вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Для этих целей недостаточно возможностей урока, поэтому нужны дополнительные формы и методы работы, современные технологии, позволяющие максимально удовлетворять познавательные интересы учащихся.
Сегодня в образовании стремятся максимально использовать современные технологии, среди которых на первом месте ЭОР, и педагоги должны быть готовы к конструированию ЭОР, обеспечивая тем самым качественно новый уровень образования.
Литература
1. Бент Б. Андресен, Бринк Катя ван ден. Мультимедиа в образовании. Информационные технологии в образовании. Специализированный учебный / Авторизованный пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. 224 с.
2. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. СПб: СПбГУИТМО, 2006. 73 с.
3. Рубцова О. Возрастной подход в проектировании ИКТ: электронные образовательные ресурсы для подростков / Тезисы Международной конференции ИИТ0-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», 13-14 ноября 2012. Москва.
Spiritual and moral education and development enrolled in primary general
education Sidorova S.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования Сидорова С. В.
Сидорова Светлана Владимировна / Sidorova Svetlana — социальный педагог, Муниципальное казённое образовательное учреждение Заречная основная общеобразовательная школа, п. Заречный, Олекминский район, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях сельской школы; проблемы и пути решения проблем духовно—нравственного воспитания младших школьников. Abstract: this article discusses the features of the development and education of students in primary general education in a rural school; problems and ways of solving the problems of spiritual-moral education of younger schoolboys.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, ценность. Keywords: education, morality, value.
На современном этапе Россия переживает непростой исторический период. В обществе над ценностями духовными доминируют ценности материальные, поэтому и у детей представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме сильно искажены. В связи с этим поднялся общий рост преступности агрессивности в обществе. Духовно-нравственное воспитание играет огромную роль в формировании личности ребёнка, в его становлении. Нравственность и включает в себя следующие понятия, такие как честь, доброта, сочувствие, любовь. А это одни из главных качеств личности. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой находится ребёнок, где происходит его становление личности.
Исходя из вышеизложенного, попробуем найти пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновало учёных, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в
развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные учёные: С. А. Рубинштейн, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, А. Л. Журавлёв, А. Б. Купрейченко, М. И. Воловикова и др. [1].
Вопросы духовно-нравственного воспитания детей интересовали таких выдающихся философов как Демокрит, Платон. Демокрит отводил серьёзную роль в воспитании личности среде, примеру взрослых, вербальному воздействию, убеждению и доводам; считал очень важным приучение к труду: без него, по мнению философа, дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике,... ни способности стыдиться». Он считал, что нравственный человек - это человек умеренный, действующий по долгу перед обществом, способный участвовать в общественной и политической жизни. По мнению Платона, воспитание является воздействием взрослых на детей формированием в них нравственных и добродетельных черт. Педагог-исследователь В. А. Сухомлинский считал необходимым сосредоточить внимание на таких общечеловеческих ценностях, как совесть, долг, добро, свобода, честь, достоинство, наполнив их подлинно гуманистическим воспитательным смыслом. Представления о сущности духовно-нравственного воспитания, его задачи изменялись до наших дней. И эти изменения связаны с изменением в потребности и понимании нравственности в целом. Духовно-нравственный кризис в настоящее время переживает российское общество. Сложившееся положение является отражением перемен, которые произошли в общественном сознании и государственной политике. Российское государство утратило официальную идеологию, общество - духовные и нравственные идеалы. Духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования оказались сведёнными к минимуму. Вследствие этого совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства [3].
Законом Российской Федерации «Об образовании»1 установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из важнейших в деле обеспечения национальной безопасности страны.
На фоне этого чётко выделяются проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.
1. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей.
2. Несогласованность влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов.
3. Государство не имеет четкой идеологической позиции.
4. Нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона.
5. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе.
6. Разрушение традиционного уклада жизни.
7. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе [2].
В основе духовно-нравственного развития и лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал.
Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития
1 Статья 9, пункт 6.
личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно -нравственного развития и воспитания
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Характер отношений между воспитателем и воспитанником во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
В советский период Б. Т. Лихачев раскрывал формирование духовности с позиции единства материального и духовного, научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического. По его убеждению, только в «чистой идеосфере» - вместилище духовности, своего рода духовном пространстве, формируются духовно-нравственные черты личности. Духовность русского народа, по Б. Т. Лихачеву, есть концепт, включающий науку и культуру, ум и нравственность, русский образ жизни и православно-христианскую веру.
Л. С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В соответствие с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как его источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д. Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В. Н. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует [2].
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К. Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Таким образом, обобщая всё вышесказанное можно отметить, что духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается в качестве важного компонента программ воспитания и социализации школьника.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру.
Приведём некоторые определения духовно-нравственного воспитания: - духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности [4].
В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б. Т. Лихачёва, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковского, В. А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Таким образом, обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Литература
1. Быргазова Е. И. Будь добрым, честным, смелым // Начальная школа. № 12. М.: ООО Изд. Начальная школа и образование, 2011. С. 36.
2. Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся // Начальная школа. № 12. М.: ООО Изд. Начальная школа и образование, 2012. С. 7-19.
3. Ермакова О. Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. Компетентностный подход // Педагогические технологии. № 2. М., 2012.
4. Спицын Н. П. Традиции семьи // Начальная школа. № 12. М.: ООО Изд. Начальная школа и образование, 2011. С. 25.