ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иерей Артемий Ахметшин, настоятель домового храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Славянской школе города Омска, студент Омской духовной семинарии.
Аннотация. Статья посвящена системе православной педагогики, отражены ее принципы и основные положения. В статье рассматриваются пути и методы решения проблемы воспитания на примере опыта отечественных богословов-педагогов, а также представлены пути разрешения проблемных вопросов в сфере школьного образования.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, личность, образование, христианская антропология, светское, религиозное, секуляризация.
ORTHODOX PEDAGOGICS AS A FOUNDATION FOR CHARACTER EDUCATION IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION
Priest Artemiy Akhmetshin, Senior priest of the church of St. Equal to the Apostles Cyril and Methodius at the Slavic School, Omsk, a student of Omsk Theological Seminary
Abstract. The article is devoted to the system of orthodox pedagogics, its main principles and statements are described. The article points out the ways and methods of solving some problems of character education on the example of the experience of Russian theologians and educators and also presents ways of solving some problematic issues in the sphere of school education.
Key words: pedagogics, character education, personality, education, Christian anthropology, secular, religious, secularization.
лово «образование» происходит от слова «образ». Оно первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия, восстановление его по подобию Божиему, которые он утратил и утрачивает в результате грехопадения Адама и собственных грехов. Человек сам с помощью Божией создает себя по образу и подобию Божиему. Задача наставника, духовника, педагога помочь в этом делании руководимому, пасомому ученику.
Актуальность выбранной темы обусловлена насущной необходимостью говорить о восстановлении некогда утраченной модели воспитания подрастающего поколения в русле традиционной православной культуры.
С
К сожалению, к нашему времени слово «образование» утратило свое первоначальное значение. Им стали называть процесс приобретения под руководством учителей и преподавателей знаний и навыков, полезных для материального благополучия и карьеры. Стоит отметить, что образование с Петровской эпохи утрачивает самодовлеющую ценность и все больше становится средством достижения тех или иных эгоистических целей. Поэтому оно не спасает от роста преступности и беззакония.
Проблематике воспитания в свете христианской антропологии посвятили свою жизнь известные православные педагоги протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Глеб Каледа, протоиерей Алексий Уминский. Все означенные богословы «нашего времени» непосредственно по роду своей деятельности осознавали неразрывную связь Православной культуры и системы образования. Их труды и старания - есть наследие для грядущего поколения наставников и учителей.
Современный педагог действительно имеет широкий спектр возможностей для того, чтобы наполнить образовательный процесс духовным содержанием: пособия, методические рекомендации и материалы, курсы повышения квалификации, организованные совместно департаментами образования и отделами религиозного образования и катехизации в епархиях Русской Православной Церкви.
Мы неизбежно сталкиваемся с тем, что теряем молодежь, и следовательно необходимо выбрать путь совершенствования системы образования. Возрождение духовной традиции, внедрение нравственного компонента, «живого» слова в систему обучения имеет ориентир на построение благоприятной воспитательной среды, которая несомненно станет откликом на назревшие проблемные вопросы.
В.В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, ... раскрытие пути вечной жизни»145.
В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое - это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой»146. Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.
Не менее важным является второе направление - «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь - так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность»147. Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть
145Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 152.
146Там же. С. 239.
147Там же. С. 241.
№ 2, 2017 (3)
Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»
определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам людям, которым Христос подарил свободу выбора. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода - это самое ценное и самое основное в нас»148.
В.В. Зеньковский убеждает нас в том, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе»149. Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине - «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви»150. Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе.
Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание - это развитие основного начала в личности - духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое.
В настоящее время назрела необходимость создания целостной концепции православной педагогики, мировоззренчески основанной на вероучении Православной Церкви, поддерживающей духовно-нравственные, культурно-исторические, национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки.
Сущность педагогики - душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего обратимся к пониманию сущности, назначения и цели педагогики в христианском осмыслении, ее главных отличительных особенностей и категорий. В Древней Греции педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем - сам Христос, который Себя признает и именует Учителем всех учителей. Назначение педагогики - содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период ее становления. Направленность педагогики - детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь. Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям.
Стоит обратить внимание на размышление о педагогическом вдохновении и поговорить о том, как дарованная христианам в Таинствах Церкви благодать помогает
148 Там же. С. 242.
149Там же.
150Зеньковский В.В, профессор, протоиерей. Главная цель педагогики // Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/professor-v-v-zen-kovskij-glavnaya-tsel-pedagogiki (дата обращения 27.09.2017)
учителю учить, а воспитателю воспитывать. Без этой помощи каждый из нас может потерпеть лишь поражение на нашем святом поприще.
Итак, призывая на помощь Господа, мы осмысляем, как именно Божия сила помогает нам в деле обучения и воспитания. Эта сила, являясь живой и действенной через подвиг смирения и молитвы, открывает, что перед нами - бессмертные человеческие души. Каждая из них свободна в своем выборе, способна к различению добра и зла, алчет и жаждет благодати Божьей. За каждую из них Владыка-Христос пролил Свою драгоценную Кровь. Вот такое восприятие учителем его учеников как бесценных созданий Господа, искупленных Кровию Спасителя и предназначенных для наследия Царства благодати и любви, во многом меняет ход и атмосферу урока. Когда замечательного педагога своего времени, святителя Григория Двоеслова, папу Римского, спросил кто-то из клириков: «Как нужно относиться к человеку?» - он ответил: «С благоговением», имея в виду, что человек - это искупленное Господом разумное Его создание. И если мы вверимся силе Божией, внушающей нам бережное, трепетное, осторожное, благоговейное, тактичное, а главное, теплое расположение к нашим слушателям, они невольно встрепенутся и почувствуют в нас что-то такое, чего, может быть, еще не чувствовали, не «имели, не осознавали в себе»151.
Педагог, осененный благодатью Божьей, от Господа получает дар общения, дар проникновения в души людские. Как это далеко от холодного психологизма или мрачных оккультных способностей, как это далеко от житейской умудренности и так называемого объективного научного знания. Общение душ - вот тайна педагогического творчества.
Православное духовно-нравственное обоснование педагогики адресовано учителям и студентам духовных и светских учебных заведений, изучающим педагогику, исследователям, работающим в области педагогики и психологии, родителям и всем благочестивым читателям, которых интересуют проблемы педагогики и психологии. В существующих курсах педагогики не освещается процесс духовного становления человека и его взаимосвязь с психофизическим развитием, но без осмысления этой связи невозможно правильно построить учебно-воспитательный процесс. В православии проблема спасения, проблема вечной жизни осознается в рамках земной жизни, и потому в воспитании должны быть правильно сочетаемы две задачи: воспитание для вечной и земной жизни.
Светская педагогика ориентирована только на решение задач земной жизни, а вечное, духовное начало в человеке она не принимает во внимание.
На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетными являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие. На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.
Такое деление на уровни возможно только в теоретическом плане. На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления.
Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере пе-
151 Владимиров Артемий, протоиерей. Благодатные дары учительства // Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/blagodatnye-dary-uchitelstva-prot-artemij-vladimirov (дата обращения 27.09.2017)
№ 2, 2017 (3)
Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»
дагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов. Развивался этот опыт в трудах православных богословов и мыслителей религиозной философии, в процессе обучения и воспитания в духовных школах, в теоретических работах и практической деятельности подвижников благочестия, видевших в педагогической деятельности свое служение.
Понятие «светское», возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского saecularis. Секуляризация понимается как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности. «Светское» принято рассматривать в смысле «безрелигиозное». Так, определяя светское (классическое и академическое) в образовании, мы не стремимся доказать его ненужность или несовместимость с православным образованием, а ищем условия, при которых светское стало бы органической частью православного, если это принципиально возможно.
Полноценное светское и академическое образование неизбежно приводит человека к пониманию предела своего знания, открывает сознанию величие и мудрость мироздания, открывает неведомое как неизъяснимое логически и рационально.
Путь от светского к православному есть путь от самосохранения к упованию на Промысел Божий, от образованности - к благочестию, от нравственности - к святости, от бытия - к инобытию. Называя человека православным, мы не о нравственности говорим, а указываем на его своеобразные силы и деятельность, качественно не сравнимые с присущими миру, говорим о его вышемирности, его пребывании в сферах, недоступных обычному разумению.
Душевный строй человека перерождается очень медленно, и мы находимся в начале этого пути. Реальностью нашего положения является наличие двух систем образования - государственной светской и церковной православной. Исходя из этой реальности, необходимо ясно высказать православное отношение к светскому образованию.
Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Образовательный стандарт должен включать в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России. Необходимо вернуть в образовательное пространство изучение основ наук, восполнить курс истории и литературы разделами, связанными с историей Церкви и духовной литературой, изъятыми под воздействием ложно понятого светского характера образования. Без освоения музыкального и художественного творчества не может быть полноценного образования. Необходимо полноценное эстетическое образование, включающее освоение духовного культурного наследия, а для восстановления здоровья школьников - полноценная физическая культура. Духовному образованию следует присвоить особый статус и разработать его содержание. Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное.
Подводя итоги всему, что было сказано, попытаемся кратко сформулировать основные положения, принципы православной педагогики. Мы не ограничивали тему нашей работы только религиозным преподаванием и воспитанием, а вели речь о постановке педагогического дела в соответствии с духом православия. Не претендуя на полноту и систематичность изложения принципов, будем их рассматривать как ответ на вопрос, который сформулировал В.В. Зеньковский: «Что же есть в православии, что определяет его особые пути в педагогическом деле?»152. В своих рассуждениях мы основываемся на том, что человек создан по образу Бо-жию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога. Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в себе источник бытия, но существует благодаря своей причастности ко Христу. Сын Божий в Своем Воплощении и Воскресении явил самую глубокую и фундаментальную основу сущности человека, которого Он воссоздал для вечной жизни и для приобщения к идеальной полноте бытия. Подлинная личность открывается в личной встрече человека со Христом. Православное воспитание есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые есть в Церкви. В православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.
Пример европейской модели воспитания оказался несостоятельным с теми насущными вопросами, которые стоят перед современным обществом и человеком. Культ общества потребления, к которому многие стремятся, - очередной миф, как и многие другие социальные мифы. Знаем также, что даже самая строгая аскетическая жизнь может превратиться в фанатизм, если нет любви, если нет следования Христовым заповедям. Их сущность кратко изложил Сам Господь, сказав: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40)153.
Восстановить некогда утраченную связь можно, восприняв путь следования христианским законам и нормам, вечным и непреходящим евангельским ценностям. Детей надо учить делам любви, следует приучать их думать и заботиться о других.
№ 2, 2017 (3)
Библиографический список:
1. Владимиров Артемий, протоиерей. Благодатные дары учительства // Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/blagodatnye-dary-uchitelstva-prot-artemij-vladimirov (дата обращения 27.09.2017)
2. Зеньковский В.В., профессор, протоиерей. Главная цель педагогики // Элек-
152Зеньковский В.В., прот. Главная цель педагогики // Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka. ru/deti/professor-v-v-zen-kovskij-glavnaya-tsel-pedagogiki (дата обращения 27.09.2017)
153Библия. - Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.22:37-40
■^ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»
тронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/professor-v-v-zen-kovskij-glavnaya-tsel-pedagogiki (дата обращения 27.09.2017)
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
4. Каледа Глеб, протоиерей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Электронный ресурс. Режим доступа: https:// azbyka.ru/deti/zadachi-printsipy-i-formy-pravoslavnogo-obrazovaniya-v-sovremenny-h-usloviyah-prot-gleb-kaleda (дата обращения 27.09.2017)
5. Колесников В.А. Взаимоотношения школы и Церкви в педагогике В.В. Зень-ковского: уроки эмиграции // Вестник Омской Православной Духовной семинарии. -2017. - № 1(2). С. 157-163.
6. Уминский Алексий, священник. Проблемы православной гимназии. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/problemy-pravoslavnoj-gimnazii-svyashh-aleksij-uminskij (дата обращения 27.09.2017)
7. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика // Элекстронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-pedagogika-prot-evgenij-shestun (дата обращения 27.09.2017)