Удк 37.034 ББк Ч400.51
Анна Георгиевна Сапожникова,
директор,
Забайкальская православная гимназия им. святителя Иннокентия, епископа Иркутского (672000, Россия, г. Чита, ул. Чайковского, 12) e-mail: [email protected]
Основные принципы духовно-нравственного воспитания личности в современной концепции в. М. Меньшикова
В современном мире проблема изучения составляющих системы духовно-нравственного воспитания личности определяет цель в контексте образовательной и воспитательной деятельности учителя - выявить и обосновать принципы, технологии, методы организации духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Занимаясь данной проблемой, мы решили рассмотреть как традиционные подходы в деле воспитания личности, так и нетрадиционные, ориентированные на абсолютные ценности.
Данная статья посвящена вопросу рассмотрения основных принципов духовно-нравственного воспитания личности, которые нашли своё отражение в современной концепции В. М. Меньшикова. В статье даётся краткий историко-педагогический анализ использования традиционных принципов духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике в сопоставлении с нетрадиционными принципами, которые легли в теоретическую основу воспитания учёного.
Основная цель статьи - выявить и обосновать основные принципы организации духовно-нравственного воспитания личности, опираясь на современную концепцию В. М. Меньшикова.
В исследовании было установлено, что использование нетрадиционных принципов в отечественной педагогике позволяет говорить о необходимости рассматривать в качестве основного предмета педагогической деятельности воспитание личности, устремлённой к некоему идеалу, заложенному в образе Бога и направленном на её преображение.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, личность, принципы воспитания, педагогическая деятельность, православная педагогика, идеал.
Anna Georgievna Sapozhnikova,
Headmaster, Transbaikal Orthodox School (12 Tchaikovsky St., Chita, Russia, 672000) e-mail: [email protected]
The Basic Principles of Spiritual and Moral Education of Individual in the Modern concept of V. M. Menshikov
In today's world, the problem of studying of the components of spiritual and moral education system of the individual in the context defines the purpose of education and educational work of the teacher - to identify and justify the principles, technologies, methods of organization of spiritual and moral education in primary schools. Pursuing this issue, we decided to consider how traditional approaches in the education of the individual and unconventional, focused on absolute values.
This article is devoted to the consideration of the basic principles of spiritual and moral education of the individual, which are reflected in the modern concept by V. M. Menshikov. The article provides a brief historical-pedagogical analysis of the use of traditional principles of individual's spiritual and moral education in the domestic pedagogy in relation to non-traditional principles that formed the theoretical basis of education scholar.
The main goal of this paper is to identify and justify the basic principles of spiritual and moral education of the individual based on the modern concept by V. M. Menshikov.
The study found that the use of non-traditional principles in domestic pedagogy allows us to speak of the necessity to be seen as the main subject of pedagogical activity education of the individual, aspiring to a certain ideal, embodied in the image of God and sent on its transformation.
Keywords: spiritual and moral education, personality, principles of education, educational activities, Orthodox teaching, ideal.
80
© А. Г. Сапожникова, 2014
Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания личности определяет основную цель содержания образования в современной школе. Рассматривая данную проблему, учёные-педагоги разрабатывают новые концепции о социальной сущности человека, становления и развития личности, о ценностях и ценностных отношениях в обществе; выявляют и обосновывают новые принципы воспитания школьника. В связи с новыми подходами и требованиями в области воспитания учёные-педагоги выделяют как традиционный подход в деле воспитания личности, так и нетрадиционный, ориентированный на развитие абсолютных ценностей.
Традиционно современная педагогическая мысль до конца 80-х гг. ХХ в. ориентировала нас на дидактические принципы Я. А. Ко-менского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линского, И. П. Иванова. В своих трудах они раскрывали следующие принципы: принцип материального сенсуализма - учение о чувственных образах, которые составляют основу человеческой жизни (Я. А. Коменский), принцип народности и историзма (К. Д. Ушин-ский), принцип «свободы ребёнка в качестве критерия труда учителя» (Л. Н. Толстой), принцип параллельного действия - воспитание школьника опосредованно, через коллектив (А. С. Макаренко, Н. К. Крупская), принцип всестороннего развития личности - восстановление целостности личности в единстве с природным и социальным, духовным и физическим, общественным и индивидуальным (В. А. Сухомлинский). На принципах культуросообразности, природосообразности и христианского гуманизма основана концепция воспитания, разработанная в 60-80-е гг. прошлого столетия И. П. Ивановым. В своей основе она ориентирована на духовно-нравственное становление и развитие личности воспитанника. В связи с модернизацией содержания образования, усложнением социальных задач советской школы во второй половине 80-х гг. в основу педагогики легли принципы развивающего и воспитывающего характера обучения (Ш. Амонашвили), принцип научности, связи обучения с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, прочности. В современном российском образовании в «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» под редакцией А. М. Кондакова, А. Я. Данилюка приоритетными считают принципы воспитания
духовно-нравственных ценностей в общей системе содержания образования: приоритет и создание технологий воспитания, их ориентированность на деятельностный характер обучения школьника. Также в данном аспекте активно исследуется влияние социума на развитие личностных качеств ребёнка.
С начала XXI века совсем иначе смотрят на воспитание ребёнка православные педагоги-учёные. Целью воспитания в православной педагогике они понимают полное развитие сил и способностей, заложенных в человеке Творцом. Православная педагогика утверждает, что идеалом воспитания для человека является следование образу Иисуса Христа. Православная педагогика выработала свои особые общепедагогические принципы: культуросообразности, природосообразности, Богосообразности, христоцентричности; конкретно-педагогические принципы духовно-нравственного воспитания: трудовой характер воспитания и положительно преобразующий характер образования; родительско-детский характер отношений между учителями и учениками; коллективное, соборное начало во взаимоотношениях между участниками воспитательного процесса и др. Особый вклад в разработку данной проблемы внёс доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения Курского государственного педагогического университета В. М. Меньшиков. Учитывая современные требования к воспитанию личности, он достаточно глубоко разработал в своих трудах нетрадиционные (религиозные - православные) принципы воспитания. По мнению учёного, педагогическая деятельность в образовательных учреждениях должна быть направлена на выявление основных принципов, методов и форм воспитания, которые рассматриваются личностью как стремление к нравственному идеалу. Следуя заданной цели, необходимо соблюдать целесообразный порядок воспитания, придерживаться свода правил, которые легли в содержательную основу принципов организации православной педагогики.
В своих работах, опираясь на христианское мировоззрение, В. М. Меньшиков выделяет следующие принципы воспитания: антропологический, приоритет семейного начала, принцип коллективизма (соборности), народности, приоритета российской цивилизации, принцип всечеловечности, принцип православия.
Он отмечает, что в антропологическом принципе (принципе всестороннего развития
личности) высшей ценностью на земле является каждый человек, потому что каждый человек создан по образу и подобию Божию, и Господь пришёл на нашу землю ради нас и ради нашего спасения. Именно поэтому всестороннее развитие человека, его спасение является высшей целью воспитания. Следовательно, поиск путей реализации этой цели - главная задача православной педагогики. Значит, прежде всего, надо понять, что человек сотворён по образу Божьему. Поэтому В. М. Меньшиков для подтверждения своей мысли приводит слова Абрахама Маслоу, видного американского психолога, основателя гуманистической психологии, что «истинным идеалом человека является святой человек» [4].
Следовательно, суть духовно-нравственного воспитания зависит от понимания того, насколько человек сможет приблизить себя к духовному и нравственному идеалу в жизни.
Под приоритетом семейного начала в работах В. М. Меньшикова понимается семья, так как она является главным институтом воспитания. В силу своего определяющего значения для развития человека она может не только успешно сформировать человека, но и очень серьезно деформировать его развитие. Нормальная семья - одно из важнейших условий успешности воспитания личности. При этом в каждой семье расставлены свои приоритеты, соблюдаются нравы, обычаи и традиции. Но, по словам В. М. Меньшикова, в современной семье «заложено отсекающее её понимание от христианских смыслов, её духовных констант, от осознания семьи как величайшей святыни» [4], что повлекло за собой утрату традиционных принципов семьи и её христианской основы. По мнению учёного, христианство пытается не только сохранить семью, но и освящает её, делает семью святыней и считает её частицей православной церкви.
Анализируя исторический процесс развития русской семьи, мы можем сказать, что православие на протяжении первых веков его принятия к XVI в. сформировало особый образ уникальной русской семьи, который отразился в «Домострое». По этому поводу К. Д. Ушинский говорит, что в порядочной славянской семье по сравнению с французами, немцами, у которых связи семейные рвутся так легко, преобладает глубина и сердечность отношений между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и даже ближайшими родственниками.
Таким образом, мы согласны с В. М. Меньшиковым, что возрождение православных
традиций в семье - это восстановление её как важнейшего института воспитания, и поэтому взаимодействие с семьёй является непременным условием успешности функционирования социального воспитания личности.
Принцип коллективизма (соборности) -один из основных принципов воспитания в православной педагогике, сформированный на протяжении веков русским народом и Православной Церковью. Данный принцип является основой, для которой характерно выживание русского народа в самые трагические минуты жизни, он повлиял на организацию труда, воинского служения отечеству и т. д. Однако, подвергаясь отрицанию со стороны, в настоящее время утверждается положение о том, что свободному и успешному развитию личности препятствует совместная деятельность в коллективе, который, в свою очередь, подавляет в ней индивидуальные особенности развития и воспитания.
На самом же деле, по словам В. М. Меньшикова, «отношение коллектив-личность -это органичное единство. Настоящее развитие человек может получить только в развитом коллективе. Не может быть команды без ярких индивидуальностей, но и индивидуальность формируется только в хорошей команде» [4]. Поэтому подлинное своё развитие человек может получить только в высокодуховном, высоконравственном, высокопрофессиональном, высокогражданском коллективе. Таким образом, высокоразвитый коллектив создаёт условие для успешного развития личности, а высокое развитие личности зависит от успешного развития коллектива.
Ещё одним из основных принципов православной педагогики является принцип народности. Опираясь на идеи и разработки К. Д. Ушинского, В. М. Меньшиков отмечает значимость воспитания каждого человека, которое должно строиться в соответствии с духом, историей, культурой и традициями своего народа, и, что только народное воспитание есть наиболее полезное для человека, наиболее доступное, наиболее соответствующее «природе» человека. Также принцип народности предполагает сохранение и преданность своему народу, своему государству, здесь проявляется любовь к своей Родине в качестве патриотизма; отсюда зарождаются лучшие произведения культуры, важнейшим источником высокой нравственности является народность; а «лучшим педагогом» в воспитании детей является родной язык и т. д. Поэтому так важно в воспитании ориентироваться на принцип народности.
В теории В. М. Меньшикова ещё одним принципом воспитания является принцип приоритета российской цивилизации. Он отмечает, что этот фактор является важнейшим достижением России в истории человечества, так как «она сформировала свою цивилизацию, а это значит, она сформировала принципы, на которых эта цивилизация развивается». Среди принципов, позволяющих существовать многонациональному российскому государству, выделяют один наиболее важный - принцип соборности или принцип братства во взаимоотношениях между народами, что даёт возможность свободно жить всем народам России. И если в России, по словам учёного, «угасают другие народы, то русский народ угасает прежде других» [4]. В данном явлении находится ценность российской цивилизации и наша задача найти способы её сохранения, в том числе на уровне воспитания и образования.
Принцип всечеловечности указывает на два главных значения: это нечто всеобщее, что можно обнаружить у всех народов и нечто совершенное, что создано тем или иным народом. В качестве примера Виктор Михайлович приводит философию Древней Греции, право Древнего Рима, науку Западной Европы и т. д., что возвышается над национальным, что преодолевает национальные пределы, а благодаря этому становится понятным, приемлемым и полезным для всех народов. Эти достижения и становятся общечеловеческим достоянием, именно они являются тем связующим звеном и реальной основой, которая объединяет народы.
С принципом православия В. М. Меньшиков связывает понимание человека как святыни, как венца творения Бога. С Богом он связывает нечто Высшее, нечто совершенное во всех Его проявлениях. Принцип православия является не только важнейшим законом общественной жизни России, но и одним из важнейших принципов российского воспитания. Од-
нако православная вера может быть для нас подлинной святыней, которая позволила нам сохраниться как нации во всех испытаниях, предначертанных судьбой, так как православие - «это то сокровище, выше которого не может быть ничего на земле» [4]. Поэтому, по мнению многих учёных-педагогов, в том числе и К. Д. Ушинского, сохранить православие -это значит определить смысл и цель его бытия на этой земле, что является неизменным долгом русского народа перед Богом.
Таким образом, в исследовании было установлено, что использование нетрадиционных принципов в отечественной педагогике позволяет говорить о необходимости рассматривать в качестве основного предмета педагогической деятельности воспитание личности, устремлённой к некоему идеалу, заложенному в православной практике и направленном на её воспитание, в частности, преображение. Исходя из этих предпосылок, воспитание в контексте православной педагогики представляется как деятельность специально организованная, управляемая и контролируемая для взращивания, поддержки ребёнка и взаимодействия с ним, которая нацелена на возрождение духовно-нравственных качеств личности воспитанника. Она осуществляется благодаря двум устремлениям, взаимно направленным: во-первых, к религиозному благодатному воздействию, во-вторых, к человеческому желанию этим даром воспользоваться. Поэтому в православной педагогической деятельности воспитание зиждется на синергии трёх составляющих: благодати Божией (воспитание, взращивание человека Богом), психофизических человеческих сил (процесс самовоспитания), а также воздействии на человека со стороны других людей (родителей, педагогов, общества в целом) в процессе оказания ими поддержки ребёнку и взаимодействия с ним.
Список литературы
1. Библия. М.: Российское Библейское общество, 2005. 1337 с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
3. Духовно-нравственная культура: материалы первого Фестиваля духовной культуры. М.: Ин-т экспертизы образ. программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. 288 с.
4. Меньшиков В. М. Принципы духовно-нравственного воспитания. URL: // http://www. portal-slovo.ru (дата обращения: 28.09.2014).
References
1. Bibliya. M.: Rossiiskoe Bibleiskoe obshchestvo, 2005. 1337 s.
2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2009. 23 s.
3. Dukhovno-nravstvennaya kul'tura: materialy pervogo Festivalya dukhovnoi kul'tury. M.: In-t ekspertizy obraz. programm i gosudarstvenno-konfessional'nykh otnoshenii, 2006. 288 s.
4. Men'shikov V. M. Printsipy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya. URL: // http://www.portal-slovo.ru (data obrashcheniya: 28.09.2014).
Статья поступила в редакцию 09.10.2014