Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Условия его реализации. Диагностика эффективности'

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Условия его реализации. Диагностика эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3248
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журкина А.Я.

В статье характеризуется воспитательный потенциал дополнительного образования детей, возможности диагностики результативности воспитательной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журкина А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Условия его реализации. Диагностика эффективности»

3. Кларин М. В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4(19). С. 54-62.

4. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 357-359.

5. Аналитическая справка по предварительным результатам Всероссийского конкурса для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада» // Официальный сайт Школьной проектной олимпиады. URL: Ы1р://школьныйпроект.рф/ (дата обращения 10.06.2017).

А. Я. Журкина

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье характеризуется воспитательный потенциал дополнительного образования детей, возможности диагностики результативности воспитательной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал дополнительного образования, диагностика эффективности воспитательной деятельности педагога.

Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений социальной политики государства и выдвижения на передний план вопросов воспитания подрастающего поколения в их новой постановке, соответствующей духу времени. Ибо, по мнению педагогов, психологов, обществоведов, современная ситуация характеризуется отсутствием высоконравственной «идеи, скрепляющей общество» (Ф. М. Достоевский). Ее место сегодня занято идеологией потребления (Л. А. Радзиховский), когда культ денег и уровень культуры располагаются в разных измерениях. Идея потребления материализуется в изобилии товаров, в большей активности и внутренней свободе людей, в культе богатства и посредственности. Новейший образ жизни питает психологию, при которой такие ценности людей, как добро, справедливость, порядочность, детьми просто не воспринимаются всерьез. Многие данные социологических исследований свидетельствуют о глубоком характере противоречий, охватывающих все сферы социальной и духовной жизни нашего общества.

Начавшиеся в мире в начале 90-х гг. реформы в сфере образования и воспитания породили в свою очередь комплекс проблем и противоречий. Формируется новое представление об образовании не как о системе знаний, умений и навыков, а как об упорядоченном способе присвоения ребенком культурных ценностей (Н. С. Дежникова). Знание - великая ценность. Но пользование им в отсутствии культуры приводит к безнравственности. Установка на интеллектуализацию образования детей вступает в противоречие с анимационными способностями детей (у них весьма незначителен живой душевный опыт). Но душа и разум должны быть в гармонии. Массовая бездуховность общества сегодня породилась вследствие недооценки воспитания и как социального явления, и как

© Журкина А. Я., 2017

целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное развитие детей. В этих условиях была принята Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [1], разработанная во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761, в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Воспитание - възъпитание (от древнерусского) - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное, скрытое в душе его (В. И. Даль). Его ключевые слова: ценности - отношение - поведение. Воспитание имеет иное, чем в обучении, содержание, логику и методы воздействия на детей.

Целью нового воспитания человека XXI века должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытие их творческого потенциала, приобщение к материальной и духовной культуре и формирование гражданского самосознания.

Принятая стратегия развивает механизмы, предусмотренные Законом «Об образовании в РФ» [2], который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Морально-этической доминантой воспитания выступают гуманистические идеалы национальных традиций ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также личная ответственность за свои поступки.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода и социальной ситуации развития ребёнка. Таким образом, целью стратегии воспитания сегодня является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический, общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Переходя от осмысления сущности и значения воспитания, представленного в директивных документах, к материалам исследований педагогов и психологов, отметим, что современная психология дает педагогам ориентиры «личностного роста» учащихся, представляя их как пересекающиеся линии развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка». Фонд «Могу» - компетентность, фонд «Хочу» - активность. Это очень сложная задача - обеспечение возможностей и активности детей в процессе их развития. Исследования показывают, что главным фактором, который стимулирует процесс развития ребенка, является эмоциональная стабильность его жизни.

Отсюда происходит понимание воспитания как обеспечение условий развития ребенка, что требует характеризовать ценность педагогической деятельности как обеспечение пространства и времени (среды) жизни детей и взрослых, педагогов в гармонии с собой и социумом.

Именно поэтому В. А. Сластенин воспитательную работу характеризует как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Однако ресурс развития человека заложен в нем самом. Поэтому педагог должен видеть не только то, что есть ребенок сейчас, но и то, чем он может стать, тем самым обеспечивая гуманизацию пространства детства. (Вспомним определение воспитания, данное В. И. Далем... Духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное, скрытое в его душе.)

Гуманизации жизни детей способствуют следующие функции педагога. Понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, организация разнообразной деятельности, культурное влияние.

Содержанием же воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей, педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятие его детским сообществом.

Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Однако учреждения дополнительного образования детей имеют больше возможностей для реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации.

Школа в последние годы в значительной степени занимается внедрением дидактических форм и технологий обучения, а учреждения дополнительного образования были и остаются одной из наиболее эффективных форм организации жизни детей, обеспечивающей развитие их интересов и склонностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи; рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени, летнего отдыха детей и молодежи; более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Поскольку каждое образовательное учреждение имеет свои функции, воспитательную среду можно создать лишь на основе их взаимодействия: дошкольные учреждения и студии раннего развития в УДО; детские общественные объединения и учреждения культуры; клубы по месту жительства детей и школы; учреждения дополнительного образования и школы и т. д. Цель взаимодействия -создание целостной, единой образовательной среды как пространства самореализации детей и молодежи на уровне организации их досуга, их репродуктивной деятельности, практико-ориентированной, творческой самодеятельности.

Именно создание единого образовательного пространства в процессе взаимодействия заинтересованных учреждений является объективной предпосылкой для формирования здорового образа жизни детей и молодежи, их физического и духовного совершенствования.

Это позволяет:

• корректировать практическую деятельность образовательных учреждений в аспекте формирования ценности физического, духовного и социального здоровья;

• корректировать содержание образовательных программ педагогов;

• преодолевать стихийность и фрагментарность работы по формированию здорового образа жизни отдельных учреждений и детских объединений.

Это становится одним из направлений целевой программы развития образовательного учреждения на конкретный период.

Реализация в регионе задач формирования здорового образа жизни, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи осуществляется средствами:

- расширения сети дополнительных образовательных услуг физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической направленности, что способствует здоровьесбережению детей (физическому, духовному, нравственному);

- обеспечения межведомственного взаимодействия - разработки и принятия единого плана работы образовательных учреждений района (региона) с обозначением традиционных и новых дел, включающих организацию и проведение досуговых, интеллектуально-творческих, развивающих программ на основе учета интересов детей, подростков и их родителей, социального заказа школы и других детских учреждений и общественных организаций;

- заключения договоров о сотрудничестве, открытии клубов, кружков, филиалов учреждений дополнительного образования в школах района;

- совместного подведения итогов по реализации всех программ года, определения, чествования победителей на празднике детства, на заключительных концертах фестивалей (19 мая - 1 июня)...

Взаимодействие реализуется и на уровне научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса повышения квалификации педагогов, методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях и образовательной среде, направленное на гуманизацию пространства детства: преодоление антагонизма между взрослыми и детьми, заорганизованности детской жизни, создание условий для детского творчества, формирование образа жизни детского сообщества как благоприятной среды социализации личности, разработки критериев и показателей для отслеживания педагогом результативности деятельности учреждения и самочувствия детей.

Взаимодействие необходимо для обеспечения личностных достижений детей: самореализации ребенка в разнообразной деятельности, систематической диагностики педагогом межличностных отношений и прогнозирования их дальнейшего развития (зоны ближайшего развития ребенка), формирования благоприятного эмоционального климата в детском объединении и т. п.

В практике образовательной деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие детей и молодежи, сложилось несколько уровней:

- отдых и развлечения в форме конкурсов, праздников, экскурсий, походов;

- практически ориентированная деятельность детей в форме творческих объединений, где воспитанники приобретают опыт конкретных умений;

- профессионально ориентированная творческая деятельность в форме объединений, лабораторий, научных обществ, экспедиций, конференций и т. п.

Критериями эффективности воспитательной деятельности образовательных учреждений в условиях их взаимодействия могут быть:

- на уровне деятельности: выполнение совместных программ досуговых, интеллектуально-творческих, участие в региональных, федеральных, международных программах и достигнутые результаты детьми, педагогическими коллективами;

- на уровне педагогов: выполнение образовательных программ, творческий рост педагогов, рост их профессионального мастерства; ориентация их деятельности от творчески работающих личностей к творчески работающему коллективу;

- на уровне детей: личностный рост ребенка, позитивная система его отношений к миру (людям, труду, самому себе), его самоопределение.

Показателями успешности личностно ориентированной деятельности педагога исследователи предлагают рассматривать: физическое здоровье, наличие интереса(ов) и его(их) удовлетворения в практической деятельности; психическое равновесие, высокая и адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства, способность к сопереживанию, сочувствию другим.

За годы совместной работы образовательные учреждения накопили богатый опыт в разработке, организации и проведении игровых, развлекательных, интеллектуально-творческих программ. Каждая программа, созданная на конкретной территории, организуется с учетом свободно возникающих в процессе деятельности и стимулируемых педагогическими средствами интересов детей к различным сферам жизни. В процессе работы решаются задачи обеспечения педагогической поддержки творческой активности ребенка, развития его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и непрерывному самообразованию, самореализации. Так, в Щёлковском муниципальном районе Московской области создана и успешно реализуется комплексная целевая программа социализации и поддержки творческой одарённости детей «Радуга успеха» (20142017 гг.), пришедшая на смену реализованной ранее программе «Я - щёлковец, юный гражданин».

Педагогическая технология вообще, как и технология педагогической поддержки воспитания детей, их самоопределения, формирования образа Я учащихся, - это такое построение деятельности, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности и выполнение которых (действий) предполагает достижение необходимого результата. Но результативность педагогических действий нельзя оценивать только по конечному результату, необходима оценка качества каждого этапа педагогических действий, а именно:

- комплексность педагогической диагностики в процессе обучения и воспитания, соответствие избранных целей и задач формирования самоопределения уровню готовности учащихся;

- плановая обеспеченность педагогической поддержки духовно-нравственного развития, самоопределения учащихся;

- организационная обеспеченность решения учебно-воспитательных задач;

- психологическая подготовка учащихся к деятельности по обучению, воспитанию и самопознанию;

- коммуникативная подготовка учащихся;

- перевод педагогических целей в цели деятельности учащихся; комплексность педагогического контроля, анализа и оценки педагогической поддержки и ее результативности;

- согласованность воспитательных и учебных усилий всех педагогов и коррекция с учетом условия формирования самоопределения;

- творческий характер педагогической деятельности.

Анализ, характеристика педагогической деятельности с помощью этих показателей носит объективный характер.

Обращаясь к технологии сложившейся в ряде УДОД Щёлковского района Московской области психодиагностики, мы придерживаемся точки зрения Л. М. Фридмана о необходимости направленности диагностики на целевое

выявление особенностей развития каждого обучающегося в УДОД ребёнка. При этом особенно значимыми для нас выступили идеи:

- изучение личности важно не само по себе, а в связи с решением определенной педагогической задачи;

- диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а с учетом перспектив развития в сотрудничестве с педагогом (быть проектирующей и развивающей);

- оценка результатов диагностики развития учащихся должна производиться путем сопоставления их только с результатом предыдущей диагностической проверки того же учащегося;

- все основные используемые в работе методики являются воспитательно-образовательными средствами и подбираются с учетом специфики содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся - участников внешкольных объединений;

- используемые методики достаточно просты, не требуют громоздкой процедуры обработки результатов обследования, доступны для интерпретации не только специалисту-психологу, но и учителю, педагогу дополнительного образования, иногда не имеющему даже педагогического образования, а лишь специальное (техническое, биологическое, медицинское, художественное и др.);

- фиксация результатов, иллюстрирующих восходящую (или понижающуюся) динамику развития, проводится систематически и последовательно по определенной системе, наглядно демонстрируя для учащихся изменения по сравнению с его исходным состоянием, стимулируя дальнейшую работу над собой (с возможной помощью педагога);

- обучающиеся специально привлекаются к выявлению собственных возможностей, качеств и умений, что способствует «выращиванию» у них вкуса к самодиагностике, чувства удовлетворенности хорошим самоконтролем.

Осуществляя диагностику таким образом, чтобы не разрушить системы сложившихся взаимоотношений, педагоги в детских объединениях УДОД стремятся избегать травмирующих ребят экспериментальных диагностик, при проведении которых они бы чувствовали атмосферу экзамена, волновались, боясь показаться смешными или неправильно отвечающими на предложенные вопросы, ждали бы оценки взрослых.

Избавиться от подобного состояния помогают такие своеобразные средства выявления и оценки проявления личностных особенностей в ходе деятельности и общения, которые наиболее популярны в современных технологиях активного обучения. Условно мы обозначили их как «интенсив-диагностики», подразумевая напряженный, активный, живой характер их протекания, нетрадиционную импровизационность, легкость применения и обсчета (по инструментам и по времени).

В то же время достаточная достоверность их обеспечивается комплексностью взаимопроверяющих методик, выявляющих истинность первичных итогов.

Чтобы диагностика личности подростка проводилась в объединении регулярно (1-2 раза в год), необходимо этим озадачить весь педагогический коллектив. Для этого в УДО, образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение педагогов, работающих с детьми разного возраста (7-10 лет, 12-15 лет, 16-17 лет), технологии диагностики готовности учащихся к жизненному самоопределению. Педагоги должны осознать смысл, необходимость психолого-педагогического изучения учащихся, научиться пользоваться доступными методиками, обобщать полученную информацию по каждому ученику, сходным

группам, формулировать учебно-воспитательные задачи, планировать содержание работы. Практика показывает, что подобная работа, помимо осознания ее необходимости, интереса к ней, требует от каждого педагога значительных временных затрат. Администрацией в педагогическом коллективе создаётся атмосфера заинтересованности (педагогические советы, индивидуальные темы самообразования, конференции, обобщение опыта, конкурсы «Сердце отдаю детям», публикация статей, моральное и материальное стимулирование).

Психолого-педагогическая диагностика образа «Я» подростков может осуществляться по следующим направлениям: мотивы и потребности (ценностные ориентации, отношение к себе, людям, труду), знания, умения (интересы, склонности, сформированность профессионально важных качеств - трудолюбия, самостоятельности, умения доводить дело до конца), практический опыт -успешность в учении, взаимоотношения, статус в объединении, группе.

Технология исследовательской деятельности педагога представлена нами в книге «Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования» [3], которая может помочь как методистам, руководителям образовательных учреждений, так и педагогам. Технология и методика изучения педагогом личности обучающегося представлена в книге «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников» [4].

Примечания

1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г «Об образовании в Российской Федерации».

3. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. М., 2003.

4. Журкина А. Я., Назарова Н. Н. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников. Шуя ; М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.