Научная статья на тему 'Развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия пейзажных картин художников родного края'

Развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия пейзажных картин художников родного края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / AESTHETIC PERCEPTION / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ / LANDSCAPE PAINTING / ХУДОЖНИКИ РОДНОГО КРАЯ / THE ARTISTS OF HIS NATIVE LAND / ФОРМЫ РАБОТЫ / FORMS OF WORK / CULTURAL AND HISTORICAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахимова Э.Ф.

В статье рассмотрены вопросы использования пейзажной живописи в процессе развития эстетического и ценностно-смыслового восприятия изобразительного искусства родного края. Приводится описание собственной педагогической деятельности по данной теме: отбор содержания образовательной деятельности, формы организации, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of value-mearning perception of the landscape paintings by the artists of the native land in preschool children

The article discusses the use of landscape painting in the development of aesthetic and value-meaning perception of the fine arts of the native land. It gives the description of their own educational activities on the subject: the selection of the content of the educational activities, organizational forms, methods and techniques for working with children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия пейзажных картин художников родного края»

современные технологии обучения

Абрахимова Э. Ф.

развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия пейзажных картин художников родного края

Одним из эффективных средств развития у детей дошкольного возраста эстетического и ценностно-смыслового восприятия культурно-исторических ценностей родного края является пейзажная живопись.

Известно, что пейзаж - это один из уникальных жанров изобразительного искусства, благодаря которому передается естественная красота и поэтичность окружающего мира. В зависимости от объекта изображения живописные пейзажи подразделяются на различные виды: первозданные природные пейзажи: лесные, морские, горные, космические; природа, измененная человеком: сельские и городские; индустриальные, изображающие конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы; исторические пейзажи, передающие изображение какой-либо местности в определенную эпоху, а также сказочный и фантастический пейзажи.

стоит отметить, что успешность передачи объекта в любом виде пейзажа зависит от композиции и пространственной составляющей. Именно размещение объектов на полотне, передача художником глубины и объема изображаемого с помощью палитры красок и художественных приемов влияет на реалистичное восприятие картины. Поэтому пейзажи высокохудожественного качества имеют огромное влияние на развитие художественного восприятия, начиная с дошкольного возраста. Особое место в работе с детьми этого возраста занимают пейзажи, которые передают красоту родного края. Ознакомление с ними позволяет познакомить с неповторимым обликом природы, города, села, в котором проживает ребенком, сформировать у него чувство прекрасного, гордости за свой край. Благодаря пейзажу знакомые объекты раскрываются перед детьми как художественные и эстетические культурно-исторические ценности.

В психолого-педагогических исследованиях (А.В. запорожец [2], В.В. Давыдов [1], Н.Н. Поддьяков [5] и др.) указывается на то, что в процессе восприятия художественных произведений живописи у дошкольников развивается способность выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать

связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

На наш взгляд, пейзажная живопись способствует ознакомлению дошкольников с изображением общих свойств родной природы, ее естественных закономерностей, входящих в общую характеристику родного края, указывающих на специфику национальной жизни, уклада; показать дошкольникам красоту каждого мгновения, каждого состояния природы родного края.

Поэтому одним из основных направлений нашей экспериментальной деятельности, направленной на развитие эстетического и ценностно-смыслового восприятия культурно-исторических ценностей родного края у детей дошкольного возраста, было ознакомление с пейзажной живописью ульяновских художников.

Для реализации работы в этом направлении пейзажные картины были отобраны согласно требованиям, которые определены в работах Т.А.Котляковой [3]:

- для детей младшей группы - пейзажи, изображающие знакомые объекты родной природы;

- для детей средней группы - пейзажи, передающие яркие сезонные признаки природы;

- для детей старшей группы - пейзажи, ярко демонстрирующие разнообразие средств выразительности, которыми художники пользуются в разных видах пейзажной живописи;

- для детей подготовительной группы - пейзажи, демонстрирующие разнообразие художественных стилей и индивидуальной манеры художников.

Отбор картин был обусловлен как возрастными возможностями детей, так и одной из задач образовательной деятельности, которая заключалась в развитии у дошкольников устойчивой потребности общения с прекрасным, способности чувствовать радость и удовольствие, восхищаться мастерством художника, передавшего прекрасный образ родного края. Особое внимание обращалось не только на формирование умения понимать замысел произведения, его содержание, но и видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений: многообразие цветовой гаммы, позволившей передать не только время суток, года, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линий горизонта и выделения главного в картине; технике наложения цветового пятна для создания более выразительного образа [4].

В ходе работы также уточнялись, конкретизировались и углублялись детские представления о пейзаже как особом жанре живописи, его видах и художественных особенностях. Дошкольников познакомили с талантливыми художниками-пейзажистами родного края, их произведениями, с особенностями создания того или иного произведения. Одновременно формируя представления

дошкольников о значимости произведений искусства в жизни общества, в истории родного края. Параллельно с этим решались и задачи формирования речевой культуры через введение в словарь и активизацию оценочных эмоционально-эстетических слов, которые дети могли использовать в своих суждениях о художественных картинах.

следует отметить, что работа проводилась в рамках различных форм организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Кроме того, образовательные мероприятия по изобразительной деятельности были тесно взаимосвязаны с другими видами детской деятельности: наблюдения в природе, экспериментирование, игры и пр.

Так в младшей группе основными формами работы были наблюдения в природе и образовательная деятельность, включающая рассматривание картин ульяновских художников. Это способствовало накоплению у младших дошкольников непосредственного опыта, впечатлений от природы и окружающих предметов, что является основой для становления целостного эстетического восприятия в будущем. Например, в ходе наблюдения за деревьями на участке детского сада дети рассматривали различные виды деревьев, находя общее и различное в их строении, форме, цветовой гамме и пр. Особое внимание обращалось на выделение индивидуальных черт в строении деревьев. Помимо этого развивалась наблюдательность и внимание при рассматривании картин аналогичного содержания. Например пейзажные картины: Валентины Гориновой-Купцовой «Всюду жизнь» (1997); Светланы Карповой «В лесу» (2004), «Осень» (2004); Льва Нецветаева «Сосны. Белый Яр» (1976); Алексея Худякова «Березовая роща» (2004) [4].

Для детей средней группы помимо наблюдений в природе и рассматривания картин организовывались специальные игры. Например, в игре «Найди дерево по описанию» развивали зрительное и слуховое восприятие, умение точно описывать. Кроме того для формирования более полных эстетических впечатлений и чувств, развития наблюдательности использовались экскурсии в парк и на выставки пейзажной живописи (выставки репродукций ульяновских художников в дошкольной организации).

В старшей группе в работу включались специально организованные образовательные мероприятия, на которых основным методом был искусствоведческий рассказ педагога, способствующий формированию у дошкольников наиболее полных эстетических впечатлений и чувств, а также определенной суммы представлений о художественной значимости пейзажных произведений, технике их выполнения.

структура искусствоведческого рассказа содержала следующие компоненты: название картины и фамилии художника; общее содержание картины; описание композиционного центра; особенности изображения основных объектов (цвет, расположение, построение и пр.); описание и детализация второстепенных объектов; общее значение картины в художественной культуре и истории родного края; эмоционально-эстетические чувства и ощущения от восприятия пейзажа.

Причем данная структура рассказа использовалась на начальных этапах работы, пока дошкольники не освоили навык точного и развернутого ответа на поставленные по рассказу и содержанию картины вопросы, и не приобрели умения составления монологов-описаний.

Искусствоведческий рассказ не предварял показ картины, а наоборот, давался после самостоятельного рассматривания детьми пейзажа. После ознакомления и рассказа детям задавался ряд вопросов, нацеленных на закрепление понимания содержания картины, формирование умения выделять средства выразительности, используемые художником, а так же для активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии.

Детям предлагались конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное ее рассматривание с тем, чтобы подвести к пониманию содержания произведения. Например: «Что изображено на картине? Где расположены изображенные на картине предметы? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что на картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал? Как вы догадались, что именно это настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину?

[4].

Следует отметить, что искусствоведческий рассказ формировал навык «чтения» картины, а также позволял дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины.

Восприятие картины, ее познание невозможны без эмоций, поэтому в процессе ознакомления использовался прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Этот прием был тесно связан с игрой, творческой фантазией.

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развернутостью, эмоциональными ассоциациями, использовались приемы, усложняющиеся по мере овладения умениями «читать» картину, понимать ее содержание и выразительные средства. И одним из приемов являлся рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине.

Данный рассказ также имел определенную структуру, содержание его было эмоционально окрашено, богато интонациями. Что важно отразить? Кто написал картину и как она называется, какое в ней передано настроение, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на нее.

Наблюдая за детьми и слушая их рассказы, мы выделили наиболее любимые детьми картины: Ивана Давиденко «Ива» (конец 1960-х гг.); Клары Гориной «Первый снег» (1984); Бориса Клевогина «Зимний день в Ульяновске» (1983); Анатолия Клименко «Дубрава» (1994), «Зимнее утро» (1993); Анатолия Нуждо-ва «Волжский утес» (2004), «Осенние деревья» (1992); Василия Саблина «Заволжье» (1988); Юрия Свечникова «На реке Тушне туман» (2004); Владимира

Сидорова «На венце» (2003), «Волга с Венца» (2003): Бориса Склярука «Языковский парк» (1977), «Вечерняя ул.Гончарова» (1996), «Вид на Ульяновск от Белого Яра» (2005); Бориса Худякова «В Сурских лугах» (1963).

В процессе приобщения детей к живописи мы синтезировали разные виды искусства. умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес, обостряет эстетические чувства, повышает эмоциональную восприимчивость.

В старших группах мы создали новую традицию. Она заключается в том, что каждое утро мы с детьми обсуждали наше настроение, которое может быть выражено временами года, природными явлениями, пейзажными картинами. А затем, выходя на прогулку, мы обсуждали настроение данного дня, вспоминая соответствующий пейзаж одного из ульяновских художников. Таким образом, мы развивали способность высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным опытом и настроением.

Таким образом, экспериментальная работа по этому направлению помогла не только познакомить детей с пейзажами ульяновских художников, но, самое главное, сформировать эстетическое восприятие, чувства, вкус, ценностно-смысловое отношение к культуре и истории родного края, творческие способности.

литература

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1998. 239 с.

2. запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М. 1980.

282 с.

3. Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. 2013. 64 с.

4. Котлякова Т.А., Абдрахимова Э.Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников. Методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое развитие дошкольников». Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. 2014. 76 с.

5. Поддьяков Н.Н., Поддьяков А.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Н.Новгород. 1999. 53с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.