11. Ефимова З.И., Капитонова О.В., Климашина Т.А. Подготовка по иностранным языкам: от курсанта до преподавателя. Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов международной научной конференции. Киров: МЦНИП, 2014: 106 - 113.
12. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. Москва: ИД Куприянова, 2009.
13. Одегова О.В. Формирование военно-профессиональной мотивации у курсантов военных вузов связи. Вестник ТГПУ. 2010; № 2 (92) : 135 - 138.
14. Парахина О.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров в системе дополнительного профессионального образования военно-морского вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2016.
15. Занюк С.С. Психолог1я мотивацй: навч. поабник. Киев: Либщь, 2002.
16. Гарднер Г Структура разума: теория множественного интеллекта. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
17. Richard J., Rogers T. Approaches and methods in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
References
1. Belozerova N.V. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii kursantov VUZov MChS Rossii na osnove sociokul'turnogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.
2. Biryukova M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativnyh umenij kursantov voennyh vuzov v uchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Serpuhov, 2000
3. Kolotusha E.'E Formirovanie professional'noj napravlennosti kursantov vuza FSB Rossiipogranichnogo profilya v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
4. Matveeva I.A. Formirovanie professional'no-kommunikativnoj kompetentnosti v inoyazychnoj podgotovke buduschego voennogo letchika. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2012.
5. Mogil'nichenko S.V. Inoyazychnaya podgotovka kursantov vuzov MChS Rossii na osnove avtomatizirovannoj obuchayuschej sistemy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. 2012.
6. Ippolitova N.V., Sterhova N.C. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.
7. Kupriyanov B.V. Dynina S.A. Sovremennye podhody k opredeleniyu suschnosti kategorii «pedagogicheskie usloviya». VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2001; № 2:101 - 104.
8. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya. Volgograd, 2000.
9. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 1996.
10. Najn A.Ya. Innovacii v obrazovanii: monografiya. Institut professional'nogo obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya Rossii, Chelyabinskij filial. Chelyabinsk. 1995.
11. Efimova Z.I., Kapitonova O.V., Klimashina T.A. Podgotovka po inostrannym yazykam: ot kursanta do prepodavatelya. Voprosy pedagogiki ipsihologii: teoriya ipraktika: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kirov: MCNIP, 2014: 106 - 113.
12. D'yachenko M.I. Psihologicheskijslovar-spravochnik. Moskva: ID Kupriyanova, 2009.
13. Odegova O.V. Formirovanie voenno-professional'noj motivacii u kursantov voennyh vuzov svyazi. Vestnik TGPU. 2010; № 2 (92) : 135 - 138.
14. Parahina O.V. Razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih inzhenerov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya voenno-morskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2016.
15. Zanyuk S.S. Psihologiya motivacii: navch. posibnik. Kiev: Libid', 2002.
16. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta. Moskva: OOO «I.D. Vil'yams», 2007.
17. Richard J., Rogers T. Approaches and methods in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
Статья поступила в редакцию 01.07.20
УДК 378.1
Kotlyakova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: tatjana.kot@inbox.ru
Kareva O.V., senior teacher, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: olizet@list.ru
METHODOLOGICAL GUIDANCE FOR ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN. The article analyzes a problem of methodological guidance of ecological and aesthetic education of senior preschool children in a preschool institution. The possibility is shown to improve the level of professional and methodological competence of preschool teachers through the organization of special methodological work. The article reveals the basics and content of the developed model for improving the professional and methodological competence of educators in the process of organizing methodological guidance for environmental and aesthetic education of senior preschool children in the preschool educational system. Various forms of methodological work that are used in the implementation of the authors' model are described. Examples of an innovative product of methodological work-a project on ecological and aesthetic education of older preschoolers.
Key words: professional competence of teachers, innovative teaching model to improve professional and methodological competence of teachers in process of organizing methodical management of ecological and aesthetic education of senior preschool children in OED, project activities in development of preschoolers.
Т.А. Котлякова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: tatjana.kot@inbox.ru
О.В. Карева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: olizet@list.ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье дается анализ проблемы методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников в дошкольном учреждении. Показана возможность повышения уровня развития профессиональной и методической компетентности педагогов дошкольных учреждений через организацию специальной методической работы. Раскрывается сущность и содержание разработанной модели повышения профессиональной и методической компетентности воспитателей в процессе организации методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников в ДОО. Описываются разнообразные формы методической работы, которые используются при реализации авторской модели. Приводятся примеры инновационного продукта методической работы - проекта по эколого-эстетическому воспитанию старших дошкольников.
Ключевые слова: профессиональная компетентность воспитателей, инновационная педагогическая деятельность, модель повышения профессиональной и методической компетентности воспитателей в процессе организации методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников в ДОО, проектная деятельность в развитии дошкольников.
Изменяющиеся в связи с введением нового ФГОС ДО требования к педагогу говорят о необходимости внесения изменений в систему методической работы ДОО, которая среди других задач решает и задачу повышения профессиональ-
ной и методической компетентности педагогов. С другой стороны, рассматриваемая нами проблема эколого-эстетического воспитания сегодня является одной из актуальных.
Анализ исследований и практики позволил выделить противоречия:
- между возрастающими требованиями к педагогам ДОО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) и недостаточно разработанным содержанием «внутрифирменного» повышения профессионального мастерства педагогов;
- между возможностями методической работы в ДОО и недостаточным ее использованием в процессе эколого-эстетического воспитания старших дошкольников.
Мы попытались определить, какие условия организации методического руководства будут способствовать достижению высокого уровня экологического и эстетического воспитания старших дошкольников.
Проблема исследования: разработка модели и соответствующей ей методики организации методического руководства процессом эколого-эстетического воспитания старших дошкольников в ДОО.
Цель: выявить и экспериментально проверить педагогические условия организации методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников.
Объект исследования: методическое руководство эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников.
Предмет исследования: организация методического руководства эколо-го-эстетическим воспитанием старших дошкольников в условиях ДОО.
Гипотеза: организация методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- создание мотивации у педагогов к участию в инновационной деятельности ДОО;
- использование методической работы для достижения каждым педагогом высокого уровня педагогического мастерства в области организации процесса эколого-эстетического воспитания старших дошкольников;
- использование методической работы для поисков наиболее эффективных методов и приемов эколого-эстетического воспитания старших дошкольников.
Значимость нашего исследования заключается в том, что:
- обоснован педагогический потенциал использования методической работы в ДОО с целью формирования профессиональной компетентности воспитателей по руководству эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников;
- разработана и теоретически обоснована методика использования методической работы с целью формирования профессиональной компетентности воспитателей по руководству эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников и определены формы, объем и содержание данной работы.
Теоретической основой нашего исследования явились:
- нормативно правовая база организации и реализации содержания дошкольного образования: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО);
- психолого-педагогические исследования экологической направленности по формированию у дошкольников положительно-эмоционального отношения к животному и растительному миру Н.И. Апполоновой [1], Э.Э. Баранниковой [1], В.А. Зебзеевой [2] и др.;
- психолого-педагогические исследования процесса эстетического воспитания в дошкольном детстве Л.С. Выготского [3], Т.Н. Дороновой [4], Т. Г Казаковой [5], Т.С. Комаровой [6], Н.В. Микляевой [7], Н.П. Сакулиной [8], Н.В. Шайдуро-вой [9] и др.;
- исследования методической работы с воспитателями дошкольных учреждений для повышения профессионального мастерства К.Ю. Белой [10], В.П. Беспалько [10], Н.В. Микляевой [7] и др.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 155 «Жар-птица» города Ульяновска (16 педагогов) и МДОУ детского сада № 2 «Сказка» рабочего поселка Майна Ульяновской области (10 педагогов).
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление уровня профессиональной и методической компетентности педагогов детских садов № 155 «Жар-птица» и № 2 «Сказка».
Для определения уровня профессиональной и методической компетентности педагогов мы воспользовались диагностикой канд. пед. наук, доц. Г Яковлевой. Полученные результаты были проанализированы и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Первоначальный уровень развития профессиональной и методической компетентности педагогов
Уровень Педагоги МБДОУ № 155 Педагоги МДОУ № 2
Кол-во % Кол-во %
Оптимальный 6 37,5 3 30
Достаточный 7 43,75 5 50
Критический 3 18,75 2 20
Следовательно, можно сделать вывод, что у воспитателей преобладает достаточный уровень, который позволяет педагогам оптимально строить профессиональное общение.
Цель формирующего этапа эксперимента: определение содержания и разработка эффективной методики повышения профессиональной и методической компетентности воспитателей в процессе организации методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников в ДОО.
При определении содержания формирующей части эксперимента мы опирались на результаты изучения личности педагогов; профессиональных затруднений и потребностей; индивидуального отношения к активным формам методической работы, заинтересованности педагогов в профессиональном развитии; на анализ результатов учебно-воспитательного процесса; уровня педагогического мастерства и квалификации, конкретных результатов эколого-эстетического воспитания старших дошкольников.
На основе рассмотрения теоретической части нашего исследования мы пришли к выводу, что повышение педагогического мастерства должно проходить как в традиционных формах, так и в нетрадиционных формах работы. Поэтому при разработке плана программы мы включили классические и новые, не имеющие широкого распространения формы работы с педагогами.
Для начала эксперимента мы собрали разнообразные формы методической работы и систематизировали их:
Традиционные формы: педсовет, творческие группы, лекции, семинар-практикум, дискуссия, диспут, стажировка.
Нетрадиционные формы: профессионально-педагогический клуб, педагогическая мастерская, педагогическая викторина, «сократовская беседа», психолого-педагогический тренинг, диспут «мозговая атака», деловая ролевая игра, деловая имитационная игра, деловая продуктивная игра, решение педагогической задачи, «аукцион идей», ярмарка педагогических идей, мастер-класс, практикум в форме «аквариума», творческий отчет, творческая гостиная, научно-практическая конференция.
На начальном этапе формирующего эксперимента основной задачей являлось пробудить интерес воспитателей к предстоящей работе, вызвать желание проявить творческую инициативу, дать начало инновационным преобразованиям. Потребовались качественные изменения в методической работе. Для этого были определены условия, при которых педагоги будут полностью увлечены идеей разработки и внедрения новых методик эколого-эстетического воспитания старших дошкольников в работу ДОО.
Нами была разработана модель повышения профессиональной и методической компетентности воспитателей в процессе организации методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников в ДОО (рис. 1).
Ожидаемым результатом нашей экспериментальной работы будет формирование творческого потенциала воспитателей ДОО. Движущей силой развития прогрессивных идей является творческий поиск, который способствует развитию профессиональных компетентностей педагогов, а также организация различных форм повышения квалификации в режиме совместной деятельности.
Этапы формирования технологии управления работой творческих проблемных групп:
1. Создание творческих групп: особая роль в работе была отведена созданию творческих групп, которые позволили организовать команды единомышленников для решения практических профессиональных задач. Каждая творческая группа являлась самостоятельным звеном, специализируясь на разработке материала для конкретной возрастной группы (старшей или подготовительной к школе), но в то же время входила в общий механизм по внедрению инновационных технологий в работу ДОО.
2. Определение направления, основной концепции и структуры работы. При организации каждой творческой группы мы учитывали выбор направления работы; разработку концепции и программы творческой деятельности; определение структуры работы; создание условий для реализации творческого проекта.
Были разработаны и проведены разнообразные мероприятия формирующего эксперимента для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Деловая игра «7 ключей от мастерства» проводилась с целью развития интеллектуального потенциала педагогов, стимулирование интереса к проявлению педагогического мастерства и творческой находчивости.
Подведение итогов игры осуществлялось за круглым столом. Педагогам очень понравилась сама игра, это необычно, бодрит и одновременно заставляет думать и принимать решения. Время, играя, прошло незаметно, очень понравились этапы с определениями, предложениями, ответами на вопросы. С одной стороны, казалось, что педагоги сдают какой-то экзамен на звание, а с другой -очень интересное проведение мероприятия. Просто замечательно было каждому получить медали с индивидуальными пожеланиями.
Эффективной формой работы для всех групп педагогов оказалась деловая игра, которая позволила в занимательной форме отработать профессиональные навыки: умение планировать свою деятельность, проводить различные типы занятий в соответствии с выбранной педагогической технологией с учетом возрастных особенностей детей. Эта форма работы позволяет осознать свои успехи
Модель повышения профессиональной и методической компетентности воспитателей в процессе организации методического руководства эколого-эстетическим воспитанием старших дошкольников в ДОО
Цель: Формирование творческого потенциала воспитателей ДОО
Рис. 1. Модель повышения профессиональной и методической компетентности воспитателей в процессе организации методического руководства
экологоастетичесим воспитаниемстареихдогкольников в ДОО
и неудачи, определить при помощи своих коллег путь, повышая уровень своего мастерства. По окончании проведения эта форма дает возможность обсуждения вопроса в позитивном ключе, высказать пожелания коллегам, чтобы быть более успешным в своей профессии.
При проведении педагогических советов в форме диспута «мозговая атака» мы организовали оживленное обсуждение выдвинутых вопросов, что дало возможность всем членам педсоветов быть выслушанными и услышанными, и уверенность участников в том, что их мнение будет учтено и принято, а
если оно опровергается и отвергается, то только аргументировано и на основе фактов.
Удачной и высокоэффективной формой считаем ярмарку педагогических идей (при моделировании занятий разных типов, демонстрации творческих профессиональных работ).
При организации педагогической мастерской воспитатели получили творческую свободу. Эта форма работы предоставила возможность педагогам спокойно подумать, сравнить свою позицию с позицией коллег. Мастерская по-
зволила педагогам вместе с мастером постигать используемую педагогическую технологию.
Низкой методической эффективностью при проведении стали дискуссионные формы (дебаты, «мозговой штурм»), это мы связываем с тем, что дискуссия предполагает широкий спектр научных знаний по проблеме и активное обсуждение различных точек зрения, порой прямо противоположных, на ту или иную проблему. Используя эту форму, не получилось коллективного сопоставления мнений, идей, предложений. Мы объясняем это тем, что педагоги не имеют высокой теоретической подготовки по проблеме организации эколого-эстетического воспитания старших дошкольников.
Эффективной формой, заинтересовавшей всех педагогов, является решение конкретных педагогических ситуаций, которые можно отнести к методам групповой дискуссии.
Особенно интересной и эффективной, с точки зрения педагогов, формой работы является открытый профессиональный клуб. Хотя основными целями этого вида являются следующие: сплочение педагогического коллектива, улучшение психологического микроклимата, стимулирование педагогического творчества, организация полноценного досуга и повышение уровня педагогического мастерства. Значимость высокой оценки со стороны педагогов этой формы методической работы мы считаем в том, что она носит неформальный характер, а деятельность основана на интересах и личных потребностях педагогов.
Результатом работы творческих групп стала разработка интересных авторских интегрированных проектов по организации эколого-художественной детской деятельности.
Для полноты представления о разработанных проектах мы приведем пример информационной карты интегрированного проекта.
Проект для детей старшей группы
«Удивительная птица красношейная поганка»
Вид проекта: познавательный.
Длительность: длительный.
Цель проекта: развитие у детей интереса к птицам, чувства бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Формировать у детей знания об особенностях строения, цикле развития птицы красношейная поганка, способе питания, образе жизни, значении для окружающей природы.
2. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Развивать наблюдательность, мыслительную активность.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и к редким обитателям лесов и полей родного края, развивать эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат: создание выставки рисунков и поделок «Удивительная птица красношейная поганка».
1 этап - целеполагание:
Беседа с детьми о редких птицах из Красной книги и мотивация детей на изучение необычной редкой птицы красношейной поганки и создание ее образа в собственной изобразительной деятельности.
2 этап - планирование:
1. Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» по теме «Знакомство с красношейной поганкой»: формирование знаний о редких птицах (красношейной поганки), развитие доброго отношения и интереса к редким птицам родного края.
Библиографический список
2. Чтение и обсуждение рассказов про красношейную поганку: «Поганки» (В.В. Бианки); «Поганки» (Н. Сладков).
3. Чтение стихов про птицу поганку.
4. Непосредственная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) по теме «Волшебная птичка - красношей-ная поганка»: формирование у детей творческих навыков в процессе рисования птицы.
3 этап - осуществление проекта: реализованы все запланированные мероприятия.
4 этап - презентация проекта: выставка рисунков и поделок «Удивительная птица красношейная поганка».
6 этап - анализ результатов.
Таким образом, формируя у дошкольников знания о жизни птицы красно-шейная поганка, создавая птиц своими руками, мы создаём наиболее благоприятные, наиболее эффективные условия для познавательного, экологического развития, эстетического воспитания детей, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В целом творческий подход, реализуемый в системе методической работы, нашел свое отражение в поиске и внедрении новых форм и содержания методической работы, направленных на развитие творческого потенциала педагогов, что значительно активизировало их педагогическое творчество при организации эколого-эстетического воспитания старших дошкольников.
Для выявления эффективности проведенной экспериментальной методики после проведения формирующего этапа был осуществлен контрольный этап эксперимента, который включал повторную диагностику уровня профессиональной и методической компетентности педагогов. Результаты повторной диагностики представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень развития профессиональной и методической компетентности педагогов на контрольном этапе
Педагоги МБДОУ Педагоги МДОУ
Уровень № 155 № 2
Кол-во % Кол-во %
Оптимальный 9 56,25 6 60
Достаточный 7 43,75 4 40
Критический 0 - 0 -
Из сравнительного анализа данных мы выявили, что на период констатирующего эксперимента педагоги показали не самые высокие результаты, в основном достаточный уровень профессиональной компетенции. Но после проведенной работы в контрольном эксперименте стало видно, что динамика показателей уровня профессиональной компетенции педагогов значительно выросла, оптимальный уровень составил 56,25% и 60%, показатели достаточного уровня профессиональной компетенции педагогов ДОО составили 43,75% и 40%.
Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности и целесообразности использования разработанных форм методической работы в процессе формирования профессиональной компетенции педагогов ДОО.
1. Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Петрова Н.М. Прикоснись к природе сердцем. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста (6 - 7 лет): методическое пособие. Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2015.
2. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в современном обществе: приоритеты и перспективы. Вопросы науки. 2014; 37 - 43.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. Санкт-Петербург: Союз, 2007.
4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2003.
5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов. Дошкольное воспитание. 2006; № 2: 80 - 87.
6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва: Мозаика-Синтез, 2005.
7. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания. Под редакцией Н.В. Микляевой. Москва: ТЦ Сфера, 2013.
8. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2002.
9. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Москва: ТЦ Сфера, 2008.
10. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. Москва, 2012.
References
1. Appolonova N.I., Barannikova 'E.'E., Petrova N.M. Prikosnis'kprirode serdcem. Vospitanie osnov 'ekologicheskojkul'tury detejdoshkol'nogo vozrasta (6 - 7let): metodicheskoe posobie. Ul'yanovsk: Izdatel' Kachalin A.V., 2015.
2. Zebzeeva V.A. 'Ekologicheskoe obrazovanie detej doshkol'nogo vozrasta v sovremennom obschestve: prioritety i perspektivy. Voprosy nauki. 2014; 37 - 43.
3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v doshkol'nom vozraste. Sankt-Peterburg: Soyuz, 2007.
4. Doronova T.N. Doshkol'nikam ob iskusstve: uchebno-naglyadnoe posobie dlya detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 2003.
5. Kazakova T.G. Izobrazitel'naya deyatel'nost': integraciya i vzaimosvyaz' vidov. Doshkol'noe vospitanie. 2006; № 2: 80 - 87.
6. Komarova T.S. Detskoe hudozhestvennoe tvorchestvo: metodicheskoe posobie dlya vospitatelej i pedagogov. Moskva: Mozaika-Sintez, 2005.
7. Integraciya obrazovatel'nogo processa na osnove hudozhestvenno-'esteticheskogo vospitaniya. Pod redakciej N.V. Miklyaevoj. Moskva: TC Sfera, 2013.
8. Sakulina N., Komarova T. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v detskom sadu. Moskva, 2002.
9. Shajdurova N.V. Metodika obucheniya risovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: TC Sfera, 2008.
10. Belaya K.Yu. Metodicheskaya rabota v DOU: analiz, planirovanie, formy i metody. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 08.06.20