современные технологии обучения
Абрахимова Э. Ф.
развитие у дошкольников ценностно-смыслового восприятия пейзажных картин художников родного края
Одним из эффективных средств развития у детей дошкольного возраста эстетического и ценностно-смыслового восприятия культурно-исторических ценностей родного края является пейзажная живопись.
Известно, что пейзаж - это один из уникальных жанров изобразительного искусства, благодаря которому передается естественная красота и поэтичность окружающего мира. В зависимости от объекта изображения живописные пейзажи подразделяются на различные виды: первозданные природные пейзажи: лесные, морские, горные, космические; природа, измененная человеком: сельские и городские; индустриальные, изображающие конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы; исторические пейзажи, передающие изображение какой-либо местности в определенную эпоху, а также сказочный и фантастический пейзажи.
стоит отметить, что успешность передачи объекта в любом виде пейзажа зависит от композиции и пространственной составляющей. Именно размещение объектов на полотне, передача художником глубины и объема изображаемого с помощью палитры красок и художественных приемов влияет на реалистичное восприятие картины. Поэтому пейзажи высокохудожественного качества имеют огромное влияние на развитие художественного восприятия, начиная с дошкольного возраста. Особое место в работе с детьми этого возраста занимают пейзажи, которые передают красоту родного края. Ознакомление с ними позволяет познакомить с неповторимым обликом природы, города, села, в котором проживает ребенком, сформировать у него чувство прекрасного, гордости за свой край. Благодаря пейзажу знакомые объекты раскрываются перед детьми как художественные и эстетические культурно-исторические ценности.
В психолого-педагогических исследованиях (А.В. запорожец [2], В.В. Давыдов [1], Н.Н. Поддьяков [5] и др.) указывается на то, что в процессе восприятия художественных произведений живописи у дошкольников развивается способность выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать
связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.
На наш взгляд, пейзажная живопись способствует ознакомлению дошкольников с изображением общих свойств родной природы, ее естественных закономерностей, входящих в общую характеристику родного края, указывающих на специфику национальной жизни, уклада; показать дошкольникам красоту каждого мгновения, каждого состояния природы родного края.
Поэтому одним из основных направлений нашей экспериментальной деятельности, направленной на развитие эстетического и ценностно-смыслового восприятия культурно-исторических ценностей родного края у детей дошкольного возраста, было ознакомление с пейзажной живописью ульяновских художников.
Для реализации работы в этом направлении пейзажные картины были отобраны согласно требованиям, которые определены в работах Т.А.Котляковой [3]:
- для детей младшей группы - пейзажи, изображающие знакомые объекты родной природы;
- для детей средней группы - пейзажи, передающие яркие сезонные признаки природы;
- для детей старшей группы - пейзажи, ярко демонстрирующие разнообразие средств выразительности, которыми художники пользуются в разных видах пейзажной живописи;
- для детей подготовительной группы - пейзажи, демонстрирующие разнообразие художественных стилей и индивидуальной манеры художников.
Отбор картин был обусловлен как возрастными возможностями детей, так и одной из задач образовательной деятельности, которая заключалась в развитии у дошкольников устойчивой потребности общения с прекрасным, способности чувствовать радость и удовольствие, восхищаться мастерством художника, передавшего прекрасный образ родного края. Особое внимание обращалось не только на формирование умения понимать замысел произведения, его содержание, но и видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений: многообразие цветовой гаммы, позволившей передать не только время суток, года, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линий горизонта и выделения главного в картине; технике наложения цветового пятна для создания более выразительного образа [4].
В ходе работы также уточнялись, конкретизировались и углублялись детские представления о пейзаже как особом жанре живописи, его видах и художественных особенностях. Дошкольников познакомили с талантливыми художниками-пейзажистами родного края, их произведениями, с особенностями создания того или иного произведения. Одновременно формируя представления
дошкольников о значимости произведений искусства в жизни общества, в истории родного края. Параллельно с этим решались и задачи формирования речевой культуры через введение в словарь и активизацию оценочных эмоционально-эстетических слов, которые дети могли использовать в своих суждениях о художественных картинах.
следует отметить, что работа проводилась в рамках различных форм организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Кроме того, образовательные мероприятия по изобразительной деятельности были тесно взаимосвязаны с другими видами детской деятельности: наблюдения в природе, экспериментирование, игры и пр.
Так в младшей группе основными формами работы были наблюдения в природе и образовательная деятельность, включающая рассматривание картин ульяновских художников. Это способствовало накоплению у младших дошкольников непосредственного опыта, впечатлений от природы и окружающих предметов, что является основой для становления целостного эстетического восприятия в будущем. Например, в ходе наблюдения за деревьями на участке детского сада дети рассматривали различные виды деревьев, находя общее и различное в их строении, форме, цветовой гамме и пр. Особое внимание обращалось на выделение индивидуальных черт в строении деревьев. Помимо этого развивалась наблюдательность и внимание при рассматривании картин аналогичного содержания. Например пейзажные картины: Валентины Гориновой-Купцовой «Всюду жизнь» (1997); Светланы Карповой «В лесу» (2004), «Осень» (2004); Льва Нецветаева «Сосны. Белый Яр» (1976); Алексея Худякова «Березовая роща» (2004) [4].
Для детей средней группы помимо наблюдений в природе и рассматривания картин организовывались специальные игры. Например, в игре «Найди дерево по описанию» развивали зрительное и слуховое восприятие, умение точно описывать. Кроме того для формирования более полных эстетических впечатлений и чувств, развития наблюдательности использовались экскурсии в парк и на выставки пейзажной живописи (выставки репродукций ульяновских художников в дошкольной организации).
В старшей группе в работу включались специально организованные образовательные мероприятия, на которых основным методом был искусствоведческий рассказ педагога, способствующий формированию у дошкольников наиболее полных эстетических впечатлений и чувств, а также определенной суммы представлений о художественной значимости пейзажных произведений, технике их выполнения.
структура искусствоведческого рассказа содержала следующие компоненты: название картины и фамилии художника; общее содержание картины; описание композиционного центра; особенности изображения основных объектов (цвет, расположение, построение и пр.); описание и детализация второстепенных объектов; общее значение картины в художественной культуре и истории родного края; эмоционально-эстетические чувства и ощущения от восприятия пейзажа.
Причем данная структура рассказа использовалась на начальных этапах работы, пока дошкольники не освоили навык точного и развернутого ответа на поставленные по рассказу и содержанию картины вопросы, и не приобрели умения составления монологов-описаний.
Искусствоведческий рассказ не предварял показ картины, а наоборот, давался после самостоятельного рассматривания детьми пейзажа. После ознакомления и рассказа детям задавался ряд вопросов, нацеленных на закрепление понимания содержания картины, формирование умения выделять средства выразительности, используемые художником, а так же для активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии.
Детям предлагались конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное ее рассматривание с тем, чтобы подвести к пониманию содержания произведения. Например: «Что изображено на картине? Где расположены изображенные на картине предметы? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что на картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал? Как вы догадались, что именно это настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину?
[4].
Следует отметить, что искусствоведческий рассказ формировал навык «чтения» картины, а также позволял дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины.
Восприятие картины, ее познание невозможны без эмоций, поэтому в процессе ознакомления использовался прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Этот прием был тесно связан с игрой, творческой фантазией.
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развернутостью, эмоциональными ассоциациями, использовались приемы, усложняющиеся по мере овладения умениями «читать» картину, понимать ее содержание и выразительные средства. И одним из приемов являлся рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине.
Данный рассказ также имел определенную структуру, содержание его было эмоционально окрашено, богато интонациями. Что важно отразить? Кто написал картину и как она называется, какое в ней передано настроение, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на нее.
Наблюдая за детьми и слушая их рассказы, мы выделили наиболее любимые детьми картины: Ивана Давиденко «Ива» (конец 1960-х гг.); Клары Гориной «Первый снег» (1984); Бориса Клевогина «Зимний день в Ульяновске» (1983); Анатолия Клименко «Дубрава» (1994), «Зимнее утро» (1993); Анатолия Нуждо-ва «Волжский утес» (2004), «Осенние деревья» (1992); Василия Саблина «Заволжье» (1988); Юрия Свечникова «На реке Тушне туман» (2004); Владимира
Сидорова «На венце» (2003), «Волга с Венца» (2003): Бориса Склярука «Языковский парк» (1977), «Вечерняя ул.Гончарова» (1996), «Вид на Ульяновск от Белого Яра» (2005); Бориса Худякова «В Сурских лугах» (1963).
В процессе приобщения детей к живописи мы синтезировали разные виды искусства. умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес, обостряет эстетические чувства, повышает эмоциональную восприимчивость.
В старших группах мы создали новую традицию. Она заключается в том, что каждое утро мы с детьми обсуждали наше настроение, которое может быть выражено временами года, природными явлениями, пейзажными картинами. А затем, выходя на прогулку, мы обсуждали настроение данного дня, вспоминая соответствующий пейзаж одного из ульяновских художников. Таким образом, мы развивали способность высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным опытом и настроением.
Таким образом, экспериментальная работа по этому направлению помогла не только познакомить детей с пейзажами ульяновских художников, но, самое главное, сформировать эстетическое восприятие, чувства, вкус, ценностно-смысловое отношение к культуре и истории родного края, творческие способности.
литература
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1998. 239 с.
2. запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М. 1980.
282 с.
3. Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. 2013. 64 с.
4. Котлякова Т.А., Абдрахимова Э.Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников. Методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое развитие дошкольников». Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич. 2014. 76 с.
5. Поддьяков Н.Н., Поддьяков А.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Н.Новгород. 1999. 53с.