_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 316.7+37.0+373
Склярова Татьяна Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, [email protected], Москва
ценностные ориентиры духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся*
Аннотация. В статье проанализированы требования ФГОС общего образования к реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, рассмотрены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития гражданина РФ» и «Стратегии развития воспитания в России до 2025 года» в отношении ценностей, положенных в основание духовно-нравственного воспитания обучающихся. Выявлены ценностные основания духовно-нравственного развития в светской и религиозной традициях, показаны общие и отличительные черты реализации духовно-нравственного воспитания в светской и религиозной традициях. На примере православного воспитания охарактеризована иерархия ценностных ориентиров духовно-нравственного воспитания. Сделаны выводы о включении в содержание образования информации о своеобразии ценностного ядра каждой из традиционных для России религиозных культур в составе предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной и «Основы духовно-нравственных культур народов России» в основной школе.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание образования, основы религиозных культур и светской этики, православное воспитание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются ключевыми категориями федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования (далее ФГОС НОО, ООО, ОСО). Стандарты определяют их в качестве процессов, обеспечение которых призвано быть реализуемым посредством образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Задача данного исследования: выявить и охарактеризовать ценностные ориентиры, которые могут быть положены в основание процессов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с образовательными стандартами. В решении поставленной задачи мы будем опираться на существующие документы, регламентирующие образование и воспитание в РФ, а именно ФГОС НОО, ООО, СОО; Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Стратегию развития воспитания в России [6; 9-12].
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определяет направление образования на начальном и основном уровнях образования, направленность среднего общего образования связана с обеспечением «сохранения и развития культурного
разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, ...овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [12].
В начальной школе в соответствии с ФГОС НОО должно осуществляться духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Также стандарт начального образования определяет необходимость реализации «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
На ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО должна реализоваться «Программа воспитания и социализации обучающихся», включающая такое направление, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и построенная на основе «базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, тра-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10300.
диционные религии России, искусство, природа, человечество...» [11, раздел III]. Программа воспитания и социализации обучающихся должна содержать цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации; содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся [11, раздел III, 18.2.3].
На ступени среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО также предусмотрена реализация программы воспитания и социализации обучающихся, включающая духовно-нравственное развитие и основанная на тех же ценностях, которые указаны в ФГОС ООО обучающихся [11, раздел III, 18.2.3]. В ней должны быть обозначены цель и задачи, основные направления и ценностные основы; содержание, виды деятельности и формы занятий; модель организации работы и планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся [11, раздел III, 18.2.3].
Методологической основой разработки ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [6]. Данный документ определяет духовно-нравственное развитие личности как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом»
[6, с. 5]. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России Концепция определяет как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей (курсив мой. - Т. С.), имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [6, с. 5].
Принятая в 2015 г. «Стратегия развития воспитания в РФ.» в качестве базовых национальных ценностей называет «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [9].
Проблемное поле данного исследования обусловлено наличием перечисленных в образовательных стандартах и «Стратегии развития воспитания.» различных, не совпадающих ценностей, с одной стороны, и отмеченной в «Концепции.» иерархической структуры и сложной организации ценностей, которые предстоит усваивать обучающимся в процессе получения образования, с другой. Более того, приведенные ценности не исчерпывают актуальной аксиологической повестки в образовании, это выражается в неназванности таких ценностей, которые присутствуют в содержании образования на уровне предметных областей или отдельных предметов. Например, ценности здорового образа жизни, экологично-сти, толерантности, безопасности жизнедеятельности актуализированы целями общего образования, заложены в его предметное содержание, но не отражены в общем аксиологическом ряду официальных документов. И напротив, ценности традиционных российских религиозных объединений названы в качестве базовых национальных ценностей, которые должны присутствовать в образовательной программе, но в предметном поле общего образования представ-
лены только в 4-м классе предметом «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» к настоящему времени не имеет своего содержания, в ней отсутствуют конкретные предметы, названы только предметные результаты, но не указано - на каком содержании они могут и должны быть сформированы.
Названные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования, основанного на предположении о том, что сложная организация ценностей может быть представлена только в единстве содержания образования и процессов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а иерархическая структура ценностей может быть усвоена в логике определенных смыслов, носителями которых являются различные социальные группы.
Продекларируемая, но не реализованная задача включения ценностей религиозных культур в содержание общего образования обусловила направление нашего исследования - определение стратегии включения в процесс духовно-нравственного воспитания ценностей традиционных российских религиозных объединений. Решение поставленных задач позволит решить проблему аксиологической неоднородности и ее отражения в содержании современного общего образования.
Таким образом, экспозиция данной работы нацелена на определение иерархии ценностных ориентиров и описание возможностей для организации условий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в системе общего образования с учетом религиозных ценностей.
Для рассмотрения иерархии ценностных ориентиров обозначим нашу исследовательскую позицию: духовно-нравственное развитие в религиозном и светском понимании различаются; иерархия ценностей в большей степени присуща религиозному миропониманию; включение в содержание образования ценностей традиционных для России религиозных культур создает условия для усвоения и принятия обучающимся той самой иерархии и сложноорганизо-ванной структуры базовых национальных ценностей, которые обозначены в ФГОС, «Концепции духовно-нравственного раз-
вития и воспитания гражданина России» и «Стратегии развития воспитания».
Исследовательская часть данной работы посвящена сопоставлению категорий «духовность» и «нравственность» в светском и религиозном понимании и опирается как на классические философские идеи и работы, так и на работы современных исследователей-педагогов [1-4; 7; 8].
Понимание феномена «духовность» в истории философии со времен античности подразделяется на две основные мировоззренческие парадигмы. В зависимости от того, что признается первоосновой существования мира: идея или материя, определяется и представление об источнике духовности. В первом варианте идеалистическое осмысление мира рождает представление о духовности как проявлении вечной идеи. Все религиозные учения имеют в своей первооснове представления об Абсолюте как источнике вечности. Например, в христианстве духовное начало в человеке трактуется как образ и подобие Божие, что и является первоосновой индивидуальности и неповторимости каждой личности, ее абсолютной, а не относительной ценности и уникальности. Христианская антропология основана на том, что Бог, как Творец мира и человека, заложил Свой Образ в основание каждой человеческой личности и определил направление ее развития - уподобление своему Творцу. Действие Святого Духа, особой силы, подаваемой человеку Творцом для достижения богоподобия, является в христианском понимании источником духовности в жизни человека [3, с. 42]. Таким образом - духовное развитие в христианской культуре - это процесс проявления духовной силы в природе личности (ее душе и теле), направленной на соединение человека с Богом (Абсолют, Творец мира).
Светское понимание духовности опирается преимущественно на материалистические представления об источнике мира и полагает иное основание этого феномена. Все, что не относится напрямую к материальной сфере жизни человека и не определяется его потребностями в пище, безопасности и иными психофизиологическими потребностями, в светской трактовке может быть отнесено к духовной сфере.
Вместе с тем общим для религиозного
и светского понимания феномена духовности является признание духовности источником ценностно-смыслового наполнения жизни личности, проявляющегося в ее устремленности к нематериальным целям.
Нравственность как философская категория тесно связана с категорией морали и определяет способность человека и/или общества соотносить свое состояние с определенными нормами и правилами. Данная диада традиционно рассматривается как характеристика внешнего (мораль) и внутреннего (нравственность) состояния человека и/или общества. В зависимости от того, что признается первоосновой мироздания, мораль и нравственность также могут быть разделены на светскую и религиозную. Светская мораль объясняет происхождение нравственности в процессе развития человеческого общества и в такой проекции может быть определена относительность нравственности, изменяющаяся под влиянием человеческого фактора. Религиозная мораль утверждает абсолютное (божественное) установление нравственных норм и определяет их неизменность и вечность.
Таким образом, нравственное развитие в светском и религиозном пониманиях также отличаются. Общим для светского и религиозного понимания нравственности является признание наличия внутреннего закона, которым руководствуется личность в своих отношениях и деятельности. «Нравственный закон внутри нас», являющийся ориентиром в моральном выборе человека, может основываться как на религиозном, так и на светском мировоззрении. В христианской традиции мерилом нравственности является совесть как духовный орган, данный человеку Творцом для «извещения» души человека о голосе Бога. Представители христианской религиозной философии полагают, что без божественной помощи, проявляемой в форме благодати, природе человека сложно и зачастую просто невозможно справляться с моральным выбором, перед которым оказывается личность в некоторые моменты своей жизни.
Примеры с пониманием духовности и нравственности в христианской культуре позволяют сделать выводы о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание в религиозной традиции значительно отли-
чается от таковых в светском понимании. На наш взгляд, изучение предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственных культур народов России» в основной школе призвано познакомить учащихся с мировоззренческим разнообразием и иерархией ценностей светской и религиозных культур. Изучение религиозных культур в настоящее время может основываться на обращении к теологии как комплексу наук, объясняющих духовные явления в земном мире с позиций той или иной религиозной традиции и/или культуры.
Основываясь на проведенном сравнении духовно-нравственного развития в светской и религиозной проекциях, в качестве предварительных результатов исследования назовем их сущностные отличия. Источник духовного развития в религиозной традиции - Абсолют, в светском понимании - ценности, сложившиеся в процессе культурного развития общества или государства; цель духовного развития в религии -установление и развитие связи с Абсолютом (лат. religare - воссоединять), в светском понимании цель духовного развития - привитие названных ценностей; нравственность в религиозной традиции определяется как мерило соответствия состояния человека (его мыслей, чувств, деятельности) религиозным законам и нормам, на которые личность ориентируется посредством совести (голос Бога в душе), в светском понимании нравственность определяется в соответствии с принятыми в обществе и культуре законами и нормами, совесть - отражает соответствие состояния человека установленным законам и/или нормам и может иметь локальный характер (например, совесть ученого или так называемая «пролетарская совесть»).
Приведенные различия в понимании духовно-нравственного развития свидетельствуют о том, что понимание ценностей, усвоение и присвоение которых предполагается в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся, также находится в зависимости от религиозного или светского основания их трактовки.
Например, названные в «Стратегии развития воспитания...» духовно-нравственные ценности, «сложившиеся в процессе
культурного развития России», такие как «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» могут опираться на христианские основы их понимания. В таком случае ценностные основания духовно-нравственного воспитания будут ориентированы на отношения личности с Богом, другими людьми, миром и самим собой и структурированы в соответствии с иерархией христианских ценностей. Рассмотрим детально названную иерархию смыслов и порождаемую ей организацию деятельности по их усвоению.
По отношению к Богу основным ориентиром личности выступает благочестие как признание и почитание Абсолютной Личности. Вера в добро, личное достоинство, совесть и воля человека связаны в христианстве с личной верой в Бога.
По отношению к самому себе основным ориентиром личности выступает честь. В христианском восприятии личности честь человека составляют его целомудрие и благородство, также укорененные в его вере в Бога [5, с. 167].
По отношению к миру и другим людям основным ориентиром личности выступает честность. Доминантой честного отношения к миру и людям в христианстве является со-бытие с ними. Другой человек как носитель богоподобного достоинства определяет бытие христианина. Отношение бытия выражается глаголом «быть»; отношения неблагородного, корыстного плана выражаются глаголом «иметь» [5, с. 171]. Выражение со-бытия в отношениях с людьми связано с проявлением искренности и правдивости, выражение корысти связано с проявлением неискренности и лживости, крайними формами которых являются лесть (в отношениях к более сильному, значимому, влиятельному
человеку) и деспотизм (в отношениях к слабому, беззащитному), а промежуточными -раздражение и зависть. Доминанта владения миром (иметь) противостоит со-бытию человека в нем (быть), что проявляется, в том числе, в способах хозяйствования человека в природе и является одной из ключевых проблем современности (экология).
Ценности человеколюбия, справедливости, стремления к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством основаны в христианстве на честном отношении к другим людям и окружающему миру, укорененном в вере в Бога.
Из представленной выше характеристики следует, что ценностные ориентиры религиозной культуры имеют иерархическую структуру. Благочестие в отношении к Богу в христианстве является ведущей ценностью, которая определяет честность в отношениях с другими и честь в отношении с самим собой.
Представленная иерархия ценностных ориентиров в христианстве позволяет сделать предположение о том, что в каждой религиозной традиции и культуре имеется подобного рода иерархическая структура ценностей, определяющих отношение человека к самому себе, другому человеку и миру в целом. По нашему мнению, именно такого рода аксиологические конструкты должны быть положены в основу содержания предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственных культур народов России» в основной школе. Включение в содержание общего образования ценностных ориентиров религиозных культур, традиционных для России, будет способствовать созданию пространства для культурного диалога, что является одним из ведущих направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Библиографический список
1. Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города // Педагогика. - 2009. - № 8. - С. 27-37.
2. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 420 с.
3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Париж: YMCA-press, 1934. - 258 с.
4. Метлик И. В., Галицкая И. А., Ситников А. В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. - 264 с.
5. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 324 с.
6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
7. Косолапова Т. В., Лапина О. А. Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. -С. 80-89.
8. Потаповская О. М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ Педагогика. Психология. - 2013. - № 1. - С. 27-50.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitame-dok.html (дата обращения: 31.05.2017).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: httpV/ми-нобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 31.05.2017).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: httpV/ми-нобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 31.05.2017).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - URL: Ы1р://миноб-рнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 31.05.2017).
13. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретиче-ский анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений. -М.: Прометей МГПУ, 2008. - 448 с.
Поступила в редакцию 01.07.2017
Sklyarova Tatiana Vladimirovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Department of General and Social Pedagogy, Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, [email protected], Moscow
valuable indicators of spiritual-moral development and upbringing of students*
Abstract. The article analyzes the requirements of the educational standard of general education for the realization of the spiritual and moral development and education of students, the main provisions of the "Concept of the Spiritual and Moral Development of the Russian Federation" and "Strategies for the Development of Upbringing in Russia until 2025" with respect to the values laid down in the foundation of the spiritual and moral Education of students. Valuable foundations of spiritual and moral development in secular and religious traditions are revealed, general and distinctive features of realization of spiritual and moral education in secular and religious traditions are shown.
Keywords: spiritual and moral development and education of students, the content of education, the basics of religious cultures and secular ethics, Orthodox upbringing.
References
1. Abramov, S. I., 2009. Spiritual and moral education of schoolchildren in the system of additional education in the conditions of a small town. Pedagogy, 8, pp. 27-37. (In Russ.).
2. Divnogortseva, S. Yu., 2012. The historical and theoretical analysis of Orthodox pedagogical culture in Russia. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 420 p. (In Russ.).
3. Zenkovsky, V. V., 1934. Problems of education
in the light of Christian anthropology. Paris: YM-CA-press Publ., 258 p. (In Russ.).
4. Metlik, I. V., Galitskaya, I. A., Sitnikov, A. V., 2012. Spiritual and moral education: issues of theory, methodology and practice in the Russian school. Moscow: PRO-PRESS Publ., 264 p. (in Russ.).
5. Platon (Igumnov), Archimandrite, 1994. Orthodox moral theology. Saint-Trinity St. Sergius Lavra, 324 p. (In Russ.).
* The work was supported by the Russian Foundation for Humanities, the project No15-06-10300.
6. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., Tishkov, V A., 2014. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia. Moscow: Education Publ., 24 p. (In Russ.).
7. Kosolapova, T. V., Lapina, O. A., 2012. Comparative analysis of the principles of spiritual and moral education in secular and Orthodox pedagogy. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2, pp. 80-89. (In Russ.).
8. Potapovskaya, O. M., 2013. Modeling of the spiritual and moral education of children in a pre-school educational institution on the basis of value dominants of the national socio-cultural tradition. Vestnik PSTGU. Pedagogy. Psychology, 1, pp. 27-50. (In Russ., abstract in Eng.).
9. The development strategy of upbringing in the Russian Federation for the period until 2025 [online]. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospita-
nie-dok.html (Accessed 31.05.2017). (In Russ.).
10. Federal state educational standard of primary general education [online]. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/documents/922 (Accessed 31.05.2017). (In Russ.).
11. The federal state educational standard of the basic general education [online]. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/documents /543 (Accessed 31.05.2017). (In Russ.).
12. Federal state educational standard of secondary general education [online]. Available at: http:// MHHo6pHayKH.p$/documents/23365 (Accessed 31.05.2017). (In Russ.).
13. Yanushkevichene, O. L., 2008. Historical and Theoretical Analysis of the Formation and Development of the Theory of Spiritual Education of the Grown-up Generations. Moscow: Prometey Publ., 448 p. (In Russ.).
Submitted 01.07.2017