Научная статья на тему 'Формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой'

Формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / AESTHETIC PERCEPTION / СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / ФОРМЫ СКУЛЬПТУРЫ / СКУЛЬПТУРА РОДНОГО ГОРОДА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE CONTENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / SHAPED SCULPTURE / THE SCULPTURE OF A NATIVE TOWN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахимова Эльмира Фоатовна

В статье обоснована актуальность ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой родного города в развитии эстетического и ценностно-смыслового восприятия изобразительного искусства. Раскрыты особенности организации работы с дошкольниками в данном направлении. Описано содержание и формы организации образовательной деятельности в условиях дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of value-oriented and sense perception of the culture of the native land in preschool children in the process of their acquaintance with sculpture

The article ground the urgency of acquaintance of preschool children with a sculpture of their native city key element of the development of aesthetic and value-semantic perception of art. It underlines the features of the organization of work with preschool children in this area. It describes the content and form of organization of educational activity in the conditions of preschool organization.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой»

Абрахимова Э. Ф.

формирование ценностно-смыслового восприятия культуры родного края у дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой

Развитие эстетического и ценностно-смыслового восприятия является сложным и многоаспектным процессом, предполагающим всестороннее познание окружающего мира на основе эмоций и непосредственного взаимодействия с природой и обществом[2]. Первоосновы данного восприятия начинают складываться уже в дошкольном возрасте.

Эффективными средствами формирования основ эстетического и ценностно-смыслового восприятия в период дошкольного детства являются разнообразные виды изобразительного искусства. это обусловлено тем, что изобразительное искусство передает красоту и гармонию окружающего через наглядные и узнаваемые образы. Произведения, созданные талантливыми художниками, скульптурами, архитекторами, раскрывают духовное, эстетическое и эмоциональное отношение человека к различным объектам, событиям и явлениям. Они способствуют постижению детьми духовной и материальной красоты.

На наш взгляд, особое место в процессе развития эстетического и ценностно-смыслового восприятия у дошкольников занимает скульптура, которая является неотъемлемым элементом городской среды. Дети достаточно часто сталкиваются с данным видом изобразительного искусства, гуляя по улицам родного города. Человек, просто гуляя по городу, повсюду встречает скульптуру - памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках, парковая скульптура на участках школ и дошкольных учреждений.

Главная тема скульптуры - человек; реже встречаются изображения животных (анималистический жанр). В отличие от живописи или графики, которые на плоскости создают иллюзорное впечатление пространства и объемности предметов, произведения скульптуры имеют реальный трехмерный объем и окружены реальным пространством.

Скульптор может показать одну фигуру или несколько в определенных взаимоотношениях. в позе или движении человека, в выражении его лица скульптор может передать и порыв, и гнев, и радость, и горе, и даже холод и непогоду. Все это достигается расположением объемов в пространстве, их пропорциями, движением. Выразительности образа содействуют также пластика,

моделировка, игра света и тени на поверхности скульптурного произведения, материал, из которого оно сделано: тяжелый суровый гранит, или белый с теплым оттенком мрамор, или легкий серо-серебристый с жесткой поверхностью алюминий.

В рельефе выпуклое объемное изображение помещается на плоскости. В этом виде скульптуры можно показать многофигурные группы людей, передать, хотя и скупо, пейзажное и предметное окружение. Делая рельеф различной высоты, скульптор добивается ощущения нужной глубины и пространственности композиции. Так как рельефы неотрывно связаны с плоскостью, они широко применяются для украшения стен зданий.

Произведения скульптуры, связанные с архитектурой или пейзажем, называются монументальной скульптурой. Такие произведения выражают большие общественные, гражданственные идеи. Содержание их обычно героическое, возвышенное. Формы - обобщенные и крупные.

Станковой скульптуре более свойственны тонкая психологическая характеристика образов и тщательная передача формы, что не обязательно для произведений монументального искусства, рассчитанных на рассматривание со значительного расстояния.

Скульптура известна с древнейших времен. Популярным видом творческой деятельности человека скульптура являлась во все времена: в первобытном обществе (рельефы на скалах с охотничьими сценами); в древнем Египте (колоссальные статуи фараонов и сфинксов); в античной Греции (непревзойденные скульптуры богов и олимпиоников); в средневековой Европе (статуи апостолов, пророков, святых, идеализированные образы реальных лиц); в Италии эпохи Возрождения (бессмертные произведения Донателло, Веррокьо, Микеланджело); в Древней Руси (рельефы на белокаменном убранстве храмов); в Москве и Петербурге XVП-XIX веков (монументальные скульптуры в общеевропейском стиле); в России 20 века (героические образы защитников Родины в Великой отечественной войне).

Выбор вида искусства скульптура при приобщении дошкольников к видам и жанрам изобразительного искусства родного города не случаен, он обусловлен тем, что именно при помощи приобщения дошкольников к скульптуре можно познакомить дошкольников с изображением человека, его пропорций, личностной характеристики, специфики жизни; показать дошкольникам красоту родного края через ознакомление со скульптурой, украшающей родной город.

Стоит отметить, что центральная тема скульптуры, как вида художественно-изобразительного искусства, - это человек, так называемый фигуратив. Несколько реже встречается анималистический жанр, передающий изображения животных. И совсем редко встречаются скульптуры предметов обихода и пейзажи.

Выполнение любой скульптуры основано на принципе объемного или трехмерного изображения объекта, что существенно отличает ее от произведений графики и живописи, которые создают иллюзорное впечатление пространства и объемности предметов одной плоскости [4].

Замысел скульптура может быть воплощен с использованием различных материалов: камня, глины, гипса, металла, дерева и др., а также способов обработки: высекание, лепка, литье, ковка, чеканка, резьба и др. Кроме того, скульптура может состоять из одной фигуры или нескольких, находящихся в определенных взаимоотношениях. С помощью материала, технических и художественных приемов его обработки, расположения объемов, пропорций в скульптуре могут передаваться разнообразные чувства и отношения: радость, удивление, умиротворение, горе, гнев и пр. Стоит отметить, что размещение скульптуры в окружающем пространстве, игра света и тени на ее поверхности способствует еще большей передачи определенной выразительности и замысла мастера.

На прогулках и экскурсиях по родному городу, посещая музеи дети могут увидеть две основные разновидности скульптуры: круглую, которая представлена статуями, скульптурными группами, бюстами, статуэтками и пр., и свободно размещена в окружающем пространстве, предоставляя возможность кругового обзора; и рельефы, характеризующиеся выпуклым изображением на плоскости, которая и образует фон.

Стоит отметить, что наиболее часто дети сталкиваются произведениями скульптуры круглых форм, которая согласно их содержанию и функциям подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Первые две формы тесно связаны с архитектурой и окружающим пейзажем, передавая определенные общественно-гражданские идеи, героические и возвышенные настроения. эти формы, как правило, представлены монументами, мемориалами, статуями, стелами, обелисками, триумфальными арками и пр., которые имеют особую величавость и крупные размеры, широту обобщения.

Станковая скульптура имеет более тонкую психологическую природу, определенную повествовательность, требующую точную передачу форм в небольших размерах, рассчитанных на восприятие произведения с незначительных расстояний. С данной формой дети знакомятся при посещении музеев, выставок, экспозиций и пр.

Скульптура малых форм входит в жизнь ребенка одной из первых, так как она представлена произведениями декора жилых помещений: статуэтками, настольными портретными бюстами, композициями жанрово-бытового содержания, сувенирными моделями памятников и пр., которые могут быть созданы как художественно-промышленным, так и ручным способом из различного вида материалов: стекла, фарфора, дерева, пластмассы, камня, кости и др.

Следует отметить, что любой вид скульптуры вполне доступен для восприятия и осмысления детьми дошкольного возраста, что обосновано в исследованиях Г.М.Вишневой (восприятие детьми скульптуры малых форм) и Е.В.Гончаровой (восприятие старшими дошкольниками монументальной скульптуры) [1].

Нанашвзгляд,впроцессеознакомлениядошкольниковсоскульптуройможно сформировать не только представления об ее художественно-изобразительных особенностях, но и развить эстетическое и ценностно-смысловое восприятие, эстетический вкус, познакомить с культурой и историей родного края. Поэтому в рамках нашего педагогического эксперимента по развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства родного края у детей дошкольного возраста, одним из основных направлений было выбрано следующее - «Скульптура родного города».

Основными задачами образовательной деятельности в данном направлении были [3;4]:

- приобщение детей к различными формам и видам скульптуры через ознакомление с творчеством скульпторов родного края;

- развитие навыков продуктивной деятельности дошкольников в процессе ознакомления со скульптурой;

- развитие детского художественного творчества.

Известно, что восприятие произведений искусства, в том числе и скульптуры, развивается постепенно. Поэтому отбирая материал мы учитывали, в первую очередь, возрастные особенности детского восприятия, что выражалось в оценке доступности скульптуры по ее формам, детализации, реалистичности изображения.

Соответственно этим требованиям детей младшей группы мы знакомили с малыми формами скульптуры, представленными произведениями народных умельцев, обращая особое внимание на выразительные стороны каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику[4].

В работе с дошкольниками более старшего возраста мы особое внимание уделяли ознакомлению с различными формами скульптуры, а также знакомству детей со спецификой работы художника-скульптора на примерах памятников Ульяновских мастеров. Знакомили детей с основными этапами изготовления скульптуры.

С этой целью дошкольники знакомились с изображениями творческих работ Ульяновских скульпторов и задавали детям различные вопросы: «Какие достопримечательности вы здесь узнаете?», «Как вы думаете, из какого материала изготовлен памятник?», «Чем интересна работа скульптора?», «Что вы бы хотели слепить сами?», «Что бы вам хотелось поменять в нашем городе?».

В процессе образовательной деятельности дошкольники постепенно переходили от элементарного наглядно-чувственного впечатления при восприятии скульптуры до самостоятельного создания оригинального образа выразительными средствами в собственной творческой деятельности.

В работе мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми: рассматривание фотоальбомов, видео-экскурсия по родному городу, посещение выставок, чтение художественной литературы, дидактические игры, игры-путешествия, игры-фантазирование, мини-презентации о

достопримечательностях родного города и наших Ульяновских художниках, создание коллажей.

С самого начала экспериментальной работы мы отмечали интерес и активность детей при ознакомлении с разнообразной скульптурой. В этом процессе у детей также развивались умения делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (глина, камень, дерево, металл) значительно обогатило сенсорный опыт детей.

Таким образом, ознакомление дошкольников со скульптурой родного города имеет существенное влияние на развитие эстетического и ценностно-смыслового восприятия изобразительного искусства, формирует и обогащает эмоционально-эстетический опыт, одновременно повышая познавательный интерес к родному краю.

Современная теория и практика развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста нуждается в дальнейшей разработке, поиске новых эффективных приемов и средств, создании новых методик и технологий. Но важно не забывать и о тех классических методах и средствах, которые наработаны за много веков существования педагогической науки и эффективность которых проверена временем. Одним из таких средств, несомненно является изобразительное искусство родного края.

литература

1. Абдрахимова Э.Ф. Изучение уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста // Казанский педагогический журнал. Казань. 2015. №6. С.280-283.

2. Захарова Л.М., Котлякова Т. А. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. Ульяновск: УлГПУ. 2010. 56с.

3. Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. 2013. 64 с.

4. Котлякова Т. А., Абдрахимова Э.Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников. Методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое развитие дошкольников». Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. 2014. 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.