Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Татьяна Михайловна, Понкратова Евгения Евгеньевна, Кадышева Олеся Сергеевна

В статье обсуждаются результаты деятельности профессиональных образовательных организаций Челябинской области (далее - ПОО) в рамках реализации региональной Концепции профориентации 2013-2015 гг. Успешность таковой объясняется комплексным характером, тем, что профориентационная работа выстроена как на внутриучережденческом, так и на региональном уровнях в различных формах. Представлен краткий анализ реализации основных мероприятий профориентационной работы в ПОО за 2013-2020 гг., сопоставлено участие школьников в ежегодных профориентационных акциях, а также рассмотрена динамика профориентационной работы со студентами ПОО. Описаны современные формы и методы профориентационной работы, используемые в ПОО Челябинской области, в том числе дистанционное сопровождение профориентации в условиях опасности распространения коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Татьяна Михайловна, Понкратова Евгения Евгеньевна, Кадышева Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE IN VOCATIONAL EDUCATION OF THE CHELYABINSK REGION

The article discusses the results of the activities of professional educational organizations of the Chelyabinsk region (hereinafter - PEO) in the framework of the implementation of the regional Concept of vocational guidance 2013-2015. The success of this is due to its complex nature, the fact that vocational guidance work is built both at the intra-agency and at the regional levels in various forms. A brief analysis of the implementation of the main activities of vocational guidance work in PEO for 2013-2020 is presented. The participation of schoolchildren in annual vocational guidance events is compared, and the dynamics of vocational guidance work with PEO students is considered. The modern forms and methods of vocational guidance used in the PEO of the Chelyabinsk region, including remote support of vocational guidance in the face of the danger of the spread of coronavirus infection, are described.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Key words: student self-government, leadership, social interaction, personal and professional formation and self-development.

References

1. Beloshitskaya L. O. Studencheskoe samoupravlenie v Novokuzneckom pedagogicheskom kolledzhe № 1 [Student self-government in the Novokuznetsk Pedagogical College № 1], Obra-zovanie. Kar'era. Obshhestvo [Education. Career. Society], 2009, no. 3 (25), pp. 49. (In Russian)

2. Kudryashova E. V. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor povyshenija urovnja patrio-tizma studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Student self-government as a factor in increasing the level of patriotism of students of professional educational organizations], Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3, pp. 97-104. (In Russian)

3. Zhurina L. A. Psihologicheskie osobennosti vzaimodejstvija klassnogo rukovoditelja s liderami uchebnoj gruppy pedagogicheskogo kolledzha [Psychological features of the interaction of the class teacher with the leaders of the educational group of the pedagogical college], Cand. psychol. sciences diss. Moscow, 2000, 203 p. (In Russian)

4. Rol' vzaimootnoshenij i vzaimodejstvija lidera i rukovoditelja v funkcionirovanii podrostkovogo kollektiva, available at: https://poisk-ru.ru/s23478t20.html (accessed: 26.01.2021). (In Russian)

5. Temyakova T. V. Issledovanie studencheskogo samoupravlenija s tochki zrenija teorij liderst-va [Study of student self-government from the point of view of leadership theories], Nauchno-metod-icheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2017, Vol. 44, pp. 71-74. 26.01.2021, available at: http://e-koncept.ru/2017/570147.htm (accessed: 26.01.2021). (In Russian)

6. Sarmentova O. V. Rol' studencheskogo samoupravlenija v formirovanii obshhekul'turnyh i professional'nyh kompetencij studentov [The role of student self-government in the formation of general cultural and professional competencies of students], Vestnik NGTUim. R. E. Alekseeva [Bulletin of NSTU named after R. E. Alekseev], pp. 37-40, available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ rol-studencheskogo-samoupravleniya-v-formirovanii-obschekulturnyh-i-professionalnyh-kompeten-tsiy-studentov (accessed: 26.01.2021). (In Russian)

7. Alekseev A. Ya. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor uspeshnoj adaptacii studentov [Student self-government as a factor in the successful adaptation of students], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3, pp. 84-87. (In Russian)

Бурцева Марина Александровна, мастер производственного обучения ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: bmarina130297@mail.ru

Burtseva Marina Aleksandrovna, master of industrial training, Verkhneuralsk agro-technological technical school — Cossack cadet corps, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: bmarina130297@ mail.ru

Сведения для цитирования: Зайцева, Т. М. Об организации профориентационной работы в профессиональном образовании Челябинской области / Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева, Е. Е. Понкратова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 101-108.

УДК 377 ББК 74.200

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева, Е. Е. Понкратова

В статье обсуждаются результаты деятельности профессиональных образовательных организаций Челябинской области (далее — ПОО) в рамках реализации региональной Концепции профориентации 2013-2015 гг. Успешность таковой объясняется комплексным характером,

тем, что профориентационная работа выстроена как на внутриучережденческом, так и на региональном уровнях в различных формах. Представлен краткий анализ реализации основных мероприятий профориентационной работы в ПОО за 2013-2020 гг., сопоставлено участие школьников в ежегодных профориентационных акциях, а также рассмотрена динамика профориентационной работы со студентами ПОО. Описаны современные формы и методы профориентационной работы, используемые в ПОО Челябинской области, в том числе дистанционное сопровождение профориентации в условиях опасности распространения коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, формы и методы профориентационной работы, выбор профессии, профессиональные образовательные организации.

Широкий выбор профессий и специальностей, возможности для образования и обучения, сложившиеся социально-экономические условия — все это лишь часть факторов, побуждающих образовательные организации уделять особое внимание вопросам профориентации. В нынешних условиях конкурентного рынка образовательных услуг к организациям профессионального образования предъявляются качественно новые требования.

В своем исследовании под профессиональной ориентацией мы понимали систему социально-экономических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии, ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности [1].

В связи с усиливающейся актуальностью проблемы профессионального самоопределения личности, а также в целях систематизации и координации профориентационной работы в Челябинской области были создана и реализована пролонгированная до 2020 г Концепция профориентацион-ной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы [2], которая определила теоретическую базу и основные направления профориентационной деятельности с учащимися образовательных организаций области. С целью реализации Концепции профориентационной работы в мае 2013 года по приказу Министерства образования и науки Челябинской области на базе ГБУ ДО «Дворец учащейся молодежи „Смена"» был создан Областной центр профориентации системы профессионального образования Челябинской области. Одной из задач центра являлась организация работы Областного методического объединения руководителей центров (отделов), осуществляющих профори-ентационную работу в профессиональных образовательных организациях Челябинской области (далее — ОМО), и осуществление мониторинга результатов данной работы [3].

Для формирования единой системы профориентации в области в 95 % ПОО были созданы центры (отделы), осуществляющие профориен-тационную работу, при этом в оставшихся организациях назначены ответственные за реализацию профориентационных мероприятий [4]. Ключевой задачей данных центров в ПОО является отлаженное взаимодействие с дошкольными и общеобразовательными организациями, центрами занятости населения, предприятиями Челябинска и Челябинской области для построения полноценной системы профессиональной ориентации.

В результате взаимодействия специалистов, отвечающих за профориентационную работу в ПОО, в рамках заседаний ОМО был разработан универсальный план мероприятий. Ежеквартальный сбор и анализ информации по результатам профориентационной деятельности в ПОО позволил своевременно осуществлять координацию и выносить на обсуждение наиболее актуальные проблемы профориентационного процесса.

Среди многих тем, рассмотренных и обсужденных на ОМО в период с 2015 по 2020 гг., можно выделить следующие:

- «Практика взаимодействия государственной службы занятости с образовательными организациями и ПОО»;

- «Изучение опыта совместной профориентационной деятельности ПОО с организациями как дополнительного, так и общего образования»;

- «Информационное сопровождение проф-ориентационной деятельности»;

- «Внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентацион-ной работы, в том числе использование профессиональных проб»;

- «Доступность профориентационной информации для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Разнообразие форм и методов в профориентации»;

- «Организация профориентационной работы в рамках олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, в том числе региональных чемпионатов „Молодые профессионалы" (WSR) и „Аби-лимпикс"»;

- «Организация цикла занятий по профориентации со студентами ПОО, направленных на формирование эффективного поведения на рынке труда».

Также в рамках ОМО состоялся ряд научно-практических конференций областного и межрегионального уровней, среди которых «Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы» (2015 г.) и «Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО» (2018 г.).

Профориентационное сообщество ПОО Челябинской области активно включилось в реализацию проектов «Билет в будущее» и «Неделя без турникета», демонстрируя качество своей работы на региональных конкурсах.

Так, в 2018 г. был проведен областной конкурс на лучший опыт по организации профори-ентационной работы в ПОО, в котором приняли участие около 70 % ПОО, представив методическое обеспечение своей профориентационной деятельности.

Конкурсный материал ориентирован преимущественно на профориентационную деятельность со школьниками (82 %), наиболее популярным мероприятием которой является традиционная акция «День открытых дверей». Также был представлен опыт профориентации студентов ПОО (12 %) и обучающихся дошкольных образовательных организаций (6 %).

Уместно отметить, что ведение профориен-тационной работы для ПОО так же актуально, как и для средней школы, поскольку это — попытка напрямую повлиять на профессиональное самоопределение школьника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента, что, в свою очередь, является одним из факторов совершенствования качества образования в дальнейшем [5; 6].

Таким образом, профориентационная деятельность в ПОО выстроена по двум основным направлениям: работа с выпускниками школ (абитуриентами); работа со студентами (в целях построения профессиональной траектории).

С целью формирования положительного отношения к труду и повышения престижа рабочих профессий для обучающихся школ в ПОО ежегодно проводятся следующие мероприятия: акция «Сто дорог — одна твоя» с выездом представителей ПОО в общеобразовательные организации; комплексные мероприятия — «День выпускника», «Посвящение в профессию», «День открытых дверей»; профессионально ориентированные мастер-классы, занятия по овладению базовыми навыками рабочих и инженерных профессий в образовательной организации или на базе ПОО; экскурсии; профори-ентационная диагностика.

Акция «Сто дорог — одна твоя» реализуется во всех ПОО области и на протяжении последних лет выступает как эффективный инструмент привлечения выпускников и содействия их осознанному выбору профессии и учебного заведения (рис. 1).

Рис. 1. Сводные данные по количеству ПОО Челябинской области, участвующих в акции «Сто дорог — одна твоя», и численности привлеченных школьников (в % от общего количества ПОО, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области)

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что количество школьников, участвующих в акции, ежегодно увеличивается. Исключение составляет 2020 календарный год, так как в связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции были запрещены культурно-массовые мероприятия.

Также не потеряла своей актуальности и такая традиционная акция, как «День открытых дверей»; она обновилась новыми активными формами и методами профориентационной деятельности: квестами, профессиональными пробами, мастер-классами, интерактивными играми и многим другим (рис. 2).

Рис. 2. Сводные данные по количеству ПОО Челябинской области, участвующих в комплексных мероприятиях «День выпускника», и численности привлеченных школьников (в % от общего количества ПОО, подведомственных Министерству образования и науки

Челябинской области)

Анализ приведенных данных показывает рост числа как участвующих в акции ПОО, так и вовлеченных школьников. Резкий рост численности школьников в 2020 календарном году объясняется активным использованием ПОО дистанционных технологий в профориентационной деятельности.

В ходе реализации профориентационных акций для школьников организации СПО активно взаимодействуют с областным центром профориентации «Формула успеха» ГБНОУ «Образовательный комплекс „Смена"» (далее — ОК «Смена»), в арсенале которого находятся современные мобильные диагностические классы и профори-ентационные комплексы, позволяющие специалистам центра выезжать с оборудованием в любую образовательную организацию города и области. Такое сотрудничество позволяет охватывать большее количество школьников профориентацион-ной диагностикой и консультированием, способствующими осознанному выбору профессии.

В целях повышения уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда, коррекции представлений о профессиональных перспективах и развития профессиональной траектории все

ПОО Челябинской области реализуют для своих студентов следующие мероприятия: курс занятий «Профессиональное портфолио» и «Технология поиска работы» (рис. 3); экскурсии на производство с целью ознакомления с базовыми предприятиями, спецификой профессиональной деятельности, в том числе с выходом на производство; включение в работу студенческих отрядов, добровольческих организаций, волонтерских и социокультурных проектов (формы временной занятости); участие в олимпиадах/ соревнованиях по инженерно-техническому творчеству и чемпионатах профессионального мастерства, таких как «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс».

Как видно из приведенных данных, в последние годы все ПОО вовлечены в работу, связанную с трудоустройством выпускников своей организации. Исходя из базового принципа «подготовка кадров должна соответствовать потребностям рынка труда» в регионе предстояло решить главный вопрос — создания новых механизмов партнерского взаимодействия профессионального образования и работодателей в условиях рыночной экономики [7].

Рис. 3. Сводные данные по количеству ПОО Челябинской области, организующих курс занятий по профориентации «Профессиональное портфолио», «Технология поиска работы», и численности привлеченных студентов (в % от общего количества ПОО, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области)

Работа по социализации выпускников СПО на рынке труда ежегодно проводится и на базе ОК «Смена». Так, например, в сентябре 2020 года акцией «День открытых дверей», проводимой в данном образовательном учреждении, было охвачено 75 % ПОО города Челябинска.

В акции были задействованы более тысячи студентов СПО. С целью развития успешной карьеры они поучаствовали в дискуссии о создании портфолио и формировании soft и hard skills, прошли компьютерную диагностику, побывали на экскурсии в лабораториях комплекса, познакомились с реализуемыми в ОК «Смена» дополнительными общеобразовательными об-щеразвивающими программами для обучающихся ПОО на бюджетной основе, среди которых: «Школа волонтеров», «Виртуальная и дополненная реальность», «Мехатроника», «Лазерные технологии», «Аддитивное производство» и др.

К результатам данной акции мы относим выбор обучающимися одной из программ дополнительного образования с учетом их интересов и склонностей, требований к профессии и современного рынка труда [8].

Важно отметить, что профориентационная работа в настоящее время продолжает обрастать новыми формами и методами, необходимыми в современном обществе, в силу информатизации различных аспектов деятельности

образовательных организаций [9]. Так, дистанционное сопровождение профориентации в области осуществляется в разделе «Абитуриент» на официальных сайтах ПОО, соответствующих разделах сайта ОК «Смена» (рис. 4), а также посредством сообществ в социальной сети «ВКонтакте», разработанных областным центром профориентации «Формула успеха» ОК «Смена», таких как «Профориентация Челябинск, Челябинская область» (направлено на работу со школьниками), «Профориентация Челябинск СПО» (отражает работу со студентами ПОО). Кроме того, в связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции многие профориентационные мероприятия были переведены в режим онлайн. В практике ПОО появились виртуальный день открытых дверей и профориентационные чат-боты.

Необходимо подчеркнуть, что одним из наиболее значимых профориентационных интернет-ресурсов в Челябинской области многие годы является «Атлас профессий», разработанный и ежегодно актуализируемый ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Этот ресурс, размещенный в соответствующем разделе сайта института, информирует пользователей — потенциальных абитуриентов и их родителей о профессиях и специальностях, по которым осуществляется обучение в ПОО Челябинской области [10].

Г< \ ^ ■ / Определился ли ты с выбором Г/ > » ^ ч ^

Ж® О © ЩШ

Ш — Шш

^ ^ ■ДЯИДДЯЯ—СТО! ^

работа со работа со

школьниками https://oksmeiia.ru студентами спо

Рис. 4. Информационные ресурсы, используемые в качестве инструмента дистанционного

сопровождения профориентационнойработы в Челябинске и Челябинской области (ГБНОУ«Образовательный комплекс „Смена"», отдел диагностики и консультирования областного центра профориентации в системе СПО «Формулауспеха»)

В целом система профориентационной работы в ПОО Челябинской области носит комплексный, двухуровневый характер, а использование различных форм работы и тесное сотрудничество с социальными партнерами дают возможность и школьнику, и студенту осознанно и ответственно подойти к выбору своего профессионального пути.

Можно констатировать, что основные мероприятия Концепции профориентационной

работы реализованы в достаточном объеме во всех ПОО региона.

Дальнейшее совершенствование системы взаимодействия всех уровней образования предусматривает Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области 14 августа 2020 года [11].

Библиографический список

1. Пряжников, Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами / Н. С. Пряжников. — Москва : Академия (Academia), 2014. — 288 c. — ISBN: 978-5-7695-5017-1.

2. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 № 01/4591]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/428673616 (дата обращения: 18.01.2021).

3. Зайцева, Т. М. Мониторинг реализации основных мероприятий Концепции профориен-тационной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинска и Челябинской области / Т. М. Зайцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 53-56.

4. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценностно-ориента-ционный контекст / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.

5. Истомина, В. В. Факторы, влияющие на формирование общих компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 35-38.

6. Летучева, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного самоопределения / Л. А. Летучева, Е. В. Соколова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 101-104.

7. Сичинский, Е. П. Поиск стратегии развития профессионального образования на рубеже XX-XXI веков (к 80-летию создания трудовых резервов) / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 22-30.

8. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки : учеб.-метод. пособие / Г. В. Резапкина. — Москва : Генезис, 2017. — ISBN 978-5-98563-202-6.

9. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-27.

10. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи

инновационного региона: проблемы и перспективы : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 304-310. — ISBN 978-5-9909596-1-3.

11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области. — URL: http://chirpo.ru/files/262/2020/%D0 %BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%201739.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

For citation: Zaitseva, T. M. On the organization of career guidance in vocational education of the Chelyabinsk region / T. M. Zaitseva, O. S. Kadysheva, E. E. Ponkratova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 101-108.

ON THE ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE IN VOCATIONAL EDUCATION OF THE CHELYABINSK REGION

T. M. Zaitseva, O. S. Kadysheva, E. E. Ponkratova

The article discusses the results of the activities of professional educational organizations of the Chelyabinsk region (hereinafter — PEO) in the framework of the implementation of the regional Concept of vocational guidance 2013-2015. The success of this is due to its complex nature, the fact that vocational guidance work is built both at the intra-agency and at the regional levels in various forms. A brief analysis of the implementation of the main activities of vocational guidance work in PEO for 2013-2020 is presented. The participation of schoolchildren in annual vocational guidance events is compared, and the dynamics of vocational guidance work with PEO students is considered. The modern forms and methods of vocational guidance used in the PEO of the Chelyabinsk region, including remote support of vocational guidance in the face of the danger of the spread of coronavirus infection, are described.

Key words: vocational guidance, forms and methods of vocational guidance work, choice of profession, professional educational organizations.

References

1. Prjazhnikov N. S. Proforientacija v sisteme upravlenija chelovecheskimi resursami [Career guidance in the human resource management system]. Moscow, Academy (Academia), 2014, 288 p. ISBN: 978-5-7695-5017-1.

2. Ob utverzhdenii Koncepcii proforientacionnoj raboty obrazovatel'nyh organizacij Cheljabin-skoj oblasti na 2013-2015 gody: [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblas-ti ot 05.12.2013 № 01/4591], available at: http://docs.cntd.ru/document/428673616 (accessed: 18.01.2021). (In Russian)

3. Zaitseva T. M. Monitoring realizacii osnovnyh meroprijatij Koncepcii proforientacionnoj raboty v professional'nyh obrazovatel'nyh organizacijah Cheljabinska i Cheljabinskoj oblasti [Monitoring the implementation of the main activities of the Concept of vocational guidance work in professional educational organizations of Chelyabinsk and the Chelyabinsk region], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 2 (10), pp. 53-56. (In Russian)

4. Sichinskiy E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: Cennostno-orientacionnyj kontekst [Professional self-determination of youth: Value-orientation context], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)

5. Istomina V. V. Faktory, vlijajushhie na formirovanie obschhih kompetencij u obuchajuschi-hsja professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Factors influencing the formation of general competencies among students of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 35-38. (In Russian)

6. Letucheva L. A., Sokolova E. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'no-lichnostnogo samoopredelenija [Psychological and pedagogical support of professional and personal self-determination], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 101-104. (In Russian)

7. Sichinskiy E. P. Poisk strategii razvitija professional'nogo obrazovanija na rubezhe XX-XXI vekov (k 80-letiju sozdanija trudovyh rezervov) [Search for a strategy for the development of vocational education at the turn of the XX-XXI centuries (to the 80th anniversary of the creation of labor

reserves)], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 22-30. (In Russian)

8. Rezapkina G. V. Psihologija i vybor professii: programma predprofil'nojpodgotovki: ucheb.-metod. Posobie [Psychology and the choice of profession: the program of preprofile training: study guide. allowance]. Moscow, Genesis, 2017. ISBN 978-5-98563-202-6. (In Russian)

9. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazovanija [Informatization as a strategic factor in the development of vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 4 (12), pp. 25-27. (In Russian)

10. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa "Atlas professij" [Vocational guidance opportunities of the Internet resource "Atlas of Professions"], Sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. "Professional'noe samoopredelenie molodezhi innova-cionnogo regiona: problemy i perspektivy" /Collection of articles based on materials of the All-Russian scientific-practical conference "Professional self-determination of youth in an innovative region: problems and prospects"]. 2016, pp. 304-310. ISBN 978-5-9909596-1-3. (In Russian)

11. Koncepcija organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopre-delenija obuchajushhihsja Cheljabinskoj oblasti, available at: http://chirpo.ru/files/262/2020/%D0%BF%D 1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%201739.pdf (accessed: 18.01.2021). (In Russian)

Зайцева Татьяна Михайловна, руководитель отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБНОУ ОК «Смена», г. Челябинск, кандидат психологических наук, г. Челябинск, e-mail: tanya_shans@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понкратова Евгения Евгеньевна, педагог-психолог отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБНОУ ОК «Смена», г. Челябинск, e-mail: ponkratovaee@mail.ru

Кадышева Олеся Сергеевна, педагог-психолог отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБНОУ ОК «Смена», г. Челябинск, e-mail: dumsmena2@mail.ru

Zaitseva Tatyana Mikhailovna, head of the department of diagnostics and consulting of the regional center for vocational guidance of the vocational education system "Formula of Success", "Smena", Chelyabinsk, candidate of psychological sciences, Chelyabinsk, e-mail: tanya_shans@mail.ru

Ponkratova Evgeniya Evgenievna, pedagogue-psychologist of the department of diagnostics and consulting of the regional center for vocational guidance of the system of vocational education "Formula of Success", "Smena", Chelyabinsk, e-mail: ponkratovaee@mail.ru

Kadysheva Olesya Sergeevna, teacher-psychologist of the department of diagnostics and consulting of the regional center for vocational guidance of the system of vocational education "Formula of Success", "Smena", Chelyabinsk, e-mail: dumsmena2@mail.ru

Сведения для цитирования: Кулакова, С. М. К вопросу о социально-профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в ПОО / С. М. Кулакова, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 108-113.

УДК 376 ББК 74.3

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

С. М. Кулакова, И. В. Шадчин

Социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении гуманизации и демократизации общества, развитие национальной системы инклюзивного профессионального образования обусловливают поиски путей совершенствования инструментов социально-профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.