Научная статья на тему 'Риски в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций'

Риски в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PROJECT ACTIVITIES / RISK / RISK MANAGEMENT / MANAGEMENT SYSTEM / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканов Е. А.

Введение. В системе профессионального образования Кемеровской области в течение последних двух лет проводится работа по внедрению проектного управления в деятельность соответствующих организаций. Получены первые результаты реализации проектов, которые были инициированы в 2017 г. Целью данного исследования является анализ управления рисками в проектах и его влияния на результативность проектной деятельности профессиональных образовательных организаций. Методология. Исследование проведено на основе собеседования с руководителями проектных групп, анализа докладов авторов проектов в процессе защиты проектных идей, а также анализа документов уставов проектов и отчетов о реализованных проектах. Результаты исследования. В работе показано, как влияют предвидение возможности наступления нежелательных событий и анализ их последствий на результативность реализации проектов. Рассмотрена возможность управления рисками на разных этапах проектов в профессиональных образовательных организациях. Приводится перечень рисков, которые проявились в ходе реализации проектов. Показана важность и необходимость изучения не только лучших практик, но и неудач, постигших проекты. Заключение. Управление рисками в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций позволяет минимизировать возможные отрицательные последствия от возникновения нежелательных событий и добиться лучших результатов в случае появления благоприятных возможностей, а в итоге повысить результативность и эффективность проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK IN THE PROJECT ACTIVITY OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Introduction. In the system of professional education of the Kemerovo region over the past two years, work on the implementation of project management in the activities of relevant organizations has been carried out. The first results of the projects, which were initiated in 2017, were obtained. The purpose of this study is to analyze the risk management in projects and its impact on the effectiveness of the project activities of professional educational organizations. Methodology. The study was conducted on the basis of interviews with project team leaders, analysis of project authors’ reports in the process of project ideas defence, as well as analysis of project regulations and reports on implemented projects. Results. The paper shows which influence has the foresight of the possibility of occurrence of undesirable events and the analysis of their consequences on the effectiveness of projects. The possibility of risk management at different stages of projects in professional educational organizations is considered. The list of risks which were shown during implementation of projects is given. The importance and necessity of studying not only the best practices, but also the failures that have befallen the projects are shown. Conclusion. Risk management in the project activities of professional educational organizations allows to minimize the possible negative consequences of the occurrence of undesirable events and to achieve better results in the event of favorable opportunities, and ultimately improve the effectiveness and efficiency of projects.

Текст научной работы на тему «Риски в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций»

из опыта работы образовательных организаций

BASED ON THE EXPERIENCE OF EDuCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/uDC 377 Е. А. Баканов

E. Bakanov

риски в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций

RISK IN THE PROJECT ACTIVITY OF PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATIONS

Введение. В системе профессионального образования Кемеровской области в течение последних двух лет проводится работа по внедрению проектного управления в деятельность соответствующих организаций. Получены первые результаты реализации проектов, которые были инициированы в 2017 г

Целью данного исследования является анализ управления рисками в проектах и его влияния на результативность проектной деятельности профессиональных образовательных организаций.

Методология. Исследование проведено на основе собеседования с руководителями проектных групп, анализа докладов авторов проектов в процессе защиты проектных идей, а также анализа документов — уставов проектов и отчетов о реализованных проектах.

Результаты исследования. В работе показано, как влияют предвидение возможности наступления нежелательных событий и анализ их последствий на результативность реализации проектов. Рассмотрена возможность управления рисками на разных этапах проектов в профессиональных образовательных организациях.

Приводится перечень рисков, которые проявились в ходе реализации проектов. Показана важность и необходимость изучения не только лучших практик, но и неудач, постигших проекты.

Заключение. Управление рисками в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций позволяет минимизировать возможные отрицательные последствия от возникновения нежелательных событий и добиться лучших результатов в случае появления благоприятных возможностей, а в итоге повысить результативность и эффективность проектов.

Introduction. In the system of professional education of the Kemerovo region over the past two years, work on the implementation of project management in the activities of relevant organizations has been carried out. The first results of the projects, which were initiated in 2017, were obtained.

The purpose of this study is to analyze the risk management in projects and its impact on the effectiveness of the project activities of professional educational organizations.

Methodology. The study was conducted on the basis of interviews with project team leaders, analysis of project authors' reports in the process of project ideas defence, as well as analysis of project regulations and reports on implemented projects.

Results. The paper shows which influence has the foresight of the possibility of occurrence of undesirable events and the analysis of their consequences on the effectiveness of projects. The possibility of risk management at different stages of projects in professional educational organizations is considered.

The list of risks which were shown during implementation of projects is given. The importance and necessity of studying not only the best practices, but also the failures that have befallen the projects are shown.

Conclusion. Risk management in the project activities of professional educational organizations allows to minimize the possible negative consequences of the occurrence of undesirable events and to achieve better results in the event of favorable opportunities, and ultimately improve the effectiveness and efficiency of projects.

Ключевые слова: проектная деятельность, риск, управление рисками, система управления, профессиональные образовательные организации.

Keywords: project activities, risk, risk management, management system, professional educational organizations.

Введение

В опубликованной ранее работе [1, c. 31-38], посвященной проектному управлению в профессиональных образовательных организациях, автор показал значение проектной деятельности для развития системы профессионального образования и роль командной работы в данном виде деятельности. Настоящая статья посвящена проблеме управления рисками при реализации терминальных проектов в названных организациях.

Наблюдения и анализ проблемы начались в ходе семинаров, которые проводились в ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт профессионального образования» в апреле — июне 2017 г Семинары проводились в рамках подготовки управленческих команд профессиональных образовательных организаций (ПОО), обеспечивающих качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для Кемеровской области. Защита проектов дала новую информацию по обсуждаемой проблеме, а представленные отчеты о реализации одобренных проектов позволили сделать определенные выводы.

Первоначальное восприятие рисков руководителями и участниками проектных команд можно назвать неоправданным оптимизмом. При защите проектов большинство докладчиков утверждали, что в их проектах рисков нет. Они допускали, что понятие риск имеет право на существование, но они спланировали работу так, что о рисках можно забыть. И даже победа в конкурсе на получение гранта — лишь вопрос времени. Реализация проектов показала, что деятельность, направленная на развитие профессиональных образовательных организаций, связана с рисками.

Целью данного исследования является анализ управления рисками в проектах и его влияния на результативность проектной деятельности профессиональных образовательных организаций.

Методология

Автор настоящего исследования в 2017-2019 гг. выступал в роли ведущего семинаров в рамках проекта подготовки управленческих команд, являлся куратором ряда проектов, разработанных профессиональными образовательными организациями Кемеровской области, входил в состав комиссии по защите уставов проектов (57 проектов), а также ему была предоставлена возможность изучить отчеты о результатах реализации проектов, которые подготовили руководители проектных групп. Выполнение перечисленных функций позволило собрать, проанализировать и обобщить информацию относительно рисков в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций.

Таким образом, исследование проведено на основе собеседования с руководителями проектных групп, анализа докладов авторов проектов в процессе защиты проектных идей, а также анализа уставов проектов и представленных отчетов о реализованных проектах и обобщения полученных данных. Безусловно, работа основывается и на анализе научной литературы по указанной проблеме.

Согласно Большому экономическому словарю (БЭС), риск — это «возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий» [2, с. 898]. Кроме толкования термина «риск», в БЭС содержится толкование 83 терминов-словосочетаний с этим словом. Термины-словосочетания, по сути, обозначают разновидности рисков. Например, «риск случайной гибели вещи — наступление для определенной стороны обязательства неблагоприятных последствий (несение убытков) от случайной гибели или случайной порчи вещи (имущества)» [2, с. 898-901].

Рассматривая классификацию рисков, группа специалистов в области управления инновациями под руководством И. Л. Туккеля объединяет риски по 9 признакам и 64 видам [10, с. 299-302]. С учетом такого разнообразия рисков наивно полагать, что даже самым тщательным образом продуманный и спланированный проект будет реализовываться без сучка и задоринки и ничего не предвиденного не случится. Шутливый философский принцип, называемый законом Мерфи, гласит: «Все, что может пойти не так, пойдет не так» [8]. «Все было бы смешно, когда бы не было так грустно» — этой фразой из стихотворения М. Ю. Лермонтова «А. О. Смирновой» [5] хотелось бы подчеркнуть, что закон Мерфи, как показывает практика проектной деятельности профессиональных образовательных организаций, не такой уж и шутливый.

В основе такого явления, как риск, лежит неопределенность. Во-первых, невозможно знать все и обо всем, а во-вторых — все изменчиво. Еще Сократ писал: «Я знаю, что ничего не знаю» [13]. Это высказывание можно понимать, как утверждение о невозможности знать все обо всем. С другой стороны, можно постараться узнать об интересующем нас предмете больше, чем мы знаем, но для этого потребуется много времени, а решение по проекту надо принимать сейчас, или будет поздно. Новые знания требуют дополнительных затрат, а ресурсы ограничены. Поэтому практически всегда решения в проектном менеджменте принимаются в условиях частичной неопределенности, иногда в условиях полной неопределенности, и, следовательно, возможно появление нежелательных событий — рисков.

Результаты исследования

Как следует из приведенного определения понятия «риск», речь идет о нежелательных событиях и отрицательных последствиях каких-то действий/решений. Применительно к проектной деятельности такими последствиями могут быть: повышение финансовых и иных затрат в проекте, увеличение времени реализации проекта, снижение качества и количества результатов, которые наметили получить в ходе реализации проекта, наконец, проект может завершиться полным провалом — ресурсы потратили, а желаемого результата не получили.

Какие же события в деятельности профессиональных образовательных организаций произошли в период проведенного исследования и привели к нежелательным последствиям при реализации проектов?

Как следует из представленных отчетов руководителей проектов:

— повысилась стоимость материалов, оборудования и комплектующих;

— возникла потребность закупки оборудования, не предусмотренной планом;

— социальные партнеры отказались от ранее взятых обязательств предоставить в распоряжение профессиональной образовательной организации необходимое оборудование (конвекционную печь);

— появилась потребность в увеличении масштаба проекта;

— конкурсная комиссия определила победителем другую организацию, которая и получила грант;

— произошла смена руководителя образовательной организации;

— организация-партнер не предоставила необходимых специалистов;

— предполагаемые спонсоры не выполнили своих обещаний по финансированию проекта;

— работодатели отказались от участия в проекте;

— компетенция участников проекта оказалась ниже ожидаемого уровня;

— создаваемая услуга оказалась не востребованной на рынке образовательных услуг.

Представленный перечень рисков не является полным, однако эти риски теперь являются

известными. Игнорировать эти риски в будущей деятельности профессиональных образовательных организаций, безусловно, нельзя. Помимо известных рисков, существуют неизвестные риски, о которых участникам наших проектов ничего не известно. Это означает, что могли про-

изойти и другие нежелательные события. Закон Джеффи гласит: «Некоторые вещи недоступны человеческому уму, но мы не знаем какие» [7].

Из 57 проектных групп, сформированных в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области в 2017 г, 19 групп (33 %) не предоставили отчета о реализации проектов, что дает основания предположить о неудаче, постигшей проекты. Для участников этих проектов причины неудачи (проявившиеся риски) известны, но они остались неизвестны участникам других проектных групп. Этот факт имеет большее значение, чем неудача проектных команд. Учиться надо не только на своих ошибках и неудачах. Отчеты о неудавшихся проектах имеют для системы профессионального образования региона не меньшее, а, может быть, большее значение, чем отчеты об успешных проектах. Наказание руководителей неудавшихся проектов противоречит правилам мотивации участников инновационной деятельности. О'Райли, специалист в области управления инновациями, считает, что, если компании нужны творческие сотрудники, она должна быть готова поощрять риск и быть терпимой к неудачам [9, с. 137].

Однако непредоставление информации о неудавшихся проектах, если это предусмотрено системой управления проектами (всем руководителям проектов было дано поручение о предоставлении отчетов о ходе реализации проектов), заслуживает порицания.

Все предыдущие рассуждения касались рисков как вероятностных событий, приводящих к нежелательным последствиям, однако в теории и практике проектного управления риск рассматривается и как событие, наступление которого может положительно отразиться на результатах проекта [3].

В нашем случае проектная группа, которая изначально была уверена в победе в конкурсе на получение гранта, вынуждена была искать иной источник финансирования, а другой команде представилась возможность побороться за грант, получить «нежданное» финансирование и добиться более высоких результатов проекта. Для того чтобы не упустить шанс, нужно быть готовым к появлению благоприятных вероятностных (случайных) событий — рисков. Быть готовым к наступлению благоприятных и неблагоприятных событий и является главным аспектом управления рисками в проекте. Управление рисками — это процесс предсказания и предупреждения нежелательных событий в проектной деятельности [6, с. 177].

На рисунке ниже показана зависимость возможности управления рисками в проекте и ущерба, который может возникнуть в результате наступления рисков на стадиях реализации проекта [11]. Как видно из рисунка, риски могут возникнуть на любой стадии управления проектом: инициации, реализации и завершения проекта. Однако возможность управления рисками снижается при продвижении от стадии инициации к стадии завершения проекта. Напротив, ущерб от наступления неблагоприятных событий будет минимальным на стадии инициации и максимальным на стадии завершения проекта.

Если руководители проектов в профессиональных образовательных организациях уже на стадии разработки устава проекта задаются вопросом, какие нежелательные события могут произойти в ходе проекта и какие меры можно предпринять по снижению вероятности наступления неблаго-

Инициация

Реализация

Завершение

[

>

Время

Рис. Управление рисками в проекте

приятных событий или возможного ущерба, то это повышает вероятность успеха проекта. Если же выяснится, что вероятность наступления событий велика и ничего нельзя предпринять для снижения нежелательных последствий, которые будут катастрофичны для проекта, следует отложить реализацию данной идеи. В теории проектного управления разработаны методики качественного и количественного анализа рисков, знание и применение результатов которого помогут руководителям проектов принимать правильные решения в ходе инициации и реализации проектов.

Один из героев романа Тома ДеМарко «Deadline», посвященного проектному управлению, говорит: «Представьте, что происходит, когда в проекте что-то идет не так. Риск, который до этого был всего лишь возможностью, вдруг материализуется и превращается в проблему» [4, с. 78].

Ричард Ньютон определяет риск как возможность появления проблемы, а проблема, в свою очередь, неблагоприятно влияет на выполнение проекта [6, с. 176-177].

Что же можно сделать с проблемами, которые возникают в ходе проектов? Во-первых, не дожидаться появления проблемы и снизить вероятность наступления событий, которые создадут проблему, или вовсе исключить вероятность таких событий. Во-вторых, можно предпринять превентивные меры по снижению последствий наступления проблемы (снизить остроту проблемы), например застраховаться от случайной гибели или случайной порчи вещи (имущества). Страхование не исключает возможности наступления неблагоприятного события (риск может произойти), но ущерб будет сведен к минимуму. В-третьих, проблему как препятствие на пути реализации проекта можно принять (ничего не предпринимать) или обойти стороной. Если, например, один потенциальный партнер отказался от сотрудничества с профессиональной образовательной организацией, надо искать другого партнера, как бы не было трудно.

В любом случае, как писал Харви Маккей, которого журнал «Форчун» назвал «Мистер Созидатель»: «Вы не можете решить проблему, пока не признаете, что она у вас есть» [12]. У руководителей профессиональных образовательных организаций (как и у всех руководителей проектов) понимание вероятности появления определенных проблем в ходе реализации проекта должно быть еще до начала проекта. В каждой организации для успешной проектной деятельности должна быть сформирована культура информирования о неудачах и их причинах, что является одной из задач создания системы управления проектами. Это поможет ответить на два вопроса: «От чего вы откажетесь? Что получилось плохо и чего вы не станете делать при выполнении следующего проекта?» [6, с. 160].

Как же сами руководители проектов оценили опыт проектного управления в своих организациях?! Приведем несколько цитат из отчетов о реализации проектов:

— Реализация данного проекта позволила получить опыт проектной деятельности и перейти на качественно новый уровень развития системы дополнительного профессионального образования в колледже...

— Полезность проекта для развития команды техникума состоит в том, что при реализации мероприятий совершенствовались такие проектные умения, как прогнозирование рисков и выработка мер по их минимизации...

— Работа управленческой команды будет продолжена с учетом обоснованной корректировки проекта и будет выполнена во вновь установленные проектом сроки...

Заключение

Управление рисками в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций позволяет минимизировать возможные убытки от возникновения нежелательных событий, добиться лучших результатов в случае появления благоприятных возможностей и в итоге повысить результативность и эффективность проектов. Это следует из отчетов о реализации проектов. Вместе с тем не все проектные группы, сформированные в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области в 2017 г., представили отчеты о реализации проектов, что дает основание предположить о неудаче, постигшей эти проекты. Однако это не повод для «оргвыводов», а сигнал для продолжения создания системы управления проектами в сфере профессионального образования.

Изучать и распространять необходимо не только информацию об успешных проектах, но и о проблемах, которые возникают в ходе реализации проектов и становятся причиной их краха. Тезис «Мы все можем», культивируемый в системе профессионального образования, иногда оказывает плохую услугу, и участники проектной деятельности скрывают свои неудачи.

Литература

1. Баканов Е. А. Эффективность группового решения в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 29-38.

2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриеляна. М., 2002.

3. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 18.03.2019).

4. ДеМарко Том. Deadline. Роман об управлении проектами. М., 2006. 288 с.

5. Лермонтов М. Стихотворение «А. О. Смирновой» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov14. html (дата обращения: 27.03.2019).

6. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. М., 2017. 180 с.

7. Закон Джеффи [Электронный ресурс]. URL: http://www.frazi.net/?s=Закон%20Джеффи (дата обращения: 27.03.2019).

8. Законы Мерфи [Электронный ресурс]. URL: http://murphy-law.net.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).

9. Ташмен Майкл, О'Райли Ч. Победить с помощью инноваций: Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями. М., 2013. 289 с.

10. Туккель И. Л., Сурина А. В., Культин Н. Б. Управление инновационными проектами. СПб., 2014. 416 с.

11. Управление рисками в проект-менеджменте [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/project/vipolnenie.php (дата обращения: 25.03.2019).

12. Харви Маккей. Мистер Созидатель. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/author/101895-harvi-makkej (дата обращения: 19.03.2019).

13. Я знаю, что ничего не знаю [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Я_знаю,_что_ничего_не_знаю. (дата обращения: 23.03.2019).

References

1. Bakanov E. A. Effektivnost' gruppovogo resheniya v proektnoj deyatel'nosti professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [The effectiveness of group decisions in the project activity of professional educational organizations]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 1 (29), pp. 29-38. (In Russian).

2. Bol'shoj ekonomicheskij slovar' [Big Economic Dictionary]. Ed. A. N. Azrielyana. Moscow, 2002, 1280 p. (In Russian).

3. GOST R 54869-2011 Proektnyj menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proektom [GOST R 54869-2011 Project Management. Requirements for project management]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089604 (accessed 18.03.2019). (In Russian).

4. DeMarco Tom. [Deadline. A novel about project management]. Moscow, 2006, 288 p. (In Russian).

5. Lermontov M. Stihotvorenie «A. O. Smirnovoj» [Lermontov M. Poem "A.O. Smirnova"]. Available at: http://www.sbornik-stihov. ru/lermontov14.html (accessed 27. 03.2019). (In Russian).

6. Newton R. Upravlenie proektami ot A do Ya [Project Management from A to Z]. Moscow, 2017, 180 p. (In Russian).

7. Zakon Dzheffi [Jeffy Law] [Electronic resource]. Available at: http://www.frazi.net/?s=Закон%20Джеффи (accessed 27. 03.2019). (In Russian).

8. Zakony Merfi [Murphy's Laws]. Available at: http://murphy-law.net.ru/ (accessed 06. 04.2019). (In Russian).

9. Tashman Michael, O'Reilly C. Pobedit' s pomoshch'yu innovacij: Prakticheskoe rukovodstvo po upravleniyu organizacionnymi izmeneniyami i obnovleniyami [Win with Innovation: A Practical Guide to Managing Organizational Changes and Updates]. Moscow, 2013, 289 p. (In Russian).

10. Tukkel I. L., Surina A. V., Kultin N. B. Upravlenie innovacionnymi proektami [Management of innovative projects]. Saint Petersburg, 2014, 416 p. (In Russian).

11. Upravlenie riskami v proekt-menedzhmente [Risk management in project management]. Available at: https://4brain.ru/ project/vipolnenie.php (accessed 25. 03.2019). (In Russian).

12. Harvi Makkej. Mister Sozidatel' [Harvey Mackay "Mr. Creator"]. Available at: https://www.livelib.ru/author/101895-harvi-makkej (accessed 19.03.2019). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ya znayu, chto nichego ne znayu [I know that I do not know anything]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Я_знаю,_ что_ничего_не_знаю (accessed 23.03.2019). (In Russian).

УДК/uDC 378 В. В. Булгаков, А. А. Костяев

V. Bulgakov, A. Kostyaev

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАцИЯ МЕТОДИКИ

подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам

В УСЛОВИЯХ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF METHODS OF TRAINING Of CADETS TO CONDuCT RESCuE OPERATIONS

IN A CLOSED SPACE

Введение. Целью статьи является обоснование применения и представление разработанной методики практического обучения для формирования профессиональных умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ в условиях ограниченного пространства и видимости при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.