Научная статья на тему 'Концептуальное содержание принципа антропосообразного развития в православной педагогике'

Концептуальное содержание принципа антропосообразного развития в православной педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ANTHROPOLOGICAL FUNDAMENTALS / ORTHODOX EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокошева Елена Дмитриевна

В статье описан один из принципов православной педагогики принцип антропосообразного развития, который в контексте традиционного православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF DEVELOPMENT IN ORTHODOX EDUCATION CONCEPTUAL CONTENT OF THE ANTHROPO-SYNTONIC

This article describes one of the principles of the Orthodox education the principle of anthropo-syntonic development, which means that in the traditional orthodox worldview there is an idea of development of a human in compliance with his nature.

Текст научной работы на тему «Концептуальное содержание принципа антропосообразного развития в православной педагогике»

УДК 37

Прокошева Елена Дмитриевна

Prokosheva Elena Dmitrievna

соискатель Владимирского государственного педагогического университета, стажер Института психолого-педагогических проблем детства

Российской академии образования

PhD applicant, Vladimir State Pedagogical University, Trainee at the Institute of Psychological and Educational Problems of Childhood, Russian Academy of Education

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА АНТРОПОСООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

PRINCIPLE OF DEVELOPMENT IN ORTHODOX EDUCATION

CONCEPTUAL CONTENT OF THE ANTHROPO-SYNTONIC

Аннотация:

Summary:

В статье описан один из принципов православной педагогики - принцип антропосообразного развития, который в контексте традиционного православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе.

This article describes one of the principles of the Orthodox education - the principle of anthropo-syntonic development, which means that in the traditional orthodox worldview there is an idea of development of a human in compliance with his nature.

Ключевые слова:

антропологические

педагогика.

Keywords:

основы, православная anthropological fundamentals, orthodox education.

Современная педагогика начинается с основоположений, сформулированных Яном Амосом Коменским, среди которых можно выделить принцип природосообразности. Принцип приро-досообразности признает значимость человеческой природы и выделяет некоторые закономерности существования человека. Православная педагогика формулирует цель воспитания как введение в традицию церковной жизни народа цивилизационной традиции [1, с. 74-77]. Принцип антропосообразного развития в контексте традиционного православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе. В.В. Зеньковский предлагает смотреть на природу человека через призму антиномий: природы и личности, природы и духа, естественного и сверхъестественного, эмпирического и духовного. Он пишет: «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека. <...> Духовная жизнь в ее естестве после грехопадения несет на себе бремя этого раздвоения: она естественно ищет Бога, но так же естественно и уходит от Него» [2, с. 148]. С тех самых пор человечество балансирует между светлым и темным, «.вспомним, что слово «грех» в переводе означает «непопадание в цель». Нестройность, противоречивость всей нашей природы - вот тяжелое наследие первородного греха. В течение всей жизни мы пытаемся собрать себя, «наладить», «отцентровать» [3, с. 15]. Святые, являющие для нас идеал святости, тоже были когда-то людьми. «Быть по образу Божию... значит быть существом личным, то есть существом свободным, ответственным» [4, с. 242]. Истинно личностное начало, выраженное в понятиях свободы и ответственности, предполагает противопоставление понятию природы человека как таковой. В.В. Зеньковский подчеркивает, что образ Божий в человеке не есть его природа (по происхождению), но он входит в человеческую природу и дает ей начало личности. Тайна личности заключена не в свойствах индивидуальной природы, а в способности возвышаться над собой. Архимандрит Георгий (Шестун) считает: «.личность есть несводимость человека к природе» [5, с. 33]. Но расцвет личности и духовное возрастание ее к свободе не происходит моментально. «Как закваска, положенная в тесто, может оказать свое действие постепенно, - пишет А.И. Осипов, - так и закваска «благодати таинства», иначе говоря, Дух Святой, может переквасить в «новое тесто» [6, с. 11].

Если задача педагога - показать детям, как научиться отличать добро от зла и в своих жизненных стремлениях выбирать ориентиром добро, то он прежде всего сам должен хранить веру и иметь твердость в отстаивании своих убеждений. «Как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собой обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился» [7, с. 24].

Рассматривая принцип антропосообразного развития с разных ракурсов, мы выделяем составляющие данного принципа.

1. Становление возрастное. Этическая децентрация

Христианское мировоззрение облегчает понимание сложных терминов, потому что многие понятия осмысляются интуитивно. Так, например, понимая личность как образ и подобие Божие,

мы можем гораздо глубже и точнее объяснить понятие «децентрация». Известно, что это «механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате сопоставления с другими позициями» [8, с. 272]. Данный механизм актуально работает в подростковом периоде. С точки зрения христианского мировоззрения, децентрация - это восприятие другого человека как носителя образа Господа. Христианин живет по заповеди: возлюби ближнего своего, и, когда возникает другое «я», он начинает свои поступки соизмерять с тем, что нужно другому человеку. «Исследование себя - это самое полезное из всех прочих исследований» [9, с. 153]. Ребенок, когда учится ходить, сначала падает, но, взрослея, он остановится более опытным, внимательным, и, уже не залезая на стол, он знает, что может упасть. Так же и в духовной борьбе: внимательно наблюдая за собой и используя полезное во благо, мы приобретаем полезный опыт. Так, познавая себя, человек очищает себя от духовного мусора, приобретает смирение. Гордость отходит от такого человека. Появляется этика служения. «Каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира. .По возможности, все видеть, все знать, ни на что не закрывать глаза и удержать при этом радость бытия для друзей и приходящего собеседника... Это - настоящее счастье, к которому стоит стремиться и ради которого стоит понести всякий труд!» [10, с. 528].

2. Возникновение человеческого качества в человеке

Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности. Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей - существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют» [11, с. 170]. В.И. Слободчиков выделяет фундаментальные способы бытия человека: деятельность, общность и сознание. Господь обособил человека от других своих творений, дав ему Личность. О личности, которая способна перерастать человеческую природу, говорит архимандрит Георгий (Шестун), о личности как носителе духовности, о высшей форме бытия человека говорили и другие ученые: К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.А. Ухтомский и др. О личности, способной со-бытийствовать с другими личностями во Христе, говорит Б.Н. Ничипо-ров. Идеи о человеке, его сущности, его духовной природе, привнесенные из наследия Святых Отцов в педагогическое дело, рассматривались и разрабатывались педагогами, философами, богословами во все периоды русской истории: от древности и до наших дней. Философ С.Л. Франк так характеризовал одну из важнейших сторон русского мировоззрения: «Она состоит в том, что в центре духовных интересов всегда стоит человек, судьба человека и смысл человеческой жизни» [12, с. 187]. Б.Н. Ничипоров рассматривал психологию и педагогику с точки зрения антропопрактики - практики действительного расцвета «собственно человеческого в человеке» [13, с. 88]. Он считал христианскую антропологию не только учением об образе Божием, но, в первую очередь, живой практикой веры, преображения человека, обретения достоинства в совершении ответственных поступков, в диалоге с собственной совестью, в молитвенной ответственности за судьбу рода. Он писал: «Освоение духовной и исторической тайны родного края, дома, семьи, отцовства, если это отец, и материнства, если это мать, сыновства, если это сын, языка и души составляет задачу каждого человека» [14, с. 88]. Специфически человеческое качество в процессе духовно-нравственного развития понимается нами как способность стать субъектом собственной жизнедеятельности. Иными словами, цель - становление ответственности за себя, близких и дальних: других, Отечество, мир в целом [15, с. 132-137].

3. Борьба с расчеловечиванием

Цель человеческой жизни есть единение с Богом. В результате грехопадения люди не чувствуют природного единения, а наоборот, «каждый ощущает свою индивидуальную природу независимой от всех остальных» [16, с. 259]. Воссоединение людей становится возможно только в Церкви. Священник А. Ельчанинов пишет об этом так: «Человек, отвергающий свое родство Богу, отказывающийся от сыновства Ему, - не настоящий человек, ущербный, только схема человека, так как это сыновство не только дается нам как дар, но и задается, и только в выполнении этого задания, в сознательном облечении себя во Христа и Бога и может быть полное выявление и расцвет каждой человеческой личности» [17, с. 25]. Так появился первородный грех, или «расчеловечивание человека» [18, с. 59]. «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Бога или в зверя». [19, с. 52-53]. «Когда человек принимает бесовское воздействие, ожесточается, становится зверем, встает на дыбы, разговаривает с людьми дерзко, с бесстыдством и не принимает помощи ни от кого... Познание себя. Если человек познал самого себя, то все - вопрос закрыт» [20, с. 163]. Чтобы человек не превратился в зверя, ему нужен Бог, и он может идти к добру только через страдание [21, с. 57]. В западной культуре проводится иная идея идентичности, изложенная у Ф. Ницше: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть» [22, с. 8]. Но тот образ, который

Творец хочет от Себя дать человеку, включает в себя свободу. Это означает, что в мире появляется бытие. в котором Бог ограничивает Себя, такая сфера, куда Он Сам не может войти без стука: «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3: 20). В мир входит вся непредсказуемость личностного и любящего диалога» [23, с. 190].

Вывод: у большинства мыслителей идея «образа и подобия Божия» рассматривается как антропологическая основа воспитания. Современные ученые используют антропоцивилизаци-онный подход как основной к формированию духовно-нравственных основ у человека [24, с. 73-82]. В целом, говоря о принципе антропосообразного развития, необходимо отметить, что он дополняет антрополого-педагогические представления серьезным анализом духовного компонента бытия человека.

Ссылки:

1. Шестун Г., игум., Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования // Вестник РАЕН. 2007. Т. 7. № 3.

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

3. Сурова Л.В. Православная школа сегодня : книга для учащихся и учащих. М., 2000.

4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви: Догматическое богословие / пер. с фр. В.А. Рещи-ковой. [Сергиев Посад], 2010.

5. Лавриненко В.Н. Философия / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 1998.

6. Осипов А.И. Святые как знак исполнения Божия обетования человеку // Русское возрождение. 1995.

7. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4-5-й классы : учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. СПб., 2008.

9. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец: Слова. Т. III. Духовная борьба / пер. с греч. иером. Доримедонта. М., 2003.

10. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

11. Лавриненко В.Н. Указ. соч.

12. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

13. Генисаретский О. Событие России и человеческое достоинство: заметки об онтопсихологии протоиерея Бориса Ни-чипорова // Перемены. 2005. № 1.

14. Лосский В.Н. Указ. соч.

15. Захарченко М.В. Антропоцивилизационный подход к формированию образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» // Научное мнение. 2013. № 3.

16. Дронов М., свящ. Православная аскетика и психоанализ // Отцы, матери, дети. Православное воспитание и современный мир. М., 2001.

17. Ельчанинов А., свящ. Записи. Париж, 1962.

18. Томалинцев В.Н. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития: Опыт исследования феномена изощренности культуре и творчестве. СПб., 1999.

19. ТрубецкойЕ.Н. Умозрение в красках. М., 1916.

20. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец ... С. 163.

21. Лавриненко В.Н. Указ. соч.

22. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1990.

23. Кураев А., диак. Школьное богословие. М., 1997.

24. Шестун Г., Захарченко М.В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Педагогика. 2013. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.