Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал личности в инфраструктуре визуально-эстетической медиасреды в пространстве городской культуры'

Воспитательный потенциал личности в инфраструктуре визуально-эстетической медиасреды в пространстве городской культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИАСРЕДЫ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ / МЕДИАСРЕДА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

В статье рассказывается о визуально-эстетических особенностях медиасреды, определяющих ее воспитательный потенциал в процессе педагогизации и насыщении визуально-эстетическими характеристиками. Автором обосновываются необходимость объединения средового, личностно-ориентированного, аксиологического и функционального подходов к проблеме. В результате анализа теории выявляются: развивающая, социально-культурная, художественно-творческая и мемориальная функции медиасреды, определяющие воспитательный потенциал личности в культурной среде города, эстетическое насыщающие ее в медиакультуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал личности в инфраструктуре визуально-эстетической медиасреды в пространстве городской культуры»

Практика медиаобразования

Воспитательный потенциал личности в инфраструктуре визуально-эстетической медиасреды в пространстве городской культуры

Н. Ф. Хилько, доктор педагогических наук, Омский государственный университет, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

Аннотация. В статье рассказывается о визуально-эстетических особенностях медиасреды, определяющих ее воспитательный потенциал в процессе педагогизации и насыщении визуально-эстетическими характеристиками. Автором обосновываются необходимость объединения средового, личностно-ориентированного, аксиологического и функционального подходов к проблеме. В результате анализа теории выявляются: развивающая, социально-культурная, художественно-творческая и мемориальная функции медиасреды, определяющие воспитательный потенциал личности в культурной среде города, эстетическое насыщающие ее в медиакультуре.

Ключевые слова: инфраструктура медиасреды и ее компоненты; визуально-эстетическая медиасреда, воспитательный потенциал личности, городская культура, эстетические ценности, диалог со средой, имидж культурной среды города, функции педагогической медиасреды, факторы воспитательного воздействия, содержание эстетического мед иавоспр иятия.

Educational potential of the personality in visual and aesthetic media spheare's infrastructure in space of city culture

Dr. Nikolai Hilko, Omsk State University, Russian Association for Film and Media Education

Abstract. The author write about visual and esthetic features of media spheare, defining its educational potential in the course of a pedagogization and saturation by visual and esthetic characteristics. The author locate need of association environmental, personal the focused, axiological and functional approaches to a problem. As a result of the analysis of the theory come to light: developing, welfare, art and creative and memorial functions media, persons defining educational potential in the cultural environment of the city, esthetic sating it in media culture.

Keywords: media, components; visual, esthetic, educational potential, personality, city culture, values, dialogue, image, cultural environment, city, function, factors, educational influence, content of esthetic media perception.

Среда как феномен существует с момента появления городов, но объектом теоретической рефлексии становится лишь в «момент осознания города не как хаоса пространств или совокупности разрозненных градостроительных ансамблей, представляющих художественную ценность, а во всей его целостности, как непрерывного пространства человеческого бытия. Средовый подход осознает город в его телесности, не как модель бытия, космоса или произведение искусства, но в качестве самого бытия как такового, во всех возможных его проявлениях — «высоких» («эстетически значимых») и «низких» («утилитарных», не входящих в образ города как произведения искусства)» [Трушина, 1999, с.84-86].

На наш взгляд, в рамках средового подхода городская культура представляет собой главным образом некое визуально-эстетическое пространство, где формируется имидж культурной среды города. Это понятие вмещает в себя не только особые качества и показатели, связанные с традициями культуры прошлого и формами историко-культурного наследия, но и некоторые объекты, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на формирование личности. Таким образом, мы видим тесную связь городской культуры и культурной среды города.

Медиасреда, по мнению Н.Б. Кирилловой, - это сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое или организационное воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей» [Кириллова, 2005, с.6]. Исходя из данного определения, мы видим тесную связь медиасреды со средствами массовой коммуникации. В то же самое время налицо объективная связь этого пространства с личностным пространством, которое, в свою очередь опосредуется объектами воспитательного воздействия. Так осуществляется диалог со средой, в котором объект и субъект воспитания непрерывно меняются местами.

Медиасреда выполняет важнейшую перцептивную роль и через образы внешнего облика города способным формировать атмосферу эстетического воздействия на личность. Эти особенности давно уже замечены учеными в области экологии зрительного восприятия. Например, В.А. Филин рассматривает взаимоотношения человека с окружающей его видимой средой, проблемы комфортности визуальной среды в местах обитания человека» [Филин, 2001, с.2]. С ними нами связываются инварианты понятия «медиасреда» с точки зрения их привязки к визуальной и эстетической культуре. Речь идет об эстетической и визуально-эстетической медиасреде.

Последняя представляет для нас особый интерес в связи с тем, что именно она обладает важнейшим воспитательным потенциалом для развития личности. Однако, чтобы всякая имманентно существующая медиасреда стала фактором воспитания, она должна обрести соответствующий педагогической статус, то есть принять формы педагогической медиасреды, то ес ть быть контролируемой извне и самим воспитуемым, управляемой, дистанцированной и защищенной от медиадеструкций.

Следует отметить, что визуально обозреваемые объекты медиасреды в городской культуре обладают определенной многокомпонентной инфраструктурой, в которую включены как автономные уличные источники информации (видеоэкраны, уличные фотовыставки, баннеры, дизайн -объекты), так и визуально-эстетические комплексы, привязанные к социальным институтам (системы концертной ВЭП видеоэкранной проекции, музейные парковые, библиотечные медиакомплексы). Кроме того, сюда входит отражение культурной среды города в средствах массовой коммуникации (местные телеканалы, сайты, серверы, порталы, построенные на краеведческой тематике).

Нужно отметить, что в нашем случае необходимо иметь дело с субъектно-ориентированной инфраструктурой культурного потенциала социальной макросреды, которая, по мнению Н.М. Геновой, связана с «реализацией культурных запросов и потребностей населения, способных формировать культурный потенциал аудитории, и существуют как культурно-личностный и культуротворческий потенциал» [Генова, 2011, с. 139].

Отталкиваясь от выше сказанного, и представляя инфраструктуру визуально-эстетической среды с позиций личностно-ориентированного подхода, можно увидеть, что, эволюционируя, различные образы городского ландшафта, события и люди-бренды становятся своеобразными объектами эстетического медиавосприятия. С данных позиций воспитательный потенциал личности может проявлять себя как репрезентируемый субъект воспитания, погружаемый в контекст самоуправления и соуправления через значимую техногенную среду с точки рения его отношения к красоте вообще и к красоте атмосферы некоторого бытия и со-бытия.

Эти важные личностные конструкты не могут не находить отражения в своеобразных факторах воспитательного воздействия на личность. Последние представляют собой совокупность эстетических параметров, которые показывают как красоту предстающей перед зрителем сиюминутной городской среды в целом, но и также всевозможные формы исчезнувшей и прошедшей красоты как части художественного историко-культурного наследия края. Это - обязательная составляющая воспитания патриотических чувств и настроений молодежи. На этой основе формируется некий симбиоз красоты прошлого, настоящего и будущего как мультибрендовый имидж

города, неотъемлемая часть его культуры. Важную часть в этой структуре играют также факторы, связанные с гармоний в красоте форм и линий, а также - красок и форм в их сочетании с городским ландшафтом. Они, несомненно, тоже помогают понять глубину и обусловленность эстетических чувств, возникающих при обращении к памятникам старины, заповедным местам, которые обогащают эстетический потенциал личности.

Этот процесс помогает зрителям и пользователям расставлять ценностно-эстетические акценты в своем восприятии красоты городского ландшафта. На основе аксиологического подхода к воспитанию личности в эстетически привлекательной среде дело не ограничивается только застывшей красотой памятников, площадей, исторически и культурных мест городского пространства. Немаловажную роль при этом играют эстетические ценности значимых для горской среды событий, праздников, памятных дат, в которых красота раскрывается сиюминутно. Это красота исполнения «здесь и сейчас». В то же время дополнение к увиденному своими глазами для воспитуемого становится красота в изобразительном искусстве и литературе краеведческой направленности, что также очень важно для сохранения литературного и художественного наследия региона.

Наконец, в определенной степени педагогизированная медиасреда, если ее рассматривать с точки зрения функционального подхода дает все основания предполагать ее многофункциональность. Нами выявлена инфраструктура ВЭМС, состоящая из семи компонентов: развивающая, социокультурная, художественно-творческая, рекламно-пропагандистская, мемориальная, коммуникативная и эколого-эстетическая медиасреда.

Развивающая функция педагогической медиасреды предполагает широкие возможности совершенствования творческих способностей и мастерства в самых различных областях искусства и в художественной деятельности посредством показанных достижений и способов их получения. Она привязана главным образом к городским сайтам, серверам, порталам.

Социально-культурная функция ПМС открывает возможности представления в обществе полученных достижений, талантов и пр.

Художественно-творческая функция ПМС тесно привязана к рекламно-пропагандистской. Она дает о себе знать также на видеоэкранах, дизайн-объектах и системах экранной концертной видеопроекции. Здесь дает о себе знать возможность развития зрителей в творческом ключе через подражание, сопереживание, творческое содействие.

Мемориальная функция ПМС определяет характер баннеров, рекламных щитов, музейных и библиотечных медиакомплексов. Она тесно связана с формированием культуры памяти молодого поколения. Вместе с тем нередко дает о себе знать эколого-эстетическая функция ПМС, отражающаяся в деятельности парковых медиакомплексов, проявление которой связано с сохранением культурно-эстетических ценностей, сосредоточенных в

парковых ансамблях - местах прошедших событий или значительных памятниках природы.

Нужно заметить, что рассмотренные функции ПМС отвечают определенным компонентам инфраструктуры ВЭМС, то есть они воплощаются в конкретных формах. Вместе с тем, единство ВЭМС и ПМС соответствует воспитательному потенциалу личности в медиасреде, который включает в себя ряд факторов воспитательного воздействия и объекты эстетического медиавосприятия.

Учитывая, что «воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого». Таким значимым другим и является медиасреда. При этом «влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует 'присвоенные' им самим достижения культуры» [Иванова, Левина, 2006 ].

Между обозначенными выше средами существуют тесная взаимосвязь, построенная на отношениях взаимозависимости и активного взаимодействия (см. рис.1), что определяет в свою очередь характер воспитательного потенциала личности в медиасреде.

Рис. 1. Соотношение визуально-эстетической, педагогизированной медиасреды и воспитательного потенциала личности

Таким образом, В данных зависимостях можно увидеть процесс педагогизации медиасреды, который определяется факторами воспитательного воздействия и объектами эстетического медиавосприятия (таб. 1). Как видим в табл. 1, в этом процессе участвуют все компоненты инфраструктуры визуально-эстетической медиасреды и отмеченные ранее факторы воспитательного воздействия.

Табл. 1. Воспитательный потенциал личности в инфраструктуре визуально-эстетической педагогизированной медиасреды

Компоненты инфраструктуры ВЭМС функции педагогической медиасреды (ПМС) Воспитательный потенциал личности в педагогизированной медиасреде

Факторы воспитательного воздействия Объекты эс тети ч еского медиавосприятия

Видеоэкраны (социально-кул ьтурная, художественно-творческая и рекламно-пропагандистская ) Красота городской среды Архитектура, памятники города, р еклама

Уличные фотовыставки (социально-культурная ИС) Исчезнувшая и прошедшая красота Городская среда, жители города, события

Баннеры, рекламные щиты (мемориальная) Ценност но-эстет ически е акценты Выдающиеся личности города

Местные телеканалы (коммуникат ивная) Красота прошлого, настоящего и будущего События, новости, прогнозы, пр оекты

Дизайн - объекты (художественно-творческая) Гармоническая красота форм и линий Символы и бренды города

Сайты, серверы, порталы (развивающая) Красота городской среды Архитектура, памятники города, реклама

Системы концертной ВЭП (видеоэкранной проекции) (художественно-творческая ИС) Красота исполнения «здесь и сейчас» Он-лайновый показ концерта, создание безбарьерной среды концертного показа

М едиакомплексы художественных и литературных музеев и библиотек (Мемориальная, художественно-творческая ИС) Красота в изобр азительном искусстве и литературе Художественное и литературное наследие города

Парковые медиакомплексы (эколог о-эстетическая ИС) Гармония красок и форм в их сочетании с городским ландшафтом Пр иродно-культурное насле дие города

Кроме того, здесь важнейшую роль играют объекты медиавосприятия, к которым относятся: как совокупная городская среда, так и отдельные объекты архитектуры, памятники города, реклама, выдающиеся личности

города, события, новости, прогнозы, проекты, символы и бренды города, концерты в он-лайновой трансляции, объекты природно-культурного, художественного и литературного наследия города. Все это в совокупности дает основания считать, что эстетическое насыщение личности возможностями творческого роста, развития, со-развития и взаиморазвития через медиакультуру в городской среде - важнейший фактор конструктивного формирования личности в медиасреде.

Литература

Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктры культуры региона. Омск: Из-во ОмГУ, 2011. 288 с.

Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. 2006 // www.kgau.ru/distance [дата обращения 12.09.2014].

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с.

Порозов Р.Ю. Визульные практики в современном городе // Человек в мире культуры. 2012. № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-praktiki-v-sovremennom-gorode [дата обращения на сайт 12.09.2014].

Трушина В.Е. Эстетика среды // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. СПб.: СПб философское общество, 1999. С.84-86. http://librarv.bv/portalus/modules/philosophy/readme.ph [дата обращения на сайт 12.09.2014].

Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. М.: МЦ «Видеоэкология», 2001. 312 с.

References

Filin, V.A. Video ecology. That for an eye well, and that - is bad. Moscow: Video ecology, 2001. 312 p.

Genova, NM. Culture policy in system of an infrastructure of culture of the region. Omsk: Omsk state university, 2011. - 288 p.

Ivanova, V.A., Levina, T.V. Pedagogics. 2006 // www.kgau.ru/distance [12.09.2014]. Kirillova, N.B. Media Sphere of the Russian modernization. Moscow: Academic project, 2005. - 400 p.

Porozov, R.Y. Visual practices in the modern city // Man in the culture world. 2012. N 3. Trushina, V.E. Aestetics of the environment // Aesthetics today: state, prospects. St.Petersburg: St.Petersburg philosophical society, 1999, pp.84-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.