Научная статья на тему 'Изучение уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста'

Изучение уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетические ценности / художественная культура / родной край / региональный компонент / экспериментальное исследование / aesthetic values / artistic culture / the native land / the regional component / an experimental study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахимова Эльмира Фоатовна

В статье представлены результаты экспериментальной работы по изучению уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста. Рассмотрены их количественные и качественные показатели по таким составляющим, как архитектура и скульптура родного города, пейзажная и портретная живопись региональных художников. На их основе обоснована значимость организации педагогического процесса, направленного на формирование у дошкольников более глубоких представлений об эстетических ценностях родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахимова Эльмира Фоатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF LEVEL OF PRESCHOOL CHILDREN’S MASTERING THE ETHICAL VALUES OF NATIVE LAND

The article presents the results of experimental studies on the level of mastering of aesthetic values of his native land children of preschool age. We consider their quantitative and qualitative indicators for such components as architecture and sculpture hometown, landscape and portraiture regional artists.On this basis, it proved the importance of the organization of pedagogical process aimed at developing preschool children a deeper understanding of the aesthetic values of his native land.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста»

УДК 373.2

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

РОДНОГО КРАЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Э.Ф. Абдрахимова

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по изучению уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста. Рассмотрены их количественные и качественные показатели по таким составляющим, как архитектура и скульптура родного города, пейзажная и портретная живопись региональных художников. На их основе обоснована значимость организации педагогического процесса, направленного на формирование у дошкольников более глубоких представлений об эстетических ценностях родного края.

Ключевые слова: эстетические ценности, художественная культура, родной край, региональный компонент, экспериментальное исследование.

STUDY OF LEVEL OF PRESCHOOL CHILDREN’S

MASTERING THE ETHICAL VALUES OF NATIVE LAND

E. Abdrakhimova

Abstract. The article presents the results of experimental studies on the level of mastering of aesthetic values of his native land children of preschool age. We consider their quantitative and qualitative indicators for such components as architecture and sculpture hometown, landscape and portraiture regional artists.On this basis, it proved the importance of the organization of pedagogical process aimed at developing preschool children a deeper understanding of the aesthetic values of his native land.

Keywords: aesthetic values, artistic culture, the native land, the regional component, an experimental study.

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного образования является

формирование у детей интереса к культурноэстетическим ценностям, способствующего приобщению к духовно-эстетическим нормам общества. Реализация данной задачи способствует развитию мировосприятия дошкольников, основанного на

общечеловеческих ценностях, а также становлению социально-активной личности в будущем.

В теории дошкольной педагогики имеется ряд исследований, посвященных проблемам приобщения дошкольников к эстетическим ценностям с использованием различных видов искусства. Так, в работах Е.В. Гончаровой установлено, что у старших дошкольников возможно сформировать эстетически ценностное отношение к произведениям монументальной скульптуры. Г.М. Вишневой проведены исследования по развитию эстетического восприятия скульптуры малых форм [4, с. 38].

Значимость произведений искусства различных форм и жанров на процесс усвоения эстетических ценностей детьми дошкольного возраста обусловлена их яркой художественнообразной форме отражения действительности, вызывающей эмоции, способствующей

активизации мыслительной аналитической деятельности. Теоретическое обоснование места и роли произведений искусства в процессе усвоения эстетических ценностей представлено в трудах М.И. Богомоловой [1], Н.А. Дмитриевой [2], Л.М. Захаровой [3], Е.В. Квятковского [5], Т.А. Котляковой [6], В.С. Кузина [7], Б.П. Юсова [9] и других.

В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают не отдельные виды искусств, а художественная культура в целом, как сильнейший эмоциональный фактор и как среда формирования личности ребенка. Именно она является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального менталитета, отражая весь окружающий нас мир, она оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребенка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей [8, с. 3].

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных определены задачи полихудожественного образования,

направленные на формирование высоких нравственных качеств через усвоение эстетических ценностей художественной культуры.

Особое значение в процессе формирования эстетических ценностей у детей дошкольного возраста имеет региональный компонент. Это обусловлено тем, что дошкольники начинают познавать мир с близкого, понятного, реально осязаемого. Использование региональной культуры в педагогическом процессе обеспечивает формирование эстетических ценностей на материале культурноисторических традиций родного края. Мы полагаем, что усвоение дошкольниками эстетических ценностей - это, прежде всего, и есть формирование эстетического отношения к родной природе, родному городу, архитектурным и историческим памятникам, искусству, местным культурным традициям.

Региональная культура обладает богатым педагогическим потенциалом в области формирования эстетических ценностей, но анализ практики организации дошкольного образования показал, пока она используется недостаточно и фрагментарно. Данное обстоятельство указывает на актуальность экспериментального изучения состояния проблемы усвоенияэстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста.

Для экспериментального изучения уровня усвоения дошкольниками эстетических ценностей родного края мы провели четыре диагностических среза по соответствующим выделенным нами направлениям работы по региональному компоненту:

- архитектура родного города;

- пейзажная живопись ульяновских художников;

- картины ульяновских портретистов;

- скульптура родного города.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе МБДОУ № 174 г. Ульяновска в период с сентября 2013 года по май 2014 года. Участие в эксперименте принимали участие дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Диагностика уровня усвоения детьми эстетических ценностей родного края по выбранным направлениям у детей 3-7 лет осуществляется посредством методик, включающих наблюдения, беседы, игровые ситуации, анализ продуктов детской деятельности.

Для определения особенностей ранее усвоенных эстетических ценностей по каждому направлению нами были выделены критерии оценки, позволяющие отнести ребенка к высокому, среднему или низкому уровням соответственно.

Высокий уровень характеризовался нами хорошо сформированными знаниями, представлениями и художественно-

творческими навыками по диагностируемому направлению.

Средний уровень был представлен частично сформированными знаниями, представлениями и художественно-творческими навыками по диагностируемому направлению.

Низкий уровень определялся не сформированными знаниями, представлениями и художественно-творческими навыками по диагностируемому направлению.

Проанализируем полученные результаты.

Результаты диагностики уровня усвоения детьми эстетических ценностей родного края по теме «Архитектура родного города» у детей 3-7 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Уровни усвоения детьми МБДОУ №174 эстетических ценностей родного края по теме «Архитектура родного города»

Уровни Воспитанники МБДОУ № 174

II младшая гр. средняя гр. старшая гр. подготов. гр.

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

низкий 12 44,4% 9 33,3% 6 26,1% 1 3,4%

средний 15 55,6% 18 66,7% 15 65,2% 22 75,9%

высокий - - - - 2 8,7% 6 20,7%

Таким образом, результаты диагностики по направлению «Архитектура родного города» показали, что большинство детей имеют некоторые представления об архитектуре и связанных с ней понятий в соответствии с возрастной группой, но они не достаточны. Часть детей призналась, что они не обращали внимания на архитектуру

города, даже, например, во время прогулок с родителями. Дети мало или почти ничего не знают об истории Симбирска, его строений. Причем, большая часть знаний получена в ходе занятий от воспитателей детского сада.

Результаты диагностики уровня усвоения детьми эстетических ценностей родного края

по теме «Пейзажная живопись ульяновских художников» у детей 3-7 лет представлены в таблице 2. При проведении мониторинга по теме «Пейзажная живопись ульяновских художников» нами было выяснено, что у младших дошкольников объем представлений о труде, материале, инструментах, с которыми работает художник для написания картин, очень мал. При рассматривании картин дети малоактивны, почти не устанавливают связи между образами. В средней группе дети без особого желания начинают рассматривать пейзажную картину. Но при использовании игрового метода быстро «загораются». С помощью воспитателя дают образные характеристики объектам. Трудно

устанавливают связи между объектами, но с помощью воспитателя могут их обосновать. Старшие дошкольники в большинстве

проявляют интерес к рассматриванию пейзажных картин. Картину могут рассматривать достаточно долго и с интересом. Хотя при рассказывании по картине и прибегают к помощи воспитателя, но ответы носят самостоятельную формулировку. При описании объектов используют, выделяют черты выразительности, настроения, колорита. С помощью воспитателя дают оценку произведению искусства. Знают известных художников, они знакомы с их произведениями. Но даже старшие дошкольники практически не знают никого из художников-земляков.

Результаты диагностики уровня усвоения детьми эстетических ценностей родного края по теме «Картины ульяновских портретистов» у детей 3-7 лет представлены в таблице 3.

Таблица 2. - Уровни усвоения детьми МБДОУ №174 эстетических ценностей родного края по теме «Пейзажная живопись ульяновских художников»

Уровни Воспитанники МБДОУ № 174

II младшая гр. средняя гр. старшая гр. подготов.гр.

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

низкий 16 59,3 % 12 44,4 % 5 21,7 % - -

средний 11 40,7 % 15 55,6 % 15 65,2 % 21 72,4 %

высокий - - - - 3 13,1 % 8 27,6 %

Таблица 3. - Уровни усвоения детьми МБДОУ №174 эстетических ценностей родного края по теме «Картины ульяновских портретистов»

Уровни Воспитанники МБДОУ №17z

средняя гр. старшая гр. подготов. гр.

кол-во % кол-во % кол-во %

низкий 14 51,9% 9 39,1% 5 17,2%

средний 13 48,1% 13 56,6% 21 72,4%

высокий - - 1 4,3% 3 10,4%

После проведения мониторинга по теме «Картины ульяновских портретистов» было установлено, что большинство детей имеют некоторые представления о жанре портрета и связанных с ним понятий в соответствии с возрастной группой, но с портретистами Ульяновской области и их произведениями они не знакомы.

Результаты диагностики уровня усвоения детьми эстетических ценностей родного края по теме «Скульптура родного города» у детей 3-7 лет представлены в таблице 4. При проведении мониторинга по теме «Скульптура

родного города» было выявлено, что дети проявляют интерес и желание общаться с разными видами скульптуры (в соответствии с возрастной группой), замечают яркие характерные признаки. Видят и понимают эмоциональные состояния художественных образов, сопереживают им. При активном побуждении взрослого могут общаться по поводу воспринятого, эмоционально образно высказывать свои суждения. Но они мало или почти ничего не знают о памятниках, украшающих родной город Ульяновск.

Таблица 4. - Уровни усвоения детьми МБДОУ №174 эстетических ценностей родного края по теме «Скульптурародного города»

Уровни Воспитанники МБДОУ № 174

II младшая гр. средняя гр. старшая гр. подготов. гр.

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

низкий 12 44,4% 10 37% 7 30,4% 4 13,8%

средний 15 55,6% 17 63% 13 56,5% 22 75,9%

высокий - - - - 3 13,1% 3 10,3%

Таким образом, результаты диагностики показывают, что большинство детей имеют достаточно низкие уровни представлений об эстетических ценностях родного края при наличии достаточных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства на примере

произведений российских художников,

изучаемых по федеральной образовательной программе ДОУ. Для детей характерны не

полные представления об архитектуре Симбирска-Ульяновска, о творчестве местных художников пейзажного и портретного жанров, о скульптуре, украшающей родной город.

Полученные результаты указывают, что в настоящий момент отмечается достаточно острая необходимость более пристального внимания к такой области воспитания дошкольников как культурно-эстетическое, обеспечивающее духовное, всестороннее

развитие ребенка. Сохраняя традиционные известные сферы действительности

(общественная культура, мир природы, социальная жизнь, внутренний мир ребёнка), соответствующий раздел этой работы следует наполнить новым содержанием, соотносящимся с региональными особенностями,

нестандартными темами.

Итоги экспериментального исследования определили необходимость организации

системной работы по формированию знаний об архитектуре Симбирска-Ульяновска, о творчестве местных художников пейзажного и портретного жанров, о скульптуре, украшающей родной город, с целью развития ценностносмыслового восприятия изобразительного

искусства родного края у дошкольников.

Литература:

1. Богомолова М.И. Этнопедагогические аспекты в воспитании поликультурности у детей: учебное пособие. - Ульяновск, «Вектор-С». - 2008. - 81с.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2. - М., Искусство, 1975. - 344 с.

3. Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Программа по приобщению дошкольников к культурно -историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. - Ульяновск, УлГПУ. - 2010. - 56 с.

4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития

детского изобразительного творчества: учеб.

пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». - М., ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

5. Квятковский Е.Г. Через эмоции к высокой духовности // Дошкольное воспитание. - 1992. -№1. - С. 57-61.

6. Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. - Ульяновск. Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - 64 с.

7. Кузин В.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1980. - 400 с.

8. Платохина Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу: Автореф.канд.дис. - Ростов-на-Дону, 2002. - 22с.

9. Юсов Б.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И.

Живой мир искусства: Программа

полихудожественного развития школьников 1-4 классов. - М.: Прогресс, 1998. - 240с.

Сведения об авторе:

Абдрахимова Эльмира Фоатовна (г. Ульяновск, Россия), аспирант кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», заведующий МБДОУ № 174, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

E. Abdrakhimova (Ulyanovsk, Russia), postgraduate at Department of Preschool and Elementary General Education, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, head of the play school №174, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.