Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия конструирования и использования электронных образовательных ресурсов'

Психолого-педагогические условия конструирования и использования электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING RESOURCES / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / WORKSTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаблиева Светлана Руслановна

В статье анализируются имеющиеся электронные образовательные ресурсы, направленные преимущественно на визуальный тип восприятия, хотя имеются возможности учёта и двух других моделей мышления. Поэтому представляется обоснованным при конструировании электронных образовательных ресурсов дублирование информации по аудиальному, визуальному, кинестетическому сенсорным каналам и методикам обучения. Необходимо подготовить педагогов к конструированию электронных образовательных ресурсов, обеспечивая тем самым качественно новый уровень образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаблиева Светлана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия конструирования и использования электронных образовательных ресурсов»

Psycho-pedagogical conditions of construction and the use of electronic

educational resources Hablieva S.

Психолого-педагогические условия конструирования и использования электронных образовательных ресурсов Хаблиева С. Р.

Хаблиева Светлана Руслановна / Khablieva Svetlana — старший преподаватель,

Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, Информационно-педагогический центр, г. Владикавказ

Аннотация: в статье анализируются имеющиеся электронные образовательные ресурсы, направленные преимущественно на визуальный тип восприятия, хотя имеются возможности учёта и двух других моделей мышления. Поэтому представляется обоснованным при конструировании электронных образовательных ресурсов дублирование информации по аудиальному, визуальному, кинестетическому сенсорным каналам и методикам обучения. Необходимо подготовить педагогов к конструированию электронных образовательных ресурсов, обеспечивая тем самым качественно новый уровень образования.

Abstract: the article analyzes the existing electronic educational resources, mainly in the direction of the visual type of perception, although there is the possibility of taking into account the thinking and the other two models. Therefore, it seems reasonable in the design of electronic educational resources, duplication of information on the auditory, visual, kinesthetic sensory channels and methods of training. It is necessary to prepare teachers to design of electronic educational resources, thus providing a new level of education.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, автоматизированное рабочее место.

Keywords: information and communication technologies, e-learning resources, workstation.

ИКТ и интерактивное оборудование для школ является очень важной составляющей качественного процесса обучения, поэтому одной из задач комплекса мер по модернизации образования в РСО-Алания - улучшение инфраструктуры общеобразовательных учреждений. Это учебное оборудование на базе цифровой техники, состоящее из автоматизированных рабочих мест учителя и обучающихся (АРМ), позволяющее использовать в учебном процессе современные методы и формы обучения. Одним из современных направлений использования ИКТ является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

При этом следует отметить, что имеющиеся ЭОР направлены преимущественно на визуальный тип восприятия, хотя имеются возможности учёта и двух других моделей мышления [1]. Тип информационного восприятия отражает специфику переработки информации человеком, а также взаимоотношения между людьми, является ведущим при восприятии материала, его переработке, хранении в памяти и передаче переработанной информации и это необходимо учитывать при конструировании ЭОР. Например, особенности мышления людей с выраженным кинестетическим восприятием могут быть учтены с помощью создания у них нужных ощущений обоснованным выбором цветовых палитр, влияющих на формирование психологического состояния обучаемого в процессе работы с учебником, а также цветовым выделением фрагментов, на которые следует обратить особое внимание обучаемого. Лицами с заметным аудиальным типом восприятия улучшить качество восприятия материала позволяет комбинирование аудиальных компонентов с визуальными.

Поэтому представляется обоснованным при конструировании ЭОР дублирование информации по аудиальному, визуальному, кинестетическому сенсорным каналам и методикам обучения. Связано это с тем, что зрительное восприятие различных цветов человеком различно и при конструировании ЭОР цвет является важным фактором. Объекты, окрашенные в холодные тона, нам кажутся удаленными, а теплые тона — приближенными из-за природной воздушной перспективы. Удаленные предметы, воспринимаемые через слой воздуха, кажутся, как бы в синей дымке, а объекты светлых и теплых цветов зрительно воспринимаются нами больше своих действительных размеров. Если рассматривать красный, оранжевый и желтый цвет, то они имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают

стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые коротковолновые и поэтому легко воспринимаются.

Зная эти особенности человеческого восприятия, можно цветом зрительно корректировать пространство. Исходя из того, что восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия на зрительный аппарат человека, оно влияет на возникновение у человека цветового ощущения, зрительную память и другие элементы восприятия. После восприятия глазом цвета начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе. Из курса физики известно, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, преломления и поглощения. При этом следует отметить, что восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Важным условием нормального восприятия является организация и структурированность получаемой информации. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды, и при этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.

Экспериментально выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры. В отличие от восприятия, внимание ограничивает лишь ту часть поступающей информации, которая будет обрабатываться, что приводит к необходимости разделения ее на части, не превышающие возможности ее обработки зрительной системой. Эти особенности восприятия цвета человеком необходимо учитывать при конструировании ЭОР, формировании предметно-пространственной среды, оценке уровня качества ЭОР [2].

Зрительная информация может обрабатываться как по принципу «снизу - вверх» (сначала воспринимаются отдельные детали, а затем воспроизводится образ в целом), так и по принципу «сверху - вниз», когда распознавание образа в целом ведет к распознаванию его отдельных частей. Поэтому при предъявлении зрительных образов соотношения общего плана и частностей предъявляемого образа должны быть разными. Частные детали должны быть четко высвечены. Общее и отдельное при восприятии взаимосвязаны. Рекомендуется при конструировании ЭОР чередование этих двух путей предъявления информации. Образное предъявление учебного материала от частного к общему и от общего к частному должны дополнять друг друга. Восприятие целого протекает через анализ частностей. Для повышения точности восприятия методика зрительного отражения информации должна включать в себя и возможное увеличение наиболее важной части образа.

Экран монитора не должен содержать «конкурирующей» информации. Лучший вариант -предъявление от 3 до 7 единиц информации. Сознание человека нуждается в опорных точках, которые бы порождали всю цепочку образов, усвоенную когда-то информацию. Многие процессы сознания при этом образуют систему условных рефлексов. При этом появление какого-то стимула может служить пусковым механизмом для работы всего сложившегося динамического стереотипа переработки информации. На этой основе возникает тесная взаимосвязь между вниманием, восприятием отдельных предметов и восприятием явления, процесса в целом, что способствует эффективности использования ЭОР при методологическом и психолого-педагогическом обеспечении в процессе конструирования.

ЭОР «станут эффективным образовательным ресурсом в том случае, если их проектирование будет производиться с учетом возрастных особенностей учащихся, а также отвечать психологическим и социальным потребностям конкретного периода школьного детства» [3].

Для того чтобы процесс образования был эффективным, важно чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Особое значение психологи придают кинестетической системе, т.к. именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия, моторики, и интерактивные доски способствуют этому. Они используются в качестве электронных интерактивных инструментов - современных, мощных, значительно ускоряющих доступ к необходимой информации, облегчающих ее восприятие и способствующих формированию творческой активности.

Немаловажная роль отводится ЭОР при реализации внеурочной деятельности, в процессе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный

вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Для этих целей недостаточно возможностей урока, поэтому нужны дополнительные формы и методы работы, современные технологии, позволяющие максимально удовлетворять познавательные интересы учащихся.

Сегодня в образовании стремятся максимально использовать современные технологии, среди которых на первом месте ЭОР, и педагоги должны быть готовы к конструированию ЭОР, обеспечивая тем самым качественно новый уровень образования.

Литература

1. Бент Б. Андресен, Бринк Катя ван ден. Мультимедиа в образовании. Информационные технологии в образовании. Специализированный учебный / Авторизованный пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. 224 с.

2. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. СПб: СПбГУИТМО, 2006. 73 с.

3. Рубцова О. Возрастной подход в проектировании ИКТ: электронные образовательные ресурсы для подростков / Тезисы Международной конференции ИИТО-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», 13-14 ноября 2012. Москва.

Spiritual and moral education and development enrolled in primary general

education Sidorova S.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования Сидорова С. В.

Сидорова Светлана Владимировна / Sidorova Svetlana — социальный педагог, Муниципальное казённое образовательное учреждение Заречная основная общеобразовательная школа, п. Заречный, Олекминский район, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях сельской школы; проблемы и пути решения проблем духовно—нравственного воспитания младших школьников. Abstract: this article discusses the features of the development and education of students in primary general education in a rural school; problems and ways of solving the problems of spiritual-moral education of younger schoolboys.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, ценность. Keywords: education, morality, value.

На современном этапе Россия переживает непростой исторический период. В обществе над ценностями духовными доминируют ценности материальные, поэтому и у детей представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме сильно искажены. В связи с этим поднялся общий рост преступности агрессивности в обществе. Духовно-нравственное воспитание играет огромную роль в формировании личности ребёнка, в его становлении. Нравственность и включает в себя следующие понятия, такие как честь, доброта, сочувствие, любовь. А это одни из главных качеств личности. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой находится ребёнок, где происходит его становление личности.

Исходя из вышеизложенного, попробуем найти пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновало учёных, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.