Научная статья на тему 'Развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города'

Развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / АРХИТЕКТУРА / РОДНОЙ ГОРОД / ЗАДАЧИ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PRESCHOOL CHILDREN / AESTHETIC PERCEPTION / ARCHITECTURE / HOMETOWN / OBJECTIVES AND TECHNOLOGY EDUCATIONAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахимова Эльмира Фоатовна

В статье обосновывается актуальность развития у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города; повышение интереса детей к родному краю, его культурно-историческим ценностям. Автор раскрывает результаты собственной экспериментальной педагогической деятельности по данной теме. Описаны задачи, технологии и средства, способствующие развитию у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахимова Эльмира Фоатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS’ AESTHETIC AND VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF ARCHITECTURE HOMETOWN

The article explains the importance of the development of preschoolers’ aesthetic and value-semantic perception of the architecture of his native city. The author discloses the results of her own experimental educational activities on the subject. The author also describes the task, the technology and means to support the development of preschool children’s aesthetic and value-semantic perception of the city's architecture.

Текст научной работы на тему «Развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города»

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЦЕННОСТНО-

СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ РОДНОГО ГОРОДА

Э.Ф. Абдрахимова

Аннотация. В статье обосновывается актуальность развития у дошкольников эстетического и ценностно -смыслового восприятия архитектуры родного города; повышение интереса детей к родному краю, его культурно-историческим ценностям. Автор раскрывает результаты собственной экспериментальной педагогической деятельности по данной теме. Описаны задачи, технологии и средства, способствующие развитию у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры города.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, эстетическое восприятие, архитектура, родной город, задачи и технологии педагогической деятельности, педагогический эксперимент.

THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS' AESTHETIC AND

VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF ARCHITECTURE HOMETOWN

E. Abdrahimova

Abstract. The article explains the importance of the development of preschoolers' aesthetic and value-semantic perception of the architecture of his native city. The author discloses the results of her own experimental educational activities on the subject. The author also describes the task, the technology and means to support the development of preschool children's aesthetic and value-semantic perception of the city's architecture.

Keywords: preschool children, aesthetic perception, architecture, hometown, objectives and technology educational activities, pedagogical experiment.

Одним из важных аспектов организации современного дошкольного образования является использование различных видов изобразительного искусства в вопросах художественно-эстетического и социально-нравственного, патриотического воспитания детей. Значимость и важность их использования доказана в многочисленных психолого-педагогических исследованиях З.А. Богатеева, М.И. Богомолова А.А. Грибовской, Л.М. Захаровой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Т.А. Котляковой и др. [3;4;5;6;7;8;10]. Различные виды изобразительного искусства (архитектура, графика, живопись, скульптура и другие) обладают огромным педагогическим

потенциалом формирования и развития у дошкольников эстетического восприятия, чувства, вкуса, ценностно-смыслового отношения, представлений о культуре и истории, мышления, познавательных интересов, творческих способностей.

На наш взгляд, особое место среди разнообразных видов изобразительного искусства, с которыми знакомят детей дошкольного возраста, занимает архитектура. Этот вид искусства можно определить как художественно-образную организацию

окружающего пространства с помощью строительных конструкций, воплощающих одновременно духовную и материальную функции. Архитектуре присущи особенные

художественные средства: композиция (ритм, симметрия, асимметрия, цвет),

пропорциональное соотношение здания и его частей, украшающие здание живопись и скульптура, окружающие природа и застройка [9]. Часто архитектуру называют строительным искусством, связанным с воплощением творческого замысла. В русском языке имеется синонимическое понятие «зодчество», которое в большей степени подчеркивает родство процессов возведения зданий и творчества.

Архитектура как вид изобразительного искусства представлена разнообразными видами (архитектура объемных сооружений - жилые, общественные, промышленные здания; ландшафтная - садово-парковая;

градостроительство - проектирование новых комплексов и восстановление старых) и стилями (ампир, барокко, классицизм, модерн, готика, рококо, неоклассицизм, арт-деко, хай-тек и другие). Каждый вид и стиль архитектурного искусства несут свою идейно-духовную направленность, раскрывает особенности исторических эпох, одновременно позволяя формировать чувство прекрасного.

Учитывая особенности архитектуры как вида изобразительного искусства, процесс ознакомления дошкольников с ней позволяет решать в комплексе задачи познавательного, эстетического, нравственного, художественно-творческого, патриотического воспитания. При

этом важным является построение процесса ознакомления на основе принципа региональное™. Значимость этого принципа в работе с детьми дошкольного возраста обусловлена тем, что он способствует освоению культурно-эстетических ценностей,

формированию эстетического отношения на близком и понятном материале, доступном для каждодневного восприятия. Кроме того, это позволяет детям узнать родной край, сформировать представления об его неповторимом облике и ценностно-смысловое отношение к культуре и искусству своих предков [1;2].

Анализ практической деятельности педагогов дошкольных организаций показал, что ознакомление с архитектурой родного города носит фрагментарный, несистематичный характер. Особое внимание уделяется накоплению знаний о названиях и месте расположения исторических памятников архитектуры, а не развитию эстетического и ценностно-смыслового их восприятия, познавательного интереса к их познанию. Поэтому нами был организован собственный педагогический эксперимент, направленный на развитие у дошкольников эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города.

В начале экспериментальной деятельности была проведена диагностика уровня усвоения детьми эстетических ценностей родного края по теме «Архитектура родного города» посредством методик, включающих

наблюдения, беседы, игровые ситуации, анализ продуктов детской деятельности [1].

Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют некоторые представления об архитектуре и связанных с ней понятиях в соответствии с возрастной группой, но они недостаточны. Часть детей призналась, что они не обращали внимания на архитектуру города, даже, например, во время прогулок с родителями. Дети мало или почти ничего не знают об истории родного города, его строений. Причем большая часть знаний получена в ходе организованной образовательной деятельности от воспитателей детского сада. Полученные данные подтвердили необходимость проведения специальной работы.

В ходе работы с детьми мы, с одной стороны, реализовывали задачи по направлению «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к архитектуре как изобразительному искусству [9].

С другой стороны, мы провели большую исследовательскую работу по разработке и апробации регионального компонента образовательной деятельности (прежде всего, по определению содержания и отбору произведений архитектуры родного города), отражающей специфику национально-культурных, демографических, климатических и других условий, способствующих эффективному развитию эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города детьми дошкольного возраста.

В основу реализации нашего педагогического эксперимента была положена модель «Системный подход в организации педагогического процесса по приобщению детей к искусству родного края», разработанная в исследованиях Т.А. Котляковой [9]. Согласно данной модели, работа строилась на следующих позициях:

- реализация задач по четырем основным направлениям организации педагогического процесса: работа с детьми; взаимодействие с семьями; повышение компетентности педагогических кадров; обогащение предметно -развивающей среды;

- технология приобщения детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам изобразительного искусства родного края через проектную деятельность.

Но в нашем исследовании, в отличие от модели Т.А. Котляковой, приоритетным направлением является не развитие детского изобразительного творчества, а развитие эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города.

Выбор метода проектов, как основной технологии работы с дошкольниками был обусловлен рядом причин:

- в процессе проектной деятельности осуществляется тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса в современных интерактивных формах (воспитанников, педагогических работников всех категорий, родителей);

- технология проектной деятельности полностью соответствует принципам, обозначенным во ФГОС ДО:

- принцип научной обоснованности и практической применимости: включение созданных детьми творческих работ в жизнь дошкольного учреждения; создание эстетической среды в повседневной жизни; оформление праздников и досугов;

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей;

- принцип решения программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, режимных моментах;

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Определение вида проекта по характеру ведущей деятельности для реализации поставленных задач происходило на основе учета возрастных особенностей детей. С детьми младшего дошкольного возраста использовался игровой проект (ведущая деятельность -игровая); с дошкольниками 4 - 5 лет - практико-ориентированный (ведущая деятельность -прикладная художественная); в старшем дошкольном возрасте - познавательно-исследовательский и творческий (ведущая деятельность - исследовательская или творческая).

Исходя из возрастных возможностей детей, была установлена также длительность проектов:

- младшая группа - краткосрочный проект (1 - 3 дня);

- средняя группа - проект средней продолжительности (неделя);

- старшая группа - длительный проект (до 2 - 3 недель);

- подготовительная группа -долгосрочный проект (1 месяц).

Деятельность педагога в рамках каждого проекта была направлена на решение трех групп задач:

- приобщение к видам и стилям архитектуры через ознакомление с архитектурными произведениями;

- развитие навыков продуктивной деятельности дошкольников в процессе приобщения детей к произведениям разных видов и стилей архитектуры родного края;

- развитие детского художественного творчества.

Основная часть работы содержала образовательные мероприятия по ознакомлению детей с архитектурой родного города. Базовым звеном в формировании знаний мы считаем

усвоение детьми представлений об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности; о разных видах архитектуры (общественные, жилые здания); об особенностях архитектуры родного города, о ее функциях (польза, прочность, красота, эстетичность).

Содержание и материал работы был подобран с учетом возрастных особенностей: младшая группа - ознакомление с жилыми домами и их особенностями в рамках проекта «Мой родной дом»; средняя группа -ознакомление с особенностями архитектуры (зависимость от назначения, детали, элементы архитектурных украшений и т.п.) в рамках проекта «Наш любимый детский сад»; старшая группа - развитие умений самостоятельно оценивать архитектурные постройки родного города; подготовительная группа - развитие умения в своей художественной и игровой деятельности передавать архитектурные особенности объектов прошлого и настоящего родного города.

В начале работы особое внимание было уделено формированию у дошкольников представлений о роли материала, из которого строится здание, величина и протяженность объемов, расположение их по вертикали и горизонтали, использование различных архитектурных украшений (колонны, арки, портики и др.). Формировалось понимание детьми типичного, обобщенного образа сооружений (например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного индивидуального. В младшей и средней группах это обсуждалось при рассматривании жилых домов и здания родного детского сада. А со старшими дошкольниками - при рассматривании «знаменитых» зданий города.

Одновременно с формированием представлений об архитектуре родного города дошкольников знакомили с историей возникновения города. С этой целью были использованы фотографии исторических мест и достопримечательностей, при рассматривании которых обращали внимание детей на архитектурные детали, придающие зданиям своеобразный облик (ставни, крытое крыльцо). Было отмечено, что значительное воздействие на них оказали иллюстрации старого города. Дошкольники с интересом рассматривали их, на вопросы, задаваемые взрослым, отвечали эмоционально. Далее представления об архитектуре родного города углублялись и расширялись. Дошкольников знакомили с историко-культурными местами,

архитектурными памятниками, их внешними

признаками. Познакомили с архитекторами, принимавшими участие в градостроительстве родного края, и особенностями их творческого труда. Детей подводили к выражению своего отношения к особенностям творческой манеры знаменитых архитекторов.

Для формирования эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города использовался принцип интеграции различных видов искусств. С этой целью мы широко применяли в работе репродукции картин местных художников, на которых были изображены исторические и современные виды родного города. Свои впечатления от художественных произведений дети выражали в своих творческих работах.

Для большего воздействия на эмоциональную сферу дошкольников организовывались экскурсии, которые помогали показать архитектурный облик современного города, посетить архитектурные памятники и достопримечательности родного города, что формировало у детей интерес к труду архитектора, желание отразить в своих рисунках увиденное. Было отмечено, что творческие работы дошкольников после экскурсий отличались не только яркостью, но и богатством содержания.

Через организацию игровой деятельности осуществлялось закрепление и обобщение знаний детей об архитектуре, о культурном наследии города. В процессе разнообразных видов игр (сюжетно-ролевых, режиссерских,

строительных и прочих) стимулировалось желание дошкольников отражать особенности архитектурного искусства, создавать

оригинальные творческие замыслы.

В период проведения проектов дети всех возрастных групп проявляли устойчивый интерес к искусству архитектуры. Их поведение отличалось активностью, эмоциональностью и любознательностью. Они узнали о творческом труде архитекторов, познакомились с особенностями творческой манеры некоторых из них, научились выражать свое отношение к ним. Дошкольники научились общаться по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. В своей речи научились использовать некоторые искусствоведческие термины, связанные с архитектурой.

Наблюдение за поведением и деятельностью дошкольников во время работы показало, что произведения архитектуры обогащают опыт эмоционально-эстетического восприятия и повышают интерес детей к родному городу, его культурно-историческим ценностям.

Эффективность проведенной работы была подтверждена результатами контрольной диагностики.

Таким образом, результаты собственной экспериментальной педагогической

деятельности указывают на то, что развитие у детей дошкольного возраста эстетического и ценностно-смыслового восприятия архитектуры родного города не только возможно, но и необходимо.

Литература:

1. Абдрахимова Э.Ф. Изучение уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста / Э.Ф. Абдрахимова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2015. -№ 6. - С. 280-283.

2. Абдрахимова Э.Ф. Проблема развития ценностно-смыслового восприятия изобразительного искусства родного края у дошкольников / Э.Ф. Абдрахимова // Современные технологии развития в дошкольном образовании: реалии и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Ульяновск 6 - 7 октября 2015 г.). -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. - 2015. - С. 23-27.

3. Богатеева З.А. Откроем детям мир изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / З.А. Богатеева; под ред. Н.К. Чебукиной, А.Ю. Тихоновой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 96 с.

4. Богомолова М.И. Этнопедагогические аспекты в воспитании поликультурности у детей: учебное пособие / М.И. Богомолова. - Ульяновск: «Вектор-С», 2008.

5. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре / А.А. Грибовская // Материалы городского актива по изобразительной деятельности. - М.: МИПКРО, 2001. - 240 с.

6. Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности / Л.М. Захарова, Т.А. Котлякова. - Ульяновск: УлГПУ, 2010. - 56 с.

7. Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю / Т. Комарова, Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание. -Москва. - 2006. - № 2. - С. 3-9.

8. Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие / Т.А. Котлякова. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - 64 с.

9. Котлякова Т.А., Абдрахимова Э.Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников: методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое

развитие дошкольников» / Т.А. Котлякова, Э.Ф. 10. Сакулина Н.П., Комарова Т.С.

Абдрахимова. - Ульяновск: Издатель Качалин Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П.

Александр Васильевич, 2014. - 76 с. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. -

208 с.

Сведения об авторе:

Абдрахимова Эльмира Фоатовна (г. Ульяновск, Россия), аспирант кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», заведующий МБДОУ №174 г. Ульяновск, e-mail: e.abdrahimova@mail.ru

Data about the author:

E. Abdrahimova (Ulyanovsk, Russia), postgraduate student at the Department of Preschool and Elementary General Education, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, head of the school №174 of Ulyanovsk city, e-mail: e.abdrahimova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.