Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ОВЛАДЕНИЕ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ / ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ КРАСНОЙ КНИГИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлякова Татьяна Анатольевна, Карева Олеся Вячеславовна

Актуальность и целесообразность: проанализирован один из аспектов актуальной и сложной проблемы современного дошкольного образования - формирование экологической направленности личности ребенка-дошкольника. Цель исследования: представить обоснование проблемы формирования экологической направленности личности детей дошкольного возраста, предлагаемую методику решения данной проблемы через художественно-эстетическую детскую деятельность и результаты проверки эффективности предлагаемой методики. Ведущий метод к исследованию проблемы: предлагаемые эколого-художественные проекты являются, с одной стороны, частью теоретической основы рассматриваемой проблемы, а с другой стороны, практическим примером ее решения на основе организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Результаты: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Разработаны эколого-художественные проекты соответствующего содержания. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов: результаты нашей работы являются важным дополнением федеральных и региональных программ нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в дошкольных образовательных организациях. Использование интегрированных форм педагогического процесса (проектов) по ознакомлению и формированию ценностного отношения к редким животным родного края (на примере животных, включенных в Красную книгу Ульяновской области) позволит оптимально реализовывать задачи всестороннего воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлякова Татьяна Анатольевна, Карева Олеся Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNDERSTANDING OF THE NATURE WORLD IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITY OF PRESCHOOL STUDENTS

Relevance and expediency: the study analyzes one of the aspects of the urgent and complex problem of modern preschool education - the development of the environmental orientation of the personality of a preschool child. Purpose of the study: to present the substantiation of the problem of the development of the ecological orientation of the personality of preschool students, the proposed methods for solving this problem through artistic and aesthetic children’s activities and the results of testing the effectiveness of the proposed methods. The leading method for the study of the problem: the proposed ecological and artistic projects are, on the one hand, part of the theoretical basis of the problem under consideration, and on the other hand, a practical example of its solution based on the organization of the process of developing an understanding of the natural world in the process of artistic aesthetic activity of preschool students on the example of familiarization with the animals of the Red Book of the Middle Volga region. Results: revealed, substantiated and experimentally tested the pedagogical conditions for organizing the process of developing an understanding of the world of nature in the process of artistic and aesthetic activity of preschool students on the example of familiarization with the animals of the Red Book of the Middle Volga region. Ecological and artistic projects of the corresponding content are developed. Practical and theoretical significance of the results obtained: the results of our work are an important addition to federal and regional programs for the moral and aesthetic development of preschool children, implemented in preschool educational organizations. The use of integrated forms of the pedagogical process (projects) for acquaintance and the development of a value attitude towards rare animals of their native land (for example, animals included in the Red Book of the Ulyanovsk Region) will optimally implement the tasks of comprehensive education of children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF PRESCHOOL EDUCATION

Научная статья

УДК 373.24

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-156-169

Формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников

Татьяна Анатольевна КОТЛЯКОВА, Олеся Вячеславовна КАРЕВА*

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» 432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5 *Адрес для переписки: olizet@list.ru

Аннотация. Актуальность и целесообразность: проанализирован один из аспектов актуальной и сложной проблемы современного дошкольного образования - формирование экологической направленности личности ребенка-дошкольника. Цель исследования: представить обоснование проблемы формирования экологической направленности личности детей дошкольного возраста, предлагаемую методику решения данной проблемы через художественно-эстетическую детскую деятельность и результаты проверки эффективности предлагаемой методики. Ведущий метод к исследованию проблемы: предлагаемые эколого-художественные проекты являются, с одной стороны, частью теоретической основы рассматриваемой проблемы, а с другой стороны, практическим примером ее решения на основе организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Результаты: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Разработаны эколого-художественные проекты соответствующего содержания. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов: результаты нашей работы являются важным дополнением федеральных и региональных программ нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в дошкольных образовательных организациях. Использование интегрированных форм педагогического процесса (проектов) по ознакомлению и формированию ценностного отношения к редким животным родного края (на примере животных, включенных в Красную книгу Ульяновской области) позволит оптимально реа-лизовывать задачи всестороннего воспитания детей.

Ключевые слова: экологическая направленность, эмоциональные впечатления, нравственная позиция, отношение к природе, овладение нормами и правилами экологического характера, интеграция экологического и художественно-эстетического развития дошкольников,

художественно-эстетическая деятельность дошкольников, проекты экологического содержания, ознакомление детей с животными Красной книги Среднего Поволжья Для цитирования: Котлякова Т.А., Карева О.В. Формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 194. С. 156-169. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-156-169

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-156-169

Development of understanding of the nature world in the process of artistic and aesthetic activity of preschool students

Tatiana A. KOTLYAKOVA, Olesya V. KAREVA*

Ulyanovsk State University of Education 4/5 Lenina Sq., Ulyanovsk 432071, Russian Federation Corresponding author: olizet@list.ru

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Котлякова Т.А., Карева О.В., 2021

(ее)

Abstract. Relevance and expediency: the study analyzes one of the aspects of the urgent and complex problem of modern preschool education - the development of the environmental orientation of the personality of a preschool child. Purpose of the study: to present the substantiation of the problem of the development of the ecological orientation of the personality of preschool students, the proposed methods for solving this problem through artistic and aesthetic children's activities and the results of testing the effectiveness of the proposed methods. The leading method for the study of the problem: the proposed ecological and artistic projects are, on the one hand, part of the theoretical basis of the problem under consideration, and on the other hand, a practical example of its solution based on the organization of the process of developing an understanding of the natural world in the process of artistic aesthetic activity of preschool students on the example of familiarization with the animals of the Red Book of the Middle Volga region. Results: revealed, substantiated and experimentally tested the pedagogical conditions for organizing the process of developing an understanding of the world of nature in the process of artistic and aesthetic activity of preschool students on the example of familiarization with the animals of the Red Book of the Middle Volga region. Ecological and artistic projects of the corresponding content are developed. Practical and theoretical significance of the results obtained: the results of our work are an important addition to federal and regional programs for the moral and aesthetic development of preschool children, implemented in preschool educational organizations. The use of integrated forms of the pedagogical process (projects) for acquaintance and the development of a value attitude towards rare animals of their native land (for example, animals included in the Red Book of the Ulyanovsk Region) will optimally implement the tasks of comprehensive education of children.

Keywords: ecological orientation, emotional impressions, moral position, attitude to nature, mastering the norms and rules of an ecological nature, integration of ecological and artistic and aesthetic development of preschoolers, artistic and aesthetic activities of preschoolers, projects of ecological content, familiarizing children with animals of the Red Book of the Middle Volga region

For citation: Kotlyakova T.A., Kareva O.V. Formirovaniye ponimaniya mira prirody v protsesse khudozhestvenno-esteticheskoy deyatel'nosti doshkol'nikov [Development of understanding of

the nature world in the process of artistic and aesthetic activity of preschool students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 194, pp. 156-169. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-156-169 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - начальный этап формирования экологической направленности личности, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. В процессе формирования экологической направленности личности у дошкольников формируются моральные суждения, поведение в экологических ситуациях, чувство сопереживания и милосердия, а следовательно, происходит раннее социальное развитие личности ребенка.

Педагогические исследования С.Н. Николаевой, Н.В. Микляевой, Н.И. Апполоно-вой с соавт., В.А. Зебзеевой и других показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера [14]. Данную позицию разделяет международное сообщество исследователей: Дж. Дэвис, Е. Эрлемалм-Хагсер, М. Хедефэлк и др. [5-7]. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия [1; 4; 8].

В социальном развитии ребенка ведущее место занимает познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. И одними из первых ребенок овладевает нравственными ценностями отношения к природе. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.

Долгое время проблемы развития и воспитания дошкольников были ограничены разработкой содержания, форм и методов

организации отдельных видов деятельности в дошкольных учреждениях. Сегодня предметом пристального внимания ученых и практиков становится мир детства как особой субкультуры.

Выявление закономерностей интеграции познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представляется значимым и может служить основой для моделирования учебно-воспитательного процесса в системе гуманистической личностно-ориентированной педагогики [3; 9].

Процесс интеграции (от лат. integratio -соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [2; 9; 10].

Изучая педагогические возможности разных видов детской деятельности в детском саду, мы остановили свой выбор на интеграции познавательной экологического содержания и художественно-эстетической деятельности детей. На наш взгляд, воспитание нравственного отношения к родной природе посредством художественно-эстетической деятельности - это одно из важных условий воспитания в детях любви к своей стране, к своему народу и родной природе [2; 11; 12].

Выбирая ту или иную форму организации педагогического процесса, каждый педагог должен исходить из уровня подготовленности и индивидуальных особенностей и предпочтений детей своей группы, их склонностей и способностей, задач, которые воспитатель ставит перед собой, и требований, предъявляемых им к среде формирования личности ребенка [13]. Для гармоничного развития личности, на наш взгляд, особое значение имеет формирование целостного отношения к миру. Культура является при-

мером целостного явления, в котором взаимосвязаны виды, жанры, средства выразительности, приемы создания и использования. Поэтому мы считаем, что интегрированные формы педагогического процесса, основанные на ознакомлении детей с миром живой природы, будут наиболее эффективными в процессе формирования художественных способностей дошкольников, в развитии творческой личности, с одной стороны, и развития нравственного отношения к природе (особенно, природе родного края), с другой стороны.

Нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста охватывает когнитивную, эмоционально-чувственную, мо-тивационную и поведенческую сферы ребенка. И именно интеграция нравственного и художественного развития в каждой из этих сфер обеспечит, на наш взгляд, максимальное достижение ожидаемых результатов.

Проведенный анализ исследований и практики дошкольного образования мотивировал нас на разработку проектов по ознакомлению детей с редкими животными из Красной книги Ульяновской области, для развития у детей экологического сознания и формирования осознанно правильного отношения к животному миру и формирования у дошкольников навыков художественно-эстетической деятельности и их творческого развития [3; 8; 10].

Анализ современной нормативно-право -вой базы, научной и методической педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил нам выделить ряд противоречий:

- между происходящими в мире процессами «глобализации» и важным значением «национальной» составляющей в системе идентификации человека как члена общества;

- между социальной потребностью общества в решении проблемы формирования региональной идентичности у детей с дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теоретически обоснованной базы, педагогических условий, обеспечивающих успех этого процесса;

- между педагогическими возможностями образовательного процесса дошкольной образовательной организации и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса использования художественно-эстетического развития дошкольников для формирования понимания и нравственного отношения к миру родной природы (одной из основ региональной идентичности) у детей.

Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в системе дошкольного образования направлен на развитие социально-активной личности ребенка, а такую личность невозможно воспитать без ее самоидентификации, без формирования ценностного отношения не только к мировым ценностям, но и к региональным (в том числе к редким животным родного края, входящим в Красную книгу Ульяновской области).

Актуальность проблемы обусловила выбор темы нашего исследования, которая направлена на решение проблемы поиска условий организации педагогического процесса, направленного на формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья.

Объект исследования: формирование ценностного отношения и понимания мира природы дошкольниками (на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья).

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения и понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников

на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья.

Гипотеза исследования: организация педагогического процесса, направленного на формирование ценностного отношения и понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книгой Среднего Поволжья будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

- при обогащении представлений (через специальный отбор) детей о природном мире Среднего Поволжья, формировании системных представлений об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания некоторых животных, занесенных в Красную книгу Среднего Поволжья;

- при ознакомлении детей с многообразными способами и приемами изображения животных с использованием нетрадиционных техник;

- при формировании у детей положительно-эмоционального отношения к животному миру и процессу рисования, активности и творческой самостоятельности с помощью использования разнообразных форм организации познавательной и художественно-творческой деятельности дошкольников.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Теоретической основой нашего исследования явились:

- нормативно правовая база организации и реализации содержания дошкольного образования: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО);

- психолого-педагогические исследования экологической направленности по формированию у дошкольников положительно-эмоционального отношения к животному миру и системных представлений об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания животных, занесенных в Красную книгу Среднего Поволжья (И.Э. Кули-

ковской, Р.М. Чумичевой, Э.Э. Баранниковой и др.) [3; 9];

- психолого-педагогические исследования процесса овладения рисованием как видом изобразительной деятельности в дошкольном детстве (Л.С. Выготского, Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой и др.) [11; 14-17];

- педагогические теории и технологии организации педагогической деятельности по овладению детьми дошкольного возраста способами рисования животных (Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, Н.П. Сакулиной и др.) [12; 16-18].

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследование проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении, детском саду № 155 г. Ульяновск и дошкольном образовательном учреждении, детском саду № 2 р. п. Майна Ульяновской области.

Экспериментальное исследование началось с организации и проведения констатирующего этапа, нацеленного на определение первоначального уровня развития представлений об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания некоторых животных, занесенных в Красную книгу Среднего Поволжья, а также определение уровня навыков рисования животных у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание диагностики, критерии оценки и характеристики уровней были разработаны на основе методических рекомендаций Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой и Т.А. Котляковой.

Процедура диагностики проводилась с детьми во второй половине дня, во время свободной деятельности. Полученные результаты были обработаны и проанализированы. Данные представлены в табл. 1 и 2.

Цель формирующего этапа экспериментального исследования - разработка и апробация методики организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей старшего дошкольного воз-

раста с животными Красной книги Среднего Поволжья в процессе овладения способами рисования редких животных, которая представлена в виде Модели (рис. 1).

Достижению цели способствовал выбор нами проектной технологии для формирования у детей положительно-эмоционального отношения к животному миру и процессу рисования, развития активности и творческой самостоятельности с помощью использования в разработанных проектах разнообразных форм организации познавательной и

художественно-творческой деятельности дошкольников.

Разработанная нами экспериментальная методика состояла из специальных эко-лого-художественных проектов для детей старшего дошкольного возраста:

1) проекты для детей старшей группы детского сада:

- «Жук-Олень суров на вид»;

- «Жил Филин в глухих симбирских лесах»;

- «Красивая хохлатая птица»;

Первоначальный уровень развития представлений детей о животных, занесенных в Красную книгу Среднего Поволжья

The initial level of development of children's ideas about animals listed in the Red Book of the Middle Volga region

Таблица 1

Table 1

Уровень

Старшая группа

Количество

%

Подготовительная группа

Количество

%

Воспитанники МБДОУ № 155

Высокий 0 0 0 0

Средний 11 39,3 13 40,6

Низкий 17 60,7 19 59,4

Воспитанники МДОУ № 2

Высокий 0 0 0 0

Средний 7 33,3 9 39,1

Низкий 14 66,6 14 60,9

Первоначальный уровень развития навыков рисования животных у детей The initial level of development of animal drawing skills in children

Таблица 2 Table 2

Уровень

Старшая группа

Количество

%

Подготовительная группа

Количество

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитанники МБДОУ № 155

Высокий 0 0 0 0

Средний 19 67,8 22 68,7

Низкий 9 32,2 10 31,3

Воспитанники МДОУ № 2

Высокий 0 0 0 0

Средний 13 61,9 15 65,2

Низкий 8 38,1 8 34,8

Рис.1. Модель интеграции эстетического познания и творческого отношения к миру природы в процессе изобразительной деятельности дошкольников

Fig. 1. Model of integration of aesthetic knowledge and creative attitude to the natural world in the process of visual activity of preschool students

- «Черный дятел - друг деревьев»;

- «Почему Колюшка девятииглая?»;

- «Полюбуйтесь на красавца Горностая!».

2) проекты для детей подготовительной к школе группы детского сада:

- «Где же ты, Дыбка Степная?»;

- «Редкий гость земли Ульяновской -Аист Черный»;

- «Разбегайтесь все зверята, Белохвост сюда летит»;

- «Круглолицый поедатель змей»;

- «Стерлядь в наших водоемах»;

- «Удивительное животное - русская Выхухоль».

Для полноты представления о разработанных проектах мы приведем примеры информационных карт нескольких проектов.

Проект для детей старшей группы «Полюбуйтесь на красавца Горностая!»

Вид проекта: творческий.

Длительность: средней продолжительности.

Возраст: старшая группа.

Цель проекта: ознакомление детей с хищником горностаем; формирование представления о нем, его жизни, местах обитания и т. д.; развитие у детей интереса к творчеству в процессе знакомства с горностаем.

Задачи:

1) способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;

2) формировать у детей представление о горностае, способах его передвижения, среде обитания и пр.;

3) активизировать словарь детей на основе углубления знаний о горностае;

4) воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;

5) развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат: выставка художественного детского творчества «Знакомьтесь - красавец Горностай».

1 этап - целеполагание:

Беседа с детьми по поводу подготовки и организации выставки художественного творчества «Знакомьтесь - красавец Горностай».

2 этап - планирование:

1) беседа о животном из Красной книги Ульяновской области (горностае); обсуждение возможного содержания будущей выставки;

2) викторина «Вы знакомы с горностаем?»;

3) стихи про горностая;

4) загадки про горностая;

5) чтение Легенды о Горностае;

6) непосредственная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) по теме «Горностай»;

7) непосредственная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» по теме «Сказка о Горностае».

3 этап - осуществление проекта:

Реализованы все запланированные мероприятия.

4 этап - презентация проекта:

Выставка художественного детского

творчества «Знакомьтесь - красавец Горностай».

5 этап - анализ результатов:

Цель беседы: подведение итогов проекта, с целью выделения эффективности проектной деятельности.

1. Ребята, понравилось ли вам знакомство с горностаем?

2. Что нового вы узнали о горностае?

3. Что больше всего вам понравилось?

4. Вам понравилось рисовать горностая и лепить его из пластилина?

5. Вы довольны выставкой?

Проект для детей подготовительной к школе группы «Где же ты, Дыбка Степная?»

Вид проекта: познавательный, творческий.

Длительность: длительный.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Цель проекта: развитие у детей интереса к редким животным родного края, чувства бережного отношения к ним, развитие жела-

ния беречь редкие виды животных и уметь отражать это в собственном изобразительном творчестве.

Задачи:

1) развивать познавательный интерес и личностное отношение к исчезающим видам животных родного края;

2) развивать эстетическое отношение к исчезающим видам животных, умение видеть их красоту, желание сохранить эту красоту в своей художественной деятельности;

3) познакомить детей с исчезающим видом кузнечика Ульяновской области - кузнечиком Дыбка Степная.

Предполагаемый результат: игровая драматизация по сказке «Как Степная Дыбка помогала слабым?».

1 этап - целеполагание:

Беседа с детьми по поводу ознакомления с исчезающим видом кузнечика Ульяновской области - Дыбкой Степной, для совместного сочинения сказки, создания книги и организации выставки детских рисунков по сказке, драматизация сказки совместного сочинения детей и взрослых.

2 этап - планирование:

1) беседа «Красная книга России»;

2) непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами театрализации «Знакомство со Степной Дыбкой»;

3) непосредственная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) по теме «Семейство кузнечиков»;

4) совместное сочинение сказки с детьми;

5) индивидуальное рисование детьми иллюстраций к сказке «Про волшебного кузнечика Тошку»;

6) оформление выставки рисунков детей «Волшебный кузнечик» по сказке «Про волшебного кузнечика Тошку»;

7) драматизация сказки совместного сочинения детей и взрослых.

3 этап - осуществление проекта:

Реализованы все запланированные мероприятия.

4 этап - презентация проекта:

Игровая драматизация по сказке «Как Степная Дыбка помогала слабым?»

5 этап - анализ результатов:

В результате ознакомления с Красной книгой, изучения исчезающего вида кузнечика, совместного сочинения сказки, открытия выставки «Волшебный кузнечик» в детском саду дети смогут взглянуть на насекомых по-другому, научатся их ценить и беречь, смогут передать их красочно и выразительно в рисунке и лепке.

Проект для детей подготовительной к школе группы «Разбегайтесь все зверята, Белохвост сюда летит»

Вид проекта: практико-ориентированный.

Длительность: длительный.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Цель проекта: развитие у детей интереса и любви к редким птицам из Красной книги Ульяновской области (орлан-белохвост), воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Задачи:

1) углублять и конкретизировать представления детей о животном мире Ульяновской области: уточнить знания об особенностях строения, образе жизни и способах питания, о значении для стабильного существования экосистемы орлана-белохвоста;

2) воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Развивать наблюдательность, мыслительную и речевую активность, воображение и творчество, желание отразить свои впечатления о редких птицах из Красной книги в продуктивной деятельности;

3) воспитывать бережное отношение к природе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат: выставка

« Орлан ы-белохвост ы ».

1 этап - целеполагание:

Беседа с детьми о Красной книге Ульяновской области, ее значении.

2 этап - планирование:

1) непосредственная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» по теме «Орланы-белохвосты»;

2) чтение стихов и загадок о дятле;

3) викторина «Орлан-белохвост»;

4) игры (познавательные, экологические, речевые, подвижные);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) непосредственная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» (Нетрадиционные способы рисования) по теме «Летят орланы-белохвосты»;

6) тематическая неделя (итог работы по проекту);

7) развлечение «Знаешь ли ты птиц?»;

8) выставка «Орланы-белохвосты».

3 этап - осуществление проекта:

Реализованы все запланированные мероприятия.

4 этап - презентация проекта:

Открытие выставки «Орланы-белохвосты».

5 этап - анализ результатов:

Беседа-анализ с участниками проекта с целью определения эффективности проектной деятельности: С какой птицей мы познакомились? Что нового узнали? Что вам понравилось больше всего: слушать сказки, рисовать?

Таким образом, на формирующем этапе была разработана и апробирована методика организации педагогического процесса с использованием эколого-художественных проектов, направленных на овладение детьми старшего дошкольного возраста способами рисования животных в процессе ознакомления с Красной книгой Среднего Поволжья. Анализ эффективности организованной работы предполагал проведение контрольного этапа эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе обработки данных повторной диагностики были получены результаты, представленные в табл. 3 и 4.

Данные, полученные в процессе диагностики, показали следующее:

- знания детей, участвующих в эксперименте, стали более полными и конкретными;

- дети стали более эмоционально относиться к любой информации по данной тематике;

- дети после проведенной работы стали осознанно относиться к значимости природоохранной работы; можно сказать, что у них появилось ценностное отношение и понимание мира природы (на примере животных Красной книги Среднего Поволжья);

- рисунки детей стали более четкими, с достаточно четкой передачей формы;

- изображения животных из Красной книги у детей стали точные, передано строение, соблюдены пропорции частей тела, реальный окрас;

- образы в рисунках детей достаточно выразительны, использованы различные способы и приемы изображения;

- дети проявили оригинальность и творчество в передаче образа, они дополняли свои изображения новыми и необычными деталями, использовали цвет и технику рисования для передачи эмоций и чувств;

- эмоциональное восприятие хорошо просматривается в рисунках детей.

ОБСУЖДЕНИЕ

По нашему мнению, практическая значимость нашей работы заключается в следующем.

Во-первых, существующие методические разработки не учитывают богатых возможностей природного окружения и нравственного воспитания в условиях регионов. Поэтому результаты нашей работы могут являться важным дополнением федеральных и региональных программ нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в дошкольных образовательных организациях.

Во-вторых, каждое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с ФГОС ДО (2014 г.) должно разрабатывать содержание вариативной части образовательной программы (региональный опыт), но не каждый коллектив дошкольной образовательной организации сможет это осуществить на нужном научно-обоснованном и методическом уровне. Поэтому наши разработки послужат основой и примером вариативной

Таблица 3

Уровень развития представлений детей о животных, занесенных в Красную книгу Среднего Поволжья на контрольном этапе эксперимента

The level of development of children's ideas about animals listed in the Red Book of the Middle Volga region at the control stage of the experiment

Table 3

Уровень

Старшая группа

Количество

%

Подготовительная группа

Количество

%

Воспитанники МБДОУ № 155

Высокий 6 21,4 9 28,1

Средний 15 53,6 18 56,3

Низкий 7 25 5 15,6

Воспитанники МДОУ № 2

Высокий 6 28,6 8 34,8

Средний 10 47,6 11 47,8

Низкий 5 23,8 4 17,4

Уровень развития навыков рисования животных у детей на контрольном этапе эксперимента

The level of development of skills in drawing animals in children at the control stage of the experiment

Таблица 4

Table 4

Уровень

Старшая группа

Количество

%

Подготовительная группа

Количество

%

Воспитанники МБДОУ № 155

Высокий 7 25 10 31,2

Средний 16 57,1 18 56,3

Низкий 5 17,9 4 12,5

Воспитанники МДОУ № 2

Высокий 7 33,3 9 39,1

Средний 10 47,6 12 52,2

Низкий 4 19,1 2 8,7

части программы любой дошкольной образовательной организации не только Ульяновской области, но и всего региона Среднего Поволжья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед нами стояла проблема поиска наиболее эффективных условий организации педагогического процесса, направленного на формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников. Нами были разра-

ботаны и апробированы Модель и соответствующие эколого-художественные проекты, направленные на формирование ценностного отношения и понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников. В проектах была организована детская деятельность по обогащению представлений детей о животных, по овладению детьми многообразными способами и приемами изображения животных, по формированию положительного эмоционального отношения к животному миру.

Мы уверены, что использование интегрированных форм педагогического процесса (проектов) по ознакомлению и формированию ценностного отношения к редким животным родного края (на примере животных, включенных в Красную книгу Ульяновской области) в процессе организации интеграции

познавательной и художественно-эстетической деятельности позволит оптимально реализовывать задачи всестороннего воспитания детей, в том числе и формирование региональной идентичности дошкольников, проживающих в Ульяновской области.

Список литературы

1. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к красоте природы // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 4-9.

2. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.

3. Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Петрова Н.М. Прикоснись к природе сердцем: воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2015. 148 с.

4. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в современном обществе: приоритеты и перспективы // Вопросы науки. 2014. № 1. С. 37-43.

5. Arlemalm-Hagser E., Sandberg A. Sustainable development in early childhood education: in service students' comprehension of the concept // Environmental Education Research. 2011. Vol. 17 (2). P. 187-200. https://doi.org/10.1080/13504622.2010.522704

6. Davis J. Revealing the research 'hole' of early childhood education for sustainability: a preliminary survey of the literature // Environmental Education Research. 2009. Vol. 15 (2). P. 227-241. https://doi.org/ 10.1080/13504620802710607

7. Hedefalk M. et al. Education for sustainable development in early childhood education: a review of the research literature // Environmental Education Research. 2015. Vol. 21 (7). P. 975-990. https://doi.org/ 10.1080/13504622.2014.971716

8. Есть такие места заповедные...: Детям об особо охраняемых природных территориях родного края / авт.-сост. Э.Э. Баранникова и др. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2015. 148 с.

9. Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Пед. общ-во России, 2004. 160 с.

10. Животные Красной книги Ульяновской области - глазами дошкольников / под ред. Т.А. Котляковой. Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2017. 200 с.

11. Котлякова Т.А., Каспарова О.В., Красильникова Е.М. Образ природы в детском творчестве. Тольятти, 2011. 41 с.

12. Солнцева О., Езопова С. Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 74-80.

13. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 216-246.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 93 с.

15. ГригорьеваГ.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 1999. 344 с.

16. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз-Дидактика, 2006. 192 с.

17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика; Синтез, 2008. 160 с.

18. Котлякова Т.А., Мирная Ю.А., Кобзарь Н.В. Способы изображения представителей животного мира детьми среднего дошкольного возраста: метод. пособие по реализации образоват. области «Художественное творчество» / под ред. Т.А. Котляковой. Ульяновск; Тольятти: Качалин Александр Васильевич, 2018. 64 с.

References

1. Nikolayeva S.N. Priobshcheniye doshkol'nikov k krasote prirody [Introducing preschoolers to the beauty of nature]. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education], 2019, no. 2, pp. 4-9. (In Russian).

2. Miklyayeva N.V. (ed.). Integratsiya obrazovatel'nogo protsessa na osnove khudozhestvenno-esteticheskogo vospitaniya [Integration of the Educational Process on the Basis of Artistic and Aesthetic Education]. Moscow, Creative Center Sphere Publ., 2013, 128 p. (In Russian).

3. Appolonova N.I., Barannikova E.E., Petrova N.M. Prikosnis' k prirode serdtsem: vospitaniye osnov ekolo-gicheskoy kul'tury detey doshkol'nogo vozrasta (6-7 let) [Touch Nature with Your Heart: Education of the Foundations of the Ecological Culture of Preschool Students (6-7 Years Old)]. Ulyanovsk, Kachalin Alek-sandr Vasil'yevich Publ., 2015, 148 p. (In Russian).

4. Zebzeyeva V.A. Ekologicheskoye obrazovaniye detey doshkol'nogo vozrasta v sovremennom obshchestve: prioritety i perspektivy [Ecological education of preschool children in modern society: priorities and prospects]. Voprosy nauki [Issues of Science], 2014, no. 1, pp. 37-43. (In Russian).

5. Alemalm-Hagser E., Sandberg A. Sustainable development in early childhood education: in service students' comprehension of the concept. Environmental Education Research, 2011, vol. 17 (2), pp. 187-200. https://doi.org/10.1080/13504622.2010.522704

6. Davis J. Revealing the research 'hole' of early childhood education for sustainability: a preliminary survey of the literature. Environmental Education Research, 2009, vol. 15 (2), pp. 227-241. https://doi.org/ 10.1080/13504620802710607

7. Hedefalk M. et al. Education for sustainable development in early childhood education: a review of the research literature. Environmental Education Research, 2015, vol. 21 (7), pp. 975-990. https://doi.org/ 10.1080/13504622.2014.971716

8. Barannikova E.E. (compiler) et al. Est' takiye mesta zapovednyye...: Detyam ob osobo okhranyayemykh prirodnykh territoriyakh rodnogo kraya [There are Such Reserved Places... : To Children about Specially Protected Natural Territories of Their Native Land]. Ulyanovsk, "Corporation of Promotion Technologies" Publ., 2015, 148 p. (In Russian).

9. Kulikovskaya I.E., Chumicheva R.M. Tekhnologii formirovaniya u doshkol'nikov tselostnoy kartiny mira [Technologies for the Development of a Holistic Picture of the World in Preschool Students]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2004, 160 p. (In Russian).

10. Kotlyakova T.A. (ed.). Zhivotnyye Krasnoy knigi Ul 'yanovskoy oblasti - glazami doshkol 'nikov [Animals of the Red Book of the Ulyanovsk Region - through the Eyes of Preschool Students]. Ulyanovsk, Kachalin Aleksandr Vasilyevich Publ., 2017, 200 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kotlyakova T.A., Kasparova O.V., Krasilnikova E.M. Obraz prirody v detskom tvorchestve [The Image of Nature in Children's Creativity]. Tolyatti, 2011, 41 p. (In Russian).

12. Solntseva O., Ezopova S. Praktiki vospitaniya doshkol'nikov v izmenyayushcheysya sotsiokul'turnoy si-tuatsii [Practices of upbringing preschoolers in a changing socio-cultural situation]. Doshkol'noye vospitaniye [Preschool Education], 2019, no. 10, pp. 74-80. (In Russian).

13. Abankina I.V., Filatova L.M. Dostupnost' doshkol'nogo obrazovaniya [Availability of preschool education]. Voprosy obrazovaniya [Education Issues], 2018, no. 3, pp. 216-246. (In Russian).

14. Vygotskiy L.S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste [Childhood Imagination and Creativity]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1997, 93 p. (In Russian).

15. Grigoryeva G.G. Razvitiye doshkol'nika v izobrazitel'noy deyatel'nosti [The Development of a Preschool Student in Art Activity]. Moscow, Akademiya Publ., 1999, 344 p. (In Russian).

16. Kazakova T.G. Detskoye izobrazitel'noye tvorchestvo [Children's Art]. Moscow, Karapuz-Didaktika Publ., 2006, 192 p. (In Russian).

17. Komarova T.S. Detskoye khudozhestvennoye tvorchestvo: metodicheskoye posobiye dlya vospitateley i pe-dagogov: dlya raboty s det'mi 2-7 let [Children's art: a Methodic Guide for Educators and Teachers: for Working with Children 2-7 Years Old]. Moscow, Mozaika, Sintez Publ., 2008, 160 p. (In Russian).

18. Kotlyakova T.A., Mirnaya Y.A., Kobzar N.V. Sposoby izobrazheniyapredstaviteley zhivotnogo mira det'mi srednego doshkol 'nogo vozrasta: metodicheskoye posobiye po realizatsii obrazovatel 'noy oblasti «Khudozhestvennoye tvorchestvo» [Ways of Depicting Representatives of the Animal World by Children of Middle

Preschool Age: a Methodic Guide for the Implementation of the Educational Area "Artistic Creativity"]. Ulyanovsk, Tolyatti, Kachalin Aleksandr Vasilyevich Publ., 2018, 64 p. (In Russian).

Информация об авторах

Котлякова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация, tatjana.kot@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-0956-3622

Карева Олеся Вячеславовна, старший преподаватель кафедры технологий профессионального обучения, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация, olizet@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6439-9944

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 14.05.2021

Одобрена после рецензирования 11.06.2021

Принята к публикации 03.09.2021

Information about the authors

Tatiana A. Kotlyakova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Preschool and Primary General Education Department, Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk, Russian Federation, tatjana.kot@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-0956-3622

Olesya V. Kareva, Senior Lecturer of Vocational Training Technologies Department, Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk, Russian Federation, oli-zet@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6439-9944

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 14.05.2021 Approved after reviewing 11.06.2021 Accepted for publication 03.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.