УДК 37.03 ББК 74.6
ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,
Московский гуманитарный университет, кандидат педагогических наук Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования E-mail: [email protected] Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается роль духовности в развитии личности, уделяется внимание развитию и совершенству человека. Предлагается краткий анализ духовности с позиции человеческих качеств, мировоззрения и поведения человека.
Ключевые слова: духовность, личность, развитие, совершенство, человеческие качества.
Annotation. The article talks about the importance of spirituality in the development of personality, attention is paid to the development and perfection of man. A brief analysis of spirituality from the perspective of human qualities, attitudes and behavior of the person.
Keywords: spirituality, personality, development, excellence, human qualities.
В православной педагогической культуре духовно-нравственное воспитание является основой воспитания личности. Духовность как особое качество личности оказывает влияние на всеобщее развитие человека. Это влияние проявляется при нравственном, эстетическом, физическом и других видах воспитания.
Воспитателям в общении с детьми необходимо поддерживать у них высокую дисциплину, развивать дружелюбную атмосферу в коллективе, товарищество и взаимопомощь, воспитывать у них любовь и уважение к старшим и друг к другу, а для этого необходимо понять значение и важность духовной стороны развития личности.
В связи с этим обратимся к богатому багажу знаний ученых, которые имеют свои интересные и глубокие исследования в области духовно-нравственного воспитания и определим значение духовности в развитии личности.
Обращение человека к идеалу, к высшим ценностям вызывает у него творчество, вдохновение и развитие его лучших качеств. Поэтому многие авторы выделяют в своих работах такой признак духовности, как «развитие личности».
В.В. Зеньковский рассматривал духовность не только как творческую силу, но и как начало целостности и иерархичности. Духовная жизнь заключается в стремлении к Абсолютному и Бесконечному, что является сердцевиной личности и источником ее саморазвития [9, с. 46]. Иером. Иоанн Кологривов определяет духовность «как высшую деятельность души, направленность к стяжанию Духа Святаго, святости, нравственному совершенству, освящению души» [2, с. 237]. О силе духа И.А. Ильин писал, что она «имеет дар усилить себя
и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни» [13, с. 95].
Рассматривая духовность с позиции человеческих качеств, В.А. Сластенин считал, что духовность выступает как принцип самостроительства [18, с. 2]. С точки зрения Ш.Ш. Хайрулина, предпосылки духовности заложены в каждом человеке от рождения, и надо их только развивать. При этом человеку необходима помощь в развитии его духовных сил для качественно нового состояния [20, с. 46]. По мнению С.Ю. Дивногорцевой [6, с. 8], духовность есть высшее начало в человеке.
Духовность есть развитие духовного опыта. Поэтому духовность, отмечает Н.С. Катунина, есть то качество, которое «делает человека личностью, это есть способ не просто человеческого, но личностного существования» [15, с. 22].
В.В. Знаков духовность определяет как принцип саморазвития и самореализации человека [11, с. 5]. На этих же позициях находится В.А. Беляева: «Духовность - это выделение совести как показателя проявления духовной жизни, признание необходимости переживания человеком нравственных чувств, эмоций как побудителей духовно-нравственного становления и саморазвития» [3, с. 43].
«Основная цель духовной жизни обнаруживается в сознательном устремлении человека к совершенству», - считает О.Л. Янушкявичене [21, с. 3]. Данного мнения придерживается М.С. Боброва, указывая, что духовность - «внутреннее, деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте, созидании, самосовершенствовании». В данном случае духовность направлена к своему внутреннему миру [5, с. 29].
Некоторые авторы определяют развитие личности с позиции мировоззрения человека. Так, И.А. Колесникова пишет, что духовное начало присутствует внутри каждого из нас, будучи некой универсальной способностью, задатком, талантом, которые надлежит развивать в течение всей жизни. Потребностью и способностью к духовному развитию потенциально обладает каждый, независимо от его мироощущения и мировоззрения. И.А. Соловцова утверждает, что «саморазвитие осуществляется тогда, когда субъект осознает разницу между идеалом и собственным актуальным состоянием. Самоизменение возможно лишь тогда, когда воспитанник не остается наедине с сознанием собственного несовершенства, а получает стимул к дальнейшему духовному росту и убеждается в его возможности» [19, с. 77].
М.С. Боброва определяет развитие и совершенство личности с позиции мировоззрения человека, когда духовность является высшим уровнем развития человека, строящего свои отношения на основе гуманизма и стремящегося к высшим ценностям: добру, истине, мудрости, красоте [5, с. 19]. Эту точку зрения разделяет В.И. Мурашов [7, с. 99], который пишет, что духовность - это высокий уровень развития личности. И.А. Ильин [12, с. 307] писал, что духовность - это результат развития духа, способ его существования и проявления в человеке, его поступках. Духовность как ведущая категория его концепции устремляет человека к непрерывному совершенству и творчеству.
Признак духовности - «развитие личности»; с позиции поведения (взаимодействия) человека И.А. Колесникова рассматривает его как качество личности, которое можно справедливо считать ключевым звеном механизма принятия решений и основой поведения человека [16, с. 30]. Подобное определение духовности, в смысле влияния ее на поведение личности, дает Н.Н. Никитина. Она определяет духовность как качественную характеристику мышления человека, отражающую полноту его внутреннего содержания, возможность действовать за пределами себя и успешно строить свои отношения с окружающими людьми. Духовность определяется непрестанным трудом души, пониманием мира и себя в этом мире, направлением своих сил к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего мировоззрения [1, с. 43]. Подобного мнения придерживается и М.С. Боброва [5, с. 29], которая пишет, что духовность - это внутреннее, деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте, криативном отношении, созидании, самосовершенствовании. У О.Н. Лушниковой [17, с. 109] духовность характеризует сознательное устремление человека к совершенству. И.А. Соловцова [19, с. 77] считает, что духовность, как статистическое и динамическое свойство человека, обеспечивает одновременно устойчивость его смысложиз-ненной позиции и возможность его развития.
Некоторые авторы отмечают значение внутренних сил человека, которые успешно способствуют развитию
личности. Так, для М.С. Кагана [14, с. 39] духовность есть обретение внутренней силы, для Н.А. Бердяева [4, с. 445] духовность есть богочеловеческое состояние; духовная сила в человеке есть изначально богочелове-ческая. В.В. Зеньковский [10, с. 50] писал, что дух - это «дыхание жизни», высшее начало в человеке, которым он безмерно возвышается над всеми другими существами. Духовность не только как творческая сила, но и как начало целостности и иерархичности. И.А. Ильин в определении духовности и духа отдельного взятого человека говорил о том, что «человеку даны от Бога и от природы определенный способ телесного существования и особая форма душевной жизни. Дух же имеет силу и власть создавать формы и законы своего человеческого бытия, творить себя и способы своей личной жизни» [13, с. 129].
Есть авторы, которые внутренние силы человека называют творческими силами, Так, В.В. Зеньковский писал, что духовность в человеке - это не отдельная сфера, она может расцениваться как творческая сила человека, пронизывающая всю жизнь человека (и душу, и тело) [9, с. 46]. В.И. Жуков [8, с. 433] добавляет, что духовность - творческая сила, определяющая новое качество жизни.
Итак, определяя духовность как творческую и созидательную силу, главным ее составляющим в настоящем исследовании определяется наличие стремления души человека к идеалу, к высшим ценностям, к постижению смысла жизни, что является живительным источником жизни и развития человека.
Исходя из выделенных авторами особенностей признака духовности «развитие личности», определено, что духовность устремляет человека к стяжанию Духа Святаго, преображению души, к совершенству, к самореализации, к творческой и полноценной жизни.
Литература
1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сборник научных трудов и материалов по итогам научной конференции 27-30 сентября 2004 г.: в 2 ч. Волгоград: Перемена, Ч. 1. 2005.
2. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф... докт. пед. наук. М., 1999.
3. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дисс... докт. пед. наук. М., 1999.
4. БердяевНА. Самопознание. М.: Флинта, 1995.
5. Боброва М.С. Духовно-нравственное становление студентов в образовательном процессе ВУЗА: Дисс... канд. пед. наук. СПб., 2001.
6. Дивногорцева С.Ю. Взаимодействие культуры и религии в системе современного высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5.
7. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008.
8. Жуков В.И. Психология и педагогика: учебное пособие. М.: Институт Психотерапии, 2004.
9. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1992.
10. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. Школа-Пресс, 1996.
11. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии, 1998.
12. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
13. Ильин И.А. Путь духовного обновления: собрание сочинений в 10 т. Т. 1. М., 1993.
14. КаганМ.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. № 9.
15. КатунинаН.С. Сознание - субъект познания внутреннего мира человека // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Монография / Под ред. О.И. Кирикова. Кн. 18. Воронеж: ВГПУ 2009.
16. Колесников И.А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов // Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2004.
17. Лушникова О.Н. Формирование духовно-нравственной позиции школьников как педагогическая проблема // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Пятые Покровские образовательные чтения, 14-16 ноября 2006 г. // Под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. Рязань.
18. Сластенин В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. М. Ярославль, 2004.
19. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2006.
20. Хайрулин Ш.Ш. Проблемы духовности и образовательный процесс // Вестник Челябинского университета. Сер. 5. Педагогика. Психология. Челябинск, 1996.
21. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность: Дисс... докт. пед. наук. М., 2009.
References
1. Actual problems of modern education: a holistic approach: collection of scientific works and materials on the results of scientific conference 27-30 September 2004: in 2 parts. Volgograd: Peremena, Part 1. 2005.
2. Belyaeva V.A. Theory and practice of moral and spiritual formation and personal development of teachers in secular and Orthodox teaching culture: autoref. doct. ped. sciences. M., 1999.
3. Belyaeva V.A. Theory and practice of moral and spiritual formation and personal development of teachers in secular and Orthodox teaching culture: dis... doct. ped. sciences. M., 1999.
4. Berdyaev N.A. Self-knowledge. M: Flinta, 1995.
5. Bobrova M.S. Spiritual and moral formation of students in the educational process of the UNIVERSITY: dis... doct. ped. sciences. SPb., 2001.
6. Divnogortseva S.Yu. Interaction of culture and religion in the modern system of higher education // Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2009. No. 5.
7. Divnogortseva S.Yu. Spiritually-moral education in theory and the experience of the Orthodox pedagogical culture. M: St Tikhon Orthodox humanitarian University, 2008.
8. Zhukov V.I. Psychology and pedagogy: manual. M.: Institute Of Psychotherapy, 2004.
9. Zenkovskiy V.V. Foundations of the Christian philosophy. M.: Publishing House Of St. Vladimir Brotherhood,
1992.
10. Zenkovskiy V.V. Problems of education in the light of Christian anthropology. M., School Press, 1996.
11. Znakov V.V Understanding of the existential choice: life in suffering or euthanasia // Questions of psychology, 1998.
12. Ilyin I.A. The path to the evidence. M: Republic,
1993.
13. Ilyin I.A. The path of spiritual renewal: the collection of works in 10 t. T. 1. - M., 1993.
14. KaganM.S. About the spiritual // Questions of philosophy. 1985. No.9.
15. Katunina N.S. Consciousness is the subject of the knowledge of man's inner world // Philosophy, faith, spirituality: origins, the position and trends of development: monograph, edited by O.I. Kirikova. Book 18. Voronezh: VSPU, 2009.
16. Kolesnikova I.A. The idea of spiritual discipleship teacher in the system of education to work with the person // Theoretical-methodological problems of modern education: collection of scientific works // Edit. by N.K. Sergeeva, N.M. Borytko. Volgograd, 2004.
17. Lushnikova O.N. The formation of spiritual and moral position students as a pedagogical problem // Philosophical-pedagogical and religious foundations of education in Russia: history and modernity: the Fifth Pokrovsky educational read, 14-16 November 2006 // Edit. by V.A. Belyaeva, Yu.V Orlova; Ryazan state University named after S. A. Esenin. Ryazan.
18. Slastenin V.A. K.D. Ushinsky: ontological foundations of Orthodox pedagogy. M., Yaroslavl, 2004.
19. Solovtsova I.A. Spiritual education in the Orthodox and secular pedagogy: methodology, theory, technology: monograph. Volgograd: Peremena, 2006.
20. Khairulin Sh.Sh. Problems of spirituality and educational process // the Bulletin of the Chelyabinsk state University. Series 5. The pedagogy. Psychology. Chelyabinsk, 1996.
21. Yanushkyavichene O.L. religious education: history and modernity: dis... doct. ped. sciences. M., 2009.