейшем измениться, могут появиться и новые риски. Это значит, что данные о рисках должны регулярно обновляться. Идентификация рисков, определение остаточных рисков, обеспечение выполнения плана и оценки эффективности управления рисками осуществляются посредством мониторинга и контроля, сопровождающих реализацию всего проекта. Регистрация рисков позволяет отслеживать прогресс реализации проекта и всегда держать угрозы во внимании. Процесс планирования реагирования на риски, согласно

ГОСТ Р54869-2011 «Проектный менеджмент», на выходе предполагает, что:

- выявлены и документированы риски проекта;

- проведены оценка и ранжирование по вероятности, месту, времени и степени влияния на результат проекта всех идентифицированных рисков;

- разработаны мероприятия по изменению вероятности и степени влияния наиболее значимых рисков, а также созданы планы реагирования на случай возникновения таких рисков;

- учтены результаты разработки упреждающих мероприятий по реагированию на риски и связанных с ними планов.

Создание системы управления проектными рисками позволяет подойти к риску не как к статическому, неизменному параметру, а как к управляемому, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Откуда следует вывод о возможности и необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации.

Библиографический список

1. Сташкевич, И. Р. К вопросу об оценке качества и эффективности реализации инновационных образовательных проектов / И. Р. Сташкевич, И. С. Ломакина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3. — С. 15-20.

2. Управление рисками проекта // iTeam : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.blog.iteam.ru/ upravlenie-riskami-proekta (дата обращения: 16.01.2020).

3. Афанасьев, Ф. И. Управление проектами в стиле «драйв» // Федор Афанасьев : [сайт]. — 2020. — URL: https://pmdrive.ru/ (дата обращения: 16.01.2020).

4. Шкурко В. Е. Управление рисками проектов : учеб. пособие / В. Е. Шкурко. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 2014. — 184 с. — ISBN 978--7996-1266-5.

5. Управление инновационными проектами : учебное пособие / под ред. проф. В. Л. Попова. — Москва : ИНФРА-М, 2011. — 336 с. — ISBN 978-5-16-002774-6.

For citation: Sujkova, O. A. Risk management of innovative project / O. A. Sujkova, E. V Kudrjashova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 96-101.

RISK MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECT

O. A. Sujkova, E. V. Kudrjashova

The article discusses the issues of identifying factors of certainty and uncertainty of the conditions for the implementation of an innovative project. The difference between the concepts of «uncertainty» and «risk» for the project is shown. Considering that risks are mainly the possibility of adverse consequences for project aims, recommendations are given for managing the risks of an innovative project based on data from a SWOT analysis and designing a risk minimization strategy. Risk registration allows to track the progress of the project and always keep threats in mind.

Key words: innovation project, SWOT analysis, uncertainty factors, risks of the innovation project, risk management, risk minimization.

References

1. Stashkevich I. R., Lomakina I. S. K voprosu ob ocenke kachestva i jeffektivnosti realizacii inno-vacionnyh obrazovatel'nyh proektov Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [To the question of assessing the quality and effectiveness of the implementation of innovative educational projects], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 3, pp. 15-20. (In Russian)

2. Upravlenie riskami proekta. iTeam, 2020, available at: http://www.blog.iteam.ru/upravlenie-riskami-proekta (accessed: 16.01.2020). (In Russian)

3. Afanasyev F. I. Upravlenie proektami v stile «drajv» [Project management in the style of "drive"], available at: https://pmdrive.ru/ (accessed: 16.01.2020). (In Russian)

4. Shkurko V. Ye. Upravlenie riskami proektov: ucheb. posobie [Project risk management: textbook]. Ekaterinburg, Publishing House Ural. un-t, 2014, 184 p., ISBN 978-7996-1266-5. (In Russian)

5. Popov V. L. (ed.) Upravlenie innovacionnymi proektami: uchebnoe posobie [Management of innovative projects: a training manual]. Moscow, INFRA-M, 2011, 336 p., ISBN 978-5-16-002774-6. (In Russian)

Суйкова Ольга Александровна, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] Кудряшова Елена Вячеславовна, заместитель директора по ВР ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхне-уральск, e-mail: [email protected]

Sujkova Ol'ga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Kudrjashova Elena Vjacheslavovna, Deputy Director of upbringing work, Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.