УДК 37.034+ 281.2 С 75 ББК 74.005.1+ 86.372
Лапина Олимпиада Александровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Восточно-Сибирская государственная академия образования
г. Иркутск Lapina Olimpiada Alexandrovna Doctor of Pedagogics,
Professor Department of Pedagogy State Educational Institution of the East Siberian State Academy of Education Irkutsk
Косолапова Татьяна Витальевна соискатель кафедры педагогики Восточно-Сибирская государственная академия образования
г. Иркутск Kosolapova Tatyana Vitalievna Applicant foe a Degree Chair of Pedagogy
State Educational Institution of the East Siberian State Academy of Education
Irkutsk
Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике Comparative Analysis of Moral Upbringing Principles in Secular and Orthodox Pedagogy
В статье рассматриваются разные подходы к духовно-нравственному воспитанию, с точки зрения светской педагогики и педагогики православно ориентированной. Основное различие этих концепций состоит в определении первоисточника - Бог или человек. Но это отличие и определяет разные принципы воспитательных мероприятий.
In article considers different approaches to spiritual and moral education, in terms of secular and Orthodox pedagogy. The main difference between these concepts consists in the first hand defining - is it a God or a man.
Ключевые слова: духовность, нравственность, светская педагогика, православная педагогика, духовно-нравственное воспитание.
Key words: spirituality, morality, secular pedagogy, Orthodox pedagogy, moral upbringing.
Перед современной педагогической общественностью стоит задача духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Но до тех пор, пока не будет однозначного определения, что конкретно понимается под духовно-
нравственным воспитанием, мы не сможем приити к консенсусу в этом вопросе, и все эти благие пожелания не приведут ни к чему хорошему.
Задача данного исследования как раз и состоит в том, чтобы показать, насколько различны мнения по проблеме духовно-нравственного воспитания. Сравнительный анализ такого сложного и многопланового понятия лучше проводить по частям, постепенно приближаясь к решению такого объемного вопроса.
Для этого нужно сначала рассмотреть в педагогическом аспекте феномены духовности и нравственности, а на их основе можно будет определить и главные различия самих принципов духовно-нравственного воспитания. А так как первостепенным здесь является определение духовности, то с него и начнем.
Судя по существующим исследованиям (Л.В. Бурмистрова, О. А. Воронова, В.К. Журавлев, Е.И. Исаев, М.Н. Кузьмин, И.В. Сосновская, В.И. Слободчиков и др.) в безрелигиозной (светской) педагогике, в этом вопросе у авторов нет однозначного определения, есть только некое представление о результатах духовно-нравственного воспитания.
Как правило, современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, моральных, правовых и других взглядов на человека и окружающий мир.
Так, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев говорят о том, что «духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя, свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы» [11, с.338].С этой направленностью не поспоришь, но в ней нет начала: что будет побуждать это стремление.
И.В. Сосновская, организуя воспитание через познание духовного смысла художественной литературы, через опыт личного переживания, через «чувст-вознание, полагает, что литературное знание как живое, развивающее, должно
быть обращено не столько к внешнему, сколько к внутреннему, к тайнам Жизни, Творчества и Бытия [13, с.7]. В ее позиции все верно: живое знание, т.е. осмысленное и принятое личностно, знание, в которое обучающийся поверил, «вызывает удивление, пробуждает ассоциативную память, актуализирует пере-живания»[13, с.13]. Но, обращая большое внимание на то, какие «ценности» сохранятся в душе, какие принципы станут нормой нравственного поведения, автор не обосновывает главное: что лежит в основе познания, что пробуждает духовное начало человека?
Раскрывая содержательную основу духовно-нравственного воспитания младших школьников, О.В.Воронова [2] в своем исследовании разводит понятия «дух» и «душа». «Дух» раскрывается как внутренняя сущности личности, богатство ее мыслей, помыслов, целей, ориентаций, а «душа» - это активное самопроявление, это феномен, организующий функционирование человека через отношение к другому, через способность сочувствовать, переживать, приходить на помощь и т.д. и определяющий глубинный, индивидуальный внутренний мир, социальные роли и социальный статус личности.
Не умаляя значения для духовной жизни всего вышеперечисленного, то есть, понимая духовность как действительно творческую созидательную силу, православное направление педагогической мысли, тем не менее, главным ее составляющим считает наличие стремления души человека к Абсолютному и Бесконечному, что является действительным источником саморазвития человека.
Пытаясь осмыслить разницу подходов, В.В. Знаков обращает внимание на то, что «наука ищет порождение духовности в человеке, а религия — в Божественном откровении» [7, с.105]. Во всем остальном современная гуманистическая педагогика и педагогика, православно ориентированная, удивительно похожи, поскольку основным предметом их внимания являются особенности внутреннего мира человека, его самосознание, пути восхождения к духовным вершинам бытия.
Именно различное понимание источника духовности в человеке ведет к различному толкованию смысла человеческой жизни и разным путям его дос-
тижения, а, значит, и воспитания человека. «Существенно различным, - пишет по этому поводу В.Н. Беляева, - является и то, что смысл жизни в православном учении четко определен: спасение души, а в светской смысл жизни выводится из мировоззрения, как системы обобщенных взглядов на мир и место человека в нем» [1,с.27].
В этом контексте следует заметить, что жизнь довольно часто показывает нам примеры людей с «потерянным» смыслом жизни в силу их стремления к ложным идеалам. Потому что «вне связи с Абсолютом человек теряется в системе природы, растворяется в слепой и безустанной смене явлений» [6, с.172]. А так как, с точки зрения православного вероучения, дух - это то, что влечет человека к Богу, то следовательно, «разговоры о духовности, по меньшей мере, беспредметны, если не признается существование Духа Божия, Духа Святого, вдунутого Творцом в человека» [3, с.34]. Именно это влечение и является источником духовно-нравственного преобразования человека, его деятельности. «Поэтому-то человек, с точки зрения православного вероучения, не тянущийся к Богу, не то что неполносоставен, а живет вообще как бы вне себя, вне своей природы, в буквальном смысле не в себе. Он не расслышал самое главное в своей природе» [4, с.90-91].
Достаточно емко и точно эта мысль изложена в поучениях преподобного Серафима Саровского. «Пост, бдение, молитва, девство и все добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши сами по себе, однако же, не в них одних состоит цель жизни нашей христианской, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить; но цель жизни нашей - это та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании ее-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской» [9, с.102].
Хотя предпосылки духовности заложены в каждом человеке от рождения, тем не менее, их надо развивать. Это возможно, прежде всего, путем приобщения человека к жизни в Боге: «коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения» [14, с.47]. Поэтому в каждом человеке на тот или иной момент его
жизнедеятельности уровень духовности может быть различным, но все зависит от того, какой ориентир взял человек, где его сердце, ум и чувства.
Итак, мы видим, что «духовность» является базовой, сущностной характеристикой личности. Такой же неотъемлемой ее составляющей является и нравственность. Как и духовность, эта категория тоже является прирожденной человеку и открывается в нем в виде совести (естественного божественного закона), но требует развития и воспитания, так как в силу склонности человека к греху, постепенно подавляется.
В церковном учении нам дан абсолютный, неизменяемый ориентир нравственности, этот ориентир - Иисус Христос, «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» [I Кор.
4, 11].
В светских же исследованиях часто встречаются такие утверждения, что «истинная нравственность приходит из житейского опыта» [10, №122], или «мы не найдем никакого более прочного фундамента для нравственности, чем тот, который проистекает непосредственно из самой человеческой природы» [10, № 94]. Такого рода утверждения абсолютно беспочвенны, так как нравственность, базирующаяся на человеческом авторитете, или ориентированная на преходящие временные ценности, по истечении времени или изменении условий неизбежно тоже изменится. «Образование, забывшее о единственной истинной цели - воспитании святого человека по образу Христа - и предавшееся идее социального прогресса, рано или поздно начинает пожинать горькие плоды. Об этом писал в свое время И.С. Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает - с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином» [8].
Обобщая вышесказанное о понимании духовности и нравственности в воспитании, необходимо выделить основные расхождения в воспитательных позициях светской и православной педагогики.
Светская педагогика понимает жизнь человека как временный период, ограниченный рамками земного существования, законченный и самоценный. Основываясь на рациональном миропонимании и эволюционной теории, светская педагогика не признает факт грехопадения человека и считает любое его состояние естественным, поэтому не призывает человека к восстановлению утраченного гармоничного состояния, не имея представления о нем, как об иерархичности духа, души и тела.
Понятия добра и зла в безрелигиозной педагогике носят относительный характер. Светское воспитание сводится к формированию «гармонически развитой личности», то есть к развитию каждой силы души - ума, воли, чувств, и идеалом для нее является образ человека с блестящей эрудицией, сильными страстями и волей, которую скорее можно назвать упрямством. Это приводит к тому, что сознание большинства современных школьников прагматично и сформировано под влиянием материалистических теорий и идеалов массовой культуры. Они, как правило, мыслят земными категориями и не способны разобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. На смену бинарному мышлению, в котором ясно присутствуют два полюса - добро и зло, приходит медиальное мышление, в котором эти грани размыты, а сами понятия совмещаются. «Именно нарушение системы ценностей привело к нынешнему глобальному кризисному состоянию - духовному, нравственному, экологическому, энергетическому, техногенному и политическому. Если люди не способны распознавать объективные законы как подлинные ценности, любая их деятельность приводит к тупику. Снятие цензур и запретов, вал извращенных программ приводит к тому, что патология становится нормой, а норма - патологией» [15, с.3].
Об этом на расширенном заседании Президиума Российской академии образования 11 ноября 2009г. говорил Святейший Патриарх Кирилл: «Опасность переживаемого момента заключается именно в том, что это ясное, классическое понимание того, что есть добро и зло, сегодня размывается так называемым подходом цивилизации постмодерна.... А если границы между добром и злом
стираются, то скрепа, формирующая целостный, системный подход человека к миру, разрушается, и мы становимся легкой добычей тех сил, которые будут с удовольствием манипулировать нашим сознанием во имя экономических или идеологических целей» [12, с.20]. Что мы сейчас и наблюдаем, видя, как с помощью медиаресурсов, СМИ идет устойчивое формирование людей с пониженным уровнем терпимости к насилию, смерти, то есть ко злу. Это проявляется в понижении порога чувствительности к порочному поведению: люди «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели.... Они изменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца.... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства. Распрей, обмана, злонравия. Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» [Рим. 1:21-32].
Православная педагогика рассматривает бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитание на конкретную личность, связанную ответственностью перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого эта личность является. Она признает реальность духовного мира и духовной основы человека, а понятия добра и зла носят в ней абсолютный характер. Такая воспитательная система способствует восстановлению бинарного типа мышления, которое является гарантом жизнеспособности и духовного здоровья. Она утверждает понятия святости, добра, справедливости не путем внешних запретов, а путем выработки внутренней мотивации и потребности коренных изменений своего миропонимания и образа жизни. «Необходимо отметить, что если образовательное учреждение, а в большинстве случаев и се-
мья, в зависимости от тех или иных изменений в обществе могут кардинально поменять цель, задачи и принципы своей воспитательной деятельности, то концепция воспитания, предлагаемая Православной Церковью, является целостной и неизменной. Наличие вневременных ценностей создает благоприятную основу для трансляции последующим поколениям, что является важнейшей задачей современного образования» [5, c.55]. Поэтому не случайно святитель Феофан Затворник считал, что соответствующим природе человека является только религиозно-нравственное (в современном нашем истолковании духовнонравственное) воспитание, а дух церковный — лучшее для этого средство.
Библиографический список
1. Беляева, В.Н. Теория и практика духовно- нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре [Текст]: автореф.дис. ... доктора. пед. наук. / В.Н. Беляева. - М., 1999. - 49с.
2. Воронова, О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: учебно-методическое пособие [Текст] / О.А.Воронова. - Иркутск, 200б.- 99с.
3. Глеб Каледа, профессор, протоиерей «Домашняя церковь» [Текст] / профессор, протоиерей Глеб Каледа - М.: «Зачатьевский Монастырь», 199S. - 112с.
4. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. -240с.
5. Дивногорцева, С.Ю. Развитие православной культуры в Современной России [Текст] / С. Ю. Дивногорцева // Педагогика. - 2011. - №4. - С.50-59.
6. Зеньковский, В.В. Педагогические сочинения [Текст] / сост. Е.Г. Осовский, О. Е. Осовский. Педагогическая библиотека российского зарубежья, т.2. - Саранск, 2003. - 173с.
7. Знаков, В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. - 199S. - № 3. - С.104 -115.
S. Максимова, Г. П. Миссия Церкви в образовании и ее методика в исторической перспективе: о проблеме методов православного воспитания [Электронный документ] / Г. П. Максимова; Православный образовательный портал «Слово». - Режим доступа:
http://www.portal-slovo.ru/pedagogv/3S224.php . - Загл. с экрана (дата обращения: 10.12.2010).
9. О цели христианской жизни: Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым (по записи последнего, пространной) [Текст] / Н.А. Мотовилов и Дивеевская обитель. - Изд-во Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, 1999. - 64с.
10. Открытый конкурс философских сочинений (трактатов) на тему: «Возможна ли
нравственность, независимая от религии?» [Электронный документ]; конкурсные сочинения / Институт философии Российской Академии наук. - Режим доступа:
http://iph.ras.ru/concurs20l0.htm - Загл. с экрана (дата обращения: 15.11.2011).
11. Слободчиков, В.И. Психология человека. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: Школа
- Пресс, 1995. - 3S3 c.
12. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на расширенном заседании Президиума Российской академии образования 11 ноября 2009г. [Текст] // Педагогика. -2010. -№1. -С.16-21.
13. Сосновская И.В. Живая методика. Литературное развитие пятиклассников: Методические рекомендации к курсу литературы пятого класса [Текст] /И.В.Сосновская.-Иркутск, 2002.-160 с.
14. Феофан Затворник Вышенский свт. Начертание христианскго нравоучения [Текст] / свт. Феофан Затворник Вышенский - М.: Лепта-Пресс, 2005. - 752с.
15. Чичалин, М.В. Возможна ли нравственность, независимая от религии? [Текст] / М.В Чичалин - М.: Россия, вперед! - 2010. - 4Sa
Bibliography
1. About the Goal of Christian Life: A Conversation with St. Seraphim of Sarov, N.A. Mo-tovilov [Text] / N. Motovilov and Diveevo Abode. - Publishing House of the Holy Trinity Monastery of Seraphim. - Diveevo, 1999. - 64 p.
2. Belyaeva, V.N. Theory and Practice of Spiritual and Moral Formation and Development of Individual Teacher in the Secular and Orthodox Pedagogical Culture: Diss. ... Doctor of Pedagogical Sciences / V.N. Belyaeva. - M., 1999. - 49p.
3. Chichalin, M.V. Could the Morality Be Independent from Religion? [Text] / M.V. Chi-chalin. - M.: Go Ahead, Russia! - 2010. - 4S p.
4. Divnogortseva, S.Yu. Spiritual and Moral Education in Theory and Experience of the Orthodox Pedagogical Culture [Text] / S.Yu. Divnogortseva. - M.: Publishing House of PSTSU, 2010.
- 240 p.
5. Divnogortseva, S.Yu. Orthodox Culture Development in Modern Russia [Text] / S.Yu. Divnogortseva // Pedagogy. - 2011. - № 4. - P.50-59.
6. Gleb Khaleda, Professor, Archpriest "House Church" [Text] / Professor, Archpriest Gleb Khaleda - M.: "Zachatievsk Monastery", 199S. - 112 p.
7. Maksimova, G.P. The Mission of the Church in Education and Its Methodology in His-
torical Perspective: The Problem of the Orthodox Education Methods [Electronic Resourse] / G.P. Maximov, Orthodox EducationalPportal "Word." - Access Mode: http://www.portal-
slovo.ru/pedagogy/3S224.php. (Date Accessed: 10.12.2010).
S. Open Competition of Philosophical Writings (Treatises) on the Topic: "Could the Morality Be Independent from Religion?" [Electronic Resource]: Competition Works / Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. - Access Mode: http://iph.ras.ru/concurs20l0.htm (date accessed: 15/11/2011).
9. Slobodchikov, V.I. Human Psychology. Fundamentals of Psychological Anthropology. Introduction to Psychological Subjectivity [Text] / V.I. Slobodchikov, E.I. Isayev. - Moscow School - Press, 1995. - 3S3 p.
10. Sosnovskaya, I.V. Live Methods. Literary Development of the Fifth Graders: Guidelines for the Course of the Fifth Grade Literature [Text] / I.V.Sosnovskaya. - Irkutsk, 2002. - 160 p.
11. St. Theophan the Recluse Vyshensky. Inscription of Christian Morality [Text] / St. Theo-phan the Recluse Vyshensky. - M.: Lepta-Press, 2005. - 752 p.
12. Voronova, O.A. Organization and Content of Spiritual and Moral Education of Primary Schoolchildren: Study Guide [Text] / O.A. Voronova. - Irkutsk, 2006. - 99 p.
13. Word of His Holiness Patriarch Kirill at the Enlarged meeting of the Presidium of the Russian Academy of Education, November 11, 2009 [Text] // Pedagogy. -2010. - № 1. - P.16-21.
14. Zenkovsky, V.V. Pedagogical Oeuvre [Text] / Comp. by E.G. Osovski, O.E. Osovski. Pedagogical Library of Russia Abroad, vol.2. - Saransk, 2003. - 173 p.
15. Znakov, V.V. Man’s Spirituality in the Mirror of Psychological Knowledge and Religious Belief [Text] / V.V. Znakov / / Questions of Psychology. - 199S. - № 3. - P.104 -115.