Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал православной педагогики'

Воспитательный потенциал православной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИП / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / SPIRITUALITY / ORTHODOX PEDAGOGY / EDUCATION / POTENTIAL / PRINCIPLE / MORALITY / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопунова С. Г.

В данной статье автор рассматривает воспитательный потенциал православной педагогики с точки зрения основных качеств личности, формирование которых в современных условиях вызывает озабоченность педагогов. Идеалы гуманизма, устанавливаемые светской педагогикой, не способны во всей полноте отразить высоту духовно-нравственного ориентира развития личности, как это делает православная педагогика. На примере основных качеств личности, развиваемых в ходе воспитательного процесса, автор демонстрирует духовно-нравственное богатство православной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF ORTHODOX PEDAGOGY

The author examines the educational potential of Orthodox pedagogy in the article from the point of view of the person’s major qualities, the formation of which, in the modern conditions, has become a matter of teachers concern. The ideals of humanism, established by secular pedagogy, are not able to reflect the height of the spiritual and moral guideline of personality development fully, as Orthodox pedagogy suggests. Based on the example of the major personality traits being developed during the educational process, the author demonstrates the spiritual and moral wealth of Orthodox pedagogy.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал православной педагогики»

Общие вопросы педагогики

УДК 37.017

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

С.Г. Сопунова

Аннотация. В данной статье автор рассматривает воспитательный потенциал православной педагогики с точки зрения основных качеств личности, формирование которых в современных условиях вызывает озабоченность педагогов. Идеалы гуманизма, устанавливаемые светской педагогикой, не способны во всей полноте отразить высоту духовно-нравственного ориентира развития личности, как это делает православная педагогика. На примере основных качеств личности, развиваемых в ходе воспитательного процесса, автор демонстрирует духовно-нравственное богатство православной педагогики.

Ключевые слова: духовность, православная педагогика, воспитание, потенциал, принцип, нравственность, культура.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF ORTHODOX PEDAGOGY

S. Sоpunova

Abstract. The author examines the educational potential of Orthodox pedagogy in the article from the point of view of the person's major qualities, the formation of which, in the modern conditions, has become a matter of teachers concern. The ideals of humanism, established by secular pedagogy, are not able to reflect the height of the spiritual and moral guideline of personality development fully, as Orthodox pedagogy suggests. Based on the example of the major personality traits being developed during the educational process, the author demonstrates the spiritual and moral wealth of Orthodox pedagogy.

Keywords: spirituality, orthodox pedagogy, education, potential, principle, morality, culture.

Система ценностей современного общества переживает глубокий нравственный кризис. Об этом неоднократно говорится в современной педагогической литературе, периодических изданиях, этому вопросу посвящены тематические конференции. Масштаб обозначенной проблемы приобрёл статус поликультурный, межконфессиональный, более того - общечеловеческий.

Стоит отметить, что педагогическая наука усиленно ищет пути выхода из кризиса; разрабатываются и внедряются новые методики воспитания; формулируются важнейшие задачи педагогической науки на методологическом уровне, ведётся работа по освоению новых средств, форм и методов воспитательного воздействия. Более того, в последнее время на этом фоне всё активнее звучат мысли об обращении к опыту исторического прошлого нашей страны, которое содержит примеры использования воспитательного потенциала православной педагогики в условиях народной школы.

Поскольку православная педагогика сама по себе подразумевает обращение к такому тонкому вопросу как религиозное сознание, нам необходимо определиться с понятийным

аппаратом нашего исследования. Итак, если термин потенция/потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) является для педагогики знакомым понятием, то уточнение о его источнике требует дополнительных пояснений.

Православная педагогика - это совокупность воспитательных мер (содействие, развитие, образование), направленных на «детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь» [1]. При этом, образовательный процесс является необходимым составляющим элементом. Следует отметить, что православная педагогика никогда не рассматривалась как процесс внешний по отношению к ребёнку и школе, напротив, только в единстве усилий, направленных на воспитание личности в её связи с Церковью, педагоги прошлых эпох вырабатывали самые успешные концепции воспитательного воздействия. Как отмечает А.Н. Стрижев: «Сословные перегородки не умаляли света, изливаемого православным просвещением: Ломоносов был тому ярким примером. В народных школах, в городских училищах, в стенах семинарий шла подготовка новых поколений к вступлению в жизнь. Программы и уставы учебных заведений соответствовали своему времени. И если теперь кому-то видится в них перегруженность

элементами схоластики и нормативной дидактики, то не ищет ли он в тех давних параграфах отображения своих педагогических исканий?» [5].

Соответственно данному тезису, мы рассмотрим потенциал православной педагогики в виду тех качеств личности, формирование которых позиционировалось Церковью как часть истинной духовной «жизни христианина».

Целью воспитания в духе православной педагогики является «приблизить (вплоть до богоединения) детей к Богу, посредством воцерковления» [1]. Данный аспект обозначается термином «обожение», т. е. достижение человеком богоподобного состояния, поскольку он создан «по образу Божию», а к достижению подобия должен стремиться в течение всей своей персональной земной жизни. Таким образом, всё воспитательное воздействие на ребёнка с точки зрения православной педагогики -антропоцентрично, т.е. направлено на обеспечение движения (развития) личности (ребёнка) по пути духовного совершенствования. При этом, святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что земная жизнь человека лишь приуготовляет к жизни вечной, а потому на православном педагоге лежит серьёзная задача -следить за правильностью данного пути.

В широком понимании, антропоцентричность православной педагогики, в противоположность гуманистическим основам педагогики светской -это особенный подход к пониманию человека и его роли в окружающем мире. При таком подходе, с одной стороны, в человеке развиваются такие качества личности, которые имеют непреходящее (вневременное) значение, с другой - свобода выбора остаётся за человеком как критерий выбора им пути своего личностного совершенствования, согласно имеющимся способностям.

Первым и важнейшим качеством личности, которое способна развивать православная педагогика - это способность различать добро и зло. Казалось бы, такой простой вопрос, который понятен на интуитивном уровне, тем более, что с самых ранних лет ребёнок, получая семейное воспитание, уже должен сформулировать для себя некий абстрактный критерий оценки. Но вся сложность данного вопроса заключается в том, что этот критерий, зачастую носит эгоцентричный характер. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - говорит мама своему чаду в лучшем случае.

Православная педагогика, в этом отношении движется гораздо дальше, поскольку настаивает

на том, что в каждом человеке (особенно в ребёнке) есть незримый голос, позволяющий оценивать всё плохое и хорошее, происходящее в его жизни. «Где человеку брать ориентиры, позволяющие понять, что является добром в каждом конкретном случае, а что - нет? Молитва и совесть - вот эти ориентиры. Духовные законы, как и физические, распространяются на всех людей, независимо от того, знают они их или нет» [7], - пишет протоиерей Евгений (Шестун), автор знаменитой «Православной педагогики».

Развитие данного направления формирования личности можно охарактеризовать, как стремление жить в мире со своей совестью. Не совершать тех поступков, за которые совесть обличает человека. Чистота совести - это источник искренней (детской) непосредственной радости, независимо от возраста ребёнка. В радости человека есть целостность, а целостность - это исцелённое от последствий первородного греха состояние человека, дарованное ему благодатью Божьей.

Другим качеством личности, формирующим ребёнка по отношению к окружающим его людям, является делание добрых дел. Следует отметить, что светская педагогика также настаивает на похожем качестве, не акцентируя внимания на его мотивации. Ведь очевидно, что доброе дело может быть совершено, оно может принести благо тому, кто находится рядом, однако мотив данного поступка (поступков) может быть далеко не благим. Поэтому, в данном направлении, православная педагогика рассматривает единство первого качества (голоса совести) со вторым, тем самым она формирует двуединую природу чистоты помысла человека (в любом поступке) с искренним желанием делать добро. «Знамение душевныя красоты есть свидетельство «добрых дел», нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы - всякого добра ходатаицы, и прочиих» [2], - пишет святитель Тихон Задонский в своих трудах.

О следующем качестве личности, на формирование и развитие которого обращает своё внимание православная педагогика, следует говорить достаточно осторожно. Речь идёт о семейных ценностях как основе общества будущего. К сожалению, современные реалии демонстрируют трагические тенденции упадка семейных ценностей в обществе. Как следствие -огромное количество детей, в масштабах нашей страны, имеют искажённое, извращённое понимание об институте семьи, и, самое

страшное - воспринимают это понимание как «норму» будущих семейных отношений.

В этом плане хотелось бы указать на категоричное несоответствие навязываемых современным обществом «семейных ценностей» православному пониманию семьи. Семья в православии - богоустановленный,

благословляемый Богом союз, созданный как прообраз Иисуса Христа и Церкви. Цель данного союза - рождение и воспитание детей в православной вере. Соответственно, православная педагогика рассматривает брачный союз как первичную основу воспитания детей. Семейный союз, построенный на принципах взаимной любви (в евангельском понимании этого слова), способен сформировать у ребёнка понятие о «малой церкви», где главой является Бог, а отец выполняет роль Его служителя, мать является источником любви и заботы о своих чадах, подчиняясь своему мужу, как он - Богу.

Безусловно, в таком контексте, семья - есть здоровая основа общества будущего. Если же учитывать тенденции современности, то православная педагогика содержит в себе потенциал формирования здоровых семейных ценностей у ребёнка, однако добиться его возможно только преодолев опыт самого ребёнка в этой области. Иными словами, у ребёнка из «неблагополучной» семьи можно сформировать здоровые ценностные ориентиры в отношении его будущей семьи, но это требует особых усилий со стороны педагогов и школы.

Патриотическое воспитание как потенциал православной педагогики в некоторых моментах созвучен идеям светской педагогики. Так, например, источниками патриотизма, согласно мнению современных педагогов, в частности В.В. Ткаченко, является «Угроза... разрушения материальных и духовных ценностей, созданных в процессе многолетнего созидательного труда и многовековой культуры. на протяжении многовековой истории России» [6]. Православная педагогика не отрицает данного тезиса, но углубляет его, настаивая на том, что патриотизм побуждает «способствовать приумножению её духовных богатств. Кроме того, патриотизм

проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности» [3].

Примечательно, что историческими примерами истинного патриотизма в духе Церкви были времена, когда Церковь первая принимала на себя удар и противостояла врагу не столько оружием, сколько духовной решимостью оборонять интересы Отечества, невзирая ни на какие трудности (в качестве примера, достаточно вспомнить героическое противостояние осаде Троице-Сергиевой лавры в Смутное время).

В плане формирования и развития патриотических чувств человека православная педагогика выдвигает основополагающий принцип, о котором говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа» [4]. Воспитывая любовь к своей Родине через любовь к людям, своей истории и культуре, своему прошлому и будущему, православная педагогика способна воспитать целостную личность, достойного гражданина и патриота своего Отечества.

Таким образом, мы рассмотрели основные направления православной педагогики, в которых содержится значительный потенциал для воспитания целостного человека, личности, которая способна к саморазвитию, продуктивному взаимодействию с обществом и государством на базе ценностных христианских (православных ориентиров). Очевидно, что в условиях современного кризиса духовности общества православная педагогика способна не только предложить теоретические пути его преодоления, но и оказать практическое влияние на процесс обучения и воспитания, согласно принципам духовности самого высокого порядка.

Литература:

1. Зелененко Александр, прот. О концепции православной педагогики и ее основополагающих принципах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-praYoslaYnoJ-pedagogiki-i-ee-osnovopolagayushhih-printsipah-prot-aleksandr-zelenenko

2. Маслов Иоанн, схиархимандр. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/

Ioann_MasloY/simfoniJa-po-tYoreniJam-sYjatitelJa-tihona-

zadonskogo/66

3. Патриотизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/patriotizm

4. Святейший Патриарх Кирилл: Патриотизм — это верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://pravobraz.rUpatriarx-patriotizm-eto-prezMe-vsego-

уегюз^ЬоЛез^еппоти-татузШ-о-^оеНетк^-о-

tvoem-narode/

5. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания [Электронный ресурс] / А.Н. Стрижев. -Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavnogo-vospitaniya-strizhev-a-n

6. Ткаченко В.В. Патриотическое воспитание молодёжи [Электронный ресурс] /В.В. Ткаченко. -

Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-1

7. Шестун Евгений, прот. Принципы православной педагогики. Жизнь - это Богоугождение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/printsipy-pravoslavnoj-pedagogiki-zhizn-eto-bogougozhdenie-prot-evgenij-shestun

Сведения об авторе:

Сопунова Светлана Геннадиевна (г. Белгород, Россия), аспирантка ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

S. Sоpunova (Belgorod, Russia), Post-graduate student, Belgorod State National Research University, е-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.