Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИРОДНЫМ ПАРКОМ «ОЛЕНИЙ»)'

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИРОДНЫМ ПАРКОМ «ОЛЕНИЙ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эколого-эстетическое воспитание / экологическая культура / экскурсия / Природный парк «Олений» / ecological and aesthetic education / ecological culture / excursion / Nature Park «Oleniy»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковыршина Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема синтеза эстетического воспитания и экологического образования в рамках высшей школы как способа формирования и развития экологической культуры студентов. Обоснована необходимость просветительской деятельности в сфере эко-эстетики на разных уровнях системы образования, что обусловлено ценностными установками социума. В структуре современного общественного сознания эколого-эстетический элемент приобретает все большее значение, и это определяет актуальность проблемы организации экологического образования и воспитания в высшей школе. Эколого-ориентированные проекты, курируемые вузом, отвечают потребностям времени и играют важную роль в профессиональной подготовке будущих учителей. В статье представлен конкретный опыт сотрудничества педагогического вуза с Природным парком «Олений», направленный на реализацию эколого-эстетического подхода в восприятии и описании студентами явлений окружающего мира. Выявлена специфика проекта экологической направленности, описаны методические подходы к его разработке и реализации во внеучебной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковыршина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS (FROM THE EXPERIENCE OF COOPERATION WITH THE NATURE PARK «OLENIY»)

The article deals with the problem of synthesis of aesthetic education and environmental education in the framework of higher education as a way of formation and development of ecological culture of students. The necessity of educational activities in the field of eco-aesthetics at different levels of the education system is substantiated. In the structure of modern public consciousness, the ecological and aesthetic element is becoming increasingly important, and this determines the relevance of the problem of organizing environmental education and upbringing in higher education. Eco-oriented projects supervised by the university meet the needs of the time and play an important role in the professional training of future teachers. The article describes a concrete experience of cooperation between a pedagogical university and the Nature Park "Oleniy", aimed at implementing an ecological and aesthetic approach in the perception and description of the phenomena of the surrounding world by students. The specifics of the environmental orientation project are revealed, methodological approaches to its development and implementation in extracurricular activities of the university are described.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИРОДНЫМ ПАРКОМ «ОЛЕНИЙ»)»

DOI 10.24412/2541-9056-2023-126-68-74 УДК 502.315:37.037

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИРОДНЫМ ПАРКОМ «ОЛЕНИЙ»)

О.А. Ковыршина

Статья поступила в редакцию 10 декабря 2022 г.

В статье рассматривается проблема синтеза эстетического воспитания и экологического образования в рамках высшей школы как способа формирования и развития экологической культуры студентов. Обоснована необходимость просветительской деятельности в сфере экоэстетики на разных уровнях системы образования, что обусловлено ценностными установками социума. В структуре современного общественного сознания эколого-эстетический элемент приобретает все большее значение, и это определяет актуальность проблемы организации экологического образования и воспитания в высшей школе. Эколого-ориентированные проекты, курируемые вузом, отвечают потребностям времени и играют важную роль в профессиональной подготовке будущих учителей. В статье представлен конкретный опыт сотрудничества педагогического вуза с Природным парком «Олений», направленный на реализацию эколого-эстетического подхода в восприятии и описании студентами явлений окружающего мира. Выявлена специфика проекта экологической направленности, описаны методические подходы к его разработке и реализации во внеучебной деятельности вуза.

Ключевые слова: эколого-эстетическое воспитание, экологическая культура, экскурсия, Природный парк «Олений».

ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS (FROM THE EXPERIENCE OF COOPERATION WITH THE NATURE PARK «OLENIY»)

O.A. Kovyrshina

The article deals with the problem of synthesis of aesthetic education and environmental education in the framework of higher education as a way of formation and development of ecological culture of students. The necessity of educational activities in the field of eco-aesthetics at different levels of the education system is substantiated. In the structure of modern public consciousness, the ecological and aesthetic element is becoming increasingly important, and this determines the relevance of the problem of organizing environmental education and upbringing in higher education. Eco-oriented projects supervised by the university meet the needs of the time and play an important role in the professional training of future teachers. The article describes a concrete experience of cooperation between a pedagogical university and the Nature Park "Oleniy", aimed at implementing an ecological

O.A. Kovyrshina

and aesthetic approach in the perception and description of the phenomena of the surrounding world by students. The specifics of the environmental orientation project are revealed, methodological approaches to its development and implementation in extracurricular activities of the university are described.

Key words: ecological and aesthetic education, ecological culture, excursion, Nature Park «Oleniy».

Быстрые темпы научно-технической революции, истощение природных ресурсов, урбанизация и машинизация жизни в XX столетии привели многих философов, социологов, культурологов к мысли о том, что истоки духовного кризиса современной цивилизации кроются в глобальных экологических проблемах. В связи с этим вопросы экологической культуры, способов и методов ее формирования и поддержания вышли на первый план, стали предметом обсуждения как научных кругов, так и широкой общественности. Вновь громко заявила о себе философия природы, которая, сформировавшись еще в недрах античности, обогащалась новыми смыслами на протяжении многих столетий европейской истории.

Становление экологической эстетики как науки приходится на 90-е годы прошлого века. В русле этого направления работали как зарубежные (А. Карлсон, А. Берлеант, Ю. Сайто и др.), так и отечественные исследователи (Н.Б. Маньков-ская, Л.П. Печко, Н.А. Кормин и др.). Современные отечественные исследователи разрабатывают вопросы эколого-эстетического воспитания как школьников [4], [6], так и студентов [3], [7]. Сегодня во многом благодаря такой просветительской деятельности, тщательно продуманной методологической базе и практиче-

ской деятельности эстетико-

экологическое сознание воспринимается в качестве одной из форм культурного сознания личности и общества. В первую очередь оно предполагает эстетическое освоение природы и ее бытия. Экологическая эстетика «акцентирует особую роль художественного воспитания в формировании отношения человека к природе как духовно-эстетической ценности» [2, с. 6].

Анализ современных моделей образовательных программ показывает, что заявленные в них компетенции личностного самосовершенствования предполагают в том числе формирование и развитие экологического мышления. На данном этапе перед современной школой стоит педагогическая задача формирования нового социального идеала - «человека экологического», который, будучи высокоразвитой духовной личностью, способен гармонично сосуществовать с окружающими людьми и миром природы. Таким образом, эколого-эстетическое воспитание становится важной частью современного педагогического процесса, в тонкости которого должны быть посвящены все педагоги, независимо от их специализации.

Вместе с тем ученые отмечают, что у педагогов, организующих совместную с учениками деятельность в области экологии, преобладают познавательный и дея-

тельностный подходы, «а критерий эстетического отношения к природе рассматривается как недостаточно серьезный» [5, с. 23]. Иначе говоря, до сих пор в отечественной школе экологическое образование выстраивается в русле естественнонаучной концепции с элементами прикладной экологии. В такой ситуации учитель может с успехом развивать у школьников функциональную эколого-культурную грамотность, формировать экологическое мышление как метапред-метное умение, отодвигая на периферию эстетическое восприятие объектов и явлений природного мира. Это существенно обедняет личность школьника, в первую очередь его эмоциональную сферу, отвечающую за развитие воображения, чувственной отзывчивости, образного видения предметов и явлений окружающей действительности.

В этой связи становится очевидным, что экологическое образование современных школьников не должно сводиться к изучению основ науки экологии. В качестве обязательного компонента данного процесса обучения необходимо рассматривать эстетический, связанный с эмоциональной сферой личности. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных дисциплин призвана показать, как экологическая проблематика взаимосвязи общества и природы отражается в разных сферах культуры: не только в науке, но и в искусстве, литературе. Эколого-эстетическое образование и воспитание приносят результат, когда опираются одновременно

Ч/ / и ЧУ ЧУ \

на рациональный (научный, понятийный) и иррациональный (художественный, чувственно-образный) способы мышления,

используют «сочетания разных форм формального, неформального, инфор-мального образования» [1, с. 5].

Практика современной школы показывает, что в работу по эколого-эстетическому воспитанию школьников могут включаться не только педагоги соответствующего профиля, но и учителя, преподающие предметы гуманитарного цикла. В таком случае интегрированные учебные курсы будут носить культурологический характер и затрагивать философ-ско-мировоззренческие проблемы взаимодействия общества и природы, решаемые на материале художественной литературы, живописи и других видов искусства.

Свой вклад в оптимизацию процесса эколого-эстетического образования могут внести высшие учебные заведения. Педагогические вузы, подготавливая учительские кадры для общеобразовательной школы, должны уделять внимание поддержанию и развитию экологической культуры студентов. Преемственность учебных программ в младшем, среднем и старшем школьном звене позволяет заложить у абитуриентов основы функциональной эколого-культурной грамотности, сформировать достаточный запас экологических знаний. В вузе необходимо продолжить эту работу, делая акцент на эстетической и художественной направленности экологического воспитания, осуществляя отбор методов и приемов приобщения к эколого-эстетическим ценностям с учетом возрастных особенностей слушателей.

В силу специфики изучаемых предметов учебный план студентов-филологов не

О.А. КоуугеЫпа

предполагает специального, углубленного изучения предметов, связанных с формированием экологической культуры, и ограничивается использованием экологической составляющей базовых учебных дисциплин. Следовательно, эта деятельность выносится за рамки формального образовательного плана и переходит в разряд внеучебной. В современном вузе к числу наиболее востребованных видов внеучебной деятельности относится проектная работа, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практические умения для решения поставленной проблемы, получающей свое воплощение в виде итогового продукта. В 2022 году студенты и преподаватели института филологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского приняли участие в реализации научно-просветительского проекта, одной из задач которого стало экологическое просвещение, развитие экологической культуры не только молодежи, но и людей других возрастных категорий.

В феврале 2022 года Природный парк «Олений» объявил конкурс поддержки молодежных научных проектов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. В приоритете были заявки, предполагающие изучение и развитие территории Природного парка, популяризацию природы региона. Парк «Олений» располагается близ сел Суходол и Никольское в Краснинском районе Липецкой области. Это уникальное место имеет статус особо

<М> 1-»

охраняемой природной территории. В

нашей стране подобных объектов всего четыре.

Проект института филологии «Захотите впечатлений - посетите парк "Олений"» получил поддержку экспертной комиссии и реализовывался на протяжении восьми месяцев - с мая по декабрь 2022 года. Инициативная группа студентов состояла из 10 человек, преподаватели осуществляли консультативную помощь. Творческая коллаборация студентов, изучающих русский и иностранный языки, привела к идее разработки аудиоэкскурсии по территории парка. Составлению текста экскурсии предшествовало посещение данного объекта. Работая в «полевом» режиме, участники проекта собирали фактографическую информацию, беседуя с сотрудниками парка, определяли маршрут будущей экскурсии, отбирали и изучали объекты живой и неживой природы. Поездка в парк «Олений» носила не только прикладной характер. Она была необходима для обогащения позитивного эмоционально-чувственного опыта студентов, которые оказались восприимчивы к красоте и выразительности паркового пейзажа.

Студенты узнали, как бывшие охотничьи угодья, предназначенные для разведения и восполнения поголовья диких животных, усилиями неравнодушных людей со временем превратились в природоохранную зону. Участники проекта посчитали, что этот пример гармоничных отношений природы и человека обладает воспитательным потенциалом и, будучи включенным в текст аудиоэкскурсии, способствует формированию ценностной

экологической ориентации у широкой аудитории.

Определяясь с типом экскурсии, студенты пришли к выводу, что она должна включать природоведческий и экологический компоненты. С одной стороны, нужно решить задачу знакомства с природой, так как посетители парка, большей частью горожане, имеют слабое представление о разнообразии видов, обитающих на охраняемой территории, и их характерных особенностях. С другой - нельзя упустить из фокуса внимания различные биоцено-логические взаимосвязи в природе. Вместе с тем необходимо было уравновесить теоретическую и практическую составляющую экскурсии эстетическим началом, помогающим посетителю парка «Олений» воспринимать красоту природы и формирующим культуру его эмоций.

Стремясь избежать вторичности, студенты решили сопроводить аудиогид фрагментами из художественных и музы-

V п "

кальных произведений. В дальнейшем это помогло объединить в экскурсии интеллектуальное и эмоциональное понимание природной среды и ее эстетическую оценку. К участию в реализации данного проекта на этапе разработки текста аудио-гида были привлечены обучающиеся с развитым экологическим мышлением и сформированным эстетическим восприятием явлений окружающего мира и объектов искусства.

В качестве образцов художественных текстов были выбраны стихотворения И.А. Бунина, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, Д.Н. Садовникова, проза М.М. Пришвина и И.А. Бунина. Одним из главных критериев отбора стал педагогический потен-

циал произведений, в которых мировоззренческие эколого-эстетические ценности нашли мастерское образное воплощение в слове. Примечательно, что имена М.М. Пришвина и И.А. Бунина связаны с липецкой землей, поэтому это стало прекрасной возможностью напомнить жителям и гостям области об истории края, популяризировать творчество классиков. Так, неслучайно в аудиоэкскурсию был включен фрагмент из повести «Суходол», позволяющий взглянуть на парковый пейзаж глазами И.А. Бунина, ведь эти места помнят самого писателя. Таким образом, эмоционально-эстетическое восприятие и познание мира явилось для студентов условием сознательного ценностного отношения к природе.

Эстетический и естественнонаучный компоненты объединяются в тексте экскурсии на тематическом уровне, так как художественные тексты и музыкальные фрагменты сопровождают презентацию экологического материала. Произведения искусства выступают здесь в функции своеобразного эмоционального фона, задают эмоционально-психологический тон для восприятия естественнонаучных знаний, каких в аудиогиде достаточно много. Так, в текст экскурсии включена физико-географическая характеристика парка «Олений», даны сведения о животных и птицах, обитающих на его территории, описана флора и растительность. Опора на словесное и музыкальное искусство необходима, потому что побуждает человека любого возраста к восприятию прекрасного, вызывает оценочные суждения, обусловленные непосредственным пере-

O.A. Kovyrshina

живанием красоты наблюдаемых природных явлений.

Проект «Захотите впечатлений - посетите парк "Олений"» имел двунаправленный характер. Задуманный как научно-просветительский, он ставил своей целью популяризацию Природного парка «Олений» через предоставление достоверной и увлекательной информации о его фауне и флоре, истории создания, развития и функционирования в настоящее время. Наряду с этим в процессе выполнения проекта студенты выступили в роли активных носителей экологической культуры, для которых эстетическое и этическое отношение к природному миру стало нравственным императивом.

Таким образом, при формировании экологически ориентированной личности, независимо от ее возраста, важную роль играет эстетическая составляющая. Если сделать акцент на художественно-эстетической функции экологической культуры, эмоционально-эстетическое переживание при встрече с явлениями и объектами природного мира будет способствовать преобразованию знаний в нравственные ценности. Кроме того, усиление эколого-эстетической доминанты общественного сознания, в первую очередь молодежного, может помочь в преодолении негативных явлений современной жизни, вызванных утилитарным и прагматичным отношением к окружающему миру.

Список литературы

1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - Вып. 1 (33). - С. 1-15.

2. Куприна Н.Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: монография.- Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014. - 379 с.

3. Масленникова С.Ф. Воспитание эколого-гуманистических ценностей у студентов вуза: дис-сер. канд. педагог. наук. - Екатеринбург, 2010. - 178 с.

4. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: Юнисам, 1996. - 192 с.

5. Николаева С.Н., Клемяшова Е.М. Эколого-эстетическое и эколого-художественное развитие детей // Дошкольное воспитание. - 2021. - №2. - С. 21-28.

6. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности: Монография. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 363 с.

7. Шульженко А.К. Европейская педагогика: экологическая эстетика. - М.: ИОСО РАО, 2004. -248 с.

References

1. Dzyatkovskaya E.N., Zaxlebny j A.N. Gumanitarizaciya e'kologicheskogo obrazovaniya kak vektor ego razvitiya do 2030 g. // Neprery'vnoe obrazovanie: XXI vek. - 2021. - Vy'p. 1 (33). - S. 1-15.

2. Kuprina N.G. E'kologo-e'steticheskij podxod v xudozhestvennom vospitanii detej: monografiya.-Ekaterinburg: FGBOU VPO «UrGPU», 2014. - 379 s.

3. Maslennikova S.F. Vospitanie e'kologo-gumanisticheskix cennostej u studentov vuza: disser. kand. pedagog. nauk. - Ekaterinburg, 2010. - 178 s.

4. Moiseev N.N. E'kologiya i obrazovanie. - M.: Yunisam, 1996. - 192 s.

5. Nikolaeva S.N., Klemyashova E.M. E'kologo-e'steticheskoe i e'kologo-xudozhestvennoe razvitie detej // Doshkol'noe vospitanie. - 2021. - №2. - S. 21-28.

6. Pechko L.P. Vy'razitel'nost' e'stetiki prirody' i kul'tura lichnosti: Monografiya. - Ul'yanovsk: UlGTU, 2008. - 363 s.

7. Shul zhenko A.K. Evropejskaya pedagogika: e'kologicheskaya e'stetika. - M.: IOSO RAO, 2004. -248 s.

Для ссылки: Ковыршина О.А. Эколого-эстетическое воспитание студентов вуза (из опыта сотрудничества с природным парком «Олений») // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №1 (26). - С. 68-74.

DOI 10.24412/2541-9056-2023-126-68-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.