Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования'

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1824
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ЦЕННОСТЬ / VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях сельской школы; проблемы и пути решения проблем духовно-нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования»

вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Для этих целей недостаточно возможностей урока, поэтому нужны дополнительные формы и методы работы, современные технологии, позволяющие максимально удовлетворять познавательные интересы учащихся.

Сегодня в образовании стремятся максимально использовать современные технологии, среди которых на первом месте ЭОР, и педагоги должны быть готовы к конструированию ЭОР, обеспечивая тем самым качественно новый уровень образования.

Литература

1. Бент Б. Андресен, Бринк Катя ван ден. Мультимедиа в образовании. Информационные технологии в образовании. Специализированный учебный / Авторизованный пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. 224 с.

2. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. СПб: СПбГУИТМО, 2006. 73 с.

3. Рубцова О. Возрастной подход в проектировании ИКТ: электронные образовательные ресурсы для подростков / Тезисы Международной конференции ИИТ0-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», 13-14 ноября 2012. Москва.

Spiritual and moral education and development enrolled in primary general

education Sidorova S.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования Сидорова С. В.

Сидорова Светлана Владимировна / Sidorova Svetlana — социальный педагог, Муниципальное казённое образовательное учреждение Заречная основная общеобразовательная школа, п. Заречный, Олекминский район, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях сельской школы; проблемы и пути решения проблем духовно—нравственного воспитания младших школьников. Abstract: this article discusses the features of the development and education of students in primary general education in a rural school; problems and ways of solving the problems of spiritual-moral education of younger schoolboys.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, ценность. Keywords: education, morality, value.

На современном этапе Россия переживает непростой исторический период. В обществе над ценностями духовными доминируют ценности материальные, поэтому и у детей представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме сильно искажены. В связи с этим поднялся общий рост преступности агрессивности в обществе. Духовно-нравственное воспитание играет огромную роль в формировании личности ребёнка, в его становлении. Нравственность и включает в себя следующие понятия, такие как честь, доброта, сочувствие, любовь. А это одни из главных качеств личности. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой находится ребёнок, где происходит его становление личности.

Исходя из вышеизложенного, попробуем найти пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновало учёных, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в

развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные учёные: С. А. Рубинштейн, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, А. Л. Журавлёв, А. Б. Купрейченко, М. И. Воловикова и др. [1].

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей интересовали таких выдающихся философов как Демокрит, Платон. Демокрит отводил серьёзную роль в воспитании личности среде, примеру взрослых, вербальному воздействию, убеждению и доводам; считал очень важным приучение к труду: без него, по мнению философа, дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике,... ни способности стыдиться». Он считал, что нравственный человек - это человек умеренный, действующий по долгу перед обществом, способный участвовать в общественной и политической жизни. По мнению Платона, воспитание является воздействием взрослых на детей формированием в них нравственных и добродетельных черт. Педагог-исследователь В. А. Сухомлинский считал необходимым сосредоточить внимание на таких общечеловеческих ценностях, как совесть, долг, добро, свобода, честь, достоинство, наполнив их подлинно гуманистическим воспитательным смыслом. Представления о сущности духовно-нравственного воспитания, его задачи изменялись до наших дней. И эти изменения связаны с изменением в потребности и понимании нравственности в целом. Духовно-нравственный кризис в настоящее время переживает российское общество. Сложившееся положение является отражением перемен, которые произошли в общественном сознании и государственной политике. Российское государство утратило официальную идеологию, общество - духовные и нравственные идеалы. Духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования оказались сведёнными к минимуму. Вследствие этого совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства [3].

Законом Российской Федерации «Об образовании»1 установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из важнейших в деле обеспечения национальной безопасности страны.

На фоне этого чётко выделяются проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.

1. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей.

2. Несогласованность влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов.

3. Государство не имеет четкой идеологической позиции.

4. Нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона.

5. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе.

6. Разрушение традиционного уклада жизни.

7. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе [2].

В основе духовно-нравственного развития и лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал.

Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития

1 Статья 9, пункт 6.

личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно -нравственного развития и воспитания

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Характер отношений между воспитателем и воспитанником во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

В советский период Б. Т. Лихачев раскрывал формирование духовности с позиции единства материального и духовного, научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического. По его убеждению, только в «чистой идеосфере» - вместилище духовности, своего рода духовном пространстве, формируются духовно-нравственные черты личности. Духовность русского народа, по Б. Т. Лихачеву, есть концепт, включающий науку и культуру, ум и нравственность, русский образ жизни и православно-христианскую веру.

Л. С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В соответствие с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как его источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д. Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В. Н. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует [2].

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К. Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Таким образом, обобщая всё вышесказанное можно отметить, что духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается в качестве важного компонента программ воспитания и социализации школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру.

Приведём некоторые определения духовно-нравственного воспитания: - духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности [4].

В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б. Т. Лихачёва, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковского, В. А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Таким образом, обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Литература

1. Быргазова Е. И. Будь добрым, честным, смелым // Начальная школа. № 12. М.: ООО Изд. Начальная школа и образование, 2011. С. 36.

2. Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся // Начальная школа. № 12. М.: ООО Изд. Начальная школа и образование, 2012. С. 7-19.

3. Ермакова О. Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. Компетентностный подход // Педагогические технологии. № 2. М., 2012.

4. Спицын Н. П. Традиции семьи // Начальная школа. № 12. М.: ООО Изд. Начальная школа и образование, 2011. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.