Научная статья на тему 'К вопросу о системе принципов в православной педагогике'

К вопросу о системе принципов в православной педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
608
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ / GENERAL PRINCIPLES OF ORTHODOX EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокошева Елена Дмитриевна

Большинство современных исследователей достаточно согласованно выделяют общие принципы православной педагогики, анализ которых позволяет выйти на новый уровень обобщения и систематизации. В настоящей статье представлены два уровня педагогического осмысления православия: онтологический и методологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE SYSTEM OF PRINCIPLES IN THE ORTHODOX EDUCATION

Most modern scholars quite concurrently distinguish general principles of the Orthodox education, the analysis of which allows them to reach the advanced level of generalization and systematization. This article presents two levels of educational understanding: ontological and methodological.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе принципов в православной педагогике»

УДК 374

Прокошева Елена Дмитриевна

Prokosheva Elena Dmitrievna

соискатель Владимирского государственного педагогического университета, стажер Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

PhD applicant, Vladimir State Pedagogical University, Trainee at the Institute of Psychological and Educational Problems of Childhood, Russian Academy of Education

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ

В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

CONCERNING THE SYSTEM OF PRINCIPLES IN THE ORTHODOX EDUCATION

Аннотация:

Summary:

Большинство современных исследователей достаточно согласованно выделяют общие принципы православной педагогики, анализ которых позволяет выйти на новый уровень обобщения и систематизации. В настоящей статье представлены два уровня педагогического осмысления православия: онтологический и методологический.

Most modern scholars quite concurrently distinguish general principles of the Orthodox education, the analysis of which allows them to reach the advanced level of generalization and systematization. This article presents two levels of educational understanding: ontological and methodological.

Ключевые слова:

общие принципы православной педагогики.

Keywords:

general principles of orthodox education.

Впервые онтологический уровень в православной педагогике выделил В.В. Зеньковский. Работа архимандрита Георгия (Шестуна) «...является важным вкладом автора в педагогическую теорию и раскрывает понятие “онтологическое основание педагогики”» [1, с. 116]. Методологический уровень в православной педагогике впервые анализируется В.И. Слободчиковым. Наличие двух уровней педагогического осмысления, онтологического и методологического, помогает не только уравновесить всю систему принципов, но и позволяет учитывать тот факт, что методология и онтология являют собой два разных способа мышления. Предметность мышления позволяет определить - «что», а онтологический способ позволяет выяснить - «как» [2, с. 169]. Вместе эти два типа мышления работают на одну и ту же задачу, помогая воспитателям вести детей с разным типом мышления через весь мир, что дает им возможность во всей полноте раскрыть для себя Православие.

Рассмотрим эти уровни подробнее.

Онтологический уровень. Этот уровень предполагает наличие принципов, определяющих бытие человека во Христе.

1. Принцип христоцентричности. «Принципом всего сущего является Бог - источник всякого бытия» [3, с. 56]. Принцип христоцентричности является бытийным принципом жизни любого христианина и основой содержания «православного образования» [4, с. 14]. «Самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога» [5, с. 28]. Таким образом, «образование есть направленный процесс воспитания и становления человека в соответствии с образом Божиим - в этом суть педагогической сверхзадачи» [6, с. 7]. Обращение к принципу христоцентричности запускает внутренние процессы вхождения в цивилизационную традицию. М.В. Захарченко утверждает, что «.традиция - фундаментальная конкретно-историческая характеристика общественной реальности, это форма самоорганизации всякой устойчивой во времени человеческой общности, определяющая ее к бытию в качестве «системы общей жизни. связь всеобщих условий бытия и особенного человеческого способа жизни» [7, с. 3], и подчеркивает, что традиция всегда находится во взаимосвязи со Священным Преданием Церкви, а значит, и с принципом абсолютной христоцентричности.

2. Принцип экклезиоцентричности. «Образ Божий в человеке не есть его «природа», но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в тварном мире вне человека нет» [8, с. 149]. Становление личности в человеке происходит благодаря приобщению человека к Богу, через его святую Церковь, через участие в богослужениях, через Святое Причастие. Именно поэтому православную педагогику часто называют «педагогикой воцерковления» [9, с. 28]. «Воцерко-вление - это начало обожения человека» [10, с. 15]. Как утверждает протоиерей Глеб Каледа, -без этого принципа не может существовать ни православное воспитание, ни православное образование. «Наиболее высокой воссоздающей силой обладает Церковь. Реализация этого принципа помогает привить человеку «христианскую любовь и сердечное созерцание» [11, с. 80-81].

3. Принцип антропосообразного развития. Антропосообразное развитие в контексте православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе. В.В. Зеньковский предлагает смотреть на природу человека через призму антиномий: природы и личности, природы и духа, естественного и сверхъестественного, эмпирического и духовного: «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека... Духовная жизнь в ее естестве после грехопадения несет на себе бремя этого раздвоения: она естественно ищет Бога, но так же естественно и уходит от Него» [12, с. 149]. Святые, являющие нам идеал святости, тоже были когда-то людьми. «Быть по образу Божию... значит быть существом личным, то есть существом свободным, ответственным» [13, с. 242]. В.В. Зеньковский подчеркивает, что образ Божий в человеке не есть его природа (по происхождению), но он входит в его природу и дает ей начало личности. Тайна личности заключена не в свойствах индивидуальной природы, а в способности возвышаться над собой. Архимандрит Георгий (Шестун) считает: «.личность есть несводимость человека к природе» [14, с. 33].

Само слово «грех» можно перевести и как непопадание в цель, таким образом, человек, балансируя между светлым и темным, старается себя «отцентровать» [15, с. 15]. Если задача педагога - показать детям, как научиться отличать добро от зла и в своих жизненных стремлениях выбирать ориентиром добро, то он прежде всего должен сам хранить веру и иметь твердость в отстаивании своих убеждений.

Методологический уровень. Этот уровень предполагает наличие принципов, определяющих взгляды на педагогическую деятельность.

1. Принцип значимого другого. Религиозному сознанию присуща диалогичность. В сознании человека присутствуют «я» и «другой во мне» («значимый другой») [16, с. 536]. Этим другим может быть как сам воспитанник, так и учитель. В деле воспитания духовности учитель должен являть собой пример «религиозной убежденности», именно в таком взаимодействии учителя и ученика совершенствуется личность» [17, с. 73-82]. Еще К. Д. Ушинский замечал, что любое начинание воспитателя должно быть согрето теплотой его личного убеждения, лишь тогда оно будет иметь силу. «Искренняя религиозность пронизывает все чувства, намерения и дела человека; она освящает все его внутренние помышления и находит выражение даже во внешности человека; она сообщает ему спокойствие, важность и простоту» [18, с. 533]. Некоторые педагоги могут привести к Богу «одной своей личностью, устремлением души своей к вечной правде» [19, с. 266]. Христианская идея ориентации на Божественный идеал предполагает, что всегда есть такие люди, которые живут в соответствии с этим идеалом. А идеал Церкви подтверждается практикой жизни хотя бы какого-то количества людей. Каждый человек, носящий в себе Образ Христа и проходящий свой личный путь спасения, может стать значимым для другого человека. Даже сам человек может быть для себя «значимым другим». Ощутить на себе влияние «другого себя» можно, если прислушаться к голосу собственной совести.

2. Принцип воспитания в со-бытийном сообществе. В.И. Слободчиков водит новое понятие в спектр методологических принципов православного воспитания - понятие «со-бытий-ная общность». В основе данной общности лежит принцип общения лиц - единых по существу, но уникальных в своем бытии.

Принцип воспитания в со-бытийном сообществе - это прежде всего принцип развития. «Со-бытие и есть то, что развивается. Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия с другими формами - более сложными и более высокого уровня развития» [20, с. 80-81]. Каждому обществу нужны свои идеалы и цели. В Церкви такой идеал - «братство, - соборное единение наших стремлений к Богу» [21, с. 35]. Через Таинство Причащения люди присоединяются к вечной жизни, к со-бытийному сообществу в вечности. «Божественную же пия Кровь ко общению [22, с. 84]. Таким образом, все исповедующие Христа и стоящие на пути ко Христу в настоящее и прошлое время представляют собой собор, со-бытие во Христе.

В то же время важно понимать, что «.мир для человека таков, каким он его заслужил, а человек таков, каков его мир!.. Это - настоящее счастье, к которому стоит стремиться и ради которого стоит понести всякий труд!» [23, с. 528]. Для христианина со-бытийным сообщество является Церковь и вся вселенская ее полнота. Воспитательно-образовательный процесс только тогда приобретет свою предметность, когда человек понимает, каков смысл его жизни.

3. Принцип содействия саморазвитию. «Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что ВСЕ учителя должны являться наставниками морали» [24, с. 28]. Но человек как субъект деятельности в конечном счете сам несет ответственность за содержательную интеграцию всех воспитательных воздействий, которые на него оказываются.

Поэтому развитие человека - это его саморазвитие. Принцип содействия саморазвитию определяет отношение педагога к воспитуемому как к человеку развивающемуся, причем самобытно развивающемуся, поскольку Сам Господь промышляет о нем. Задача педагога - не включать его в свои перспективы, а предоставлять воспитаннику возможность решать самостоятельно свои жизненно важные задачи взросления.

В современных условиях, когда большинство воспитателей сами только начинают свой путь к воцерковлению, особенно важно понимать, что «педагогика. отделяющая человека от его природы, человека и его бытие, лишается личностного начала, омертвляется и засыхает» [25, с. 181]. Приведенная в данной статье система принципов может использоваться педагогами как церковного учебного заведения, так и светского. Цель образовательного процесса, которая достигается при реализации данной системы принципов, есть введение в традицию [26, с. 74-77].

Ссылки:

1. Захарченко М.В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика: Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 111-125.

2. Огурцов А.П. От методологии истории к метафизике истории // Наука: от методологии к онтологии. М., 2009.

3. Зелененко Александр, протоиерей. О концепции Православной педагогики и ее основополагающих принципах // Знаменские чтения : сб. материалов. 2000-2004. СПб., 2006.

4. Каледа Глеб, протоиерей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Отцы, матери, дети: Православное воспитание и современный мир. М., 2001.

5. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. М., 2001.

6. Шувалов А.В Вступительная статья: Со-Образность и со-Бытийность // Живая вода : научный альманах. Вып. I. Калуга, 2012.

7. Захарченко М.В. Антропо-цивилизационный подход к формированию образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» // Научное мнение. 2013. № 3.

8. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

9. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

10. Сурова Л.В. Православная школа сегодня : книга для учащихся и учащих. М., 2000.

11. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты / сост. Ю.Т. Лисица. М., 2001.

12. Зеньковский В.В. Указ. соч.

13. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. В.А. Рещиковой. М., 2010.

14. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

15. Сурова Л. В. Указ. соч.

16. Яблоков И.Н. Религиоведение : учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / под ред. проф. И.Н. Яблокова. М., 2000.

17. Шестун Г., Захарченко М.В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Педагогика. 2013. № 7.

18. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

19. Зеньковский В. В. Указ. соч.

20. Ильин И.А. Указ. соч.

21. Ничипоров Борис, священник. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Живая вода : научный альманах. Вып. 1. Калуга, 2012.

22. Молитвослов. Как должно молиться в церкви. Минск, 2012.

23. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

24. Хайдукова А.В. Воспитательная направленность уроков русского языка. (Учебно-методический комплект «Русский язык», авторы В. П. Канакин, В. Г. Горецкий) // Начальная школа. 2006. № 3.

25. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.

26. Игумен Георгий, Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования // Вестник РАЕН. 2007. Т. 7. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.